Игровая психотерапия это – функции, виды, игры и упражнения

Содержание

Игровая психотерапия | База знаний

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее.

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети.

Виды игровой психотерапии

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному. Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого. Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки. В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.
  • Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
  • Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
  • «Освобождающая» игровая психотерапия
    , представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
  • Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
  • Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
  • Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии
    , включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других.

Литература

  • Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шеффера. — С-Пб. : Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : пер. с англ. — М. : Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. — М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. — М. : Апрель-Пресс, 2007. — 416 с.Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом : руков. для врачей / под ред. Н. М. Маджидова — Т. : Медицина, 1979. — 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 224 с.
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.

psyweb.global

Игровая психотерапия

Игра в жизни детей занимает практически все свободное время. С ее помощью они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются физически и интеллектуально, расширяют кругозор и познают мир. Метод игры также начали применять и в психотерапии.

Определение 1

Игровая психотерапия – это метод, направленный на работу с изменениями психики у людей всех возрастов посредством вовлечения их в какую-либо игру.

Возникновение игровой психотерапии

В 1913 году австрийский психолог Зигмунд Фрейд начал применять эту технику при работе с детьми. Он ориентировался на то, что дети раскрываются в момент игры, их активность становится максимальной, и если понаблюдать за ребенком в момент, когда он играет, можно выявить главные источники детских переживаний.

Затем игровой терапией занялась Мелани Кляйн, британский психоаналитик, которая считала, что психотерапевт должен занимать роль наблюдателя и фиксировать данные, полученные от ребенка в момент игры. Однако в 1946 году дочь Зигмунда Фрейда Анна Фрейд посчитала, что психотерапевт должен занимать лидирующую позицию в игре с ребенком. Она даже привлекала родителей в процесс игры, чтобы получить более точные данные.

Эффективность игровой психотерапии

Игровая психотерапия особенно эффективна, когда ребенок страдает от таких недугов, как:

  • нарушения поведения;
  • необщительность;
  • фобии;
  • замкнутость;
  • вредные привычки.

Замечание 1

Игровая психотерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственным противопоказанием к игровой психотерапии являются такие заболевания, как неконтактная шизофрения и полный аутизм.

Игровая психотерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:

  • при отставаниях в развитии речи;
  • для улучшения психического состояния детей, пострадавших от развода родителей;
  • при трудностях в чтении;
  • при выдергивании волос;
  • при лечении заикания;
  • при агрессивном поведении;
  • для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
  • для профилактики и лечения страхов и фобий;
  • для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
  • для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
  • для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.).

Многие люди ошибочно считают, что игровая психотерапия относится к разряду психиатрии и что применять ее нужно лишь в тяжелых случаях. На самом деле, возможности игровой психотерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. Во время игры ребенок учится правильно ставить себя в обществе, учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, привлеченными к процессу игры, что позволяет решать многие проблемы, которые возникают при коммуникации с людьми.

С кем лучше играть – с мамой или психотерапевтом?

Детский психолог или психотерапевт может обучить методике игровой терапии. Он может подобрать игры, наиболее подходящие конкретному ребенку с его конкретной проблемой.

Специалисты отмечают, что наиболее результативными являются игры, в которые дети играют вместе с родителями, а не с незнакомым человеком.

Более того, польза от занятий, которые проводят с ребенком его мама и папа, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, что улучшает отношения между ребенком и родителем. Игровая психотерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения помогают им научиться лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и непринужденность.

Игры, позволяющие решить проблемы детей

Для каждой проблемы ребенка существует своя игра.

Так, например, для улучшения психологического самочувствия могут применяться следующие игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Эти игры помогут наладить контакт между родителем и ребенком, улучшат физическую подготовку ребенка, поспособствует развитию ловкость и сноровки, зарядит оптимизмом как ребенка, так и родителя.

Для того, чтобы скорректировать детскую агрессию, применяются следующие игры:

  • сражение;
  • злые – добрые кошки;
  • обзывалки овощами, ягодами и фруктами.

Эти игры помогут ребенку выплеснуть свою агрессию.

Для того, чтобы снять напряжение и расслабить ребенка, применяются следующие игры:

  • цветные ладошки – когда ребенок рисует травку, солнышко, облака, окуная свои пальцы в краску;
  • лепка из соленого теста.

Песочная игротерапия

Во время применения игровой психотерапии на практике, специалисты разработали еще один метод – песочная игротерапия, включающая в себя игры с песком или даже в песочнице.

По мнению специалистов, игры с песком помогают освободить энергию, которой долго не давали выхода.

Задачей песочной игротерапии является обучение ребенка особым навыкам, которые отражаются на поведении, а также предоставление возможности быть таким, каким ему хочется быть, каким он видит себя сам.

Песочная игротерапия зарекомендовала себя, как наиболее результативный и плодотворный метод, применяемый в работе с детьми, которые страдают задержкой психического развития. Такие дети также часто страдают от комплекса неполноценности или неуверенности в себе. Игры в песке предоставляют ребенку самостоятельно создавать ситуации, из которых ему нужно найти правильный выход. Это учит его самостоятельности.

Играя с песком, ребенок может проявлять любые свои эмоции – радость, тревогу, переживания. В песке ребенок чувствует себя комфортно. Эффективным является подключение сказок, где ребенок, например, будет играть в героя и спасет принцессу из песочного замка. Для этого он будет не просто предлагать различные выходы из трудной ситуации, но и на самом деле будет разыгрывать ситуацию при помощи фигурок на песке.

spravochnick.ru

Игровая психотерапия Википедия

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры[1].

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.

[2]

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее[3].

Таким образом, можно сказать, что англоязычный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся в России термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети[3].

Виды игровой психотерапии

Песочная терапия

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.
Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого.
Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки.
В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.
  • Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
  • Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
  • «Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
  • Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
  • Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
  • Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии, включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других.[3]

История возникновения метода

См. также

Примечания

Литература

Книги
  • Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шеффера. — С-Пб. : Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. — М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : пер. с англ. — М. : Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. — М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. — М. : Апрель-Пресс, 2007. — 416 с.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом : руков. для врачей / под ред. Н. М. Маджидова — Т. : Медицина, 1979. — 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 224 с.
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Статьи
  • Фадеева Е. В., Коган Б. М. Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом // ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ : журнал. — 2004. — № 1 (2).

Ссылки

wikiredia.ru

Игровая психотерапия — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры[1].

Игровые ситуации дают возможность показать пациенту способы решения конфликтных ситуаций, корригировать неблагоприятные черты характера, дезактуализировать фобические проявления. Метод игровой психотерапии используется как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной, групповой, семейной психотерапии и может успешно сочетаться со многими другими методами психотерапевтического воздействия (внушение наяву, аутотренинг, косвенная и рациональная психотерапия, имаготерапия). Используются самостоятельные и ролевые игры, импровизации, осуществляемые в директивной и недирективной формах.[2]

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее[3].

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети[3].

Виды игровой психотерапии

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.
Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого.
Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки.
В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.
  • Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
  • Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
  • «Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
  • Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
  • Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
  • Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии, включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других.[3]

История возникновения метода

См. также

Напишите отзыв о статье «Игровая психотерапия»

Примечания

  1. [rrcdetstvo.ru/content/view/118/119/ Е. В. Фадеева, Б. М. Коган статья: «Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом.», журнал «Детская и подростковая реабилитация» № 1 (2) 2004]
  2. Скумин В.А. [old.rsl.ru/view.jsp?f=1016&t=3&v0=%D1%81%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BD+%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80+%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&cc=a1&i=36&ce=4 Психотерапия детей и подростков: методические рекомендации]. — Харьков, 1987. — С. 22-23.
  3. 1 2 3 [psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20060110 И. В. Добряков: — Игра в семейной психотерапии, глава из книги «Системная семейная психотерапия» Под ред. Э. Г. Эйдемиллера]

Литература

Книги
  • Игровая семейная психотерапия / под ред. Ч. Шеффера. — С-Пб. : Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений : пер. с англ. — М. : Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. — М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. — М. : Апрель-Пресс, 2007. — 416 с.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом : руков. для врачей / под ред. Н. М. Маджидова — Т. : Медицина, 1979. — 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 224 с.
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Статьи
  • Фадеева Е. В., Коган Б. М. Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом // ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ : журнал. — 2004. — № 1 (2).

Ссылки

  • [articlekz.com/node/2394 Игровая терапия навыков общения дошкольников]

Отрывок, характеризующий Игровая психотерапия

– A! – сказал Кутузов. – Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив. И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
– Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, – сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. – Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся. На лице его промелькнула та же улыбка глаз, как и в то время, когда он отвернулся от капитана Тимохина. Он отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал Долохов, и всё, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что всё это уже прискучило ему и что всё это совсем не то, что нужно. Он отвернулся и направился к коляске.
Полк разобрался ротами и направился к назначенным квартирам невдалеке от Браунау, где надеялся обуться, одеться и отдохнуть после трудных переходов.
– Вы на меня не претендуете, Прохор Игнатьич? – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3 ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. Лицо полкового командира выражало после счастливо отбытого смотра неудержимую радость. – Служба царская… нельзя… другой раз во фронте оборвешь… Сам извинюсь первый, вы меня знаете… Очень благодарил! – И он протянул руку ротному.
– Помилуйте, генерал, да смею ли я! – отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом.
– Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен. Да скажите, пожалуйста, я всё хотел спросить, что он, как себя ведет? И всё…
– По службе очень исправен, ваше превосходительство… но карахтер… – сказал Тимохин.
– А что, что характер? – спросил полковой командир.
– Находит, ваше превосходительство, днями, – говорил капитан, – то и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать…
– Ну да, ну да, – сказал полковой командир, – всё надо пожалеть молодого человека в несчастии. Ведь большие связи… Так вы того…
– Слушаю, ваше превосходительство, – сказал Тимохин, улыбкой давая чувствовать, что он понимает желания начальника.
– Ну да, ну да.
Полковой командир отыскал в рядах Долохова и придержал лошадь.
– До первого дела – эполеты, – сказал он ему.
Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своего насмешливо улыбающегося рта.
– Ну, вот и хорошо, – продолжал полковой командир. – Людям по чарке водки от меня, – прибавил он, чтобы солдаты слышали. – Благодарю всех! Слава Богу! – И он, обогнав роту, подъехал к другой.
– Что ж, он, право, хороший человек; с ним служить можно, – сказал Тимохин субалтерн офицеру, шедшему подле него.
– Одно слово, червонный!… (полкового командира прозвали червонным королем) – смеясь, сказал субалтерн офицер.
Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.
– Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?
– А то нет! Вовсе кривой.
– Не… брат, глазастее тебя. Сапоги и подвертки – всё оглядел…
– Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне… ну! думаю…
– А другой то австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый. Я чай, как амуницию чистят!
– Что, Федешоу!… сказывал он, что ли, когда стражения начнутся, ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарте стоит.
– Бунапарте стоит! ишь врет, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарте стоит! То то и видно, что дурак. Ты слушай больше.
– Вишь черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы еще до места не дойдем.
– Дай сухарика то, чорт.
– А табаку то вчера дал? То то, брат. Ну, на, Бог с тобой.
– Хоть бы привал сделали, а то еще верст пять пропрем не емши.
– То то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!
– А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошел. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошел.
– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.

wiki-org.ru

Игровая психотерапия — Википедия

Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры[1].

Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не предполагается. Это может быть и обучение определённым навыкам, например: использование в занятиях по лечебной физкультуре, обучение детей, больных диабетом, в оказании себе помощи и так далее[2].

Таким образом, можно сказать, что западный термин «игровая терапия» (play therapy) и часто употребляющийся у нас термин «игровая психотерапия» недостаточно точны.

Кроме того, существует несколько основных направлений игровой психотерапии, но очень часто происходит отождествление исключительно недирективной игровой психотерапии с игровой психотерапией вообще. При этом в качестве пациентов видятся только дети[2].

Виды игровой психотерапии[править]

Можно выделить несколько направлений, в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

  • Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному.
Основоположниками метода являются А. Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого.
Д. В. Винникотт применял игровую психотерапию в первую очередь для переработки детьми опыта ранних конфликтов привязанности и разлуки.
В эту же категорию можно отнести и песочную терапию, как ответвление Юнгианской школы психоанализа.
  • Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Р. Роджерса. Как метод была разработана Вирджинией Экслайн и Гарри Л. Лэндретом. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.
  • Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях Б. Ф. Скиннера и А. Бандуры. Основная задача терапевта в ней — обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.
  • «Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагированием. Разработана в 1930-х годах Д. М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.
  • Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т. п.)
  • Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Отто Ранка, Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.
  • Интегративно-эклектическое направление игровой психотерапии, включающее более или менее гармонично сочетающиеся элементы предыдущих; практически встречается чаще других.[2]

История возникновения метода[править]

  • Игровая семейная психотерапия. Под ред. Ч. Шеффера. — С-Пб., Питер, 2001.
  • Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.
  • Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер. с англ. — М., Институт практической психологии, 1998.
  • О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. — С-Пб., 2002.
  • Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, семья, детство. — М., 1999.
  • Экслайн В. Игровая терапия. — М., Апрель-Пресс, 2007 г, 416 стр.
  • Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей. Под ред. Маджидова Н. М. — Т.: Медицина, 1979. — 490 с.
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. — 224
  • Е. В. Фадеева, Б. М. Коган статья Использование методов игровой терапии для коррекции личностных нарушений у детей с церебральным параличом журнал «ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» № 1 (2) 2004
  • Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Г75 Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

www.wiki-wiki.ru

Игровая терапия — Психологос

Игровая терапия — все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки.

Игра используется некоторыми терапевтами в качестве способа лечения. Детям трудно ясно описать терапевту свои мысли и чувства, но они способны в игре «показать» свои мысли, переживания, желания и страхи. Обычными для детской игры темами являются:

  1. выполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт , которые хотели бы иметь;
  2. повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определенные эпизоды, часто –
  3. со сменой ролей, когда они берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни были пассивными реципиентами.

Сначала терапевт может просто наблюдать, позволяя детям свободно играть. Эта игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребенком, а также послужить основой для формулирования впечатления об уровне развития навыков ребенка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Содержание детской игры, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и организации, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций — все это имеет значение для сбора информации и постановки диагноза терапевтом.

Теоретические модели в игротерапии

Игротерапия начала развиваться в рамках психоаналитического подхода.

З. Фрейд, описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др.), указывал, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно.

М. Кляйн в 20-х годах прошлого века впервые начала использовать игрушки в психоанализе детей. Она считала игровую активность ребенка аналогом свободных ассоциаций, которая открывала доступ к бессознательному материалу. Она интерпретировала ребенку его игру в терминах эдипальной проблематики.

Позже игротерапия стала широко применяться и в других подходах. В настоящее время выделяют психоаналитически ориентированную игротерапию, недирективную, поведенческую, терапию отреагированием, экосистемную и др.

Виды игровой терапии

При недирективной игровой терапии терапевт о основном пассивен и поддерживает ребенка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты эго-аналитической ориентации, скорее всего, будут во время игры предлагать ребенку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, которые были вытеснены или отрицались. На другом полюсе располагаются терапевты, ориентирующиеся на теорию социального научения, которые сосредоточиваются на обучении ребенка играть с другими (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры.

В зависимости от конкретных нужд и проблем разных детей, терапевты варьируют уровень структурированности игровой терапии и могут дополнять ее другими типами вмешательств.

Play therapy и Gametherapy — Игровая терапия и Игротерапия

Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) — авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy — игровой терапии, или игротерапии в широком значении. Чтобы не создавать путаницы, мы разнесли это в две разные статьи: здесь представлены психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки, а в статье Игротерапия описывается. авторский метод Игротерапии, разработанный Р.Дмитриченко. См.→

www.psychologos.ru

Игровая психотерапия — это… Что такое Игровая психотерапия?


Игровая психотерапия
(play therapy) — использование игровых процедур в терапевтической практике, особенно при лечении детских расстройств. Рассматривается как вариант катарсиса, то есть метода лечения, дающего возможность символически отреагировать определённые ситуации фрустрации. Обычными для детской игры темами являются: а) исполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт, которые они хотели бы иметь; б) повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определённые эпизоды; в) смены ролей, когда дети берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни в аналогичных ситуациях они были пассивными реципиентами (Бирман, 2005). Помимо терапевтической ценности, игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребёнком, получить информацию о уровне развития навыков ребёнка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Модус психотерапевтического вмешательства может быть разным. При недирективной терапии терапевт, в основном, пассивен и поддерживает ребёнка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты Эго-аналитической ориентации склонны предлагать ребёнку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, которые были вытеснены или отрицались. Терапевты, ориентированные на теорию социального научения, сосредоточены на обучении играть с другими (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры. Ценность игровой психотерапии подвергается некоторыми исследователями сомнению относительно многих детских психиатрических расстройств.


* * *
(от греч. theraрeia – лечение) – форма коммуникативной терапии. Основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. У истоков этого направления стоял Я. Морено, разработавший метод психодрамы. Процедура И. п. включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных, в т. ч. проблемных и конфликтных, ситуаций. В этом процессе происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего у них снимается напряженность и страх перед др. людьми, повышается самооценка, приобретаются необходимые навыки решения межличностных проблем.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Игровая диагностика
  • Игровые перевоплощения

Смотреть что такое «Игровая психотерапия» в других словарях:

  • Игровая психотерапия — Игровая психотерапия  метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.[1] Следует также различать «игровую терапию» (более общий термин) и игровую психотерапию. В первом случае психотерапевтический аспект не …   Википедия

  • ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         Изучение детской игры путем наблюдения, интерпретации, структурирования и др. позволило осознать уникальность способа общения ребенка с окружающим его миром. Таким образом, игра была положена в основу метода лечения эмоциональных и… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • Игровая психотерапия — Метод психотерапии, использующий естественную потребность ребенка в игре, являющуюся важной составной частью гармонического его развития (навыков, воображения, самостоятельности). Применяется как самостоятельная методика и в комплексе с другими… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • психотерапия групповая — использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. П. г. может включать обучение больных интерпретации симптомов и особенностей собственного поведения и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ — метод леч. пед. воздействия на детей и взрослых, страдающих разл. эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе разл. методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности. Одним из… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • психотерапия — (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически …   Большая психологическая энциклопедия

  • психотерапия игровая — см. терапия игровая. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПСИХОТЕРАПИЯ — психологическая помощь, направленная на разрешение эмоциональных проблем и основанное преимущественно на беседе специалиста психотерапевта с лицом, ищущим помощи. К психотерапевту обращаются люди как с относительно несложными жизненными… …   Энциклопедия Кольера

  • Психотерапия (psychotherapy) — П. это метод работы с пациентами/клиентами в целях оказания им помощи в модификации, изменении или ослаблении факторов, мешающих эффективной жизни. Она предполагает взаимодействие между психотерапевтом и пациентами/клиентами ради достижения этих… …   Психологическая энциклопедия

  • ПСИХОТЕРАПИЯ ИГРОВАЯ — вид психотерапии, при котором в лечебных целях используются специально подобранные игры, в т.ч. подвижные игры различной интенсивности …   Психомоторика: cловарь-справочник

psychology_pedagogy.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *