Идентификация это в психологии определение: Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?

Содержание

Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.[1]

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Как защитный механизм
    • 1.2 Как адаптивный процесс
  • 2 Литература
  • 3 Примечания

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

  • Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen.  — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
  • Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
  • Фрейд, Зигмунд. «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8

Примечания

  1. 1 2 3 Яндекс-словарь
  2. Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
  3. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.

Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация.

Идентифика́ция (лат.  identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.

[1]

Содержание

  • 1 Описание
    • 1.1 Как защитный механизм
    • 1.2 Как адаптивный процесс
  • 2 Литература
  • 3 Примечания

Описание

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).

Литература

  • Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
  • Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process.  — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
  • Фрейд, Зигмунд. «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8

Примечания

  1. 1
    2 3 Яндекс-словарь
  2. Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
  3. Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.

Что такое теория социальной идентичности? Определение, теория и примеры

Теория социальной идентичности (SIT): в этой статье теория социальной идентичности (SIT) объясняется на практике. В нем рассказывается, что такое СИТ, обсуждаются когнитивные процессы, связанные с социальной идентичностью, а также приводятся примеры и затрагивается поддержание позитивной социальной идентичности. Он завершается кризисом идентичности и кратким изложением. После прочтения вы поймете основы этой теории психологии. Наслаждайся чтением!

Что такое теория социальной идентичности?

Определение теории социальной идентичности

Социальная идентичность — это часть представления человека о самом себе, определяемая группами, к которым принадлежит человек. Теория социальной идентичности была сформулирована социальными психологами Анри Тайфелем и Джоном Тернером в 1979 году.

Теория исследует обстоятельства, при которых социальная идентичность важнее, чем идентичность индивидуума. Кроме того, он описывает различные способы, которыми социальная идентичность может влиять на групповое поведение. Это также называется социальной психологией межгруппового поведения.

Хотите неограниченный доступ без рекламы и шаблоны?

У человека есть не только личное я, но и несколько личностей, связанных с его группами, к которым он подключен. Человек может вести себя по-разному в разных социальных контекстах в зависимости от группы, к которой он принадлежит.

Примеры включают членство в спортивной команде, семью в другой стране с другой культурой, соседство, в котором кто-то живет, и многие другие возможности.

Происхождение теории социальной идентичности

Теория социальной идентичности восходит к более ранней работе Анри Тайфеля. В нем он исследовал, как процессы восприятия приводят к стереотипам и предрассудкам. В конце концов, это привело его к серии исследований, называемых исследованиями с минимальной группой.

В этих исследованиях разные участники были случайным образом распределены по группам. Их членство было в основном бессмысленным, но участники предпочитали группу, к которой они были приписаны.

Это показывает, что членство в группе настолько сильно, что простого разделения людей на группы достаточно, чтобы заставить их думать о себе с точки зрения членства в этой конкретной группе.

Было также установлено, что подобная категоризация людей приводит к фаворитизму и дискриминации по отношению к членам других групп. Это подтверждает, что конфликт между группами возникает и при отсутствии конкуренции между группами.

Получив эти результаты, Тайфел впервые предложил концепцию социальной идентичности в Европейском журнале социальной психологии в 1919 г.72. Затем Тайфел и его ученик Тернер опубликовали эту теорию в 1979 году.

Теория социальной идентичности: когнитивные процессы, связанные с социальной идентичностью

Теория социальной идентичности описывает три психических процесса, через которые проходят люди, когда они классифицируют свою группу или группу как чужую. . Эти три процесса объясняются ниже.

Процесс 1: Социальная категоризация

Первый умственный процесс — категоризация. Категоризация — это процесс, который люди используют для организации себя в социальные группы. Они делают это, чтобы позволить себе понять социальный мир.

Это понимание социального мира включает в себя самих себя и определяется на основе групп, в которые кто-то входит. В целом, люди склонны определять себя на основе своих социальных категорий чаще, чем на личных и индивидуальных характеристиках.

Социальная категоризация часто приводит к подчеркиванию сходства между людьми в одной группе и различий между людьми в разных группах. Люди могут принадлежать к разным социальным категориям, но одна или несколько категорий будут более или менее важными. Это зависит от социальных обстоятельств человека.

Например, человек X может описать себя как бизнесмена, спортивного болельщика и преданного отца, но эти идентичности проявляются только тогда, когда они имеют отношение к социальной ситуации.

Процесс 2: Социальная идентификация

Второй процесс — социальная идентификация. Это процесс идентификации в качестве члена группы. Социально отождествляя себя с определенной группой, люди начинают вести себя так, как, по их мнению, должны вести себя члены этой конкретной группы.

Например, человек может назвать себя активистом-экологом и соответствовать этому, контролируя использование воды, переработку и участвуя в мероприятиях по повышению осведомленности об изменении климата. Эти типы процессов заставляют людей эмоционально вкладываться в членство в группе. Одним из следствий этого явления является то, что на их самооценку также влияет статус их группы.

Социальная идентификация может привести к тому, что люди будут проявлять просоциальное поведение по отношению к другим. Примеры включают принятие определенной диеты или даже использование общих моделей покупок, таких как мотоциклисты.

Таким образом, потребители могут иметь несколько суб-идентичностей, которые встраиваются в более крупную идентичность.

Процесс 3: Социальное сравнение

Третий мыслительный процесс в теории социальной идентичности — это социальное сравнение. Это процесс, посредством которого люди начинают сравнивать свою собственную группу с другими группами с точки зрения престижа и социального статуса.

Чтобы поддерживать чувство собственного достоинства, человек должен рассматривать свою группу как имеющую более высокий социальный статус, чем чужая группа. Например, кинозвезда видит себя в более высоком социальном классе, чем шекспировский актер с классическим образованием.

Тем не менее, член группы вряд ли будет сравнивать себя с членом вне группы. Сравнение должно быть релевантным ситуации.

Есть ряд вещей, которые всплывают при сравнении своей группы с внегрупповой. Участники, сравнивающие свою группу с другими группами, как правило:

  • Предпочитают свою группу чужой.
  • Максимизируйте различия между двумя группами.
  • Минимизируйте восприятие различий между членами группы. Это повышает сплоченность внутри группы в целом.
  • Запоминать больше положительной информации о своей группе и больше отрицательной информации о чужой группе.

Поддержание положительной социальной идентичности

В целом, люди чувствуют мотивацию, чтобы чувствовать себя позитивно и поддерживать свою самооценку. Эмоциональные инвестиции, которые люди вкладывают в свое членство в группе, связывают их самооценку с социальным статусом их конкретных групп.

Положительная оценка внутренних групп человека с соответствующими внешними группами приводит к положительной социальной идентичности. Если положительная оценка невозможна, люди обычно выбирают одну из трех стратегий:

Индивидуальная мобильность

В случае, если человек не оценивает свою собственную группу положительно, он может попытаться покинуть текущую группу и присоединиться к ней. группа с более высоким социальным статусом. Очевидно, что это не меняет идентичности этой группы в целом, но статус отдельного человека может кардинально измениться.

Социальное творчество

Члены определенной социальной группы могут улучшить статус своей группы в целом, пытаясь изменить элемент сравнения между двумя группами.

Это делается путем сравнения групп с разных точек зрения. Другой вариант — сравнить группу с другой группой, имеющей более низкий социальный статус.

Социальная конкурентоспособность

Члены социальных групп также могут попытаться улучшить статус своей группы, работая вместе над улучшением своего положения. В этом случае одна группа напрямую конкурирует с другой группой с целью изменить социальные позиции групп по одному или нескольким измерениям.

Фаворитизм и дискриминация

Фаворитизм внутри определенных социальных групп и дискриминация обычно рассматриваются как две стороны одной медали. Однако исследования показывают, что это не обязательно так. Между позитивным восприятием группы человека и негативным восприятием чужой группы нет прямой зависимости.

Фаворитизм также известен как групповая предвзятость. Это эффект, когда люди отдают предпочтение другим, потому что они принадлежат к той же социальной группе.

Фаворитизм внутри социальной группы может привести к негативным последствиям, таким как предрассудки и стереотипы, расизм и сексизм. Тем не менее, это не всегда приводит к враждебности по отношению к чужим группам. Исследования показывают, что фаворитизм и дискриминация — разные явления, и одно не всегда связано с другим.

Кризис идентичности

Концепция кризиса идентичности возникла в исследованиях психолога Эрика Эриксона. Он считал, что формирование личности человека является одной из важнейших частей жизни человека.

Он считал, что формирование и рост личности не ограничивается подростковым возрастом. Наоборот, идентичность — это то, что меняется на протяжении всей жизни. Особенно когда люди сталкиваются с новыми проблемами и приобретают новый опыт, индивидуальность меняется.

Эрик Эриксон считал, что кризис идентичности был одним из главных конфликтов, с которыми сталкиваются люди. В этом кризисе проводится интенсивный анализ, и заново определяется, как кто-то смотрит на себя. Саму идентичность он определял как наблюдаемое качество равенства и преемственности в сочетании с верой в равенство и преемственность общего мировоззрения.

На различных психосоциальных стадиях развития кризис идентичности обычно развивается в подростковом возрасте. В эти годы люди борются с чувством идентичности и путаницей ролей. Такой кризис в основном возникает в те моменты жизни, когда происходят серьезные изменения. Сюда входят:

  • Начало новых отношений
  • Расторжение брака или партнерства
  • Травматическое событие
  • Наличие ребенка
  • Заболевание или состояние здоровья
  • Потеря любимого человека
  • Потеря или начало работы

Кризис идентичности часто встречается у людей с психическими заболеваниями, такими как депрессия, зависимость, биполярное расстройство, пограничное расстройство или другое расстройство личности.

Краткое изложение теории социальной идентичности

Теория социальной идентичности — это теория, описывающая обстоятельства, при которых социальная идентичность важнее индивидуальной идентичности, и различные способы, которыми социальная идентичность может влиять на групповое поведение.

Теория, разработанная Анри Тайфелем и Джоном Тернером, описывает, что у человека есть не просто одна идентичность, а несколько идентичностей, связанных с группами, к которым он или она принадлежит. Примеры включают членство в спортивной команде и наличие друзей из разных культур.

Теория социальной идентичности описывает три различных психических процесса, через которые проходят люди, когда они классифицируют свои собственные группы и чужие группы. Первый процесс — категоризация. Категоризация — это процесс объединения людей в группы. Они делают это прежде всего для понимания социального мира.

Второй процесс — идентификация. Поскольку люди социально отождествляют себя с определенной группой, они начинают вести себя так, как, по их мнению, должны вести себя все члены этой конкретной группы.

Кто-то, называющий себя активистом-экологом, живет этим, посещая собрания, посвященные изменению климата, разделяя отходы и обращая внимание на ненужное использование воды.

Третий процесс — социальное сравнение. Это процесс, посредством которого люди сравнивают группу, к которой они принадлежат, с другой группой с точки зрения социального статуса и престижа. Чтобы поддерживать хорошую самооценку, люди рассматривают свою собственную группу как имеющую более высокий социальный статус, чем вне группы.

Каждый человек склонен положительно относиться к себе. Это важно для самооценки. Это включает в себя положительное отношение к группам, к которым они принадлежат. Если положительная оценка невозможна, люди обычно выбирают одну из трех стратегий.

Во-первых, это индивидуальная мобильность. Имеется в виду явление выхода людей из своей нынешней группы и обмена ее на группу с более высоким социальным статусом. Во-вторых, они могут попытаться улучшить статус своей группы в целом, изменив элемент сравнения между двумя группами.

Наконец, есть возможность улучшить статус группы, работая вместе над улучшением ситуации. В этом случае одна группа напрямую конкурирует с другой группой с целью корректировки социального порядка.

Психолог Эрик Эриксон ввел термин «кризис идентичности». Он считал, что кризис идентичности был одной из самых важных проблем, с которыми люди сталкиваются в своем психосоциальном развитии. В подростковом возрасте человек наиболее подвержен кризису идентичности. В основном они возникают в периоды жизни, когда происходят серьезные изменения, такие как смерть любимого человека или разрыв отношений.

Попробуйте нас бесплатно и получите неограниченный доступ к более чем 1000 статей!

Теперь ваша очередь

Что вы думаете? Узнаете ли вы объяснение теории социальной идентичности? Узнаете ли вы элементы этой теории в повседневной жизни? Какие еще факторы, по вашему мнению, важны для развития сильной социальной идентичности? Есть ли у вас какие-либо советы или комментарии?

Поделитесь своим опытом и знаниями в поле для комментариев ниже.

Дополнительная информация

  1. Стетс, Дж. Э., и Берк, П. Дж. (2000). Теория идентичности и теория социальной идентичности . Ежеквартально по социальной психологии, 224-237.
  2. Хогг, Массачусетс (2016). Теория социальной идентичности . В «Понимании мира и конфликта через теорию социальной идентичности» (стр. 3–17). Спрингер, Чам.
  3. Абрамс, Д.Э., и Хогг, Массачусетс (1990). Теория социальной идентичности: конструктивные и критические достижения
    . Издательство Springer-Verlag.
  4. Хогг, Массачусетс, Терри, Д.Дж., и Уайт, К.М. (1995). История двух теорий: критическое сравнение теории идентичности с теорией социальной идентичности . Ежеквартально по социальной психологии, 255-269.

Как цитировать эту статью:
Janse, B. (2020). Объяснение теории социальной идентичности (SIT): определение, теория и примеры . Получено [указать дату] с сайта Toolshero: https://www.toolshero.com/psychology/social-identity-theory/

Опубликовано: 25/12/2020 | Последнее обновление: 28.02.2023

Добавьте ссылку на эту страницу на своем сайте:
Toolshero: Social Identity Объяснение теории (SIT): определение, теория и примеры

Эта статья показалась вам интересной?

Ваша оценка более чем приветствуется или поделитесь этой статьей в социальных сетях!

Средняя оценка 4. 1 / 5. Всего голосов: 9

Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Сожалеем, что этот пост не был вам полезен!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Метки: Когнитивная психология Социальная психология

Что такое теория социальной идентичности?

Теория социальной идентичности может быть использована для объяснения конфликта между политическими группами и их сторонниками.

Ниже приводится краткое описание SIT Тайфела и Тернера.

Обновлено в марте 2021 г.


Попав в тюрьму нацистов, Тайфель переехал из Польши в Великобританию, чтобы изучать социальную психологию. (Изображение из Википедии)

Теория социальной идентичности (SIT) — это теория, предложенная Тайфелом и Тернером, которая пытается объяснить межгрупповое поведение и, в частности, конфликты, предрассудки и дискриминацию. Теория была развитием

Теории реалистичных конфликтов Шерифа (RCT) . Основное утверждение RCT заключалось в том, что конфликт между группами возникает, когда существует прямая конкуренция за ресурсы. SIT, однако, утверждает, что межгрупповой конфликт может существовать даже при отсутствии прямой конкуренции за ресурсы. Теория возникла после проведения многочисленных исследований с использованием парадигмы минимальной группы.

SIT состоит из четырех взаимосвязанных понятий:

  • социальная категоризация
  • социальная идентичность
  • социальное сравнение
  • положительная различительная способность

Подробнее:

  • Ключевое исследование: стереотипы, теория социальной идентичности и эффект однородности вне группы (Park and Rothbart, 1982)
  • Теория социальной идентичности: краткое изложение для студентов
  • Ключевые исследования: парадигма минимальной группы (SIT – Tajfel et al)

Подводя итог, можно сказать, что одна из центральных идей ТСИ состоит в том, что конфликт может существовать между группами просто потому, что эти группы вообще существуют; просто принадлежность к группе может побудить нас хотеть получить положительное представление о себе от этой группы, и поэтому мы можем демонстрировать предвзятое и / или негативное поведение по отношению к чужим группам, что может увеличить вероятность возникновения конфликта.

Что такое «социальная идентичность»?

Вторым важным аспектом SIT является концепция социальной идентичности. Наша социальная идентичность может быть определена как наше самоощущение (т. е. наша личная идентичность) и то, как эта идентичность может формироваться и подвергаться влиянию принадлежности к различным группам. Наше желание иметь положительное представление о себе способствует социальному сравнению.

Социальная категоризация и социальное сравнение

Первым шагом в объяснении межгруппового поведения является создание групп. Социальная категоризация описывает развитие своих и чужих групп. После того, как мы разделим людей на свои и чужие группы, мы можем провести социальных сравнения — сравнение своих групп и их членов с чужими группами.

Результаты социальной категоризации и сравнения тройственны: во-первых, это уменьшает воспринимаемую изменчивость между членами группы; во-вторых, он уменьшает воспринимаемую изменчивость между членами чужой группы и, наконец, увеличивает воспринимаемые различия между своими и чужими группами. Сочетание этих трех явлений известно как 9Эффект акцентирования категории 0003.

Гипотеза самооценки

SIT постулирует, что люди естественно хотят иметь положительное представление о себе, и они хотят защитить и/или повысить свою самооценку. Чтобы люди могли выносить оценочные суждения о группе (группах), к которой они принадлежат, важно, чтобы они сравнивали ее с чем-то другим. Вот почему, согласно ТСИ, неизбежно происходит социальное сравнение. Сравнивая нашу группу с другими группами, мы можем сделать так, чтобы наша группа казалась лучше, и это повысит нашу самооценку.

Тернер разработал еще одну теорию, называемую «теорией социальной категоризации», наряду с ТСИ. (Источник изображения).

В процессе социального сравнения также возникает окончательная концепция положительной самобытности. В основном это означает, что группы, естественно, хотят отличаться от других групп, и они хотят сделать это таким образом, чтобы группа выглядела лучше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *