Иллюзии какие бывают: 15 Иллюзии. Их виды. Особенности у детей.

15 Иллюзии. Их виды. Особенности у детей.

Иллюзии у детей возникают не ранее 4-5 лет.

Иллюзорное восприятие в детском возрасте бывает чаще, чем у взрослых. Этому способствуют общая психическая незрелость, меньшая точность восприятия, повышенная внушаемость и самовнушаемость, пугливость, склонность к фантазированию и воображению, нечеткое разграничение восприятий и представлений, слабость критических суждений. Кроме того, возникновение иллюзий у детей связано с недостаточной освещенностью, болезнями зрения и слуха, переутомлением, сонливостью, переходными состояниями от сна к бодрствованию. Аффективные иллюзии у детей бывают чаще, чем у взрослых вследствие их склонности к образованию страхов В более младшем возрасте преобладают зрительные иллюзии в более старшем — слуховые. Бывают парейдолические иллюзии. Возможны тактильные и обонятельные иллюзии (Ковалев В.В., 1985).Иллюзии возникают и у практически здоровых детей. Патологические илюзорные восприятия отличаются стереотипностью, своеобразием, «странностью» необычностью содержания.

Наряду с иллюзиями у детей встречаются неправильные восприятия формы, размеров, взаимного расположения предметов и явлений действительности, ошибки пространственного восприятия, нарушения схемы тела, метаморфопсий, :цветоощущения, ощущение невесомости и другие нарушения восприятия , которые преимущественно возникают при лихорадочных состояниях острых детских инфекциях, нейроревматизме. Иллюзии(от лат. illusio — ошибка, заблуждение) — это неадекватное отражение воспринимаемого объекта, несоответствие субъективного образа реальному предмету. Различают аффективные, вербальные, слуховые, тактильные, обонятельные и зрительные иллюзии (парейдолии и псевдопарейдолии). Чаще встречаются зрительные и слуховые иллюзии, а у детей по сравнению со взрослыми чаще встречаются зрительные иллюзии. У психически здоровых людей при определенных условиях также могут наблюдаться такие ошибки восприятия, как иллюзии. Это так называемые физиологические иллюзии .Примером их являются миражи в пустыне, голоса, слышимые в шуме ветра, и т.
д. Известны также оптические иллюзии в восприятии величины, формы, удаленности предметов, основанные на законах физики.

Аффективные иллюзии— это иллюзии любых органов чувств, возникающие под влиянием сильных эмоций (страх, гнев) при наличии слабого специфического раздражителя (слабая освещенность, слышимость) и с признаками астении. Содержание такой иллюзии всегда связано с ведущим аффектом.

Вербальные иллюзии представляют собой искажения слухового восприятия, когда, например, вместо нейтральных звуков и шумов, обрывков речи человек «слышит» осмысленную, целостную речь (чаще всего брань, угрозы, осуждение, но не обязательно). Вербальные иллюзии можно перепутать с другим психическим расстройством — бредом, однако при бреде человек слышит и пересказывает реальные фразы, вкладывая в них иное содержание, иной контекст. Здесь же человек «слышит» то, чего на самом деле не говорят. Вербальные иллюзии связаны с тем, что отдельные слуховые раздражители «конструируются» сознанием в осмысленную речь — целостный слуховой образ, содержание которого целиком определяется актуальным состоянием человека.

Слуховые иллюзии связаны с искаженным восприятием силы звука (звук кажется более громким), расстояния до источника звука (источник звучания воспринимается ближе или дальше реального источника звука), ритма звучания.

Тактильные иллюзии связаны с неадекватным восприятием силы тактильного ощущения (при соответствующей психологической установке любое, даже нейтральное прикосновение вызывает боль). К тактильным иллюзиям относятся парестезии— восприятие нейтрального тактильного ощущения как щекотки, зуда, жжения или ощущения того, что по телу ползают насекомые или змеи (этот вид парестезии называют формикацией — от лат. formica — муравей). При тактильных иллюзиях также могут нарушаться восприятие размера, формы, положения конечности, движения тела. К тактильным иллюзиям относится и так называемый синдром «чужой руки», когда своя собственная часть тела воспринимается как чужая.

Обонятельные или вкусовые иллюзии проявляются в форме субъективного изменения (инверсии) качества ощущений (сладкое кажется кислым, благовоние ощущается как зловоние).

Зрительные иллюзии(или иначе — парейдолии)представляют собой восприятие отдельных, не связанных между собой зрительных ощущений целостными, осмысленными образами. К зрительным иллюзиям также относится искаженное восприятие пространственных, цветовых, количественных (например, два или три вместо одного предмета) характеристик. Парейдолические иллюзии обычно возникают при сниженном тонусе сознания на фоне различных интоксикаций и являются важным диагностическим признаком.

Если эти иллюзорные образы дереализуются (т. е. появляется чувство искусственности в сочетании с бредовым толкованием), то такое расстройство называется псевдопарейдолиями.

Следует отметить, что наличие отдельных иллюзий в изолированном виде не является признаком психического заболевания, а лишь свидетельствует об аффективной напряженности или переутомлении. Только в сочетании с другими расстройствами психики они становятся симптомами определенных расстройств. Если иллюзорное восприятие является проявлением психического расстройства, говорят о патологических иллюзиях. Основным отличием физиологических иллюзий от патологических является коррегируемость и критичность больного к их содержанию. В таких случаях изменение условий восприятия (улучшение освещенности или изменение функционального состояния ЦНС), а также включение воспринимаемых образов в предметную деятельность приводят к тому, что человек обнаруживает свою ошибку и иллюзия разрушается. При патологических иллюзиях критичность больного к их содержанию, еще имеющаяся на начальных этапах развития болезни, снижается, иллюзии носят стойкий характер, их интенсивность снижается только по мере позитивного изменения болезненного состояниях в ходе лечения и ремиссии.

Физиологические особенности мозговых процессов у детей и психологические особенности их восприятия способствуют тому, что иллюзорные расстройства восприятия возникают у них довольно часто. В детском возрасте иллюзии наблюдаются при инфекционных заболеваниях и интоксикациях.

Возможно также появление их у детей, страдающих неврозами, психопатией, эпилепсией, шизофренией и др. Иллюзии могут регистрироваться даже в раннем возрасте, начиная с 1,5-2 лет у детей, способных к вербализации собственных переживаний. Иллюзии, как правило, связаны с различными эмоциональными реакциями, которые зависят от содержания иллюзорных образов, но чаще всего эти эмоции бывают отрицательными.

Геометрические иллюзии

 

Содержание

Вступление

Оптические иллюзии

  1. Что такое оптические иллюзии?
  2. Как возникают оптические иллюзии?
  3. Виды оптических иллюзий

 Геометрические иллюзии

  1. Иллюзии размера
  2. Иллюзии параллельности
  3. Иллюзии формы

Мои иллюзии

Заключение

Источники информации

Приложение 1: виды оптических иллюзий

Приложение 2: примеры геометрических иллюзий

Приложение 3: применение геометрических иллюзий

 

  1. Вступление

В окружающим нас мире мы можем наблюдать такое явление, как иллюзии. Так, например, в одном из павильонов на ВВЦ есть музей иллюзий, иллюзии можно наблюдать в рекламе, они часто встречаются в интернете. В этом году я начала изучение геометрии. А можно ли встретить иллюзии в геометрии? Я думаю, если на уроках геометрии для изучения геометрических понятий использовать иллюзии, то это повысит интерес школьников к изучаемому предмету.

Таким образом,

целью моей работы является выявление особых геометрических иллюзий и создание собственных образцов таких  иллюзий:

Задачи:

— изучить литературных и интернет-источники по вопросам , связанным с иллюзиями, видами иллюзий , причинами их возникновения;

— отдельно выделить группу геометрических иллюзии;

— выявить принципы построения геометрических иллюзий;

— на основе выявленных принципов создать собственные образцы геометрических иллюзий;

— проверить успешность созданных образцов геометрических иллюзий.

Считаю, что из общей массы различных иллюзий можно выделить особую группу геометрических иллюзий  и создать свои образцы таких геометрических иллюзий – это составляет гипотезу моего исследования.

В своем исследовании я использовала следующие методы

:

— изучение и обработка различных источников информации;

— сравнение, анализ, аналогия;

— практическая работа;

— социологический опрос.

 

  1. Оптические иллюзии

Что такое оптические иллюзии?

                                              

Изучая различные источники информации, я узнала, что человеческий организм – сложнейшая саморегулирующая система. Наши органы чувств передают информацию об окружающем мире и изменениях вокруг, позволяя организму запоминать и по-своему интерпретировать результаты. Но иногда даже совершенная система может давать сбой и ошибаться. Иногда это происходит со зрительным анализатором,  и тогда возникают оптические иллюзии, которые с давних времен  заставляли человечество удивляться.

                                        

 

 

    На иллюстрации выше показана схема зрительного восприятия.

На пути к сетчатке лучи света проходят через несколько прозрачных сред: роговицу, хрусталик и стекловидное тело. На сетчатке получается изображение, резко уменьшенное и перевернутое вверх ногами и справа налево. Дальше информация идёт в мозг, который интерпретирует её, и мы видим данный субъект.

            Оптические или зрительные иллюзии – это явление, при котором мы видим совершенно иное, чем оно есть на самом деле. Одни из существующих иллюзий давно научно объяснены и подтверждены практическим путем, другие также непонятны.

     2. Как возникают оптические иллюзии?

Основные причины возникновения оптических иллюзий:

1) В мозг приходит неправильная информация, из-за ошибочного восприятия глазами света от предмета.

2) Нарушения работы нервов во время передачи информации.

3) Мозг неправильно анализирует информацию.

Т.е. иллюзии это следствие неверной, специфической работы нашего организма.

  1. Виды оптических иллюзий:

Все оптические иллюзии в зависимости от их происхождения можно разделить  на 3 вида:

1)     Естественные (созданные природой). Например, мираж.

2)       Искусственные (придуманные человеком). Этот вид  часто используют фокусники-иллюзионисты. Такие иллюзии имеют конструктивный секрет и объясненный механизм возникновения и действия.

3)       Смешанные (естественные иллюзии, которые воссоздал человек) – это и модель миража, и иллюзионные картинки.

В зависимости от восприятия можно выделить следующие виды:

  1. Иллюзии движения. Изображенные на картинках фигуры при просмотре начинают двигаться или пульсировать, хотя на самом деле недвижимы.
  2. Зрительные искажения. Буквы, фигуры или линии в изображениях на самом деле расположены по-другому относительно друг друга.
  3. Иллюзия искажения размера. Одинаковые по размеру фигуры или предметы кажутся различными.
  4. Иллюзии цвета и контраста. Количество используемых для изображения цветов и оттенков кажется большим, чем есть на самом деле; нарушается цветовое восприятие объекта.
  5. Невозможные фигуры. Изображение нереальных фигур, которые не могут быть воспроизведены в трехмерном пространстве. Невозможные фигуры сначала кажутся обыкновенными фигурами, но при детальном рассмотрении становится понятно, что в них скрыто множество противоречивых элементов.

Примеры различных видов оптических иллюзий смотрите в приложении 1.

  Геометрические иллюзии

Геометрия — это наука, занимающаяся изучением формы предметов, определяющая их размеры и взаимное расположение. Поэтому из всех оптических иллюзий я выделила геометрические, то есть те,  которые связаны с изображением геометрических фигур на плоскости – это иллюзии размера, формы и параллельности.

  1. Иллюзия размера

Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

                                                                                     

На самом деле они одинаковые.

Эта иллюзия основана на явлении иррадиации.   Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся больше,  чем на самом деле, они как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика, как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

 Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

Вот несколько примеров иллюзии размера.

а) Иллюзия Болдуина

Какая линия больше А или Б?

                                                                   

Они абсолютно равны, хотя линия Б кажется гораздо длиннее.

 б) Иллюзия Мюллера-Лайера (Franz Muller-Lyer, 1889)

(перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части)

 Какой из горизонтальных отрезков длиннее?

                                                              

Они все равны.

Другие примеры иллюзии размеров смотрите в приложении 2.

Вывод:

Рассмотрев разные варианты геометрических иллюзий размера, я выделила несколько принципов их построения:

  1. Влияние фона или окружения объекта.

Если вокруг объекта разместить объекты большего размера, то первый объект будет казаться меньше. Если добавляемые объекты будут меньше по размеру от исходного, то он станет визуально больше.

                                                            

  1. Применение опыта из повседневной жизни.

В обычной жизни мы привыкли к определённым свойствам различных объектов. Так например, при удалении предмета, он кажется все меньше и меньше. Поэтому художники, создавая свои картины используют перспективу для более реалистичного изображения предметов. А вот иллюзии, воспроизводящие перспективу, искажают реальные размеры фигур.

                                                                          

  1. Использование явления иррадиации.

О нём мы уже знаем. Просто помещаем светлые фигуры на тёмный фон, а тёмные на светлый. Иллюзия готова.

                                                             

  1. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части.

Если объекты, которые нужно преобразовать в иллюзию, сделать частью другой фигуры, то они могут перенять её свойства.

Параллелограмм Зандера (1926): Какой отрезок длиннее AB или BC?

                                                             

На самом деле, отрезки AB и BC равны.

  1. Расположение предметов.

Узкие фигуры в вертикальном положении кажутся больше, чем в горизонтальном. 

                                                                                      

 

  1. Иллюзии параллельности.

Параллельные прямые — это две непересекающиеся прямые, лежащие в одной плоскости.

Иллюзии данного вида искажают параллельность. Прямые кажутся нам не параллельными, а вогнутыми или выпуклыми кривыми.

 

а) Иллюзия Геринга (иллюзия веера)

                                                                       

 Прямые, на самом деле, параллельны.

 б) Иллюзия Вундта (1896)

                                                                                

Линии в центре, в действительности, параллельны.

 

г) Иллюзия Цолльнера (Zolliner, 1860).

                                                                        

 Параллельные прямые кажутся изогнутыми.

Другие примеры иллюзии параллельности смотрите в приложении 2.

Вывод:

Рассмотрев разные варианты геометрических иллюзий параллельности, я выделила несколько принципов их построения:

  1. Влияние фона или окружения.

а) Острые углы, помещённые между двумя параллельными прямыми, визуально делают их выпуклыми; тупые углы — вогнутыми.

                                                                 

б) Перечёркнутые наклонными штрихами, часто и в разные стороны, параллельные линии перерастают нами восприниматься, как параллельные, кажется, что они могут пересечься.

                                                              

в) Перенос свойств целой фигуры на ее отдельные части.

                                                                                                  

В данной иллюзии центральные части ломаных линий параллельны. Однако из-за их расположения, визуально они кажутся пересекающимися, если их продлить.

  1. 3. Иллюзии формы

Под этими иллюзиями я понимаю невозможные фигуры или импоссибилизм. Этот термин был введен в обращение Тедди Бруниусом, профессором искусствоведения Копенгагенского университета. Импоссибилизм, это изображение предметов, которые кажутся реальными, но не могут существовать в физической реальности.

Основоположником «невозможных фигур» по праву считается швед Оскар Рутервард. Родился он в 1915 году в Стокгольме. В 1934 году создал первую невозможную фигуру — невозможный треугольник, составленный из набора кубиков. За годы своего творчества он создал более 2500 невозможных фигур. Все они выполнены в японской (параллельной) перспективе.

 Его первая невозможная фигура появилась случайно, когда он в 1934 г. в последнем классе гимназии на уроке «чиркал» в учебнике латинской грамматики, рисуя в нем геометрические фигуры. Это был псевдотреугольник, который получил у математиков называние треугольника Рутерсварда.

а) Треугольник Рутерсварда.

б) Независимо от Рутерсвэрда английский математик и физик Роджер Пенроуз повторно открывает невозможный треугольник и публикует его изображение в британском журнале по психологии в 1958 г. В иллюзии использована «ложная перспектива».

                                                      

Треугольник Пенроуза

 

в) А вот еще невероятная невозможная лестница Пенроуза

                                                                                   

 Если вы пойдете по ней по часовой стрелке, то будете все время спускаться, а если против часовой стрелки, то будете всегда подниматься…

Другие примеры иллюзий формы смотрите в приложении 2.

Вывод:

Рассмотрев разные варианты невозможных фигур, я выделила несколько принципов их построения:

 

  1. Составление крупной фигуры из фигур меньшего размера.

При соединении маленьких фигур в большую легко допустить «ошибку» и создать невозможную фигуру.

                                                            

  1. Невозможные соединения.

Вся фигура может стать невозможной из-за одного неверного соединения её частей.

                                                                                

  1. Переход из части фигуры в пространство.

Часть невозможной фигуры может очень плавно перейти в пространство.

                                                                               

  1. Мои иллюзии

На основе выделенных принципов построения иллюзий, я создала свои.

  1. Иллюзия размера прямоугольников.

Эта иллюзия создана по принципу «влияние фона или окружения объекта». Прямоугольник, окружённый маленькими чёрточками кажется меньше, чем тот, который окружают чёрточки большего размера. На самом деле они равны.

                                                   

  1. Иллюзия размера шаров.

Благодаря перспективе, игре света и тени, расположению шаров создаётся впечатление что один из них больше, а другой меньше, но на самом деле они равны.

 

  1. Иллюзия параллельности.

Эта иллюзия создана по принципу «перенос свойств всей фигуры на её отдельные части». Листья сужающиеся к верху, создают ощущение, что прямые тоже сужаются, но они параллельны.

                                                    

  1. Невозможная призма.

Данная призма является невозможной фигурой. Её нельзя воспроизвести в трёхмерном пространстве, т.к. видимые её линии плавно переходят в невидимые.

Чтобы понять, удачно ли составлены мои иллюзии, я провела опрос учеников 5-7 классов своей гимназии и получила, что:

  1. Иллюзия размера прямоугольников.

Прямоугольники разного размера для 16 человек и одинакового для 10. Считаю, что иллюзия получилась.  Достаточно большое количество голосов,  поданных за одинаковый размер, говорит о том, что опрашиваемые понимают, что имеют дело с иллюзиями, и на самом деле прямоугольники одинакового размера.

  1. Иллюзия размера шаров.

Шары разного размера для 24 человек и одинакового для 17 человек. Считаю, что иллюзия получилась.

  1. Иллюзия параллельности.

Прямые параллельны для 5 человек и не параллельны для 18 человек. Считаю, что эта лучшая из получившихся иллюзий.

  1. Невозможная призма.

Призма возможна для 11 человек и не возможна для 12 человек.

Считаю, что эта иллюзия не ориентирована на данную аудиторию. У учеников 5-7классов возникали вопросы по поводу пунктирных линий.

 

  1. Заключение

Моя гипотеза подтвердилась. Я выделила отдельную группу геометрических иллюзий, которая разделилась ещё на иллюзии размера, параллельности и формы. Из каждой подгруппы я выделила принципы построения  иллюзий, и теперь могу сделать вывод, что в основном причинами образования геометрических иллюзий являются: объекты, расположенные рядом; положение самого объекта рядом с другими; состав объекта. С помощь выше перечисленных способов образования иллюзия я создала свои, успешность которых была проверена опросом школьников.

  1. VI. Источники информации
  2. Джанни А. Сарконе, Мари-Джо Ваэбер «Рисуем оптические иллюзии», М., АРТ-РОДНИК, 2013, с. 128
  3. С. Толанский «Оптические иллюзи», М., Мир, 1967, с. 128
  4. http://www.optical-illusions.ru
  5. http://www.pressmaket.ru/illuzii.html
  6. http://www.psy.msu.ru/illusion/size.html
  7. http://www.diagram.com.ua/illusions/2.shtml
  8. http://obychnogo.net/opticheskie-illyuzii-zritelnye-iskazheniya
  9. http://im-possible.info/russian/articles/reut_imp/
  10. http://art-science-world.diary.ru/p174185185.htm?oam
  11. http://ppt4web.ru/geometrija/mir-nevozmozhnykh-figur.html

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Виды оптических иллюзий:

  1. Иллюзии движения.
  • Изображенные на картинках фигуры при просмотре начинают двигаться или пульсировать, хотя на самом деле недвижимы.

                                                                      

  • Эти красные круги на малиновом фоне интенсивно пульсируют, напоминая минивзрывы.

                                                                      

  • Смотрите в центр изображенной фигуры и замечайте пульсирование и движение. Иллюзия усилиться, если двигать головой влево-вправо.

                                                                         

  1. Зрительные искажения.
  • Буквы в изобрааженном слове на самом деле параллельны друг другу.

                                                                   

  • И горизонтальные линии на следующем рисунке также параллельны между собой.

                                                                        

  • В центре рисунка изображены квадраты, а не фигуры с неровными сторонами. А еще мы можем увидеть несуществующие пульсирующие квадраты по всему полю рисунка.

                                                                          

  1. Иллюзия искажения размера.
  • Кто выше карлик на переднем плане или человек на заднем? Человек на заднем плане и карлик на переднем — одного роста.

                                                                           

  • Какая линия длиннее AC или AB? AC и AB равны.

                                                                           

  • Посмотрите на цифры «3» и»8″. Верхняя половина каждой цифры равна нижней, не правда ли?

                                                           

А теперь перевернем эти цифры.

                                                            

Разница в размере верхних и нижних половин становится     очевидной.

  1. Иллюзии цвета и контраста.
  • Посчитайте, сколько оттенков, кроме белого, присутствует на картинке? А их оказывается только два – красный и зеленый!

                                                                      

  • А здесь спирали какого цвета вы видите? А голубых-то и нет на самом деле. Только зеленые!

                                                                      

  1. Невозможные фигуры

                                                                      

Невозможные фигуры сначала кажутся обыкновенными фигурами, но при детальном рассмотрении становится понятно, что в них скрыто множество противоречивых элементов. Эти фигуры не могут быть воспроизведении в трёхмерном пространстве.

                                                                       

ПРИЛОЖЕНИЕ 2: Геометрические иллюзии

  1. Иллюзии размера.

а) Иллюзия Ястрова (Jastrow, 1891).

Какая из фигур больше?

                                                                          

Они абсолютно одинаковые.

 б) Иллюзия железнодорожных пулей (Mario Ponzo, 1913).

                                                                                                  

Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее.

Эта линия продолжает восприниматься как более длинная, в каком бы положении мы ни рассматривали рисунок. Попробуйте повернуть голову на 90 градусов.

в) Иллюзия кинескопа.

Какая из красных линий длиннее?

                                                                               

 Красные линии на рисунке одной длины.

г) Квадратура круга.

                                                                               

Левая окружность кажется больше правой.

 д) Иллюзия перспективы.

 Какой из параллелепипедов больше?

                                                                                      

Они равны.

2.Иллюзии параллельности.

а) Иллюзия Поггендорфа (Poggendorf, 1860)

                                                                                         

На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется.

 б) Иллюзия с витыми веревками (James Frazer, 1908).

Это прямые или нет?

                                                                                     

Это параллельные прямые.

 в) Иллюзия Липпса

                                                                                                

Центральные части линий параллельны друг другу.

 

 г) Иллюзия У. Эренштейна (W. Ehrenstein, 1921)

                                                                            

 Квадрат кажется искаженным.

 

д) Синие квадраты кажутся нарисованными неровно

                                                                  

е) Все квадраты не самом деле не искажены.

                                                             

 ж) Узор как бы выступает вперед?

                                                           

На рисунке все квадраты не искажены.

 

з) На данном рисунке все прямые параллельны.

                                                               

  1. Иллюзии формы.

а) Впервые эта иллюзия была опубликована в журнале «Mad» в 1965 году (художник Норман Минго).

                                                                              

б) Невозможный куб Эшера.

                                                                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Применение геометрических иллюзий

Каждый день мы сталкиваемся с геометрическими иллюзиями в обычной жизни, но как правило их не замечаем. Я выделила основные направления использования этих иллюзий в быту:

  1. Дизайн одежды

Благодаря иллюзиям женщины имеют уникальную возможность подкорректировать своё тело без каких-либо лишних воздействий. Достаточно правильно выбрать орнамент на платье. Например, иллюзия Геринга поможет сконцентрировать внимание на одной части, а другую сделать незаметнее.

                                                         

  1. Дизайн интерьера

Часто в дизайне интерьера используется техника анаморфоз. Она создаёт объёмные и реалистичные изображения в пространстве, которые принимают чёткие очертания лишь с определённой точки. Наиболее распространены иллюзии с геометрическими фигурами. Самым известным мастером современности, творящем в этом направлении, является Феличе Варини.

  

  

  1. Архитектура и украшение улиц.
  • Скульптура невозможного треугольника, в центре бельгийской деревни Опховен (Ophoven), где живет в настоящее время художник и математик Матье Хэмакерзом (Mathieu Heamekers).

     А это фотография скульптуры с другой точки обзора.

                                                                            

    Вот на такие ухищрения пришлось пойти, чтобы скульптура смотрелась в анфас…

  • Анаморфоз применяется не только в интерьерах, но и в украшении целых зданий.

     

  • Иллюзии параллельности в архитектуре.

                                               

  1. Иллюзии в рекламе и логотипах.

       

Основная задача реклам и логотипов — привлекать к себе внимание и быть запоминающимися. Иллюзии справляются с этой задачей блестяще, поэтому стали неотъемлемой частью маркетинга.

  1. Иллюзии в психологии.

На приёме у психолога Вам могут показать иллюзии и спросить, что Вы видите. Это особый метод изучения внутреннего состояния человека.

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

3 вида оптических иллюзий — союз науки и искусства

Вы видите старуху, а человек рядом с вами видит молодую. Точки, которые действительно неподвижны, кажутся движущимися, когда вы начинаете терять фокус. Два цвета, которые вы могли бы поклясться, что они разные, оказываются идентичными, когда вы кладете их рядом. Если и есть что-то верное в отношении оптических иллюзий, так это то, что в них есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. На самом деле намного больше.

Можно подумать, что оптические иллюзии ближе к дешевым фокусам, чем к почитаемым произведениям искусства. Это немного странно, учитывая, что все произведения искусства по своей сути являются собственными иллюзиями. Рембрандт, Диего Веласкес, Жак-Луи Давид — эти великие художники были обманщиками, поскольку использовали свое понимание света и перспективы, чтобы сделать плоские изображения трехмерными.

A и B одного цвета, даже если это не выглядит так. (Источник: Эдвард Х. Адельсон / Википедия)

Оптические иллюзии также ценны с научной точки зрения. «Изобразительное искусство, — как поясняется в одной из статей журнала журнала Scientific American , — иногда предшествовало визуальным наукам в открытии фундаментальных принципов зрения посредством применения методичных — хотя, возможно, и более интуитивных — методов исследования. В этом смысле искусство, иллюзии и визуальная наука всегда были неявно связаны».

В этой статье мы рассмотрим три различных типа оптических иллюзий и объясним, что каждый из них может рассказать нам об искусстве и человеческом мозге. Способ и скорость, с которой мы интерпретируем иллюзии, могут выявить личные предубеждения, в то время как работы голландского рисовальщика и мастера-иллюзиониста М. К. Эшер приводит полезную аналогию того, почему мы спотыкаемся о философские парадоксы.

Буквальные оптические иллюзии

Первый и самый простой тип оптических иллюзий буквально оптических иллюзий, которые описывают изображения, на которые можно смотреть двумя разными способами. Моя жена и моя свекровь , пожалуй, самый известный пример буквальной оптической иллюзии. На изображении, созданном неизвестным художником в конце 19 века, изображена фигура, которая, в зависимости от направленности зрителя, напоминает то некрасивую старуху, то хорошенькую молодую. (Если вам трудно это разглядеть, голова молодой женщины отвернута от зрителя. «Глаз» старухи — это «ухо» молодой женщины.)

Моя жена и моя свекровь. Какой из них вы видите? (Источник: W.E. Hill/Wikipedia)

Другие примеры включают натюрморты итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо The Gardner и The Cook , на которых овощи и мясо расположены в форме, напоминающей человеческие лица. All is Vanity , показанный ниже, представляет собой черно-белый рисунок Чарльза Аллана Гилберта 1892 года, на котором изображена женщина, делающая макияж перед туалетным столиком, который также напоминает человеческий череп.

С художественной точки зрения буквальные оптические иллюзии можно использовать для установления связи между двумя разными объектами или идеями. Моя жена и моя свекровь соединяет молодость со старостью и уродство с красотой. Портреты Арчимбольдо устанавливают связь между работой и личностью, а All is Vanity — часть целого жанра художественных работ со скрытыми черепами — комментирует гордость и нарциссизм.

Все суета . (Источник: Чарльз Аллен Гилберт/Википедия)

С научной точки зрения буквальные оптические иллюзии дают представление о природе человеческого восприятия. Когда гарвардский психолог Эдвин Боринг наткнулся на книгу «Моя жена и моя свекровь » на открытке, он был поражен тем, насколько по-разному реагируют на нее люди. Кто-то сначала увидел молодую девушку, а кто-то только старуху. Некоторым потребовалось всего несколько секунд, чтобы увидеть и то, и другое, в то время как другие боролись минуты, если не часы.

Боринг провел несколько экспериментов с иллюзией и не разочаровался в том, что обнаружил. В целом он обнаружил, что более молодые участники были более предрасположены к тому, чтобы сначала увидеть молодую женщину, в то время как участники старшего возраста были более предрасположены к тому, чтобы увидеть пожилую женщину. Другими словами, можно сказать, что наш возраст влияет на то, как мы видим мир.

Физиологические оптические иллюзии

Второй тип, физиологические оптические иллюзии , чрезмерно стимулируют человеческий мозг, предоставляя ему больше света, формы или цвета, чем он способен обработать. Физиологические оптические иллюзии бывают разных разновидностей, например, кинетические иллюзии — то есть изображения, использующие сенсорную перегрузку для создания иллюзии движения и движения.

Многие известные физиологические оптические иллюзии были созданы не художниками, а учеными. Лучи Маккея, например, являются работой Дональда М. Маккея, невролога, работавшего в Королевском колледже Лондона. Оригинальные Mackay Rays, представленные в 1957, показывают плотное скопление радиальных линий. Когда вы смотрите в центр этого кластера, кажется, что белое пространство между линиями смещается и мерцает.

Фигурка Маккея Рэя. Сосредоточьтесь на центре круга в течение десяти секунд, затем сосредоточьтесь на букве F. (Источник: CW Tyler / PLoS Biology / Wikipedia)

Поскольку физиологические оптические иллюзии нерепрезентативны, они не появлялись в истории искусства до недавнего времени. когда в 1960-х годах возникло движение оптического (оптического) искусства. А 1965 в Нью-Йоркском музее современного искусства под названием «Отзывчивый глаз» были исследованы различные оптические иллюзии, в том числе невозможные фигуры, которые привлекали зрителей, как никогда раньше.

Физиологические оптические иллюзии создаются глазом или мозгом? Исследователи не были уверены, пока Xoana Troncoso и др. . опубликовал статью, в которой утверждалось, что иллюзии могут быть вызваны микросаккадами, небольшими непроизвольными движениями глаз, которые происходят, когда мы фиксируем взгляд на чем-то, сдвигая наше периферийное зрение и, таким образом, создавая впечатление движения или яркости.

Когнитивные оптические иллюзии

Третий и наиболее сложный тип оптических иллюзий известен как когнитивные оптические иллюзии. Подобно психологическим иллюзиям, когнитивные иллюзии обманывают не только глаза, но и мозг. В отличие от психологических иллюзий, последствия которых проявляются быстро, инстинктивно и без долгих размышлений, психологические иллюзии требуют значительных когнитивных усилий, чтобы их распутать.

Одни из лучших примеров когнитивных оптических иллюзий были созданы голландским рисовальщиком М.К. Эшер. Он известен созданием невозможных форм, сцен и объектов, таких как Рисование рук , в котором показаны две реалистично отрисованные руки, находящиеся в процессе рисования друг друга.

Упрощенная версия невозможной лестницы Эшера. (Источник: GFDL/Википедия)

Невозможные рисунки Эшера сбивают с толку именно потому, что они кажутся возможными. Воспользовавшись знакомством зрителя со светом и перспективой, художник может скрыть свои иллюзии в том, что в остальном является вполне логичным изображением. Ключом к пониманию Эшера является осознание того, что двухмерные сцены, какими бы трехмерными они ни выглядели, действуют в соответствии с совершенно другим набором правил.

Упрощенная версия невозможного водопада Эшера; уберите воду и столбы, и фигура станет возможной. (Источник: Эндрю Кеперт / Википедия)

Невозможные рисунки М.К. Эшера впечатляют не только художественно. Они также интересны философам, которые используют их в качестве визуальных аналогий для понимания и деконструкции парадоксов, таких как так называемый парадокс лжеца, который ставит без ответа вопрос о том, говорит ли лжец правду или нет, когда говорит вам, что лжет.

Невозможные рисунки Эшера состоят из плоских изображений объектов реального мира, и аналогичным образом слова используются для выражения логических головоломок. Как поясняется в одной академической статье, так же, как «линии на картинке могут иметь несколько и взаимно несовместимых интерпретаций в зависимости от различных подсказок, предоставляемых окружением», так и «контекст, в котором встречается предложение, может определять противоречивую интерпретацию».

Визуальные иллюзии и оптические иллюзии — это не одно и то же

Большинство людей используют термины «оптическая иллюзия» и «зрительная иллюзия» взаимозаменяемо, так же как «жидкость» и «жидкость» или «диван» и «кушетка» являются синонимами.

На первый взгляд, это может показаться крайним педантизмом — в порядке вещей для общества, которое все больше вовлечено в языковые игры.

Однако это не просто семантика — эти термины относятся к совершенно разным процессам, отражающим глубокие метафизические различия. По общему признанию, объединение различных явлений на удивление распространено в психологии.

Оптические иллюзии

«Оптика» относится к свойствам света. Свет — форма электромагнитного излучения — взаимодействует с веществом, так как передается через различные среды, что может порождать разнообразные оптические явления.

Например, когда свет проходит из воздуха в более плотную среду, такую ​​как вода, он преломляется, то есть меняет направление. Это полностью физическое явление, но поскольку организмы используют световую информацию для изображения окружающей среды, это может привести к оптическим иллюзиям: карандаш на изображении ниже на самом деле не согнут — он совершенно прямой, но погруженный в воду (что оптически более плотная среда, чем воздух) дает вид излома.

Карандаш кривится?

Источник: Куки Ладрон де Гевара/Shutterstock

В этом и заключается иллюзия – вид кривого карандаша не соответствует действительности, но лучи света искривляются водой. Именно свет (или оптика) является причиной иллюзии.

Иллюзии зрения

Напротив, иллюзии зрения вызываются обработкой в ​​зрительной системе самого организма. Основная причина физиологическая, а не физическая.

В качестве примера можно привести визуальную иллюзию, недавно представленную Михаилом Карловичем и мной: «Сверкающую звездную вспышку».

Вы видите лучи, исходящие из центра?

Источник: Karlovich & Wallisch, i-Perception

Глядя на это изображение, вы можете увидеть мимолетные яркие лучи, исходящие из его центра. Однако на самом деле этих лучей нет. В изображении нет световой информации, которая вызывает эту иллюзию — иллюзорные лучи объективно не ярче окружающего их серого фона. Вместо этого эта иллюзия вызвана мозгом, в частности зрительной системой, которая дает начало восприятию, отсюда и «визуальная иллюзия».

Зрение — это когнитивный акт, с помощью которого организм пытается получить информацию об окружающей среде, чтобы улучшить свои действия. Поэтому очень важно, чтобы это произошло быстро. Это проблема, поскольку доступной информации может быть недостаточно для точного анализа сложной ситуации в среде. Именно тогда зрительная система заполняет недостающую информацию обоснованными предположениями. Здесь обоснованное предположение основано на том факте, что точки пересечения черных фигур, составляющих приведенный выше рисунок, кажутся части зрительной системы немного ярче, чем остальные фигуры. Объективно это тоже неверно, но зрительная система этого не знает и быстро «сопоставляет точки» с наиболее правдоподобной интерпретацией, заключающейся в том, что черные фигуры перекрываются яркими линиями. Этот эффект еще более заметен при повороте изображения.

Таким образом, восприятие работает подобно автокоррекции. Автокоррекция не всегда так уж правильна, но она делает обоснованное предположение о том, что вы, возможно, хотели сказать, используя информацию, которая у нее есть в данный момент, чтобы поддерживать разговор.

Это иллюстрирует суть зрительных иллюзий — они раскрывают конструктивную природу зрительного восприятия, и по конкретным догадкам, которые оно делает, мы можем сделать вывод, как оно работает, когда эти догадки отличаются от объективной реальности. Здесь мерцающий эффект звездообразования позволяет ученым исследовать пространственную интеграцию на большие расстояния с помощью зрительной системы. Предыдущие, казалось бы, похожие иллюзии были основаны на сетках, которые не поддаются такому исследованию, но делают иллюзию яркости в точках пересечения сетки более заметной.

Если восприятие не соответствует действительности, мы имеем дело с иллюзией. Однако это несоответствие возникает из-за того, как свет взаимодействует с веществом в случае оптической иллюзии. Зрительная иллюзия возникает из-за обработки, которая происходит в самом мозгу. Тот факт, что мозг добавляет немного больше, а не является просто пассивным приемником оптической информации, имеет глубокое метафизическое, а также практическое значение. Ваше восприятие является конечным продуктом многих этапов когнитивной обработки. Они могут соответствовать или не соответствовать объективной реальности, поэтому не обязательно принимать их за чистую монету. Зрительные иллюзии — это не просто «шутки света».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *