Иллюзии восприятия не обусловлены: ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ • Большая российская энциклопедия

Иллюзии восприятия, стоившие человеческих жизней

https://ria.ru/20180913/1528425112.html

Иллюзии восприятия, стоившие человеческих жизней

Иллюзии восприятия, стоившие человеческих жизней — РИА Новости, 03.03.2020

Иллюзии восприятия, стоившие человеческих жизней

В непривычной среде обитания совершенно здоровый человек порой испытывает тактильные иллюзии, теряет ориентацию в пространстве. Это касается тех, кто действует… РИА Новости, 13.09.2018

2018-09-13T08:00

2018-09-13T08:00

2020-03-03T12:07

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1528425112.jpg?15284245071583226465

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

институт медико-биологических проблем ран, россия

Наука, Институт медико-биологических проблем РАН, Россия

МОСКВА, 13 сен — РИА Новости, Альфия Еникеева. В непривычной среде обитания совершенно здоровый человек порой испытывает тактильные иллюзии, теряет ориентацию в пространстве. Это касается тех, кто действует в экстремальных условиях: пилотов, астронавтов, спортсменов. Привычка доверять органам чувств в некоторых ситуациях может обернуться катастрофой.

Потеря ориентации

Российские ученые нашли способ предсказывать поломки самолетов

17 апреля 2018, 11:08

По данным Федеральной авиационной администрации США, от пяти до десяти процентов происшествий в полете обусловлены тем, что летчики попадают во власть сенсорных иллюзий. Более 90 процентов этих случаев заканчиваются полным разрушением самолета и гибелью людей.

Согласно исследованиям китайских ученых, 91 процент пилотов в той или иной степени сталкивается с обманом чувств, в первую очередь это летчики-истребители. Практически всегда речь идет о потере ориентации в пространстве, когда во время прямолинейного ускорения возникает ощущение, что машина взлетает, а резкое падение скорости воспринимается как потеря высоты.

Возможно, нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна стало причиной крушения Ту-154Б-2 при вылете из аэропорта Сочи 25 декабря 2016 года. К такому выводу пришла комиссия Минобороны.

Обман чувств в космосе

Иллюзии на МКС: как невесомость влияет на ощущения космонавтов

20 сентября 2017, 08:00

Главная причина подобных ложных ощущений (их еще называют соматогравитационными иллюзиями) — сбой в работе вестибулярного аппарата, части внутреннего уха, отвечающей за равновесие и правильную пространственную ориентацию. Этот орган в виде скопления клеток и известковых образований воспринимает изменения положения головы и тела в пространстве и направление движения.

Чувствительные волосковые клетки вестибулярного аппарата погружены в желатинообразную отолитовую мембрану, где также находятся ушные камешки (отолиты), давление которых на разные части мембраны зависит от положения тела в пространстве. При наборе высоты давление этих камешков меняется, а в невесомости его вообще нет, поэтому космонавты, как и летчики, часто становятся жертвами ложных ощущений.

© Иллюстрация РИА Новости . А.ПолянинаСхема строения отолитовой мембраны

© Иллюстрация РИА Новости . А.Полянина

По данным прошлогоднего эксперимента ученых Института медико-биологических проблем РАН, чаще всего на околоземной орбите люди сталкиваются с ориентационным обманом. Члены экипажа Международной космической станции, заранее изучившие окружающую обстановку, при выключенном свете чувствовали себя полностью дезориентированными и не понимали, в какую сторону и как долго надо перемещаться, чтобы достичь цели.

Еще один вид космических иллюзий — кинетический, когда человеку кажется, что он, на самом деле находясь в состоянии покоя, вращается вокруг какой-либо оси. Подобные ложные ощущения часто приводили к так называемым координатным иллюзиям: космонавт считал, что он наклонился влево или вправо, назад или вперед или вовсе располагается вверх ногами.

Мозг исправит

Пляж или дверь? Новая оптическая иллюзия озадачила пользователей Сети

31 августа 2018, 13:45

Впрочем, после трех дней на орбите большинство участников экспедиции уже не страдали от ложных ощущений, так как мозг приспосабливался к невесомости. Примерно столько же времени занял эксперимент с очками, переворачивающими изображение.

Дело в том, что человеческий глаз фокусирует изображение на сетчатке в перевернутом виде, но мозг это компенсирует, и мы видим мир так, как надо. Американский психолог Джордж Стрэттон, первым решившийся надеть очки с переворачивающими линзами, определил, что мозгу на адаптацию требуется не больше недели. Кстати, после того как Стрэттон снял очки, мир предстал перед ним вверх тормашками, но через несколько дней вынужденного неудобства все встало на свои места.

© CC0 / WA ReinerИллюзия стены кафе

© CC0 / WA Reiner

С некоторыми нестандартными картинками мозг справиться все-таки не может — речь идет о визуальных иллюзиях. Они возникают либо из-за сбоев в работе сетчатки и отделов мозга (классический пример — иллюзия стены кафе), либо из-за того, что реальное воздействие не соответствует нашим представлениям о мире. Скажем, увидев вогнутую маску, изображающую человеческое лицо, наблюдатели считают ее выпуклой, потому что предшествующий опыт подсказывает, что вогнутых лиц не бывает.

Зрительное восприятие может сыграть недобрую шутку с биатлонистами. Как выяснили российские исследователи, точность стрельбы спортсменов зависит в том числе от внешнего вида мишени. Если объекты для стрельбы смоделированы по образцу иллюзии Мюллера-Лайера (отрезки одной длины кажутся разными из-за обрамления стрелками), спортсмены не способны точно оценить размеры цели, и как следствие — снижается точность стрельбы.

© CC BY-SA 3.0 / FibonacciИллюзия Мюллера-Лайера

© CC BY-SA 3.0 / Fibonacci

В плену тактильных ощущений

Ученый: человек больше боится ожидания боли, чем самого ощущения

22 ноября 2013, 02:30

Но даже базовые ощущения, которым, казалось бы, можно полностью доверять, — тактильные, нередко обманывают нас. Например, расстояние между равноудаленными точками на коже ощущается по-разному в зависимости от того, где они расположены, а поглаживание кончика носа двумя скрещенными пальцами создает у человека впечатление, что у него два носа.

По мнению ученых из Королевского колледжа Лондона, подобные тактильные иллюзии возникают из-за особенностей строения кожи. Поверхность человеческого тела делится на так называемые рецептивные поля — участки кожи, усеянные рецепторами от одной нервной клетки и вытянутые вдоль конечностей. На более чувствительных участках (например, на кончиках пальцев) этих полей много, и они маленького размера, в менее чувствительных местах поля крупнее, но их меньше. Расстояние между двумя точками оценивается мозгом по количеству этих рецептивных полей, лежащих на соединяющей их линии. Эту точку зрения подтвердил эксперимент, в котором добровольцы воспринимали длины отрезков, обозначенных на различных частях лба как разные, хотя на самом деле они были одинаковыми.

Заложниками тактильных иллюзий становятся люди с поломкой в гене SCN9A, который кодирует белок, формирующий натриевые каналы в клеточных мембранах. Через них в мозг транслируются болевые ощущения. Если канал работает неправильно, сигнал не возникает, и мозгу нечего обрабатывать. Люди в этом случае совсем не ощущают боль и не замечают даже очень серьезной травмы. По свидетельству профессора Кембриджского университета Джеффри Вудса, один из носителей этой редкой мутации в Пакистане спрыгнул с крыши дома, решив, что он неуязвим. Конечно, 14-летний подросток разбился насмерть, однако его многочисленные родственники с теми же генетическими аномалиями впоследствии помогли исследователям разобраться в механизмах возникновения болевых ощущений.

Иллюзии восприятия и их влияние на формирование показаний — Юридическая психология

Иллюзии восприятия (от лат. iliusio-ошибка, заблуждение) — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда этим термином называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.

Подробнее

В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений.

К другому классу иллюзий восприятия относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона).

К иллюзиям восприятия незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Некоторые И. в. имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов.

Единой теории, объясняющей все иллюзии восприятия, в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.

Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению. В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения И. субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека.

В восприятиях будущего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого могут иметь место иллюзии (ошибки, обманы). Процесс возникновения иллюзии имеет свои закономерности.

Иллюзии проявляются:
    1. вследствие особых условий, при которых происходит наблюдение, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п.;
    2. из-за ложного суждения о видимом: обман здесь наступает при неправильном осмысливании зрительного образа;
    3. вследствие оптического несовершенства глаза и некоторых особых свойств различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов). Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей.

На процесс приема и переработки информации могут влиять чувства (эмоции). Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими или поверхностными, положительными или отрицательными, продолжительными или кратковременными. Различаются они также и по степени осознанности. Чувства выполняют как сигнальную функцию, информируя о том, что из происходящего в мире имеет значение для человека, так и регулятивную функцию, управляя дальнейшим ходом восприятия.

Формирование материала показаний нередко происходит в критических ситуациях, которые вызывают в человеке различные сильные эмоциональные реакции.

Чтобы правильно оценить показания допрашиваемого, нужно вычленить в них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализировать интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым.


Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза

Слепое пятно

Дело в том, что сетчатая оболочка глаза в том месте, где в глаз входит зрительный нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон. Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место сетчатки, не передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются.

Иррадиация

Явление иррадиации (по-латыни — неправильное излучение) состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.

«Целое» и «часть»

Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаемые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся в практике. Все они могут быть разделены на пять групп.

Во-первых, сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры меньшими, а все части большой — большими («целое больше — больше и его части»). Это хорошо видно, скажем, на примере с линейкой: левый отрезок на ней кажется нам больше длиннее правого, хотя на самом деле они равны. Это обуславливается психологическим аспектом восприятия. Это происходит потому, что свойства фигуры мы ошибочно переносим на её части.

Во-вторых, встречаются случаи иллюзий того же рода с той только разницей, что суждение о зрительном образе идет в обратном направлении: не от «целого» к «части», а от «части» к «целому».

В-третьих, при восприятии фигур в целом и отдельных их частей (линии, углы, отдельные детали) зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими частями фигуры. Вот пример: на рисунке слева круг, примыкающий ближе к сторонам острого угла, кажется больше, чем другой, тогда как их размеры одинаковы.

В-четвертых, известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении (ассимиляции) одной части фигуры другой. На приводимом рисунке прямая касательная ко всем кружкам разных радиусов кажется кривой, так как мы невольно уподобляем её верхней криволинейной границе. (Иллюзия С. Томпсона).

Наконец, следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со зрительным восприятием целого и части, причина которых кроется в неспособности зрительного аппарата иногда выделить часть из целого из-за сложности обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то определенную фигуру.

Переоценка вертикальных линий

В силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов. Поэтому большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с горизонтальными, и это также приводит к иллюзиям зрения. К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии заполненного пространства. Заполненное пространство, по которому глаз скользит горизонтально, удлиняется. Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими, так как беспредельный простор моря является пространством не подразделенным. Здания, украшенные фигурами и орнаментами, кажутся нам больше своей действительной величины.

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Возможно также, острый угол увеличивается по причине общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь «схватывает» острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.

Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. Таким образом, возможны случаи сочетания причин, вызывающих иллюзию зрения, например преувеличение острых углов и психологический контраст, или одного из этих обстоятельств, и того, что взгляд скользит по окружающим её линиям фона. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат — деформированным.

Меняющийся рельеф и перспектива

Интересные зрительные иллюзии имеют место при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение.

Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку; раскрытая книга то кажется изображенной корешком к нам, то корешком от нас. Это происходит как по нашему желанию, так и непроизвольно и иногда даже наперекор нашему желанию.

 

Мы часто видим сходящиеся вдали параллельные линии (полотно железной дороги, шоссе и т.п.). Это явление называется перспективой. Перспективное восприятие пространства, выработанное многовековой эволюцией зрения, человек переносит и на рассматриваемые им картины и фотографии, на которых изображены разноудаленные предметы. На рисунке коридор кажется объемным именно благодаря перспективе: коридор на нем уходит вглубь, а пол состоит из прямоугольников.

 

 

«Фигура» и «фон»

Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом — более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие «выступающие», причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма. На рисунке большинство видит в первую очередь вазу, а затем два силуэта.

 

Портретные иллюзии

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют — остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Иллюзии при движении объекта

При движении объекта наблюдения встречается также ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это можно объяснить способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще — эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Если после длительного рассматривания движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы увидим их движение в обратном направлении. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами.

Иллюзии цветового зрения

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Одно из явлений — явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному — состоит в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рисунке при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым.

Иногда при рассматривании цветных объектов мы также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями. Во-первых, иногда о насыщенности цвета мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом. Во- вторых, существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг на рисунке кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда мы прикрываем рисунок тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится ещё более заметным (стирается резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта). Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным.

Иллюзии восприятия размера

Ещё во времена античности людей приводил в замешательство тот факт, что на горизонте луна и солнце кажутся больше, чем когда они находятся высоко в небе. Этот обман зрения получил название иллюзии луны. Весь эффект состоит в том, что наличие земли создает впечатление, что луна у горизонта находится дальше, чем луна в зените, так как заполненное пространство между наблюдателем и горизонтом создает впечатление большей протяженности, чем незанятое пространство между наблюдателем и небом над головой. Поэтому нам кажется, что луна на горизонте выглядит больше, чем взошедшая луна.

Так как «возле горизонта» означает для наших «бессознательных умозаключений», что луна стала дальше, чем когда находилась над головой, надо что-то делать с фактом углового постоянства углового размера диска. Вот и получается психологически, что диск стал крупнее. Иначе, удаляясь, он никак не мог бы оставаться того же углового размера. И мы видим луну огромной!

Мозг и неправильное восприятие – искусство мозга

Иллюзии – это удивительные феномены, с которыми почти каждый, вероятно, сталкивался в тот или иной момент своей жизни, оставляя их в полном замешательстве и недоумении от того, как кажущиеся нереальными эффекты или ситуации вдруг становятся очень настоящий. На самом деле, даже исследователи, которые посвящают себя изучению различных аспектов этих явлений, остаются в замешательстве и имеют гораздо больше вопросов, чем получили ответов. Иллюзии по-прежнему являются относительно малоизученной и противоречивой областью интересов из-за различных факторов, которые могут играть роль в каждой иллюзии, различных типов существующих иллюзий и сложности изучения чего-то, что технически не существует. Тем не менее, эти причины делают его главной темой для тщательного изучения психологами, неврологами и биологами из-за сложного и взаимосвязанного характера предмета.

Как упоминалось выше, иллюзии — невероятно известная концепция и полная загадка в нашем мире. Все знают, что они существуют, но очень немногие полностью понимают, как и почему они существуют. Почему мы видим определенные образы и объекты определенным образом в одних условиях, а не в других? Что заставляет одного человека видеть иллюзию иначе, чем другого человека? Есть ли ошибки в наших сенсорных входах или вместо этого есть ошибки в восприятии и понимании этих чувств нашим мозгом? Все эти загадки оставляют людей во всем мире в замешательстве, но все мы, похоже, обожаем, когда нас обманывают таким образом.

От вирусных фотографий печально известного «платья» до звуковых байтов «Янни против Лорел» до более приземленных повседневных эффектов, таких как просмотр фрагмента 3D-стрит-арта или наблюдение луны как безумно большой по сравнению с ее реальным размером, иллюзии проявили себя столькими уникальными и интересными способами в нашей жизни. Все это создало интригу и мистику вокруг этих причудливо типичных событий, которые меня завораживают и которые я жаждал исследовать глубже с самого детства.

    Чтобы как можно лучше понять иллюзии, мы должны сначала понять, как мы можем их воспринимать. Однако это уже оказывается трудной задачей, учитывая разнообразие иллюзий, которые могут иметь место, что приводит к разнообразному набору стимулирующих триггеров для мозга, чтобы затем начать воспринимать. Он получает 11 миллиардов битов сенсорной информации от всех органов чувств в мозг, когда он может обрабатывать не более 50 битов в секунду (Грегори, 1997). В результате этого избытка информации мозгу необходимо вносить коррективы и сокращать пути, чтобы собрать наиболее важную и актуальную информацию за как можно меньшее время: таким образом, войти в иллюзии.

Например, с точки зрения оптических иллюзий, когда мы впервые видим объект, глаза получают сенсорную информацию в виде фотонов, когда свет проходит через сетчатку глаза. Специализированные клетки, известные как ганглиозные клетки, затем преобразуют сенсорный вход (фотоны) в электрический сигнал, который может проходить по зрительному нерву, пока, наконец, не достигнет зрительной коры головного мозга. Как только эта информация получена, она должна быть воспринята . Мозг выполняет эту задачу, отправляя визуальные данные из зрительной коры в другие части мозга по двум отдельным путям (дорсальный и вентральный пути) для дальнейшего анализа определенного набора наблюдаемых характеристик, включая ЧТО, ГДЕ и КАК. объекта (Григорий, 1997).

Даже в этом случае процесс восприятия не завершен, поскольку мозг должен организовать всю воспринятую им информацию в разумные и сжатые фрагменты (Грегори, 1997). Способность мозга быстро и эффективно воспринимать визуальные ощущения путем идентификации групп, распознавания образов и т. д. объясняется гештальт-теорией восприятия, в которой изложены 7 конкретных принципов того, как наш мозг организует воспринимаемую информацию (Грегори, 1997). Наконец, оптические иллюзии вступают в игру, когда возникают ошибки или несоответствия между физическим, реальным объектом или экземпляром, который мы видим, и воспринимаемым воссозданием образа, который создает наш мозг из-за «кратчайших путей» в организации, которые наш мозг использует, чтобы что-то увидеть.

Процесс восприятия в видении, вероятно, является причиной того, что оптические иллюзии являются наиболее распространенными иллюзиями среди людей, состоящими из известных иллюзий, таких как невозможный треугольник и иллюзия стены кафе. Эти типы иллюзий даже стали популяризированы благодаря известным произведениям искусства, таким как «Все суета» или «Водопад» (изображенные ниже).

Описанный выше процесс представляет собой сжатую версию невероятно сложного процесса восприятия, который постоянно происходит в нашем мозгу. Если это не было достаточно сложно, есть и другие процессы, через которые постоянно проходит мозг, чтобы воспринимать информацию от всех наших других органов чувств. Это означает, что да, мы действительно можем испытывать иллюзии во всех наших чувствах, а не только оптические иллюзии.

Оптические иллюзии, пожалуй, самые известные из иллюзий, однако иллюзии слуха, вкуса, осязания и обоняния также присутствуют. По словам Лерера (2007), в исследовании, проведенном Фредериком Броше в 2001 году, были проведены два теста с участием 57 профессиональных дегустаторов, которым было представлено одно и то же вино. В одном тесте одно из вин было окрашено в красный цвет пищевым красителем. Дегустаторов обманом заставили попробовать фруктовые и яркие ароматы в красном вине по сравнению с обычным вином, хотя они были одним и тем же. Это показывает, что наше чувство вкуса также может быть скомпрометировано иллюзиями.

Слуховые иллюзии также возможны и даже в некоторой степени распространены. Самый популярный пример слуховой иллюзии — упомянутая ранее иллюзия «Янни/Лорел», в которой два звука накладываются друг на друга одновременно, создавая иллюзию присутствия другого слова. Этот эффект известен как «фантомное слово» и был обнаружен Дайан Дойч.

Обонятельные (или обонятельные иллюзии) менее распространены и в основном состоят из присутствия запаха, которого не существует, потому что разум создал его в отсутствие его источника (например, в мечтах или воображении).

Наконец, тактильные иллюзии, связанные с осязанием, по-видимому, зависят как от зрительной коры, так и от теменной доли, отвечающей за осязание. Согласно Робертсону (1902), когда участникам предъявляли оптические иллюзии и просили «пощупать их», участники в целом сообщали о результатах, соответствующих оптической иллюзии. Например, иллюзия Мюллера-Лайера (изображенная ниже) обычно представляет собой оптическую иллюзию, в которой зритель видит одну линию больше другой, основываясь на форме стрелок на каждом конце, тогда как на самом деле все линии абсолютно одинаковы. длина. Когда участникам этого исследования представили эту иллюзию, им было предложено физически почувствовать длину каждой линии и решить, какая из них, по их мнению, длиннее. Участники сообщили, что линия со стрелками, обращенными наружу (b), была не только больше, но и значительно больше, чем линия со стрелками, обращенными внутрь (a). Те же результаты согласовывались с другими иллюзорными эффектами, отображающими глубину, и показали, что восприятие мозгом зрения может обманывать и другие чувства, особенно тактильные в значительной степени. Тем не менее, до сих пор не совсем понятно, почему происходит этот обмен обманом между органами чувств.

Как я уже подробно описал, иллюзии — это очень сложная и относительно неизвестная концепция, которая включает в себя весь мозг и его функции. В результате множество загадок, стоящих за иллюзиями, оставляют многое для воображения с точки зрения того, как и почему с нами происходят определенные случаи. Большинство иллюзий можно объяснить тем, как мы воспринимаем свет, цвет, перспективу, форму и т. д., однако мир иллюзий настолько обширен и неизведан, что нам, обществу, есть над чем задуматься. И хотя это, безусловно, увлекательный мир, в который я хотел бы погрузиться еще больше, я доволен тем, что с трепетом смотрю на чудесные творения, которые наш мозг создает для нас тем временем.

Иллюзии очень крутые, и я настоятельно рекомендую вам проверить их в свободное время для развлечения!

Ссылки

Грегори Р.Л. (2015). Глаз и мозг: психология зрения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

Лерер, Дж. (2008). Пруст был нейробиологом . ХМХ.
Робертсон, А. (1902). Исследования психологической лаборатории Калифорнийского университета

. VI. Геометро-оптическая иллюзия на ощупь. Psychological Review , 9 (6), 549.

Эта оптическая иллюзия имеет откровение о вашем мозге и глазах

Наука|Эта оптическая иллюзия имеет откровение о вашем мозге и глазах

https://www. nytimes.com/2022/06/06/science/optical-illusion-tunnel.html

Реклама

Продолжить чтение основной истории

Трилобиты

Ваши зрачки могут расширяться, когда вы видите изображения, подобные этому, когда ваш мозг пытается это сделать. предвидеть ближайшее будущее.

Кредит… Акиёси Китаока

Читать на испанском

Не пугайтесь.

Дыра, которую вы видите, на самом деле не движется, не растет и не расширяется. Тьма не поглотит тебя.

Изображение на самом деле статичное и может многому научить нас о том, как наш мозг и глаза видят мир. В исследовании, опубликованном на прошлой неделе в журнале Frontiers in Human Neuroscience, психологи проверили эту иллюзию на 50 мужчинах и женщинах с нормальным зрением и, используя инфракрасный датчик движения глаз, обнаружили, что чем сильнее реакция участника на иллюзию, тем сильнее зрачок. дилатационная реакция.

Они также обнаружили, что некоторые люди — возможно, даже вы — этого не видите.

В ваших глазах зрачки бессознательно приспосабливаются к окружающему свету, расширяясь, когда темно, чтобы уловить больше света, и сужаясь, когда светло, чтобы предотвратить передержку. Когда вы смотрите на эту иллюзию, дыра не темнеет. Но ощущения того, что оно потемнело, было достаточно, чтобы ваши зрачки отреагировали.

«Сами по себе нет причин , чтобы ученик изменился в этой ситуации, потому что в мире ничего не меняется», — сказал Бруно Лаенг, профессор психологии Университета Осло и автор исследования. «Но что-то явно изменилось в сознании».

Исследователи предполагают, что иллюзия работает, потому что градиент на центральном отверстии создает впечатление, будто зритель входит в темную дыру или туннель, заставляя зрачки участников расширяться. Они также обнаружили, что эффект иллюзии различался в зависимости от цвета и был сильнее всего, когда черная дыра находилась на пурпурном фоне.

Но не все верят в иллюзию, поэтому, если вы понятия не имеете, что происходит на этих изображениях, вы не одиноки: 14 процентов участников исследования также не сообщали о том, что видели это. Доктор Лаенг предполагает, что меньшинство может, возможно, исходя из прошлого опыта, видеть изображение только в двух измерениях.

Эти последние результаты согласуются с исследованием 2012 года, в котором доктор Лаенг и его коллеги обнаружили, что иллюзия Асахи, напоминающая растущий солнечный свет, частично заслоненный деревьями или облаками, также вызывает сужение зрачков людей.

Было также обнаружено, что иллюзия «Асахи» заставляет зрачки людей сужаться. Предоставлено… Акиёси Китаока

Новое исследование было «умным», поскольку продемонстрировало «физиологический признак реакции на воспринимаемое расширение темноты», — сказал доктор Дейл Первс, нейробиолог и почетный профессор, изучающий зрительное восприятие в Университете Дьюка. Однако «существуют гораздо более поразительные эффекты», которые можно было бы использовать для демонстрации зрачковой реакции.

Но это исследование затрагивает фундаментальную проблему, с которой сталкиваются все животные, включая людей, сказал доктор Первес. По его словам, хотя камера может напрямую измерять количество света, которое она улавливает, «у нас нет этого физического устройства, у нас нет измерения мира».

Вместо этого у нас есть «глаз с прикрепленным мозгом», — сказал доктор Лаенг. Когда глаз сталкивается со сценой, ваш мозг «анализирует то, что он видит и строит, строит возможный сценарий и адаптируется к нему».

Еще один известный пример — «Платье», вирусная фотография, вызвавшая в 2015 году бурные споры о том, является ли предмет одежды бело-золотым или сине-черным. Доктор Лаенг считает, что это «вероятно, величайший эксперимент в истории человечества, по крайней мере, пока».

С платьем, как и с иллюзией расширяющейся дыры, наш мозг делает предположения о том, что мы видим, основываясь на прошлом опыте. Эволюционная история тоже играет роль.

Исследователи обнаружили, что эффект иллюзии различался в зависимости от цвета и был самым сильным, когда черная дыра находилась на пурпурном фоне, Кредит. .. Акиёси Китаока

«Информация, которую мы получаем из мира, весьма неопределенна, — сказал доктор Лаенг. «Мозг переходит в режим постоянных угадываний, мы должны как бы найти лучшее решение, но есть несколько возможностей для одного и того же типа ввода».

Иллюзии, подобные расширяющейся дыре, вызывают споры о том, является ли все восприятие иллюзией в своей основе.

«Все, что мы воспринимаем, несовместимо с физической реальностью мира», — сказал доктор Первес. «Все, что мы видим, будь то длина линии, цвет, яркость, вы называете это».

Итак, на самом деле вас не обманывают; вместо этого визуальные иллюзии помогают раскрыть то, что задумал наш внутренний взор, демонстрируя несоответствия между тем, что мы видим, и тем, что есть на самом деле.

Одна из гипотез, сказал доктор Лаенг, состоит в том, что мозг пытается предсказать и показать нам будущее.

Требуется время, чтобы стимул, такой как свет, достиг наших органов чувств, которые должны отправить его в мозг, который, в свою очередь, должен обработать, осмыслить и что-то сделать с этой информацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *