Иллюзии восприятия цвета | Журнал Ярмарки Мастеров
Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Мозг человека — поистине удивительная и непостижимая вселенная. Он способен так преображать, преломлять и видоизменять действительность, что порой его носитель может жить совсем не в том мире, который его на самом деле окружает.
В том числе это касается восприятия цвета. Не вдаваясь во все многообразие вариантов видения цветов разными людьми, хочу показать примеры оптических иллюзий, описанных профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсеном. Так называемая, «иллюзия тени Адельсона» заключается в том, что один и тот же цвет на разном фоне видится человеком, как разные цвета.
Самый популярный пример — цилиндр с тенью на шахматной доске
Здесь клетки A и B воспринимаются нами, как темно-серая и светло-серая, на самом же деле эти клетки одного цвета.
Вот еще примеры такого рода иллюзий:
Лошади имеют одинаковую расцветку, хотя выглядят на разном фоне по-разному.
Чтобы убедиться, что собаки одного цвета, достаточно убрать фон (или поместить их на одинаковый фон):
Вот еще классический пример:
Чтобы увидеть, что прямоугольники A и B одного цвета, нужно пальцем закрыть границу между ними!
И самая моя любимая демонстрация данного эффекта — кубик Рубика:
Центральные квадратики на передней и на верхней гранях кубика тоже одного цвета! Чтобы это увидеть, можно в непросвечивающей бумаге (картоне, например), проделать две дырочки, в которые будут попадать только цвета этих квадратиков, и приложить к изображению.
С проблемами восприятия цветов наверняка сталкивались те, кто когда-нибудь пытался что-то нарисовать с натуры. Вроде видишь какой-то цвет, а когда пытаешься его вписать в свое произведение, он не вписывается, выглядит неестсественно, не к месту. Особенно сильно мозг начинает «играть» с цветами, когда присутствуют тени. Такие известные приемы, как увеличение яркости фона, чтобы «притушить» саму картинку, или выделение черным контуром объекта, чтобы увеличить визуально его яркость, тоже являются следствиями оптических иллюзий.
Великое мастерство художников отчасти заключается именно в этом — уметь увидеть нужное, несмотря на фон, помехи, игру мозга.На последок еще одна иллюзия, возникающая при игре рядом расположенных цветов:
Видите ярко-малиновые точки? Их там нет!
Рейтинг
☆
☆
☆
☆
☆
0.0 (0 голосов)
Точечный Мир (Екатерина) (PointsWorld)
Россия, Московская обл., Дубна
Магазин (110)
Блог (160)
Следите за творчеством мастера
Блоги по теме
Ключевые слова
- Ключевые слова
- иллюзии
- иллюзии цвета
- оптические иллюзии
- цвет
- цвета
- новая публикация
- иллюзия адельсона
Рубрики блогов
Новости магазинов
Акции и распродажи
Персональные записи
Иллюзии восприятия реферат по психологии | Сочинения Психология
Скачай Иллюзии восприятия реферат по психологии и еще Сочинения в формате PDF Психология только на Docsity! ИНСТИУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РЕФЕРАТ по Общей психологии на тему : ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ Рунова О. Б. 1 курс факультет: психологический г. Москва 2004 г. Введение. Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т.е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, т.е. его поверхность имеет цвет. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что щенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами — щенок. Воспринимаемые качества, такие, как цвет, размер и т.п. остаются постоянными и не зависят от того что, например, изображение на сетчатке глаз постоянно меняется. Так, нам не кажется, что в тени щенок меняет свою окраску или что его размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, приближается или удаляется он от нас. Это можно объяснить тем, что процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Все это ведет не совсем адекватному восприятию, к искажению воспринимаемого объекта, в том числе ведет и к искажению зрительного образа, к появлению так называемых иллюзий зрения. Иллюзии зрения. Сколько раз дерево принималось за продолжение дороги, а тень от скалы — за поворот? Страховые компании располагают статистикой, доказывающей, что от зрительного образа до реальности — целая пропасть… Роже де ля Тай. Оптические иллюзии, или Алгебра невозможного. На двух других рисунках правые фигуры больше левых (фигуры в целом), однако отмеченные буквами части этих фигур равны отмеченным буквами частям левых фигур, хотя они и кажутся значительно крупнее. Это происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на её части. Во-вторых, встречаются случаи иллюзий того же рода с той только разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от “целого” к “части”, а от “части” к “целому”. На рисунке диаметр круга кажется больше расстояния между линиями AB и CD; на самом деле он равен этому расстоянию. В-третьих, при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т. е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример: на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы. На другом рисунке внутренний круг слева кажется больше правого внутреннего круга. Это объясняется не контрастом яркости или цветовом контрасте, который здесь ничтожно мал или вовсе отсутствует, а в особенностях восприятия фигуры и фона. В-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. На приводимом рисунке прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе. (Иллюзия С.Томпсона). Наконец, следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со зрительным восприятием целого и части, причина которых кроется в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру. 3. Переоценка вертикальных линий. В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. Если предложить ряду лиц начертить вертикальную и горизонтальную линии одинаковой длины, то в большинстве случаев начерченные вертикальные линии будут короче горизонтальных. При делении на глаз вертикальной линии пополам обычно середина оказывается слишком высоко (это ясно видно из приводимого рисунка). Вертикальные параллельные линии при значительной их длине обычно кажутся в верхней части слегка расходящимися, а горизонтальные — сходящимися. К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется (смотрите рисунок) Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством неподразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины. На другом рисунке нам кажется, что правая фигура уже и выше (взгляд скользит по вертикали) левой фигуры. На самом деле обе эти фигуры — правильные заштрихованные квадраты с равными сторонами. Значит, заполненное пространство нам всегда кажется шире незаполненного и по горизонтали и по вертикали? Однако это не всегда так, и многое в этом зависит от направления, по которому скользит наш взгляд, стремясь воспринять фигуру. 4. Преувеличение острых углов. Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь “схватывает” острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов. Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми. Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат — деформированным. 5. Меняющийся рельеф и перспектива. Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию. Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Чтобы изобразить на рисунке некоторую часть пространства, заполненную предметами, так, чтобы рисунок производил впечатление 9. Иллюзии цветового зрения. Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений — явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному — состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным. Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие”. Этот факт наглядно иллюстрирует приводимый рисунок. Рассматривая левую фигуру, мы склонны думать, что это усеченная пирамида, обращенная вершиной к нам. А вот на правой мы скорее представим себе туннель с выходным отверстием вдали. “Выступающими” цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или “теплые”), а “отступающими” кажутся цвета зелено-синие (или “холодные”). Тоже самое можно сказать и о восприятии оттенков темного и светлого, темное кажется ближе, чем светлое. 10. Иллюзии восприятия размера. Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна. Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты… “Если бы мы увидели аэроплан, поднявшийся над горизонтом за дальней деревней, такого же размера, как видим его над головой, он показался бы больше самой деревни и, вероятно, представлял бы ужасающее зрелище”, — пишет известный английский физик Уильям Брэгг в книге “Мир света”. Так и луна: приближаясь к горизонту, она должна была бы уменьшаться в размерах, как самолет, этого властно требует опыт. А так как “возле горизонта” означает для наших “бессознательных умозаключений”, что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной! Список литературы. 1. Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961 2. Демидов В. Как мы видим то, что видим. Изд. “Знание”, М.,1987 3. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Книга первая. М., “Педагогика”, 1980
Восприятие и иллюзии восприятия | Psychology Today
Когда я учился в старшей школе, мой друг однажды подменил меня газировкой. Я думал, что делаю глоток кока-колы, но он заменил ее крем-содовой. Я сразу же выплюнул его, думая, что это ужасно на вкус. Но я вообще люблю крем-соду. Почему это? Короткий ответ заключается в том, что моя обработка «сверху вниз» противоречила сенсорному вводу «снизу вверх». Чтобы понять, что я имею в виду, давайте подумаем о восприятии. После уточнения я помогу вам «увидеть», что я имею в виду, говоря о некоторых распространенных иллюзиях восприятия.
Оглянитесь вокруг. Что может быть проще и автоматичнее, чем видеть компьютер, стол или деревья, качающиеся на ветру? И все же, несмотря на то, что это происходит так легко и автоматически, наша способность воспринимать мир — поистине замечательная вещь. Как обнаружили ученые-компьютерщики, очень сложно понять, как построить детектор объектов. И мы не только можем обнаруживать и идентифицировать объекты и события, но и реально воспринимать их от первого лица.
Источник: Ричард Грегори Используется с разрешения
Основная схема того, как работает восприятие: На основе опыта мозг-мозг создает перцептивные категории объектов. Эти категории возникают в результате базового взаимодействия с объектом, а у людей — через концептуальное знание и именование. Эти перцептивные (и, в меньшей степени, концептуальные) категории служат схемами или шаблонами, а восприятие происходит в процессе сопоставления сенсорных входных паттернов с перцептивными шаблонами.
Процесс сопоставления — это то, что дает нам опыт отношений фигуры и фона. Когнитивисты и нейробиологи пытаются исследовать правила, по которым восходящие сенсорные входы сопоставляются с нисходящими перцептивными шаблонами, чтобы вызвать восприятие объекта.
Вот основная схема. Иллюзии восприятия предоставляют отличный способ лично испытать процесс сопоставления шаблонов.
Начнем с простого примера. Когда вы смотрите на картинку, ваши глаза бегают по ней. Подсознательно ваш разум приводит шаблоны в соответствие с шаблонами. Когда совпадение происходит, объект «выскакивает» перед вами. Интересно, что однажды увидев его, вы уже не сможете его «развидеть». Это просто есть.
Еще один отличный способ увидеть восприятие как пересечение восходящей и нисходящей обработки — взглянуть на изображения, на которых есть двойные объекты или двойные перспективы. Поскольку вы воспринимаете через сопоставление с шаблоном, вы будете ощущать эти иллюзии как переключение между разными объектами или одним и тем же объектом под разными углами. Вы не можете видеть их обоих одновременно, потому что опыт возникает в процессе сопоставления. Таким образом, фигура и фон продолжают переворачиваться вперед и назад.
На приведенной выше карте с описанием процессов вы увидите «правила» рядом с полем «генератор гипотез». Они относятся к способам категоризации и организации основных сенсорных входов. Например, когда мы смотрим на черные и белые линии, одни из наших зрительных рецепторов срабатывают на вертикальных линиях, а другие — на горизонтальных. Правила формируют паттерны, которые организуют основной сенсорный ввод. Например, некоторые нейроны срабатывают в ответ на контраст, который, в свою очередь, может обрабатываться как движение, если он структурирован определенным образом.
Ключевое значение имеют концептуальные знания. Если вы много играете в шахматы, вам сразу бросается в глаза определенное изображение в виде мата , тогда как если вы не играете в игру, то это будет запутанное расположение смутно знакомых фигур. (Если вы немного знакомы с игрой, вы можете задаться вопросом, поставили ли вы мат). Точно так же вы можете без усилий видеть слова, но если бы они были написаны на китайском языке, опыт, скорее всего, имел бы странные формы и символы без смысла.
Суть в том, что по мере того, как вы идете по жизни, вы постоянно (и бессознательно) организуете сенсорные входные данные с помощью правил, а затем сопоставляете их с вашим перцептивным знанием, которое, в свою очередь, транслируется, анализируется и манипулируется с помощью концептуального знания. по крайней мере, когда вы удивлены или нуждаетесь в более глубоком понимании того, что видите. Это одна из тех повседневных вещей, о которых мы должны время от времени напоминать себе о том, насколько они на самом деле прекрасны.
Что реально? Что такое иллюзия? Проверьте свое восприятие!
Откуда вы знаете, что реально, а что иллюзия? Сегодня, 29 марта, День дыма и зеркал, и, поскольку мы много размышляли о концепции восприятия в течение этого сезона мозговых волн, мы решили воспользоваться этой возможностью, чтобы поделиться некоторыми сбивающими с толку оптическими иллюзиями и спровоцировать несколько самоанализов. чтобы помочь вам проверить силу вашего восприятия.
Вам не хватает таких иллюзий? Присоединяйтесь к нам в программе «Эксперименты восприятия Бо Лотто» 23 апреля.
Изображение выше имеет голубоватый оттенок, но вы наверняка видите красную клубнику, верно? Невероятно, но на этой картинке нет ни одного красного пикселя — это оптическая иллюзия! Тем не менее, ваш мозг воспринимает красный оттенок, который вы ожидаете от клубники. В этой статье от Motherboard обсуждается происхождение вирусного изображения и помогает понять, как оно искажает наше восприятие.
Сколько черных точек вы видите на изображении выше? Если вы попытаетесь сосчитать их, вы быстро заметите, что невозможно смотреть на все черные точки одновременно. В последнее время это изображение стало популярным в социальных сетях, потому что оно напоминает нам, что мы ограничены нашим восприятием.
Как вы думаете, насколько вы изменится за следующие десять лет? Насколько вы изменились за последних десяти лет?
Большинство людей не могут точно представить, кем они будут в будущем, из-за нашего неправильного восприятия. Потратьте некоторое время, чтобы обдумать свои ответы, а затем посмотрите выступление бывшего спикера Rubin Дэна Гилберта на TED Talk на тему «Психология вашего будущего Я», чтобы узнать, какие ответы предлагает наука.
Некоторые психологи считают, что у людей либо «установка на данность», либо «установка на рост» — два разных способа восприятия мира.