Идентичность в психологии – Идентичность — Психологос

Психологическая идентичность и кризис идентичности

Антон – очень счастливый и успешный человек. Он получает отличную зарплату, его жена любит его и он добился всего, чего он хотел добиться в жизни. Всё в жизни Антона было прекрасным, и это находило своё отражение в том, как он ходит, говорит и в его уверенном настрое.

Однажды по пути к дому он получил телефонный звонок от своей жены, которая сказала ему: «Я больше не хочу, чтобы ты был в моей жизни. Я знаю, что это сюрприз для тебя, но это мое окончательное решение».

Его жена повесила трубку, и он вдруг почувствовал себя никчемным. Он чувствовал, что вся его уверенность и счастье были утеряны. С того дня он стал несчастным, отчаянным человеком.

Что с ним случилось? Что случилось с его уверенным и сильным характером?

Дело в том, что звонок жены заставил его потерять свою психологическую идентичность.

Идентичность это наша способность к саморефлексии и осознанию. Люди обычно приобретают свою идентичность через задачи, которые они выполняют, и объекты, с которыми они идентифицируют себя. Например, если вы спросите кого-то: «Кто ты?» и он ответит: «Я шеф-повар ресторана», то это может означать, что этот человек идентифицирует себя со своей работой и думает о себе как о шеф-поваре, а не как о Пете или Васе.

Отождествление с человеком

Дети, которые стараются подражать своим родителям, делают так, потому что они пытаются идентифицировать себя с родителями.

Идентификация с работой

Человек, который с гордостью говорит о своей профессии и, отвечая на вопрос «Кто ты?» называя свою должность это человек, который отождествляет себя со своей работой.

Идентификация с объектом

Некоторые люди отождествляют себя с драгоценными предметами и даже местами. Человек, который гордо водит свой большой автомобиль, может быть, отождествляет себя со своим автомобилем. Он хвастается, показывая, что он богат, он думает о себе как «Владелец дорогого автомобиля». Это обычно тот человек, который будет идти с опущенной головой, когда он страдает от финансового кризиса, который заставит заменить свой автомобиль на меньший. Это происходит потому, что он отождествлял себя со своим автомобилем и поэтому, когда машины не станет, он окажется без психологической идентичности. Он привык быть «Владельцем дорогого автомобиля», а теперь он ничто.

Теперь давайте вернемся к Антону. Он идентифицировал себя как «успешный человек», который имеет отличную карьеру и любящую жену. Если спросить его «Кто ты?» он бы ответил, говоря: «Я успешный инженер».

Так в чем же была проблема Антона и почему его уверенность в себе опустела? Проблема заключалась в том, что он отождествлял себя со смертным объектом, а именно с успехом, так что, как только объект был потерян, он потерял свою психологическую идентичность и чувствовал себя никчемным.

Кризис идентичности – это психологический термин, который описывает человека, находящегося в постоянном состоянии поиска своей идентичности. Таким образом, кризис идентичности не относится к реальному кризису, а просто описывает нормальный этап развития личности. Реальная проблема возникает, когда человек не находит подходящую идентичность или обрушивается его хрупкая имеющаяся.

Как только человек, который не нашел правильной психологической идентичности, сталкивается с большой жизненной проблемой, он, как правило, теряет эту хрупкую идентичность и в конечном итоге ищет новую. Вы никогда не встречали человека, который всегда пытается назваться новой ролью снова и снова и не придерживается ни одной из них?

Обычно это поведение человека, который страдает от кризиса идентичности. Кризис идентичности может дать мощный удар по вашей уверенности в себе и вашему собственному представлению о себе, и поэтому они строят твердую тождественность с чем-то, что сможет сделать их более уверенными и более твердыми, когда они столкнутся с жизненным вызовом.

Некоторые люди могут пойти дальше и идентифицировать себя со своим партнером.

Как мы видели в истории Антона, он отождествлял себя со смертным объектом (его успех в профессиональной и семейной жизни) и это привило к потере его идентичности, когда он потерял этот объект.

Антону следовало отождествлять себя со своими навыками и умениями, а не со своими достижениями, потому что даже если он потеряет свои достижения, то способности и навыки не пропадут. В конце концов, это именно способности и навыки сделали его успешным и, отождествляя себя с ними, он сможет лучше защитить свою самооценку.

Если бы он идентифицировал себя как «стойкий, умный и сильный человек» он бы не столкнулся с кризисом идентичности.

Чем больше ваша психологическая идентичность будет зависеть от вашей работы, вашего богатства, любви вашего партнёра или любого внешнего объекта, тем более вероятно, что вы потеряете эту идентичность, когда вы потеряете этот внешний объект.

pendelson.ru

Идентичность это

Понятие идентичности используется во многих науках: логике, философии, социологии и, конечно, психологии. Это слово восходит к латинскому «idem» («такой же», «тот же самый»), и до сих пор одно из его значений — «равнозначность», «одинаковость». В науке понятие стало широко употребляться только со второй половины XX века.

«Я» как целое

Как психологический термин идентичность означает способность психики человека осознавать принадлежность личности к определенным группам — профессиональным, религиозным, национальным.

В научный оборот понятие ввел немецкий психолог Эрик Эриксон, рассматривавший его в рамках своей теории стадий психосоциального развития. Центральная категория этой теории — эго-идентичность, которая определяется как глубинная внутренняя структура, обеспечивающая целостность и непрерывность «Я» на протяжении всего развития личности, несмотря на все происходящие с ней изменения.

Итак, любой человек проходит восемь этапов развития, и на каждом из этих этапов ему предстоит решить личностный конфликт, причем от принятого решения будет зависеть дальнейшее формирование идентичности. Вот эти стадии и выбор из двух путей, который личность должна сделать:

  • Доверие или недоверие миру? (в период от рождения до года).
  • Самостоятельность или неуверенность в себе? (от года до трех).
  • Инициативность или чувство вины? (четыре — пять лет).
  • Творчество (в других источниках — трудолюбие) или комплекс неполноценности? (шесть — одиннадцать лет).
  • Обретение идентичности или смешение ролей? (12–20 лет).
  • Одиночество или близость? (20–25 лет).
  • Продуктивность или застой? (25–64).
  • Целостность или отчаяние (65+).

В самом начале жизни младенец решает глобальный вопрос: заслуживает ли окружающий мир доверия? Если ребенок чувствует, что о нем заботятся, конфликт разрешается позитивно; если же он растет, испытывая постоянный стресс, то в дальнейшем будет воспринимать окружающую среду с пессимизмом и подозрительностью.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

На второй стадии ребенок учится ходить, возрастает его стремление к самостоятельности. Возможны два варианта. Родители предоставляют ему нужную свободу, мягко ограничивая ее там, где это уместно, — конфликт разрешается позитивно, у ребенка формируется уверенность в собственных силах.

В ином случае (при гиперопеке и чрезмерном ограничении самостоятельности или, наоборот, излишней требовательности) ребенок привыкает к стыду и сомнению в своих знаниях и умениях.

Рекомендуем: Что значит: аутентичность?

Когда наступает третья стадия, окружение ребенка, раньше включавшее только родителей, существенно расширяется. Самоидентификация теперь может происходить не только с отцом или матерью, но и с другими людьми. Предмет конфликта выражается в том, удается ли ребенку почувствовать себя независимым и инициативным исследователем этого нового пространства.

Далее наступает период активного обучения всевозможным навыкам. Главная опасность — сравнение себя со сверстниками и негативная оценка самого себя, полученная при этом сравнении.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Формирование идентичности достигает критической точки на пятой стадии. Подросток уже осознает себя во множестве ролей: ученика, юноши или девушки, друга… Важно представить их все как единое целое и определиться с целью, ценностями и установками на будущее.

Во время шестой стадии выясняется, может ли человек завязывать близкие отношения (с людьми любого пола), не меняя своей идентичности под влиянием чужой. Следующая стадия должна показать, склоняется ли человек к поглощенности лишь собственными проблемами (тогда он обрекает себя на застой в развитии) либо может заботиться о других.

Рекомендуем: Коллективизм и индивидуализм в психологии

Наконец, последняя стадия должна обозначить итог всей прожитой жизни и завершить формирование идентичности. В идеале при позитивном разрешении последнего конфликта человек обретает мудрость.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта на каждом этапе развития в эго-идентичность включается новое положительное качество, а при неблагоприятном — отрицательное. Не решенную на определенном этапе задачу можно перенести на следующий, однако там потребуется больше усилий, чтобы с ней справиться.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Например, недостаток родительской любви в младенчестве можно компенсировать повышенным вниманием к ребенку в более старшем возрасте, и тогда он вырастет гармоничной личностью. Стоит отметить, что разговор лишь о двух исходах конфликта, конечно же, условность. В реальности человек не выбирает один полюс, а старается найти компромисс между двумя, по возможности с перевесом в сторону благоприятного исхода.

Эриксон также разработал понятие «кризис идентичности», которым характеризуется потеря идентичности, чаще всего возникающая в юношеский период, на пятой стадии развития. Проблемы с самоопределением у подростков иногда выливаются в приобретение негативной идентичности, то есть социально опасной роли (преступник, асоциальная личность).

Рекомендуем: Индивидуальность — это

Эриксон считал кризис идентичности естественным явлением взросления. Тем не менее родителям необходимо всячески поддерживать детей-подростков, избегая излишнего давления на них, чтобы помочь им разобраться в путанице ролей.

Утрата четкой эго-идентичности возможна и в другие жизненные периоды и, как правило, возникает из-за серьезных перемен: переезда в другую страну, потери работы, взросления детей и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

«Я» в различных проявлениях

Теперь рассмотрим проблему в несколько ином свете. В предыдущей части нас интересовала личностная идентичность, взгляд человека на себя в целом. Но также для каждого из нас характерна социальная идентичность личности, то есть идентификация с членом определенной социальной группы вплоть до «растворения» в ней.

В психологии сложилась тенденция все такие типы идентичности представлять в виде двух больших совокупностей: естественные идентичности и искусственные. Первые, что явно видно из названия, должны возникать сами по себе (человек, например, не выбирает, какой национальности ему родиться). Для поддержания вторых нужно прилагать усилия (профессиональная идентичность, религиозная). Остановимся подробнее на некоторых типах идентичности.

Рекомендуем: Понятие асоциальности

Одной из важнейших в группе естественных становится половая идентичность, формирование идентичности этого типа определяется в первую очередь биологическими данными. С ней тесно связана гендерная идентичность, однако это не одно и то же. Гендерная идентичность представляет собой социально-психологическое самоопределение человека с точки зрения маскулинности и феминности (мужественности и женственности).

С маскулинностью отождествляются все те черты, которые культура традиционно приписывает мужчинам: жесткость, активность, стремление к лидерству и риску, логическое мышление, сосредоточенность на карьере. Нормативные образцы феминного поведения — это сострадание, мягкость, забота, эмоциональность, приоритет семейных ценностей и так далее.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Комбинации этих двух противоположных критериев образуют четыре типа гендерной идентичности: маскулинный, феминный, андрогинный (проявление и тех, и других признаков) и недифференцированный (слабое выражение обеих групп признаков).

Этническая идентичность подразумевает осознание человеком своей причастности к определенной народности, эмоциональное отношение к прошлому и настоящему народа, отделение его от других этносов. Этническая идентичность отделяется от этничности — объективной принадлежности к тому или иному народу (обусловленной языком, культурой, местом рождения и так далее). Понятно, что две эти категории далеко не всегда будут совпадать.

К этнической идентичности близка идентичность цивилизационная, хотя приравнивать их друг к другу ни в коем случае нельзя. Последняя представляет собой наиболее широкую категорию из всех социальных идентичностей и включает в себя и культурную, и национальную, и религиозную, и другие виды идентичностей, но к сумме их не сводится.

Наконец, важнейшая для современного человека профессиональная идентичность. Профидентичность становится существенной составляющей психологического благополучия личности, однако достичь ее непросто.

Психологи подчеркивают, что формирование идентичности данного вида — это длительный процесс, она проявляется лишь при достаточно высоком уровне владения профессией, то есть заключается не просто в осознании своей принадлежности к данной специальности, а в восприятии себя как действительно компетентного специалиста. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Идентичность как предмет психологического исследования

Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях гуманитарного знания, в настоящее время всё чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности[3, с.3].

Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями.

В связи с кризисными явлениями в определении идентичности на разных уровнях (национальном, социальном, профессиональном) ощущается потребность в воспитании у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной позиции. Развитие рыночных отношений, технологизация и информатизация производства требует от выпускника системы среднего профессионального образования адаптивности, мобильности, творчества в решении профессиональных задач. Всё это определяет потребность в человеке – «реализовавшейся личности», фундаментальным основанием которой будет стремление к личностному росту и самосовершенствованию[2, с.3].

В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследования самосознания, самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я»[3, с.9].

Проблема идентичности проявляется в рамках глобальной проблематики существования самого рода человеческого как в плане реализации жизненной сущности человека, так и в плане профессиональной подготовки и профессионализации личности[1, с.3].

Проблематикой природы идентичности занимались такие психологи как Л.Б.Шнейдер, Д.В.Колесов, который соотнёс представление об идентичности в логике и психологии. По его мнению, в логике идентичность – это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира. В психологии идентичность – это переживание индивидом своего единства с каким-либо индивидом или их группой или своей приверженности к чему-либо, идее, принципу, «делу».

В логике идентичность – это действительно одинаковость объектов. В психологии идентичность – это особая форма отношений. Поэтому, говоря об идентичности, мы всегда имеем в виду, что одной из её сторон является индивид, а другой – другие существа или какие-либо иные объекты, процессы, явления. Но тогда возникает вполне правомерный вопрос: как возможна идентичность, если одинаковых (не различающихся) индивидов нет по определению? Само понятие «индивид» как раз означает «отличающийся от любого другого». И психологи справедливо декларируют «неповторимость» каждого человеческого существа.

Таким образом, идентичность в логике – это следствие отсутствия различий между сравниваемыми объектами, идентичность же в психологии имеет место, несмотря на различия, вопреки им [2, с.12].

Проблема становления идентичности в процессе личностного и профессионального развития и её влияние на качество жизни человека имеет междисциплинарный характер и рассматривается в нескольких аспектах.

В психологии понятие «личностная идентичность» связано с проблемой свободы выбора и самовыражения (И.А.Антонова, А.Б.Орлов, К.Хорни) и проблемой формирования «Я – концепции» личности (И.С.Кон, В.В.Столин, З.Фрейд, Э.Эриксон). Идентифицирование как базовый процесс и механизм самопознания освещён в трудах Е.З.Басиной, Р.Л.Кричевского, В.Г.Маралова, В.А.Петровского, В.С.Мухиной[2, с.3].

Современная психология основывается на развитии личности в системе процессов самопостроения, на стремлении индивида определиться в самопринадлежности, соотнести свой внутренний мир с внешней реальностью в ситуации усложнения, умножающегося экономического, политического, информационного и социально-психологического многообразия.

Идентичность – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Человек становится вполне человеком, когда осознаёт свою идентичность. Мы знаем, кто мы, осознаём свою идентичность в мире людей, профессий, наций.

Если истолковывать понятие «идентичность» как явление уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, то его истоки обнаруживаются в различных трудах по философии, истории, антропологии, этнографии, культурологии.

Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки зрения на идентичность как результат внутренней самореализации и внешнего контекста бытия, эти идеи оказали влияние на исследование личностной и социальной идентичности как зарубежными, так и отечественными психологами[5, с.5].

Идентичность употребляется как познание чего-либо, кого-либо или как отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом случае понимается процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства. Во втором значении идентификация означает эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.

Идентичность рассматривается и как осознание своего тождества с другими и самим собой, и как чувство, и как сумма знаний о себе, и как поведенческое единство. Она выступает как сложный интегративный феномен.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-70 годы XX столетия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.

Идентичность можно рассматривать также как элемент единства и многообразия защитной функции «Я», собственно динамики.

Следует отметить, что в зарубежной психологии решение проблемы идентичности ведётся в рамках понятий «Я-концепция», «Образ-Я» [1, с.9]. Так Р.Бернс рассматривает Я-концепцию как систему установок, направленных на себя, которые включают следующие составляющие: когнитивную, оценочную и поведенческую. А.Ватерман выделяет ценностные компоненты идентичности: цели, ценности, убеждения[4, с.9].

Понятие личностной идентичности также активно разрабатывается в современной зарубежной психологии. Особенно широко представлены две линии теоретической интерпретации и эмпирического исследования личностной идентичности. Первую можно отнести к современному психоаналитическому направлению, так как авторы, работающие в данной парадигме, опираются на теорию идентичности Э.Эриксона. Вторая линия исследований опирается на «концепцию – Я» Дж.Мида и объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов.

Подробный анализ исследований, сделанных зарубежными психологами, приведён в работах Н.А.Антоновой и Н.И.Ивановой.

Общей для социальных наук является точка зрения, опирающаяся на теорию Э.Эриксона, чьи работы можно считать классическими в области проблемы идентичности. Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.Эриксона, который определил личностную идентичность как внутреннюю непрерывность и самоотождествлённость личности, которая развивается на всех этапах жизненного пути человека[2, с.16].

В связи с этим личностная идентичность рассматривается как совокупность персональных качеств и характеристик индивида, обеспечивающая целостность и тождественность личности, её позитивное самопринятие.

Термин «профессиональная идентичность» употребляется сравнительно недавно в связи с проблемой профессионального самосознания, что нашло отражение в трудах М.Р. Битяновой, Е.Г. Ефремова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной[2, с.9].

По мнению многих психологов, формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Е.П.Ермолаева подчёркивает, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией[4, с.10].

Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта[3, с.3].

Профессиональная идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии и определённому профессиональному сообществу. Ключевыми составляющими профидентичности выступают образовательно-профессиональная общность судьбы и профессиональная осведомлённость. Свою роль в становлении профидентичности играют определённые ожидания и предпочтения, некие идеальные образы выбранной профессии и себя в ней у каждого человека[5, с.113].

Таким образом, профессиональная идентичность понимается как психолого-педагогическая категория, обозначающая интегративную характеристику личности, обусловленная уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающая устойчивое положительное отношение человека к себе как субъекту профессиональной деятельности, позволяющая самостоятельно осуществлять стратегию профессионального развития и включающая в себя профессиональную направленность, профессиональный «образ-Я», позитивный профессиональный идеал и «Я-концепцию»[1, с.7].

Профессиональное и личностное развитие неотделимы, поэтому в основе процесса становления профессиональной и личностной идентичности находятся фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность.

 

Литература:

1.    Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2009. – 22с.

2.    Скибо Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: дис…канд.псих.наук. Воронеж, 2004.

3.    Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов// Автореф.дис…канд.псих.наук. Курск, 2007. – 23с.

4.    Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2006. – 23с.

5.    Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.

moluch.ru

Психология идентичности

Введение

Человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления, человеческой личности включает в себя, поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности.

Цель данной работы – рассмотреть проблематику идентичности личности и деятельностный подход отечественной психологии.

Задачи:

— раскрыть понятие «самосознание»;

— изучить развитие личности в трудах отечественных психологов;

— рассмотреть деятельностный подход.

1. Самосознание личности

Сознание человека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем[1] .

Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других… За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей»[2] . Функции самосознания Выготский называл «третичными» функциями, имея в виду, что они производны как от непосредственного социального общения личности, так и от ее уже интерноризованных и в этом смысле «вторичных» психических функций.

Личность не может определить себя безотносительно к системе своих «социальных ролей»; она может сливаться, идентифицироваться с ними или отстраняться, дистанцироваться от них, даже противопоставлять себя им, но во всех случаях при определении своего «Я» они как бы служат для личности точкой отсчета.

Чем богаче структура жизнедеятельности индивида, чем шире круг его социальных принадлежностей, тем более сложным и дифференцированным будет его самосознание.

Во-первых, человек сталкивается с тем, что его разные обязанности и роли, например, профессиональные и семейные, не совпадают, а иногда и противоречат друг другу. Эти межролевые конфликты активизируют работу самосознания, побуждая личность иерархизировать разные аспекты своей жизнедеятельности, соподчинять их соответственно какой-то шкале ценностей.

Во-вторых, каждая «социальная роль» – это отношение, которое его участники могут определять по-разному. Эти внутриролевые конфликты предполагают необходимость самостоятельного, индивидуального определения собственной роли со всей вытекающей отсюда мерой ответственности.

В-третьих, неодинаково сами отношение индивида к выполняемым ролям: одни функции и виды деятельности переживаются и осознаются как органические, неотделимые от собственного «Я», другие – как более или менее внешние, периферийные, «искусственные». Степень психологического отчуждения индивида от своих «ролей» зависит от многих причин как социального, так и психологического характера[3] .

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, в ходе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразует в собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы, принятые в обществе или группе.

Социализация может происходить как стихийно, так и организованно, осуществляться как в специальных институтах (школа, вуз, трудовой коллектив, семья и пр.), так и в разнообразных неформальных объединениях. На социализацию влияют само общество, культура, этнос, условия региона проживания и даже тип поселения, средства массовой коммуникации и пр. Процесс социализации непрерывен на протяжении всего онтогенеза и протекает неравномерно. Так на дотрудовой стадии социализации человек больше социальный опыт усваивает, на трудовой – больше воспроизводит за счет активного участия в деятельности и воздействия на среду через эту деятельность; на послетрудовой стадии социализации человеком вносится существенный вклад в воспроизвоздство опыта, за счет передачи его новому поколению. Социализацию необходимо рассматривать вместе с индивидуализацией. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, социализируясь, личность вместе с тем «приобретает все большую самостоятельность, относительную автономность, формирует ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир»[4] .

2. Развитие личности

Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизученные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.

Аспекты общественного и культурного развития личности полностью не совпадают. Общественное развитие человека выражается той ролью, которую играют в его поведении общественные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов индивидуального опыта и органических («витальных») импульсов поведения. Конечно, наиболее высокий уровень развития характеризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой. Однако культурно развитый человек может быть индивидуалистом, а культурно не развитый – коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого уровня оно ни достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные связи и мотивы поведения. Коллективизм второго оказывается стихийным, примитивным, ибо не сочетается с высоким культурным уровнем, необходимым для обеспечения общественной сознательности человека. Ступени общественного и культурного развития – отличаются различной ролью, которую на каждой из них играют для личности общественные и личные отношения[5] .

Принцип детерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию, но и на другие его формы: на системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым цель определяет процесс достижения результата. Представление об активности личности, ее направленности, которое утвердилось в психологии, начиная со второй половины 30-х годов ХХ века, создает методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на уровне категории «психосоциального отношения». В психологии были выдвинуты трактовка детерминизма как действия «внешних причин через внутренние условия» (С.Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия «внутреннего через внешнее» (А.Н. Леонтьев).

Детерминистический тезис о том, что, изменяя в деятельности реальный мир, субъект изменяется сам, что и объясняет личностные трансформации индивида, оказалось возможным распространить и на область межличностных связей, в которых наиболее полно выявляет себя категория психосоциального отношения. Так же, как индивид в предметной деятельности изменяет окружающий мир и посредством этого изменения изменяет себя, становится личностью, социальная группа в своей совместной социально значимой деятельности конструирует и изменяет систему межличностных отношений и межличностного взаимодействия, становится коллективом. Феномены межличностных отношений отчетливо это обнаруживают. Так, самоопределение в отношении задач групповой деятельности складывается как результат активной деятельности по претворению в жизнь поставленных перед ней целей, то есть межличностные отношения преобразуются деятельностью, которая направлена вовне на присвоение социально значимого предмета, а не на сами эти межличностные отношения.

С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид обладает биологическими предпосылками для своего развития[6] .

mirznanii.com

Что такое идентичность? Текст научной статьи по специальности «Психология»

D

uisaauass-p

тропы метода

15 Grossi E. Greek Kleroteria: the first randomization technique? // Lancent. Vol. 365. January 15, 2005. p. 216.[WWW документ]http://66.102.9.104/search?q=cache:cHRPKvz23O0J: www.prevention.ch/lancet140105r pdf+Grossi+kleroteria+first +randomisation+technique&hl=ru. Термин «randomisation» в 1926 году

ЧТО ТАКОЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ?

впервые ввел R.A. Fisher, занимавшийся проблемами сельскохозяйственной науки. (Там же).

16 См.: Бузескул В.П. История афинской демократии. С. 290-301; Остерман Л. О Солон! История афинской демократии. М., 2001. С. 209-250.

С.И. Емельянова

Что такое идентичность? В чем ее сущность? Есть идентичность этническая, гендерная, социокультурная, персональная, гражданская, космополитическая и даже межнациональная, но нет просто идентичности. Это говорит только о том, что идентичность утверждается лишь в соответствии, она появляется тогда, когда есть отношение, в противном случае вопрос о ней попросту не встает. Следовательно, идентичность всегда проявляется в противоречии.

В социологии термин «идентичность» первоначально использовался для описания кризисов, которые ощущали на себе расово-этнические и религиозные меньшинства для того, чтобы описать нарастающие тревожные ожидания в связи с утратой смысла индивидуального существования различных образований такого рода.

Впервые термин «идентичность» был использован в работах Д. Рисмана «Одинокая толпа» и «Идентичность и тревога». Но более разработанная теория идентичности получила развитие в работах Э. Эриксона, который расширил систему понятий, связанных с этим термином, открыв дорогу социальному психоанализу. В

работе «Идентичность: юность и кризис» автор замечает,1 что позитивная черта «субъективного вдохновенного ощущения тождества и целостности» противопоставляется негативной черте непринятия другой целостности. Причем негативная черта столь же необходима для конструирования идентичности, как и положительная.

Формирование идентичности предполагает процесс одновременного наблюдения и отражения, посредством которого индивид оценивает себя, происходит на всех уровнях психической деятельности. Индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой. В то же время он оценивает их суждения и с точки зрения собственного восприятия в сравнении с ними и с типами, значимыми для него. Этот подсознательный процесс постоянной дифференциации начинается со встречи ребенка с матерью и продолжается в течение всей жизни через те прикосновения, которые содействуют познанию и узнаванию другого. Процесс тесным образом связан с социальностью, поэтому нет ничего удивительного в том, что все кризисы идентичности имеют отношение к кризисам в обществе. «Социальное Я», особое измерение индивида, Эриксон настоятельно советует не путать с «коллективным Я». Общество, в отличие от личности, не имеет качества субъективности, его можно использовать лишь метафорически, это атрибут индивида.

Взаимосвязь между развитием отдельного человека и историей, психологией и обществом, где формирование идентичности играет роль прототипа для социума, может быть осмыслена, по мнению Эриксона, только как род психологической относительности. Суть не в проявлениях идентичности, не в образе Я, не в ролях, исполняемых индивидами, хотя они могут стать доминирующими аспектами поисков идентичности. Психологическому подходу не хватает теории развития человека, которая занялась бы этим явлением, учитывая его истоки и направление. Поэтому изощренный психоанализ, который, по замыслу исследователя, мог бы учитывать окружающую среду как вне, так и внутри человека, должен дополниться социальной психологией.

Интерес к идентичности проявляется в связи

искурс пи

с участившимися разговорами об исчезновении субъекта на страницах постмодерных исследований. Часто употребляемый термин «толерантность», появляющийся рядом с исследуемым, указывает на обратное идентичности отношение, которое не выстраивает границы, но, скорее, разрушает их. Проблема, я думаю, возникла в результате усиленных призывов общества к толерантности, климат которой вреден для идентичности. Тревожные ожидания в обществе вызваны тенденцией к «принятию Другого». Это сказывается на идентичности, которая попадает в кризис. Главная идея в том, что процессы формирования толерантности и идентичности противоположны друг другу. Когда субъект толерантности толерантно относится к объекту толерантности, он подвешивает свое несогласие с другим и этим нарушает свою идентичность. Обратный процесс, процесс утверждения идентичности, нарушает толерантность.

Всякая идентичность творится в процессе нарциссизма. Ж. Деррида напоминает, что любовь к себе является тем первым условием, что дает возможность для появления любви к другому.2 Вначале человек может любить только себя, он знает только свое желание, и это является основанием для его выживания. Восприятие себя предполагает такую направленность, которая возвращается к себе от себя же. Это похоже на крик «Я!!!», который оглушает самого кричащего, не знающего изнутри никого, кроме себя. Так вот, для толерантности характерно смещение этого восприятия, переключение на внешнее в ущерб внутреннему. Даже умеренный скептицизм по отношению к себе рушит границы идентичности.

Кризис идентичности связан с тем, что в некоторый момент истории любовь к другому перевешивает любовь к себе. Признание идентичности другого способствует толерантности, но разрушает собственную идентичность. Наблюдаемые изменения, фиксируясь подсознательно, вызывают ответные действия со стороны ее укрепления — это вопрос выживания. Поскольку человек живет в со-бытии, в пространстве между развитием и деградацией, движением вперед и откатом назад, можно было бы предположить, что вышеупомянутые процессы — суть его проявлений. Определить их величину, тем самым зафиксировав себя в некотором положении, — означало бы отвернуться от события, признав одномерность бытия. Но жизнь показывает другой пример. Как будет происходить ход событий — не предусмотреть — как не увидеть свою идентичность неким целым. Одно ясно: идентичность в этом ракурсе — обратная сторона сближения, это некое дистанцирование от полного слияния с другим во имя сохранения своего Я, которое является сутью выражения своего бытия, того, что отличает данную статью от других, описывающих этот же феномен.

Если представить картину развития

идентичности целиком, происходит следующее: субъект, появляющийся в мире со-бытия, начинает осознавать себя в существующем многообразии вещей. Осознать себя — значит придать своему существованию смысл, а значит — и повод к ее продолжению и развитию. Осмыслить себя — это значит придать своему Я такую ценностность, которая позволит начать общение с миром. Что значит Я? Это субъект, который начинает диалог с выражения себя. Субъект вкладывает в свое выражение представления о неком идеале, которым может быть Я, одновременно добавляя из своей памяти события прошлого, которые, в свою очередь, тоже воспроизводят тот образ, что складывается в настоящем событии в процессе означивания своих действий и поступков. Для всего этого процесса в целом необходимо время. Время позволяет внести коррективы в выражение себя, своей идентичности, а также выяснить, что на ее корректировку оказывает воздействие не только активность, но и пассивность (т.е. активность мира, по большому счету). Идентичность, как некое единство, совокупность узких определений Я, понимаемая как тождество, получает характеристики процесса изменяемой самости, которой свойственно меняться в соотношении с проявлениями окружающего мира, которым может быть и Природа, и Другой, и Многое. Таким образом, идентичность сама вбирает в себя определения многого, ставя под вопрос выражение единого Я.

Такой парадокс говорит о жизненном противоречии между Единым и Многим, Я и МЫ. Я, как некая идентичность, единство своих характерных свойств, или попросту характер, выстраивает себе заслон, защиту от посягательств на ее индивидуальность, и эти границы поднимаются столь высоко, что заслоняют свет для другого существования. В начальный период всякое бытие стремится обозначить себя как себя, оно заявляет о себе желанием жить, не замечая вокруг ничего, кроме себя, это инстинкт самосохранения. Когда видишь в мире столь огромное количество проявлений, всегда хочется прокричать о себе и каким-то образом выделиться. Отличие именно в выражении своей идентичности. Но это выражение, поскольку оно отличается от других таковых, сталкивается своей непохожестью с другими. Столкновение проявляется в противоречии, которое рождается от встречи двух идентичностей (например, таких, как Единое и Многое), каждая из которых выражает себя: проявляет себя как Я в речи, заявляя о своем желании быть. Выражение, как форма бытия, наделяет жизнью Я, но и вводит в то же время наличие многого.

Я, такая, какая есть, проявляю, выражаю себя именно в противоречии с другими. В этот момент я есть некое Единое, тождество с самой собой в противовес другим как проявлению Многого, и я права. Мое единство выражается в имени, которое является моим бытием. Мое имя, моя идентичность,

ИСКурС Ш тропы мнетода

отличается от всего многого, но я являюсь частью последнего, не только потому, что я сама буду частью многого в обратном отношении, но и потому, что моя идентичность, мое Я, состоит из множества свойств, качеств, состояний. Т.о., я как Единство состою из Многого, а кроме того, проявляюсь как Единство по отношению ко Многому. В довершение всего, само единство — результат существования многого. Единое, т.е. само Я, без отношения ко Многому в принципе не существует. Я как Я определяется только в противоречии. И это тот самый парадокс, в который попадает тот, кто стремится определить себя.

Я проявляю себя вразрез с миром. Расстояние между нами, так же, как и расстояние между единым и многим, заполняется правилами и нормами этического содержания. Мораль такова: туда не ходи, сюда не ходи, если не хочешь потеряться, потерять свою идентичность, которая растворится во множестве. Но идентичность стремится к толерантности, к познанию, поэтому разрыв между Единым и Многим всегда стремится заполниться, идентичность всегда открыта изменению — нарицает себя многими именами по отношению к другим таким же идентичностям. А любая толерантность как многое движется в сторону идентичности, как стремление видеть себя единым, одним.

Любая интерпретация хороша уже тем, что она есть. Именно интерес к трактовке порождает смысл. Интерес проявляется в задавании вопросов самому себе. Он является тем условием, которое придает существованию идентичности статус бытия. Идя от себя, субъект выказывает интерес к миру, возвращаясь к себе после прикосновения с ним, осмысляет это прикосновение, наделяя его бытием, и, таким образом, интерпретация получает историю. Результат этого процесса — открытие себя миру и мира для себя из мира, который был «в», но решил открыться, выразить себя в ответ тому, кто в свою очередь, выразил через свое Я тот внутренний мир, что прятался внутри него. И это настоящее открытие! Не только себя, мира, но и со-бытия, которым становится каждая история выражения. Идентичность получает свое выражение только благодаря тому, что существует другая идентичность, которая может ей противоречить, а тем самым — вести диалог, в котором не один, а по меньшей мере, два пути: от себя и к себе. Т.е. идентичность существует только

в отношении события.

Итак, пора подвести итоги: что же такое идентичность? Это выражение своей причастности к миру, которому придается статус бытия, и которое есть условие продолжения и возобновления жизни, а также основание для общения и рассуждения, в нем отражается сущность неповторимо уникального существования отдельной личности, соответствующая воплощению внутренне присущей идеи в действительности в процессе развития, и зависящая от восприятий, представлений и предпочтений как самого индивида, так и мира в целом, играющая роль объединяющего, а также разделяющего принципа в отношениях между людьми.

Определение получилось культурно нагруженным, но оно отражает принцип события: это выражение себя в жизни с другими. Для идентичности главное содержится в противоречии, это стимул для развития и для выражения себя и мира. В заключение мне хотелось бы рассказать одну притчу о детях, поймавших бабочку, которую они зажали в ладонях и решили показать ее своему учителю, спросив при этом, жива ли мертвая бабочка. Дети задумали хитрость: если учитель скажет, что если бабочка жива, то не может быть мертвой, — они ее незаметно «придушат», показав мертвую, а если он ответит, что живым не может быть мертвое, — они выпустят ее на волю. Учитель был мудр. Он ответил, что все находится в их руках. И правда, в наших руках находятся как жизнь, так и смерть. В наших руках находится как единое, так и многое, как выражение себя одним, но многими поступками. В наших руках находится наша идентичность, как и наша толерантность. В свете данной проблемы это означает, что дело вовсе не в том, нарушается или укрепляется идентичность. Жизнь — это ведь не поиск позитивности среди «нагромождения» негативностей; важно, что есть как то, так и другое — как событие нашего со-бытия, благодаря которому мы можем жить, выражать ее по-своему и, таким образом, общаться, открываться и открывать.

1 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 28-33

2 Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000. С 329-333

cyberleninka.ru

Идентификация в психологии: понятие, признаки, характеристика

Отождествлять себя с кем-то лет в 10 — абсолютно нормально. Но человек растет, происходит становление личности, формируется свой характер. И необходимость в идентификации с иным индивидом отпадает.

А если этого не происходит? Если отождествление продолжается у взрослого? Давайте рассмотрим эту тему. И начнем с выяснения того, что значит идентификация в психологии.

Понятие

Идентификация — это отождествление себя с другим человеком, членами какой-либо группы, персонажем фильма или книги. Иными словами, понятие идентификации в психологии можно рассмотреть как уподобление себя кому-то.

Идентификацию подразделяют на два вида: первичную и вторичную. К первичной можно отнести становление личности ребенка, проходящего через процесс отождествления. Сначала младенец идентифицирует себя с родителями.

Вторичная идентификация — это отождествление себя с теми людьми, которые не являются родителями.

Виды отождествления

В психологии идентификация личности бывает следующих видов:

  1. Ситуативная. Проявляется с детства. Это отождествление себя с родителями, братьями и сестрами. В общем, с членами семьи, которых любит ребенок и стремится походить на них.

  2. Групповая. Уподобление общности в группе. Проявляется в том, что человек признает устои и ценности группы как свои собственные. Понимает себя и принимает как участника данной группы.

  3. Социальная идентификация. В этом случае человек отождествляет себя как агента социального круга.

  4. Личностная. Это комплекс характерных черт, присущих конкретному человеку, которые позволяют ему быть отличительным от других и стать подобным себе. Личностная идентификация в психологии понимает под собой постоянство и единство. Речь идет о жизненных установках, целях, мотивах личности. Таким образом, личностная идентификация — это не какая-либо черта характера, а вся сущность человека, его «самость», проявляемая в действиях и поступках, в реакциях на эти поступки.

Существует еще политическая идентификация, но она входит в раздел личностной. Это конкретная жизненная позиция личности и отождествление себя с этой позицией.

Дадим определение. Механизмы

Таково определение: идентификация в психологии — это потребность человека устанавливать совпадения и схожести с объектом своего почитания. Отметим, что это внутренняя бессознательная потребность.

Мы говорим об отождествлении. Что стоит за этим? Каков механизм идентификации в психологии?

Об этом еще говорил З. Фрейд. Он стал первым, кто разработал этот механизм. Согласно Фрейду, человек, который воспринимает мир как систему загадок и таинственных вещей, не в силах самостоятельно осознавать истинное назначение окружающего мира и смысл бытия. Такому человеку нужна система ориентиров, чтобы получить возможность сопоставить себя с конкретным объектом.

На основании этого Фрейд рассматривал механизм идентификации как попытку слабого человека сопоставить себя с теми личностями, которые являются для него авторитетами. Слабый человек боится реальности. А подобный механизм позволяет ему уменьшить страх перед ней.

Идентичность

Идентичность и идентификация в психологии — это одно и то же? Нет, в первом случае — это собственные устои и ценности человека, его взгляды на жизнь. Во втором — отождествление себя с другими людьми или группой.

Когда человек знает, кем он хочет стать и приходит к этому, он достигает и идентичности, и идентификации.

Составляющие идентификации

Когда человек отождествляет себя с кем-то, он примеряет на себя параметры той личности. Ориентируясь на них, бессознательно пытается превратиться в объект подражания, смотреть на мир его глазами. Психологи выделяют следующие составляющие идентификации в психологии:

  1. Перенос в свой внутренний мир ощущений объекта подражания, принятие его жизненных установок и ценностей.

  2. Проецирование той личности на себя. Человек начинает продолжать объект подражания собой, то есть отождествлять себя ему. Это способствует переносу на ту личность в себе собственного характера, эмоциональной составляющей, желаний и т. д.

  3. Попытка «прожить жизнь» объекта отождествления. То есть принятие и усвоение его поведенческого характера.

Общение

Существует два механизма, по которым человек развивается в психологии общения: идентификация и обособление. Человеку свойственно ощущать связь времен. Идентификация со своим родом, с членами своей семьи способствует этому. Что касается обособления, то нормальная личность растет и развивается. Она не может не понимать своей уникальности. Осознавать собственное, уникальное «я» и позволяет обособление.

Идентификация в психологии

Это процесс, в котором человек полностью отторгает себя. Он проецирует объект отождествления на свою сущность, пытается стать тем, кем никогда не был. То есть, уходя от себя, такой индивид примеряет чужую роль и пытается ее играть — если говорить простыми словами.

Для развития и формирования личности — это нормальный процесс, проявляемый еще в детстве.

Какой пример идентификации в психологии можно привести? Отождествление ребенка с отцом. Сын или дочь пытаются усвоить способ мышления любимого родителя, его действия.

Чем отличается идентификация от имитации? Ведь часто эти понятия путают. Их основное различие в том, что имитация — осознанное подражание кому-либо. А идентификация происходит на бессознательном уровне. Пока человек проходит свой индивидуальный путь, она действует. Но иногда индивид никак не может найти себя. И тогда идентификация превращается в барьер, тормозящий развитие человека, приобретает характер патологии.

Идентификация психологических функций

Она приводит к созданию вторичного характера. То есть индивид переводит свою истинную индивидуальность в бессознательное состояние тем, что очень сильно отождествляет себя с самой развитой функцией.

В психологии проблема гендерной идентификации относится как раз к такому типу. Что она из себя представляет? Один из аспектов половой принадлежности. определяется как самоидентификация персоны с определенным гендером. То есть это ощущение себя женщиной, мужчиной или промежуточное состояние. Такое существует, как бы это странно ни звучало.

Гендерное отождествление, как правило, соответствует биологическому полу. Но это бывает не всегда.

Половая идентификация. Личность относит себя к одному из полов, а значит, ориентир ее — соответственные данному полу требования.

Защитный механизм

Идентификация в психологии может представлять собой защитный механизм. Это представление о ком-то как о самом себе. Самый яркий пример подобного механизма — отождествление родителями себя с собственными детьми. Родитель проецирует на ребенке собственные желания и потребности, а затем предписывает себе его достижения. Например, мама всю жизнь мечтала быть пианисткой. Но стала бухгалтером. Она создает такие предшествующие факторы в окружающей среде, чтобы ее дочь пошла по этому пути. Против воли ребенка. А когда та добивается успеха, мама гордится собой так, если бы это она состоялась как пианист.

Адаптивный процесс

Рассмотрим отождествление как адаптивный процесс. В чем он состоит? В попытках стать похожим на определенного человека, перенять его черты. Вместо индивида может быть группа людей. Это начинается с детства, поэтому изначально идентификация достаточно примитивна. Со временем идет сильнейшая эмоциональная привязанность к выбранному объекту, или к группе людей, Человек ощущает себя единым с ними и «вбирает» не только черты характера и его особенности, но и ценности, установки и образцы поведения группы или объекта поклонения.

Адаптивная идентификация может меняться со временем. Например, если в школьные годы ее объектом был местный хулиган и это придавало определенный социальный статус, то вряд ли взрослый человек захочет иметь статус преступника.

Интересные факты об идентификации по Фрейду

З. Фрейд вывел два ключевых направления идентификации в психологии: эротическая и миметическая. Первая относится к тем людям, которые выступают объектом вожделения. Вторая — это те люди, на которых равняется индивид. Иными словами – те, на которых хотят быть похожими.

Именно миметическая идентификация служит «ниточкой». С ее помощью можно управлять не только одним человеком, но и толпой. Группа людей отказывается от собственных идеалов и переводит внимание на одного общего лидера. Другое дело, что нужно хорошо постараться, чтобы завоевать авторитет среди толпы.

Резюмируем

Что запомнить из статьи?

  1. Идентификация в психологии — это отождествление себя с каким-то человеком, группой людей или образом.

  2. Бывает первичной и вторичной. Первичная свойственна для ребенка, вторичная — для взрослого человека.

  3. Механизм идентификации, по Фрейду, в том, что слабый человек не может опираться на себя. Ему нужен авторитет, с которым он станет отождествлять свою сущность.

  4. Идентификацию можно рассматривать как защитный механизм и как адаптивный процесс.

  5. Защитный механизм — это перенос своих желаний на иной объект, при этом достижения этого объекта расцениваются как собственные. Свойственно родителям по отношению к детям.

  6. Адаптивный процесс — попытка стать похожим на отдельного человека, или на группу людей, перенять его/их ценности.

  7. По Фрейду идентификацию разделяют на миметическую и эротическую.

Информация в заключение

Итак, мы рассмотрели понятие идентификации в психологии. Его не стоит путать с идентичностью.

Идентификация свойственна незрелой личности, ее процессы начинаются с детства. Как правило, взрослый человек, отвергающий свою сущность — это большой ребенок. Только слабые люди с неустойчивой психикой могут превращать свое «Я» в бессознательное состояние.

Исходя из всего вышеизложенного, вывод напрашивается следующий: все наши комплексы родом из детства.

fb.ru

Понятие идентичности в психологии


ТОП 10:

 

Исследователи проблем идентичности до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кому принадлежит открытие этого понятия для психологической науки. Если в философии можно проследить преемственность развития термина «идентичность» от античности через немецкую классическую философию и до постмодерна (Малахов В.С., 1998), то в психологии это сделать довольно трудно, потому что, войдя в терминологический аппарат психологической науки, это понятие обрело множество смыслов в связи с множественностью теоретических парадигм его интерпретаций.

Интерес к проблемам идентичности связан с формированием гуманистической парадигмы в гуманитарных науках, обозначившей проблемы свободы и ответственности, осмысленности жизни (Заковоротная М.В., 1999). Появление термина «идентичность» в психологии принято связывать с именем Э. Эриксона. Однако истоки этого понятия современные ученые находят в работах З. Фрейда «Толкование сновидений» и «Групповая психология и анализ эго». В «Толковании сновидений», изданной на рубеже Х1Х-ХХ веков, Фрейд впервые использовал термин «идентификация», под которой он понимал неосознаваемое отождествление субъектом себя с другим субъектом и считал ее механизмом усвоения ребенком образцов поведения значимых других, формирования супер-эго. К моменту выхода в свет работы «Групповая психология и анализ эго» в 1914 году Фрейд придавал понятию идентификации уже более широкий смысл, определяя ее не только как бессознательную связь ребенка с родителями, имеющую преимущественно эмоциональный характер, но и как важный механизм взаимодействия между личностью и социальной группой (Дробижева Л.М. и др., 1996). Употребление одного и того же термина — «идентификация» — применительно к двум различным уровням человеческих отношений с позиции теоретических воззрений Фрейда было вполне оправданным: ведь, по его мнению, в основе любви к своей группе и агрессии по отношению к другим лежит ранний детский опыт амбивалентных эмоциональных отношений, который впоследствии переносится в сферу социального взаимодействия.

Следует отметить, что в современной психологии принято отличать понятие «идентификация» от понятия «идентичность». Если под идентичностью вслед за Э. Эриксоном сегодня принято понимать некоторое состояние самоотождествления, то идентификация — это совокупность процессов и механизмов, которые ведут к достижению этого состояния (Заковоротная М.В., 1999).

Сам Э. Эриксон считал родоначальником понятия «идентичность» У. Джемса (Эриксон Э., 1996). Хотя Джемс и не употреблял этого термина и использовал вместо него слово «характер», именно он впервые детально описал острое и захватывающее ощущение тождества и целостности, которое в современной психологии именуется идентичностью, задавшись знаменитым вопросом: «Может ли человек, встав утром с кровати, с уверенностью утверждать, что он тот же человек, который вчера вечером ложился спать?».

Среди теоретических предшественников эриксоновской концепции идентичности нельзя не упомянуть также К. Ясперса, идеи которого отражают размышления о взаимоотношениях «Я» и «Ты», зародившихся в ту пору в экзистенциально-ориентированных философско-антропологических исследованиях. В защищенной в 1913 году докторской диссертации «Общая психопатология» Ясперс определил идентичность как один из четырех формальных аспектов самосознания — осознание того, что я остаюсь тем, кем был всегда, и все происходящие в моей жизни события происходит именно со мной, и не с кем другим. Примером нарушения идентичности, по мнению Ясперса, являются утверждения больных шизофренией о том, что происходившее с ними до начала психоза на самом деле было не с ним, а с кем-то другим.

И все же, несмотря на обширную предшествующую историю анализа категории «идентичность», статус самостоятельного научного понятия она получила в работах Э. Эриксона (Баклушинский А.С., Белинская Е.П., 1998). Начал свои исследования в 1940-х годах исследованиям «военных неврозов» военнослужащих армии США, в 1967 году он обобщил результаты своих многолетних исследований идентичности в книге «Идентичность: юность и кризис». В ней он представляет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, существующую в контексте непрерывного развития личности и выполняющую адаптационные функции. Идентичность — это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. Она обеспечивает возможность видеть свою жизнь в аспекте ее непрерывности, органично переплетая прошлое и будущее и включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации (Эриксон Э., 1996).

Проблема соотношения тождества, постоянства, и в то же время непрерывного изменения, динамики, которая заложена в понимании идентичности, предложенном Э. Эриксоном, придает категории «идентичность» определенную семантическую двойственность, отмечаемую многими исследователями. В частности, П. Рикер находит истоки подобной двойственности в этимологии данного понятия. Считается, что корень слова «идентичность» складывается из двух латинских корней: «iten» («в высшей степени сходный», «тот же самый», «аналогичный») и «ipse» («самость»). Получается, что в термине «идентичность» происходит наложение друг на друга двух смыслов: устойчивость — изменчивость во времени и тожественность самому себе — инаковость. Таким образом, сам термин «идентичность» указывает на диалектичность ее природы, проявляющуюся в многообразии связей между постоянством и изменчивостью идентичности (Рикер П., 2000).

Э. Эриксон считал, что идентичность личности объединяет в себе помимо природных задатков, потребностей и способностей, значимые идентификации и постоянные, устойчивые социальные роли (Эриксон Э., 1996). Впоследствии благодаря работам Г. Тэджфела и его последователей социальные аспекты идентичности получили в психологической литературе относительно самостоятельный статус, что породило продолжающуюся и сегодня дискуссию о соотношении личностной и социальной идентичности. Этот вопрос на сегодняшний день не имеет однозначного решения.

Традиционные для современной психологии трактовки личностной идентичности как набора характеристик, отличающих данного человека от других людей, и социальной идентичности как результата осознания своей групповой принадлежности с принятием типичных для этой группы черт предполагает противопоставление этих аспектов идентичности. Как отмечает В.Н. Павленко, «… социальная идентичность теснейшим образом взаимосвязана с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, личностная идентичность — с отличием от всех других людей … Поскольку же очень трудно представить, как можно в каждый данный момент, одновременно чувствовать себя и подобным членам ингруппы (проявляя социальную идентификацию), и отличным от них (в рамках личностной идентичности), то это противоречие породило идею о неизбежности определенного конфликта между двумя видами идентичности…» (Павленко В.Н., 2000 с. 136-137).

Именно эта идея получила отражение в работах основоположника теории социальной идентичности Г. Тэджфела, который противопоставил актуализацию личностной и социальной идентичности как полюсы социально-поведенческого континуума. Он предполагал, что для достижения позитивной самооценки человек может использовать либо межгрупповые, либо межличностные формы взаимодействия, в зависимости от того, какой способ является наиболее быстрым (и, соответственно, социальную или личностную идентичность), которые, таким образом, становятся противоположными друг другу.

В работах Дж. Тернера личностная и социальная идентичности также противопоставляются друг другу как различные уровни когнитивной категоризации человека. Аналогичная тенденция прослеживается и в современных когнитивно-ориентированных исследованиях социальной идентичности. Так, М. Яромовиц (1998) рассматривает личностную идентичность как субсистему знаний о себе, которые формируются из сравнений себя с членами ингруппы и состоят из набора черт, специфичных для Я. Социальная идентичность же рассматривается автором также в качестве набора черт, но в данном случае выявляющихся в ходе социального сравнения ингруппы и аутгруппы (Павленко В.Н., 2000).

Однако на современном этапе развития социальной психологии происходит переосмысление соотношения личностной и социальной идентичности. Когнитивные психологии ищут ответ на вопрос о соотношении социальной и личностной идентичности через реконструкцию организации системы самопознания человека, а также репрезентации в его сознании информации о самом себе. По выражению D. Trafimow, H. Triandis и S. Goto (1991), этот вопрос может быть решен с использованием моделей «двух корзин» или «одной корзины». Модель «двух корзин» предполагает, что личностные и социальные признаки хранятся отдельно друг от друга и не пересекаются между собой. Модель «одной корзины», напротив, заключается в признании того, что социальные и личностные признаки человека хранятся в одной познавательной структуре и тесно взаимосвязаны (Trafimow D., Triandis H., Goto S., 1991) .

В последнее время многие исследователи склоняются к модели «одной корзины», выдвигая свои гипотезы сугубо на теоретическом уровне или подтверждая их эмпирическим путем. В рамках когнитивной психологии получила распространение идея G. M. Breakwell (1993), согласно которой за любой социальной категорией стоит определенное содержание, основанное на тех признаках, которые обычно интерпретируются как содержание личностной идентичности. С другой стороны, описывая себя как «веселого» или «доброго», человек идентифицирует себя с группами «веселых» и «добрых» людей и противопоставляет «грустным» и «злым», благодаря чему личностные характеристики оказываются не вполне индивидуализированными.

Эта гипотеза получила эмпирическое подтверждение в исследовании А. Reid и К. Deaux, которые, подвергнув самоописания своих респондентов процедуре кластеризации, показали, что личностные характеристики являются содержанием социальных идентификаций личности. Оказалось, что личностные признаки могут не только индивидуализировать человека, но и указывать на подобие членам социальных ингрупп (Reid А., Deaux К., 1996). Аналогичные данные получили в своих работах B.A. Bettencourt и D. Hume, обнаружившие, что испытуемые, вопреки исследовательским ожиданиям, чаще относят эмоциональные, ценностные и отношенческие характеристики к сфере социальных, а не личностных идентификаций (Bettencourt B.A., Hume D., 1999).

Аналогичная точка зрения характерна и для представителей современного символического интеракционизма. Для их подхода характерно рассмотрение идентичности как динамического процесса, ключевым моментом которого является активность личности, проявляющаяся во взаимодействии с другими людьми. Р Дженкинс (1996), в частности, считает, что индивидуальность и групповая являются сторонами одного и того же процесса и отражают социальный опыт человека (Павленко В.Н., 2000).

Идеи о том, что социальная и личностная идентичности не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими элементами идентичности человека, характерны и для сторонников теории социальных представлений С. Московичи. Так, У. Дойс отмечает, что личностную идентичность нельзя рассматривать только как набор уникальных характеристик и сводить индивидуальный уровень исключительно к различиям. И различия, и подобия могут быть найдены как на уровне личностной идентичности, так и на уровне социальной. Более того, он предлагает эмпирически обоснованную гипотезу о том, что личностная идентичность может рассматриваться как социальная репрезентация, представляющая собой результат ассимиляции распространенных в обществе представлений о человеческой личности (Павленко В.Н., 2000).

Как видно в двух вышеописанных подходах, одним из ключевых вопросов, на который пытаются ответить исследователи, заключается в том, какой вид идентичности является первичным по отношению к другому. Как правило, исследователи признают первичность социальной идентичности и ее опосредующее влияние на формирование личностной идентичности. Так, G. M. Breakwell предположил, что личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, формирующимся в процессе селективного отбора характеристик, являющихся содержанием разнообразных социальных стереотипов. Аналогичная гипотеза выдвинута в уже упоминавшемся исследовании А. Reid и К. Deaux, которые на основе анализа полученных эмпирических данных предположили, что в формировании личностной идентичности существенную роль играет не только индивидуальный опыт, но и социальные представления, распространенные в культуре (Reid А., Deaux К., 1996).

Прямо противоположного мнения придерживаются E. S. Abes и S. R. Jones, авторы многомерной модели идентичности, которая описывает структуру и динамику формирования идентичности личности.

В качестве измерений идентичности эта модель включает в себя расу, гендер, сексуальную ориентацию, религиозные убеждения, принадлежность к той или иной культуре и социальному классу. Соотношение этих измерений графически представлено в виде пересечения колец, поскольку, по мнению авторов, ни одно из измерений идентичности не может быть понято обособленно, в отрыве от других измерений. В центре данной модели находится ядро — «чувство Я», личностная идентичность человека. Воздействие внешних факторов (семейных, профессиональных, социокультурных и т.д.) приводит к изменениям в содержании тех или иных измерений идентичности. При этом степень влияния внешних («контекстных») факторов определяется различными характеристиками осмысления человеком собственной жизни: устойчивостью, глубиной и др. и регулируется личностными идентификациями человека, которые, таким образом, получают приоритет над социальными.

Таким образом, можно констатировать, что на современном этапе развития социальной психологии проблемы соотношения социальной и личностной идентичности человека остаются нерешенными. Наиболее распространенной на сегодняшний день является точка зрения о том, что социальная и личностная идентичности являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу компонентами идентичности человека.

Итак, можно утверждать, что:

-идентичность является актуальным состоянием, текущим переживанием Я-целостности в определенный момент жизненного пути. Она формируется посредством механизма идентификации;

-формирование идентичности происходит на протяжении всей человеческой жизни и сопровождается кризисами — конфликтами между сложившимся содержанием идентичности и актуальной социальной ситуацией.

-содержание идентичности не только индивидуально-личностно, но и конкретно-исторично;

-личностный и социальный компоненты идентичности личности находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, однако специфика их взаимосвязей на сегодняшний день остается дискутируемым вопросом.

 




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *