Идеографический и номотетический – Идиографический подход — Википедия

Содержание

Философия науки. Идеографические и номотетические методы

Идеографические и номотетические методы
Выделение идеографических и номотетических методов научных исследованй связано с выходом социально-гуманитарных наук (в частности, истории) из естественных в середине XIX века на основе различия их объектов и, соответственно, методов. Впервые эту идею предложил глава баденской школы неокантиантства Вильгельм Виндельбанд (1848-1915).
Номотетический метод — это способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закона, знания. Его противоположностью является идеографический метод, цель которого — поиск отдельных и однократных событий. Если суть первого — изучение «неизменной формы реальных событий», то второго — «однократное, в себе самом определенное содержание» единичных событий. Как подчеркивал единомышленник Виндельбанда, Генрих Риккерт, здесь речь идет не только о различии предмета, но и о противоположности методологий. Первостепенное место номотетический метод занимает в естественных, а в «науках о духе» главную роль играет идеографический.
Основной акцент в своей программной речи «История и естествознания» ректор Страсбургского университета В. Виндельбанд сделал на апологии идеографического метода. по его мнению, идеографический метод долгое время находился в пренебрежении, но он необходим для того, чтобы получить целостное знание.
Идеи Виндельбанда продолжил Генрих Риккерт. Одной из существенных черт его работ является доказательство мысли, что естествознание, якобы, не есть познание действительности. По Риккерту, естественные науки исследуют неизменную природу, поэтому в них господствует номотетический метод. Естествознание стремится обобщить свои открытия, его предмет — результат исключительно логических построений и поэтому оно не может выйти за рамки абстракций. Риккерт продолжил критику естествознаний с позиций гносеологии. По его мнению, сплошь теоретизированное естествознание отличают неадекватность и удаленность от подлинной действительности. В противовес подобного рода знанию он выдвигает историю, в которой предмет знания и метод познания наиболее отвечают друг другу. Предметом истории, на его взгляд, выступает культура, как особая сфера опыта. Отличить культуру от природы можно с помощью ценности, которая «независима от субъекта, к которому она обращена» и есть «смысл, лежащий над всяким бытием». Ценности, лежащие «по ту сторону объекта и субъекта познания» — предмет изучения философии. Последняя основана на иерархии, высшее место в которой принадлежит религии.
Точку в дискуссии о месте и ценности номотетических и идеографических методов познания поставил русский историк Лаппо-Данилевский. Отвергнув крайности механицизма в социально-гуманитарных науках, как и полное отрицание номотетических методов в истории Риккертом, он высказал следующую мысль. Номотетический метод основан на установлении причинно-следственных связей и законов единообразия природы человека, а также построение исторических теорий исходя из этого. Идеографические методы «вырывают» человека из природы, тем самым лишая его биологической составляющей. В то же время номотетические методы не рассматривают духовную жизнь человека. поэтому абсолютизировать какой-либо один из этих методов в исторических науках нельзя. Вне зависимости от положения этих типов познания в методологическом аппарате тех или иных наук, оба они должны быть представлены для того, чтобы избежать крайности натурализма или релятивизма.

major-theoretik.livejournal.com

Номотетический подход: описание, принципы, методы исследования

Номотетический подход — это одна из главных философских дискуссий в психологии. Психологи, применяющие его, занимаются установлением общих законов, основанных на изучении больших групп людей. При этом используются статистические (количественные) методы анализа данных.

Введение

Цель клинической психологической науки — облегчить диагностику нервных расстройств, понимая суть недуга и реализуя оптимальные стратегии профилактики и лечения. Достижение этой цели требует точного описания текущей симптоматики и точного прогнозирования будущего течения расстройства. Необходимо применение методов снижения и устранения проблемного поведения, а также способов поддержания психологического здоровья. Точное описание и прогнозирование требуют инструментов, которые достоверно и надежно моделируют клинические явления. Для этого требуется провести сравнительный анализ номотетического и идеографического подходов.

Терминология

Термин «номотетика» происходит др.-греч. νόμος — «закон» + корень θη- — «полагать», устанавливать. Психологи, которые применяют номотетический подход, в основном занимаются изучением того, чем люди делятся друг с другом. То есть устанавливают законы общения.

Термин «идеографика» происходит от греческого слова idios, что означает «собственный» или «частный». Психологи, интересующиеся этим аспектом, хотят выяснить, что делает каждого из людей уникальным.

Историческая справка

Термин «номотетика» ввел в XIX веке немецкий философ Вильгельм Виндельбанд. Он использовал номотетический метод для описания подхода к накоплению знаний, стремясь сделать крупномасштабные обобщения. Теперь этот метод распространен в естественных науках и многими рассматривается как истинная парадигма и цель научного подхода.

Номотетический подход

Традиционный подход к статистическому анализу в клинической (и всей психологической) науке номотетичен: цель состоит в том, чтобы сделать общие прогнозы о популяции путем изучения межиндивидуальных вариаций, то есть вариаций между людьми. Этот метод является привлекательным, поскольку он позволяет объединять участников (например, членов контрольной или клинической группы, которые разделяют расстройство, фактор риска или профиль лечения) для данных, собранных как в поперечных, так и в продольных проектах.

Номотетическое исследование — это попытка установить общие законы и обобщения. Целью номотетического подхода является получение объективных знаний с помощью научных методов. Поэтому для установления статистически значимых результатов используются квантовые методы исследования. Последующие законы, которые создаются, могут быть разделены на три вида: классификация людей по группам, установление принципов и установление измерений. Примером этого из мира психологии является «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», которое дает классификацию этих состояний, разделяя людей на группы.

Методы исследования, используемые номотетическим подходом, собирают научные и квантовые данные. Для этого используются эксперименты и наблюдения, а средние группы статистически анализируются для создания прогнозов о людях в целом.

Преимущества и недостатки

Номотетический подход считается научным благодаря его точному измерению, прогнозированию и контролю поведения, исследованиям больших групп, объективным и контролируемым методам, позволяющим тиражировать и обобщать. Благодаря этому он помог психологии стать более научной, развивая теории, которые могут быть проверены опытным путем.

Однако номотетический подход имеет свои ограничения. Он был обвинен в потере из виду «самого человека» из-за его широкого использования средних групп. Это также может дать поверхностное понимание, так как люди могут демонстрировать одно и то же поведение, но по разным причинам. Другим ограничением этого подхода является то, что предсказания могут быть сделаны в отношении групп, но не отдельных лиц.

Идеографический подход

При таком подходе к статистическому анализу цель состоит в том, чтобы сделать конкретные прогнозы в отношении индивида путем изучения внутрииндивидуальных вариаций с течением времени. Поскольку идеографический подход предполагает неоднородность между участниками и временем, каждый интенсивно оценивается по нескольким временным точкам, а затем проводится индивидуальный анализ.

Существует много типов данных, поддающихся анализу временных рядов, некоторые из которых клинические ученые и практики, возможно, уже собрали, но не закодировали или проанализировали идеографически. Идеографический подход разработан с использованием тематических исследований и использует неструктурированные интервью для сбора качественных данных. Из этих данных можно наблюдать богатство человеческого поведения. Примером является исследование, проведенное Абрахамом Маслоу, на тему мотивации человеческого поведения. Он использует биографии известных знаменитостей и интервью со студентами в качестве основы своей иерархии потребностей.

Сравнительный анализ

Сравнение номометрического и идеографического подходов в психологии показывает, что их применение приносит пользу при работе с совершенно различными клиническими случаями. С номотетической точки зрения предпочтение отдается корреляционным, психометрическим и другим количественным методам. Идеографический анализ будет иметь наибольшее влияние на персонализированное лечение в сочетании с идеографической оценкой или измерением поведения, которое наиболее соответствует уникальному профилю симптомов или представлению болезни человека.

Сильные стороны идеографического и номотетического подходов в психологии зависят от качества собранных данных.

Изучение личности

Психометрический подход к изучению личности сравнивает индивидов с точки зрения черт или измерений, общих для всех. Это номотетический подход. Есть два примера: тип Ганса Айзека и теория признаков Рэймонда Каттелла. Они оба предполагают, что существует небольшое количество черт, которые определяют основную структуру всех личностей, и что индивидуальные различия могут быть определены по этим измерениям.

За последние 20 лет начал складываться все более широкий консенсус в отношении этих черт. «Большой пятеркой” считаются экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость к опыту.

Практический пример

В исследовании номотетического и идеографического подходов применяется процедура под названием Q-sort. Сначала испытуемому выдается большой набор карточек, на каждой из которых написано самооценочное высказывание. Например, «я дружелюбен» или «я амбициозен» и т. д. Затем субъекту предлагается отсортировать карты в стопки. Одна стопка содержит утверждение «больше всего похоже на меня», вторая — «меньше всего похоже на меня». Есть также несколько стопок для промежуточных утверждений.

Количество карт может варьироваться, как и количество стопок и тип вопроса (например, «Какой я сейчас?», «Каким я был раньше?», «Каким мой партнер видит меня?», «Каким бы я хотел быть?»). Таким образом, существует потенциально бесконечное число вариаций. Это нормально для номотетического и идеографического подходов, так как они предполагают, что существует столько же личностей, сколько живущих людей.

fb.ru

Номотетический подход: описание, принципы, методы исследования

Номотетический подход — это одна из главных философских дискуссий в психологии. Психологи, применяющие его, занимаются установлением общих законов, основанных на изучении больших групп людей. При этом используются статистические (количественные) методы анализа данных.

Введение

Цель клинической психологической науки — облегчить диагностику нервных расстройств, понимая суть недуга и реализуя оптимальные стратегии профилактики и лечения. Достижение этой цели требует точного описания текущей симптоматики и точного прогнозирования будущего течения расстройства. Необходимо применение методов снижения и устранения проблемного поведения, а также способов поддержания психологического здоровья. Точное описание и прогнозирование требуют инструментов, которые достоверно и надежно моделируют клинические явления. Для этого требуется провести сравнительный анализ номотетического и идеографического подходов.

Терминология

Термин «номотетика» происходит др.-греч. νόμος — «закон» + корень θη- — «полагать», устанавливать. Психологи, которые применяют номотетический подход, в основном занимаются изучением того, чем люди делятся друг с другом. То есть устанавливают законы общения.

Термин «идеографика» происходит от греческого слова idios, что означает «собственный» или «частный». Психологи, интересующиеся этим аспектом, хотят выяснить, что делает каждого из людей уникальным.

Историческая справка

Термин «номотетика» ввел в XIX веке немецкий философ Вильгельм Виндельбанд. Он использовал номотетический метод для описания подхода к накоплению знаний, стремясь сделать крупномасштабные обобщения. Теперь этот метод распространен в естественных науках и многими рассматривается как истинная парадигма и цель научного подхода.

Номотетический подход

Традиционный подход к статистическому анализу в клинической (и всей психологической) науке номотетичен: цель состоит в том, чтобы сделать общие прогнозы о популяции путем изучения межиндивидуальных вариаций, то есть вариаций между людьми. Этот метод является привлекательным, поскольку он позволяет объединять участников (например, членов контрольной или клинической группы, которые разделяют расстройство, фактор риска или профиль лечения) для данных, собранных как в поперечных, так и в продольных проектах.

Номотетическое исследование — это попытка установить общие законы и обобщения. Целью номотетического подхода является получение объективных знаний с помощью научных методов. Поэтому для установления статистически значимых результатов используются квантовые методы исследования. Последующие законы, которые создаются, могут быть разделены на три вида: классификация людей по группам, установление принципов и установление измерений. Примером этого из мира психологии является «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», которое дает классификацию этих состояний, разделяя людей на группы.

Методы исследования, используемые номотетическим подходом, собирают научные и квантовые данные. Для этого используются эксперименты и наблюдения, а средние группы статистически анализируются для создания прогнозов о людях в целом.

Преимущества и недостатки

Номотетический подход считается научным благодаря его точному измерению, прогнозированию и контролю поведения, исследованиям больших групп, объективным и контролируемым методам, позволяющим тиражировать и обобщать. Благодаря этому он помог психологии стать более научной, развивая теории, которые могут быть проверены опытным путем.

Однако номотетический подход имеет свои ограничения. Он был обвинен в потере из виду «самого человека» из-за его широкого использования средних групп. Это также может дать поверхностное понимание, так как люди могут демонстрировать одно и то же поведение, но по разным причинам. Другим ограничением этого подхода является то, что предсказания могут быть сделаны в отношении групп, но не отдельных лиц.

Идеографический подход

При таком подходе к статистическому анализу цель состоит в том, чтобы сделать конкретные прогнозы в отношении индивида путем изучения внутрииндивидуальных вариаций с течением времени. Поскольку идеографический подход предполагает неоднородность между участниками и временем, каждый интенсивно оценивается по нескольким временным точкам, а затем проводится индивидуальный анализ.

Существует много типов данных, поддающихся анализу временных рядов, некоторые из которых клинические ученые и практики, возможно, уже собрали, но не закодировали или проанализировали идеографически. Идеографический подход разработан с использованием тематических исследований и использует неструктурированные интервью для сбора качественных данных. Из этих данных можно наблюдать богатство человеческого поведения. Примером является исследование, проведенное Абрахамом Маслоу, на тему мотивации человеческого поведения. Он использует биографии известных знаменитостей и интервью со студентами в качестве основы своей иерархии потребностей.

Сравнительный анализ

Сравнение номометрического и идеографического подходов в психологии показывает, что их применение приносит пользу при работе с совершенно различными клиническими случаями. С номотетической точки зрения предпочтение отдается корреляционным, психометрическим и другим количественным методам. Идеографический анализ будет иметь наибольшее влияние на персонализированное лечение в сочетании с идеографической оценкой или измерением поведения, которое наиболее соответствует уникальному профилю симптомов или представлению болезни человека.

Сильные стороны идеографического и номотетического подходов в психологии зависят от качества собранных данных.

Изучение личности

Психометрический подход к изучению личности сравнивает индивидов с точки зрения черт или измерений, общих для всех. Это номотетический подход. Есть два примера: тип Ганса Айзека и теория признаков Рэймонда Каттелла. Они оба предполагают, что существует небольшое количество черт, которые определяют основную структуру всех личностей, и что индивидуальные различия могут быть определены по этим измерениям.

За последние 20 лет начал складываться все более широкий консенсус в отношении этих черт. «Большой пятеркой” считаются экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, эмоциональная стабильность и открытость к опыту.

Практический пример

В исследовании номотетического и идеографического подходов применяется процедура под названием Q-sort. Сначала испытуемому выдается большой набор карточек, на каждой из которых написано самооценочное высказывание. Например, «я дружелюбен» или «я амбициозен» и т. д. Затем субъекту предлагается отсортировать карты в стопки. Одна стопка содержит утверждение «больше всего похоже на меня», вторая — «меньше всего похоже на меня». Есть также несколько стопок для промежуточных утверждений.

Количество карт может варьироваться, как и количество стопок и тип вопроса (например, «Какой я сейчас?», «Каким я был раньше?», «Каким мой партнер видит меня?», «Каким бы я хотел быть?»). Таким образом, существует потенциально бесконечное число вариаций. Это нормально для номотетического и идеографического подходов, так как они предполагают, что существует столько же личностей, сколько живущих людей.

labuda.blog

Билет 5. Номотетический и идеографический подход в психодиагностике.

Разделние этих подходов основывается на монографии Виндельбанда «История и наука» (1904 г.), где он проводил различие между естественнонаучнойигуманитарнойориентациямив психологии.

Идеографический подход

– углубленное изучение единичного случая в процессе диотического взаимодействия (психолог – клиент). Направлен на описание и объяснение сложного целого.

Описание должно быть полным, конкретным, и любой человек должен быть представлен как уникальный феномен.

Номотетический подход– предполагает тестирование с последующей интерпретацией, направлен на открытие общего закона, справедливого для любого частного случая.

Его основные структуры и процессы характеризуются посредством экспериментальных, т.е. воспроизводимых процедур.

Согласно Виндельбанду любой объект может быть изучен первым или вторым способом.

Оба способа подвергаются критике…

Недостатки:

Идеографический подход:

1. Отсутствие объективности, т.к. полученные результаты зависят от теоретической ориентации психолога и его практического опыта.

2. С помощью этого способа невозможно открыть общие законы.

3. Много используют специфических терминов, которые не всегда понятны, многословие.

Номотетический подход:

1. На основе общих законов нельзя составить полное представление о личности человека, т.к. она уникальна; не позволяет предсказать поведение человека в силу его неповторимости.

2. Подвергаются критике представления об индивидуальных различиях (описания с позиции номотетического метода основывается на данных (о среднем значении, стандартном отклонении, корреляции между переменными в выборке), которые не имеют непосредственного отношения к конкретному человеку (хотя многие утверждения говорят об обратном)).

Нельзя однозначно заявлять о преимуществе какого-то одного способа исследования.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

(Преимущества = преимущества тестовой и клинической диагностики).

Преимущества тестовой и клинической диагностики:

Тестовая диагностика (= номотетический метод):

1. Более эффективна, когда нужно получить информацию о большой группе людей в короткие сроки и принять строго альтернативное решение (либо «ДА», либо «НЕТ»).

2. Тесты хорошо защищены от методических ошибок, которые могут возникнуть вследствие низкой квалификации психолога, т.к. в тесте все прописано, они стандартизированы.

3. Тестовая диагностика предъявляет менее строгие требования к профессионально компетентности психолога.

4. Способ подсчета результатов обеспечивает объективность результата.

5. Менее трудоемкая работа.

Клиническое обследование (= идеографический метод):

1. Более эффективно, когда идее речь о малоисследованной области, оно позволяет выдвигать новые гипотезы.

2. Эффективно, когда необходимо глубже и точнее познакомиться с уникальной жизненной ситуацией человека. Дает больше информации.

3. Более эффективно, если после обследования сам психолог будет проводить дальнейшую коррекционную или развивающую работу.

4. Является более эффективной при работе с ребенком, т.к. ребенок постоянно меняется, переходит с одного этапа развития на следующий, и никогда нельзя точно сказать на каком этапе он находится в настоящий момент, несмотря на все разработанные возрастные периодизации. (Тестовые методики в данном случае мало эффективны).

5. Клиническое обследование требует высокого уровня профессиональной подготовки, богатого практического опыта и больше времени.

studfiles.net

Номотетический И Идеографический Методы | DocumentSite.net: сайт обмен документами


Номотетический И Идеографический Методы
Номотетический метод — способ познания, целью которого является установление общего, имеющего форму закона. Виндельбанд утверждал, что поскольку научное изучение и рассуждение совершаются в форме понятий, ближайшим и самым важным интересом логики всегда останутся исследование сущности, анализ и применение категорий общего. Исследователь, озабоченный отысканием законов, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи и для него отдельный объект наблюдения не имеет научной ценности. Он имеет в его исследовании значение «типа», лишенного индивидуальных черт, которые интересны ему не как характеристики уникальной целостности этого объекта, а как выражение общей закономерности, объединяющей данный объект с множеством других. Знание этих законов дает возможность предсказывать будущее состояние объектов и соответствующим образом воздействовать на ход вещей.
В отличие от номотетического, идеографический метод — это способ познания, целью которого является изображение объекта как единого уникального целого. Главной особенностью идеографического метода является постижение индивидуального в его однократности, уникальности и неповторимости. Речь идет об индивидуальности объекта, взятого именно в его целостности, а не в его частях, поскольку целое не совпадает с суммой его частей. И результаты исследования, осуществляемого с помощью идеографического метода, могут и должны резюмироваться в понятиях, имеющих индивидуальное, а не всеобщее содержание.
Номотетический и идеографический подходы различаются по нескольким основаниям. Во-первых, по-разному понимается объект измерения. Если в рамках номотетического подхода присутствует понимание личности как набора свойств, то идеографический подход представляет личность как целостную систему. Во-вторых, для каждого из подходов характерна разная направленность измерений: выявление и измерение общих для всех людей свойств личности для номотетического подхода и распознавание

documentsite.net

Номотетический и идиографический подходы в диагностике Личности. Преимущества и недостатки каждого из них

Номотетический подход (греч. «номос» – закон, закономерность) – это исследование общих закономерностей и их индивидуальных вариаций по отношению к индивиду – основная задача. При номотетическом подходе мы интересуемся нормативами общих черт для разных людей .

Идиографический подход (греч. «идиос» – своеобразный, принадлежащий кому-то) – описывающий своеобразие. Главная цель исследования и диагностики в выявлении индивидуальных черт, неповторимых, уникальных. Идиографический – описывающий своеобразие.

Мюррей и Клахом (американские психологи) писали, что каждый человек в чем-то:

  • похож на всех других людей;
  • похож на некоторых людей;
  • не похож ни на кого.

При номотетическом подходе выясняется в чем человек похож на всех или на некоторых.

При идиографическом – интересует, чем не похож.

Эти способы были предложены неокантианской школой. Они противопоставляли их друг другу. Считали, что номотетический подход свойственен для естественных наук, так как в них есть повторяемость фактов, можно их обобщить, вывести закономерности. Идиографический подход – для исторических наблюдений – любое историческое событие неповторимо и уникально. Эти подходы надо сочетать.

Вильям Штерн. 1900 г. статья «О психологии индивидуальных различий». 1911 г. – дифференциальная психология. В психологии могут сосуществовать 2 подхода. Их нельзя противопоставлять. Они дополняют друг друга.

Суть подходов по Штерну:

Номотетический подход создает условия для идиографического описания. Особенность номотетического подхода в том, что разных людей диагностируют по какой-то одной черте. На основе такой диагностики делают выводы о средневыраженности этой черты в группе, о пределах вариативности, закономерности. Можно диагностировать по нескольким чертам в группе, можно выявить закономерности отношений разных черт в группе.

Идиографический подход – одного человека диагностируют по многим психологическим параметрам. Если это сделать, то можно получить психограмму (изображение психологического портрета. Можно сравнить психограммы у нескольких людей.

В чем взаимосвязь и взаимодополнение? Он считал, для того, чтобы использовать идиографический подход, надо с помощью номотетического выделить сами черты. Он служит основой для идиографического подхода.

Если составить психологические портреты, то можно прийти к обобщениям, закономерностям, а, следовательно, мы будем применять номотетический анализ для данных, полученных при помощи идиографического подхода.

Другой психолог, который уделял большое внимание идиографическому подходу – Гордон Олпорт – был согласен, что номотетический и идиографический подходы взаимодополняют друг друга, но критиковал Штерна за увлечение психограммами, считал, что это упрощение индивидуальности. Он рассматривал в качестве основного метода идиографического анализа биографический метод. Считал, что только этот метод позволяет исследовать, продиагностировать индивидуальность в разные периоды жизни, только этот метод дает целостный взгляд на индивидуальность. Его заслуга в хорошей разработке биографического метода.

В целом исследование психодиагностики показывает, что основное внимание исследователями уделялось номотетической схеме анализа. И реакцией на преобладание номотетического подхода стало появление в 60 г. ХХ в. особого направления в психологии. Феномено-логическая психология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология. Цель – исследование уникальности человеческой Личности. Основатель – Абрахам Маслоу, ввел понятие самоактуализации. Необходимость исследования уникальных черт Личности: творчество, любовь и др. – то, что является неповторимым.

Преимущества идиографического подхода – он может повысить прогностичность личностных методик.

1. Сущность идиографического подхода в настоящее время – любого отдельно взятого человека можно эффективно охарактеризовать не по всем известным психологам чертам, а лишь по отдельной части черт

2. Идиографический подход считает, что при очерчивании прогностических возможностей, связанных с проявлением тех или иных черт, нужно в качестве путеводной нити использовать самого человека.

С чем это связано? Известно, что проявление конкретных черт у каждого человека следует ожидать не во всех, а лишь в некоторых ситуациях. Это те ситуации, которые являются значимыми для самого человека.

Что определяет конкретное поведение в конкретной ситуации?

1. Надо знать, как человек рассматривает значимость отдельных черт. Его отношение к личностным чертам. Есть иерархия черт – ее надо знать. Проявление этих черт будет самым устойчивым.

2. Мы должны знать представления человека о проявлении разных черт в разных ситуациях. У каждого есть свое представление. Это называется прототипы личностных черт – индивидуальное представление.

Мы сможем прогнозировать поведение человека в конкретной ситуации. Для повышения прогностичности недостаточно продиагностировать при помощи хороших стандартизированных методик. Надо дополнить знание о чертах прототипами. Как получить знание о прототипах – надо собирать дополнительную информацию о Личности человека. Собрать информацию об определяющих характеристиках Личности:

  • ценности;
  • нормативы;
  • ведущие мотивы и потребности;
  • направленность человека.

Это знание повышает прогностичность.

Есть критика в адрес идиографического подхода. Некоторые психологи считают, что идиографический подход – это домысливание, которое может стоять за тем или иным симптомом, выделенным диагностикой. Проявление интуиции, отсутствие закономерных связей.

www.psyworld.ru

Мякушкин Д.Е.Номотетический и идеографический подходы.

 

Мякушкин Д.Е.

Номотетический и идеографический подходы 

в структуре комплексной оценки персонала организации

 

Несмотря  на  большое  количество  разнообразнейших инструментов диагностики, психологи остро ощущают нехватку психодиагностических   методов   и   средств,   необходимых   для   реализации  так  называемого  личностного  принципа,  напрямую  связанного  с  индивидуальным   субъективным   подходом   диагноста   к   исследуемой  личности сотрудника организации  [1, 2, 4, 6, 7].  Современные  психологи  гораздо  больше  могут сказать   о   самом   процессе   мышления   вообще,   чем   способны   разобраться  в мышлении конкретного человека; легко рассуждают о формировании и развитии  личности  гипотетического  объекта  и  в  то  же  время  не  могут достаточно  достоверно  описать  и  объяснить  поведение  конкретного  человека в  конкретном  контексте  и  временном  промежутке.  Если  на  теоретическом уровне разрабатываются принципы и методы целостного многостороннего анализа,  то  практическая  психодиагностика,  отставая  от  теоретических   моделей,  пока  лучше приспособлена  к  работе  с  выделенными  функциями,  выборками,  нормами  и  т.д.,  а  не  с  человеком  как  целостной  и  уникальной  личностью.  К  сожалению,  в  большинстве  подходов  научный  анализ  включает  общее  и  типичное  для  людей,  и  мало  уделяется  единичному  и  уникальному  в  личности  человека.  Далеко  не  решена  проблема  изучения  того,  как  конкретный  человек  «…познает  и  воспринимает  сложный  мир  социальных  отношений,  других  людей  и  самого  себя,  как  формируется целостная  система  представлений  и  отношений  конкретного  человека»  [4,  с.  93]. Речь  здесь,  по  сути,  идет  о  двух  подходах  к  измерению  и распознаванию психологических особенностей человека: номотетическом и идеографическом.

Номотетический  метод  —  способ  познания,  целью  которого  является установление общего, имеющего форму закона. Виндельбанд  утверждал,  что  поскольку  научное  изучение  и  рассуждение  совершаются  в форме понятий, ближайшим и самым важным интересом логики всегда  останутся  исследование  сущности,  анализ  и  применение  категорий  общего [6, 8, 9].    Исследователь, озабоченный отысканием законов, стремится от констатации частного случая перейти к пониманию общей связи и для него  отдельный  объект  наблюдения  не  имеет  научной  ценности.  Он  имеет  в   его  исследовании  значение  «типа»,  лишенного  индивидуальных  черт,  которые  интересны  ему  не  как  характеристики  уникальной  целостности  этого  объекта,  а  как  выражение  общей  закономерности,  объединяющей  данный  объект  с  множеством  других.  Знание  этих  законов  дает  возможность  предсказывать будущее состояние объектов и соответствующим  образом  воздействовать  на  ход  вещей  [5].

В  отличие  от  номотетического,  идеографический  метод  —  это  способ познания,  целью  которого  является  изображение  объекта  как  единого  уникального  целого.  Главной  особенностью  идеографического  метода  является  постижение  индивидуального  в  его  однократности,  уникальности  и неповторимости.  Речь  идет  об  индивидуальности  объекта,  взятого  именно  в его  целостности,  а  не  в  его  частях,  поскольку  целое  не  совпадает  с  суммой его  частей.  И  результаты  исследования,  осуществляемого с  помощью  идеографического метода, могут и должны резюмироваться в понятиях, имеющих  индивидуальное,  а  не  всеобщее  содержание [4, 5].

Номотетический  и  идеографический  подходы  различаются  по нескольким  основаниям  [2, 3, 4,  5, 6].  Во-первых,  по-разному  понимается  объект  измерения. Если в рамках номотетического подхода присутствует понимание личности как набора свойств, то идеографический подход представляет личность как целостную систему. Во-вторых,  для  каждого  из  подходов   характерна   разная   направленность  измерений: выявление и измерение общих для всех людей свойств личности для номотетического подхода и   распознавание индивидуальных  особенностей личности — для идеографического подхода.    И,  в-третьих,  характер  методов  измерения  в  каждом  из  походов  различен  по  процессу  и  содержанию:  стандартизированные методы измерения с одной стороны, и проективные методики и качественные  техники — с другой.       Это противопоставление  номотетического  и  идеографического   подходов особенно сильно выражено в психодиагностике. Номотетическая диагностика, по сути, является сциентистской и нормографической, и  конкретная  личность,  индивидуальность  сводится  в  рамках  этого  подхода  к  набору  определенных  значений  по  нормативным  общегрупповым  шкалам. Такой  подход,  обладая  полностью  всеми  недостатками  количественных  методов  исследования,  не  способен  удовлетворить  все  запросы практики. С другой стороны, диагностика, ориентированная на идеографические  техники  и  предлагающая  рассматривать  личность  как  особую,  неповторимую  целостность,  с  точки  зрения  сциентистских  традиций трудно  совместима  с  принципами  истинно  научного  познания. Однако  дело  не  в  том,  что  принимать  во  внимание,  только  общее   или только единичное, и чем руководствоваться при анализе исследуемого объекта.  Здесь  мы  встречаемся  со  своеобразной  шкалой  диагностических  задач.  Диагностика  стабильных  и  общих  черт  личности  —  область,  наиболее  разработанная  на  сегодняшний  день  и обеспеченная  в  основном  количественными  методами  измерения.  В  то  же  время  диагностика  уникальных  и  изменчивых свойств — наименее разработанная область, связанная с распознаванием индивидуальных особенностей личности и требующая реализации идеографического  подхода  как  совокупности  методов  качественного  анализа.   И  естественно,  целостная  диагностика  должна  описывать  и  общее,  и  особенное,  уникальное  в  личности  человека.

Литература:

  • 1. Богомолова Н.Н, Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. — М.: Магистр, 1997. — 79 с.
  • 2. Витцлак И. Основы психодиагностики. // Психодиагностика: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
  • 3. Загородний В.И. Технология оценки и отбора государственных служащих (из опыта ряда зарубежных стран). — М.: Вестник государственной службы, 1993, № 1. — С.42-62.
  • 4. Забродин Ю.М. Модель личности в психолодиагностике. — М.: Прогресс, 1994. — 182 с.
  • 5. Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические источники и назначение репертуарных личностных методик. // Франселла Ф., Биннистер Д. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987. — С. 5-17.
  • 6. История буржуазной социологии XIX — начала ХХ века. — М.: Наука, 1979. — С. 128-135.
  • 7. Краткий словарь по социологии. — М.: Политиздат, 1989.
  • 8. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  • 9. Современная западная социология: словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 432 с.

myakushkin.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *