Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация.
Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.[1]
Содержание
|
Описание
Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.
Как защитный механизм
Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.
Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.
Как адаптивный процесс
Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]
Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]
Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]
Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).
Литература
- Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
- Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
- Фрейд, Зигмунд. «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8
Примечания
- ↑ 1 2 3 Яндекс-словарь
- ↑ Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
- ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.
Идентификация в психологии: механизм, способы, развитие
Идентификация в психологии — механизм восприятия чувств, эмоций, мнений, убеждений, знаний, мировоззрений от авторитетов, кумиров. Наиболее активно она проявляется в детстве. С этапами становления личности он замедляется. Понятие имеет множество трактовок, обозначений, особенностей, которые были отмечены за время изучения данного термина, его развития.
Понятие и суть
Идентификация — отождествление одного человека с другим или несколькими особями из одной социальной группы. Один индивид уподобляется другому, перенимает некоторые его привычки, особенности поведения, мировоззрение, убеждения.
История открытия и изучения
Термин «идентификация» имеет разные трактовки, особенности. По учениям Зигмунда Фрейда, это:
- Защитная реакция при страхе перед наказанием за агрессивные или сексуальные влечения.
- Бессознательная идентичность одного субъекта с другим, мотив которой отражается в страхе потерять любовь.
В психоанализе идентификация имеет эмоциональный характер. Она является единственным механизмом, с помощью которого формируется личность. На бессознательном уровне воспроизводится родительский прототип.
С точки зрения бихевиористов идентификация связана с понятием:
- теории ролей;
- формирования, подкрепления вторичных потребностей;
- когнитивизма.
Идентификация проявляется на сознательном и бессознательном уровне.
Механизм развития
Идентификация — единственный механизм формирования личности. Его называют способом отождествления объектов. С его помощью человек присваивает разные мотивы, отношения, чувства, присущие другим. Объектом для подражания могут быть только кумиры.
С помощью данного механизма один индивид перевоплощается в другого. При взрослении развивается ответвление от этого механизма. Происходит личностная идентификация.
Структура и функции
Структура:
- Возникновение эмоциональной связи с объектом, который вызывает симпатию, уважение. Происходит примерка его ощущений.
- Восприятие человека как самого себя. Происходит перенос личного Я в чужое. Происходит запоминание манеры общения, особенностей поведения, принятие духовных ценностей, убеждений, интересов, жизненных ориентиров.
- Постановка собственного Я на место другого человека. Происходит проективная идентификация, при которой другому индивиду придаются личные черты характера, чувства, желания.
Функции:
- Защита. Человек составляет представление о ком-то другом, как о самом себе. Например, отец всегда хотел стать музыкантом, но работает на заводе. Личный жизненный опыт он совместит со знаниями, чтобы поставить сына на тот жизненный путь, который хотел пройти сам.
- Адаптация. Чтобы стать похожим на другого, индивид перенимает его черты. У человека может появиться желание заимствовать разные черты у группы людей. Данная функция работает с рождения. Постепенно личность впитывает разные черты характера, убеждения, взгляды и ценности, обрабатывает их, выделят личные качества, находит свое место в обществе.
Виды
Среди всех видов идентификации можно выделить первичную и вторичную. Первая относится к взаимодействиям ребенка с матерью, с родителем того же пола, что и он сам. Второй подразумевает связь ребенка с окружающими, который находятся рядом с ним. Существуют и другие виды идентификации.
Ситуативная
Проявляется у взрослых при проведении совещаний, знакомстве с новыми людьми и детей во время игр со сверстниками. Индивид хочет временно стать похожим на человека, который важен для него в конкретной ситуации.
Групповая
Устойчивый тип идентификации. Индивид придерживается ценностей, взглядов, убеждений определенной группы людей. Он продолжает их придерживаться и находясь далеко от группы. Иногда групповая идентичность проявляется ситуативно, поверхностно. Индивид не желает принимать интересы, убеждения группы, считает свои собственные суждения преобладающими. При выходе за границы группы, его поведение резко изменяется.
Культурная
Отождествление человека с культурой общества. Для индивида важно найти баланс между своим внутренним и внешним миром. Человек должен осознать собственный потенциал в рамках окружающего мира, действующих законах общества. Он должен принять ценности, нормы окружающего мира.
Социальная
Восприятие индивида себя как важного элемента общества. Он думает, что является неким социальным агентом, ощущает собственную принадлежность к какой-либо социальной группе, чувствует свою важность там, может говорить от лица участников сообщества.
Личностная
Отождествление индивида самому себе. Он старается сохранить личную уникальность, чтобы выделяться из толпы. Идентификация характеризуется единством взглядом, интересов, убеждений, целей и т. д. Человек может принадлежать к любой социальной группе, но набор личных качеств остается неизменным.
Коллективисткая
Формируется во время работы в коллективе. При совместном выполнении обязанностей проблемы, переживания, эмоции одного человека передаются его коллегам. Постепенно они становятся общим мотивом. Данный тип идентификации проявляется в сочувствии, соучастии. Участники одного коллектива стремятся разделить неудачи и успехи других членов рабочей группы.
Половая
Проявляется в раннем возрасте. Ребенок начинает осознавать, что он относится к определенному полу. Пик проявления интереса к собственному телу наблюдается в возрасте 2–3 лет.
Гендерная
Осознание гендерной принадлежности. Часто случаются ситуации, когда гендер не совпадает с полом. С помощью такой идентичности индивид может ответить себе, кем он себя ощущает — мужчиной или женщиной.
Стадии
Этапы отождествления со стороны криминалистики:
- Подготовка. Эксперты должны изучить имеющиеся данные о конкретном человеке, оценить информацию, отсеять бесполезные, лживые сведения. Если информации достаточно, составляется план проведения исследований, подготавливаются технические средства.
- Аналитика. Специалист начинает изучение свойств, признаков объектов и субъектов, которые замешаны в деле.
- Эксперимент. Он нужен, чтобы получить образцы изучаемых субъектов.
- Сравнение. Этап отождествления объектов.
Последняя стадия — обобщение полученной информации, ее анализ, составление выводов, фиксация результатов. Итоги экспертизы фиксируются в специальных актах.
Методы
Чтобы определить соответствие личности по определенным признакам (частным, общим), криминалисты применяют разные методики, которые можно разделить на динамические и статические. Последние объединяют физиологические и биологические особенности определенного человека:
- рисунок радужки, сетчатки;
- пропорции лица, его черты, форма;
- отпечатки пальцев, ладони;
- личная подпись, почерк;
- пропорции тела;
- размеры ног, рук.
Эффективный метод идентификации личности — дактилоскопия. Следующая после нее — сравнение по признакам внешности:
- характеристикам плеч;
- особенностям конечностей, спины и морщин;
- форме ушной раковины;
- специфики груди;
- росту;
- количеству зубов;
- общему типу телосложения.
Динамические методики включают изучение проявлений личности, связанных с поведением:
- мимики, речи;
- осанки, голоса;
- походки, позы;
- жестов.
Для быстрого получения результата методики комбинируются.
Механизм идентификации свойствен незрелой личности. Запускается он с раннего детства. С его помощью ребенок осознает свой пол, выбирает гендер, задает первых кумиров, у которых будет перенимать основные черты характера. С возрастом формируется личное Я и процесс идентификации останавливается.
Идентификация – Юнгианское определение
Идентификация . Психологический процесс, при котором личность частично или полностью диссимилируется. (См. также мистическое участие и проекция .)
Идентичность, обозначающая бессознательное соответствие между субъектом и объектом, самим собой и другими, является основой для идентификации, проекции и интроекции.
Тождество ответственно за наивное предположение, что психология одного человека подобна психологии другого, что везде встречаются одни и те же мотивы, что то, что приятно мне, должно быть очевидно приятно другим, что то, что я нахожу аморальным, должно также быть аморальным для них и так далее. Оно также отвечает за почти всеобщее желание исправить в других то, что более всего нуждается в исправлении в себе. [«Определения», там же, пар. 742.]
Идентификация облегчает раннюю адаптацию к внешнему миру, но в дальнейшей жизни становится препятствием для индивидуального развития.
Например, идентификация с отцом означает на практике перенятие всех отцовских способов поведения, как если бы сын был таким же, как отец, а не отдельной индивидуальностью. Идентификация отличается от имитации тем, что это бессознательная имитация, тогда как имитация есть сознательное копирование. … Идентификация может быть полезной до тех пор, пока человек не может идти своим путем. Но когда представляется лучшая возможность, отождествление показывает свой болезненный характер, становясь таким же большим препятствием, как прежде оно было бессознательной помощью и поддержкой. Теперь он имеет диссоциативный эффект, расщепляя человека на две взаимно отчужденные личности. [Там же, пар. 738.]
Идентификация с комплексом (переживаемым как одержимость) является частым источником невроза , но также возможна идентификация с определенной идеей или убеждением.
Эго сохраняет свою целостность только в том случае, если оно не отождествляет себя с одной из противоположностей и если оно понимает, как удерживать баланс между ними. Это возможно только в том случае, если оно остается сознающим и то, и другое одновременно. Однако необходимое понимание чрезвычайно затруднено не только социальными и политическими лидерами, но и религиозными наставниками. Все они хотят решения в пользу одного и, следовательно, полного отождествления индивидуума с неизбежно односторонней «правдой». Даже если бы речь шла о какой-то великой истине, отождествление с ней все равно было бы катастрофой, так как оно останавливает всякое дальнейшее духовное развитие. [«О природе психики», CW 8, пар. 425.]
Односторонность обычно возникает из-за отождествления с определенным сознательным отношением. Это может привести к потере связи с компенсирующими силами бессознательного.
В таком случае бессознательное обычно реагирует бурными эмоциями, раздражительностью, бесконтрольностью, высокомерием, чувством неполноценности, капризами, депрессиями, вспышками ярости и т. д. в сочетании с отсутствием самокритики и неверными суждениями, ошибками , и заблуждения, которые это влечет за собой. [«Философское дерево», CW 13, пар. 454.]
© из Дэрила Шарпа Jung Lexicon , воспроизведено с любезного разрешения автора.
Понимание границ: что такое проективная идентификация?
Неудобно? Не знаю, почему? Узнайте больше о проективной идентификации.
Источник: фото Comstock для фотографий через Canva
Джон Бертон, доктор медицины
В неудобных ситуациях с другим человеком иногда трудно понять, от кого исходит дискомфорт — от нас или от них.
У кого не было опыта общения с кем-то, кого он боится? Я не говорю о человеке, который открыто оскорбляет или расстраивает. Я имею в виду такое взаимодействие, при котором может не быть очевидной проблемы или конфликта, но остается чувство дискомфорта и беспокойства. Мы не можем указать причину, что еще больше нервирует. Мы можем перестать вести себя как обычно. Кажется трудным, если не невозможным, найти конструктивный выход из этих неловких ситуаций. В психоанализе есть несколько концепций для описания этой дилеммы. Одна из них называется «проективная идентификация».
Проективная идентификация была впервые описана психоаналитиком Мелани Кляйн. Вот как это работает: у человека А есть чувство, которого он предпочел бы избежать, и поэтому он бессознательно проецирует его на человека Б. Часто проекция терпит неудачу, потому что другой человек отказывается «принять» проекцию. Однако в некоторых случаях Человек Б резонирует или каким-то образом идентифицирует себя с проекцией Человека А и заканчивает тем, что действует или чувствует таким образом, что объединяет как проекцию Человека А, так и чувства Человека Б. И затем у нас есть проективная идентификация.
Пример
Валерия — успешный персональный тренер, которая любит свою работу. Она помогла бесчисленному количеству клиентов достичь своих целей в фитнесе. Ее новый клиент, Том, хочет похудеть и укрепить мышцы кора.
После их первой встречи Том отправил Валери несколько сообщений. Она ответила им, но чувствовала себя немного ошеломленной его нуждой. На втором сеансе Том выглядел угрюмым. Он также не внес ни одного из предложенных ею изменений.
Валери расстроило отсутствие энтузиазма у Тома. У нее также была склонность винить себя, если клиенты не поправлялись, задаваясь вопросом, не делает ли она что-то не так. Во время их второго сеанса она испытала неприятное чувство: она хотела, чтобы сеанс закончился. Она пыталась игнорировать это чувство и поощряла Тома продолжать в том же духе.
Позже она получила длинное сообщение от Тома, в котором говорилось, что он не чувствует, что сеансы помогают, что, по его мнению, Валери «относится ко мне просто как к зарплате» и что ему нужно работать с кем-то еще. Валери задалась вопросом, действительно ли она смотрела на своих клиентов как на зарплату — чувства и мысли, которых у нее обычно не было с другими клиентами. Она была сбита с толку — не знала, что с Томом пошло не так, и не была уверена в своем поведении.
Может ли это быть случаем проективной идентификации? Давайте пройдемся по шагам.
Шаг первый: назовите эмоцию
Валери сказала своему терапевту: «Я чувствую, что ничего не могу сделать правильно». Это Шаг Первый. Однако часто мы не обращаем внимания на неприятные ощущения, когда они возникают. Вместо того чтобы понять, что мы встревожены или расстроены, мы можем выйти из себя со следующим клиентом или почувствовать комок в желудке или боль в шее «без всякой причины». Если вы чувствуете себя не в своей тарелке, остановитесь и задумайтесь.
Шаг второй: примите чувства и не судите себя
Дайте себе свободу выражать свои чувства, какими бы они ни были. Это может быть сложно, особенно если чувство не соответствует тому, как вы хотите видеть себя. Например, люди, мотивированные помогать другим, гордятся своей полезностью.
Если у такого человека есть негативный опыт при попытке помочь кому-то, он может откреститься или оттолкнуть эти плохие чувства. Валери жалела себя из-за того, что ей не нравилось проводить время со своим клиентом. «По-настоящему преданный своему делу тренер не должен так себя чувствовать», — подумала она. Ее терапевт сказал, что Валери не была плохим человеком, потому что чувствовала, что не хочет помогать Тому. Когда она перестала осуждать себя, она смогла понять свой собственный опыт и лучше понять, что Том проецирует на нее свое чувство неадекватности.
Шаг третий. Чувства — это данные
Когда вы дали название своим чувствам и перестали осуждать себя, вы можете спросить: «Что мне говорит это чувство?» Проще говоря, чувство возникло в результате взаимодействия между вами и другим человеком. Он содержит информацию о вас, а также о другом человеке. Эти данные ценны.
Валери отступила от ощущения, что она что-то делает не так, — и тут же осознала нечто мощное. То, что она чувствовала о себе, на самом деле отражало то, что клиент чувствовал о себе: нежелательный, безнадежный и сомневающийся в своих собственных мотивах. Случай проективной идентификации. Когда Валери определила и приняла свои чувства и обдумала данные, она перестала расстраиваться и защищаться. Тогда она смогла лучше понять Тома и помочь ему в том, в чем он нуждался, но не мог общаться или просить напрямую.
Валери написала Тому, чтобы договориться о встрече. Она узнала о нем немного больше и поняла, что он не просто хочет сбросить 10 фунтов и увеличить силу своего кора. Он также чувствовал себя довольно подавленным из-за своей внешности. Чего Том действительно хотел, но не мог или не знал, как сказать, так это чувствовать себя привлекательным и уверенным в своей личной жизни. Как только Валери поняла это, а Том почувствовал, что его понимают, он смог последовать ее совету без дальнейшей необходимости бессознательно выражать свою негативную самооценку посредством проективной идентификации.