Индивидом рождаются личностью становятся индивидуальность: Эссе «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают»…

Индивидуальность | это… Что такое Индивидуальность?

ТолкованиеПеревод

Индивидуальность

Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребёнком. «Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают» (А.

Г. Асмолов).

В психологии этот термин употребляется при описании 2-х явлений:

  • индивидуально-психологических различий (индивидуальность как своеобразие психологических свойств человека)
  • иерархической организации психологических свойств человека (индивидуальность как высший уровень этой организации по отношению к индивидному и личностному) (см. интегральная индивидуальность).

Во втором случае индивидуальность определяется единством свойств человека, а в первом — только отличительными его свойствами.

См. также

  • Интегральная индивидуальность

Литература

  • Мерлин В.С. «Очерк интегрального исследования индивидуальности». — М.: Просвещение, 1986. — 254 с.
  • Мерлин В. С. Психология индивидуальности :избранные психологические труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. — М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. — 544 с. ISBN 5-89502-403-3.
  • Ананьев Б. Г.
    Психология и проблемы человекознания. — Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
  • Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
  • Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Синонимы:

единичность, индивидуум, лица необщее выраженье, лицо, личностность, личность, неординарность, неповторимость, нестандартность, нетрадиционность, нетривиальность, оригинальность, особенность, особинка, отдельность, отличительная черта, персональность, самобытность, самостоятельность, самость, свое лицо, своеобразие, своеобычие, своеобычность, специфика, специфичность, субъективность

  • Индивидуальная гонка на 20 км
  • Индивидуальный перевязочный пакет

Полезное


Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека

Быть может, прежде губ родился шепот,
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты. 
                                                      Осип Мандельштам
Никому не рассказывайте своих снов.
Вдруг к власти придут фрейдисты.
                                                      Станислав Ежи Лец

Предисловие к третьему изданию в жанре исповеди

Психология — пристрастная наука. Уже самим фактом своего существования в семье наук о человеке, природе и обществе она бросает вызов идеалу рациональности, в духе которого веками оттачивалось естественно-научное мышление, гордящееся своей точностью, объектив­ностью, независимостью и бес­прист­раст­ностью. Жесткая логика, воспроизводимость результатов наблюдения, описание феноменов на языке математики — вот далеко не полный перечень атрибутов, без которых любой науке отказывалось в праве именоваться наукой1.

Однако, как учит неумолимый опыт истории, лишь только вы встречаетесь с претензией на обладание одним и только одним путем к истине, лишь только в социальных или ес­тественных науках слышите фразу «Правильной дорогой идете, товарищи!», то знайте, что наука начинает перерождаться в веру. И вера в идеал рациональности как единственный образец построения научного знания в этом плане не составляет исключения.

Идеал рациональности упрощает картину мира, в извест­ном смысле конструирует реальность, отфильтровывает факты, события и концепции, которые не укладываются в прокрустово ложе рациональных объяснений.

В результате из массового научного сознания, да простят меня собратья по научному цеху за подобное словосочетание, по всем правилам психоанализа вытесняется старое предостережение великого немецкого философа и математи­ка Готфрида Лейбница о том, что если бы геометриче­ские аксио­мы затрагивали интересы людей, то они бы опровергались.

Будь на то моя воля, я бы большими сверкающими буквами высветил эту нематематическую аксиому Лейбница перед всеми теми, кто рискует посвятить свою жизнь психологии. Психология во всех своих многочисленных ипо­стасях, и психология личности в первую очередь, не только затрагивает интересы людей и судьбы народов, но исходно превращает эти разнообразные интересы, страсти и мотивы человеческих поступков, таинства любви и скрытые пружины ненависти, взлеты и падения человеческого духа в предмет своего исследования.

Тем самым психология изначально ставит под сомнение универсальность идеала рациональности как не имеющего границ инструмента мышления, который возводят в абсолют многие представители классических наук2.  Поражающий воображение парадокс познания, о котором в свое время откровенно говорил замечательный психолог Л.М. Веккер, состо­ит в том, что любые открытия этих наук неизбежно преломляются через призму индивидуального и массового сознания.

Поэтому, когда речь заходит об эволюции познания и попытках человеческого разума проникнуть за кулисы самых разных изобретений и открытий — будь то закономерности квантовой механики или синергетики, формула генетического кода или дистантное управление летящим к другим планетам космическим кораблем, — необходимо набраться смелости и сказать: «Вначале была… Психология». Или, как метафорично передает подобного рода откровение О.Э. Мандельштам, «…прежде губ родился шепот».

Мысль о том, что психология, со-знание предшествует любому акту познания, каким бы «объективным» он ни казался, что, говоря словами основателя неклассической биологии активности Н. А. Бернштейна, задача рождает орган, вызывала и будет вызывать скептическое отношение у сторонников веры в универсальность рационального мышления. Они усматривают в этой мысли очередные изыски постмодернизма, гримасы неклассических и постнеклассических концепций рациональности (М.К. Мамардашвили, В.С. Степин, В.А. Лекторский, М.С. Гусельцева), игры в либеральную методологию (А.В. Юревич) или отзвуки анархической теории познания П. Фейерабенда.

Когда лиса не может достать виноград, то она, как заметили психоаналитики, рационализирует и обесценивает свою неудачу. Он оказывается зеленым, незрелым, я бы даже сказал, дефектным виноградом. Когда сторонники парадигмы рационального мышления встречаются с парадоксальным тезисом «Вначале была … Психология», они напоминают психологам о таких отцах психологической науки, как Т. Фехнер, В. Вундт, Дж. Уотсон и И.П. Павлов, которые мечтали построить психологию по канонам классиче­ской физики. Они спешат заметить, что психофизика и экспериментальная психология тщательно изгоняли из исследований восприятия, памяти и мышления влечения и мотивы личности, лежащие в основе любых психических процессов.

И они исторически правы.

Но, как в свое время писал Л.С. Выготский, именно за мотивами и аффектами открывается … Жизнь. А когда из психологии изгоняют жизнь, то психологию покидает Душа. Тем самым возникает хрестоматийно известная ситуация, при которой из психологии вместе с водой выплескивается ребенок.

Печальным итогом подобной ситуации оказывается свое­образная родовая травма, которую переживали и переживают психологи самых разных школ и направлений, в том числе и автор настоящего предисловия. Порой эти переживания, свидетельствующие о возникшем при рождении психологической науки комплексе неполноценности, прорываются в сознание и облачаются в грустные строки:

                   Все можно
                              увидеть,
                                          измерить
                                                      и взвесить…,
                   Лишь Душу
                              нельзя
                                          просчитать.
                   Веками
                              бессилье
                                          психологов
                                                      бесит
                   И ночью
                              мешает
                                          им спать.

Любое саморазоблачение имеет границы. Да и мудрый афоризм польского писателя Станислава Ежи Леца «Никому не рассказывайте своих снов. Вдруг к власти придут фрейдисты» напоминает мне, что исповедь о комплексах далеко не всегда освобождает от самих комплексов. К тому же никогда не следует забывать, что одними из самых искусных мастеров испытания сознания были инквизиторы, которые уже не раз в многострадальной истории человечества в отличие от фрейдистов становились подлинными обладателями социальной и ментальной власти.

В связи с этим я не буду далее каяться в своих комплексах, а открыто и честно признаюсь в пристрастности в третий раз выходящего в жизнь учебника «Психология личности».

Один из первых читателей этого учебника — известный эстонский психолог П. Тульвисте, ученик А.Р. Лурия, в рецензии на первое издание «Психологии лично­сти» в 1990 г. писал, что это учебник, скорее, по будущей методологии психологии личности, интегрирующей культурную антропологию, эволюционную биологию, системный и деятельностный подход в рамках психологической науки.

Но учебник стоит издать, дабы психология личности как самостоятельное научное направление и университетская дисциплина смогла отстоять свое место под солнцем. Слова П. Туль­висте оказались без преувеличения сбывшимся пророчеством.

Дух времени привел к тому, что в Советском Союзе, а затем и в России психология личности стала одной из интегрирующих дисциплин и востребованных направлений психологической науки. На факультетах психологии — вначале в МГУ им. М.В. Ломоносова, а затем в ряде других вузов — появились кафедры и специализация по психологии личности. С каскадом фундаментальных учебников по психологии личности (в основном западных трудов, озаглавленных «Теории личности») могут поспорить разве что многочисленные издания по социальной психологии и клинической психологии. Интерес к психологии личности, в методологическом смысле сшивающей общую психологию и психологию личности, социальную психологию и психологию личности, клиническую психологию и психологию лично­сти, культурную антропологию и психологию личности, менеджмент …и психологию личности, растет не по дням, а по часам3.

В такой социально-исторической ситуации учебник «Психология личности», надеюсь, остается методологическим путеводителем в этой области нашей науки именно в силу пристрастности и, осмелюсь заметить, необщего выражения лица.

Пристрастность этого учебника обусловлена несколькими причинами.

«Психология личности» пристрастна, прежде всего, потому, что установки мышления автора складывались в кругах общения культурно-деятельностной школы в психологии, или, как ее чаще называют, культурно-исторической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Логика развиваемого в этой книге историко-эволюционного подхода в психологии личности была бы невозможна без диалогов с такой бессмертной плеядой психологов, как П.Я. Галь­перин, Б.В. Зейгарник, А.В. Запорожец, Д.Б. Эль­конин. К этой же плеяде я отношу своего ушедшего в 2004 г. друга — мастера междисциплинарного анализа в психологии, профессора кафедры психологии личности МГУ А.А. Леонтьева.

Для того чтобы читатели могли более рельефно ощутить дух культурно-деятельностной неклассической психологии, третье издание учебника «Психология личности» дополнено приложением «Социальная биография культурно-исторической психологии: круги общения», содержащим цикл статей о моих учителях, которые задавали координаты пристрастности всех исследований автора этой книги.

Во втором же приложении представлена полемика о проблемах психологии личности с таким ярким методологом науки, как Вадим Розин. Именно эта полемика позволила мне уточнить главный методологический ракурс третьего издания и назвать учебник «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека», а не «…принципы общепсихологического анализа».

Третья ось пристрастности учебника «Психология личности» связана с либеральным мировоззрением, которое исповедует автор, а тем самым с критическим отношением к любым тоталитарным или авторитарным системам, которые нивелируют личность и вынуждают человека, пользуясь названием классической книги Эриха Фромма, осуществлять «бегство от свободы».

Я учился духу свободы и достоинства в общении с писателем Владимиром Тендряковым, очерк которого «Люди или нелюди» является блестящим эссе по психологии личности. Обаянию вольного мышления я обязан философу Мерабу Константиновичу Мамардашвили, лекции которого стали для меня школой самостояния личности. В известном смысле именно под влиянием Владимира Тендрякова, Мераба Мамардашвили, а также известного фильма Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» была написана статья «Психология “обыкновенного фанатизма”», которая приведена в третьем приложении настоящего учебника.

И наконец, еще одна из координат пристрастности этого учебника самым непосредственным образом связана с моей собственной биографией. Мой отец, Григорий Львович Асмолов, имя которого прочно вошло в историю советской энергетики, свято верил, что наша страна станет страной свободы и достоинства. Именно от него я унаследовал эту веру, а также немного наивное желание превратить различные научно-исследовательские и образовательные проекты в социальную реальность. Эта установка на социальное проектирование реальности отражена в статье «Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта — к парадигме толерантности» и в публицистическом эссе «Как закалялась… “Молодая гвардия”», своего рода мольбе о прощении перед поколениями людей, попавших под жесткие жернова социально-экономических реформ девяностых годов ушедшего ХХ века.

Я верю, что мифы и метафоры порой лучше передают смысл мировоззрения человека, чем самые строгие научные статьи. К таким мифам относится одна из притч о великом баснописце Эллады Эзопе.

Раб Эзоп, добившийся свободы благодаря своей мудрости, из-за происков злой воли и коварства оказывается ложно обвиненным в воровстве. И тогда он задает вопрос схватившим его стражам храма:

— Какая участь за кражу уготовлена рабу?

— Раба побьют за прегрешение палками и вернут хозяину, — отвечают стражи.

— А что ждет за тот же проступок свободного человека? — спрашивает окруживших его стражей Эзоп.

— По законам Эллады свободного человека за кражу сбрасывают со скалы в пропасть, — говорят стражи.

— Скажи, скажи скорей, что ты мой раб, и останешься жив, — уговаривает Эзопа его бывший хозяин.

В ответ на это предложение Эзоп поворачивается к стражам и говорит:

— Где здесь пропасть для свободного человека…

Выбор Эзопа — это выбор индивидуальности, приот­крывающий суть проходящей через всю эту книгу формулы: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают». Выбор Эзопа — это личностный выбор людей, которые скорее предпочтут избрать ради свободы и достоинства пропасть для свободного человека, чем жизнь в ментальном и социальном рабстве.

Этими словами притчи я и завершаю предисловие к третьему изданию учебника «Психология личности», преди­словие в жанре исповеди.

Фронтальные языковые области не возникают при отсутствии височных языковых областей: пример человека, родившегося без левой височной доли

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Полнотекстовые ссылки

. 2022 3 мая; 169:108184.

doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2022.108184. Epub 2022 17 февраля.

Грета Такут 1 , Александр Паунов 2 , Хоуп Кин 3 , Ханна Смолл 4 , Закари Майнерофф 5 , Идан Бланк 6 , Эвелина Федоренко 7

Принадлежности

  • 1 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Отделение когнитивной нейровизуализации (UNICOG), Центр NeuroSpin, 91191 Gif sur Yvette, Франция.
  • 3 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США.
  • 4 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Департамент когнитивных наук, Университет Джона Хопкинса, Балтимор, 21218, Мэриленд, США.
  • 5 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Eberly Center for Teaching Excellence & Educational Innovation, CMU, Питтсбург, Пенсильвания, 15213, США.
  • 6 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Департамент психологии, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, Калифорния,
  • , США.
  • 7 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Программа по бионауке и технологии речи и слуха, Гарвардский университет, Бостон, Массачусетс, 02114, США. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 35183561
  • DOI: 10. 1016/ж.нейропсихология.2022.108184

Грета Такут и др. Нейропсихология. .

. 2022 3 мая; 169:108184.

doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2022.108184. Epub 2022 17 февраля.

Авторы

Грета Такут 1 , Александр Паунов 2 , Хоуп Кин 3 , Ханна Смолл 4 , Закари Майнерофф 5 , Идан Бланк 6 , Эвелина Федоренко 7

Принадлежности

  • 1 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Отделение когнитивной нейровизуализации (UNICOG), Центр NeuroSpin, 91191 Gif sur Yvette, Франция.
  • 3 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США.
  • 4 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Департамент когнитивных наук, Университет Джона Хопкинса, Балтимор, 21218, Мэриленд, США.
  • 5 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Eberly Center for Teaching Excellence & Educational Innovation, CMU, Питтсбург, Пенсильвания, 15213, США.
  • 6 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Департамент психологии, Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Лос-Анджелес, Калифорния,
  • , США.
  • 7 Департамент мозга и когнитивных наук и Институт исследований мозга Макговерна, Массачусетский технологический институт, Кембридж, Массачусетс, 02139, США; Программа по бионауке и технологии речи и слуха, Гарвардский университет, Бостон, Массачусетс, 02114, США. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 35183561
  • DOI: 10. 1016/ж.нейропсихология.2022.108184

Абстрактный

Обработка речи зависит от левосторонней лобно-височной сети мозга. Вопрос о том, как эта сеть возникает онтогенетически, остается спорным. Мы спросили, возникают ли лобные языковые области при отсутствии височных языковых областей, посредством исследования «глубоких данных» человека (ЭГ), родившегося без левой височной доли. Используя методы фМРТ, которые были подтверждены для выявления надежных ответов на индивидуальном уровне, мы обнаружили, что, как и ожидалось для раннего повреждения левого полушария, ЭГ имеет полностью функциональную языковую сеть в ее правом полушарии (сравнимую с сетью ЛГ в n = 145 контрольных группах). ) и неповрежденные лингвистические способности. Однако мы не обнаруживаем реакции на язык в левой лобной доле ЭГ (повторялось в течение двух сеансов с интервалом в 3 года). Другая сеть — сеть множественных запросов — надежно присутствует в лобных долях на двусторонней основе, что позволяет предположить, что левая лобная кора EG может поддерживать неязыковое познание. Таким образом, существование височных языковых областей является предпосылкой возникновения фронтальных языковых областей.

Ключевые слова: Тематическое исследование; Развитие языка; нейровизуализация; Пластичность.

Copyright © 2022 Elsevier Ltd. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Изменения функциональной связности языка у недоношенных подростков.

    Шафер Р.Дж., Лакади С., Вор Б., Кеслер С.Р., Кац К.Х., Шнайдер К.С., Пью К.Р., Макуч Р.В., Рейсс А.Л., Констебль Р.Т., Мент Л.Р. Шафер Р.Дж. и соавт. Мозг. 2009 г.Март; 132 (Pt 3): 661-70. doi: 10.1093/мозг/awn353. Epub 2009 21 января. Мозг. 2009. PMID: 19158105 Бесплатная статья ЧВК.

  • ФМРТ-латерализация экспрессивной речи у детей с поражением головного мозга.

    Андерсон Д.П., Харви А.С., Сейлинг М.М., Андерсон В., Кин М., Эбботт Д.Ф., Веллард Р.М., Джексон Г.Д. Андерсон Д.П. и соавт. Эпилепсия. 2006 г., июнь; 47 (6): 998-1008. doi: 10.1111/j.1528-1167.2006.00572.x. Эпилепсия. 2006. PMID: 16822246

  • Развитие селективной лобно-височной сети левого полушария для обработки синтаксической сложности при понимании языка.

    Сяо Ю., Фридеричи А.Д., Маргулис Д.С., Брауэр Дж. Сяо Ю и др. Нейропсихология. 2016 март; 83: 274-282. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2015.09.003. Epub 2015 6 сентября. Нейропсихология. 2016. PMID: 26352468 Бесплатная статья ЧВК.

  • Функциональная анатомия доминирования понимания речи у левшей и правшей.

    Цурио Н., Кривелло Ф. , Меллет Э., Нканга-Нгила Б., Мазойер Б. Цурио Н. и др. Нейроизображение. 1998 г., июль; 8 (1): 1–16. doi: 10.1006/nimg.1998.0343. Нейроизображение. 1998. PMID: 9698571 Обзор.

  • Функциональная МРТ языка: новые подходы к пониманию корковой организации семантической обработки.

    Букхаймер С. Букхаймер С. Annu Rev Neurosci. 2002; 25:151-88. doi: 10.1146/annurev.neuro.25.112701.142946. Epub 2002 19 марта. Annu Rev Neurosci. 2002. PMID: 12052907 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Вероятностный атлас для языковой сети, основанный на прецизионных данных фМРТ более 800 человек.

    Липкин Б., Такут Г., Аффуртит Дж., Смолл Х. , Минерофф З., Кин Х., Журавлев О., Ракочевич Л., Притчетт Б., Сигельман М., Хофлин С., Понгос А., Бланк И.А., Струль М.К., Иванова А., Шеннон С., Сате А., Хоффманн М., Ньето-Кастаньон А., Федоренко Е. Липкин Б. и др. Научные данные. 2022 29 августа; 9 (1): 529. doi: 10.1038/s41597-022-01645-3. Научные данные. 2022. PMID: 36038572 Бесплатная статья ЧВК.

  • Наследуемость и межвидовые сравнения асимметрии функциональной организации коры головного мозга человека.

    Wan B, Bayrak Ş, Xu T, Schaare HL, Bethlehem RAI, Bernhardt BC, Valk SL. Ван Б. и др. Элиф. 2022 29 июля; 11:e77215. doi: 10.7554/eLife.77215. Элиф. 2022. PMID: 35904242 Бесплатная статья ЧВК.

Типы публикаций

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R00 HD057522/HD/NICHD NIH HHS/США
  • R01 DC016607/DC/NICDD NIH HHS/США

Полнотекстовые ссылки

Эльзевир Наука

Укажите

Формат: ААД АПА МДА НЛМ

Отправить по номеру

Рожден быть номером один, или второй действительно лучший? — BelievePerform

Существует множество теорий развития личности. Биологический подход к личности предполагает, что за это ответственна генетика, при этом хорошо изучена связь между генетикой и чертами личности (Айзенк, 19).67).

Поведенческие теории связывают характеристики личности с индивидуумом и его взаимодействием с окружающей средой; сосредоточение внимания на обучении, вытекающем из более активного поведения, которое имеет положительные последствия (Skinner, 1935).

Теоретики черт предполагают, что каждый человек обладает определенными личностными чертами в большей или меньшей степени. Черта остается стабильной с течением времени, в самых разнообразных экологических и социальных ситуациях и может заставлять людей вести себя по-разному. Теория пяти факторов личности предполагает, что существует пять основных параметров личности: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм (ОКЕАН), именуемые «большой пятеркой» личностных черт (McCrae & John, 19).92).

Важность свободы воли окружает Гуманистический подход к личности, в котором люди принимают сознательные решения и не контролируются прошлой историей подкрепления, наказания или подавленной травмы. С этой точки зрения люди несут ответственность за свою жизнь и имеют право изменить свое поведение (Маслоу, 1943; Маслоу, 1954).

И последнее, но не менее важное — это психодинамический подход. Психодинамический подход, безусловно, самый неловко забавный подход, находится под сильным влиянием таких людей, как Зигмунд Фрейд, который уделял большое внимание сексуальному влечению и бессознательным мыслям (Freud, 19).54; Фрейд, 1989). Фрейд предложил три основных аспекта личности, известных как Ид, Эго и Супер-Эго, каждый из которых борется за удовлетворение потребностей и побуждений, будучи при этом нравственным и соответствующим социальным идеалам.

Развивая работу Фрейда, Альфред Адлер подчеркивал важность подхода, который фокусируется на социальном мире и его влиянии на развитие личности (Adler, 1931). Интересным аспектом развития личности является порядок рождения, поскольку Адлер был первым психологом, теоретизировавшим влияние порядка рождения на развитие личности (Адлер, 19). 27; Адлер, 1956). Предполагается, что порядок рождения человека (первый ребенок, средний ребенок, третий ребенок и т. д.) оказывает большое влияние на его личность.

Раннее исследование взаимосвязи между порядком рождения и профессиональными интересами показало, что дети, родившиеся первыми, более позитивно реагировали на учебу, в то время как дети, родившиеся позже, предпочитали заниматься спортом (Bryant, 1987).

Theroux (1993) сделал выводы, свидетельствующие о том, что более поздние дети развивают спортивные способности в противовес «академическому первородству» первенцев, что отражает тенденцию первенцев занимать семейную нишу ориентированных на достижения братьев и сестер. В спорте бывают моменты, когда приходится идти на риск, и с риском приходит уверенность в том, что нужно делать это. Было показано, что более поздние дети занимаются спортом с высоким риском по сравнению с первенцами (Sulloway & Zweigenhaft).

Однако Саллоуэй (1996) утверждает, что первенцы более ориентированы на достижения, самоуверенны и организованы и с большей вероятностью присоединяются в условиях стресса. Леман (2009) также предполагает, что дети, рожденные первыми, с большей вероятностью будут успешными, перфекционистами, упорными, хорошо организованными и более мотивированными к достижениям по сравнению с детьми, родившимися позже. Эти характеристики обычно ассоциируются с людьми, занимающимися спортом.

В обзорном исследовании, проведенном Eckstein et al., (2010), 200 опубликованных статей со статистически значимыми выводами о характеристиках очередности рождения, были обнаружены типичные характеристики, связанные с конкретной позицией очередности рождения человека. Выявлено, что дети-первенцы отличаются высокой успеваемостью, высокой мотивацией и высокой самооценкой, качества которых благоприятны при занятиях спортом.

Совсем недавно спортсмены, представляющие 34 вида спорта, были оценены в исследовании, посвященном порядку рождения и развитию спортивного мастерства (Hopwood, Baker, MacMahon & Farrow, 2010). Результаты показали, что элитные спортсмены с большей вероятностью рождаются позже, в то время как доэлитные и неэлитные спортсмены чаще рождаются первенцами. Что касается спорта, то более поздние дети имели больше шансов на успех.

Интересно, что дети, рожденные позже, также имеют более низкий уровень тревожности по сравнению с детьми, родившимися первыми. Флауэрс и Браун (2002) стремились изучить воспринимаемый уровень когнитивной и соматической тревожности перед соревнованиями у спортсменов, соревнующихся в беге на 1500 м и в эстафете 4 х 100 м. Спортсмены-первенцы сообщали о значительно более высоком когнитивном и соматическом состоянии тревоги по сравнению со спортсменами более позднего возраста.

Исследования, связанные с порядком рождения и его влиянием на личность, неоднозначны. Недавняя литература предполагает, что первенцы более мотивированы и с большей вероятностью добиваются успехов, однако в спортивном контексте было показано, что более поздние дети более успешны и предпочтительно занимаются легкой атлетикой.

И, конечно же, на все эти характеристики влияют другие экологические, социальные и генетические факторы, при этом порядок рождения оказывает относительно небольшое влияние на личность в целом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *