11 поразительных оптических иллюзий, сводящих с ума
10 октября 2020 Отдых
Наш мозг умнее многих компьютеров, но в то же время его так легко обмануть. Не верите? Проверьте сами!
1. Косые прямые линии
На первый взгляд кажется, что голубые линии определённо имеют наклон относительно друг друга. На самом деле они строго параллельны, а обманчивый эффект создаётся благодаря комбинации цветов. Проверить это можно, посмотрев на картинку немного прищурившись и скосив глаза.
2. Конфетти
Все кружки на этом фото одного цвета, но нам кажется, что они окрашены в разные тона. Фактически же единственное отличие — это цветные линии, которые их окружают. Весь секрет в них.
3. Рисовые волны
Думаете, перед вами гифка? А вот и нет! Это простая статичная картинка, а всё движение на ней создаётся в вашей голове. Светотень и выстроенные в правильные ряды капли запускают в мозге иллюзию движения. Кстати, около 5% людей не восприимчивы к ней. Напишите в комментариях, если вы среди них.
4. Наклонная дорога
Похоже, что на картинке два фото улицы под разными углами. В действительности это одно и то же изображение, скопированное дважды. Мозг одурачивают бордюры, которые на фото выглядят параллельными, что в реальности может быть, только если смотреть на дорогу под большим углом.
5. Меняющий цвет квадрат
Вы, наверное, уже поняли, что кусочек бумаги, который двигают на фото не меняет цвет, хотя и создаётся такое впечатление. А происходит так из-за чёрно-белого градиентного фона, заставляющего мозг по-разному воспринимать оттенок квадрата.
6. Уменьшающийся круг
Кружки на этой гифке изменяются в размере при движении туда-сюда. Думаете, оранжевый круг в центре уменьшается и увеличивается? Оказывается, что нет. Эта иллюзия создаётся за счёт изменения размера серых кругов.
7. Волны из отрезков
При взгляде на эту гифку не возникает сомнений в том, что синие и красные отрезки меняют длину, как бы пульсируя волнами. Это не так. Они имеют одну и ту же длину, а подвох кроется в двигающихся плечах стрелок, которые и путают наше восприятие.
8. Иллюзия с поездом
Посмотрите внимательно на картинку. Поезд едет в тоннель или, наоборот, выезжает из него? Вы удивитесь, но правильного ответа нет! Всё зависит от того, как смотреть. Немного попрактиковавшись, можно даже научиться управлять поездом, заставляя его двигаться в нужном направлении.
9. Вращающиеся подшипники
Ещё одна ломающая мозг гифка, кардинально меняющая суть в зависимости от точки зрения. Если смотреть на цветные кружки в центре и переводить взгляд с одного на другой — серые круги будут вращаться то в одну, то в другую сторону.
Иллюзия строится на разнице в восприятии движения, когда объект находится в центре или на границе периферийного зрения.
10. Кружащиеся танцовщицы
Девушка в центре кружится по часовой стрелке или против? Всё зависит от того, на какую часть картинки вы смотрели до этого. Если сначала на левую, то девушка в центре будет кружиться по часовой стрелке, а если на правую — то наоборот, против часовой. Именно от этого зависит направление движения. Почему — вы уже знаете.
11. Звёздная ночь
И напоследок самая крутая иллюзия. Знаменитая картина Ван Гога статична, и в ней нет ни малейшего намёка на движение. Но посмотрите в течение 30 секунд на вращающиеся спирали сверху и затем переведите взгляд на «Звёздную ночь». Здорово, правда?
Суть этой иллюзии в пост-эффекте движения. Когда мы долго смотрим на спирали, зрительная система начинает компенсировать движение, чтобы уменьшить этот предсказуемый раздражитель.
Но, если сразу посмотреть на статичную картинку, мозг какое-то время будет продолжать посылать сигналы для компенсации движения, несмотря на то что его там уже нет. В результате создаётся иллюзия вращения в обратную сторону.
Читайте также 🧐
- Невероятные оптические иллюзии от японского профессора математики
- Почему оптические иллюзии обманывают наш мозг
- 7 странных вещей, на которые запрограммирован наш мозг
ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ
ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ (англ. illusion; от лат. illudere — обманывать) — искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно выделить след. их виды.
1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне — см. рис.
3а). (Ср. Ауберта феномен. )
2. Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры на рис. 3б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. При равенстве длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается большим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.
3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 3в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (
иллюзия Эббингауза).
4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В
иллюзии Мюллера—Лайера прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис.
3г).
Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. 3д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (
иллюзия Ястрова).
5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их др. линий (
иллюзия Цельнера; рис. 3з). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. 3ж): отрезки прямой, пересекающие 2 горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими 1 прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (
иллюзия Поггендорфа).
6. Известен ряд И. в., в основе которых лежит переоценка величин острых углов. К достаточно хорошо известной иллюзии приводят параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис.
3ж).
Причины, вызывающие И. в., многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), др. — влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (напр., одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных И. в. имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, напр., и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если к.-л. из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста м. б. объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные И. в. широко используются в живописи и архитектуре.
И. в. можно наблюдать не только в области зрения, но и в др. областях восприятия. Так, хорошо известна
иллюзия тяжести А. Шарпантье:
если поднимать 2 одинаковых по весу и внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру воспринимается как более тяжелый (и наоборот). В основе
этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, объем, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает
контрастная иллюзия.
В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не 1 шарик, а 2.
Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, напр., контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д. Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п. См. Безориентирное поле (автокинетическая иллюзия), Иллюзия Луны, Индуцированное движение, Индуцированные (фехнеровские) цвета, Кажущееся движение, Маха полосы, Окулогравическая иллюзия, Оптико-геометрические иллюзии, Пульфриха стереоэффект.
Использование оптических и зрительных иллюзий для иллюстрации восприятия
Эта страница создана Мишель Б. Кунц, Государственный университет Морхеда, на основе материалов MERLOT: 61 Optical Illusions & Visual Phenomena, http://www.merlot.org/merlot/viewMaterial. htm?id=86131, Майкл Бах, автор
Профиль автораРезюме
В этом упражнении учащиеся рассматривают набор визуальных иллюзий, часто называемых оптическими иллюзиями, и убеждаются в том, что люди действительно видят некоторые вещи по-другому или не видят вовсе. При показе набора графических иллюзий люди могут видеть или не видеть предполагаемый окончательный визуальный эффект. В результате класс в целом служит удобной выборкой потенциальных потребителей/покупателей, которые могут видеть, а могут и не видеть то, что было задумано маркетологом.
Психология | Начальный колледж (13–14 лет)Развернуть для более подробной информации
Классификация видов деятельности и связь с соответствующими ресурсами Свернуть
Темы
ПсихологияКласс
Начальный уровень колледжа (13–14)9 0003
Цели обучения
Это занятие в классе демонстрирует, как люди по-разному обрабатывают стимулы. Студенты узнают:
- что восприятие уникально для человека,
- выявить сходства и различия в своих индивидуальных перцептивных реакциях на различные визуальные стимулы и
- синтезировать, как индивидуальные различия в восприятии могут влиять на обработку информации и реакцию на стимулы.
Контекст для использования
Восприятие является неотъемлемой частью понимания того, как люди обрабатывают стимулы и информацию. Эта концепция относится ко многим областям маркетинга, но, в частности, эта концепция подробно обсуждается на курсах по поведению потребителей и рекламе. Хотя учащиеся часто говорят, что они понимают, что люди могут и действительно воспринимают («обрабатывают») вещи по-разному, это занятие в классе дает возможность вовлечь учащихся в материал, который легко демонстрирует различия между людьми.
Описание и учебные материалы
Любая лекция в классе, посвященная восприятию, может быть дополнена быстрым «отрывом» от теоретического обсуждения, в котором используется «практический» подход с демонстрацией в классе. После введения концепции и теорий, связанных с восприятием, с точки зрения поведения потребителей и / или рекламы, восприятие напрямую связано с тем, как люди обрабатывают информацию, и, следовательно, с общим значением, которое человек приписывает стимулу. Перечисленные ниже сайты могут предоставить несколько хороших примеров оптических иллюзий и визуальных явлений. Вам нужно будет предварительно просмотреть их, прежде чем использовать их в классе.
Учебные заметки и советы
Выбор наглядных материалов для использования в этом упражнении может быть важен, если есть конкретные приложения, которые учащиеся должны использовать при обсуждении восприятия. Например, если обсуждение касается рекламы и визуальных эффектов, используемых в рекламе, более важными могут быть визуальные эффекты, в которых используется движение и/или цвет. Если курс связан с тем, как люди обрабатывают информацию и развивают знания, то инструктор может захотеть выбрать визуальные эффекты, которые люди видят по-разному, и, таким образом, общее впечатление и получаемый стимул различаются для людей.Следует учитывать размер класса и помещение, в которое он доставляется. Если это действительно большой лекционный класс, студенты могут быть разделены на небольшие импровизированные группы для участия в обсуждении как во время, так и после презентации. Если в комнате нет высококачественного проектора или если окружающий свет мешает четкой проекции, возможно, потребуется затемнить комнату, чтобы обеспечить максимальный уровень контрастности презентации.
Поощряйте студентов неформально реагировать на то, что они видят, либо в небольшом классе в целом, либо в небольших группах, если это большой лекционный класс. Этот открытый и свободный ответ и реакция дает лучшее понимание того, как люди видят и воспринимают эти визуальные эффекты.
Оценка
Хотя формальное оценивание в этом упражнении не используется, студенческие группы могут быть сформированы для мозгового штурма в течение нескольких минут после демонстрации/презентации о том, как это может быть связано с конкретной темой, относящейся к классу/предмету.
Например, учащиеся могут подумать над одним вопросом:- Как бы вы оценили графику и другие визуальные эффекты, используемые в телевизионной рекламе, исходя из того, что вы только что просмотрели?
- Еще один вопрос, относящийся к этой конкретной теме: если бы вы увидели старика, а члены вашей группы увидели бы красивую молодую женщину, как это повлияло бы на то, какое значение люди могли бы придать продукту, используя такое изображение на упаковке?
Ссылки и ресурсы
MERLOT: 61 Оптические иллюзии и визуальные явления Другие ссылки включают подборку самых популярных оптических иллюзий
Могущественные оптические иллюзии (множество фотографий и более сложных визуальных эффектов)
Глазные трюки Оптические иллюзии
Оптические иллюзии и изображения (архив)
Посмотреть больше примеров »
Оптическая иллюзия доказывает, как восприятие может изменить реальность
Оптические иллюзии — это больше, чем просто головоломные головоломки, которые могут исказить саму ткань точки зрения человека. Пользователь Twitter хочет доказать важность перспективы в жизни, и они делают это с помощью клипа с оптическими иллюзиями.
Пользователь поделился GIF-изображением буферизации с целью в середине. Подпись призывает людей сосредоточиться на определенных аспектах клипа, чтобы доказать, что восприятие на самом деле основано только на том, на чем фокусируется человеческий разум.
Они пишут: «1. Если ваши глаза будут следить за движением вращающейся розовой точки, вы увидите только один цвет — розовый. 2. Зеленая катастрофа: если вы посмотрите на черный + в центре, движущаяся точка станет зеленой».
Для третьего способа пользователь предлагает: «Разрушение реальности: теперь сконцентрируйтесь на черном + в центре изображения. Через короткий промежуток времени многие, если не все, розовые точки постепенно исчезнут, и вы сможете увидеть только вращающуюся зеленую точку».
Пользователь Twitter объясняет, как может измениться восприятие Lives1. Если ваши глаза будут следить за движением вращающейся розовой точки, см. один цвет, розовый.
2. Зеленая катастрофа: Если вы посмотрите на черный + в центре, движущаяся точка станет зеленой.
3. Разрушение реальности: Теперь сконцентрируйтесь на черном + в центре изображения.… pic.twitter.com/L6M32hhO9T
— Кто (@SoTechBro) 23 мая 2023 г.
Пользователь продолжает отстаивать свою точку зрения, настаивая на том, что жизнь похожа на эту оптическую иллюзию: «Вы не просто наблюдаете за миром, но активно участвуете и создаете свое восприятие реальности».
«На наше восприятие реальности влияют наши убеждения и намерения, но оно ограничено нашими знаниями и пониманием мира. Это как будто у вас есть «сверхспособности», — продолжил пользователь.
Вы не просто наблюдаете за миром, но активно участвуете и создаете свое восприятие реальности.
На наше восприятие реальности влияют наши убеждения и намерения, но оно ограничено нашими знаниями и пониманием мира.
Как будто у тебя есть «суперспособности»
— Who (@SoTechBro) 24 мая 2023 г.
В поддержку сообщения вмешался другой пользователь, который объяснил, почему клип был иллюзией: «Это явление происходит из-за оптической иллюзии, связанной с восприятием нашими глазами и мозгом цветов и движение. Иллюзия основана на концепции «негативного остаточного изображения» и восприятия движения».
Обоснование иллюзииЧто касается первой иллюзии, Китти Пэд поясняет: «1. Когда вы следите взглядом за вращающейся розовой точкой, ваш мозг активно отслеживает движение и воспринимает розовый цвет».
1. Когда вы следите глазами за вращающейся розовой точкой, ваш мозг активно отслеживает движение и воспринимает розовый цвет. — Pad 🤖 (@kittypad) 24 мая 2023 г.