Иллюзии восприятия не обусловлены: ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ • Большая российская энциклопедия

Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний — Юридическая психология

Иллюзии восприятия (от лат. iliusio-ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда этим термином называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.

Подробнее

В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений.

К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Некоторые И. в. имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов.

Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.

Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения И. субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.

В восприятиях будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы). Процесс возникновения иллюзии имеет свои закономерности.

Иллюзии проявляются:
    1. вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п.;
    2. из-за ложного суждения о видимом: обман здесь наступает при неправильном осмысливании зрительного образа;
    3. вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых особых свойств различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов). Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.

На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (эмоции). Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими или поверхностными, положительными или отрицательными, продолжительными или кратковременными. Различаются они также и по степени осознанности. Чувства выполняют как сигнальную функцию, информируя о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека, так и регулятивную функцию, управляя дальнейшим ходом восприятия.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные сильные эмоциональные реакции.

Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.


Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно

Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются.

Иррадиация

Явление иррадиации (по-латыни — неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

«Целое» и «часть»

Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они могут быть разделены на пять групп.

Во-первых, сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими («целое больше — больше и его части»). Это хорошо видно, скажем, на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажется нам больше длиннее правого, хотя на самом деле они равны. Это обуславливается психологическим аспектом восприятия. Это происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на её части.

Во-вторых, встречаются случаи иллюзий того же рода с той только разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от «целого» к «части», а от «части» к «целому».

В-третьих, при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример: на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

В-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. На приводимом рисунке прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе. (Иллюзия С. Томпсона).

Наконец, следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со зрительным восприятием целого и части, причина которых кроется в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Переоценка вертикальных линий

В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством не подразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат — деформированным.

Меняющийся рельеф и перспектива

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

 

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

 

 

«Фигура» и «фон»

Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

 

Портретные иллюзии

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии при движении объекта

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще — эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

Иллюзии цветового зрения

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений — явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному — состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рисунке при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым.

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным.

Иллюзии восприятия размера

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

28. Иллюзии восприятия

Иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Illusion. Термин «искаженное» означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. В хорошо известной иллюзии Мюллера – Лайера две горизонтальные линии (или стрелы) равны по длине, но линия с расходящимися вовне наконечниками кажется длиннее. С учетом приведенного выше определения можно выделить два типа иллюзий: те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности.

С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле. Например, если нейтральный цвет основан на соотношении интенсивностей соседних областей, то контраст будет хотя и иллюзорным, но предсказуемым.

Теория смещения, или ошибочного сравнения, объясняет возникновение иллюзий исходя из эффекта асимметрии. Например, иллюзия Мюллера – Лайера является скорее результатом удлиняющего эффекта расходящихся клиньев, чем сокращающего эффекта клиньев сходящихся.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 минут человек утомляется, используя этот вид внимания.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

Природное внимание дано человеку с самого его рождений, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов — детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.

Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства внимания

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.

4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном барианте они возрастают).

Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Имеются значительные индивидуальные различия в переключаемости, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.

Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания студентов, учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно — ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

6. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, преподаватель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.

Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.

Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.

Визуальные иллюзии и оптические иллюзии — это не одно и то же

Большинство людей используют термины «оптическая иллюзия» и «визуальная иллюзия» взаимозаменяемо, так же как «жидкость» и «жидкость» или «диван» и «кушетка» являются синонимами.

На первый взгляд, это может показаться крайним педантизмом — в порядке вещей для общества, которое все больше вовлечено в языковые игры.

Однако это не просто семантика — эти термины относятся к совершенно разным процессам, отражающим глубокие метафизические различия. По общему признанию, объединение различных явлений на удивление распространено в психологии.

Оптические иллюзии

«Оптика» относится к свойствам света. Свет — форма электромагнитного излучения — взаимодействует с веществом, так как передается через различные среды, что может порождать разнообразные оптические явления.

Например, когда свет проходит из воздуха в более плотную среду, такую ​​как вода, он преломляется, то есть меняет направление. Это полностью физическое явление, но поскольку организмы используют световую информацию для изображения окружающей среды, это может привести к оптическим иллюзиям: карандаш на изображении ниже на самом деле не согнут — он совершенно прямой, но погруженный в воду (что оптически более плотная среда, чем воздух) дает вид излома.

Карандаш кривится?

Источник: Куки Ладрон де Гевара/Shutterstock

В этом и заключается иллюзия – вид кривого карандаша не соответствует действительности, но лучи света искривляются водой. Именно свет (или оптика) является причиной иллюзии.

Иллюзии зрения

Напротив, иллюзии зрения вызываются обработкой в ​​зрительной системе самого организма. Основная причина физиологическая, а не физическая.

В качестве примера можно привести визуальную иллюзию, недавно представленную Михаилом Карловичем и мной: «Сверкающую звездную вспышку».

Вы видите лучи, исходящие из центра?

Источник: Karlovich & Wallisch, i-Perception

Глядя на это изображение, вы можете увидеть мимолетные яркие лучи, исходящие из его центра. Однако этих лучей на самом деле нет. В изображении нет световой информации, которая вызывает эту иллюзию — иллюзорные лучи объективно не ярче окружающего их серого фона. Вместо этого эта иллюзия вызвана мозгом, в частности зрительной системой, которая дает начало восприятию, отсюда и «визуальная иллюзия».

Зрение — это когнитивный акт, с помощью которого организм пытается получить информацию об окружающей среде, чтобы улучшить свои действия. Поэтому очень важно, чтобы это произошло быстро. Это проблема, поскольку доступной информации может быть недостаточно для точного анализа сложной ситуации в среде. Именно тогда зрительная система заполняет недостающую информацию обоснованными предположениями. Здесь обоснованное предположение основано на том факте, что точки пересечения черных фигур, составляющих приведенный выше рисунок, кажутся части зрительной системы немного ярче, чем остальные фигуры. Объективно это тоже неверно, но зрительная система этого не знает и быстро «сопоставляет точки» с наиболее правдоподобной интерпретацией, заключающейся в том, что черные фигуры перекрываются яркими линиями. Этот эффект еще более заметен при повороте изображения.

Таким образом, восприятие работает подобно автокоррекции. Автокоррекция не всегда так уж правильна, но она делает обоснованное предположение о том, что вы, возможно, хотели сказать, используя информацию, которая у нее есть в данный момент, чтобы поддерживать разговор.

Это иллюстрирует суть зрительных иллюзий — они раскрывают конструктивную природу зрительного восприятия, и по конкретным догадкам, которые оно делает, мы можем сделать вывод, как оно работает, когда эти догадки отличаются от объективной реальности. Здесь мерцающий эффект звездообразования позволяет ученым исследовать пространственную интеграцию на большие расстояния с помощью зрительной системы. Предыдущие, казалось бы, похожие иллюзии были основаны на сетках, которые не поддаются такому исследованию, но делают иллюзию яркости в точках пересечения сетки более заметной.

Если восприятие не соответствует действительности, мы имеем дело с иллюзией. Однако это несоответствие возникает из-за того, как свет взаимодействует с веществом в случае оптической иллюзии. Зрительная иллюзия возникает из-за обработки, которая происходит в самом мозгу. Тот факт, что мозг добавляет немного больше, а не является просто пассивным приемником оптической информации, имеет глубокое метафизическое, а также практическое значение. Ваше восприятие является конечным продуктом многих этапов когнитивной обработки. Они могут соответствовать или не соответствовать объективной реальности, поэтому не обязательно принимать их за чистую монету. Зрительные иллюзии — это не просто «шутки света». Именно поэтому эти термины не являются взаимозаменяемыми.

Потенциал действия: Сталкивались ли вы с вопиющими неправильными представлениями или сбоями автозамены? Если да, подумайте, почему они могли произойти, учитывая феномены и механизмы, обсуждавшиеся выше.

Мозг и неправильное восприятие – искусство мозга

Иллюзии – это увлекательные явления, с которыми почти каждый, вероятно, сталкивался в тот или иной момент своей жизни, оставляя их в полном недоумении и недоумении от того, как кажущиеся нереальными эффекты или ситуации внезапно становятся очень реально. На самом деле, даже исследователи, которые посвящают себя изучению различных аспектов этих явлений, остаются в замешательстве и имеют гораздо больше вопросов, чем получили ответов. Иллюзии по-прежнему являются относительно малоизученной и противоречивой областью интересов из-за различных факторов, которые могут играть роль в каждой иллюзии, различных типов существующих иллюзий и сложности изучения чего-то, что технически не существует. Тем не менее, эти причины делают его главной темой для тщательного изучения психологами, неврологами и биологами из-за сложного и взаимосвязанного характера предмета.

Как упоминалось выше, иллюзии — невероятно известная концепция и полная загадка в нашем мире. Все знают, что они существуют, но очень немногие полностью понимают, как и почему они существуют. Почему мы видим определенные образы и объекты определенным образом в одних условиях, а не в других? Что заставляет одного человека видеть иллюзию иначе, чем другого человека? Есть ли ошибки в наших сенсорных входах или вместо этого есть ошибки в восприятии и понимании этих чувств нашим мозгом? Все эти загадки оставляют людей во всем мире в замешательстве, но все мы, кажется, обожаем, когда нас обманывают таким образом.

От вирусных фотографий печально известного «платья» до звуковых байтов «Янни против Лорел» до более приземленных повседневных эффектов, таких как просмотр произведения 3D-стрит-арта или наблюдение луны как безумно большой по сравнению с ее реальным размером, иллюзии проявили себя столькими уникальными и интересными способами в нашей жизни. Все это создало интригу и мистику вокруг этих причудливо типичных событий, которые меня завораживают и которые я жаждал исследовать глубже с самого детства.

    Чтобы как можно лучше понять иллюзии, мы должны сначала понять, как мы можем их воспринимать. Однако это уже оказывается сложной задачей, учитывая разнообразие иллюзий, которые могут иметь место, что приводит к разнообразному набору стимулирующих триггеров для мозга, чтобы затем начать воспринимать. Он получает 11 миллиардов битов сенсорной информации от всех органов чувств в мозг, когда он может обрабатывать не более 50 битов в секунду (Грегори, 1997). В результате этого избытка информации мозгу необходимо вносить коррективы и сокращать пути, чтобы собрать наиболее важную и актуальную информацию за как можно меньшее время: таким образом, войти в иллюзии.

Например, с точки зрения оптических иллюзий, когда мы впервые видим объект, глаза получают сенсорную информацию в виде фотонов, когда свет проходит через сетчатку глаза. Специализированные клетки, известные как ганглиозные клетки, затем преобразуют сенсорный вход (фотоны) в электрический сигнал, который может проходить по зрительному нерву, пока, наконец, не достигнет зрительной коры головного мозга. Как только эта информация получена, она должна быть воспринята . Мозг выполняет эту задачу, отправляя визуальные данные из зрительной коры в другие части мозга по двум отдельным путям (дорсальный и вентральный пути) для дальнейшего анализа определенного набора наблюдаемых характеристик, включая ЧТО, ГДЕ и КАК. объекта (Григорий, 1997).

Даже в этом случае процесс восприятия не завершен, поскольку мозг должен организовать всю информацию, которую он воспринял, в разумные и сжатые фрагменты (Грегори, 1997). Способность мозга быстро и эффективно воспринимать зрительные ощущения путем идентификации групп, распознавания закономерностей и т. д. объясняется гештальт-теорией восприятия, в которой изложены 7 конкретных принципов того, как наш мозг организует воспринимаемую информацию (Грегори, 1997). Наконец, оптические иллюзии вступают в игру, когда возникают ошибки или несоответствия между физическим, реальным объектом или экземпляром, который мы видим, и воспринимаемым воссозданием образа, который создает наш мозг из-за «кратчайших путей» в организации, которые наш мозг использует, чтобы что-то увидеть.

Процесс восприятия в видении, вероятно, является причиной того, что оптические иллюзии являются наиболее распространенными иллюзиями среди людей, состоящими из известных иллюзий, таких как невозможный треугольник и иллюзия стены кафе. Эти типы иллюзий даже стали популяризированы благодаря известным произведениям искусства, таким как «Все суета» или «Водопад» (изображенные ниже).

Описанный выше процесс представляет собой сжатую версию невероятно сложного процесса восприятия, который постоянно происходит в нашем мозгу. Если это не было достаточно сложно, есть и другие процессы, через которые постоянно проходит мозг, чтобы воспринимать информацию от всех наших других органов чувств. Это означает, что да, мы действительно можем испытывать иллюзии во всех наших чувствах, а не только оптические иллюзии.

Оптические иллюзии, пожалуй, самые известные из иллюзий, однако иллюзии слуха, вкуса, осязания и обоняния также присутствуют. По словам Лерера (2007), в исследовании, проведенном Фредериком Броше в 2001 году, были проведены два теста с участием 57 профессиональных дегустаторов, которым было представлено одно и то же вино. В одном тесте одно из вин было окрашено в красный цвет пищевым красителем. Дегустаторов обманом заставили попробовать фруктовые и яркие ароматы в красном вине по сравнению с обычным вином, хотя они были одним и тем же. Это показывает, что наше чувство вкуса также может быть скомпрометировано иллюзиями.

Слуховые иллюзии также возможны и даже в некоторой степени распространены. Самый популярный пример слуховой иллюзии — упомянутая ранее иллюзия «Янни/Лорел», в которой два звука накладываются друг на друга одновременно, создавая иллюзию присутствия другого слова. Этот эффект известен как «фантомное слово» и был обнаружен Дайан Дойч.

Обонятельные (или обонятельные иллюзии) менее распространены и в основном состоят из присутствия запаха, которого не существует, потому что разум создал его в отсутствие его источника (например, в мечтах или воображении).

Наконец, тактильные иллюзии, связанные с осязанием, по-видимому, зависят как от зрительной коры, так и от теменной доли, отвечающей за осязание. Согласно Робертсону (1902), когда участникам предъявляли оптические иллюзии и просили «пощупать их», участники в целом сообщали о результатах, соответствующих оптической иллюзии. Например, иллюзия Мюллера-Лайера (изображенная ниже) обычно представляет собой оптическую иллюзию, в которой зритель видит одну линию больше другой, основываясь на форме стрелок на каждом конце, тогда как на самом деле все линии абсолютно одинаковы. длина. Когда участникам этого исследования представили эту иллюзию, им было предложено физически почувствовать длину каждой линии и решить, какая из них, по их мнению, длиннее. Участники сообщили, что линия со стрелками, обращенными наружу (b), была не только больше, но и значительно больше, чем линия со стрелками, обращенными внутрь (a). Те же результаты согласовывались с другими иллюзорными эффектами, отображающими глубину, и показали, что восприятие мозгом зрения может обманывать и другие чувства, особенно тактильные в значительной степени. Тем не менее, до сих пор не совсем понятно, почему происходит этот обмен обманом между органами чувств.

Как я уже подробно описал, иллюзии — это очень сложная и относительно неизвестная концепция, которая включает в себя весь мозг и его функциональные возможности. В результате множество загадок, стоящих за иллюзиями, оставляют многое для воображения с точки зрения того, как и почему с нами происходят определенные случаи. Большинство иллюзий можно объяснить тем, как мы воспринимаем свет, цвет, перспективу, форму и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *