Идентификация это в психологии – Идентификация (психология) — Википедия

Содержание

Идентификация (психология) — это… Что такое Идентификация (психология)?

Эта статья — о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.[1]

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.

[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

Примечания

dic.academic.ru

ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ — это… Что такое ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ?


ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ
ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ (от французск. identification—отождествление), отождествление себя с другим существом; одно из основных понятий психоанализа. Особенно отчетливо процессы И. проявляются в сновидениях, где они представляют частичный вид сгущения, т. е. соединения в одном образе признаков нескольких предметов. Действительно, во сне иногда бывает, что спящий видит себя в видах и положениях, присущих другим людям, как бы принимая последних в свою личность. Иногда И. бывает полной, иногда—частичной, но всегда она представляет процесс полного слияния, в котором оба отождествляемые лица, как бы покрывая друг друга (вроде двух изображений, снятых на одно и то же место фотографической пластинки), непосредственно переживаются как одно «я».
Чаще всего И. объединяет личность спящего с людьми, к к-рым у него есть те или иные аффективные отношения, к-рые обладают чертами и свойствами, приятными или ненавистными ему в самом себе, или же совершают действия, о каких субъект мечтает или мечтал наяву. Как и другие механизмы сновидения, И. находит себе место и в генезе некоторых невротических симптомов и в картине таких психозов, как схизофрения (построение бреда, галлюцинации).—Гораздо более Спорной является роль, отводимая Фрейдом И. в происхождении т. н. Эдипова комплекса, определяющего, по его мнению, психологическое развитие каждого ребенка и юноши. Маленький мальчик, говорит Фрейд, проявляет особый интерес к своему отцу: он хотел бы стать таким, как тот, быть на его месте во всех случаях. Отец является его идеалом, лицом, к-рое ему хотелось бы заменить. Будучи эротически привязан к матери, ребенок в конце-концов замечает, что отец стоит на его дороге, и с этого времени И. его принимает враждебный оттенок, становясь равнозначной желанию уничтожить отца и занять его место у матери. Ребенок однако идентифицирует себя не только с отцом, но и с матерью, а позднее, когда подрастет, и с другими взрослыми, особенно воспитателями, любимыми героями и пр. Отождествляя себя с ними, развивающаяся личность образует постепенно свое «сверх-я», или «идеальное я», которое на основе И. с окружающими людьми и принимает в себя общие данной среде моральные принципы и социальные чувства, формируя то, что называется совестью личности. Бессознательная И. лежит в основе всякого добровольного подчинения: гипнотизируемого—гипнотизеру, последователя—вождю и т. д. В общем учение об И. является несомненным углублением наших знаний о некоторых психопатических процессах, однако чрезмерно широкое распространение его на всю область генетической и соц. психологии должно быть ограничено и дополнено другими объяснительными принципами социологического порядка.
Лит.:
Кречмер Э., Медицинская психология, Москва, 1927; Фрейд 3., Психология масс и анализ человеческого «я», М., 1925; Ш и л ь д е р П., Очерк психиатрии на психоаналитической основе, Одесса, 1928.                                            П. Зиновьев.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

  • ИГУМНОВ
  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ В СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ

Смотреть что такое «ИДЕНТИФИКАЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ» в других словарях:

  • идентификация — 1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ — (от ср. лат. identificare отождествлять, уподоблять, устанавливать совпадение) глубинная, трудно удовлетворяемая потребность человека к уподоблению, к поиску объекта поклонения. Индивид, воспринимающий мир как систему таинственных вещей и явлений …   Философская энциклопедия

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ — ИДЕНТИФИКАЦИЯ(позднелат. identifico отождествляю) 1) осознание, распознание чего либо, кого либо; 2) уподобление, отождествление с кем либо, чем либо. В первом значении термин И. используется в психологии познавательных процессов, моделировании… …   Новейший философский словарь

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ — (на средневековой латыни identifico отождествляю), уподобление, опознание объектов, личностей в процессе сравнения, сопоставления. В психологии и социологии применяется для классификации, анализа знаковых систем, распознавания образов и др.… …   Современная энциклопедия

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ — (от ср. век. лат. identifico отождествляю) 1) признание тождественности, отождествление объектов, опознание2)] В криминалистике установление тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков (напр., идентификация личности… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Идентификация — (на средневековой латыни identifico отождествляю), уподобление, опознание объектов, личностей в процессе сравнения, сопоставления. В психологии и социологии применяется для классификации, анализа знаковых систем, распознавания образов и др.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ — (от лат. identifi со отождествляю) англ. identification; нем. Identifizierung. 1. Установление тождественности объектов на основании тех или иных признаков. 2. В соц. психологии процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком… …   Энциклопедия социологии

  • ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс неосознаваемого отождествления себя с субъектом общения, деятельности (личностью, социальной общностью, нацией и т. п.), с объектом идентификации (с другим человеком, с определенной группой, общностью людей, другой нацией, народностью), в …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Идентификация групповая — [от лат. identificare отождествлять] складывающаяся в процессе взаимодействия и общения форма межличностных отношений, проявляющаяся в их эмоциональной насыщенности и направленности, определяющихся восприятием членами сообщества переживаний своих …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Идентификация — (от лат. identifico  отождествлять): Идентификация в философии  установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; опознание. Личная идентификация (самоидентификация) в философии … …   Википедия


big_medicine.academic.ru

Идентификация (психология) — Википедия. Что такое Идентификация (психология)

Эта статья — о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты[1].

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

См. также Эмпатия

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Примечания

Литература

wiki.sc

Идентификация — Психологос

Идентификация — отождествление себя с кем-то или чем-то.

1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (например, родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры.

  • Идентификация с другим.

Устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную идентификацию. Первичная — это идентификация ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая идентификация). Вторичная — это идентификация в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.

2. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.

3. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

4. Идентификация групповая — устойчивое отождествление себя с кем-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы или общности.

5. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание какого-либо объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

www.psychologos.ru

понятие, признаки и методы определения с примерами

Здравствуйте, дорогие читатели. Почему мы такие какие есть? Почему у нас есть определенные черты характера, а другие как ни старайся взрастить в себе не получается. Один баснословно богат, другой имеет сотни друзей, у третьего прекрасная семья, четвертый всегда счастлив. Что помогает этим людям оставаться такими?

Сегодня я хочу поговорить о том, что такое идентификация в психологии. Вы узнаете что означает это определение, поймете благодаря каким факторам извне формируется личность, как мы становимся собой глядя на других, а также много еще интересного из мира психологии!

Как всегда информация будет излагаться простыми словами, а главное с большим количеством примеров. Неясности точно не останется.

Что включает в себя понятие идентификация

Идентификация – это отождествление себя с другим человеком, персонажем или даже группой людей, а также дальнейшее неосознанное уподобление.

Человек живет в обществе и сталкивается с другими «персонажами», в которых видит те черты и качества, которые ему не свойственны. Чтобы общаться стало легче, некоторые характеристики человек перенимает на себя. Чем больше мы контактируем с определенной личностью, тем больше впитываем от нее. Это защитный механизм, который позволяет избегать конфликтов. Это относительно других людей.

Заглянув в себя, мы можем увидеть множество людей.

Идентифицировать себя можно не только с реальным человеком. Некоторые качества перенимаются из книг. Психика человека нацелена на постоянное самосовершенствование, мы неосознанно стремимся становиться лучше, а для этого необходимо иметь представление об идеале. Такие могут находиться в книгах.

Идентификация бывает еще и культурной, этнической, коллективной, но начать мне бы хотелось конечно же с детства.

Первичная идентификации

Маленький ребенок старается копировать поведение своих родителей. Кстати, не всегда последние это понимают. Могу привести пример из жизни, когда мамочка изо дня в день жалуется на то, что малыш постоянно недоволен. Она не понимает, что ее собственное состояние проецируется на ребенка и его критическое отношение ко всему всего лишь попытка походить на родителя.

Конечно же, «попыткой» называть это явление будет не совсем правильно, так как мать и уж тем более малыш действуют неосознанно. Со временем черты характера плотно закрепляются в психике ребенка, и он завершает идентификацию, полностью примеряя на себя поведение матери.

Пример

Ко мне однажды обратилась девушка, у которой не получалось выстроить отношения. Все было неплохо, она подолгу встречалась с мужчиной, а потом в один прекрасный день сама все прерывала. По-другому она не могла, девушка не хотела даже видеть парня, с которым еще вчера все было просто замечательно.

В ходе консультации выяснилось, что на протяжении многих месяцев и даже лет она стремилась угодить своему мужчине, забывая о собственных интересах. А в какой-то момент начинала настолько бояться, что молодой человек ее бросит, что делала это первой.

Таким образом на нее повлиял развод родителей в детстве. Она считала себя точной копией матери и была уверена, что должна повторить ее судьбу, а когда этого не происходило сама «подтасовывала карты».

Дети не должны расплачиваться за ошибки родителей, но такое происходит очень часто.

Если у вас есть подозрения, что некоторые трудности связаны с идентичностью или вам хочется разрешить какие-то другие жизненные проблемы, записывайтесь ко мне на скайп-консультацию.

Эмпатия

Со временем человек отдалятся от родителей и может перенимать поведение и черты характера литературных героев. Храбрость в экстремальной ситуации, честность, доблесть и прочее может быть заслугой книг, на которых воспитывался малыш или подросток. Подробнее о том, что такое эмпатия, у меня есть отдельная статья.

Воздействие фильмов более слабо, так как период их воздействия на психику человека кратковременный. Отождествление с героем художественного произведения помогает лучше понять произведение и вызывает яркие эмоции, переживания.

В юном возрасте у многих девушек проявляется склонность к чтению романтической литературы. Из книг они больше узнают о том, как ведут себя истинные леди, в следствии чего у них самих появляются такие черты как нравственность, деликатность, женственность.

Стремление к идентификации вы можете использовать в собственных целях. К примеру, во время развода рекомендуется читать книги о сильных женщинах, для развития уверенности в себе — героический эпос.

Кстати, очень интересно про все это написано в книге Юлии Фоминой «Психологические особенности сказочных героев и идентификация личности». В ней как раз рассказывается как сказки влияют на ребенка и к каким последствиям приводят во взрослой жизни. Кто знает, может в этом произведении кроется ответ на вопрос: «Почему я такой?».

Социальная идентификация

Говоря о социальной идентификации в психологии большей мере подразумевают взгляды и отношения к проблемам определенной возрастной, классовой, профессиональной или какой-то еще группы.

Каждый человек делит общество на «своих» и «чужих». Для того, чтобы поддерживать хорошие отношения, грамотно взаимодействовать и быть под защитой близких по духу людей, человеку приходится разделять взгляды на жизнь, которые проповедует этот самый коллектив.

Человек живет проблемами, о которых слышит, пусть даже они не касаются его самого.

Человек не обманывает себя, он прислушивается к чужому мнению, которое считает авторитетным, в результате чего может взглянуть иначе на определенные проблемы, стать солидарным со своей группой, а может разделять их изначально.

Мы постоянно задаемся вопросом: «Почему я вместе с этими людьми? Что нас объединяет? На самом ли деле мы близки». Услышав несвойственное мнение, мы не отвергаем его сразу же, как это происходило бы в той группе, к которой не принадлежим.

Пример

Примеров социальной идентификации можно привести великое множество. Вы и сами их знаете. Наверное, у каждого есть коллега, к которому относятся с недоверием, осторожностью, мягко говоря недолюбливают. Стоит кому-то «хорошему» прийти в коллектив, он сразу же начинает копировать это поведение, даже не разобравшись толком в людях, а «поверив» обществу «своих».

Коллективная идентификация

Коллективная или групповая идентификация возникает в зависимости от общества, в котором находится человек. Стремление к успеху, учебе или деструктивному поведению тоже возникает не на пустом месте. Ребенок или взрослый, общаясь в определенных кругах, может отклониться от заданного курса, понятия о добре и зле размываются или заменяются другими.

Холостые друзья недавно женившегося мужчины могут удивляться его переменам и сетовать на влияние жены. На самом деле, это жизненный механизм, в котором нет ничего предосудительного или неестественного. Как говорится, все там будем.

Пример

Однажды мне пришлось общаться с молодым человеком, который изменял собственной жене только по той причине, что так делали все его друзья. Они часто собирались вместе и обсуждали победы на любовном фронте. Измены не делали счастливым моего знакомого, как и общение со своими друзьями, от которых он не мог отказаться.

Женщина выходит замуж.

А сколько женщин выходит замуж или рожает только потому, что все одноклассники уже сделали тоже самое?

На самом деле противостоять авторитетному мнению бывает очень непросто, так как наш мозг стремится к идеальной жизни, образы которой улавливает в окружающем обществе.

Как бы не смеялись над владельцами продукции apple, как только у человека появляется возможность, он чаще всего покупает технику этой фирмы.

Гендерная и этническая идентификация

Помимо перечисленных видов идентификации существует еще и гендерная, когда человек осознает себя мужчиной или женщиной и действует в соответствии со сложившимися стереотипами.

Многим не понаслышке знакома этническая идентификация. Здесь вашему вниманию предстает целая россыпь стереотипов, которым человек может следовать или препятствовать.

Где же в этом всем сам человек? Неужели каждый из нас – это всего лишь набор чужих качеств и механизмов? Конечно же нет, идентификация происходит бессознательно, но большое влияние на проецируемые качества имеет личностная идентификация, которая отвечает за постоянные жизненные установки, цели и мотивы, то есть, каков человек на самом деле.

Мы не проецируем на себя невесть что, для этого должны быть предпосылки. Если верить определению Зигмунда Фрейда, то идентификация — это попытка слабого человека перенять силу значимых и сильных людей на себя. Однако, понять, что перед вами стоит сильный человек можно основываясь на изначальной схожести и преобладании каких-то новых положительных качеств.

Зонтик, не такой как остальные.

Приведу простой бытовой пример, молодой человек попадает в компанию людей, пропагандирующих здоровый образ жизни. Изначально это соответствует его принципам. Он понимает, что он близок этой группе. Некоторые участники движения являются еще и заядлыми вегетарианцами, а потому он начинает примерять на себя и этот образ.

Тем не менее личность в социальной группе остается личностью. Если мужчина не может или не хочет отказываться от мяса, это будет идти в разрез с его жизненными устоями, в конечном итоге он этого не сделает.

Будет не совсем верно перекладывать ответственность за все действия человека лишь на влияние группы, родителей или книг.

Механизмы идентификации в психологии

Механизмы идентификации находят воплощение в различных формах. Например, подражание, отождествление, погружение в мир другого человека, потенциальной возможности сделать это и так далее.

Мы растворяемся друг в друге.

Идентификации может подвергнуться весь внутренний и внешний мир личности: мировоззрение, свойства характера, мотивы, интересы, цели и даже манеры поведения и общения.

Если вы давно не видели какого-то друга, но обладаете хорошей памятью и наблюдательностью, можете заметить, как он, например, стал делать несвойственные для него вещи – теребить губы, щуриться или говорить в нос. Спросите кто из его знакомых делает так, и вы узнаете имя человека, на которого он ориентируется.

Выводы

Человек подражает, отождествляет себя дабы достигнуть идеала, быть принятым в обществе равных или наладить контакт с конкретным человеком, сделать взаимодействие более эффективным.

В отождествлении, идентификации нет ничего плохого, если человек развивается гармонично и не стремится сломать себя, дабы подстроиться под коллектив, а находит общество, которое изначально близко ему по духу, отвечает его внутренним порывам, интересам, целям.

Мы сами становимся лучше, глядя на хороших людей.

В противном случае мы становимся несчастными, происходит подмена внутренних ориентиров, а сам человек даже не может понять почему так происходит: вроде бы все есть, а зачем, для чего, кому это нужно? Он начинает искать себя.

Записывайтесь ко мне на скайп-консультацию, если у вас есть психологические проблемы и очень хочется их с кем-то обсудить. Рефлексия — это важно.

А у меня все. Не забывайте подписываться, оставлять комментарии, ставить лайки и делиться интересными статьями в социальных сетях.

До новых встреч. Буду рада видеть вас снова у себя на страницах.

Интересные статьи по теме:

  • Где достать бесплатные книги по психологии

    Здравствуйте, дорогие читатели! Несмотря на обилие информации, найти стоящую книгу, да еще и бесплатно, становится все сложнее. Каждый день издается сотня экземпляров, в интернете появляется десяток новых творений, вот только…

  • Основные положения экзистенциальной психологии

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мне предстоит ответить на вопрос, что такое экзистенциальная психология. Предлагаю вашему вниманию краткое погружение в историю появления данного направления, несколько строк про главных действующих лиц и…

  • Тернистый путь возникновения и развития психологии

    Здравствуйте, дорогие читатели! Трудно точно назвать дату или хотя бы год, откуда началась история возникновения психологии. Люди достаточно быстро заметили психологические особенности у каждого человека. Они полагали, что существует некая…

ezy-life.ru

Идентификация (психология) Википедия

Эта статья — о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты[1].

Описание[ | ]

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

См. также Эмпатия

Как защитный механизм[ | ]

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс[ | ]

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

ru-wiki.ru

определение в психологии, виды, характеристика

Классификация акцентуакций

Идентификация — естественный и лишь частично осознаваемый психический процесс, при котором человек уподобляет себя другому индивиду или группе. Идентификация может являться механизмом психологической защиты, а также средством адаптации в обществе, обеспечивая социальное развитие личности, успешность ее общения. В психотерапии этот процесс используется для устранения комплексов у человека, в педагогике — для развития нужных навыков и в воспитательных целях.

1

Определение понятия

Идентификация — многозначный термин, применяющийся в различных науках. Определение этого понятия в психологии: идентификация человека представляет отождествление себя с другим индивидом или группой лиц.

Это нормальный психофизический процесс, с помощью которого человек приобретает новый опыт и качества, пока не наметится самостоятельный путь развития личности. Благодаря идентификации у ребенка с первых недель жизни начинают формироваться многие черты личности, половая идентичность, приобретаются поведенческие стереотипы, определяются ценностные ориентации. Неосознанно следуя идеалам, человек преодолевает слабости и чувство неполноценности. Идентификация в социологии — это механизм социализации личности, при помощи которого человек усваивает ценности и нормы, принятые в том обществе, с которым он себя идентифицирует.

Идентификация — это бессознательная реакция человеческой психики. Если говорить простыми словами, то она возникает, например, при чтении художественной литературы или просмотре фильма в форме сопереживания героям. Сопереживание бывает настолько сильным, что возникает мысленное перевоплощение в персонажа. В дальнейшем у индивида может закрепиться поведение и черты характера любимых героев как собственные. Благородство, честность, бесстрашие взрослого человека может частично стать результатом чтения книг и увлечения соответствующими фильмами в детском и подростковом возрасте. Женственность, нравственность, поведение истинной леди прививается девочкам-подросткам при чтении романтических историй.

Уподобление себя персонажу может произойти лишь в том случае, когда художественное произведение по-настоящему нравится читателю или зрителю. Родителям не следует ожидать, что ребенку постепенно передадутся те или иные качества литературных героев, если они заставляют подростка читать произведение, а оно не вызывает у ребенка подлинного интереса, сильных эмоций, ярких переживаний.

В повседневном общении идентификация выражается в бессознательном стремлении быть похожим на партнера, знакомого, с которым связывают совместные дела и переживания, или «товарища по несчастью». Влившись в трудовой коллектив, молодой специалист на бессознательном уровне выбирает для себя образец для подражания, на личностные качества и стиль поведения которого он будет ориентироваться в овладении профессиональными умениями. Идентификация возникает в связи с обществом, к которому человек себя относит (субкультуры хиппи, панков, хипстеров, сообщества молодых мам, члены одной секты, фанаты музыкантов и спортсменов и др.).

Следует различать идентификацию и имитацию (подражание). Имитация — это подражание действиям другого человека, копирование его характерных черт, манер, образцов поведения без уподобления себя личности подражаемого. Она может быть постоянная или временная, но она всегда сознательна. Воспроизводимые действия эмоционально окрашены: копируемый объект является предметом любви или стойкой неприязни. Имитация является одним из механизмов идентификации.

Ригидность в психологии: определение и виды

2

Структура идентификации и ее виды

Человек не отождествляет себя со всеми подряд. Для этого должны быть причины. Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация – это попытка человека, осознающего свою слабость, перенести качества сильных людей на себя. Однако избрать объект для подражания можно лишь на основании некой схожести (я воспитатель — и она воспитатель) и наличии у другого сильных сторон и качеств, которые субъект желал бы приобрести (она находит подход к любому ребенку и с легкостью разрешает детские конфликты — я этого не умею). «Настройка» собственной личности на партнера имеет определенную структуру:

  1. 1. Возникновение эмоциональной связи, «примерка» ощущений другого человека на себя.
  2. 2. Восприятие другого человека как продолжение своей личности, перенос себя в мир другого, усвоение его поведения и мотивов, принятие его духовных ценностей и жизненных ориентиров (интроективная идентификация).
  3. 3. Постановка себя на место другого человека, придание ему черт своего характера, желаний, чувств (проективная идентификация).

Первичная идентификация предположительно возникает в младенческом возрасте, когда ребенку еще только предстоит отличить свою идентичность от идентичностей других. Малыш не понимает различия между «я» и остальным миром. Ребенок в 8 месяцев, оказавшись у зеркала, понимает, что отражение каким-то образом связано с ним: повторяет его же поведение, жесты и мимику. Ребенок проявляет интерес к отражению, наблюдает, играет с ним. Это свидетельствует об узнавании в зеркале себя. Малыш теперь способен связать разрозненные ощущения себя и собственного тела (вот руки, пальцы, ноги, а вот нос) в целостное ощущение. Примерно с 2 лет дети ведут себя перед зеркалом как взрослые. До 3 лет дети говорят о себе в третьем лице («Аню на ручки взять»), так как не осознают себя как личность. Это усиливается еще и тем, что родители в общении с ребенком говорят о себе в третьем лице («Не кусайся, маме больно»). Дети подражают им. Говорить о себе «я» ребенок начинает примерно после 3 лет.

В раннем детском возрасте происходит вторичная идентификация, когда малыш стремится повторять поведение значимых для него людей. Ребенок уже осознает, что это объекты, существующие отдельно от него. Основанием для идентификации служит эмоциональная связь. Вторичная идентификация является механизмом защиты, помогая выработать понимание, необходимое для конструктивной коммуникации. В попытке быть похожим на родителя малыш действует неосознанно, чутко улавливая состояние взрослого. Если мать замечает, что ребенок постоянно в плохом настроении, ей следует пересмотреть собственное поведение и попытаться не находиться все время в мрачном расположении духа. Иначе с течением времени эти качества закрепятся в психике ребенка, формируя его характер. Идентификация с родителями своего пола является этапом нормального развития личности.

Ситуативная идентификация ярко проявляется в детских ролевых играх (дочки-матери, врач, магазин). Ребенок неосознанно уподобляет себя значимому взрослому (родителю, старшему в семье ребенку своего пола), с которым он наиболее связан эмоционально и которого он воспринимает как образец. В новой ситуации ребенок будет действовать как и взрослый, с которым он себя отождествляет, так как вне зависимости от возраста в незнакомой обстановке человек склонен действовать привычным образом. В детстве закладывается гендерная идентификация, когда ребенок осознает себя мальчиком или девочкой (в дальнейшем — мужчиной или женщиной) и строит свое поведение в соответствии со сложившимися в обществе гендерными стереотипами.

Коллективная (групповая) идентификация возникает в общении и проявляется как отождествление себя с социальной группой или общностью. Размер группы не имеет значения. Ребенок или взрослый воспринимает цели и правила группы как собственные и значимые для себя. При этом может произойти отказ от принятых ранее собственных ценностей вплоть до изменения понятий о добре и зле и других философских и нормативно-оценочных категорий. Руководители серьезных компаний путем совокупности мероприятий формируют корпоративное мышление и корпоративное поведение, основываясь на коллективной идентификации. Все сотрудники действуют в интересах компании, обеспечивая высокий уровень деловой этики и эффективную деятельность организации, способствуя финансовой стабильности и прибыльности. Важную роль играет использование корпоративной атрибутики (униформа для сотрудников, гимн, символика компании).

Человек в состоянии уподобляться только тому, кто имеет с ним некие похожие качества. Попав в общество людей, занимающихся силовыми тренировками, человек сам начинает качать мускулы, если это совпадает с его представлениями о красивом теле: он осознает себя членом этой группы. Поняв, что некоторые участники клуба практикуют полный отказ от употребления алкоголя, рано или поздно этот человек начинает пробовать на себе такой стиль поведения. Если отказ от алкоголя не совпадает с его привычными устоями и он не представляет свою жизнь без любимых праздничных напитков, он не будет от них отказываться. Личность в социальной группе претерпевает изменения, но в норме остается личностью. В тоталитарном обществе коллективизация личности приводила к потере индивидуальности, положению «винтика» и безусловному подчинению коллективу. Чем демократичнее общество, тем больше ценность индивидуальной личности.

Политическая идентификация является частным случаем коллективной идентификации. Субъект отождествляет свои установки и ценности в соответствии с программой какого-либо политического лидера, целой партии или идеологического течения.

Люди живут в определенной культуре, поэтому не могут не чувствовать связи с ней. Речь идет об этнической идентификации. С детства у человека идет процесс формирования знаний о традициях и обычаях, особенностях менталитета того народа, к которому он принадлежит. Это область существования большого количества стереотипов (русские — хмурые и неприветливые; все шотландцы ходят в юбках; американцы едят только гамбургеры и жареную картошку), в соответствии с которыми человек может действовать или противиться им.

У каждого нормального человека имеется потребность в том, чтобы его ценности и убеждения признавало общество, а периодически ему требуется защита единомышленников, если он оказывается в неблагоприятных обстоятельствах. Но не всегда идентификация с той или иной социальной группой одобряется обществом. Это особенно актуально в подростковом возрасте. Тогда возможны следующие стратегии поведения:

  1. 1. Пассивное принятие себя «плохим», попытка остаться незаметным, уйти в тень. Изменить, улучшить свое положение человек не стремится.
  2. 2. При агрессивном сопротивлении человек идентифицирует себя с «борцом за идеалы»: поведение активное, ярко выражена протестная стратегия; он демонстрирует пренебрежение к критике, насмехается. При крайних проявлениях протеста именно те черты, которые общество относит к негативным, человеком акцентируются и культивируются.
  3. 3. Ассимиляция — стремление выйти из образа, негативно оцениваемого обществом, попытки соответствовать общим представлениям. Идя по этому пути, индивид испытывает внутренний и внешний конфликт, так как совершает предательство по отношению к тому обществу, к которому принадлежал.
  4. 4. Компромиссное решение. Человек критически относится к ценностям и своего сообщества, и принятой системы взглядов. Он может соглашаться с некоторыми установками своего сообщества и не принимать другие.

3

Положительные и негативные стороны

Как адаптивный процесс идентификация способствует социализации. Попытки усвоить принятые в обществе правила, стать похожим на другого, значимого индивида или группу людей являются нормальными. Этот процесс проходит неосознанно с раннего детства, но имеет развитие в течение всей жизни и частично осознается, принимая контролируемые формы. Идентификация дает ощущение эмпатии, единения с другим человеком или группой на основе глубокой эмоциональной связи. Человек способен перевоплотиться, «вставать на место другого», переноситься в его обстоятельства, что способствует взаимопониманию и эффективному взаимодействию.

В одном возрастном периоде одна и та же идентификация может способствовать социализации, а в другом — препятствовать. Если школьник водится с компанией сильных и агрессивных ребят, это может делать его довольно популярным и поднять его статус среди ровесников. Во взрослом возрасте принадлежность к компании драчунов будет восприниматься обществом как негативный фактор. Несформированность социальной идентификации наносит вред психологическому здоровью человека.

Отрицательным свойством идентификации является представление об индивиде как о продолжении себя. Это явление проявляется у влюбленных пар, у родителей, не отделяющих от себя детей. Не воспринимая ребенка как самостоятельную личность, родитель ощущает на себе юность малыша и приписывает себе его достижения. Очень часто на отпрыска проецируются нереализованные желания и цели родителей. Не став профессиональной фигуристкой, мать прилагает все усилия, чтобы дочь занималась этим видом спорта, и когда подросток не желает следовать намеченному пути, возникают непонимание, обиды и конфликты.

Необходимо помнить, каждая личность в значительной степени самобытна и не является комбинацией чужих свойств и образцов поведения. Большую роль в развитии человека играет его личностная идентификация, которая формирует долгосрочные жизненные установки и основные цели, мотивирует поведение. Неправомерно полагать, что в действиях человека виновато влияние сообщества, родительские установки или любимые книги.

neurofob.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *