Иерархия мотивов это – Иерархия мотивов

Иерархия мотивов

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. «Вес» (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются

действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляющиеся — потенциальные мотивы, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Каждый из мотивов имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами).

Виды мотивов.

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив идентификации с другим человеком. Идентификация с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

Мотив власти — это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивыэто побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные мотивы — это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые не посредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы). Среди экстринсивных мотивов выделяют:

а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой отдельными людьми;

б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

в) стремление получить одобрение других людей;

г) стремление получить высокий социальный статус – при отсутствии интереса к деятельности существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятеленость — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе будущем;

д) мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием н которых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть случае невыполнения деятельности.

Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию — это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Мотив достижения — это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Мотивация достижения (и поведение, которое направлено высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.

studfiles.net

Жизненные приоритеты: иерархия мотивов — Психологос

У человека ценностей много. Чтобы жить, он выстраивает их в определённом порядке, в определенной иерархии. Иерархия – это порядок, когда главное наверху, а менее важное располагаются под ним, занимают подчиненное положение.

Когда ценности выстроены – мы говорим, что человек созрел, понимает, чего хочет. Что он – цельная личность. Выстроить свои ценности в определенную и самому себе ясную иерархию — задача особая и не для всех простая, см.→

При этом нормально, если в разные периоды жизни у человека порядок ценностей меняется. Часто это касается даже коротких отрезков времени.

Утром у многих основная ценность – это работа, на неё стремятся успеть. Вечером – наоборот, ценнее семья и дом, и важно успеть туда. До поступления в институт главной ценностью для студента является учёба, а после поступления учёба может уступить место чему-то другому. Это — нормально. У здоровой и сформировавшейся личности ценности упорядочены, человек знает, что на данном этапе жизни для него самое важное (самоценность), а что является ценностью второго уровня или ценностью служебной: средством достижения ценностей более высокого порядка.

При наличии личностного здоровья, готовности к развитию направленность личности определяется приоритетами между тремя главными направлениями развития, тремя основными кругами ценностей:

  • Личная жизнь и отношения,
  • Дело, бизнес, работа,
  • Собственное развитие

Направленность личности

Иерархия мотивов личности определяет самое главное в человеке, направленность его личности. Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Хотите понять в человеке главное — поймите, что движет этим человеком, каковы его настоящие стремления. См.→

www.psychologos.ru

Иерархия и изменение мотивов

Иерархия мотивов — расположение мотивов в порядке от более важных к менее важным.
Например, специалиста к выполнению профессиональной деятельности побуждает такая иерархия мотивов: материальное поощрение (деньги) самоутверждения; идентификация с кумиром; власть.
Следовательно, можно утверждать, что в иерархии мотивов специалиста материальные мотивы занимают ведущее место, а власть — последнее.
К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образуют мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (оказывают большее побудительный влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньше: они имеют меньшую побудительную силу и находятся внизу иерархии мотивов.
Некоторые мотивы побуждают деятельность человека в большей степени, другие оказывают меньшее влияние на нее. Мотивам, которые имеют большую побудительную силу, в иерархии мотивов принадлежит первое место; мотивы, побудительная сила которых незначительна, размещенные на последних ступенях мотивационной иерархии.
Даже тот же мотив в того же человека действует с разной силой в зависимости от обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и тому подобное. Поэтому и иерархия (ранг, значение) мотивов, несмотря на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием «вес» (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.
Мотивы, которым принадлежит ведущее место, постоянно актуализируются, действуют и оказывают существенное мотивационное воздействие на деятельность человека (по определению А. Н. Леонтьева) — это реальные мотивы).
Некоторые другие мотивы, расположенные внизу мотивационной иерархии, оказывают незначительное влияние на активность человека и часто вообще не выявляются. А. Н. Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку при каких обстоятельствах они могут актуализироваться, но в конкретный период они не действуют (не актуализируются, не оказывают побудительного воздействия).
Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы могут приобретать побудительного значения (становятся реальными мотивами). Например, после разговора с учителем у ученика социальный мотив (ответственность), который был «пассивным» и не производил побудительного воздействия, приобрел большее значение и стал реальным.
Иерархия мотивов не является стабильным мотивационным комплексом: она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и людей, которые имеют влияние на личность). Например, школьника в раннем возрасте побуждают к учению требования взрослых и стремление избежать неприятностей. Позже влияние этого мотива на его деятельность уменьшается, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив. Мотивационная сфера достаточно динамична: значение и влияние отдельных мотивов меняется, соответственно меняется и иерархия мотивов. На эту иерархию могут влиять различные факторы.
Достаточно интересны наблюдения, касающиеся вытеснения одних потребностей другими. Известно, например, что артист или ученый, увлеченный своей работой, забывает время о сне, голод, не чувствует холода и тому подобное. Другой пример: наркоман — человек, который не может жить без наркотика. Известно, что такие люди склонны отказываться от пищи и других необходимых для жизни вещей, если такой цене могут получить наркотик.

allr.genskov.ru

36 Иерархия мотивов Леонтьев

Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А.Н.

Леонтьева и современное ее развитие)

А.Н.Леонтьев (1903-1979) — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности (послед-ль Выготского).

Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития.

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений. При выделении таких единиц деятельности можно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).

Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности

.

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.

основание личности – иерархия мотивов деятельности, чтобы понять структуру личности, нужно проанализировать ее деятельность, Движущей силой которой яв-ся мотив.

деятельность определяется мотивом и иерархией потребностей. Вместе с этим потребности человека порождаются развитием деятельности. схема деятельности выглядит как деятельность-потребность-деятельность. То есть потребности человека развиваются во время деятельности. Деятельность при этом понимается в глобальном смысле. Потребности у человека сначала витальные (не биологические!) и деят-ть, направлена на реализацию базовых потребностей, затем эта деятельность оборачивается, т.е. человек начинает удовлетворять свои витальные потребности, чтобы действовать. «Едим, чтобы работать».

Мотив – движущая сила деятельности, потребность, которая имеет определённый предмет. мотивы – смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие отличаются тем, что в иерархии занимают более существенное место. не обладают прямой побудительной силой.

Мотивы не отделены от сознания, но и не всегда осознаются. есть категория, скрывающая истинные мотивы, — понятие мотивировки. Мы всегда можем дать ответ на вопрос, зачем мы что-то сделали

Личность рассматривается как иерархия мотивов: Мотивы конфликтуют и вступают в противоречие, личность складывается от осознания, что есть истинные мотивы.

Эмоции помогают осознать собственные истинные мотивы. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и успешностью той или иной деятельности. Исходя из того, какие у нас эмоции, можем догадаться о мотивах.

анализ собственных эмоций – это задача на личностный смысл, на соотношение мотивов, которые характеризуют личность. Личность – рефлексирующий человек, который отслеживает свои эмоции, когда ему становится грустно, то он думает: что же это такое, кто я такой, что мне стало грустно? Это есть задача на смысл.

личностн смысл понимается как отражение в сознании чела отношен мотива к цели. Ли смысл может меняться при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Значит разные ли смыслы у людей.

развитие личности: личность рождается дважды. Первый раз – ее можно назвать «ребёнок с горькой конфетой» (5-6 лет). Он понимает, что он поступил нечестно, несмотря на то, что его не ругают. У ребёнка появляется полимотивированность, есть разные противоположно-направленные мотивы, ребёнок пока их полностью не осознаёт, но чувствует. Второй раз – возникновение соотношения мотивов друг с другом и подчинения одних другим – происходит становление личностного смысла, а значит и становление личности.

Структура личностиустойчивая иерархия мотивов. У личности мотивационная сфера многовершинная, между этими вершинами возникает борьба; гармоничная личность – не та, которая не знает внутренней борьбы, но такая, которая периодически пересматривает свои приоритеты, согласует разные мотивы, то есть структура личности включает в себя борьбу мотивов. Если эта борьба становится главной чертой, это – трагическая личность.

проблема Я: как соотносятся самосознание и личность. Ощущение своего Я – не центр личности. Центр личности – в бытии человека, во множестве его деятельностей и общественных отношений. Полемика с Рубинштейном: личность – связанность внутренних условий, которые преломляют все внешние воздействия, то есть внешние условия д-ют через внутренние; у Леонтьева личность человека создаётся общественными отношения, в которые индивид вступает в своей деятельности (субъект д-ет через внешнее).

Современное развитие:

Дмитрий Алексеевич Леонтьев.

личность как единство возможного и необходимого: человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное.

Человек как необходимое: пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо

Чек как возможное: «человек рефлексивный», выступающий субъектом собственной активности

Переосмысливая теорию отца, пытается понять тот уровень активности человека, на котором он не только развивается, но и строит себя.

Основные тезисы новой, «возможностной» теории личности по Д.А. Леонтьеву:

  1. Психология личности охватывает собой группу феноменов, относящихся к области «возможного», причём эти феномены не порождаются причинно-следственными закономерностями. Феномены не яв-ся должными, это не автоматизированный механизм, «возможностная» психология – личность – недетерменированный человек

  2. Чек может жить то интервалами «необходимого» (под давлением жизн обст-в, мех-м энергосберегающего функционир-ия), то интервалами «возможного» (самодетерминация, жизнь исходя из использов-я человеч потенциала, энергозатратен).

  3. превращение возможностей в действительность происходит не в результате какого-либо причинного детерминирования, но в результате самодетерминации, через совершение выбора и принятие решения субъектом. Даже «смыслы», «ценности» и «истины» в человеческой жизни не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами; они влияют на жизнь человека, только через его самоопределение по отношению к ним как субъекта.

  4. На протяжении жизни у человека степень детерминированности одних и тех же психологических феноменов может изменяться.

  5. Самодетерминация своей жизнедеятельности человеком, как произвольное воздействие субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на эту жизнедеятельность, становится возможной через задействования рефлексивного сознания.

  6. Уровень личностного развития определяет характер взаимосвязи между переменными в личности: на более низком уровне характер взаимосвязи переменных более жёсткий, и носит детерминистический характер; на более высоком уровне развития, одни выступают по отношению к другим лишь как предпосылки, не определяя их однозначно.

  7. Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки. За счет выбора осмысленных и вариативных возможностей

  8. Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и чётко структурированного мира в мир, где господствует неопределённость, и совладение с её вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования. экзистенциальное миропонимание.

  9. Введение категории возможного дополняет описание взаимодействие человека как субъекта с миром экзистенциальным измерением, и в таком «расширенном» описании обнаруживается место как для ориентации на определённость, так и для ориентации на неопределённость

Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку», вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности

— предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации, мерой которой собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь — это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека

Ключевыми понятиями для психологии личности, развиваемой Д.А. Леонтьевым, являются: пространство возможного, рефлексивное сознание и поступок (не вписывается в традиционные действия, осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути).

Одной из ключевых проблем психологии личности для Д.А. Леонтьева является осуществление перехода человека из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении рефлексивного сознания

Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации — это определённые психотехнические действия или «экзистенциальные психотехники«, выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией, экзистенциальной психологией, а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности.

(Осознание ответственности за выбор, вкладывание себя в избранную альтернативу, Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив, Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов, т.е. — экзистенциальный расчёт.Посмотри на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор).

человек использует 2 стратегии определения своей идентичности

  1. стратегия социальной идентичности предполагает определение себя через принадлежность группе; при этом как правило, человек отказывается от собственной личности полностью или частично, через её минимизацию в мире больших социальных групп.\

  2. стратегия личностной идентичности предполагает: самостоятельности и автономности; обнаружение границы между мной и «не мной», которая позволяет человеку самоотождествляться, делать нечто своим, тем самым расширяя себя, границы себя, а также отграничивать себя от другого. преемственность себя во времени. наличие себя как некой точки в мире, некоего, единственного, уникального места, которое я занимаю в мире и которое не занимает никто другой, способность в любой группе сказать: Кто Я? Я- Я!

В обществе это критическая масса людей, имеющих опору и источник собственной активности внутри себя, способных на поступок и принимающих за него на себя ответственность.

Братусь Б.С. «Смысловая сфера личности»

Личность как несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т.д.) конструкция не является самодостаточной.

Она не сама в себе несёт конечный смысл своего существования. Этот смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений. Смысл сущности личности – в сущности человека: Действует, любит и борется не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё.

Стать личностью =

*Занять определённую жизненную позицию (межлюдскую, нравственную)

*Осознать её и нести за неё ответственность

*Утверждать её своими поступками, делами, всей своей жизнью.

Именно общие смысловые образования (при их осознанности – личностные ценности) являются основными образующими единицами сознания личности. Они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к себе)

Эти отношения имеют 2 стороны: динамическую и содержательную.

Динамическая сторонасовокупность основных отношений к миру, к людям и к себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своём единстве свойственную человеку нравственную позицию.

Смысловые образования – это основные конституирующие единицы сознания личности. Их специфические функции: создание образа, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Смысловые образования – основа этого возможного будущего.

Деятельность человека оценивается и регулируется: Успешностью и Нравственной оценкой.

Уровни смысловой сферы личности:

0. Ситуационные смыслы (нет смысла стоять в очереди, билетов нам всё равно не достанется, так как их меньше, чем перед нами народа). Смысл здесь выполняет служебную регулятивную роль в осознании ситуации.

1. Эгоцентрический (исходный момент – личная выгода). Все люди подразделяются на помогающих и препятствующих.

2. Группоцентрический. Люди: свои и чужие. Не только личная выгода, но и выгода и благополучие определенной группы близких людей.

3. Просоциальный. Внутренняя смысловая устремленность человека на создание результатов, которые принесут равное благо другим.

Василюк «Психология переживаний». Модель Ли:

исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров» людей.

Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир (потр-ти чка и его отнош к себе и окр миру. ПРОСТОЙ: 1 потребность; СЛОЖНЫЙ: много потребностей) и внешний мир (предметы, к-е м удовлетв потреб-ти чка. ПРОСТОЙ: один объект для удовлетворения; СЛОЖНЫЙ: множество объектов).

Т.О., возможны 4 типа психологических жизненных миров.

1.внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

Т.О., Внутренняя необходимость: удовлетворение потребности «здесь и сейчас», нормальные условия для жизни – данность этих благ.

такая критическая ситуация – стресс для чка.

2.внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью.

Внутренняя необходимость: реализация мотива, удовлетворение потребности

критическая ситуация: фрустрация

3.внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Внутренняя необходимость: внутренняя согласованность, работа со своими ценностями

критическая ситуация: конфликт

Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Внутренняя необходимость: реализация жизненного смыла, самоактуализация

критическая ситуация: кризис

Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи

studfiles.net

36 Иерархия мотивов Леонтьев — Научные и учебные работы

метки: Мотив, Личность, Потребность, Развитие, Человек, Индивид, Понятие, Эмоция

Личность как иерархия мотивов и смыслов деятельности (школа А.Н.

Леонтьева и современное ее развитие)

А.Н.Леонтьев (1903−1979) — выдающийся отечественный психолог, организатор науки, создатель теории деятельности (послед-ль Выготского).

Ведущим понятием его концепции является категория деятельности. Она рассматривается как процесс, внутренние противоречия и трансформации которого порождают психику как необходимый момент его развития.

Исходной и основной формой деятельности выступает деятельность внешняя, чувственно-практическая. В процессе исторического развития внешней деятельности возникают внутренние процессы, которые приобретают относительную самостоятельность и способность отделяться от практической деятельности путем интериоризации; существуют переходы и в противоположном направлении — от внутренней деятельности к внешней путем экстериоризации. Обе формы имеют общее строение.

В предметной деятельности выделяются относительно самостоятельные единицы — действия и операции. Во внутренней деятельности такими являются мотив, цель, условие. Особенность анализа целостной деятельности, связанного с выделением ее единиц, состоит в том, что он направлен на раскрытие ее внутренних системных связей и отношений. При выделении таких единиц деятельности можно задать следующие три вопроса: «Ради чего совершается деятельность?» (мотив деятельности), «На что она направлена?» (цель), «Какими способами реализуется?» (средство).

Личность по Леонтьеву — внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. «Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид — продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

… деятельности и профессиональному развитию личности. 4. Любая профессиональная деятельность … индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности … личности, порождаемые этими факторами. 1. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже вмотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы …

Структура личности раскрывается им через понятие мотива и деятельности.

основание личности — иерархия мотивов деятельности, чтобы понять структуру личности, нужно проанализировать ее деятельность, Движущей силой которой яв-ся мотив.

деятельность определяется мотивом и иерархией потребностей. Вместе с этим потребности человека порождаются развитием деятельности. схема деятельности выглядит как деятельность-потребность-деятельность. То есть потребности человека развиваются во время деятельности. Деятельность при этом понимается в глобальном смысле. Потребности у человека сначала витальные (не биологические!) и деят-ть, направлена на реализацию базовых потребностей, затем эта деятельность оборачивается, т. е. человек начинает удовлетворять свои витальные потребности, чтобы действовать. «Едим, чтобы работать».

Мотив — движущая сила деятельности, потребность, которая имеет определённый предмет. мотивы — смыслообразующие и мотивы-стимулы. Смыслообразующие отличаются тем, что в иерархии занимают более существенное место. не обладают прямой побудительной силой.

Мотивы не отделены от сознания, но и не всегда осознаются. есть категория, скрывающая истинные мотивы, — понятие мотивировки. Мы всегда можем дать ответ на вопрос, зачем мы что-то сделали

Личность рассматривается как иерархия мотивов: Мотивы конфликтуют и вступают в противоречие, личность складывается от осознания, что есть истинные мотивы.

Эмоции помогают осознать собственные истинные мотивы. Эмоции выполняют роль внутренних сигналов, отражающих отношение между мотивами и успешностью той или иной деятельности. Исходя из того, какие у нас эмоции, можем догадаться о мотивах.

анализ собственных эмоций — это задача на личностный смысл, на соотношение мотивов, которые характеризуют личность. Личность — рефлексирующий человек, который отслеживает свои эмоции, когда ему становится грустно, то он думает: что же это такое, кто я такой, что мне стало грустно? Это есть задача на смысл.

7 стр., 3412 слов

Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. Факторы, влияющие на деятельность человека в СЧМ. Особенности деятельности оператора.

… деятельность человека исходит из определенных мотивов (то, что побуждает человека к деятельности)и направлена на достижение определенных целей (то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности). Мотив … к психологическому анализу операторской деятельности, кратко рассмотрим трудовую деятельность человека (рис.2) Структурная схема деятельности оператора (рис. ) мотив → цель → перцептивные …

личностн смысл понимается как отражение в сознании чела отношен мотива к цели. Ли смысл может меняться при изменении мотива деятельности. Например, чтение студентом научной литературы выступает для него как сознательная цель. Мотивом же может быть и стремление приготовить себя к будущей профессии, и желание формально сдать экзамен. Зная, что личностный смысл определяется отношением мотива к цели, мы в этих двух случаях по-разному проинтерпретируем смысловое содержание деятельности студента. Значит разные ли смыслы у людей.

развитие личности: личность рождается дважды. Первый раз — ее можно назвать «ребёнок с горькой конфетой» (5−6 лет).

Он понимает, что он поступил нечестно, несмотря на то, что его не ругают. У ребёнка появляется полимотивированность, есть разные противоположно-направленные мотивы, ребёнок пока их полностью не осознаёт, но чувствует. Второй раз — возникновение соотношения мотивов друг с другом и подчинения одних другим — происходит становление личностного смысла, а значит и становление личности.

Структура личности — устойчивая иерархия мотивов. У личности мотивационная сфера многовершинная, между этими вершинами возникает борьба; гармоничная личность — не та, которая не знает внутренней борьбы, но такая, которая периодически пересматривает свои приоритеты, согласует разные мотивы, то есть структура личности включает в себя борьбу мотивов. Если эта борьба становится главной чертой, это — трагическая личность.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

… ; Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности …

проблема Я: как соотносятся самосознание и личность. Ощущение своего Я — не центр личности. Центр личности — в бытии человека, во множестве его деятельностей и общественных отношений. Полемика с Рубинштейном: личность — связанность внутренних условий, которые преломляют все внешние воздействия, то есть внешние условия д-ют через внутренние; у Леонтьева личность человека создаётся общественными отношения, в которые индивид вступает в своей деятельности (субъект д-ет через внешнее).

Современное развитие:

Дмитрий Алексеевич Леонтьев.

личность как единство возможного и необходимого: человек может, задействуя рефлексивное сознание, выходить за границы необходимого в возможное.

Человек как необходимое: пассивное, влекомое, управляемое, предсказуемого существо

Чек как возможное: «человек рефлексивный», выступающий субъектом собственной активности

Переосмысливая теорию отца, пытается понять тот уровень активности человека, на котором он не только развивается, но и строит себя.

Основные тезисы новой, «возможностной» теории личности по Д.А. Леонтьеву:

  1. Психология личности охватывает собой группу феноменов, относящихся к области «возможного», причём эти феномены не порождаются причинно-следственными закономерностями. Феномены не яв-ся должными, это не автоматизированный механизм, «возможностная» психология — личность — недетерменированный человек
  2. Чек может жить то интервалами «необходимого» (под давлением жизн обст-в, мех-м энергосберегающего функционир-ия), то интервалами «возможного» (самодетерминация, жизнь исходя из использов-я человеч потенциала, энергозатратен).
  3. превращение возможностей в действительность происходит не в результате какого-либо причинного детерминирования, но в результате самодетерминации, через совершение выбора и принятие решения субъектом. Даже «смыслы», «ценности» и «истины» в человеческой жизни не являются автоматическими, самостоятельно срабатывающими механизмами; они влияют на жизнь человека, только через его самоопределение по отношению к ним как субъекта.
  4. На протяжении жизни у человека степень детерминированности одних и тех же психологических феноменов может изменяться.
  5. Самодетерминация своей жизнедеятельности человеком, как произвольное воздействие субъекта на причинно-следственные закономерности, влияющие на эту жизнедеятельность, становится возможной через задействования рефлексивного сознания.
  6. Уровень личностного развития определяет характер взаимосвязи между переменными в личности: на более низком уровне характер взаимосвязи переменных более жёсткий, и носит детерминистический характер; на более высоком уровне развития, одни выступают по отношению к другим лишь как предпосылки, не определяя их однозначно.
  7. Эмпирическим индикатором действия в поле возможного, а не необходимого служит неспровоцированный выход за задаваемые ситуацией рамки. За счет выбора осмысленных и вариативных возможностей
  8. Признание психологической реальности и значимости категории возможного переносит нас из ясного и чётко структурированного мира в мир, где господствует неопределённость, и совладение с её вызовом выступает залогом адаптации и эффективного функционирования. экзистенциальное миропонимание.
  9. Введение категории возможного дополняет описание взаимодействие человека как субъекта с миром экзистенциальным измерением, и в таком «расширенном» описании обнаруживается место как для ориентации на определённость, так и для ориентации на неопределённость

Возможности никогда не воплощаются в действительности сами, это происходит только через деятельность субъекта, который воспринимает их как возможности для себя, что-то выбирает из них и делает свою «ставку», вкладывая себя и свои ресурсы в реализацию выбранной возможности

3 стр., 1075 слов

Развитие личности в трудных жизненных ситуациях и экстремальных условиях

… ответственностью и хорошо знакомых с особенностями стресса. Духовные установки личности, осознание человеком смысла жизненного испытания, выпавшего на его долю, зачастую позволяют не только … мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней – вся система жизненных координат» . Чрезвычайные ситуации нарушают механизмы саморегуляции личности. Как правило …

— предлагается рассматривать людей, как находящихся на пути к самореализации, мерой которой собственные шаги людей, сделанные в этом направлении, а также приложенные усилия. Однако самореализация, здесь — это не реализация того что заложено наследственностью или средой, но путь свободных, не детерминированных средой и наследственностью решений и выборов самого человека

3 стр., 1227 слов

Совладание с трудными жизненными ситуациями

… человека к трудной ситуации и выявить стратегию его поведения. Процедура проведения: клиент получает бланк с описанием 37 трудных жизненных ситуаций … грустным страницам нашей жизни. Перед Вами описание различных трудных жизненных ситуаций. Внимательно прочитайте описание каждой из них и попытайтесь … себя в этой ситуации? Ответ на 1 вопрос Трудная жизненная ситуация Ответ на 2 вопрос   У Вас …

Ключевыми понятиями для психологии личности, развиваемой Д.А. Леонтьевым, являются: пространство возможного, рефлексивное сознание и поступок (не вписывается в традиционные действия, осознанное ответственное действие, основанное на личностной причинности и продвигающее личность в измерении личностного пути).

Одной из ключевых проблем психологии личности для Д.А. Леонтьева является осуществление перехода человека из режима детерминированности в режим самодетерминации при подключении рефлексивного сознания

Механизмы перехода личности из режима детерминированности в режим самодетерминации — это определённые психотехнические действия или «экзистенциальные психотехники», выработанные в различных культурах, и осмысленные, преимущественно экзистенциальной философией, экзистенциальной психологией, а также диалогическим подходом к пониманию человека и его жизнедеятельности.

(Осознание ответственности за выбор, вкладывание себя в избранную альтернативу, Выявление альтернативности любых выборов и поиск неочевидных альтернатив, Осознание цены, которую приходится платить за каждый из возможных выборов, т. е. — экзистенциальный расчёт. Посмотри на себя со стороны. Включение рефлексивного сознания, и вдумчивое осмысление и осознание всех вариантов и альтернатив приводит к возможности сделать любой выбор).

человек использует 2 стратегии определения своей идентичности

  1. стратегия социальной идентичности предполагает определение себя через принадлежность группе; при этом как правило, человек отказывается от собственной личности полностью или частично, через её минимизацию в мире больших социальных групп.\
  2. стратегия личностной идентичности предполагает: самостоятельности и автономности; обнаружение границы между мной и «не мной», которая позволяет человеку самоотождествляться, делать нечто своим, тем самым расширяя себя, границы себя, а также отграничивать себя от другого. преемственность себя во времени. наличие себя как некой точки в мире, некоего, единственного, уникального места, которое я занимаю в мире и которое не занимает никто другой, способность в любой группе сказать: Кто Я? Я- Я!

В обществе это критическая масса людей, имеющих опору и источник собственной активности внутри себя, способных на поступок и принимающих за него на себя ответственность.

3 стр., 1436 слов

О психологических аспектах формирования личности руководителя органов внутренних дел

… для традиционной системы управления органами внутренних дел, подавляет социальную активность личности, регламентация и формализм в оценке … так и в межличностном общении; по мере необходимости проведение (или организация) лечебных мероприятий; стимулирование … качества подчиненных, оптимизм, доброта. Характер взаимоотношений с людьми: простота и теплота, отношения доброжелательности, чувство личной …

Братусь Б.С. «Смысловая сфера личности»

Личность как несводимая к другим измерениям (темпераменту, индивидным свойствам и т. д.) конструкция не является самодостаточной.

Она не сама в себе несёт конечный смысл своего существования. Этот смысл обретается в зависимости от складывающихся отношений. Смысл сущности личности — в сущности человека: Действует, любит и борется не личность, а человек, обладающий личностью. Через неё.

Стать личностью =

*Занять определённую жизненную позицию (межлюдскую, нравственную)

*Осознать её и нести за неё ответственность

*Утверждать её своими поступками, делами, всей своей жизнью.

Именно общие смысловые образования (при их осознанности — личностные ценности) являются основными образующими единицами сознания личности. Они определяют главные и относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни (к миру, к другим людям, к себе)

Эти отношения имеют 2 стороны: динамическую и содержательную.

Динамическая сторона — совокупность основных отношений к миру, к людям и к себе, задаваемых динамическими смысловыми системами, образует в своём единстве свойственную человеку нравственную позицию.

Смысловые образования — это основные конституирующие единицы сознания личности. Их специфические функции: создание образа, той перспективы развития личности, которая не вытекает прямо из наличной, сегодняшней ситуации. Смысловые образования — основа этого возможного будущего.

Деятельность человека оценивается и регулируется: Успешностью и Нравственной оценкой.

Уровни смысловой сферы личности:

0. Ситуационные смыслы (нет смысла стоять в очереди, билетов нам всё равно не достанется, так как их меньше, чем перед нами народа).

Смысл здесь выполняет служебную регулятивную роль в осознании ситуации.

1. Эгоцентрический (исходный момент — личная выгода).

Все люди подразделяются на помогающих и препятствующих.

2. Группоцентрический. Люди: свои и чужие. Не только личная выгода, но и выгода и благополучие определенной группы близких людей.

3. Просоциальный. Внутренняя смысловая устремленность человека на создание результатов, которые принесут равное благо другим.

Василюк «Психология переживаний». Модель Ли:

исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров» людей.

Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир (потр-ти чка и его отнош к себе и окр миру. ПРОСТОЙ: 1 потребность; СЛОЖНЫЙ: много потребностей) и внешний мир (предметы, к-е м удовлетв потреб-ти чка. ПРОСТОЙ: один объект для удовлетворения; СЛОЖНЫЙ: множество объектов).

Т.О., возможны 4 типа психологических жизненных миров.

1.внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

Т.О., Внутренняя необходимость: удовлетворение потребности «здесь и сейчас», нормальные условия для жизни — данность этих благ.

такая критическая ситуация — стресс для чка.

2.внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью.

Внутренняя необходимость: реализация мотива, удовлетворение потребности

критическая ситуация: фрустрация

3.внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Внутренняя необходимость: внутренняя согласованность, работа со своими ценностями

критическая ситуация: конфликт

Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Внутренняя необходимость: реализация жизненного смыла, самоактуализация

критическая ситуация: кризис

Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

Иерархия мотивов по Маслоу — Мегаобучалка

А. Маслоу считает, что на человека влияет целый комплекс потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии.

Практическое применение теории А. Мас-лоу: руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего сотрудника, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.

Физиологические потребности – это потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т. п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания. В организации это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т. п. Сотрудники, поведение которых движет этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит главным образом его оплата и условия.

Потребности в безопасности – физическая и экономическая безопасность. Потребности в безопасности отражают стремление сохранить достигнутое положение, в том числе уровень зарплаты и различные льготы, защитить себя от опасности или лишений. В организациях эти потребности выражаются в стабильной занятости, безопасности работы, создании и (или) сохранении профсоюзов, социальном страховании, выходном пособии и т. п.

Социальные потребности направлены на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе. В организации это выражается в том, что они входят в формальные и неформальные группы, так или иначе сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива.

Потребности в уважении (личностные потребности). К ним относятся потребности как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Потребность в уважении со стороны других людей ориентирует человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы.



Потребности в самореализации (самовыражении) – потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические потребности. Потребности в самореализации характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.

Потребности в самореализации – это потребности роста, который может быть безграничным.

Между всеми группами потребностей существует иерархия, определенное соотношение, которое можно изобразить в виде пирамиды. В мотивации поведения человека более высокие потребности актуализируются, становятся главными и определяют поведение сотрудника лишь после того, как удовлетворяются низшие потребности. Удовлетворенность работника достигается в том случае, когда степень насыщения потребности соответствует его ожиданиям. Иначе наступает чувство неудовлетворенности, которое блокирует актуализацию более высоких потребностей.

 

 

Теория личности

 

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

Ролевая концепция личности. Зачастую в обществе от мужчины и от женщины ждут проявления определенных ролей.

Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей, в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Развитая личность может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в то же время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-е гг. XX в. (Чарлз Кули, Джордж Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Теодор Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Другой образ личности возник под влиянием идеи Зигмунда Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Другая концепция личности – это поведенческая концепция. В соответствии с этой концепцией поведение каждого человека обусловливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т. д.

Деятельностный подход: в рамках культурно-исторической школы Л. С. Выготского сложилось понимание человека как деятельностного существа, преследующего свои цели, задачи, чье поведение и поступки невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. В основе личности лежит богатство связей человека с миром, проявляющееся в предметной деятельности, общении, познании.

Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория «деятельность».

Деятельность рассматривается при этом в структурном и функциональном аспектах. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.

 

Билет № 27

Иллиюзии восприятия

Иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известнойиллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

 

megaobuchalka.ru

Иерархическая организация мотивов

Говоря об иерархической организации трудовой мотивации, обычно имеют в виду такие взаимоотношения между трудовыми мотивами, когда более выраженное влияние на трудовое поведение оказывают мотивы, в основе которых лежат потребности, имеющие для человека большее значение и занимающие поэтому более высокое место в иерархии его трудовой мотивации. Особенно сильно на поведение человека влияет невозможность удовлетворения наиболее важных для него потребностей. Это приводит к ситуациям, хорошо отраженным в русских пословицах: «У кого чего болит, тот о том и говорит», «У голодной куме все хлеб на уме», «Голодное брюхо к ученью глухо» и т.п.

Для разных людей положение определенного мотива в иерархии может быть разным, при этом будет разным и его влияние на рабочее поведение. К примеру, для одного человека отношение к работе будет определять заработок, для другого — стремление к власти, для третьего — возможность иметь свободное время для занятий с ребенком.

 

Анекдот в тему. Учет потребностей в деле достижения желаемого результата

Женщина пришла в зоомагазин и купила, как ей сказали, говорящего попугая. На следующий день она принесла его обратно в магазин с жалобой на то, что он не говорит ни слова.

— Не может этого быть, — возразил ей продавец. — Когда он был в магазине, он болтал без передышки. Возможно, ему чего-то не хватает? Попробуйте купить зеркальце, попугаи любят смотреть на свое отражение.

Женщина купила зеркальце и ушла. На следующий день она опять пришла в магазин с жалобой на то, что попугай по-прежнему не разговаривает.

— Попробуйте купить ему лесенку, — посоветовал продавец, — попугаи любят лазить вверх-вниз по лесенке.

Женщина купила лесенку. На следующий день она пришла с той же жалобой, и продавец посоветовал ей купить качели для птиц. Качели были куплены, но и это не помогло.

Через день хозяйка попугая пришла к директору магазина и заявила, что попугай сдох.

— Какая жалость! — сказал директор. — Он так и не заговорил?

— Да, перед смертью он спросил: «Неужели в магазине не продают никакой пищи?»

 

Как показывают результаты опросов, проведенных в различных российских компаниях, иерархия наиболее значимых потребностей (и соответствующих мотивов труда) для рядовых работников заметно отличается от аналогичной иерархии для руководителей среднего звена, хотя здесь есть и определенные совпадения.

 

Таблица 1-1

 

Иерархия потребностей у разных категорий работников

 

Рядовые работники             

Руководители среднего звена    

1. Достойная оплата труда     
2. Хорошие условия труда       
3. Возможности для обучения   
и профессионального развития  
4. Уверенность в завтрашнем   
дне/гарантия занятости        
5. Хороший уровень социальной 
защиты                        

1. Достойная оплата труда      
2. Привлекательные карьерные   
перспективы                    
3. Хорошие взаимоотношения     
с руководством                 
4. Возможности для проявления  
инициативы и самостоятельности 
5. Возможности для обучения    
и профессионального развития   

 

Создавая в организации систему стимулирования труда или перестраивая ее, необходимо учитывать разную степень чувствительности разных категорий персонала к одним и тем же стимулам. Эффективная система стимулирования должна избирательно устанавливать принципы стимулирования труда различных категорий персонала.

М.Магура, М.Курбатова

hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *