Иллюзия в психологии: Иллюзия — Психологос

Что такое «иллюзия»? Мой психологический метод — Виктор Буторов на vc.ru

Один из знакомых психологов посоветовал, учитываю мой «бэкграунд», назвать то, чем я занимаюсь, «Физическая психология». Мне понравилось, хотя, скажу честно, ничего нового по существу в этом названии нет.

23 просмотров

Достаточно вспомнить «психофизический синхронизм» К. Юнга.

Но суть психологии, как и физики не в новых названиях (хотя именно в эту игру любят играть некоторые психологи), а в полезной отдаче, которую можно получить, исповедуя ту или иную теорию.

Давайте «для прикола» занаучим:

используя ту или иную семантическую модель реальности. 😁

Практика рулит, остальное от лукавого

«Физическая психология» хороша тем, что позволяет учиться у всего, что можно воспринять в мире физическом. Понять то, что невозможно воспринять непосредственно в мире психическом.

(Лао Цзы, не «физический психолог» 🙂 учил именно этому. Он говорил, что человек, желающий учиться, способен учиться даже у собаки).

Но как это — «учиться у собаки»? Вот вопрос, достойный обдумывания.

Проблема

Можно подумать вот о чем.

У нас не может быть проблем с тем, чего мы не воспринимаем. Ведь этого для нас не существует!

Проблемы возникают от полувосприятия, полуосознания, от взгляда вполовину.

Единственный способ убрать проблему — воспринять ее полностью.

Всё, к чему мы не имеем полного доступа, является для нас проблемой. Проблема — это то, обо что мы спотыкаемся, не замечая.

Мы не можем споткнуться о то, чего не можем воспринять. Мы не можем споткнуться о несуществующий (читай — не воспринимаемый) камень. Но можем не заметить его, гуляя не в реальности, а в своих мыслях.

Споткнувшись несколько раз, можно задуматься и увидеть причину — камень на дороге.

Задумавшись глубже, можно понять, что виноват не камень, а наше рассеянное внимание.

Иллюзия

Я бы сказал, что проблема и есть иллюзия.

То, что вроде бы есть, но является не тем, чем кажется.

Как вам такое определение? Но главный принцип «физической психологии» требует:

Пример в студию!

Ночью в Москве прошел дождь.

Рано утром, выйдя на прогулку, я застал не сам ливень, а его «останки» — мелкий, моросящий, приятный дождик, освещающий лес и наполняющий воздух весенней свежестью молодой листвы и расцветающей черемухи.

Проходя около ручья, впадающего в речку Серебрянку, я увидел иллюзию.

Конечно, я увидел не иллюзию. Иллюзию создал мой ум, не полностью, вполовину воспринявший реальность и интерпретировавший увиденное так, что мне пришлось остановиться в изумлении.

«Снег?! Откуда?»

Ручей протекал под асфальтовой дорожкой по бетонному водостоку. Поэтому первое что пришло в голову — снег оставался все эти недели внутри трубы, а теперь его вымыло наружу потоком воды.

«Но это полная ерунда, это физически невозможно!» Но тогда что? Это один из уроков пребывания в этом иллюзорном мире:

Что бы тебе ни показалось — постарайся увидеть это еще хотя бы с одной дополнительной точки зрения.

Это ничего не докажет, но многократно снизит вероятность ошибки.

Это простой, эффективный, но мало кем используемый принцип «физической психологии».

Слишком уж занаучены бывают объяснения в «умных» книжках по когнитивной психологии …

Итак, я уже собрался было спуститься к ручью, взять камушек и бросить в снег, чтобы убедиться в его плотности. Но перед этим решил заглянуть, свесившись с парапета и …

Сэкономил несколько килокалорий, которые потребовались бы мне, реши я совершить механическую работу по спусканию вниз и бросанию камня.

Вот, любуйтесь, что это было.

Иллюзия и возвращение в реальность

Обыкновенная пена, видимо, результат сильного ночного ливня, продукт турбулентности водяного потока, завихрившегося ночью в бетонном русле.

Не нужно быть «шибко умным», чтобы понять:

наблюдая за жизнью вокруг, можно многое узнать о жизни внутри. По причине их психофизического единства.

Что такое контрастная иллюзия в психологии? Каковы основные формы ее проявления?

Татьяна Иволгина

Психология

  • Николай Загурин

    Психология

    Существует множество форм иллюзии восприятия. Контрастная форма искажений строится на частных признаках объекта, которые разрушают устоявшиеся стереотипы, создавшиеся в памяти человека. Зачастую контрастная иллюзия образуется в результате переоценки качеств объекта. Яркими примерами служат вкус, температура и слух.

  • Евгения Степаненко

    Психология

    Контрастная иллюзия имеет место как сравнительный образ, нарушающийся после остаточного эффекта. Если человек пробует сладкое после кислого, представление о вкусовых качествах нарушается. Это же относится к другим формам проявления ощущений, образованных под воздействием усиленных качеств.

  • Татьяна Абдулаева

    Психология

    Понятие ярко представлено на основе иллюзии Эббингауза (восприятие величины фигур нарушается под влияние разнообразия кругов, связанных между собой). Контрастная иллюзия – это форма нарушения действительности, образующаяся в результате несоответствия образов. Одной из наиболее известных методик определения контраста стала установка Д.Н. Узнадзе, разработанная в 1930 году.

ИЛЛЮЗИИ

Иллюзии относятся к «сенсорным искажениям», которые могут обмануть чувства человека. Это может быть связано с любым из органов чувств, но наука может лучше понять зрительные иллюзии. Оптические иллюзии указывают на то, что это может произойти, когда глаза и мозг человека пытаются общаться друг с другом на простом языке. Когда у человека искажается способность восприятия движения, возникают иллюзии.

Иллюзии — это конфликт между фактами, которые можно понять, и фактами. Это также «ложное восприятие». Иллюзии — это «искажение» сенсорного стимула, который является реальным. При неправильном восприятии это может создать ложное впечатление. Иллюзии возникают при искажении ощущения, и это «психологическое искажение».

Примеры иллюзий

Когда человек наблюдает за карандашом, находящимся в стакане с водой, он может подумать, что карандаш погнут или сломан, но на самом деле он не сломан. Кроме того, когда изображение состоит из круга другого цвета, а также есть круг большего размера, хотя он и неподвижен, его можно рассматривать как вращающийся круг, который образует круги или отверстия. Это примеры иллюзий. Приводя примеры иллюзий, можно ясно понять чудеса иллюзий.

Иллюзии в психологии: интересная штука, чтобы возиться с вашим разумом

Иллюзии — это психологический фактор, который указывает на «ошибочное восприятие в присутствии стимула». Существует конфликт между реальным фактом и умом, который создает неправильное восприятие. Иллюзии могут возникать, потому что «воздействие света» на любой объект, такой как радуга, является причиной преломления света. Это иллюзия, которая происходит в атмосфере. Фокусники показывают волшебство, создавая иллюзии, но зрители интерпретируют это как что-то реальное. Для развлечения можно использовать различные примеры иллюзий. В научном парке может быть секция, где иллюзия является главной достопримечательностью, и люди наблюдают за ней с разных точек зрения. Иллюзии в психологии широко используются для обозначения неточных восприятий, возникающих при сенсорных искажениях. Иллюзии относятся к мощным подсказкам, с помощью которых можно понять, как мозг обрабатывает информацию. Иллюзия в психологии указывает на то, что многие люди могут быть обмануты оптическим обманом. Иллюзии могут стать серьезной проблемой для пациента. Пациент, страдающий мигренью, может демонстрировать иллюзии, такие как аура или движение цветов.

Какие виды иллюзий существуют в психологии?

В психологии существуют различные виды иллюзий, такие как:

  • «Оптические иллюзии»

Оптическая иллюзия возникает, когда изображение создано таким образом, что может ввести человека в заблуждение, чтобы увидеть его по-другому. Это конфликт между мозгом и реальным фактом. Об этом можно рассказать на примерах иллюзий, то есть, когда два человека разного роста стоят над наклонным полом, а пол покрыт галочками. Люди могут видеть их в том же размере и на ровном полу.

Слуховая иллюзия возникает, когда люди могут слышать ненастоящие звуки. Например, люди могут слышать пастушьи тоны разной высоты, но ничего подобного.

Эти иллюзии отличаются от других, и это происходит, когда один пахнет иначе, чем другие. Это происходит, когда раздражители получают противоречивую информацию при воспроизведении запаха. Подобные факты могут случиться со вкусом.

Оптическая иллюзия — одна из лучших иллюзий, которыми можно заниматься. Оптические иллюзии могут быть созданы, и это сделано различными научными факторами. Из-за оптической иллюзии в мозг поступает противоречивая информация, которая вводит в заблуждение восприятие человека. Радуга — это естественная иллюзия, и люди могут создавать иллюзии для развлечения, например, для магических шоу. Хотя иллюзии являются психологическими факторами, они могут быть созданы на основе науки. Это может происходить из-за различного воздействия света, ошибок в «индивидуальной обработке сенсорных деталей». Кроме того, слышание разных тонов может быть иллюзией, в то время как ничего подобного там не происходит. Это одни из лучших иллюзий.

Выводы

Иллюзии могут создавать неверное истолкование объектов и это может происходить из-за заблуждения мозга. Это разница между нашей собственной точкой зрения и реальным фактом. Эффекты освещения или различные размеры объектов могут создать перспективу, отличную от реальности. Это отличается от галлюцинаций.

Какого размера объект? Ваше описание может зависеть от ваших намерений

К Макс Витинский

Представьте, что вы описываете точные размеры обычного предмета, например монеты, другому человеку. Вы двигали рукой, делая вид, что берете одну из них, чтобы показать ее размер? Если это так, вы, вероятно, были не одиноки.

Новое исследование, проведенное известным психологом из Чикагского университета, предполагает, что при некоторых обстоятельствах жестикуляция может повысить точность описания людьми размера объекта по сравнению с их оценками, основанными на зрении.

В исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science , профессор Сьюзан Голдин-Медоу и ее коллеги попросили участников изучить и пересмотреть иллюзию Мюллера-Лайера — набор линий или палочек, длина которых, кажется, различается из-за стилизованных стрелок.

Иллюзия Мюллера-Лайера — одна из самых известных оптических иллюзий в психологии. Он состоит из двух палочек, одна из которых обрамлена закрытыми плавниками, а другая — открытыми. Увидев иллюзию, зрители обычно считают, что палка с двумя открытыми плавниками длиннее, хотя на самом деле палочки одинаковой длины.

В ходе исследования участники измеряли длину палочек, помещенных в рамку, демонстрирующую иллюзию, три раза: один раз после того, как посмотрели на палочки, один раз, когда они собирались поднять их, и еще раз, используя жест рукой для описания действия, связанного с палочки для другого человека.

Их точность изменялась предсказуемым образом — она увеличивалась одинаково в обеих последних двух ситуациях, где были задействованы движения.

Это может быть связано с тем, что то, как люди воспринимают объекты, частично зависит от их намерений, по словам Голдин-Медоу, заслуженного профессора кафедры психологии и сравнительного человеческого развития Бердсли-Рамла. Если кто-то намеревается воздействовать на объект в оптической иллюзии, он может более точно измерить его длину.

«Когда вы смотрите на иллюзию, она захватывает вас», — сказал Голдин-Медоу, ведущий специалист по невербальной коммуникации. «Но если вы начинаете двигаться, как будто хотите схватить один из объектов, кажется, что между вашей рукой и вашим разумом происходит что-то другое: вы уже не так восприимчивы к иллюзии, как раньше. Наше открытие состоит в том, что ваша точность также улучшается, когда вы 90 049 жестикулируете 90 050 вокруг объекта во время разговора, точно так же, как это происходит, когда вы действуете».

Соавторами исследования являются аспирантка Калифорнийского университета в Чикаго Аманда Браун, Дайан Брентари, профессор лингвистики Мэри К. Веркман и Вим Поу из Института психолингвистики Макса Планка в Нидерландах. Вместе исследователи хотели лучше понять взаимосвязь между действием, жестом и оценкой в ​​рамках иллюзии Мюллера-Лайера.

Команда хотела пролить свет на происхождение жестов, которые, по-видимому, связаны как с действием, так и с речью, путем оценки того, как люди оценивали иллюзию в трех контекстах: оценка на основе только взгляда, подготовка к действию и описание в речи. с жестом.

В исследовании приняли участие 45 человек, в том числе 32 носителя английского языка, которые спонтанно жестикулировали во время разговора, и 13 пользователей американского языка жестов (ASL), которые использовали обычные знаки для выражения своего восприятия длины палки.

Люди были наиболее подвержены иллюзии Мюллера-Лайера, когда пытались оценить длину палки, не думая о сопутствующем действии. Однако как для носителей английского языка, так и для пользователей ASL масштаб иллюзии уменьшался в равной степени, когда они готовились действовать или описывали действие для кого-то другого.

Согласно Голдин-Медоу, тот факт, что иллюзия была менее сильной, когда участники описывали объекты с помощью жестов, предполагает, что механизмы, ответственные за создание жестов в речи и языке жестов, могут происходить из того, как мы действуем на объекты, а не из языка.

«Меня всегда завораживала иллюзия Мюллера-Лайера, — сказала она. «И мне показалось, что это идеальный способ задать вопрос о том, откуда берутся жесты. Я думал, что они связаны с языком, потому что жесты и речь так хорошо интегрированы. Но теперь у нас есть доказательства того, что жесты также могут быть следствием действий».

Цитата: «Люди менее восприимчивы к иллюзиям, когда они используют свои руки для общения, а не для оценки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *