Идеологическое воспитание: Идеология и воспитание

Содержание

Идеология и воспитание

Цель воспитания – формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, инициативной и творческой личности учащегося.

Задачи воспитания:

  • формирование гражданственности, патриотизма, правовой и политической культуры;
  • создание условий для успешной социализации личности                                                обучающихся, проявления инициативы и реализации творческого потенциала;
  • овладение знаниями, ценностями и навыками здорового образа       жизни, профилактика зависимостей;
  • формирование семейных ценностей, развитие культуры взаимоотношений между полами;
  • формирование ответственной, конкурентоспособной личности, готовой к эффективной трудовой и профессиональной деятельности.

Основные направления воспитания:

  • идеологическое воспитание, которое определяется приоритетами развития белорусского общества и направлено на формирование целостной, нравственно зрелой, политически грамотной, активно участвующей в социальной жизни общества личности; обеспечивает формирование знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
  • духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;
  • поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др. ;
  • экономическое воспитание, направленное на формирование экономической культуры личности;
  • эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетической культуры, развитие чувства прекрасного;
  • воспитание психологической культуры, определяющей развитие и саморазвитие личности;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
  • воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования, направленное на формирование экологической культуры личности;
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей; осознанных представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у учащихся ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Идеологическое воспитание – Витебский филиал УО «Белорусская государственная академия связи»

Реализация задач идеологического воспитания является одним из направлений воспитательной работы в Витебском филиале УО “Белорусская государственная академия связи”. Поставленные задачи идеологического воспитания осуществляются через проведение информационных часов, тематика которых соответствует духу времени: освещение важнейших событий из жизни государства, знакомство учащихся с социально-экономическим развитием государства, города, района, молодежным движением.

В ВФ УО «Белорусская государственная академия связи» приказом директора утверждён идеологический актив и информационно-пропагандистская группа из числа администрации и педагогического состава, утверждены структуры воспитательно-идеологической работы и политинформирования. В каждой группе создан информационный сектор.

Проводится регулярная работа по таким направлениям, как:
– воспитание уважения к символике Республики Беларусь;
– воспитание интернационализма;
– воспитание уважения и преданности своему государству;
– воспитание уважения к белорусскому языку;
– воспитание уважения к армии, формирование положительного отношения к службе в вооруженных силах Республики Беларусь;
– разъяснение сущности внешней и внутренней политики Республики Беларусь;
– изучение истории своего края, жизни замечательных людей своей страны;
– воспитание патриотизма;
– формирование ответственного поведения учащихся, основанного на нормах морали и права, умения противостоять политическому экстремизму, деструктивным воздействиям социальной среды.

Вопросы идеологической работы и воспитательной работы рассматриваются на заседаниях Совета филиала академии, методическом Совете преподавателей, кураторов, на заседаниях филиалов кафедр.Для проведения идеологической и воспитательной работы используются следующие формы: лекция, беседа, круглый стол, викторина, олимпиада, семинар, политинформация, интеллектуальная игра, встреча с интересными людьми и т.д.

В филиале активно работает школа «Лидер», одним из направлений которой является информационно – идеологическая работа с молодежью. В школе «Лидер» создана информационно-пропагандистская группа, в состав которой входят 10 учащихся разных курсов. Они собирают, оформляют материалы к Единым дням информирования, выступают с подготовленными сообщениями в коллективе учащихся.

есть ли они, нужны ли они сегодня?

Никандров Н. Д. (Москва)

Идеология и идеологическое воспитание: есть ли они, нужны ли они сегодня?

Статья опубликована в 2010 году

Еще совсем недавно говорить об идеологии было не принято, почти неприлично. Это можно сказать о всем периоде «лихих девяностых», да и сейчас эти слова упоминаются не очень часто. Однако движение к пониманию важности идеологии и идеологического воспитания налицо. Весьма показательно в этой связи выступление Президента страны Д. А. Медведева на заседании Госсовета, посвященного, казалось бы, совсем другому вопросу — созданию условий для развития творческих способностей молодежи. Госсовет заседал в одной из подмосковных школ, и Президент РФ среди прочего сказал: «Необходимо также заняться и идеологическим воспитанием, которого после распада Советского Союза фактически не было. Вот статистика, приведенная на сегодняшнем заседании: подавляющее большинство учеников 5–9-х классов — 97 %, называют своим идеалом героев иностранных фильмов-боевиков. И лишь 2 % в качестве идеала называют ученых или деятелей искусства… Но почему? А потому что как раз если в 50–60-е годы эти самые деятели искусства и науки и были основными персонажами литературы и кино».

 Это выступление показательно по двум причинам. Во-первых, само обращение к проблеме идеологического воспитания сейчас на самом деле совсем не тривиально, особенно на таком высоком уровне. Второе обстоятельство не менее интересно. Это выступление слышали многие в зале школы, во много раз больше людей слышали его по телевидению, эти слова были и в первых отчетах о событии в Интернете. Но… странным образом какой-то цензор (интересно, кто?) исключил именно этот пассаж из стенографического отчета, вывешенного в Интернете.

Гадать не будем. Но уже сам этот факт говорит о том, что поставленный в заглавии вопрос весьма чувствителен, что вокруг него ведется полемика на весьма высоких уровнях обсуждения. По сути, речь идет о том, не нарушает ли идеологическое воспитание, в основе которого, понятно, всегда лежит определенная идеология, некоторые статьи Конституции РФ? Так, в статье 13 признается идеологическое многообразие, подчеркивается, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. А статья 29 существенным образом дополняет эти запреты, поскольку в ней гарантируется свобода массовой информации и запрещается цензура.

Вместе с тем вопрос не так прост. С одной стороны, думается, нельзя не поддержать слова почти афористического высказывания нашего Президента при вступлении его в должность: «Свобода лучше, чем несвобода». С другой стороны, всем понятно, что свободой можно злоупотреблять, если она не связана с ответственностью. Третий важный момент — согласно еще одной, 55-й статьи Конституции РФ права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом, если речь идет о защите конституционного строя, нравственности (!! —

Н. Н.), здоровья, прав и законных интересов других лиц. Такая практика есть в ряде стран, признающихся как-то по умолчанию демократическими. И, наконец, ведь можно — я полагаю, и нужно — понимать идеологию широко, как разделяемую группой людей, организацией, фирмой, регионом, страной систему ценностей. И тогда уже воспитание просто невозможно без идеологии как системы ценностей, в его, воспитании, основе всегда лежит такая система. И тогда мы пока на уровне довольно простого рассуждения приходим к выводу, что идеология и идеологическое воспитание всегда были, есть и будут.

Разумеется, споры на эту тему начались не сегодня, и некоторые уроки в этом плане нам дает история второй половины ХХ века. Речь идет о понятиях конвергенции и деидеологизации. Обе идеи возникли в середине ХХ века. Прежде всего стоит вспомнить работы Д. Белла, родившегося в 1919 году и здравствующего поныне. В некотором смысле слова его судьба и идейная трансформация хорошо иллюстрирует мысль мудрого премьер-министра Франции Ж. Клемансо «кто в молодости не был радикалом, тот не имеет сердца. Но кто в старости не стал консерватором, тот не имеет головы». В самом начале 60-х годов Д. Белл обосновал концепцию деидеологизации, согласно которой социальные конфликты затухают, классовая борьба уходит в прошлое, общества идут к согласию. Но очень скоро в знаменитой книге «Конец идеологии. Об истощении политических идей в пятидесятых» он уже — несмотря на название книги — по сути отказывается от идей деидеологизации, напротив, говорит о важности идеологий, особенно религии (Bell, 1965). Позднее ученый обосновывает более мягкие идеи постиндустриального общества, еще позднее приходит к либеральному консерватизму.

Но дело, конечно, не только в формуле Клемансо о естественном возрастном развитии человека и его идей. На самом деле многие и по многим показателям уже вскоре после возникновения идей деидеологизации, с которыми связывались радужные ожидания вселенского согласия, с сожалением — или просто сообразуясь с реальностью — отказывались от этих идей. То же произошло и с конвергенцией, идеей сближения стран, экономик и идеологий, известным сторонником которой в 70-х годах в СССР был А. Д. Сахаров. Надежды здесь явно опережали реальность. Примерно так же развивались и идеи глобализации, возникшие в те же времена середины ХХ века, хотя и приобретшие популярность много позднее.

В относительно краткой статье предаваться воспоминаниям личного порядка не очень принято. Но сделаю исключение, причина которого будет ясна из последующего изложения. Как раз к тем временам относится увлечение автора изучением иностранных языков. Соответственно, я очень внимательно и часто слушал чужие («чуждые»? «вражеские»?) радиоголоса. Нередко на русском, что было не просто из-за глушения, чаще — на нескольких иностранных, которые с усердием изучал. При этом идеолого-политическая сторона передач меня первоначально мало интересовала — я был вполне нормальным и обыкновенным советским человеком, патриотически настроенным. Тем не менее время, проведенное за радиоприемником, как-то само по себе подвело меня к рассуждениям идеологического свойства. Я с удивлением (тогда, теперь уже давно не удивляюсь) обнаружил, что при всем разнообразии радиостанций, характера передач, их тематики и языков по всем основным вопросам политико-идеологического свойства совершенно прозрачной была близость, нередко идентичность оценок, аргументов и даже приводимых примеров. Это касалось положения дел внутри и вокруг СССР, советского строя, политики СССР в самом широком плане. Разумеется, в других вопросах, мало или менее влиявших на политический менталитет (слово это, впрочем, тогда почти не употреблялось) были и разнообразие, и полемика.

Привыкнув к некоторым передачам и именам, я научился заранее предсказывать, что, кто и где скажет по тому или иному вопросу. Первоначально мне это было просто забавно как своего рода интеллектуальное упражнение. Потом понял, что это и есть самое реальное отражение идеологической борьбы: оценка определялась не реальным положением вещей, не здравым смыслом и логикой, а тем, как эта формируемая оценка вписывается в общий идеологический конструкт человека — организации — радиостанции — общества — государства.

Разумеется, я и тогда знал пословицу, согласно которой тот, кто платит, заказывает музыку. Понимал и то, что плата отнюдь не обязательно должна быть в рублях, долларах или иной валюте. Это может быть плата разного рода услугами, устройством на работу или сохранением на рабочем месте, безопасностью собственной или близких и т. д. Соответственно, невозможна и подлинная — абсолютная — независимость. Кроме грубых или мягких рычагов давления (скажем мягче — влияния) есть еще и самоцензура — часто самое надежное средство, позволяющее «и невинность соблюсти, и капитал приобрести».

Конечно, нам всем известны примеры, когда люди в разных ситуациях действительно выражают свою точку зрения, несмотря на возможные или несомненные риски разного рода; рискуют при этом благополучием, свободой и даже жизнью. Но речь идет не о примерах, пусть многих, а о типичном поведении работников «гуманитарного фронта» (не только СМИ, но и культуры вообще) тех времен, и, самое главное, времен наших. Поскольку в своей основе ситуация изменилась крайне мало. И сказано это не с осуждением, а с пониманием — такова жизнь. В 1930 году К. Скотт, редактор газеты «Манчестер гардиан», написал историческую фразу, изящный и остроумный афоризм: факты священны, их толкование свободно. Но все последующие годы только подтвердили, что разделить факты и аргументы, факты и их толкование можно во времени и пространстве (например, в разных передачах или их разных частях), можно их и объединить в названии одной газеты, но общая идеологическая картинка, общий посыл всегда однозначен. То, что это так, хорошо показано во многих работах (см., например, Запесоцкий, 2008; Кара-Мурза, 2002; Никандров, 2007; Ольшанский, 2003). В некоторых случаях какие-то вопросы пиара (даже черного) поддаются правовому регулированию (Дорский, 2005), чаще речь идет о регулировании нормами морали и законами рынка, которые плохо гармонизируются и нередко контрастируют.

С учетом сказанного легко понять, что гуманитарная сфера, т. е. все, созданное для влияния на культуру, нравственность, менталитет, лояльность, поведение человека «нагружено» идеологией, использует — не может не использовать — идеологические формулировки, мифы и штампы. Долгое время после разрушения СССР слово и понятие «идеология», как уже отмечалось выше, вообще не употреблялось, говорилось и о том, что идеология нам не нужна. Это была иллюзия, которой много раньше предавался Д. Белл. На самом деле идеология во многом определяет общий посыл статьи, книги, фильма, телепередачи, телеканала, в конечном счете — любого произведения культуры, а, значит, направление и результаты социализации человека. Именно поэтому специалисты говорят о «дисфункции», «деформации» институтов социализации (Гатальский, 2009). Полагаю, вполне можно говорить о большем, о том, что воспитание (т. е. процесс, специально организованный в школе, вузе и так далее) и социализация (воспитание жизнью) работают не только не в сотрудничестве, но в противофазе и противостоянии. Это приводит к потере человеком собственной идентичности, делая его более зависимым от внешних факторов и влияний (Лекторский и др., 2008). В частности и в особенности — от влияния СМИ (Запесоцкий, 2008).

Иногда говорится, что средства массовой информации лишь отражают ситуацию в обществе, но не определяют ее. Однако они формируют восприятие ситуации и тем самым часто и во многом творят ее. Еще в 1928 году была сформулирована так называемая «теорема Томасов»: если люди считают ситуацию кризисной, то ее последствия будут представлять собой реальный кризис (Thomas & Thomas, 1928). Много позднее Д. Макквейл вывел интересное следствие общего порядка из этой, казалось бы, относящейся только к психологии теоремы. Это следствие — о «провокационной» роли СМИ: если CNN называет ситуацию кризисной, то она действительно станет кризисом со всеми его последствиями (McQuail, 1993). И если даже не воспринимать ни теорему, ни следствие на уровне определенности математической теоремы, тенденция, полагаю, схвачена верно.

Несколько нарушая хронологию, еще немного воспоминаний из своих дошкольных и школьных дней. Это были времена ленинградской блокады и все дни Великой Отечественной войны. Мама была медсестрой, поэтому нас не эвакуировали, как многих, по ладожской Дороге жизни. И в те дни, еще, понятно, не зная слова идеология, даже, наверное, в самые ранние годы слова патриотизм, я интуитивно понял, а много позднее уже вполне оценил значимость идеологического и патриотического воспитания. В нашей очень простой и большой семье — мама и ее четверо сестер — никогда не было разговоров о поражении, о возможной сдаче города. Напротив, часто говорилось о подвигах красноармейцев, о которых узнавали по радио (черную «воронку» радиорепродуктора помню хорошо). Радио, понятно, было однопрограммным, и помню, как внимательно его слушали — и о победах, и о поражениях, и о потерях. Как всегда и везде во время войны, трудно предположить, что в этих сообщениях была вся и полная правда. Но важен был основной посыл — патриотический, победный, вдохновляющий. И, естественно, такой же идеологический посыл был в школе, в кино, т. е. вся система социализации была хорошо скоординирована.

Есть смысл сейчас вспомнить и то, что я тогда, конечно, не знал. Идеологическое и патриотическое воспитание было у нашего врага — фашистской Германии, хотя, понятно, идеология была другой. И там было полное понимание того, что необходимо скоординированное воздействие на человека всех институтов социализации, прежде всего образования и пропаганды. Интересная деталь. Совсем недавно, отмечая великий праздник 65-летия Победы, мы вновь слышали имена, слышали о делах главарей фашистского рейха. И еще раз услышали неправильное название недоброй памяти министра пропаганды Геббельса. Но название министерства было совсем другим и весьма показательным: Reichsvinisterium fuer Volksaufrlaerung und Propaganda т. е. Министерство народного просвещения и пропаганды. Понятно, в каком духе просвещал народ г-н Геббельс. Не менее интересно и то, что было еще и другой министерство — Reichsministerium fuer Wissenschaft, Erziehung und Volksbildung, т.  е. Министерство по науке, воспитанию и народному образованию. Оба министерства работали в четкой координации и обеспечивали единое информационно-идеологическое воздействие на население. В каком духе — понятно, но техника вопроса была разработана хорошо, и успешно воспитать миллионы немцев в этом духе гитлеровская машина смогла.

Но вернемся к России. В Советском Союзе гражданское, патриотическое, идеологическое воспитание было приоритетным в системе образования, система социализации его дополняла, идеологический посыл был общим. Во времена «лихих девяностых» все изменилось, конституционно провозглашенное и, по сути, правильное и разумное идеологическое многообразие (еще раньше — плюрализм времен перестройки) были возведены в абсолют. Дети и взрослые, школьники и студенты стали получать информацию подчас противоположной направленности о значимых для истории страны периодах, проблемах и исторических персонажах. В результате гражданское воспитание фактически было поставлено под вопрос, и лишь сейчас, медленно и неуверенно, мы начинаем вновь осваивать его проблематику и технологию.

Каким же образом, какими механизмами осуществляется идеологическое воспитание? Даже в отсутствие специального планирования все каналы социализации, включая и образование, транслируют на человека ряд типичных посылов («контент»), оказывающих на него влияние. Для подтверждения сказанного необходим анализ того потока информации, который циркулирует внутри страны и направлен на нее извне. Что касается внутреннего потока, мне бы хотелось положиться на опыт читателя, который читает книги, газеты и журналы, смотрит телевидение, слушает радио, со всех сторон окружен рекламой и даже иногда ходит в кино. По упомянутой выше причине за более чем пятьдесят лет у автора накопился достаточно представительный опыт анализа этого потока из разных стран и на разных языках. Рамки статьи слишком узки для сколько-нибудь значимого набора примеров из «доказательной базы». Поэтому лишь перечислю те посылы, которыми нагружен глобальный поток информации, закончив это перечисление тем, что специально идет на Россию извне. Последнее желающие могут проверить, посмотрев зарубежные телеканалы и послушав зарубежные телепередачи на иностранных или на русском языках, что сейчас вполне доступно, а через Интернет возможно в высочайшем качестве. Самым представительным и простым примером были бы передачи радио «Свобода», которая с 1 марта 1953 года финансировалась ЦРУ, а с 1971 года финансируется Конгрессом США.

Итак, каковы же посылы («контент») и те средства, которыми они доносятся до нас (своего рода «несущие частоты»)?

1. Негатив и зло в мире преобладают над добром. Средства — преобладание негатива в информационном потоке, особенно в кратких новостях. Особые примеры здесь даже не нужны — каждый легко вспомнит, как часто и много говорится в новостных блоках о террористах, взрывах, пожарах, драках, природных катаклизмах и т. п. Вспоминая времена СССР эпохи так называемого застоя, нельзя не вспомнить и другую крайность. В то время некоторые реальные, но неприятные события или вообще «забывались», или упоминались вскользь. Зато нередко сообщались новости о трудовых победах, о том, какого высокого надоя добилась доярка Иванова, насколько опередил пятилетний план передовой завод. А в печати были и письма этой доярки или директора завода, в которых «дорогому Леониду Ильичу» сообщалось об этих трудовых победах.

Конечно, в те времена эти важные сообщения доярки или директора могли восприниматься — и воспринимались — с юмором. Но — именно с юмором, никакого вреда психическому здоровью они принести не могли. Напротив, насыщенные негативом новости приводят к повышенной тревожности, а постоянная повышенная тревожность может привести и к еще более серьезным изменениям здоровья, в том числе не только психического, но и соматического.

2. Наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического), противостояния и соперничества, что естественно. Средства — натуралистический показ насилия с использованием всех текстов, аудио- и видеосредств. Отметим, что, по данным исследований, такая демонстрация насилия даже «в борьбе за правое дело», например, в борьбе с преступностью у всех вызывает также повышенную тревожность, у детей и людей с неустойчивой психикой возможно подражание в средствах и «методике» применения насилия.

3. Основной (сексуальный) инстинкт — действительно основа всего. Здесь трудно определиться с «нормой доступности», но, по многим данным, мы сейчас в этом отношении практически «впереди планеты всей». Средства те же — натуралистический показ, а также реклама сексуальных услуг и реклама различных товаров на фоне сексуальных элементов видеоряда. Дополнительные «благоприятные возможности» здесь дает Интернет.

4. Культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» — пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности — либо от скудости, либо от глупости. Средства — демонстрация в связных сюжетах и без сюжета.

5. Рынок правит миром, причем не только в экономике, но во всех взаимоотношениях людей. Средства — вербальное и образное (аудиовидео) убеждение, что все продается и покупается, включая рыночный словарь применительно к человеку (например, покупка, аренда, обмен спортсменов).

6. Конкуренция и соревнование за выгоды и ресурсы естественны, взаимопомощь и тем более альтруизм — исключение, удел оригиналов и святых («бери от жизни все»). Средства — подбор и частое повторение соответствующих сюжетов, а также как в п. 5.

К этим посылам и средствам глобального плана добавим то, что идет на Россию извне.

7. Российские власти всех уровней не заботятся о народе и в высокой степени коррумпированы. Они были лучше в 90-е годы (т.е. когда соглашались на все, что требовали США — Н. Н.). Средства — подчеркивание соответствующей новостной информации, более частое повторение таких новостей в программах, специальные передачи для «концентрации» негатива подобного рода, особенно с привлечением радиослушателей. Особенно «полезен» для этого жанр ток-шоу (в народе — треп-шоу). Причем расчет (вполне правильный) делается на то, что особенно активно звонить будут люди, имеющие реальные проблемы на житейском, бытовом уровне, в то время как в целом удовлетворенные обычно относятся к «молчаливому большинству».

8. Российская армия, милиция, вообще все органы правопорядка антинародны, жестоки и коррумпированы. Средства — активный подбор соответствующих сюжетов, частый их повтор в общеновостных и специальных программах.

9. Гражданский патриотизм в России если и был возможен (например, во время Великой Отечественной войны), то сейчас характер отношения народа и власти делают его реально не возможным. Средства — соответствующее толкование реальных событий, выступлений правозащитников, дегероизация (развенчивание героев прошлого), чужой патриотизм (сюжеты о маскулинности, героизме и мужестве высших представителей власти и правоохранительных органов избранных зарубежных стран).

10. Права и свободы человека в России не защищены и сознательно нарушаются властью и людьми по отношению друг к другу; это происходит чаще, чем в «цивилизованных» странах. Средства — как в п. п. 8, 9.

11. Высшие иерархи Православной Церкви в России запятнали себя в давнем прошлом сотрудничеством с КГБ, в последние годы — бессовестным использованием рыночных механизмов для получения прибыли, при этом государство односторонне поддерживает именно Православную Церковь, нарушая тем самым Конституцию. Средства — как в п. п. 7–9.

12. Уровень развития России крайне низок. Средства — подчеркивание реального (достаточно часто) или мнимого технического превосходства «цивилизованных», «развитых» стран, частое, вызываемое или не вызываемое сюжетной необходимостью, использование этих терминов для характеристики стран при их сравнении с Россией, одностороннее, часто искаженное толкование разного рода международных сравнений в образовании, науке, культуре. Так, часто подчеркивается «молодость» демократии в России, причем «забывается» о том, что в России крепостное право было отменено в 1861 году, а рабство в США — в 1867, что до середины 1950-х годов расовое неравенство было реальным и жестким фактом в США, что вполне преодоленным его на бытовом уровне нельзя считать и сейчас.

13. Между странами СНГ имеются непреодолимые противоречия, обусловленные историей российской и советской империй, имперскими «замашками» современной России. Средства — односторонняя интерпретация исторических событий, «забывающая» об огромной помощи России в развитии многих бывших губерний и республик СССР и делающая акцент на других фактах (например, «оккупация» прибалтийских стран Советским Союзом).

14. Российская власть неэффективна еще и потому, что расколота. Имеются непреодолимые противоречия между Центром и регионами, между ветвями власти, а также в тандеме «Медведев — Путин». Средства — подбор сюжетов, допускающих интерпретацию в этом духе реальных событий, бесконечное повторение соответствующих сюжетов в ток-шоу.

Разумеется, в подтверждение каждого тезиса опытный пропагандист, агитатор или пиарщик (они часто совпадают в одном лице) что-нибудь найдет, а далее действует закон, открытый еще в Древнем Риме — calumniare audacter, semper aliquid haeret, т. е. «клевещи дерзко, что-нибудь всегда прилепится». А при частом повторении «прилепится» всегда немало.

Приведенные выше идеологические посылы каждый человек легко подтвердит, анализируя собственный опыт чтения, просмотра телепередач и рекламы, слушания радио. Причем даже не надо обращаться к зарубежным и иноязычным источникам — некоторые российские радиостанции и каналы телевидения демонстрируют то же самое. Причем хочется еще раз подчеркнуть, что у меня нет никакого намерения «хулить» и «чернить» авторов, комментаторов, телеведущих, актеров, задействованных в этой работе. Это именно работа, которую люди делают, всегда так или иначе отвечая себе на давно поставленный вопрос: «С кем вы, мастера культуры?». При этом не имеет значения, оплачивается ли эта работа (чаще всего, конечно, оплачивается) или же выполняется, как говорится, «на общественных началах».

Рассматривая с приведенных выше позиций вопрос, поставленный в заглавии статьи, попробуем сделать предположительные выводы.

Конечно, можно и нужно ожидать относительно мирного сосуществования в культурной сфере и сфере человеческих взаимоотношений. Частично в результате глобализации, интенсификации обменов и общений, частично в результате понимания огромной мощи потенциала разрушений, накопленного человечеством, который сметет все, сметет весь мир, если идеологическое противостояние превратится в холодную войну с перспективой превращения в горячую. Но и над этим нужно работать, и все, что связано с терпимостью к другому человеку, другой нации, другому государству, другому мировоззрению (толерантность), способствует успеху. Как — описано в сотнях работ. С другой стороны, фундаментализм любого толка успеху мешает. И, конечно, при всех разговорах о глобализации, диалоге цивилизаций и культур, дружбе народов, при всех полезных шагах в этом направлении важно помнить то, что просто и понятно выразил еще Александр III Миротворец (миротворец! — Н. Н.): у России только два союзника — ее армия и ее военно-морской флот. Ведь идеологические расхождения России с другими странами были до 1917 года, были после, есть и будут. Современная военная доктрина нашей страны при ее несомненной мирной, оборонительной направленности также фактически признает военные риски, есть риски и в социальной сфере (Стратегические.., 2005). Ряд серьезных исследований предупреждает о том, что не прекращается и борьба против российской государственности, причем в невоенных формах (Якунин и др., 2009).

Разумеется, нам нет необходимости возвращаться к всеобщей подозрительности, нам нужно работать над тем, чтобы конкуренция между людьми, группами людей, народами и странами шла в мирном направлении. Но мы весьма далеки от того времени, когда, как писал еще Ф. Шиллер в «Оде к радости», и эти слова обессмертил в своей симфонии Л. Бетховен, «Alle Menschen werden Brueder» (все люди будут братья). Именно поэтому и сейчас необходимо патриотическое, гражданское воспитание, необходимо и идеологическое воспитание, чтобы те разрушительные посылы, которые кратко перечислены выше, не стали основой соответствующего разрушительного поведения людей, особенно молодежи. Соответственно, необходима гармонизация воздействий системы образования и системы социализации. Но это уже — темы особого разговора.

 

Литература

Гатальский В. Д. Педагогика профилактики и коррекции девиантного поведения учащейся молодежи. СПб., 2009.

Дорский А. Ю. Правовое обеспечение PR. СПб., 2005.

Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии / Руководитель проекта С. Фарах, общая редакция О. А. Колобова. Бейрут-Нижний Новгород, 2006.

Запесоцкий А. С. Образование и средства массовой информации как факторы социализации современной молодежи. СПб., 2008.

Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2002.

Лекторский В. А. и др. Проблемы идентичности в трансформирующемся российском обществе и школа. М., 2008. 

Мясников В. А., Найденова Н. Н., Тагунова И. А. Образование в глобальном измерении. М., 2009. 

Черный пиар: пособие для журналистов, читателей и слушателей. М., 2007.

Ольшанский Д. В. Политический PR. СПб., 2003.

Стратегические риски России /Под ред. Ю. Л. Воробьева. М., 2005. 

Якунин В. И., Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Новые технологии борьбы против российской государственности. М., 2009.

Bell D. The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. N.Y., 1965.

Bell D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. N.Y., 1973.

Bell D. The cultural contradictions of capitalism. N.Y., 1998.

McQuail D. Media performance: mass communication and the public interest. London, 1993.

Mondialisation, developpement et pauvrete. Washington. 2002. 

Stiglitz J.E. La grande disillusion. Paris, 2002. 

Thomas W., Thomas D. The child in America. Behavior problems and programs. New York, 1928.

 

 

 

 

 

Идеологическая и воспитательная работа | БГАА

Идеологическая и воспитательная работа | БГАА

Строка навигации

  1. Главная
  2. Идеологическая и воспитательная работа

Идеологическая и воспитательная работа


Основные составляющие воспитания:
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры;
  • идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям;
  • эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;
  • воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование;
  • гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе;
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.
Наверх

Анкета «Идеологическое воспитание»

Инструкция

Выберите тот вариант ответа, с которым вы согласны, начислите себе соответствующее количество баллов (цифра в скобках).

1-й Испытываете ли Вы гордость за свою страну?

а) да;(2)

б) нет; (0)

в) затрудняюсь ответить. (0)

2. Каковы ваши главные жизненные цели? (можно выбрать несколько вариантов)

а) добиться успеха в обществе;(2)

б) осуществить свои творческие, профессиональные планы;(2)

в) прожить жизнь беззаботно;(0)

г) не работая, иметь все материальные блага;(0)

д) быть полезным людям;(2)

е) стать материально независимым;(2)

ж) реализовать себя в семье;(2)

з) затрудняюсь ответить.(0)

3.Как Вы относитесь к религии?

а) верую и соблюдаю обряды православной (католической) церкви;(2)

б) верую, но не придаю особого значения религиозным обрядам;(1)

в) не верую, но соблюдаю религиозные традиции;(1)

г) не верую, обрядов не соблюдаю;(0)

д) затрудняюсь ответить.(0)

4. Допускаете ли Вы участие в несанкционированных митингах, демонстрациях?

а) да;(2)

б) нет; (0)

в) затрудняюсь ответить. (0)

5. В каких молодёжных организациях Вы состоите?

а) общественное объединение «Белорусский Республиканский Союз Молодёжи»;(2)

б) другие организации; (оцениваются в зависимости от направленности)

в) не состою. (0)

6. Как Вы относитесь к проявлению экстремизма в молодёжной среде?

а) негативно;(2)

б) считаю нормальным явлением;(0)

в) безразлично. (0)

7. Какими передачами Вы интересуетесь? (можно выбрать несколько вариантов)

а) общественно-политическим;(2)

б) экономической тематики;(2)

в) правовой тематики;(2)

г) по проблемам здорового образа жизни;(2)

д) спортивными;(2)

е) освещающими вопросы культуры;(2)

ж) музыкальными;(2)

з) научно-популярными;(2)

и) развлекательными;(1)

к) художественными кинофильмами.(1)

8. Выполняете ли Вы общественные поручения?

а) всегда;(2)

б) когда очень попросят;(1)

в) нет.(0)

9. Участвуете ли Вы в общественно полезных делах, акциях?

а) всегда;(2)

б) нет;(0)

в) иногда.(1)

10. Вызывают ли у вас интерес информационные часы?

а) да;(2)

б) нет;(0)

в) иногда.(1)

11. Знакомы ли Вы с Государственной символикой Республики Беларусь, Конституцией Республики Беларусь?

а) да;(2)

б) нет;(0)

в) не совсем.(1)

12. Участвуете ли Вы в работе исторических, общественно-политических клубов?

а) да;(2)

б) нет.(0)

13. Посещали ли Вы государственные музеи Республики беларусь в течение этого года?

а) да;(2)

б) нет.(0)

Интерпретация результатов

21 балл и выше — высокий уровень;

11-20 баллов — средний уровень; 0-10 баллов — низкий уровень.

Идеологическое воспитание. ГУО «Средняя школа №1 г. Осиповичи им. Б. М. Дмитриева»

Заседание 1(сентябрь)

Тема: Трудовое и профессиональное воспитание школьников

Цель: – помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

Задачи:

      —    осознание своих желаний и возможностей;

— ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

— знакомство с особенностями современного рынка труда;

— помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1.Основные направления и формы профориентационной работы со школьниками.

2.Современный рынок труда.

Литература:

1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. — Спб, 2008.

2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. — СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 4. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — Спб, 2006. 6

                                              Заседание 2 (ноябрь)

Тема: Экономическое воспитание

Цель: формирование экономической культуры личности, воспитание экономически грамотного и экономически активного члена общества, умеющего понимать и оценивать социально-экономические процессы и способного участвовать в экономической жизни страны.

Задачи экономического воспитания:

1. Формирование экономической грамотности, экономического сознания, развития основ экономического мышления.

2. Воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия, экономности, инициативности, организованности и др.

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1. Экономическая культура.

1.1 Сущность цели и задачи экономического воспитания младших школьников

2.1 Диагностика уровня сформированности экономических представлений удетей  школьного возраста

Литература:

1. Аменд, А. Ф., Васильев, Ю. К., Вульфов Б. З. Экономическое воспитание учащихся. М., 2008

2. Автономов, А. Я., Малышев, М. Л. Совершенствование экономического воспитания учащихся//Педагогика — 2007. — №8, с. 53 — 57.

3. Ахметшина, Г. К., Воробьев, И. В., Щукин, А. С. Экономическое воспитание учащихся: формы и методы. Казань, 2007, с. 146 — 155.

4. Бадмаев, С. Б., Березовская, Д. А. Экономическое воспитание учащихся. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2008.

5. Валиева, З. А., Розов, В. К., Барило, И. А., Кулакова, Н. П. Роль семьи в экономическом воспитании детей. М., 2008.

6. Васильев, Ю. К., Левчук З. К. Формирование экономической воспитанности школьников. М., 2008, с. 91 — 101.

                                            Заседание 3 (январь)

Тема: Формирование информационной культуры

Цель: содействовать социализации личности ребенка; формирование информационной культуры

 Задачи   -создание условий для формирования информационной культуры учащихся.
                — вовлечение учащихся в программы БРСМ и пионерской организации.

Форма проведения: семинар — практикум

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи информационной культуры личности.

2.Современные методы их реализации.

Литература:

1.  Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: программа для учащихся 5-6 классов //Школьная библиотека. – 2002. — № 3. – С.9.

2.  Бирюкова «Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов» //Школьная библиотека№ 1. — С.55-57.

3.  Книга как источник информации в современном образовательном процессе (размышления библиотекаря-практика о медиаобразовании и роли книги в развитии личности)/ Л. Владимирова //Школьная библиотека№ 4. — С. 17-19.

Тема: Воспитание в области охраны окружающего мира и природопользования.

Цель: формирование у учащихся ответственного отношения к окружающей среде, через соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей малой родины; формирование культуры раздельного сбора вторичного сырья и утилизации твердых бытовых отходов.

Задачи:

  1.  информировать учащихся о проблемах, создаваемых бытовыми отходами, и о преимуществах раздельного сбора мусора;

  2. формировать новую экологическую культуру и положительное отношение к раздельному сбору мусора как самому эффективному ресурсосберегающему средству;

  3. воспитывать у учащихся бережное отношение к природным ресурсам через проведение разнообразных экологических акций, трудовых десантов, мероприятий, тематических дней и недель;

  4. благоустройство и озеленение территории учреждения;

Форма проведения: круглый стол

Вопросы для обсуждения:

1.Цели и задачи воспитания в области охраны окружающего мира и природопользования.

2. Формы и методы работы.

3. Практическая значимость проблемы.

Литература:

1.Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для СПО / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под ред. Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 190 с.

2. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для СПО / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 354 с.  3.Боголюбов, С. А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум  / С. А. Боголюбов, Е. А. Позднякова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 429 с. 

В Госдуме заявили о необходимости идеологической пропаганды в школах

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

Она должна пронизывать всю программу, считает депутат.

Учителям стоит заниматься не только образованием детей, но и их воспитанием.

Таким мнением в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» поделился первый заместитель председателя комитета нижней палаты парламента по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов. Парламентарий выразил сожаление, что Россия «становится похожей на Америку».

«Я думаю, что и в советское время хватало преступности, это не панацея, не решение проблемы. Отсутствие идеологии, разброс мнений в учебниках, нет контроля в интернете, пропаганда антисоциальных и антигуманных ценностей — это большая проблема. Конечно, нужна государственная идеология, она должна пронизывать всю школьную программу. Школа должна заниматься не только образованием, но и воспитанием. В этом корень проблем тех событий, которые происходят периодически в России. К сожалению, Россия становится похожей на Америку. Это плохо, печально. Государственная идеология нужна, патриотические идеалы, гуманистические — это то, чем всегда была сильна Россия, русская культура. Их надо пропагандировать».

Ранее детский омбудсмен по Татарстану Ирина Волынец сочла причиной нападения на школу в Казани «абсолютное отсутствие государственной идеологии». Уполномоченная отметила, что пока в стране школьники не будут заняты внеурочно, как это было в СССР, такие трагедии будут повторяться.

Согласно статье 13 Конституции РФ, в стране признаётся идеологическое многообразие. «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», — говорится в основном законе.

Что нужно знать: 5 идеологий философии образования

В современном обществе многие верят в идеологии и используют эти убеждения для управления своими действиями. Так же важно, как идеологии для общества, образование также выигрывает от включения их в образовательную философию. В этой статье будут рассмотрены пять идеологий философии образования, включая национализм, этнонационализм, либерализм, консерватизм и марксизм.

Национализм

Национализм — это национальный дух, любовь к стране и эмоциональная связь с интересами нации и символами, которые ее представляют. В Соединенных Штатах, вместо национальной образовательной системы, есть 50 государственных школьных систем, которые работают вместе и используют аналогичные методы. Национализм начал утверждаться в 19 веке. Его влияние на образование изучали Исаак Кандел и Эдвард Рейснер, которые выделили три основные темы, отраженные в учебной программе.Во-первых, у всех народов есть история. Сочетание национальной истории и мифов создает коллективную память нации. Коллективная память вызывает одинаковый отклик у населения страны. Например, когда в Соединенных Штатах исполняется национальный гимн, почти всегда вызывается глубокое уважение, на которое можно встать, снять шляпу и приложить правую руку к сердцу.

Вторая тема — помочь людям осознать, что они уникальные личности, отличные от других людей в стране.Обучение каждого человека тому, что его голос важен, и демонстрация этого в рамках политической системы — это свидетельство национализма.

Наконец, национализм поддерживает тему пространства и времени. Национализм позволяет людям идентифицировать себя с определенной территорией, которая в большинстве случаев имеет границы, имя, столицу и относительно общую культуру. В Америке эта тема проявляется во многих наших патриотических песнях, в том числе «America the Beautiful» и «This Land Is Your Land». Демонстрируя свой национализм, американцы объединяются, чтобы защитить темы этих текстов песен.Национализм находит отражение в образовании, поскольку нация стремится передать культурное наследие, развить патриотизм и лояльность к нации. Он также учит и прививает общий этикет, необходимый на национальных церемониях, и создает коллективное сознание и осведомленность по отношению к нации в целом. Кроме того, национальная идентичность конструируется, когда используется общий язык и демонстрируется патриотизм.

Особая форма национализма, присущая только США, известна как американская исключительность.Достижения и доминирование Соединенных Штатов на мировой арене показывают, что это исключительная страна с очевидной судьбой. Американские школы — это агентства по воспитанию чувства национальной гордости, национальной идентичности и лояльности. Школы также рассматриваются как уникальные учреждения, созданные для обучения будущих поколений исключительного населения.

Этнонационализм

Этнонационализм имеет некоторое сходство с национализмом, но на самом деле это верность определенной этнической или расовой группе, а не нации.Однако в полиэтнической среде Соединенных Штатов этнонационализм может вызвать относительное разделение между различными этническими или расовыми группами. Некоторые группы могут полагать, что из-за их общего этнического или расового происхождения члены имеют одних и тех же предков и могут считаться «родственниками». Примеры этнонационализма включают различие между гуджаратскими и пенджабскими племенами Индии, хорватами и боснийцами бывшего государства Югославии (теперь разделенным на несколько стран) и хуту и ​​тутси в Руанде, где этнонационализм имел разрушительные последствия отчасти. населения страны.

Этнонационалистическое образование не только создает сопротивление культурному и образовательному навязыванию со стороны других групп; он также использует его в позитивном ключе для сохранения и расширения отличительных характеристик конкретной этнической группы. Одним из способов сохранения этнонационализма в образовании является использование этнического «родного языка», а не официального национального языка в классе. Другой способ — включить в учебную программу литературу, историю и традиции этнической группы.

Либерализм

Либерализм — это идеология, согласно которой все люди должны пользоваться максимально возможной индивидуальной свободой и что она должна быть гарантирована в рамках надлежащей правовой процедуры.Известно, что либералы открыты для перемен. Они верят в прогресс и выступают против любых ограничений личных свобод. Они верят, что это освобождение прав человека приведет к прогрессу. Ключевые элементы либерализма включают либеральные концепции собственности и экономики, рациональности и силы разума, секуляризма, индивидуализма, прогресса, представительных политических институтов и воспитания гражданственности.

Либералистская концепция собственности и правительства — это вера в то, что правительство не должно вмешиваться в деловые операции.Либералисты считают, что у нас должна быть свобода соревноваться в мире бизнеса и приобретать собственность, насколько это возможно. Кроме того, работодатели должны иметь право нанимать и увольнять сотрудников по своему усмотрению, а инвесторы должны иметь право инвестировать и получать прибыль любым способом. Хотя либералы согласны с этими концепциями, они расходятся во мнениях относительно степени регулирования экономики. Либерализм также предполагает, что люди обладают рациональностью и способностью рассуждать. Либералисты считают, что большинство людей могут быть разумными и что учителям необходимо использовать методы обучения, которые развивают и поддерживают способность рационализировать и использовать их интеллект.

Секуляризм — это вера в отделение церкви от государства. Хотя секуляристы могут быть приверженцами личной религии, они считают, что религия — это личное дело каждого и должна быть полностью отделена от государственного образования. Вера в то, что люди сохраняют неотъемлемые права человека, которые социальный порядок не может дать или отнять, является ветвью секуляризма, известной как индивидуализм. Секуляристы верят в необходимость всеобщего общественного согласия для принятия политических и образовательных решений.Секуляристы склонны поддерживать прогрессивные и представительные политические институты, признавая, что государству нужна власть для выполнения решений большинства.

Наконец, секуляристы считают, что мы должны обучать всех одинаково и готовиться к тому, чтобы стать политическим лидером. Поскольку наши лидеры избираются, они выступают за образование, которое дает общие знания о политической системе и навыки для принятия информированных решений о том, какого кандидата им следует избрать.

Консерватизм

Противоположность либерализму — консерватизм.Консерватизм — это вера в то, что институты должны функционировать в соответствии со своим первоначальным предназначением и что любые концепции, которые не были поддержаны, должны быть восстановлены. Определенные основные принципы формируют убеждения консерватора, и консерваторы считают, что эти основные принципы исходят от высшей власти. Первый ключевой принцип заключается в том, что все люди несовершенны по своей природе, и невозможно создать идеальное общество на Земле. Во-вторых, прошлое — основа нашей социальной чувствительности и человеческих взаимоотношений.Наконец, традиция обеспечивает сплоченность и стабильность общества и культуры.

Консервативное образование сохраняет традиционную учебную программу, стремясь передать информацию учащимся как средство приобщения их к уже сложившейся культуре. Консерватисты опасаются индивидуализма и перемен и способствуют ассимиляции и принятию в обществе. Они считают, что основная роль образования — это академические знания и что школы не должны брать на себя неакадемические, охранные, терапевтические и социальные функции.Считается, что такие функции ослабляют образование.

Марксизм

Марксизм — идеологическое и политическое движение, впервые предложенное Карлом Марксом, философом XIX века. Маркс считал, что классовая система противоречит социальной, политической и образовательной сферам. Логический и разумный анализ экономических последствий классовой иерархии дает лучшее понимание мира. Марксизм требует образования, которое создает у учащихся критическое сознание. Он считает, что доминирующие классы контролируют школы и используют их для социального контроля над угнетенным классом.Марксизм опирается на содержание и методы, которые способствуют интеллектуальному и физическому развитию человека.

Каждая идеология представляет разные убеждения и влияет на образование. Какую идеологию вы верите и внедряете в своем классе?

Перейти к основному содержанию Поиск