Иерархия человеческих потребностей по маслоу – Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Иерархия основных человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу

Все люди постоянно испытывают различные потребности – в деньгах, в общении, в покупке новых вещей и много чего еще. Причем, желания зачастую меняются со скоростью света (особенно у прекрасной половины человечества). Но есть желания, которые испытывает каждый человек. И их еще в начале 70-х годов прошлого века систематизировал американский психолог Абрахам Маслоу.

Содержание статьи:

Виды потребностей по Маслоу

Итак, иерархия человеческих потребностей по Маслоу состоит из нескольких уровней, которые автор этой теории расположил в виде пирамиды.

У нее пять основных ступеней:

  • Физиологические потребности;
  • Безопасность;
  • Любовь и принадлежность;
  • Признание;
  • Самореализация.

В данном случае уровни потребностей человека по А. Маслоу перечислены в обратном порядке. То есть физиология – это низшая ступень, а самореализация – верхняя.

Основные потребности человека по Маслоу

К основным потребностям американец отнес две низшие ступени своей пирамиды – физиологию и безопасность. Это те желания, которые испытывает любой человек, и без которых он просто не смог бы существовать. Поэтому эти потребности еще называют «врожденными».

Физиологические потребности

Основа пирамиды Маслоу – это самые банальные потребности человека, которые испытывает и любое живое существо на нашей планете.

Например, удовлетворение голода и жажды, желание иметь крышу над головой, возможность отдохнуть (поспать) и так далее. Сюда же можно отнести и сексуальный инстинкт.

Безопасность

Как только человек удовлетворяет первоочередные потребности, он начинает их защищать. Именно поэтому мы устанавливаем сложные замки и металлические двери в свои квартиры.

А еще мы устраиваемся на работу, чтобы иметь возможность получить деньги и потратить их на первоочередные нужды. Причем, работу ищем с хорошими социальными гарантиями, так как это тоже определенная форма защищенности.

Вторичные потребности по Маслоу

К этой категории относятся три верхние ступени пирамиды – принадлежность, признание и самореализация. Ведь, вторичные потребности человека по Маслоу это те, которые не относятся к жизненно необходимым. И теоретически люди могут существовать и без них. Поэтому их еще называют «приобретенные потребности».

Принадлежность и любовь

После того, как человек получил все, что необходимо для выживания, у него появляется жажда общения. Хочется стать частью какого-нибудь социума – от школьного класса до коллектива на работе.

Эта ступень пирамиды человеческих потребностей по Маслоу подразумевает и поиск новых знакомств. И как частный случай – поиск спутника жизни.

Признание

Когда человек твердо утвердился в каком-то социуме, у него возникает желание стать в нем заметной фигурой. Это и карьерный рост, и «душа компании», да и просто хочется стать тем, к мнению кого прислушиваются, и у кого спрашивают совета.

На этой же ступени находится и покупка предметов роскоши – дорогого автомобиля, просторной квартиры, украшений и так далее. Все это также поднимает человека в глазах окружающих, но главное растет его собственная самооценка.

Самореализация

И наконец, верхняя ступень пирамиды в иерархии потребностей по маслоу . Когда человек добивается всего, что описано выше, он может спокойно заниматься какими-то своими проектами. Чаще всего речь идет о творчестве.

Забравшись на самую вершину пирамиды, человек также часто начинает заботиться о развитии своей духовности, искать смысл жизни и старается внести свою лепту в ход мироздания.

Заключение

И все-таки логика пирамиды Маслоу не всегда безупречна. Это признавал даже ее автор. Дело в том, что у некоторых людей схема уровней пирамиды Маслоу может меняться.

Например, у некоторых людей на первом месте стоят успехи на работе, а уж потом знакомства и любовь.

Или некоторые творческие личности готовы жить чуть ли не впроголодь, но иметь возможность самореализовываться.

z-motiv.ru

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ. Практика управления человеческими ресурсами

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ

Наиболее известная классификация потребностей сделана А. Маслоу (1954). Он предположил, что существуют 5 основных категорий потребностей, которые относятся к людям в целом, начиная с базовых физиологических потребностей, потребности в безопасности, социальных потребностей, потребности в уважении и заканчивая потребностью в самореализации – самой высокой. Далее приведена иерархия потребностей А. Маслоу:

1. Физиологические – потребность в кислороде, еде, воде и сексе.

2. Безопасность – потребность в защите от опасности и гарантии удовлетворения физиологических потребностей.

3. Социальные – потребность в любви, привязанности и принадлежности к группе.

4. Уважение – потребность в стабильной высокой самооценке и уважении других (престиж). Эти потребности можно разделить на два ряда более низкого уровня: во-первых, стремление к достижениям, компетентности, уверенности перед лицом мира, к независимости и свободе и, во-вторых, стремление к репутации или статусу, определяемым как уважение других людей, что выражается в признании, внимании, значимости или признательности.

5. Самореализация (самоактуализация) – потребность в развитии потенциала и навыков, чтобы стать тем, чем, по его мнению, человек способен стать.

Теория мотивации Маслоу утверждает, что, когда удовлетворены потребности более низкого уровня, доминирующим становится следующий более высокий и внимание человека устремляется на удовлетворение потребностей этого уровня. Однако потребность в самореализации может так никогда и не быть удовлетворена. Маслоу говорил, что «человек – это желающее животное»; только неудовлетворенная потребность может мотивировать поступки, и доминирующая потребность является главным мотивирующим фактором поведения. Когда человек поднимается по иерархии потребностей, имеет место психологическое развитие, но это не обязательно прямое движение вверх. Потребности более низкого уровня все еще существуют, даже если они временно не являются мотивирующим фактором, и люди постоянно возвращаются к ранее удовлетворенным потребностям.

Одно из следствий теории А. Маслоу говорит о том, что потребности более высокого порядка в уважении и самореализации дают самый большой толчок к мотивации: они усиливаются, когда их удовлетворяют, в то время как потребности более низких уровней по мере удовлетворения становятся менее интенсивными. Но работа, которой занимаются люди, не обязательно удовлетворяет их потребности, особенно если она рутинная и неквалифицированная.

Теория Маслоу обладает интуитивной привлекательностью и оказывает очень большое влияние. Но она не была проверена с помощью эмпирических исследований, ее критиковали за очевидную жесткость – различные люди могут иметь различные приоритеты, и трудно согласиться, что потребности стабильно движутся вверх по этой схеме. На самом деле сам Маслоу выражал сомнения в существовании столь жесткой иерархии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

Иерархия потребностей по Маслоу. — МегаЛекции

Мотивация персонала как фактор эффективного управления

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это неверно.

Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Предпринималось несколько попыток всесторонне описать силы, питающие и направляющие чело­веческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу (1943), выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побужде­ния (жажда и проч.), потребности в безопасности (жилище), аффек­тивные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).

Удовлетворение потребностей низшего порядка активизирует следующий, более высокий уровень потребностей, требуя от человека поведения по иным схемам.

 

Смысл понятия мотивация. Содержательные теории мотивации

 

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает воз­можность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенци­альные возможности группы работников. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род дея­тельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы

эффективно двигаться навстре­чу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Менед­жеров часто называют исполнительными руководителями, потому что главный смысл их деятельности состоит в том, чтобы обеспечить исполнение работы данной организации.



Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, можно дать такое определение:

Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для дости­жения личных целей или целей организации.

 

Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Иерархия потребностей по Маслоу

Одним из первых бихевиористов[1], из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был Абрахам Маслоу . Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий. Эта мысль была детально разработана его современником, психологом из Гарварда, Мурреем. Эта теория состоит в следующем:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

МОТИВАЦИЯ И ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ.

По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры, показанной на рис._____. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Вот что говорят в своей трактовке теории Маслоу психологи Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей: «Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека».

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. var begun_auto_pad = 54169719; var begun_block_id = 112320391;

Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Как быстро и сильно могут спуститься по иерархической лестнице высшие потребности и какими сильными могут быть потребности самых низких ее уровней — показывает поведение людей, выживших при авиакатастрофе в Андах в 1975 г. — чтобы выжить, эти вполне нормальные люди были вынуждены съесть своих погибших товарищей.

Для того чтобы следующий, более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Таким образом, иерархические уровни не являются дискретными ступенями. Например, люди обычно начинают искать свое место в некотором сообществе задолго до того, как будут обеспечены их потребности в безопасности или полностью удовлетворены их физиологические потребности. Этот тезис можно отлично проиллюстрировать на примере тон большой важности, которую имеют ритуалы и социальное общение для примитивных культур джунглей Амазонки и некоторых частей Африки, хотя там всегда присутствуют голод и опасности.

Другими словами, хотя в данный момент одна из потребностей может доминировать, деятельность человека при этом стимулируется не только ею. Более того, Маслоу отмечает:

«До сих пор мы говорили, что иерархические уровни потребностей имеют фиксированный порядок, но из самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая*, как мы полагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы работали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть люди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».

 

6.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ МАСЛОУ В УПРАВЛЕНИИ.

Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Руководители различных рангов стали понимать, что мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации. Еще не так давно руководители могли мотивировать подчиненных почти исключительно только экономическими стимулами, поскольку поведение людей определялось, в основном, их потребностями низших уровней. Сегодня ситуация изменилась. Благодаря более высоким заработкам и социальным благам, завоеванным в результате борьбы профсоюзов и государственных мер регулирования (таких, как Закон о здоровье и безопасности наемного персонала, 1970 г.), даже люди, находящиеся на низших ступенях иерархической лестницы организации, стоят на относительно высоких ступенях иерархии Маслоу. Как отмечает Теренс Митчелл:

*В нашем обществе физиологические потребности и потребность в безопасности играют относительно незначительную роль для большинства людей. Только действительно бесправные и беднейшие елок населения руководствуются этими потребностями низших уровней. Отсюда следует очевидный для теоретиков систем управления вывод о том, что потребности высших уровней могут служить лучшими мотивирующими фа!ясраин, чей потребности нижних уровней. Этот факт подтверждается исследователями, проводившими опросы работников о мотивах их деятельности..

В итоге можно сделать вывод, что если вы руководитель, то вам нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективно работать все время.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о