Реферат по обществознанию «Иерархия потребностей Маслоу»
Реферат
на тему: «Иерархия потребностей Маслоу»
Содержание.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность теории иерархии потребностей А.Маслоу…………………..5
2. Использование теории Маслоу в управлении…………………………..9
3. Критика теории Маслоу…………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………….15
Введение
Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, что потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Неживое не испытывает потребности.Жизнь человека определяется его потребностями. Потребностями, как физиологическими, низменными, так и духовными, возвышенными. И чтобы понять, какие цели ставит перед собою индивид, и к чему он стремится, необходимо понимать, какие потребности и когда индивид имеет или может иметь.
Актуальность.
Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности – процесс возвращение организма в состояние равновесия, снятия напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность – снимает напряжение.
Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет ту же самую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм разрушился бы. Таким образом,
Потребности по Маслоу даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей является условием для появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из пяти категори
Целью моей работы является изучение теории потребностей А. Маслоу
Для достижения данной
цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность теории А. Маслоу;
рассмотреть иерархию протребностей;
определить значение теории А. Маслоу для управления людьми.
Объект исследования
: иерархия потребностей МаслоуПрактическое применение иерархии потребностей Маслоу предполагает индивидуальный подход к мотивации работников организации
Исследуемая проблема. Несомненно, каждый работник имеет собственную систему ценностей, определяющую уникальный набор и соотношение мотивирующих факторов.
Методы исследования :изучение и анализ литературы и интернет-источников; теоретический анализ иерархии потребностей Маслоу.
Теоретическая значимость: рассмотрены уровни
потребностей человека по Маслоу
1. Сущность теории иерархии потребностей А.Маслоу
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1.1).
Рисунок 1.1 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)
Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек — это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» (Maslow, 1943, p. 370). Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются». Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет:
Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, — все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым.
Маслоу пишет, что в Соединенных Штатах и в других развитых сообществах подобный хронический острый голод является редким явлением. При этом он отмечает, что люди часто принимают за голод наличие здорового аппетита.
И действительно, в развитых обществах столь тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде.
Маслоу пишет:
Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности.
Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности.
Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности.
Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник — писать картины, поэт — писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» (Maslow, 1943, p. 382). Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы — и экспериментально, и клинически — с явлением самоактуализации. Его исследование — дело будущего»
Первые два типа потребностей (физиологические, экзистенциальные) названы первичными, три других (социальные, престижные и духовные) – вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вторым. Таким образом, процесс духовного взросления – это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.
Коме них Маслоу выделял еще две потребности – когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности расположены между четвертыми и пятыми уровнями.
2. Использование теории Маслоу в управлении
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:
«В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие слои населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими факторами, чем потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности».
В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движутими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время. В таблице 1 в сводном виде перечислены некоторые способы, при помощи которых руководители могут удовлетворить потребности высших уровней у своих подчиненных в ходе трудового процесса.
Таблица 1 Методы удовлетворения потребностей высших уровней
3.Критика теории Маслоу
Теория иерархии потребностей Маслоу вызывает ряд вопросов. Говоря словами Роуза, «статус концепции иерархии потребностей неясен. Если мы будем исходить из реальности этих нужд, каким образом мы сможем убедиться в их существовании? Как и всякая психологическая система, они не доступны методам непосредственного наблюдения. Соответственно, мы должны прибегать к косвенным методам. Например, если мы видим, что человек стремится к достижению определенного статуса, значит, он испытывает потребность в самоутверждении. Но на деле все подобные построения неудовлетворительны… Мы можем также предположить, что стремление к достижению некоего статуса не является конечной целью, что конечной целью является намерение получить большее влияние и власть. Можем ли мы ответить на вопрос, какие потребности реальны, а какие нет?» (Rose, 1988, p. 205). Маслоу допускал, что, помимо пяти названных основных потребностей, могут существовать и эстетические потребности. Кроме того, Какабадзе, Людлов и Винникомб, занимавшиеся динамикой групп, утверждают, что индивид испытывает потребность во власти, и удовлетворение этой потребности облегчается посредством членства в группе. Они пишут следующее: «К потребностям, названным Маслоу, следовало бы добавить еще одну. Потребность во власти… может быть удовлетворена только в условиях группы: либо благодаря обретению непосредственной власти над другими членами группы, либо благодаря использованию силового потенциала группы для осуществления изменений в организации, реализация которых была бы невозможна для самого индивида» (Kakabadse, Ludlow and Vinnicombe, 1988, p. 161). Неясность с определением количества потребностей не позволяет говорить об иерархии Маслоу, как о некоем универсальном принципе. Хотя он допускает наличие определенных вариаций потребностей у разных индивидов и в контексте различных культур, он ни на минуту не сомневается в том, что его иерархия обладает истинностью для большинства людей, большинства мест, большинства эпох. Как бы то ни было, эта претензия на универсализм представляется более чем спорной. Маслоу пишет прежде всего о поведенческих паттернах, шаблонах, которые были присущи представителям американского среднего класса в середине двадцатого столетия. И все-таки несмотря на это, работа его оказала огромное влияние на развитие теории управления, свидетельством чего являются труды таких мыслителей, как Арджирис, Лайкерт, Херцберг и Макгрегор. Как пишет Рен, «Маслоу проложил путь для психологов-гуманистов, решавших проблему улучшения ментального здоровья работников путем совершенствования организационной практики» .
После появления теории иерархии потребностей А. Маслоу описание самоактуализации личности и понимания человеческого поведения стало ведущей деятельностью для многих философов и психологов. В наши дни существуют новые теории, которые являются более совершенными, но при этом данные теории более спорные с точки зрения психологической мысли. Теория иерархии потребностей, при наличии высокой популярности, не подтверждается и имеет низкую валидность. Так в процессе исследований Холла и Ноугейма (Hall и Nougaim), Маслоу написал им письмо, в котором говориться, что важно учитывать удовлетворение потребностей связав их с возрастной группой испытуемых. «Счастливчики» с позиции Маслоу удовлетворяют потребности в безопасности и физиологии в детстве, потребности в принадлежности и любви — в подростковом возрасте и т. д. при этом потребность же в самоактуализации удовлетворяется как правило только к пятидесяти годам у «счастливчиков» и как правило достигается только не более чем у 2 % людей, следовательно, требуется учитывать возрастную структуру. Основная проблема при проверке теории иерархии в том, что нет количественного измерителя удовлетворенности потребностей человека.
Следующая проблема теории связана с последовательностью в иерархии, так А. Маслоу утверждал, что иерархичность может меняться. Также, с точки зрения теории нельзя объяснить факт существования инерции стереотипов т.е. некоторые потребности продолжают оставаться мотиваторами даже после их удовлетворения. Так как А. Маслоу изучал биографии только тех творческих личностей, которые с его точки зрения, были успешными («счастливчиками»), то в исследуемые личности не был включен, например, Рихард Вагнер, великий композитор, который с позиции ценимых А. Маслоу качеств, личностных черт, не подходит для данного исследования. Учёный интересовался необычайно активными и здоровыми люди, такими как Элеонора Рузвельт, Авраам Линкольн и Альберт Эйнштейн. Это, естественно, делает выводы А. Маслоу искаженными, так как не учитываются потребности большинства людей. Еще одним недостатком, является то что А. Маслоу не проводил эмпирических исследований
Заключение.
Абрахам Маслоу считал, что для начала надо удовлетворять свои физиологические потребности, а после этого духовно расти выше. Идеальным человечеством психолог считал людей, которые не испытывают потребностей в еде, а также живут без боязни и страха. Голодный человек — не может быть полностью счастлив.
Работа его оказала огромное влияние на развитие теории управления, свидетельством чего являются труды таких мыслителей, как Арджирис, Лайкерт, Херцберг и Макгрегор . Как пишет Рен, «Маслоу проложил путь для психологов-гуманистов, решавших проблему улучшения ментального здоровья работников путем совершенствования организационной практики»
Каждый человек — индивидуален, поэтому имеет разные способности и цели. Основной массе людей — не нужно многое, она спокойно живет. Кто-то нуждается в любви и уважении, а у других — большие амбиции и они хотят признания от общества. Как только человек удовлетворяет свои низшие потребности, его начинают волновать более высшие ступени. Потребности в пирамиде Маслоу — не стоят на месте, их можно компилировать. У каждого человека — потребности будут иметь разное расположение.
Пирамида потребностей Абрахама Маслоу популярна у крупных компаний с большим штатом сотрудников — идеи Маслоу помогают мотивировать персонал и улучшают бизнес процессы.
При собеседовании на работу благодаря тестированию, можно узнать насколько человек хочет работать и развиваться, как он будет себя вести в коллективе и насколько будет лоялен к компании.
Очень важно — мотивировать его на хорошую работу. Если человек хочет улучшить свой социальный статус, сделать карьеру, ему нужно уважение других людей — это позитивно влияет на решение директора назначить его на ключевые позиции в компании.
Наемный сотрудник должен получать максимальное удовольствие от работы, а также уметь раскрывать свои возможности и быть лояльным к компании и ее руководителю.
Пирамида Маслоу не идеальна по своей сути. Она часто подвергается критике, но и сам А.Маслоу не претендовал на ее нерушимость и признавал все погрешности. Но и на сегодняшний день, она, по моему мнению, является самой логичной из классификаций.
Литература.
1. Маслоу А. «Мотивация и Личность», СПб., Издательство Питер, 2006 г., 352 с.
2. Маслоу А. «Новые рубежи человеческой природы», М., Смысл, 1999, 425. с
3. https://zen.yandex.ru/media/finance/piramida-potrebnostei-maslou-chto-eto-kritika-teorii-maslou-59819fe350c9e5f9f667d850
4. https://port-u.ru/titul/1596-teoriya-motivatsii-i-upravleniya-a-maslou
8. https://psiho.guru/terminy/kratkoe-opisanie-teorii-lichnosti-maslou.html
Пирамида потребностей Абрахам Маслоу | Ольга Никифорова
«Пирамида Маслоу» — неофициальное название теории мотивации, разработанной в 1950-е годы ХХ века выдающимся американским психологом Абрахамом Харольдом Маслоу.
В основе теории мотивации (пирамиды) Маслоу лежит тезис о том, что поведение человека детерминировано рядом базовых потребностей, которые можно выстроить в определенной иерархии.
С точки зрения Маслоу, эти потребности являются универсальными, т.е. объединяют всех людей независимо от цвета кожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочих внешних проявлений.
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
1. Физиологические потребности
Самые насущные, самые мощные из всех потребностей. Человек, живущий в крайней нужде, обделенный всеми радостями жизни, согласно теории мотивации Маслоу, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический, а не эмоциональный голод.
По мнению Маслоу, если в организме доминируют физиологические позывы, то все остальные потребности могут даже не ощущаться человеком. Желание писать стихи, приобрести автомобиль, интерес к родной истории, страсть к желтым ботинкам — на фоне физиологических потребностей все эти интересы и желания либо блекнут, либо пропадают вовсе, т.к. человека, чувствующего смертельный голод, не заинтересует ничего, кроме еды.
2. Потребность в безопасности
После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях). Согласно теории мотивации Маслоу, эти желания также могут доминировать в организме и узурпировать право на организацию человеческого поведения. Как отмечает Маслоу, потребность в безопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило, удовлетворена. В нормальном обществе, у здоровых людей потребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в виде желания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникам социальные гарантии и т.п.
В самом общем виде потребность в безопасности и стабильности обнаруживает себя и в консервативном поведении (большинство людей склонно отдавать предпочтение знакомым и привычным вещам). В свою очередь, как указывает Маслоу, неожиданно возникшая угроза хаоса у большинства людей вызывает регресс мотивации с высших ее уровней к уровню безопасности. Естественной и предсказуемой реакцией общества на такие ситуации бывают призывы навести порядок, причем любой ценой, даже ценой диктатуры и насилия.
3. Потребность в принадлежности и любви
После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности удовлетворены, согласно теории мотивации Маслоу, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей, жаждет теплых, дружеских отношений. Ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека.
Стремительное развитие в современном мире разнообразных групп личностного роста, а также клубов по интересам, по мнению Маслоу, в какой-то мере продиктовано неутоленной жаждой общения, потребностью в близости, в принадлежности, стремлением преодолеть чувство одиночества. Невозможность удовлетворить потребность в любви и принадлежности, с точки зрения Маслоу, как правило, приводит к дезадаптации, а порой и к более серьезной патологии.
4. Потребность в признании
Каждый человек, по мнению Маслоу, (за редкими исключениями, связанными с патологией), постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств. Каждому из нас необходимы как уважение окружающих нас людей, так и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня Маслоу разделил на два класса. В первый класс входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы.
Во второй класс потребностей автор включил потребность в репутации или престиже, т.е. в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Удовлетворение всех этих потребностей, согласно теории мотивации Маслоу, порождает у индивидуума чувство уверенности в себе, собственной значимости и силы. Неудовлетворенная потребность, напротив, вызывает чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы.
5. Потребность в самоактуализации (самореализации).
Даже в том случае, если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, по мнению Маслоу, человек вскоре вновь почувствует неудовлетворенность — оттого, что он занимается не тем, к чему предрасположен. Если человек хочет жить в мире с собой, он обязан быть тем, кем он может быть. Эту потребность Маслоу назвал потребностью в самоактуализации.
В понимании Маслоу самоактуализация — это стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций. Это стремление можно назвать стремлением к идиосинкразии, к идентичности. Это наивысшая потребность человека, согласно иерархии потребностей Маслоу. Как правило, человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности всех нижележащих уровней.
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
— (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
— Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
— Потребность в принадлежности и любви.
— Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
— Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
— Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
— (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
В своих более поздних работах, изданных в 1960-70-е годы, Маслоу относит потребность в самоактуализации не к базовым потребностям, а к более высокой категории потребностей, которые он описал как «потребности (личностного) роста» (их также называют «ценностными» или «бытийными потребностями», либо «метапотребностями»). В этот список вошли также потребность в понимании и познании (когнитивная потребность) и потребность в прекрасном (эстетическая потребность), которые ранее упоминались вне основной иерархии, а также потребность в игре.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Маслоу отмечает, что иерархия потребностей вовсе не так стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности большинства людей, в общем виде, подчиняются описанному порядку, но встречаются и исключения. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный случай реверсии.
А была ли пирамида?
Образ пирамиды, широко распространенный во всем мире для иллюстрации теории мотивации Маслоу, в действительности является далеко не бесспорным.
! Сам Маслоу в своих работах о пирамиде не упоминает (ни в словесной, ни в изобразительной форме)!
Напротив, в трудах Маслоу встречается иной визуальный образ — спираль (Маслоу так пишет о переходе индивида к потребностям более высокого уровня: «мотивационная спираль начинает новый виток»).
Образ спирали, несомненно, лучше отражает основные постулаты теории мотивации Маслоу: динамичность, развитие, плавное «перетекание» одного уровня в другой (в противовес статичности и строгой иерархичности пирамиды).
Иерархия потребностей Маслоу
Что такое иерархия потребностей Маслоу?В 1940-х годах американский психолог Абрахам Х. Маслоу предположил, что процесс принятия решений человеком усиливается иерархией психологических потребностей. В первоначальном психологическом обзоре Абрахама Маслоу A Теория мотивации и публикации психологического обзора 1954 года « Мотивация и личность » Абрахам Маслоу предположил, что существует пять основных потребностей, которые обеспечивают основу для мотивации человека к поведению.
Маслоу больше интересовался изучением таких людей, как Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт , чем невротиков или психически больных людей. Иерархия потребностей Маслоу предлагает начерченный набор потребностей человека более высокого уровня, которые важны для достижения человеком самореализации и полного развития.
В те дни многие школы мысли, такие как бихевиоризм и психоанализ, больше склонялись к проблемному человеческому поведению. Однако Маслоу больше интересовался тем, что можно сделать для достижения счастья и что делает всех счастливыми.
Маслоу был профессором гуманистической психологии, поэтому он признал, что у людей есть естественное стремление к самореализации, то есть стать всем, чем они могут быть. Для достижения этой конечной цели необходимо удовлетворить их основные потребности и удовлетворения. К ним относятся потребность в еде, чувство собственного достоинства, любовь, еда, а также безопасность.
Абрахам Х. Маслоу считал , что эти потребности играют жизненно важную роль в развитии мотивированного поведения у людей. Иерархия потребностей Маслоу включает пять основных уровней. Уровень первичных потребностей называется физиологическими потребностями.
Изучение иерархии потребностей1. Физиологические потребности
Согласно публикации Маслоу, физиологические потребности необходимы для выживания. Ниже приведены примера физиологических потребностей :
- Вода
- Пища
- Гомеостаз
- Дыхание
К физиологическим потребностям относятся также одежда, регулирование температуры и воздух. Маслоу включил сексуальное желание в физиологический уровень иерархии, выполнение сексуального желания жизненно важно для удовлетворения основных потребностей, а также для размножения и выживания вида.
- Потребности в безопасности
Согласно публикации Маслоу в психологическом обзоре, они присутствуют на втором уровне развития иерархии потребностей Маслоу, где потребности начинают становиться немного более сложными. Маслоу утверждает, что каждый хочет добиться порядка и контроля в своей жизни. Ниже приведены некоторые из основных потребностей безопасности и защиты:
- Здоровье и хорошее самочувствие;
- Финансовое обеспечение;
- Защита от травм и несчастных случаев.
Потребности в безопасности также включают в себя регистрацию в плане медицинского обслуживания и медицинской страховки, поиск работы и переезд в более безопасный район.
В совокупности физиологические и безопасность уровней иерархии потребностей Маслоу составляют то, что часто называют «базовыми потребностями».
- Социальные потребности
К ним относятся в основном принадлежность, принятие и любовь. Социальные потребности в первую очередь обусловлены желанием строить эмоциональные отношения. Ниже приведены несколько примеров того, что удовлетворяет социальные потребности:
- Дружба;
- Семейные отношения;
- Социальные группы;
- Романтические привязанности;
- Сообщество группы.
Чувство любви и принятия со стороны других уменьшает тревогу, депрессию и одиночество. Для людей построение личных отношений с семьей, друзьями и любовниками Fb так же важно, как и участие в различных общественных мероприятиях.
- Потребность в уважении
Они присутствуют на четвертом уровне иерархии потребностей Маслоу. К ним относятся потребность в удорожании
- ;
- уважение;
- Личная ценность
- Самоуважение.
После достижения основных целей, присутствующих на трех нижних уровнях, потребности в уважении играют важную роль в мотивации поведения. На уровне потребности в уважении становится важным добиться признательности и уважения со стороны других. У людей есть сознательное желание достичь целей, а затем получить признание их усилий.
Внесение вклада в мир делает людей счастливыми. Потребность в уважении может быть удовлетворена за счет участия в командной работе, академической или профессиональной деятельности.
Когда люди могут удовлетворить потребность в уважении, добившись признания других и хорошей самооценки, они, как правило, обретают уверенность в своих способностях. И наоборот, когда люди не пользуются уважением других, у них может развиться чувство неполноценности.
В совокупности социальные и уровни уважения составляют так называемые « психологические потребности».
- Потребности в самоактуализации
Они находятся на самом пике иерархии потребностей Маслоу. Люди с самоактуализацией кажутся самосознательными, у них есть сознательные мотивы для личностного роста, их меньше беспокоит мнение других, и они часто заинтересованы в максимальном раскрытии своего потенциала.
Основные цели Абрахама Маслоу из потребностей в самореализации широко интерпретируются как максимальное использование и использование талантов, потенциальных возможностей и способностей. Кажется, что эти люди делают все, что в их силах. Эти люди развились или все еще развиваются до самого высокого уровня того, на что они способны.
Переосмысление поддержки студентов с помощью иерархии потребностей Маслоу
Продвижение по пирамиде потребностейСогласно Behavioral & Brain Sciences, иерархия потребностей Маслоу часто изображается в виде пирамиды. Самые сложные потребности находятся на вершине пирамиды; тогда как нижние уровни пирамиды характеризуются самым базовым поведением животных и людей и их потребностью в удовлетворении.
После удовлетворения потребностей более низкого уровня человек готовы перейти к удовлетворению потребностей на следующем уровне пирамиды. По мере того, как люди поднимаются вверх по иерархии, потребности становятся все более социальными и психологическими.
На вершине иерархии приобретают значение чувство достижения и потребность в личном уважении . Маслоу придавал большое значение самореализации, которая включает в себя развитие и рост как личности для раскрытия индивидуального потенциала.
Как мы можем использовать Иерархию потребностей Маслоу в образовании?Согласно Behavioral & Brain Sciences, иерархия Маслоу служит моделью мотивации учащихся к обучению. Не достигнув самого низкого уровня иерархии, ученик не может перейти на следующий уровень. Каждый уровень предлагает студентам сознательную мотивацию и способность к росту. Каждый ученик может подняться высоко в иерархии благодаря надлежащей поддержке со стороны школьного персонала и учителей, сосредоточив внимание на Иерархия потребностей Маслоу в образовании и преподавании.
Иерархия потребностей Маслоу может быть использована для улучшения обучения посредством мотивированного поведения. Когда каждый уровень иерархии потребностей Маслоу выполнен, учащиеся демонстрируют свое рвение и максимальную способность к обучению. Чем выше учащийся в иерархии, тем выше энтузиазм и, следовательно, учащийся продемонстрирует более эффективные результаты обучения.
Иерархия потребностей Маслоу pdfВ этой статье объясняется, что означает иерархия человеческих потребностей Маслоу в классе. В нем приводятся примеры того, как учителя могут включить эту теорию в свои методы обучения. Мы собрали визуальный дисплей, который резюмирует ключевую идею для занятых учителей. Применение этих потребностей к ребенку в классе потребует адаптации как к возрасту, так и к окружающей среде.
Эта теория помогает нам понять, почему у людей возникает определенное поведение. Например, если ученик не чувствует себя в безопасности в школе, он может стать беспокойным и нервным, что может привести к тому, что он будет избегать занятий и, в конечном итоге, к низкому уровню успеваемости.
Эта теория также помогает учителям понять поведение учащихся. Учителя должны сначала попытаться удовлетворить более низкие уровни потребностей учащихся. Если учитель замечает, что ученик не чувствует себя комфортно в школе, он должен работать с ним, чтобы найти некоторые практические решения. Учителя могут попросить родителей поговорить с руководством о внесении изменений в школьную среду.
Учителя также должны уделять пристальное внимание более высоким уровням потребностей учащихся. Учащиеся, которые не чувствуют, что их ценят другие, могут плохо учиться, потому что не ценят себя. Таким образом, учителя должны поощрять учащихся к участию в обсуждениях в классе, волонтерству во внеклассных мероприятиях и даже проведению презентаций.
Какие существуют типы потребностей?Иерархия потребностей Маслоу или иерархия препотентности i s делится на два вида потребностей. К ним относятся:
- Дефицитные потребности: Сюда входят социальные, физиологические потребности, потребности в безопасности и уважении. Они возникают в результате депривации. Очень важно удовлетворять эти потребности более низкого уровня, чтобы предотвратить негативные чувства или результаты.
- Потребности роста: Это потребности на верхнем уровне развития пирамиды. Этот тип потребности возникает не из-за недостатка чего-то, а скорее из чувства роста как личности.
Согласно Behavioral & Brain Sciences, хотя теория обычно описывается как относительно жесткая иерархия, Маслоу заметил, что порядок удовлетворения этих потребностей не всегда демонстрирует это стандартное развитие .
Например, Маслоу сообщил, что некоторые люди придают большее значение потребности в любви, чем потребности в самооценке . Для некоторых сознательное стремление к творческим достижениям может заменить удовлетворение даже самых элементарных потребностей.
Каковы некоторые из реальных примеров иерархии потребностей Маслоу?Ниже приведены некоторые примеры иерархии препотентности Маслоу из повседневной жизни:
- Еда и питье
- Очистка и заправка
- Дыхание, превышение и сексуальное поведение
- Академические результаты
- . Пособия и пенсия
- Оценки и должности
- Творчество и принятие
Маслоу в классе
Каковы основные критические замечания по поводу теории Маслоу?По мнению специалистов по поведенческим наукам и наукам о мозге, теория Маслоу широко распространена как в науках о мозге, так и в психологии развития. Теория Маслоу особенно повлияла на сферы бизнеса и образования. Однако, как и другие теории, эта теория также не лишена критики. Вот некоторые из этих возражений:
1. Не следует иерархии: Согласно исследованию Brain Sciences, некоторые исследователи поддержали теории Маслоу, но большинству исследователей не удалось проверить концепцию иерархии потребностей. Следовательно, в науках о мозге мало свидетельств того, что эти потребности расположены по Маслоу, и гораздо меньше свидетельств того, что эти потребности расположены в иерархическом порядке.
2. Теорию трудно проверить: Некоторые критики теории Маслоу сообщали, что данное Маслоу определение самоактуализации трудно научно доказать. Авраам Х. Исследование Маслоу по самоактуализации было основано на минимальной выборке, включающей некоторых известных людей, некоторых людей, которых он знал, и биографии успешных людей, таких как Авраам Линкольн, которых он считал самореализовавшимися.
Некоторые из современных критиков предполагают, что он был вдохновлен системами убеждений черноногих, , но не раскрывал этого. Как антрополог Маслоу исследовал племени северных черноногих . По словам его критиков, хотя он и был там, чтобы оценить концепции нации черноногих, он неправильно их использовал.
Несмотря на эту критику, гипотеза Маслоу считала решающим сдвигом в позитивной психологии. Вместо того чтобы концентрироваться на ненормальном поведении животных и людей, Маслоу обратился к развитию здоровых людей.
Согласно исследователям Brain Sciences, было проведено довольно мало исследований, подтверждающих теорию Маслоу об иерархии препотентности , однако она известна как внутри, так и за пределами психологии развития.
Исследователи из Университета Иллинойса проверили иерархию Маслоу . Они обнаружили, что удовлетворение основных потребностей коррелирует с удовольствием. Люди, принадлежащие к разным культурам, сообщили, что социальные потребности и самореализация важны, даже если потребности базового уровня не удовлетворены. Результаты их исследования показывают, что психологические потребности по существу не демонстрируют иерархическую структуру, которую иллюстрировал Маслоу.
Что такое расширенная иерархия потребностей?В 1970 году Маслоу добавил еще три потребности на вершину своей первоначальной иерархии , чтобы включить три дополнительных потребностей более высокого уровня на вершине своей пирамиды, в результате чего получилось восемь:
1. Когнитивные потребности: Находятся на шестом уровне расширенной Иерархии Потребностей. На шестом уровне познавательные потребности сосредоточены на знаниях. По мнению исследователей Brain Sciences, люди на шестом уровне иерархии хотят учиться и исследовать новые вещи и познавать окружающий мир. Согласно Brain Sciences, неспособность удовлетворить когнитивные потребности может затруднить достижение самореализации. Самоактуализация связана с личностным ростом и представляет собой более сложный метод понимания и получения знаний.
2. Эстетические потребности . Это связано со стремлением к приятному окружению и красоте в жизни. Потребность в уважении может быть удовлетворена посредством участия в командной работе, академической или профессиональной деятельности.
3. Трансцендентные потребности. Маслоу считал, что у людей есть желание выйти за пределы самих себя. Расширенная иерархия превосходит Самоактуализацию, ставя ее на самый верхний уровень иерархии. Люди, стремящиеся удовлетворить свои трансцендентные потребности, уверены, что их потребности более низкого уровня удовлетворены удовлетворительно, и что они заботятся о потребностях других.
Заключительные размышления об иерархии потребностей Маслоу
Иерархия человеческих потребностей Маслоу — отличная основа для понимания человеческой психологии. Это помогает нам понять наши мотивы и желания. Это также полезно для понимания того, как мы должны относиться к другим.
Например, если вы пытаетесь мотивировать кого-то усерднее работать над чем-то, вы можете попробовать использовать иерархию человеческих потребностей Маслоу, чтобы выяснить, что их мотивирует. Вы можете обнаружить, что они мотивированы базовыми физиологическими потребностями, такими как пища и вода. Или, может быть, они мотивированы социальными потребностями, такими как чувство признания со стороны сверстников.
Вы можете не соглашаться со всеми аспектами теории Маслоу, но она дает нам основу для понимания мотивации учащихся, что делает ее мощным инструментом для понимания человеческой психологии.
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Характер первоначальных исследований мотивации можно резюмировать в идее о том, что «ранние и современные подходы к мотивации основаны на предпосылке, что увеличение количества времени и усилий, которые человек посвящает задаче (т. уровни индивидуальной производительности и повышение производительности для организации» (Лэнди и Конте, 2010, стр. 368).
Пожалуй, самым выдающимся автором в области мотивации является Абрахам Маслоу.
Маслоу утверждает (1943, стр. 372), что у сотрудников есть пять уровней потребностей:
1. Физиологические потребности . Это основные потребности для жизни, которые включают кислород, воду, белок, соль, сахар, кальций и другие минералы и витамины. Они также известны как «биологические потребности». К ним также относятся потребности в активности, отдыхе и сне. Эти потребности являются самыми сильными, потому что человеку необходимо иметь вышеперечисленные факторы, чтобы выжить. В бизнес-среде это означает хорошую оплату и хорошие условия для работы.
2. Потребности в безопасности и защите . Когда физиологические потребности достигнуты, возникает вторая потребность, которая для работников означает нахождение безопасных условий, стабильности и защиты.
3. Принадлежащие потребности . Когда оба удовлетворения будут достигнуты, возникнет слой потребностей принадлежности. Сотрудники могут начать ощущать потребность в дружбе, нежных отношениях в целом или даже в чувстве общности.
4. Почитание нужно . Маслоу разделил потребность в уважении на две части: потребность в более низкой и высокой самооценке. Низший – это потребность в уважении к другим, тогда как высший требует самоуважения, которое включает в себя чувство уверенности, достижения, независимости и свободы.
5. Потребности в самореализации . Это уровень, когда работники удовлетворяют все свои потребности, в том числе четыре вышеуказанные потребности. В деловом смысле это означает возможности для развития новых навыков, возможности для решения задач и пространство для стимулирования и творчества.
Практическое значение Иерархии потребностей Абрахама Маслоу на рабочих местах имеет большое значение. Потому что, будучи вооруженными этой теорией, менеджеры будут знать, что им придется учитывать насущные потребности своих сотрудников, если менеджеры хотят мотивировать их. Другими словами, теория дает знание о том, что неэффективно применять ее к самооценке людей с целью их мотивации, если у этого человека есть проблемы с принадлежностью или даже с безопасным уровнем потребностей.
Теория ERG Альдерфера (1972, стр. 221) реорганизует пять уровней человеческих потребностей Маслоу в только три категории:
- Потребности существования: материальные и физиологические желания (первые два уровня Маслоу)
- Потребности в родстве: отношения со значимыми людьми и сторонами (третий и четвертый уровни Маслоу)
- Потребности роста: самооценка и самореализация (третий и четвертый уровни Маслоу)
Теория Скиннера утверждает (1953, стр.