ИДЕЯ — Аналитическая психология — Психология и социология
- ИДЕЯ
-
(Idea; Idee) — в психологии мысль или когнитивный процесс, непосредственно не являющиеся сенсорными по своей природе; ментальное содержание, суть которого не сводима к перцептивному процессу.«Я употребляю слово идея для выражения смысла, заключенного в изначальном образе; смысла, абстрагированного от конкретики этого образа» (ПТ, пар. 714).Фактически Юнг использовал термин двояко. С одной стороны, слово относится к смыслу, который возникает из образа. В этом случае идея может выступать как явление вторичное. С другой стороны, «идея» несет в себе основную психологическую нагрузку, без которой нет ни конкретных эмоций, ни концептуализации.« я иногда пользуюсь понятием идеи для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом если образ не имеет мифологического характера, т. е. если он лишен созерцаемых черт и является просто коллективным, тогда я говорю об идее (там же).Идея есть психологическая величина, определяющая не только мышление, но, в качестве практической идеи, и чувство. Правда, я в большинстве случаев пользуюсь термином «идея» лишь тогда, когда говорю об определении мышления у мыслящего; но точно так же я говорил бы об идее и при определении чувств у чувствующего Именно двойственная природа идеи как чего-то первичного ведет к тому, что этим термином пользуются иногда вперемежку с «изначальным образом». При интровертной установке идея является primum movens (первопричиной), при экстравертной — она оказывается продуктом» (там же, пар. 719).
Аналитическая психология. 2012
Словари → Психология и социология → Аналитическая психологияСмотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИДЕЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
slovar.cc
Идея — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Иде́я — понятие (мысленный образ) объекта реальности. В этом смысле термин используется в философии, психологии, социальных науках. В некоторых философских направлениях у термина «идея» есть специальный смысл — идеальный прообраз реальности. В науке и искусстве идеей называется главная мысль произведения, общий принцип теории или изобретения, замысел. В этом смысле термин «идея» используется в сфере регулирования авторского права.
Слово ИДЕЯ — Что такое ИДЕЯ?
Слово состоит из 4 букв: первая и, вторая д, третья е, последняя я,
Слово идея английскими буквами(транслитом) — ideya
Значения слова идея. Что такое идея?
Идея
ИДЕЯ — содержимое ума. В повседневном языке — общее представление о чем-либо. Например: «У меня идея. Я знаю, что нужно делать». В философий — абстрактное представление, созданное мыслью о живом существе, отно-ы шении между вещами, объекте…
Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000
Иде́я (др.-греч. ἰδέα — видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты.
ru.wikipedia.org
Идея В данном труде я иногда пользуюсь понятием «идея» для обозначения известного психологического элемента, имеющего близкое отношение к тому, что я называю образом (см.).
Юнг К. Словарь терминов
ИДЕЯ — представление о бытии, ограничивающее разнообразие поведения людей. Так, например, навязчивая идея заставляет человека совершать навязчивые действия. Идея о том, что техника — это плохо заставляла луддитов ломать станки.
Словарь политической психологии
Идея — представление о бытии, ограничивающее разнообразие поведения людей. Так, например, навязчивая идея заставляет человека совершать навязчивые действия. Идея о том, что техника — это плохо заставляла луддитов ломать станки.
Карманов А. Психологический словарь
Есть идея!
«Есть идея!» — детский художественный фильм Владимира Бычкова. Сказочно-комедийный фильм рассказывает о двух изобретателях: великом Иване Кулибине из XVIII века и школьнике Вовке Морковкине.
ru.wikipedia.org
«ЕСТЬ ИДЕЯ!», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1977, цв., 63 мин. Школьная комедия, приключенческая сказка. Прошлое, настоящее и фантазии — все смешивается в голове у Вовки Морковкина, начитавшегося книг об изобретателе Кулибине.
Энциклопедия кино. — 2010
Русская идея
РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный Вл. С. Соловьевым в 1887—88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин…
Философская энциклопедия
РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный 21». С. Соловьевым в 1887—88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин…
Новая философская энциклопедия. — 2003
РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887-1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания…
Русская философия: Словарь. – М., 1995
Абсолютная идея
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность (т. е. субстанцию и субъект одновременно).
Философская энциклопедия
Абсолю́тная иде́я (нем. Absolute Idee) — идея, выражающая полноту всего сущего. Термин, введён Г. В. Ф. Гегелем и является следствием основополагающей идеи его онтологии — тождества бытия и мышления.
ru.wikipedia.org
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ (нем. die absolute Idee)—центральное понятие философии Гегеля. В содержании его выделяется три аспекта: 1) субстанциальный: абсолютная идея как абсолютная субстанция, имманентно присущая миру и определяющая его развертывание…
Философская энциклопедия
Платоническая идея
ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ИДЕЯ Платон выступал за сильную форму дуализма, согласно которой сознание и тело состоят из разных «материалов» и подчиняются разным законам.
Оксфордский словарь по психологии. — 2002
Платоническая идея — убеждение Платона (428 или 427 – 348 или 347 до н.э.) в том, что сознание и тело состоят из разных субстанций и подчиняются разным законам.
Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии
Платоническая идея – убеждение Платона (428 или 427 – 348 или 347 до н.э.) в том, что сознание и тело человека состоят из абсолютно разных субстанций, каждая из которых подчиняется совершенно разным законам функционирования.
vocabulary.ru
Врождённые идеи
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ см. Врождённое знание. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ представления и знания…
Философская энциклопедия
Врожденные идеи Впервые в истории философии теорию врожденных идей мы находим у Платона (429-347). Платон пришел к теории врожденных идей вследствие того, что в нашем разуме оказываются познания таких предметов…
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ (лат. ideae тпа1ае)—одно из самых важных и в то же время двусмысленных эпистемологических понятий европейской философии. Проблема врожденных идей, или, в общем виде, врожденного знания…
Философская энциклопедия
Идеи чистого разума
ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Ideen der reinen Vernunft) — термин, используемый И, Кантом в сочинениях критического периода для обозначения основных понятий чистого разума.
Философская энциклопедия
Идеи чистого разума (Ideen der reinen Vernunft — нем.). Термин, используемый Кантом в сочинениях критического периода для. обозначения основных понятий чистого разума.
Васильев В. Термины кантовской философии
ИДЕИ ЧИСТОГО РАЗУМА — согласно И. Канту, необходимые понятия чистого разума, которые данны самой его природой, но выходят за пределы возможного опыта, и которым «в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет»…
Прохоров Б.Б. Экология человека. — 2005
Русский язык
Эски́з-иде́я, -и.
Орфографический словарь. — 2004
Сверхценные идеи
Сверхценная идея; Идея-фикс — психологический термин, обозначающий явление, выделенное в 1892 году как отдельное психическое расстройство немецким психиатром Карлом Вернике. Это суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств…
ru.wikipedia.org
Сверхценные идеи — идеи, суждения, возникающие вследствие реальных обстоятельств и занимающие в сознании больного доминирующее, не соответствующее их истинному значению место.
Медицинская эциклопедия
СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ-суждения, которые возникают в результате реальных обстоятельств, сопровождаются чрезмерным эмоциональным напряжением и преобладают в сознании над всеми остальными суждениями.
med-lib.ru
Примеры употребления слова идея
Даже если бы кому и пришла в голову такая идея, он бы очень скоро понял: это mission impossible.
Идея проведения такого дня была предложена Всемирной организацией гастроэнтерологов.
Мне очень понравилась идея, касающаяся помощников губернатора из числа активной молодежи.
Идея введения регулирования на российском рынке форекс появилась еще несколько лет назад.
Для меня лично предпочтительной выглядит идея с магнитосферой, а не с внутренним строением.
В феврале текущего года впервые была озвучена идея создания такого банка.
Вряд ли можно рассчитывать на то, что идея с национальными доменами «сдуется».
Идея отмывания средств через офшоры или нейтральные территории начнет ослабевать.
Российский артист также напомнил, что идея продюсирования принадлежала ему.
Честно говоря, идея компактного автомобиля с колесной формулой 4х4 мне кажется интересной.
- идеями
- идеям
- идеях
- идея
- идиллик
- идиллический
- идилличность
wordhelp.ru
Психология. Новые идеи, интересные теории
В последнее время на различных дискуссионных площадках, в т.ч. на просторах Интернета, можно встретить группы психологов, разделившихся на два фланга.
Первые утверждают, что в психологии уже давно всё придумано, и есть несколько базовых направлений, которые и следует развивать.
Другие же опровергают это мнение и утверждают, что есть огромное количество новых идей, теорий и различных открытий, которые способны изменить всю психологию и принести что-то кардинально новое.
А как думаете Вы? Поделитесь своим мнением и, возможно, какими-то новыми технологиями.
Психолог Обнинск Был на сайте: 19 дней назад
Ответов на сайте: 615 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 56
Психология — это наука о душе. А душа бесконечна. Имхо 😉
СПА-психотерапия, применение методик психотерапии для здоровых людей не с целью лечения, а для снятия эмоционального напряжения и просто отдыха.
После многократного употребления понятия «СПА» необходимо дать его точное определение. В 1991 году была создана Международная ассоциация СПА (International SPA Association – ISPA), именно усилиями экспертов этой организации через пять лет было сформулировано определение «СПА».
Сделано это было прежде всего для потенциальных клиентов. Чтобы клиенты могли иметь четкое представление и о наборе предлагаемых услуг, и какие преимущества несет в себе данный вид сервиса. «СПА» — это целая система поддержания высокого качества жизни, профилактики заболеваний, поддержки высокого показателя здоровья и реабилитации после нагрузок при помощи средств и методов естественного генезиса.
Итак, СПА – это заведение, предназначенное для улучшения общего состояния человека с помощью разнообразных профессиональных услуг, которые наряду с прочими могут включать уходы за кожей, процедуры для тела, фитнес, здоровое питание, духовные практики, способствующие оздоровлению тела, сознания и души человека (цит. по Е. Богачевой). В основном в кабинете психологической разгрузки используются методики дыхательных гимнастик, медитативные техники и та же светозвуковая стимуляция мозга.
Силина Марина Валентиновна
Психолог Иваново
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам
Я считаю, что, как и любая наука, психология не стоит на месте. Она постоянно развивается. Появляются различные школы и направления. Очень важно, чтобы они строились на базовых понятиях и открытиях.
Появление новых направлений никак не связано с тем, чтобы отбрасывать всё старое и кардинально всё менять. Такая истерия ни к чему. В России, к сожалению, из-за отсутствия законодательной базы появляются лженаучные направления. Кто угодно может объявить себя основателем какой-либо школы, Учителем и т. д. Поэтому лично я серьёзно отношусь к классическим школам. А всё остальное — это политика и шарлатанство.
Я думаю, что знание классики не исключает поиск новых подходов, но не мешало бы для начала ознакомиться хотя бы с частью богатейшего наследия психологов XX века, чтобы быть компетентным и эффективным в практике.
Если считать новым то, что мало известно у нас и при этом работает в практике, то мне было очень интересно познакомиться с концепцией психоаналитика Гарри Гантрипа, которую он излагает в книге «Шизоидные явления, объектные отношения и самость».
Он использует понятие «антилибидинальное эго» для обозначения той части психики, которая при травме берет на себя управляющие функции, благодаря чему человек в целом справляется с жизнью, однако чувствует себя отчужденным, малоэмоциональным, живым не в полной мере. В процессе психотерапии эта часть постепенно уступает место либидинальному эго, то есть части, которая выражает наши глубинные потребности и чувства.
Гантрип пишет, что на этом этапе люди часто становятся инфантильными, чувствуют сильнейшую тревогу и даже бессознательно стремятся попасть в больницы, чтобы в покое и безопасности выращивать ту часть психики, которая так долго оставалась заблокированной. Таким образом, исцеление происходит через пугающий этап беззащитности и повышенной уязвимости, однако это необходимо.
Я полагаю, эта концепция очень полезна каждому участнику психотерапевтического процесса для объяснения некоторых наблюдаемых явлений.
Суржина Оксана Федоровна
Психолог Воронеж
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам
Я с уважением отношусь к сторонникам классической психологии, но сама в своей работе использую интегративный подход.
Я обучалась в Российско-Австрийском проекте по подготовке детских и подростковых психотерапевтов, он принципиально отличается от принятого в нашей стране. Прежде всего, ребенок рассматривается как часть семейной системы. В основе подхода лежит теория привязанности, исследования Эйнсворт, Боулби, Даниэла Стерна, Петцольда и др. Подход называется интегративным, потому что ведется работа как с внутрипсихическим миром ребенка, так и с межперсональным, т.е. с его окружением.
Когда понимаешь что ты делаешь и для чего, не имеют особого значения методы. Я, например, сторонница психодинамического подхода, некоторые мои коллеги используют методы гешьтальт-терапии, в работе с детьми обязательно используем игровую терапию, арт-терапию, песочную, сказкотерапию. Главное — понимать, что и зачем делаешь.
Данная тема актуальна.
В последнее время в основном наука и практика психологии пополняются новыми методиками исследования, диагностики, терапии…
Что касается новых теорий и открытий в области психологии, то, возможно, они скоро будут, и способствовать в этом будут новейшие инструментально-аппаратные методы исследования, которые всё больше внедряются в современную психологическую науку и практику. В частности, компьютерные методики по созданию различных моделей человеческой психики: вначале исскуственного интеллекта, а теперь уже на подступе к моделированию человеческих эмоций (хотя,конечно, до реализации этой идеи ещё очень далеко…).
Мне думается, что с внедрением технических, компьютерных технологий в психологическую науку мы стоим на пороге новых открытий в психологии…
Черныш Надежда Николаевна
Психолог Алматы
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам
Новый метод берет начало из старого, плюс какое-нибудь присоединенное уже известное.
Например: арт терапия = психоанализ +рисунок,
телесно ориентированная терапия = работа через тело + психоанализ,
лечение аутичных детей с помощью общения их с дельфинами = телесная терапия + дельфины…
Я люблю использовать в гештальт методе знания соционики. Многие считают, что это не наука, но мне она дает возможность быстро диагностировать ситуацию взаимоотношений в семье и уже легче и быстрее проводить работу с клиентами. Зная психотип человека (это генетическая заданность), можно увидеть нарушения в его личности и проблемы связанные с ними.
Многие люди не принимают себя такими, какие они есть, и стараются переделать себя, перекроить — это неверный шаг по отношению к себе и заблуждение. Генотип переделать невозможно, его можно как-то дополнить чем-то, подкорректировать, но ни в коем случае не изменить. Это все равно, что из кактуса сделать подснежник. Как ни молись над ним — он никогда не будет подснежником, из другого материала создан.
Поэтому для меня сочетание этих двух направлений помогает в работе с клиентом, может клиенту принять себя и идти по жизни уже в соответствии со своей личностью, не предавая себя, тем самым не страдая и не ища больше себя в других.
Кризис метода психотерапии — это изобретение эклектических методов или модификация уже существующих.
Думаю, сейчас это и происходит. Создаются всё новые и новые модификации уже существующих направлений в психотерапии и психологии. В этом могут быть как положительные стороны, так и отрицательные.
Сейчас психология и психотерапия приобретают всё больше характер бизнеса. И очень часто люди забывают о том, что клиент — это человек страдающий, и важно в первую очередь ему помочь.
Все новое требует доказательств эффективности, но важно помнить и о людях, которые обращаются за помощью. Ведь по большому счёту многим абсолютно безразличен метод, главное — это результат, а результат зависит не только от технологии и метода, но и от личности специалиста.
Если говорить о психологии в целом, как о науке, то она, с одной стороны, еще в самом зарождении, так как сторонники разных направлений, школ и концессий еще даже не определились с единым понятийным аппаратом. Это побуждает спор на пустом месте и вовсе не способствует развитию науки. С другой стороны, она активно развивается, имея уже хорошую базу представлений и теорий.
Мне кажется, что будущее психологии — в физиолого-пихологических исследованиях, и крупные теории возьмут свое начало именно из этого подхода в исследованиях. Сами методы психологических исследований, которые широко применяются в психологии, до сих пор часто просто безосновательны. Важно понять, что ни один метод исследования не является в психологии самодостаточным, и его результаты требуют подтверждения как минимум двумя другими.
Когда человек рассматривается словно набор отдельных качеств и разделен на упрощенные категории, каждая из которых исследуется отдельно без учета остальных, это приводит к тому, что психолог за ними не видит главного — самого человека.
Основные мировые научные направления в последние годы становятся ближе друг к другу, и это радует. Уже сильно изменился Когнитивно-поведенческий подход, современный Психоанализ стал все больше похож на Гештальт подход, отходя от устаревших в обществе и человеке ортодоксальных понятий, которые были актуальны столетие назад.
Можно долго рассуждать об этом, но важно понять, что меняется и человек, и общество, в котором мы живем, а следовательно, наука о человеке меняется вместе с ним. На первый план выходят совершенно новые задачи, требующие нового рассмотрения и методов исследования.
Если же рассматривать техники, применяемые в работе с клиентами, то они непрерывно развиваются и дополняются новыми. Я и сама являюсь разработчиком новых подходов, как и другие мои коллеги. Говорить здесь о чем-то принципиально новом сложно, так как уследить за всеми течениями и находками просто невозможно. Именно поэтому тенденция к объединению и созданию ассоциаций психологов из разных направлений обогащает участников.
Я за Интеграцию, но не стихийное смешение теорий, мыслей и идей, а за разумный обмен действенными подходами в исследовании человека и общества, а также за использование ясных и четких понятий и определений.
Ачарова Елена Владимировна
Психолог Павлодар
В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.Вы можете задать вопрос другим психологам
«Нет предела совершенству». На мой взгляд, это высказывание подходит к таким понятиям, как вселенная, душа и тело человека.
Ведь сколько еще не знает человечество об устройстве мозга, например. Ученые до сих пор не могут объяснить некоторые феномены и факты мироздания.
То же самое относится и к науке о душе. Да, «старые» методы по-прежнему работают, появляются новые и лишь обогащают или трансформируют уже известные. Так и происходит развитие и психологии как науки в том числе.
«В психологии давно всё придумано и следует это развивать» — я с этим не согласна. Многие открытия в науке происходят случайно, при обнаружении ошибок, сбое и т. д. А ведь их заранее не придумаешь и не предугадаешь.
Развитие — оно всегда в условиях неопределённости. А, следовательно, не подходит под рамки «всё уже придумано».
Тема, несомненно, актуальна и интересна.
Психология как наука никогда не стояла на месте. Постоянно появляются всё новые школы, методы, направления и техники. Некоторые действительно работают и имеют как научное, так и практическое подкрепление. Другие не всегда могут похвастаться своей научностью и в основном подкрепляются и аргументируются лишь словами автора (или авторов).
В любом случае фундаментальная психология как наука меняется (непонятно, правда, в какую сторону), и никто не запрещает любому человеку с дипломом психолога (а может, и далеко не психолога) создать свою школу психологии и продвигать её как самую лучшую и эффективную.
И в этом, как мне кажется, главное уязвимое место науки — любой непосвящённый может влезть и внести изменения для своей коммерческой выгоды. Устала уже наблюдать объявления по типу «Психолог-экстрасенс поможет похудеть за час» или книги на полках психологии в книжном магазине с заголовком «Как стать стервой». Обидно за науку!
Психолог Москва Был на сайте: 6 дней назад
Ответов на сайте: 864 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 33
В вопросе совершенно не ясно, что названо словом «психология».
Можно говорить о психологии как науке, изучающей закономерности развития психики — и это одна история. Как наука психология имеет очень небольшую историю, начиная с лаборатории Вундта (1879 год), а область познания — бесконечна, более того, с развитием методологической базы для исследований будут развиваться и теории.
Сейчас ученые очень и очень мало знают, к примеру, о закономерностях сновидений, об интуиции, о бессознательных процессах, да и вообще мозг человека мало изучен — потому что мало способов посмотреть внутрь. С развитием всяких технологий развивается и наука. Сначала ученые видят некую реальность, фиксируют ее, а после пытаются установить закономерности, и, как следствие, возникают новые теории.
Можно назвать словом «психология» такую узкую часть науки как теории личности. Здесь действительно много «базовых» теорий — и большая часть последующих теорий либо опирается на предыдущие, либо дополняет их.
Однако очень важно помнить, что теория всегда остается только теорией — то есть некой картой, описывающей местность. Даже самая подробная карта не будет равна местности. Поэтому теорий много, ландшафт человеческой души тоже очень разнообразен.
Более того, душа человека тоже меняется — в связи с изменениями в человеческом обществе, и эти изменения также рождают потребность в новых теориях и новых описаниях реальности. Кроме этого, теории существуют не сами по себе, а тоже внутри общества, поэтому часто старые теории пересказываются и адаптируются к новому времени, к новому языку.
И третье, что может быть названо словом «психология» — это психология как практика, в узком смысле — психологическая помощь. Здесь еще раз отмечу, что человек «вписан» в общество и зависит от общественных изменений, поэтому с изменениями в обществе меняется и структура расстройств, их особенности, а, следовательно, и теории, их описывающие, и методы работы с ними.
Во времена Фрейда «истерическую дугу» часто наблюдали в клинике, сейчас это практически нигде не встречается, но много пациентов с анорексией. Раньше общество было наполнено одними нормами сексуальности, сейчас — совершенно другими.
Фрейд открыл возможность говорить о сексуальности — и это стало способом лечения и облегчением для пациентов, сейчас скорее наоборот — люди переполнены обрывочными сведениями, разговорами, диагнозами, и часто разговор о сексуальности происходит намного легче, чем разговор о других сферах жизни.
Если Перлзу приходилось «ломать» стереотипное поведение клиента, его слишком жесткое представление о себе и о мире, — и это Перлз использовал как способ лечения, то сейчас приходится скорее собирать клиентов из кусков, помогая создать целостное представление о себе и о мире.
Сказать, что ничего не меняется — это как пытаться остановить реку. Да, река остается рекой. Однако она течет. И где-то река течет быстрее, где-то тише, где-то глубже, где-то мельче, где-то полноводнее… Точно так же и «психология» — и как наука, и как теории о человеке, и как практика — меняется, наполняется, сужается, расширяется, — изменяется со временем. И это часть жизни.
В теме возникновения новых идей и теорий мне хочется порассуждать об источниках вдохновения для их авторов. Поскольку я не теоретик, а практик, то и говорить буду о практике консультирования и психотерапии.
И первая мысль, пришедшая мне в голову — так или иначе новаторством мы, консультирующие психологи, занимаемся каждый день. Потому что даже стойкая приверженность какой-либо школе консультирования / терапии не отменяет индивидуального подхода к каждому новому клиенту и его индивидуальной ситуации. Любая техника, методика, программа тренинга может — и, я уверена, должна — быть изменена под актуальную потребность клиента, под его запрос или ситуацию.
Но определенные потребности и запросы могут возникнуть не только у отдельных клиентов, но и у большой части нашей целевой аудитории. И тогда может возникнуть новый мастер-класс, новый тренинг, новая техника и даже новая школа.
При всем лично моем противоречивом отношении к такому явлению как, например, «православная психология», надо признать, что ее появление было ответом на актуальную потребность значительной части наших потенциальных клиентов объяснить духовные вещи с точки зрения психологии и наоборот, а также быть уверенным, что консультант не будет подвергать сомнению их жизненные ценности.
И другая мысль — подумалось, что многим новым методам, техникам, разработкам практических направлений в консультировании мы обязаны зачастую такой совсем приземленной вещи, как необходимость продвижения своих услуг на рынке.
Вот и возникают «трансёрфинг реальности», «системно-векторная психология», «мандалотерапия», «гимнастика славянских чаровниц»; плодятся «специалисты по улучшению качества жизни» и «межличностным отношениям». Чрезвычайно модный нынче коучинг я бы тоже отнесла сюда.
Иногда это действительно грамотная «отстройка» от коллег и остроумный способ привлечь внимание целевой аудитории, зачастую все еще пугающейся слов «психолог», «психотерапия» и не отличающей психологов от психиатров.
Но иногда, увы, способы привлечения клиентов бывают весьма сомнительны с точки зрения этических норм, а временами и вовсе ничем не отличаются от сект.
Не снимая личной ответственности за деятельность такого рода «коллег», вынуждена признать, что проблема эта системная. До тех пор, пока в рубрикаторе видов деятельности для предпринимателей психологическое консультирование и проведение тренингов будет через запятую стоять с деятельностью магов, экстрасенсов и целителей, ничего существенным образом не изменится.
И дело, конечно же, не в рубрикаторе, а в том, что он вполне отражает общественное отношение к психологическому консультированию, которое Ролло Мэй и другие психологи гуманистических направлений называл «искусством».
Поэтому, резюмировав свои рассуждения, не изобрету ничего нового: творить приходится каждый день, и единственными границами этого творчества могут и должны быть этические стандарты отношения к клиентам.
Психолог Минск Был на сайте: 2 дня назад
Ответов на сайте: 6739 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 123
Могу, ссылаясь на собственный опыт обучения классической и современной психологии, говорить, что дело не в том, хороши или плохи различные направления. Важнее, насколько они соответствуют, подходами и инструментами. Насколько могут помочь разрешить полученные человеком проблемы. Насколько ответствуют особенностям индивидуального развития, истории жизни, того или иного человека.
Большое значение в совместной работе я оставляю областям, в которых ранее человеку было слишком трудно думать и чувствовать. Также важно, насколько пара, вы и другой человек, могут работать вместе. Чтобы прийти к восстановлению, к исцелению, к освобождению от старых разрушающих программ.
Полезно познакомиться с разными подходами. Практиковать в них какое-то время. Чтобы понимать, какой ваш. Стать сильным в теоретической, и в практической подготовке. Конечно, хорошо сохранить любознательность, оставаясь открытыми всему новому в понимании природы человека.
Одно из новых, интересных направлений, например, психонейроиммунология.
Психолог Пермь Был на сайте: Вчера
Ответов на сайте: 306 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 24
Сейчас идет активная интеграция сразу многих направлений. Обучение доступно, в том числе и дистанционно, были бы средства. Получается, что почти каждый психолог в своей работе уже работает по новому созданному им направлению, только вслух не озвученному и не запатентованному.
Мое мнение, что работа должна идти под запрос клиента и с его возможностями. Если психолог чувствует комфорт там, где он работает с человеком, и уверенность в том, что он может помочь, а также ощущает границы возможности, то этого достаточно. Лишь бы во благо.
И, безусловно, нужно совершенствоваться и вращаться в своих кругах психологов.
www.all-psy.com
Когнитивная психология: представители и основные идеи
Психология – это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако не заметить ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.
Когнитивная психология (представители этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.
Общая характеристика нового направления
Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.
Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.
Главное отличие данного направления от других – это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.
Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.
История возникновения научного направления
Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.
Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.
Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.
Когнитивная психология: основные представители
Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.
Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.
Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.
Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Гербертом Саймоном. Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.
Основные идеи
Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:
- Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
- Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
- Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
- Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
- Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
- Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.
Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.
Когнитивизм: положения
Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.
Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:
- изучение чувственного процесса познания мира;
- исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
- изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
- понимание бессознательного восприятия событий и так далее.
Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.
Методология
Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:
- все данные выделяются из ментальных образований;
- поведение является следствием познания и опыта;
- необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.
Особенности когнитивной психологии
Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.
Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.
Когнитивный диссонанс: определение
Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.
Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.
Причины возникновения диссонанса
Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:
- логическая непоследовательность;
- несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
- противоречие ситуации прошлому опыту;
- возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.
Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.
Выход из когнитивного диссонанса
Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:
- изменение поведенческой схемы на новую;
- смена определенных элементов когнитивной схемы;
- расширение схемы и включение в нее новых элементов.
Когнитивный подход: краткая характеристика
Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.
Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.
Психология личностных конструкторов
Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.
Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.
Теория Альберта Бандуры
Еще до появления когнитивной психологии ученый Альберт Бандура разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.
Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.
При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.
В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.
Когнитивная психология – это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.
fb.ru
ГЛАВА 1 ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯ. Психология зла
1.1. ЭФФЕКТ МАЯТНИКА
Начнем с эксперимента.
Попробуйте представить себе огромный маятник длиной во много километров.
Просто сосредоточтесь и представьте. Нить спускается из облаков и на ней висит тяжелый шар величиной с дом. Когда я представляю это, то обычно вижу трос и на нем глыбу темного свинца – все это яркой лунной ночью, яркой, как негатив солнечного дня – такой светлой, что, кажется, даже можно читать газету. Вокруг поздняя осень или ранняя зима, широкое пустое поле, несколько голых деревьев, темные домики и деревянная церквушка вдалеке. И над всем этим свинцовая глыба на нити: многокилометровый маятник. Впрочем, пейзаж можете представить любой, это дело вкуса. Только постарайтесь, чтобы образ был ярким. В этом вся суть.
Затем качните маятник и продолжайте раскачивать. Первая вещь, которую вы сразу же замечаете: маятник, совсем как настоящий, раскачивается медленно и постепенно, во всяком случае, не хочет идти в первые колебания, он тяжел и инертен, нить вздрагивает, гудит, маятник сопротивляется, но наконец проходит первую медленную дугу. Раскачиваем дальше. Вот уже тяжелый шар летит, рассекая воздух, со свистом, и ветви деревьев гнутся, чувствуя движение раздвигаемого воздуха. Посмотрите внимательно за ним несколько колебаний. Просто посмотрите.
Вот оно – чистейшее создание ума, идеал бесплотности, нечто, что не существует, не существовало и не будет существовать – более того, нечто такое, что не может существовать – вдвойне несуществующее. Чистая игра разума. Чистая идея.
Чистое ничто. А теперь МГНОВЕННО остановите его – пусть он зависнет неподвижно.
Попробуйте это сделать.
Ну как, получилось? Маятник сопротивляется. Маятник, если вы его хорошо вообразили, не остановился. Он продолжает свое качание. И сколько бы раз вы ни пробовали заставить его замереть в пространстве, он уходит от предназначеной точки, не подчиняясь вам.
Есть несколько способов «якобы» остановить его. Можно представить маятник, заснятый на киноленту – вдруг пленка останавливается, замирает кадр. Да, кадр замер, но оригинал ведь продолжил движение. Посмотрите не на пленку, а на маятник – он все так же качается. Попробуйте поставить преграды на его пути, даже поставьте бетонную стену – он их снесет. Можно, конечно, подставить гору, шар ударится, успокоится и ляжет на нее – но ведь это уже не маятник, а просто шар, лежащий на земле. Маятник вы так и не остановили. Он не подчиняется вам.
Сосредоточившись, вы ясно ощутите его сопротивление.
Но это мелочь, это совсем не важно. Какое же это может иметь значение для жизни? – спросите вы. Примерно такое же, как первая трещина для плотины или для горной лавины первый покатившийся камешек.
Задумайтесь: создание нашего ума, абсолютно бесплотное, вдвойне несуществуюшее, только родившись, сразу же не подчиняется нам? Но как же так может быть? Не подчиняется свому отцу и хозяину? Впервые я представил маятник лет пятнадцать назад. Время от времени я вспоминал о нем. Все эти годы он продолжал качаться. Когда я вспоминаю о нем и представляю его, он качается, как качался и раньше. Он не остановится никогда. Он не остановится даже несколько поколений спустя, потому что я рассказал о нем людям и сейчас он качается внутри их воображений. Он почти бессмертен и НЕ ПОДЧИНЕН МОЕЙ ВОЛЕ. Он, чистая идея.
Я выдумал его, а он сразу же обрел собственную жизнь.
Вы думаете, что так обстоит дело лишь с идеей большого маятника? Ничуть.
ЛЮБАЯ ИДЕЯ, ЕДВА РОДИВШИСЬ, УЖЕ НЕ ПОДЧИНЯЕТСЯ СВОЕМУ СОЗДАТЕЛЮ. Она сильнее своего «хозяина». Назовем это эффектом маятника.
Идея вступает в свою собственную жизнь, не подчиненная нам. Так было с идеей каменного топора. Где-то кто-то на опушке древнего леса нагнулся, взял в руки камень, ударил по нему другим камнем и использовал орудие как топор. Идея топора, родившись, обрела собственную особую жизнь и продолжила ее в тысячелетиях – вырубая леса, защищая, как алебарда, и снося головы, как гильотина. Кстати, изобретатель гильотины окончил жизнь под ножом своего детища – и его идея тоже не подчинилась ему. Наполеон нянчился с идеей завоевания, и эта же идея его и погубила. Идеи Христа подняли его на крест. Вот разве что Галилей успел сбежать от своей идеи, которая уже открыла над ним клыкастую пасть и облизнулась. А идея пролетарской революции? Не она ли сгубила большинство революционеров, вкупе с контрреволюционерами? А, возможно кровожаднейшая из идей, идея свободы-равенства-братства? Сколько людей она сожрала? А идея атомной бомбы? Сколько ни пытается человечество подчинить эту вредную идею себе, этого никогда не удасться сделать. Потому что идеи бессмертны и неподвластны никому, кроме собственной логики развития.
Столько людей было уничтожено казнями и сломлено пытками за протекшие тысячелетия, столько книг было сожжено, столько разрушено памятников и сокрыто улик – но была ли уничтожена, вырвана с корнем при этом хотя бы одна идея? Даже самая вздорная? Что значит и к чему приводит эта пугающая жизнеспособность и способность к распространению? – идеи расползаются среди людей, как чернильные пятна на промокашке. Идеи сжигают нас, как лесной пожар.
Идея поражает нас как болезнь, от которой нет лекарства.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Позитивная Психология – очередная упаковка или новое направление в развитии психологии?
Татьяна Гинзбург,
Доктор психологических наук
“Можно ли создать в психологии направление, исследующее положительные черты характера?
Существует ли классификация свойств характера, которые помогают человеку жить?
И могут ли взрослые научиться жить счастливее и полнее реализовать себя?”
Мартин Селигман
Я впервые встретилась с позитивной психологией, на конференции Американской Ассоциации Трансперсональной Психологии в 2010 году в Калифорнии. Один из пленарных докладов был посвящен этому направлению, и мне больше всего запомнилось, что доклад строился на вопросе – «Простит ли Моника Левински Билла?». Докладчик рассказывал, что исследовал феномен «прощения» на протяжении многих лет, и эта тема вызвала сильный общественный резонанс в момент разгара скандала, связанного с Биллом Клинтоном. Тогда, вдруг оказалось, что проблема «прощения» актуальна для многих американцев, и докладчик, Фред Лускин, рассказывал на этом примере, что преимущество позитивной психологии перед трансперсональной в том, что она задевает за живое большинство людей, поскольку стремится решать «насущные вопросы».
Мне хватило тогда живости доклада и докладчика, чтобы пометить для себя, что, возможно, позитивная психология – это что-то интересное.
Через пару лет, ища подарок для своего учителя, я увидела в магазине книжку — «ПОТОК». Когда-то мы выпускали одноименный журнал, поэтому само слово «Поток» вызывало у меня позитивные ассоциации, и быстро пролистав ее, я решила ее купить. Оказалось, что это книга классика позитивной психологии – Михайя Чиксентмихайи. ГенШи, мой учитель, прочитал ее с интересом, и я узнала, что согласно Чиксентмихайи, основная концепция правильной и счастливой жизни – это «поток», «жить в потоке»…
Потоком, или состоянием оптимального переживания, называют состояние при выполнении какой-то деятельности, которое характеризуется ясностью целей и полной сосредоточенностью, ощущением отдачи и обратной связи, полным погружением и отсутствием усилий, чувством контроля, отсутствием беспокойства по поводу неудачи, самозабвением, остановкой времени (Чиксентмихайи, 2011а).
К настоящему моменту благодаря исследованиям стало известно, при каких условиях возникает и усиливается состояние потока. Одно из основных: баланс и высокий уровень мастерства/высокого вызова ситуации.
Начав разбираться глубже, я обнаружила, что
С одной стороны:
Позитивная психология началась, как новая ветвь в психологии в 1998 году, когда Мартин Селигман, став президентом Американской Психологической Ассоциации, выбрал эту тему, как ориентир для Ассоциации на время своего президентства. Сам термин принадлежит Маслоу, и впервые был использован в его книге: «Мотивация и Личность».
Мартин Селигман, сделал акцент именно на исследованиях счастья и успеха. Он, в своей первой книге «Аутентичное счастье» писал: «первую половину столетия психология занималась единственным топиком: ментальными болезнями», размышляя над комментариями Маслоу. Он призвал психологов заняться ранней миссией психологии и питать таланты, улучшая качество жизни.
Таким образом, позитивная психология была рождена, как
ветвь гуманистической психологии, которая концентрируется на задаче исследовать развитые человеческие существа и методы развития человека к счастью и совершенству.
То есть, по сути «позитивная психология» — это акцентуация гуманистического направления, поддержанная хорошим административным ресурсом Президента Американской Психологической Ассоциации.
С другой стороны,
в позитивной психологии присутствует и некоторая новизна подходов. На мой взгляд новой по отношению к другим психологическим подходам является идея о добродетелях.
Мартин Селигман разработал концепт основных добродетелей человека, развитие которых и позволяет людям достигать счастья. Точнее, он выделил шесть основных групп добродетелей, в каждой из которых различил еще несколько положительных качеств человека (сил):
- Мудрость и знание: творчество, любопытство, открытость, любовь к познанию, умение видеть перспективу, инновационность (изобретательность).
- Смелость: храбрость, усердие, целостность, живость.
- Человечность: любовь, доброта, социальная адаптивность.
- Справедливость: коллективизм (гражданственность), честность, лидерские качества.
- Сдержанность: прощение (милосердие), покорность, благоразумие (осторожность), самоконтроль.
- Трансценденция: вдохновение красотой, благодарность, надежда, юмор, духовность.
Также, им было инициировано создание руководства «Персональные качества и добродетели» (Character Strengths and Virtues (CSV)), которое репрезентует первую попытку части научного сообщества идентифицировать и классифицировать позитивные психологические качества человека, подобно тому, как руководство по диагностике ментальных проблем DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) классифицирует болезни для классической психологии.
Вероятно, подобный шаг является революционным для всей психологической мысли.
В руководстве «Персональные качества и добродетели» предполагается, что 6 добродетелей имеют историческую основу в большинстве человеческих культур, и кроме того развитие этих добродетелей может привести к повышению уровня счастья.
Селигман и Чиксентмихайи определяют позитивную психологию, как “научное исследование положительного человеческого функционирования и преуспевания во многих уровнях, включая биологический, личный, уровень отношений, социальных институтов, культурный, и глобальные измерения жизни».
Таким образом позитивная психология является основной научной дисциплиной изучающей человеческое счастье.
Позитивные психологи (конечно не только они) рассмотрели ряд факторов, влияющих на счастье.
Возраст,
Пол,
Личные финансы,
Рождение детей,
Замужество,
Образование и многие другие…
Но, тщательное изучение результатов этих исследований, приведенное в англоязычной википедии, разочаровывает противоречивостью своих результатов. Практически по всем параметрам, найдены разнообразные закономерности, часто противоречащие друг другу.
Например,
Про ”Пол” в англо-язычной википедии говорится:
«За последние 33 года, значительное уменьшение женского счастья привело исследователей к пониманию того, что мужчины более счастливы, чем женщины. (Stevenson, B., & Wolfers, J. (2009). The paradox of declining female happiness. «American Economic Journal: Economic Policy. Retrieved June 5, 2011)
Частично это может объясняться тем, что мужчины и женщины различаются в том, как они оценивают свое счастье. Женщины базируются на позитивной само-оценке, близости в отношениях и религии. Мужчины – на позитивной самооценке, активном отдыхе и ментальном контроле. Поэтому, ни у мужчин, ни у женщин нет какого-то определенного преимущества быть более счастливым, чем другой».
Почти такие же тексты и про рождение детей, и про возраст, и многие другие среднестатические параметры жизни человека. Тем не менее, ученые продолжают искать закономерности, влияющие на состояние счастья человека.
Таким образом,
Позитивная психология – это ветвь психологии, которая использует научные исследования с целью помочь человеку вести более радостную и счастливую жизнь.
В отличие от классической психологии, которая ориентируется, в основном, на проблемы и патологии, основными темами исследований позитивной психологии являются те, что способствуют достижению счастья людей (например, оптимизм, потоковость, доверие, прощение, солидарность).
Эта область исследований стремится изучать природные способности человека, чтобы создать условия для их реализации, и подобрать методы повышающие вероятность самореализации. Основная цель этого процесса — обеспечить более счастливое существование человека.
В заключении, мне хотелось бы также отметить, что позитивная психология привлекла мое внимание, поскольку является ближайшим аналогом уникальной системы развития человека, создаваемой и культивируемой мною в России. Эта система называется Школа Игратехников (ШИ), и строится на том, что в человеке выделена система качеств, которые мы назвали «талантами». Большинство талантов, хоть и выбиралось нами независимо от разработок позитивной психологии, тем не менее, очень похожи на добродетели Селигмана. Отличия этих систем, пожалуй, состоят в том, что в подходе Школы Игратехников таланты выстроены в систему (шкалу) от простого к сложному, и эта шкала помогает человеку ориентироваться в развитии своих качеств, переходя от более простых, (сила и ловкость), и дифференцированных талантов, к все более и более сложным и интегрированным, (осознанность, доброта).
Кроме того, в ШИ, разрабатывается и постоянно культивируется методология развития талантов, причем не «в среднем», а именно в индивидуальном подходе, к каждому конкретному человеку. Дыхательные техники также активно используются в нашей методологии.
Тем не менее, даже тот подход, который демонстрирует позитивная психология, выделяющая добродетели, как ориентир для человека, на наш взгляд является инновационным и перспективным.
Основной шаг этой ветви психологии, на наш взгляд – это появление образа человека развивающегося, и приближающегося к совершенству.
Надеюсь, эти идеи еще получат свое дальнейшее развитие, и новизна подхода к развитию человека откроет большие возможности для развития новых психологических направлений.
Ждем вас на наших семинарах!
breathe.ru