Качества тренера личные – Профессионально важные качества тренера

Профессионально важные качества тренера

Еще несколько лет назад профессии тренер, коуч в академической школе не существовало, получить диплом бизнес тренера вообще было нереально, но благодаря интенсивному развитию активных методов обучения ситуация изменилась в корне. Для каждой профессии, и тренер не исключение, есть профессионально важные качества. Одни, возможно, дарованы вам природой, а другие необходимо вырабатывать.  

Высокая судьба человека – родиться для какого-либо занятия, которое предоставит ему применение своих способностей и счастье, будь то плетение корзин, ковка мечей, рытье каналов, ваяние статуй или сочинение песен. (Р. Эмерсон).  

Профессионально важные качества – понятие, которое возникло вначале ХХ века благодаря исследованию психологии труда.

Исследователи пришли к выводу, что для профессиональной деятельности важны качества, часть из которых плохо тренируемы, а часть можно успешно развивать. Таким образом, для осуществления успешной деятельности в любой профессии, важно обладать системой профессионально важных качеств, по ним составляются психограммы и профессиограммы профессии.

Как стать тренером? Хорошим тренером? Быть профессионалом без определенных качеств, практически невозможно. Вот, например, рассмотрим профессию «психолог, ведущий психологических тренингов», сложно себе представить в этой профессии человека неинтелектуального и необщительного.  О чем он будет говорить, как он будет вести группу? Думаю, комментарии излишни. Такой «специалист» рано или поздно должен или измениться, или поменять профессию.  А вот профессионал своего дела быстро найдет себе высокоплачиваемую работу в сфере тренингов, предложений на рынке огромное количество.

Кстати, посмотреть свежие вакансии на рынке тренингов вы всегда можете в разделе вакансий портала Тренерская.ру.

И, зарегистрировавшись на нашем портале, вы всегда можете разместить свое резюме, которое увидит множество работодателей и заказчиков.

Но вернемся к теме нашей статьи и рассмотрим основные профессионально важные качества тренера:

Ответственность – позиция автора. Надо уметь самому отвечать за происходящее в жизни, а также научить этому участников тренинга;
Ответственность — это то, чего больше всего боятся люди. Тем не менее, это именно то, что помогает нам расти в этом мире. Фрэнк Крэйн
 

Интеллектуальность – для работы тренером необходимо много знать, постоянно развиваться, требуется немало знаний, чтобы сделать тренинг интересным, познавательным, на тренинги ходят интеллектуальные люди.  
Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они.

Уильям Норман Беркетт  

Знания в области психологии – работать с людьми надо, зная психологические особенности человека, группы,  техники тренинга, упражнения для тренинга, методы и приемы обучения.  
Можно говорить глупости, но не торжественным тоном. Юлиан Тувим

 Креативность – без креативного подхода тренер будет создавать заурядные тренинги, а это ни кому не интересно.
Креативные личности и инноваторы верят. Они верят в себя и в свои решения, и предают забвению тех, кто не разделяет их точки зрения. Они демонстрируют такую уверенность в своих идеях, что страх перед поражением, преследующий других людей, отступает. Джин Ландрам.
 

Эмпатия – тренеру необходимо чувствовать участников тренинга.  

Эмпатия — понимание душевного состояния другого человека, его переживаний и синтонное их восприятие, сопереживание. Никифорова А.С. Полный толковый словарь.  

Хорошие ораторские качества – Отсутствие страха публичных выступлений. Для тренера важно держать внимание аудитории, быть убедительным.  
Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали. Поль Клодель.
 

Самоконтроль – необходим для реальной оценки ситуации. При возникновении нештатных случаев.             Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями  

Быстрота реакции – проявляется в умении разработать и оперативно применить различные вариации методы ведения тренинга, в зависимости от развития процесса, от состава группы.
Всегда есть 
выбор: ты можешь реагировать на то, что сказано, на то, что хотели сказать или на то, что ты хотел услышать. Алексей Анненсков. 

 

Доброжелательность – это необходимое условие для построения профессиональных отношений с людьми. Проявляя доброжелательность,тренер создает доверительные отношения с группой, дает возможность раскрыться участникам тренинговой группы и, как следствие, получить максимальный эффект от работы на тренинге.              
Нет возможности всем делать добро, но в отношении ко всем можно проявлять доброжелательность. Ж.Гюйо.
 

Но какими бы профессионально важными качествами ни обладал, тренер, без образования и  без получения сертификата тренера, о его профессионализме говорить нельзя.    

 

Автор статьи:   Галина Богданова – талантливый бизнес-тренер с многолетним опытом работы в сфере гостиничного бизнеса. Галина уверена, что даже будучи профессионалом своего дела, нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед и постоянное совершенствование помогут достичь успеха. И это знают участники ее тренингов.

 

 

Если вы ищете работу тренера — разместите свое резюме на сайте Тренерская.ру.  
Для размещения объявления о вакансии тренера пройдите сюда.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

trenerskaya.ru

1.3. Профессионально важные качества тренера

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

(CЛ.5)Все профессионально важные качества тренера можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

(СЛ.6)Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Отражением общественного мировоззрения тренера являются такие качества (спросить), как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Воспитывая

патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. Патриотизм тренера должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать в дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.

(СЛ.7)Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах Нравственность, или мораль, — это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Тренер должен обладать целым комплексом нравственные качеств гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего па личном примере.

[8 стр.190-191]

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [19 стр.29]. Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример — лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель — это человек, специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим тренеру в связи с сильно развитой у учеников склонностью к подражанию. (Причем в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.)

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и тренера, сознательно, однако

порой не задумываются над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя не только хорошие привычки тренера пользующегося авторитетом, но и плохие. (В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, тренер может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если тренер курит, то ему невозможно будет убедить ученика, что курить вредно для собственного здоровья и здоровье окружающих, что курение снижает спортивные результаты.

Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятие, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в работе передается и ученикам. Они на примере тренера начинают понимать, что работа — это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим.

Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.

В связи с этим важным нравственным качеством тренера является педагогический оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость тренера, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренера заставляет и учеников поверить в свое исправление.

Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с тренером, делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного тренера — то подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно поощряющего учеников — группа бывает нервозной, неровной в отношениях друг к другу.

Доказано, что почти все ученики улавливают настроение тренера, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение тренера хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда тренер в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, тренировка не кажется скучной, ученики меньше устают. Когда же тренер в плохом настроении, то и у учащихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к тренировке. Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение.

Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении тренера к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать тренера с новой силой искать выход из тупика.

Одним из важных качеств тренера является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними тренера. Если ученик почувствует, что тренер ведет с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам тренера исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между тренером и учеником возникает барьер недоверия.

Одним из ведущих нравственных качеств тренера является гуманизм, характеризующий отношение тренера к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым преклонением перед детьми, с всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение тренера выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у тренера, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм тренера способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

Тренер должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. (СЛ.8) В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

(СЛ.8)Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера. К этим качествам относится и педагогический такт (нельзя делать замечания в категоричной форме. Родыгин).

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности тренера.(Спросить-дать определение воли) Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками, т.е. определяют….. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренера, желая быстрее достичь результата у своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учащихся. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса тренировки.

Однако спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, он не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

Большое значение для тренера имеет такое качество, как находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который тренер не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если тренер растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый тренер не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я не знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим после», или: «Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос.

Чем больше педагогический опыт тренера, тем меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удается даже опытным тренерам, поэтому роль этих качеств не снижается.

Непременным качеством тренера должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость тренера, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой тренер предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.

(CЛ.9)Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания. И. М. Сеченов говорил о реакции мгновенного видения, тесно связанной с быстротой и объемом восприятия и со свойствами внимания. Это качество позволяет тренеру быстро ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях.

Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Тренер одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу.

При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить

— понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные тренера, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения.

Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа, объяснения, выполнения упражнения, тренер должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения, указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от тренера хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или фрагмента урока.

Таким образом, успешная педагогическая деятельность тренера связана и с мнемическими качествами — быстротой и прочностью запоминания.

Психомоторные качества особенно необходимы тренеру. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой тренера является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств тренера на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание.[8 стр. 191-197]

studfiles.net

5 профессиональных качеств хорошего тренера

Когда «тренер» просто тренер? Никогда. Тренер – это всеохватывающий термин, который используют для идентификации того, кто несет ответственность за атлетов во время тренировки. Но этот термин – это всего лишь обложка, за ней скрываются еще множество ролей исполняемых парнем или девчонкой, которые заведуют тренировочным процессом. Так какими должны быть личные качества тренера и профессиональные качества тренера?  Вот 5 важных качеств, которые на себя каждый раз берет хороший тренер, когда «становится за штурвал».

Хороший тренер — это…

Посол

Посол – это не просто иностранный сановник, но и тот, кто поддерживает или способствует определенной деятельности. Хороший посол знает каждого и подход найдет к каждому. Знаете ли вы имена всех своих подопечных? А если не знаете, то переспрашиваете? Вы представляете новичков всей группе? Вы способны говорить с большой группой людей в любой момент и раздавать указания? Чудесно! Вам нужно стать социальным мостом и сплотить их. Это поможет наладить отношения людей между собой и с вами. Знать хотя бы немного о своих атлетах – это одна из самых важных ролей для кроссфит-тренера.

Телохранитель

Кто защищает ваших атлетов? ВЫ! А знаете как правильно масштабировать любое движение или нагрузку? Можете ли определить, и самое важное, и исправить ошибки в технике выполнения движений у атлета? Может у кто-нибудь из ваших сейчас немного травмирован? Посол бы знал!

Лучшая реклама для кроссфит-бокса – это прогресс атлета. Ваш подопечный должен слышать от друзей и родителей такие фразы: «Ты выглядишь потрясно!», а не «Что с тобой случилоь?!». При первом замечании, атлет – это ходячая вывеска для хорошего зала с отличным тренерским составом, которая зазывает еще больше спортсменов. А при последнем замечании, скорее, эффект будет противоположным. Медленный и уверенный прогресс ВСЕГДА лучше, чем быстрый и плохой. Заботьтесь о своих атлетах и они вознаградят вас своей преданностью.

Учитель

Учитель, прежде всего, должен быть хорошим телохранителем (тот кто защищает своих учеников). Должен уметь раздавать простые и эффективные указания и подсказки (вербально, визуально, тактильно), которые будут понятными для больших групп. У вас уходит 5 минут на обучение движения, хотя показав его вы бы потратили 30 секунд и, возможно, это было бы эффективнее? Способны ли вы улучшить технику атлета, который и так выполняет упражнение достаточно хорошо и безопасно?

Будьте кладезем знаний. Изучив видео и статьи, передайте эти знаний вашим атлетам. Информация очень важна для подопечных, но она бесполезна, если навсегда останется в вашей голове. Тренируйтесь обучению движений и запомните ту информацию, и те подсказки, которые сработали лучше всего. Толковый лаконичный тренер увеличивает эффективность группы в разы.

Мотиватор

Если вы не корректируете или улучшаете, то хотя бы должны мотивировать. Может некоторые ваши подопечные лучше реагируют на положительные возгласы: «Ты можешь!», «Давай, давай!», «Выдохнул и за работу!». Или они больше отзываются на подстегивания:«Давай! Взял штангу и пашешь!»? Посол (тот кто знает свою группу) чувствует, что и кому нужно сказать, а телохранитель понял бы когда, ускоряя атлетов, вы ухудшаете их технику. Время сделать шаг назад и откорректировать. Молчите больше 10 секунд? Спортсмены могут заниматься под громкую музыку дома, причем бесплатно. Дайте им услышать и понять, что вы за ними смотрите. Это поможет им стать увереннее в себе и улучшить свои результаты. Атлет должен понимать какую пользу он получает от тренировок.

Маэстро

Способность связать все вместе. Вы можете взаимодействовать со всеми своими подопечными хорошо, при этом следить за правильностью их движений при корректировке, обучению и мотивированию их, еще и  следить за временем, придерживаться плана тренировок и не выходить за пределы вашего часа? Группа не должна догадываться что будет дальше. Как только кто-то из спортсменов закончил разминку или первую часть тренировки (силовой или меткона), дайте ему знать, что будет дальше. Именно так, тот кто закончил первым, может переходить к следующему этапу тренировки, а те кто позади будут тянуться за ним. Занятие проходит слишком долго? Вы уменьшите ограничение по времени для того, чтобы другая группа в зале могла начать заниматься вовремя? Хороший маэстро сможет превратить занятие в высокоинтенсивную веселую симфонию, состоящую из движений и взаимодействий.

С какими ролями вы справляетесь хорошо? С какими не очень? Не справляетесь со всеми 5-ю? Как и для любого атлета кроссфит здесь действует правило: «Работайте над улучшением всего спектра и прогресс не заставит себя ждать».

monko.net

Профессиональные качества тренера « МБУДО ДЮСШ

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Все профессионально важные качества тренера можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. Патриотизм тренера должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать в дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.

Тренер должен обладать целым комплексом нравственных качеств гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего па личном примере

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример — лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель — это человек, специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим тренеру в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причем в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и тренера, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя не только хорошие привычки тренера пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, тренер может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если тренер курит, то ему невозможно будет убедить ученика, что курить вредно для собственного здоровья и здоровье окружающих, что курение снижает спортивные результаты.

Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятие, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в работе передается и ученикам. Они на примере тренера начинают понимать, что работа — это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим. Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.

В связи с этим важным нравственным качеством тренера является педагогический оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость тренера, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренера заставляет и учеников поверить в свое исправление.

Доказано, что почти все ученики улавливают настроение тренера, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение тренера хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда тренер в настроении, учащимся легче переносить неудачи,  трудное  легче усваивается, тренировка не кажется скучной, ученики меньше устают. Когда же тренер в плохом настроении, то и у учащихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к тренировке. Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение.

Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении тренера к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать тренера с новой силой искать выход из тупика.

Одним из важных качеств тренера является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними тренера. Если ученик почувствует, что тренер ведет с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам тренера исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между тренером и учеником возникает барьер недоверия.

Гуманное отношение тренера выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у тренера, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм тренера способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

Тренер должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера. К этим качествам относится и педагогический такт.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности тренера. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренера, желая быстрее достичь результата у своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учащихся. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса тренировки.

Однако спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, он не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

Большое значение для тренера имеет такое качество, как находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который тренер не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если тренер растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый тренер не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я не знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим после», или: «Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос.

Чем больше педагогический опыт тренера, тем меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удается даже опытным тренерам, поэтому роль этих качеств не снижается.

Непременным качеством тренера должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость тренера, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой тренер предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Тренер одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу.

При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить— понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные тренеры, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения.

Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа, объяснения, выполнения упражнения, тренер должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения, указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от тренера хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или фрагмента урока.

Психомоторные качества особенно необходимы тренеру. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой тренера является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.

xn--h1aigdgdeg.xn--p1ai

Особенности личностных качеств спортивного тренера Текст научной статьи по специальности «Психология»

Психолого-педагогические науки •••

37

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА

FEATURES OF THE SPORT TRAINER’S

PERSONAL QUALITIES

© 2015 Мамедов З. З.

Азербайджанская государственная академия физической культуры и спорта

© 2015 Mamedov Z. Z.

Azerbaijan State Academy of Physical Culture and Sports

Резюме. В статье рассматриваются личностные качества спортивного тренера как неотъемлемый элемент, задействованный наряду с другими при подготовке спортсменов высокой квалификации. Постоянный рост количества желающих заниматься различными видами спорта создает потребность в спортивных тренерах разной направленности. Для того, чтобы процесс подготовки спортсмена проходил эффективно и безопасно, а также для сохранения конкурентоспособности, спортивный тренер должен обладать рядом специализированных качеств и свойств, одними из которых и являются личностные качества.

Abstract. The article deals with the personal qualities of sports trainer, as an integral part, involved along with others into the training of highly skilled athletes. The constant increase in the number of people who want to be engage in various sports creates the need for athletic trainers of different specifications. For the safe and efficient process of the athlete’s training, and to remain competitive, the sport trainer should possess a number of specialized qualities and properties, some of which are the personal qualities.

Rezjume. V state rasmatrivayutsa lichnostnie kachestva sportivnogo trenera kak neotlemlenii element, zadeistvovanii naryadu s drugimi pri podgotovke sportsmenov visokoi klalifikasii. Postoyanii rost kolichestva jelayushix zanimatsya razlichnimi vidami sporta sozdayet potrebnost v sportivnix trenerax raznoy napravlenosti. Dlya togo, chtobi proses podgotovki sportsmena proxodil efektivno i bezopasno, a takje dlya soxraneniya konkurentosposobnosti, sportivnii trener doljen obladat ryadom spesealizirivannix kachestv i svoistv, odnimi iz kotorix i yavlyayutsa lichnostniye kachestva.

Ключевые слова: личностные качества, спортивный тренер, физическая подготовка, личность, тренировочная деятельность.

Keywords: personality qualities, athletic trainer, physical training, personality, training activities. Klyucheviye slova: lichnostniye kachestva, sportivnii trener, fizicheskaya podgotovka, lichnost, treni-rovachnaya deyatelnost.

В современном мире значительно возросла роль физической культуры и спорта. Нынешнее поколение все больше внимания уделяет своему здоровью и здоровому образу жизни. Особое значение в этих условиях приобретают качества спортивных тренеров, которые должны соответствовать современным реалиям.

Успешная деятельность современных тренеров зависит не только от их профессиональной направленности и компетенции, но и от определенного набора психических способностей и черт характера, ко-

торые можно синтезировать общим понятием «личностные качества» [4].

Изучение личностных качеств спортивного тренера целесообразно начинать с характеристики структуры самой личности. На сегодняшний день в личности различают четыре подструктуры.

Первая подструктура включает в себя нравственные качества личности спортивного тренера, которые определяют мотивационную направленность его деятельности, устойчивое желание и стремление передать накопленный спортивный опыт будущему поколению. Благодаря жизненной

38

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

активности спортивного тренера, его убежденности и увлеченности профессией, полной отдаче своему ремеслу, а также творческому отношению к своей деятельности у молодого спортсмена возникает желание подражать своему наставнику. Данная подструктура формируется в процессе воспитания под влиянием социальной жизни личности.

Вторая подструктура содержит приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества спортивного тренера. К ним можно отнести умение организовывать процесс обучения и отдых молодого спортсмена. Кроме того, сюда входят профессионально-деловые качества, а также традиции и привычки, которые одобряются спортивным коллективом. Например, к деловым качествам спортивного тренера можно отнести владение конкретными спортивными навыками и умениями, организаторские способности и качество преподавания, строгость, требовательность, объективность, принципиальность и т. д.

Третья подструктура включает индивидуально-психологические черты тренера, такие как память, ум, мышление, воля, эмоция и др. Следует отметить, что, характеризуя деятельность ряда ведущих тренеров, был выявлен комплекс наиболее значимых их профессиональных и личностных качеств в период их наивысших спортивных достижений [3]. Например, в мотивационной сфере среди таких качеств можно отметить энтузиазм, фанатизм, максимализм, категоричность. Интеллектуальная сфера отличается высокой эрудицией, новаторством, сообразительностью, интуицией и широким тактическим кругозором. Особенностями самосознания признали самоконтроль, самоанализ, самодисциплину, самоотдачу, самокритичность. Эмоционально-волевая сфера отличилась такими особенностями, как требовательность, ответственность, корректность, принципиальность, честность, справедливость, самостоятельность в принятии решений, строгость и др.

Четвертую подструктуру можно охарактеризовать динамическими свойствами личности, такими, как темперамент, возраст и т. п. [1].

Данный подход описывает общие и специфические черты спортивного тренера. Для того, чтобы охарактеризовать тренера как спортивного педагога, необходимо выявить определенную структуру

свойств, которая представит основные личностные качества, необходимые спортивному тренеру.

Мастерство спортивного тренера в большей мере определено качествами, которыми он обладает. Именно они делают общение тренера со спортсменами своеобразным, а также показывают быстроту и степень овладения ими спортивными навыками. Особенно сильно это проявляется в большом спорте. Эта сфера подразумевает умение формировать позитивные командные отношения, избегать возникновения конфликтов, а также умение их решать. Кроме того, в большом спорте необходимо создавать особый социальнопсихологический климат, который будет мотивировать спортсменов, подготавливать их к предельным нагрузкам и высоким результатам. Личностные качества спортивного тренера в этом случае играют наиболее важную роль.

Можно отметить, что система подготовки спортсменов отличается ярко выраженным соревновательным компонентом. Процесс соревновательной деятельности всегда сопровождается высокой психофизиологической напряженностью, стремительной скоростью изменения ситуации, а также неопределенностью и непредсказуемостью ближайших событий.

Характерной особенностью тренировочной деятельности является индивидуализация процесса спортивной подготовки, его узкая специализация, а также добровольность занятий спортом. Физические и психологические нагрузки также являются неотъемлемым элементом тренировочной деятельности.

Следует отметить, что главная задача спортивного тренера на начальном этапе подготовки — это мотивация молодых спортсменов к занятиям спортом. Данный период, в основном, заключается в общефизической подготовке. Поэтому от спортивного тренера требуется наличие таких качеств, как стремление и умение заинтересовать молодого спортсмена двигательной активностью, демократичность, ориентация на индивидуальные желания воспитанника и т. п.

Стадия начальной спортивной подготовки характеризуется узкой направленностью. Физические нагрузки на спортсменов значительно увеличиваются и специализируются. Часто спортивный тренер вынужден принуждать спортсмена выполнять упражнение, прилагая значительные фи-

Психолого-педагогические науки •••

зические усилия. Данная стадия подразумевает наличие у тренера способностей к проявлению авторитарности, непреклонности и определенной жесткости.

Последующие этапы спортивной подготовки не требуют от тренера авторитарности, так как спортсмены привыкают к физическим нагрузкам и выполняют их без особых усилий. Авторитарность может потребоваться лишь в работе с отдельными спортсменами [5].

Следует отметить, что главный результат, к которому стремится спортивный тренер — это высокие достижения молодого спортсмена, победа в соревнованиях.

Кроме того, труд спортивного тренера, чаще всего, оплачивается дополнительно. Поэтому тренеры иногда используют прагматический подход к своим воспитанникам, стремятся добиться результатов от них, не учитывая психических и физических способностей. В связи с этим могут быть использованы противозаконные средства повышения работоспособности спортсмена, например, допинг или многочисленные аморальные способы эмоционального воздействия на чувства и т. п. Другими словами, с нравственной позиции тренер должен обладать моральной чистоплотностью. Он должен осознавать свою роль в формировании личности молодого спортсмена и находить компромисс между морально-психологической, физической

безопасностью и его стремлением к победе [2]. Этим обусловлены ярко выраженные особенности отношений, складывающихся в спортивном коллективе.

Таким образом, все спортивные тренеры должны обладать рядом организаторских качеств. Например, такими как деловитость, требовательность, организованность, инициативность, самокритичность. Немаловажное значение имеет способность синтезировать внимание спортсменов, умение их объединять и включать в разнообразные виды деятельности, управлять их интересами, а также стимулировать их на осуществление учебно-воспитательных и учебнотренировочных упражнений.

Особенными организаторскими качествами спортивного тренера является предприимчивость и способность устанавливать жесткие требования, а также контролировать их выполнение.

К коммуникативным личностным качествам спортивного тренера можно отнести доброжелательность, общительность, тактичность, чуткость, внимательность, откры-

39

тость, неравнодушие. Немаловажными личностными качествами являются и способность формировать доброжелательные взаимоотношения с воспитанниками, и применение демократического стиля руководства, и речевые способности спортивного тренера, например, четкость речи, лаконичность.

Кроме того, спортивный тренер должен обладать такими личностными качествами, как способность устанавливать конструктивные деловые взаимоотношения с воспитанниками. Эти отношения не должны быть слишком эмоциональны, как при обычном межличностном общении. Активное использование невербальных средств общения и владение авторитарным стилем руководства также можно отнести к личностным качествам тренера.

Особое значение отводится и перцептивно-гностическим качествам спортивного тренера, таким как любознательность, наблюдательность, эмпатия, антиципация. Сюда же можно отнести прогностические способности, то есть умение осуществлять педагогическое предвидение изменения психического состояния воспитанника в стрессовой ситуации, его действия, и составлять прогнозы результатов применяемого педагогического воздействия. Перцептивные способности, то есть умение распознавать мотивы поведения, проникать во внутренний мир спортсменов, понимать их чувства и внутренние состояния тоже являются неотъемлемой частью личностных качеств спортивного тренера.

Особенными личностными качествами тренера являются также такие нравственные качества, как гуманизм, доброта, любовь к детям, честность, чувство долга, ответственность, трудолюбие и др. Моральная чистоплотность и ответственность за жизнь и здоровье спортсмена должны стоять на первом месте у спортивного тренера [ 1].

Одним из компонентов личностных качеств спортивного тренера можно определить двигательные качества. Общими требованиями при этом являются наличие гармонично сочетающихся двигательных способностей и качеств, умение демонстрировать воспитанникам различные физические упражнения или двигательные действия. Тренер не обязательно должен их осуществлять на высшем уровне.

Говоря о специфических двигательных качествах и способностях, важно отметить, что специфические действия должны быть выполнены спортивным тренером идеально.

40

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

Среди морально-волевых качеств спортивного тренера выделяются такие, как способность добиваться авторитета у молодых спортсменов при помощи эмоциональноволевых усилий. Особое место занимает терпеливость, настойчивость, выдержка, самообладание, уравновешенность, энергич-

ность, уверенность, решительность, самостоятельность, целеустремленность и т. д.

Данная группа личностных качеств обладает и специфическими свойствами. Например, способность добиваться неукоснительного подчинения при помощи эмоционально-волевого усилия, воля к победе, уверенность в себе, выраженная доминантность, здоровая амбициозность, профессиональное честолюбие, целеустремленность при подготовке молодого поколения к высоким достижениям, а также умение настраивать их на борьбу и победу [5].

Можно отметить, что на современном этапе спортивный тренер должен соответствовать социокультурной современности.

Другими словами, тренер должен преподнести себя как человека, относящегося к одной эпохе с молодыми спортсменами. Кроме того, он должен обладать способностью изучать и адекватно воспринимать молодежные субкультуры.

Данные качества могут проявляться во внешнем виде, поведении, речи, чувстве юмора со спортсменами и др. Можно отметить, что для большого спорта социокультурная современность не играет столь высокого значения.

Подводя итог, можно сделать вывод, что спортивный тренер в современных реалиях занимает значительное место в обществе. Он является «проводником» к здоровому образу жизни, спорту, физической культуре. Поэтому для грамотного осуществления своей деятельности, тренер должен обладать рядом личностных качеств, изучение которых становится важной задачей современного общества.

Литература

1. Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте: Очерки исследований психологии спортсмена. М., 1987. 154 с. 2. Ильин Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. М : Просвещение,

2007. 246 с. 3. Ильин А. Б, Гордон С. М. Формирование профессиональных показателей личности

спортсменов // Мир образования — образование в мире. 2011. № 1. С. 139-143. 4. Волков И. П.

Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб : Питер, 2002. 384 с. 5. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. 3-е изд. СПб : Питер, 2006. 208 с.

6. Иванников В. А., Эйдман Е. В. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. 1990, № 3. Т. 11. C. 39-49. 7. Пуни А. Ц. Психологические особенности волевой подго-

товки в спорте: Учебное пособие. Л. : МФК им. П. Ф. Лесгафта, 1977. 47 с. 8. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. СПб. : Питер, 2008. 304 с.

References

1. Bludov Yu. M., Plakhtienko V. A. Personality in the sport: Essays of research of athlete’s psychology. M., 1987. 154 p. 2. Ilyin E. P. Psychology of physical education / E.P. Ilyin. M.: Prosveshchenie, 2007. 246 p.

3. Ilyin A. B., Gordon S. M. Forming the athletes’ personal professional indicators // The educational world, the world of education. 2011. # (41). P. 139-143. Bibliogr.: p. 142-143. 4. Volkov I. P. Sport psychology in the works of Russian specialists. SPb.: Peter, 2002. 384 р. 5. Ivannikov V. A. Psychological mechanisms of volitional regulation. 3rd ed. SPb. : Peter, 2006. 208 р. 6. Ivannikov V. A., Eydman E. V. Structure of volitional qualities of self-reported psychological // Psychological journal. 1990, vol. 11, # 3. P. 39-49. 7. Puni

A. Ts. Psychological features of volitional training in sport: Textbook. L. : P. F. Lesgaft MFC, 1977. 47 р.

8. Slotina T. V. Personality Psychology: Textbook. SPb .: Peter, 2008. 304 p.

Literatura

1. Bludov Y.M., Plahtienko V.A. Lichnosti v sporte: Ocherki issledovaniy psihologiyi sportsmen. M., 1987. 154 s. 2. Ilyin E. P. Psihologiya fizicheskoqo vospitaniya E.P. Ilyin.M.: Prosvesheniye. 2007. 246 s. 3. Ilyin

A. B., Gordon S. M. Formirovaniye professionalnih pokazateley lichnosti sportsmenov // Mir obrazovaniya-obrazovaniye v mire/2011. №1 (41). s. 139-143. Bibliogr.: s. 142-143. 4. Volkov I. P. Sportivnaya psi-

hologiya v trudah otechestvennih spetsialistov. SPb.: Piter, 2002. 384 s. 5. Ivannikov V. A. Psiholog-icheskiye mehanizmi volevoy regulyatsiyi. 3-ye izd. SPb.: Piter, 2006. 208 p. 6. Ivannikov V. A., Eydman E. V. Struktura volevih kachestv po dannim samootsenki // Psihilogicheskiy jurnal. 1990, T. 11, №3. s. 3949. 7. Puni A. S. Psihologicheskiye osobennosti volevoy podgotovki v sporte: Uchebnoye posobiye. L.: MFK im. P. F. Lesgafta, 1977. 47 s. 8. Slotina T. V. Psihologiya lichnosti: Uchebnoye posobiye. SPb.: Piter,

2008. 304 s.

Статья поступила в редакцию 11.03.2015 г.

cyberleninka.ru

1.3. Профессионально важные качества тренера

Мастерство тренера во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Все профессионально важные качества тренера можно разделить на следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический такт), волевые, интеллектуальные, — включая перцептивные, аттенционные (качества внимания), мнемические (качества памяти), — двигательные (психомоторные).

Мировоззрение тренера мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему народу, государству, дает прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.

Отражением общественного мировоззрения тренера являются такие качества, как чувство ответственности за будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом. Воспитывая патриотизм, тренер должен сам быть патриотом. Патриотизм тренера должен проявляться в гордости как за достижения отечественных спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы, искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом, выступать в дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами всех стран.

Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах Нравственность, или мораль, — это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Тренер должен обладать целым комплексом нравственные качеств гуманизмом, вежливостью, честностью, требовательностью, оптимизмом и т. д., так как нравственное воспитание учащихся должно базироваться не только на словесной форме воздействия на них, но, прежде всего па личном примере. [8 стр.190-191]

К. Д. Ушинский писал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [19 стр.29]. Поэтому оправдано бытующее среди педагогов мнение, что личный пример — лучшая проповедь. Тренер обязан постоянно следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель — это человек, специальностью которого является правильное поведение.

Постоянный контроль за своим поведением необходим тренеру в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причем в младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.

Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и тренера, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это введение, невольно копируя не только хорошие привычки тренера пользующегося авторитетом, но и плохие. В том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в учителе плохое от хорошего, тренер может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова расходятся с поступками. Например, если тренер курит, то ему невозможно будет убедить ученика, что курить вредно для собственного здоровья и здоровье окружающих, что курение снижает спортивные результаты.

Нельзя, воспитывая у учеников уважительное отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на занятие, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в работе передается и ученикам. Они на примере тренера начинают понимать, что работа — это одна из главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, но и окружающим. Только личным примером тренер может заразить учащихся своей профессией.

В связи с этим важным нравственным качеством тренера является педагогический оптимизм (по А. С. Макаренко). Он включает доброту, чуткость тренера, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность, чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики слабоуспевающие и с отклонениями в поведении: вера тренера заставляет и учеников поверить в свое исправление.

Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть хорошее поощряет учащихся на общение с тренером, делает их откровенными, инициативными, создает в группе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного тренера — то подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно поощряющего учеников — группа бывает нервозной, неровной в отношениях друг к другу.

Доказано, что почти все ученики улавливают настроение тренера, и на большинство из них это настроение влияет положительно, если настроение тренера хорошее, или отрицательно, если настроение плохое. Когда тренер в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче усваивается, тренировка не кажется скучной, ученики меньше устают. Когда же тренер в плохом настроении, то и у учащихся все валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к тренировке. Недаром А. С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое, жизнерадостное настроение.

Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворенность работой естественны и свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении тренера к делу. Но они должны всегда сопровождаться верой в конечный успех, побуждать тренера с новой силой искать выход из тупика.

Одним из важных качеств тренера является правдивость. Ученики должны быть уверены в искренности намерений и чувств общающегося с ними тренера. Если ученик почувствует, что тренер ведет с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам тренера исчезает. Процесс общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между тренером и учеником возникает барьер недоверия.

Одним из ведущих нравственных качеств тренера является гуманизм, характеризующий отношение тренера к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым преклонением перед детьми, с всепрощением и нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к детям. Гуманное отношение тренера выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у тренера, будут пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм тренера способствует воспитанию гуманизма и у учащихся.

Тренер должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью, трудолюбием, справедливостью. В. А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя — это основа доверия ребенка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка.

Коммуникативные качества, к которым относятся общительность, вежливость, доброжелательность и ряд других, помогают тренеру устанавливать контакт с учащимися в процессе общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы тренера. К этим качествам относится и педагогический такт.

Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности тренера. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.

Невыдержанный тренер не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах он не обладает авторитетом. Нетерпеливые тренера, желая быстрее достичь результата у своих учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности и ставя под угрозу здоровье учащихся. Тренер без самообладания будет теряться в конфликтных и неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения. Не обладая настойчивостью, тренер не сможет неукоснительно проводить в воспитании учеников свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса тренировки.

Однако спокойствие и выдержка тренера не должны подменяться его безразличием, равнодушием к своей работе. Тренер имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться, обижаться. Но, даже возмущаясь, он не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на грубый и оскорбительный тон.

Большое значение для тренера имеет такое качество, как находчивость. На тренировке часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения. Бывает, что ученик задает вопрос, на который тренер не может быстро ответить или затрудняется продемонстрировать технику какого-нибудь упражнения. Если тренер растеряется, покраснеет от неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им некомпетентности. Находчивый тренер не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего состояния. Он не будет лгать ученикам, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В зависимости от ситуации и вопроса он поступит по-разному. Если вопрос не относится к предмету, то в ряде случаев можно сказать: «Я не знаю». В других случаях можно уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: «Ты мешаешь вести урок, об этом поговорим после», или: «Как раз на следующем уроке я собирался продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения». Конечно, на следующем уроке ученик должен получить ответ на свой вопрос.

Чем больше педагогический опыт тренера, тем меньше возникает неожиданных для него ситуаций, требующих находчивости, сообразительности, быстрой ориентировки. Однако совсем избежать неожиданных ситуаций не удается даже опытным тренерам, поэтому роль этих качеств не снижается.

Непременным качеством тренера должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно мальчики) очень уважают тренеров, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость тренера, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований (порой тренер предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие тренера.

Интеллектуальные качества подкрепляют дидактические умения тренера, помогают ему находить правильные решения в воспитательной работе, обусловливают эффективность творчества тренера, поиска им новых, неизведанных путей в воспитании и обучении учащихся. К этим качествам относят ясность и логичность мышления, его критичность, воображение, изобретательность, остроумие. Особую роль в деятельности тренера играет оперативность мышления, характеризующая способность тренера быстро находить оптимальное решение возникающих педагогических задач, а также экстраполирование, то есть предвидение результатов педагогического воздействия на учащихся.

Интеллектуальные качества базируются на перцептивных и аттенционных качествах, характеризующих свойства восприятия и внимания. И. М. Сеченов говорил о реакции мгновенного видения, тесно связанной с быстротой и объемом восприятия и со свойствами внимания. Это качество позволяет тренеру быстро ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях.

Особую роль играет такое качество, как распределенность внимания. Тренер одновременно должен следить за многими объектами и моментами в своей деятельности: за содержанием и формой изложения им материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой и одновременно постоянно держать под наблюдением всю группу.

При этом он должен чутко реагировать на состояние и настроение учащихся (возбуждение, апатию, утомление), уловить

— понимают или нет учащиеся его объяснение, замечать все нарушения дисциплины, выявлять ошибки учащихся при выполнении ими упражнений. Неопытные тренера, увлекаясь изложением материала, его показом, упускают из-под контроля учащихся, если же пытаются внимательно наблюдать за учащимися, то теряют нить изложения, делают ошибки и остановки при показе упражнения.

Во многих случаях, чтобы не прерывать ход показа, объяснения, выполнения упражнения, тренер должен отсрочить свое воздействие на учащегося (например, он может сделать замечание нарушителю дисциплины после окончания выполнения упражнения, указать на допущенные конкретными учащимися ошибки). Это требует от тренера хорошей кратковременной памяти, чтобы не позабыть, что он должен сказать тому или иному ученику, когда закончится выполнение упражнения или фрагмента урока.

Таким образом, успешная педагогическая деятельность тренера связана и с мнемическими качествами

— быстротой и прочностью запоминания.

Психомоторные качества особенно необходимы тренеру. Многие упражнения, которые он должен демонстрировать учащимся, требуют большой физической силы, гибкости, быстроты реакции. С возрастом физические качества имеют тенденцию к регрессу, поэтому постоянной заботой тренера является поддержание их на необходимом уровне. А это связано с соблюдением двигательного режима, режима питания, со слежением за своим здоровьем.

Психомоторные качества тесно связаны с перцептивными и аттенционными качествами: быстротой видения, степенью концентрации внимания при реагировании на объекты или сигналы и т. д. Поэтому деление профессионально важных качеств тренера на группы не следует воспринимать как догму. Имеется много переходов одних качеств в другие, их комплексирование, взаимообусловливание.[8 стр. 191-197]

studfiles.net

Как правильно выбрать хорошего фитнес-инструктора

Как правильно выбрать фитнес-инструктора, вопрос особенно актуальный в наше время. Тренажерных залов сейчас полно на каждом углу, но успех твоей тренировки напрямую зависит от того, кто ее проводит. Изучите внимательно наши советы, на что обратить внимание при выборе персонального тренера, чтобы сэкономить свое время и деньги, а главное, побыстрее получить красивое стройное тело.

Классификация фитнес-инструкторов

Прежде всего, разберемся, какие бывают виды тренеров. Их очень много и фитнес-залы часто используют непонятные иностранные слова и термины, чтобы повысить свой рейтинг в глазах клиентов. Мы предлагаем вам простую и понятную классификацию.

  • Фитнес-инструктор — человек, который разбирается в строении тела, знать, работе систем и органов при физических нагрузках, основных видах тренировок и особенностях воздействия упражнений на организм.
  • Тренер владеет более глубокими знаниями, чем фитнес-инструктор. Он умеет составлять индивидуальную программу занятий, а также консультировать по правильному питанию.
  • Мастер-тренер — специалист, который должен знать о спорте все, а также владеть основами психологии, педагогики, навыками продаж. Только они проводят специальные тренировки и готовят к чемпионатам.

Качества хорошего фитнес-инструктора

Определившись с классификацией, самое время рассмотреть качества, которыми должен обладать ваш тренер:

  • Внимательность к состоянию здоровья клиента;
  • Составление тренировок с учетом целей и уровня его физической подготовки;
  • Умение контролировать не только технику во время выполнения упражнения, но и осанку, дыхание и самочувствие клиента;
  • Помощь при установке уровне сидения, правильной скорости тренажера и т. д.
  • Личный пример при выполнении тренировки;
  • Самосовершенствование и развитие;
  • Приветливость;
  • Отзывчивость;
  • Дружелюбность;
  • Грамотная речь.

Критерии выбора фитнес-инструктора

<p «=»»>Определившись с качествами, самое время разобраться, на что обратить внимание при выборе персонального тренера:

  • Внешний вид. Помимо чистоты и опрятности, обрати внимание на состояние тела твоего инструктора. Идеально ли оно? Человек с пивным животиком или двойным подбородком вряд ли поможет тебе получить стройную красивую фигуру, он и за своей-то следить не может.
  • Профессиональные навыки. Важно обратить внимание не только на количество дипломов, которые висят на стенке, но и на их качество. Как давно тренер проходил эти курсы? Были это однодневные мастер-классы или полноценное обучение в спортивном колледже или даже институте физкультуры? По какой специфике проходили эти курсы: конкретно по тренировкам или по ознакомлению с каким-нибудь препаратом спортивного питания, что на занятиях с вами не особо сказывается? Дает ли твой фитнес-инструктор помимо тренировки установки по поводу питания и питьевого режима? Интересуется ли перед тренировкой о самочувствии? Объясняет ли не только технику выполнения упражнения, но и на какие группы мышц и как оно действует?
  • Собственные достижения. Тренер обязательно должен работать не только над твоим телом, но и над своим. Помимо поддержания себя в хорошей физической форме для профессионала важно участие в различных конкурсах и соревнованиях, чтобы повысить собственный рейтинг, как в своих глазах, так у клиентов.
  • Контакт. Каким бы ни был профессионалом ивой тренер, но если у тебя с ним не складываются личные отношения, нет доверительного и комфортного общения, то тренировки не дадут результата. Фитнес-инструктор будет просто механически выполнять свою работу, проводя для всех одинаковые стандартные упражнения. А тебе самой будет неприятно находиться на тренировке и выполнять команды человека, который неприятен.
  • Энергетика. Как бы сильно мы не хотели похудеть или построить рельефное тело и нарастить мышцы, нам всем нужен стимул и поддержка. В первую очередь этим должен заниматься твой фитнес-инструктор. Он должен заряжать тебя своей энергией и позитивом. Даже если ты пришла в зал в самом плохом расположении духа, после качественной тренировки ты обязана выйти оттуда бодрой и радостной.

Ты платишь немалые деньги за индивидуальные занятия, а потому твой фитнес-инструктор должен выкладываться по максимуму.

Признаки плохого фитнес-инструктора

Если ты заметила нижеперечисленные качества у своего тренера, то тебе пора его сменить:

  • Самоуверенность. Если фитнес-инструктор постоянно хвастается своими знаниями и опытом, тренирует всех подряд, не обращая внимания на их подготовку и состояние здоровья, то это говорит о том, что он нацелен на количество клиентов и заработанных денег, а не твоих успехов.
  • Неэтичность. Особенно по отношению к своим коллегам. Если фитнес-инструктор сплетничает про других тренеров и высмеивает их некомпетентность, лучше от него отказаться. Вместо индивидуального занятия для построения красивого тела ты получишь порцию негатива и ненужной информации, попросту потеряешь свое время, к тому же оплаченное.
  • Хвастовство. Когда фитнес-инструктор обещает тебе через месяц идеальное тело — беги от него. Это говорит о его некомпетентности и непрофессионализме, а также желании заработать на тебе, а не помочь в достижении целей.
  • Втюхивание спортпита. Если буквально с первого занятия твой фитнес-инструктор предлагает тебе различные добавки и сомнительные пилюли, то это прямое доказательство спекуляции. Для начала профессионал должен оценить твое здоровье и физическое состояние, потом составить индивидуальную программу тренировок, и только потом, примерно через год, когда установится режим нагрузок понадобится поддержка организма витаминами и аминокислотами.
  • Отсутствие отдыха. Есть циклические тренировки, когда без перерыва делаются разные упражнения, направленные на сжигание калорий. Но между сетами все равно дается пару минут, чтоб перевести дыхание. Если твой фитнес-инструктор не дает тебе передышек целую тренировку, и агитирует ходить в тренажерный зал каждый день, беги от него, если не хочешь угробить свое здоровье.
  • Нет записей тренировок. Если твой тренер профессионал, значит, у него занимается много людей. К каждому из них должен быть индивидуальный подход. Поэтому важно вести запись тренировок, чтобы отмечать какие упражнения и в каком количестве выполнялись, с целью разнообразить занятия и следить за их эффективностью.
  • Работа с несколькими клиентами одновременно. Это совсем не индивидуальная тренировка, а ты ведь платишь немалые деньги. Кроме того, ты не получаешь достаточного внимания от тренера, а, значит, эффективность занятий уменьшается.
  • Нет разнообразия. Если ты уже пару месяцев каждую тренировку выполняешь одни и те же упражнения, стоит подумать о смене фитнес-инструктора. Во-первых, чтобы проработать одну и ту же группу мышц, есть много разных упражнений. Во-вторых, на каждом занятии надо делать упор на разные участки тела, чтобы повысить эффективность их тренировки.
  • Нет саморазвития. Как физического, так и профессионального. Если твой фитнес-инструктор считает, что он профессионал, а потому не нуждается в дополнительном обучении и самостоятельных тренировках, беги от него. Хороших результатов с ним ты точно не добьешься.

Подходи к выбору персонального тренера ответственно. Найдя профессионала, ты не только сэкономишь свои время и деньги, но и не угробишь здоровье.


Читайте также:

commerage.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *