«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов) Действительно, нельзя не согласиться с известным социальным психологом современной России А.Г. Асмоловым. Другими словами, его позицию можно сформулировать так: каждый человек от рождения – индивид, далее в процессе развития он становится личностью, а такую характеристику, как индивидуальность ему приходится защищать и доказывать обществу. В этих словах показал возможности формирования и развития каждого человека, способного к самопознанию, самореализации и самосовершенствованию. Биологическая природа делает человека индивидом со всеми внешними и наследственными признаками. Задача человека понять, что ему дано от природы, что является врожденным и что надо приобрести и совершенствовать. Индивид – это отдельно взятый представитель всего человеческого рода. Под индивидом понимается совокупность его генетически обусловленных, биологических и врожденных качеств. Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности. Для того чтобы стать личностью, индивид проходит необходимый для этого путь социализации – это процесс усвоения накопленного поколениями людей социального опыта, аккумулированного в навыках, умениях, привычках, традициях, нормах, знаниях и ценностях, приобщения к сложившейся системе социальных связей и отношений. Социализация начинается в детстве и продолжается в течение жизни человека. В процессе становления личности, человек развивает свои уникальные качества и способности, что делает его индивидуальностью. Под индивидуальностью в психологии и обществознании понимается совокупность уникальных и неповторимых качеств, присущих каждому человеку. Индивидуальность выделяет человека из сообщества других людей. В школьном возрасте дети уже начинают отстаивать свое право на индивидуальность через стиль общения, манеры поведения, одежду или через проявление творческих способностей или иных талантов. Примером яркой личности и индивидуальности является итальянский ученый, философ и поэт Джордано Бруно. Он впервые создает систему, в которой бесконечность Вселенной и множественность миров выходят на первую позицию. Именно это является его важнейшим вкладом в мировую философскую мысль. Проведя подобную работу, Д.Бруно становится одним из основоположников мирового космизма, как мировоззрения, рассматривающего космос в единстве различных его аспектов. Известный русский профессор Илья Николаевич Шевелёв утверждал: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Я полностью согласна с этим утверждением. Моральные принципы — это принятые в обществе представления о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном, а также совокупность норм поведения, которые вытекают из этих представлений.Я считаю, что семья является главным посредником социализации личности. Социализация личности — это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков. Приведу следующий пример. Я посмотрела фильм Динары Асановой «Пацаны». Фильм повествует нам о жизни детей из неблагополучных семей, которые пьют, курят и воруют, которые не воспитаны и никем не любимы. Родители этих детишек ничего не вкладывали в них, не воспитывали. Эти дети не знают как вести себя в той или иной ситуации, не знают как правильно постоять за себя. Я думаю, что они боятся окружающего мира, внешних влияний и людей, потому что они чувствуют себя никому не нужными, не знают куда податься, к кому обратиться и поэтому в любой ситуации показывают ненависть и агрессию. Они пьют, курят и воруют — поддаются влиянию всего негативного. Этих детей изначально ничему не учили, им ничего не прививали, они не знают никаких моральных ценностей и принципов и поэтому имеют такой сложный характер. В их жизни находится такой человек, которому они нужны, который готов любого вытащить из «болота», тот, кто готов понести ответственность за все их поступки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что моральные ценности прививаются каждому человеку с детства, а характер преобразуется с возрастом. Как сказал Илья Николаевич Шевелев: «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». Автор обращается к актуальной теме-теме нравственного воспитания. Как известно, воспитание – это целенаправленное воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать в ней определенные качества. Именно в период детства родители пытаются привить жизненно-необходимые навыки, научить что такое хорошо, а что такое плохо, заложив правильную основу воспитания. На ребенка влияют социальные условия, атмосфера в семье, ценности и традиции, уровень достатка и образования. Аккуратность, милосердие, хорошие манеры, дисциплинированность, ответственность, пунктуальность. Любой родитель хочет заложить именно эту основу в ребёнке с самого детства. Воспитание подростков, скорее всего, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Но, к сожалению, их некоторая доля считает, что своим развитием и воспитанием ребёнок должен заниматься самостоятельно. Такой пример можно увидеть в фильме. Мальчики, оставленные без внимания взрослых, начинают воровать, драться, неуважительно относиться к старшим, становятся беспризорниками. В период же подросткового возраста встаёт ряд особенностей. К примеру, чувство взрослости, стремление к независимости, самовыражению, самостоятельности, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых. Они заставляют подростков противостоять окружающему миру. В период взросления у подростка формируется своя точка зрения, свои идеалы, идеи. Огромное влияние теперь исходит больше от сверстников. Из фильма можно привести пример, когда ребята, узнав о том, что одного из их компании забрали в милицию, несколько человек начинают бунт, остальные подхватывают его. В этой ситуации поведение подростков является коллективно-групповым. Они поддерживают друг друга в данной ситуации и пытаются подражать зачинщикам. При взрослении человеком формируется характер. Человек уже имеет определённый опыт, который он получил в течение жизни. Именно некие ситуации помогают переменить точку зрения в лучшую, а может и в худшую сторону. От этого и меняется и характер. Теперь человек сам формирует своё мировоззрение, сам решает проблемы, сам делает переоценку ценностей. ![]() Таким образом, характер человека формируется с самого детства. С возрастом он сознательно является творцом своего характера. Он анализирует свое поведение, свои мысли и чувства. «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом», — так писал профессор и автор книг с афоризмами И. Шемелёв, пытаясь донести до нас с вами, что люди ещё будучи маленькими детьми учатся у родителей и близких людей моральным нормам и устоям. Вместе с тем, автор данных слов говорил читателям, что характер зависит от восприятия окружающего мира самим человеком, он складывается с возрастом и формирует личность человека. Чтобы проанализировать данную нам цитату, нужно прежде всего понять, что есть моральные принципы, а что – характер. Однако благодаря таким людям, как Павел Васильевич, мы можем наблюдать интересную картину перевоплощения парней из невеж в добродушных и внимательных юношей. Антонов поставил себе такие цели, как раскрытие внутреннего мира, пробуждение совести и искренних чувств, а самое главное – формирование доброго и сильного характера своих подопечных. Таким образом, можно с твердостью сказать, что в независимости от заложенных моральных принципов в детстве характер человека меняется на протяжении всей жизни, в следствие чего порой перерождаются и сами нравственные устои. «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом» (И.Шевелев) Известный ученый Илья Николаевич Шевелев поднимает проблему, идущую в ногу с человеком с самых давних времен, не потерявшую свою важность и в наши дни, — проблему становления личности. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» Ежесекундно в мире рождается несколько детей, чей жизненный путь еще даже не начинался. Смысл младенческого возраста ограничивается физиологическими потребностями. Мы растем, но только физически, закладываем здоровую базу, которая в будущем сыграет положительную роль в становлении личности («в здоровом теле – здоровый дух»). Научившись говорить, читать, писать, мы подходим к тому периоду, когда малейшие привычки, черты характера, родительское воспитание формируют нас таким, каким мы останемся на всю жизнь. Ребенок подобен чистому листу, на котором хороший художник может изобразить изумительной красоты произведение. Этим творцом могут быть семья, друзья, школа, трудности, встречающиеся на пути, которые как никакое другое событие изображают жизнь с той стороны, которую несамостоятельный ребенок не привык видеть. Набираться опыту, впитывать в себя благодетели, духовно взрослеть — вот, что значит становиться личностью. Но как известно, мир не всегда прогибается под нас, а зачастую ломает, коверкает жизни людей, не сумевших дать отпор. Многие не могут отстоять свою индивидуальность, свое видение мира и понятие о справедливости, становятся приспособленцами, слугами чужих прихотей. Про таких людей говорят, человек без стержня, еще и подхалим. И разве после этого можно назвать его личностью? Едва ли… Индивидуальность требует борьбы: либо ты систему, либо она тебя. История знает много примеров, когда наперекор судьбе люди говорили «нет» тому, что противоречило его принципам. Александр Солженицын писал: «Насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжелую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи — и в этом вся верноподданность… Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!». Писатель и правозащитник, он выбрал путь наибольшего сопротивления, осознанно идя на столкновение с полицейской системой. Другим, уже художественным примером, может послужить выдающаяся киноработа режиссера Александра Прошкина – «Холодное лето пятьдесят третьего». Действия фильма происходят в далёкой, тихой и глухой маленькой советской деревне в период сразу после смерти «Вождя народа» Сталина. Но спокойствие и тишина нарушается, когда в деревне начинают орудовать амнистированные уголовники. Тихая жизнь оказалась в прошлом и уже лишена той иллюзии оторванности от общих происходящих событий в жизни страны. Эти события зловеще наложились на тихую местность. И кто же способен постоять за жителей, дать банде решительный отпор? Лузга – герой Великой Отечественной войны, капитан полковой разведки, которого несправедливо осудили и Копалыч — бывший инженер, оклеветанный и сосланный за Урал. Это они, лишённые нормальной жизни «маленькие винтики», они способны действовать, так как являются личностями, несмотря на всепоглощающую тоталитарную власть они остались Людьми. Возможно, отстаивание индивидуальность, человеческого достоинства и есть первейшая цель нашей жизни. Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом. Фильм режиссёра Динары Асановой «Пацаны» затрагивает вечную глобальную проблему — взаимоотношения между взрослыми и детьми — конфликт поколений. Фильм прост до невозможности, но в простоте заключается вся сила и глубина этой картины. Нам показывают жизнь мальчиков, которые являются трудными подростками, которые выросли и выживали в подворотне, но от духовной гибели их спас добрый человек — Паша. Именно он перевернул их жизни. Фильм начинается со сцены, в которой мальчишки отвечают на такой простой вопрос «что такое доброта», они не могут объяснить что это, ведь в своей жизни они не ощутили ни капли ласки и заботы, а только грубую силу и ругательства. За просмотром данного фильма можно задуматься о том, когда маленький ребенок начинает осознавать что такое мораль и моральные принципы. С детства наши родители учили нас быть добрыми и искренними по отношению к другим людям. А этих мальчишек никто не мог научить, люди закрывались от них, не давая им возможности даже узнать о том, что такое доброта. А ведь чтобы в будущем быть воспитанным человеком, необходимо с детства знать, что такое мораль и следовать ей. Мораль — это гуманность к другим людям, к сверстникам, то есть человеколюбие. Если человек имеет такую черту нравственности, то он легко найдет общий язык с другими. Именно Павел Васильевич пробуждает в трудных подростках, огонёк надежды, который ещё не успела потушить окружающая равнодушная действительность. И пацаны не столько умом, сколько инстинктом чувствуют эту силу, и они подчиняются Паше и никому другому. Герой картины Валерий Приёмыхов говорит в одной из сцен о том, как двадцатилетним парням становилось стыдно перед самим собой. Это значит, что с возрастов формируется ещё одна важная черта человека как характер. Он формируется не с пустого места, а под влиянием той среды, в которую попал человек. Это может быть школа, сверстники во дворе, а для таких мальчишек главное влияние на их характер сыграл лагерь для трудных подростком и так же никем незаменимый Паша. Он смог вытащить наружу все лучшие качества мальчишек, не дав им загубить свою жизнь. В ответ на его помощь они становятся взрослыми мужчинами со своим взглядом на жизнь, а значит и своим характером. Вся система воспитательных мероприятий должна основываться на том, чтобы ребёнок впоследствии мог применить освоенные им принципы поведения, смог бы претворять свои мысли и взгляды в поступки, смог бы реализовать свои убеждения в поведении. После простора данного фильма ты наполняешься чувством гордости за таких людей как Паша, которые, не смотря на трудности, могут помочь подросткам подсказать правильный жизненный путь и подарить им основы морали и создать сильный характер, присущих каждому взрослому человеку. «Индивидом рождаются, личностью становятся, Преобразить свою жизнь можно только одним путём — изменив свои поступки. К сожалению, сталкиваться лицом к лицу с нестерпимыми трудностями настоящего времени и преодолевать сильные удары судьбы способны не все, но чистое старание — это тоже начало. Существует воля судьбы, которая всегда права, даже если всему миру кажется, что она поступает по-настоящему несправедливо. Там, где приказывает этот высший образец, несчастные должны подчиняться. Там, где он проявляет своё лицемерное сострадание, несчастные должны радоваться. Но каждый пишет историю жизни самостоятельно. И она способна превратиться в идеал; возможно, невыносимо скучный, унылый, спокойный, но идеал. Я считаю, что внутри каждого человека клокочет врожденная способность к великим делам. Любой способен отстаивать добро и совершать самоотверженные поступки, подобно благородному созданию, либо губить судьбы безобидных людей, подобно безжалостному убийце. Подобная параллель аккуратно проводиться в великолепном кинофильме Александра Прошкина — «Холодное лето пятьдесят третьего…». В небольшом хронометраже картины режиссёру удалось невероятно точно передать трагедию целой страны без тех жестоких арестов, массовых расстрелов, лагерей. Данная работа заставляет трепетать от волнения и сопереживать безжалостным действиям, что разворачиваются на экране. История держит в строгом напряжении многих людей и вызывает сильнейшие эмоции. Однажды в спокойную деревенскую жизнь вмешиваются «амнистированные» — беглые преступники, для которых человечность уже ничего не значит. Они, почувствовав свободу, начинают вести себя как хотят. В этой киноленте помимо великолепного сюжета и ярких запоминающихся персонажей есть невероятная атмосфера именно неосязаемого холода вокруг, безысходности, повседневного быта. Тревога волнует своей угнетённостью, но героические поступки главных героев вызывают истинную гордость. И думается, что не только «воспитание» создаёт личность. Иногда ведь, наоборот, личность вырастает вопреки какому-то давлению, растет наперекор всему — впитывая честность и чистоту. Её истинная индивидуальность раскрывается постепенно, а после начинает сверкать различными красками, которые являются неким спасением. Каталог: ld Скачать 74. Поделитесь с Вашими друзьями: |
раскрыть смысл выражения А.Г.Асмолова: «Индивидом рождаются, Личностью становятся.
ПСИХОЛОГИЯ СРОЧНОООО
1. Определите тип темперамента школьника по психолого–педагогической характеристике:
Вася Ф., ученик четвёртого класса. Весёлый,
…
жизнерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на классном собрании Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После собрания они поссорились. Вася даже расплакался: «Я тебе хорошего пожелал, а ты драться». До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Поручения Вася часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику ему нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через два дня у него возникли «уважительные» причины: стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления. Что можно посоветовать родителям и учителям в воспитании этого школьника?
2. Определите тип темперамента учительницы. В чём своеобразие её индивидуального стиля деятельности? Какие особенности темперамента повлияли на формирование данного стиля?
Учительница Ф.Ю. на внешние впечатление реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица практически одинаковое, независимо от того. даёт ли она задание или делает замечание, слушает ли весёлую историю или серьёзный вопрос. Смеётся редко, чаще на лице скупая улыбка. Редко сама вступает в беседу с коллегами; её спрашивают – она отвечает. Жестикуляция практически отсутствует. Речь размеренна, нетороплива. Движения медленные, типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, что скука на уроках русского языка в 6-7 классах у такой учительницы совершенно неизбежна. Но оказывается, например, что для грамматического анализа Ф.Ю. специально (заранее, дома) и тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором.
В результате урок на закрепление, например, темы «Правописание частиц» с использованием фрагментов из басен С. Михалкова проходит при весёлой активности учеников. Все оживлены, кроме учительницы, которая сама создала это оживление.
Приведите подобные примеры влияния темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной деятельности.
3. Определите, какие из перечисленных ниже особенностей относятся к темпераменту, а какие – к характеру человека.. Обоснуйте ответ: а) характеризует человека со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний;
б) практически не поддаётся изменению под действием воспитания; в) закрепляется в привычных способах поведения; г) определяет стиль и темп деятельности; д) формируется под воздействием социального, культурного, национального окружения человека; е) выражает отношение человека к окружающему миру, другим, себе; ж) в большей степени зависит от биологических, наследственных факторов.
4.Студентка-практикантка, составляя психологическую характеристику ученика, написала о нём: «Юра – черноглазый, небольшого роста мальчик.
Ему 12 лет. Учится с интересом, особенно на предметах математического цикла. На всех уроках ведёт себя тихо, организованно. Всегда одевает один и тот же костюмчик…Товарищи о нём отзываются хорошо…»
Проанализируйте этот отрывок и укажите какие черты характера ученика назвала студентка. А какие особенности ученика, названные студенткой, нельзя отнести к чертам характера и почему?
5. Руководитель учреждения вызвал к себе начальника одного из отделов… Вот фрагмент их разговора:
— Я решительно заявляю, что вы абсолютно неверно обосновываете необходимость реорганизации вашего отдела.
— Но почему?
— Вас никто не просил выступать с подобными предложениями.
— Ну и что же? У меня давно зрела идея, она представляется мне вполне рациональной…
— Мало ли что вам представляется. Мне лично всё это совершенно непонятно… Вам вечно приходят в голову вздорные мысли. Да ещё такие, которые совсем не соответствуют вашей должности…
— Почему вы так говорите?
— Потому что так думаю. Не желаю больше спорить…
Какой стиль руководства ярко выражен у руководителя учреждения? Какие тактики поведения в конфликте описаны в данном примере?
Сочинение на тему «совесть народа»
ПСИХОЛОГИЯ СРОЧНО
1. Определите тип темперамента школьника по психолого–педагогической характеристике:
Вася Ф., ученик четвёртого класса. Весёлый, жи
…
знерадостный мальчик, отзывчивый, незлопамятный. Однажды на классном собрании Вася критиковал своего друга за плохое поведение. После собрания они поссорились. Вася даже расплакался: «Я тебе хорошего пожелал, а ты драться». До конца уроков он был печален, а потом друзья вместе пошли домой. Поручения Вася часто выполняет поспешно, необдуманно или не доводит начатое дело до конца. К празднику ему нужно было выучить стихотворение. Он охотно взялся за это, но через два дня у него возникли «уважительные» причины: стихотворение неинтересное, у него нет времени его выучить, и он уже готов отказаться от выступления.
Что можно посоветовать родителям и учителям в воспитании этого школьника?
2. Определите тип темперамента учительницы. В чём своеобразие её индивидуального стиля деятельности? Какие особенности темперамента повлияли на формирование данного стиля?
Учительница Ф.
Ю. на внешние впечатление реагирует медленно, не сразу отвечает на вопрос. Выражение лица практически одинаковое, независимо от того. даёт ли она задание или делает замечание, слушает ли весёлую историю или серьёзный вопрос. Смеётся редко, чаще на лице скупая улыбка. Редко сама вступает в беседу с коллегами; её спрашивают – она отвечает. Жестикуляция практически отсутствует. Речь размеренна, нетороплива. Движения медленные, типичны невозмутимость и спокойствие в любой обстановке. Кажется, что скука на уроках русского языка в 6-7 классах у такой учительницы совершенно неизбежна. Но оказывается, например, что для грамматического анализа Ф.Ю. специально (заранее, дома) и тщательно подбирает предложения и тексты, эмоционально насыщенные, лирически приподнятые, иногда наполненные юмором. В результате урок на закрепление, например, темы «Правописание частиц» с использованием фрагментов из басен С. Михалкова проходит при весёлой активности учеников. Все оживлены, кроме учительницы, которая сама создала это оживление.
Приведите подобные примеры влияния темперамента на формирование индивидуального стиля деятельности в учебной и профессиональной деятельности.
3. Определите, какие из перечисленных ниже особенностей относятся к темпераменту, а какие – к характеру человека.. Обоснуйте ответ: а) характеризует человека со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний;
б) практически не поддаётся изменению под действием воспитания; в) закрепляется в привычных способах поведения; г) определяет стиль и темп деятельности; д) формируется под воздействием социального, культурного, национального окружения человека; е) выражает отношение человека к окружающему миру, другим, себе; ж) в большей степени зависит от биологических, наследственных факторов.
4.Студентка-практикантка, составляя психологическую характеристику ученика, написала о нём: «Юра – черноглазый, небольшого роста мальчик. Ему 12 лет. Учится с интересом, особенно на предметах математического цикла. На всех уроках ведёт себя тихо, организованно.
Всегда одевает один и тот же костюмчик…Товарищи о нём отзываются хорошо…»
Проанализируйте этот отрывок и укажите какие черты характера ученика назвала студентка. А какие особенности ученика, названные студенткой, нельзя отнести к чертам характера и почему?
5. Руководитель учреждения вызвал к себе начальника одного из отделов… Вот фрагмент их разговора:
— Я решительно заявляю, что вы абсолютно неверно обосновываете необходимость реорганизации вашего отдела.
— Но почему?
— Вас никто не просил выступать с подобными предложениями.
— Ну и что же? У меня давно зрела идея, она представляется мне вполне рациональной…
— Мало ли что вам представляется. Мне лично всё это совершенно непонятно… Вам вечно приходят в голову вздорные мысли. Да ещё такие, которые совсем не соответствуют вашей должности…
— Почему вы так говорите?
— Потому что так думаю. Не желаю больше спорить…
Какой стиль руководства ярко выражен у руководителя учреждения? Какие тактики поведения в конфликте описаны в данном примере?
Оберіть варіант, де всі поняття є проявами дискримінації: А стратифікація, антисемітизм, расизм,; Б ксенофобія, антисемітизм, расизм; В ксенофобія, т
…
олерантність, расизм; Г ксенофобія, антисемітизм, соціалізація.
Стійкі упередження, що базуються на міфологічних уявленнях про світ та місце людини в ньому – це: А упередження Б міфи В стереотипи Г забобони
Статья Всеобщей декларации прав человека | Встаньте на защиту прав человека
Назад
Статья 1
Свободные и равные
Все люди рождаются свободными и равными, и с ними следует обращаться одинаково.
Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они есть наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства.
Статья 2
Свобода от дискриминации
Каждый может заявлять о своих правах независимо от пола, расы, языка, религии, социального положения и т. д.
Каждый имеет право на все права и свободы, изложенные в настоящем Декларация без каких-либо различий, таких как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или другие мнения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.Кроме того, не должно быть никакого различия сделанные на основе политического, юрисдикционного или международного статуса страны или территории, к которой лицо принадлежит, будь то независимое, трастовое, несамоуправляющееся или под любым другим ограничением суверенитета.
Статья 3
Право на жизнь
Каждый имеет право на жизнь и жить в условиях свободы и безопасности.
Каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Статья 4
Свобода от рабства
Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, и вы не должны никого порабощать.
Никто не может содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их формах.
Статья 5
Свобода от пыток
Никто не имеет права вас пытать.
Никто не может быть подвергнут пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Статья 6
Право на признание перед законом
Вы должны быть защищены законом так же, как и все остальные.
Каждый человек везде имеет право на признание правосубъектности.
Статья 7
Право на равенство перед законом
Закон один для всех и должен применяться ко всем одинаково.
Все равны перед законом и имеют право без какой-либо дискриминации на равную защиту закона. Все имеют право на равную защиту от любой дискриминации в нарушение настоящей Декларации и от любого подстрекательства к такой дискриминации.
Статья 8
Доступ к правосудию
Вы имеете право на получение юридической помощи и доступа к системе правосудия, когда ваши права не соблюдаются.
Каждый имеет право на эффективное средство правовой защиты компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Статья 9
Свобода от произвольного задержания
Никто не может произвольно арестовывать или задерживать вас или несправедливо высылать из вашей страны.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Статья 10
Право на справедливое судебное разбирательство
Судебные процессы должны быть открытыми и рассматриваться беспристрастным и независимым судом на справедливой основе.
Каждый человек имеет право на полное равенство на справедливое и публичное разбирательство дела независимым и беспристрастным судом при определении его прав и обязанностей и любого уголовного обвинения против него.
Статья 11
Презумпция невиновности
Вы считаетесь невиновным, пока не будет доказана ваша вина в соответствии с законом. Если вас обвиняют в совершении преступления, вы имеете право на защиту.
1Каждый обвиняемый в уголовном правонарушении имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в соответствии с законом в открытом судебном процессе, на котором ему были предоставлены все гарантии, необходимые для его защиты.2 Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного правонарушения в связи с каким-либо действием или бездействием, которое не являлось уголовно наказуемым деянием в соответствии с национальным или международным правом на момент его совершения. Также не может быть назначено более тяжкое наказание, чем то, которое применялось во время совершения уголовного преступления.
Статья 12
Право на неприкосновенность частной жизни
Вы имеете право на защиту, если кто-то попытается нанести ущерб вашему доброму имени, проникнуть в ваш дом без разрешения или помешать вашей переписке.
Никто не должен подвергаться произвольному вмешательству в его частную жизнь, семью, дом или переписку, а также посягательствам на его честь и репутацию.
Каждый имеет право на защиту закона от такого вмешательства или посягательств.
Статья 13
Свобода передвижения
Вы имеете право покинуть свою страну или переехать в нее, и вы должны иметь возможность вернуться.
1Каждый человек имеет право на свободу передвижения и проживания в пределах границ каждого государства.2Каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную, и вернуться в свою страну.
Статья 14
Право на убежище
Если вас преследуют дома, вы имеете право искать защиты в другой стране.
1Каждый человек имеет право искать и пользоваться в других странах убежищем от преследований.2На это право нельзя ссылаться в случае судебного преследования, действительно связанного с неполитическими преступлениями или действиями, противоречащими целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 15
Право на гражданство
Вы имеете право принадлежать к стране и иметь гражданство.
1Каждый человек имеет право на гражданство.2Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Статья 16
Право на вступление в брак и создание семьи
Мужчины и женщины имеют право вступать в брак, когда они юридически дееспособны, без ограничений по признаку расы, национальности или религии. Семьи должны быть защищены правительством и системой правосудия.
1 Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, без каких-либо ограничений по признаку расы, национальности или религии имеют право вступать в брак и создавать семью. Они имеют равные права в отношении вступления в брак, во время брака и при его расторжении.2 Брак может быть заключен только со свободного и полного согласия вступающих в брак.
3Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
Статья 17
Право собственности
Вы имеете право владеть вещами. Никто не имеет права незаконно отобрать их у вас.
1Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.2 Никто не может быть произвольно лишен своего имущества.
Статья 18
Свобода религии или убеждений
Каждый имеет право свободно исповедовать свою религию, изменять ее и исповедовать ее единолично или совместно с другими.
Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения, а также свободу, самостоятельно или совместно с другими, публично или в частном порядке, исповедовать свою религию или убеждения в обучении, практике, богослужении и обрядах.
Статья 19
Свобода слова
Каждый имеет право думать и говорить то, что ему нравится, и никто не должен этого запрещать.
Каждый имеет право на свободу мнений и их свободное выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих мнений и стремиться получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Статья 20
Свобода собраний
Вы имеете право организовывать мирные собрания и участвовать в них.
1Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и объединений.2 Никто не может быть принужден к членству в ассоциации.
Статья 21
Право на участие в государственных делах
Каждый имеет право на участие в политической жизни своей страны и равный доступ к государственной службе. За правительства следует регулярно голосовать.
1Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей.2Каждый человек имеет право на равный доступ к государственной службе в своей стране.
3Воля народа должна быть основой власти правительства; это будет выражается в периодических и неподдельных выборах, которые проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права и проводятся тайным голосованием или эквивалентными процедурами свободного голосования.
Статья 22
Право на социальное обеспечение
Общество должно помогать людям свободно развиваться и максимально использовать все преимущества, предлагаемые в их стране.
Каждый как член общества имеет право на социальное обеспечение и право на реализацию посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии с организацией и ресурсами каждого государства экономических, социальных и культурных прав, необходимых для его достоинство и свободное развитие его личности.
Статья 23
Право на труд
Каждый имеет право работать в справедливых и благоприятных условиях и свободно выбирать работу с заработной платой, которая позволяет ему жить и содержать семью. Все должны получать равную оплату за равный труд.
1Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.2Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд.
3Каждый работающий имеет право на справедливое и благоприятное вознаграждение, обеспечивающее ему и его семье существование, достойное человеческого достоинства, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социальной защиты.
4Каждый имеет право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.
Статья 24
Право на досуг и отдых
Каждый рабочий день не должен быть слишком длинным, каждый имеет право на отдых и регулярный оплачиваемый отпуск.
Каждый имеет право на отдых и досуг, включая разумное ограничение рабочего времени и периодический оплачиваемый отпуск.
Статья 25
Право на достаточный жизненный уровень
Вы имеете право на то, что вам нужно, чтобы вы и ваша семья не голодали, не оставались без крова и не болели.
1Каждый человек имеет право на жизненный уровень, достаточный для здоровья и благополучия его самого и его семьи, включая питание, одежду, жилище и медицинское обслуживание и необходимые социальные услуги, а также право на обеспечение в случае безработицы , болезнь, инвалидность, вдовство, старость или иное отсутствие средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.2 Материнство и детство имеют право на особую заботу и помощь. Все дети, рожденные в браке или вне брака, пользуются одинаковой социальной защитой.
Статья 26
Право на образование
Вы имеете право ходить в школу, продолжать учебу по своему желанию и учиться независимо от расы, религии или страны происхождения.
1Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по крайней мере, на начальной и основной ступенях. Начальное образование является обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, а высшее образование должно быть в равной степени доступно для всех на основе заслуг.2Образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и на укрепление уважения к правам человека и основным свободам. Он будет способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, расовыми или религиозными группами и будет способствовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3Родители имеют преимущественное право выбора вида образования, которое будет дано их детям.
Статья 27
Право на участие в культурной, художественной и научной жизни
Вы имеете право пользоваться благами культуры, искусства и науки вашего сообщества.
1Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, заниматься искусством и пользоваться научными достижениями и их благами.2Каждый человек имеет право на защиту моральных и материальных интересов, вытекающих из любого научного, литературного или художественного произведения, автором которого он является.
Статья 28
Право на свободный и справедливый мир
Чтобы гарантировать соблюдение ваших прав, должен существовать порядок, способный их защитить. Этот порядок должен быть глобальным.
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью реализованы.
Статья 29
Обязанности перед обществом
У вас есть обязанности перед обществом, в которых ваша личность может полностью развиваться. Закон должен гарантировать права человека. Она должна позволять каждому уважать других и быть уважаемым.
1Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.2 При осуществлении своих прав и свобод каждый должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц и удовлетворения справедливых требований морали, общественной порядок и общее благосостояние в демократическом обществе.
3Эти права и свободы ни в коем случае не могут осуществляться вопреки целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30
Права неотчуждаемы
Никто, ни учреждение, ни физическое лицо не должны каким-либо образом нарушать права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека.
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как подразумевающее для какого-либо государства, группы или лица какое-либо право заниматься любой деятельностью или совершать любые действия, направленные на уничтожение любых прав и свобод, изложенных в ней.
Социальные детерминанты здоровья — здоровые люди 2030
Что такое социальные детерминанты здоровья?
Социальные детерминанты здоровья (СДЗ) — это условия в среде, в которой люди рождаются, живут, учатся, работают, играют, поклоняются и стареют, которые влияют на широкий спектр показателей здоровья, функционирования и качества жизни и риски.
SDOH можно сгруппировать в 5 доменов:
Изображение
Загрузить графику SDOH (141,23 КБ)
Социальные детерминанты здоровья (СДОЗ) оказывают большое влияние на здоровье, благополучие и качество жизни людей. Примеры SDOH включают:
- Безопасное жилье, транспорт и окрестности
- Расизм, дискриминация и насилие
- Образование, возможности трудоустройства и доход
- Доступ к питательным продуктам и возможностям физической активности
- Загрязненный воздух и вода
- Языковые навыки и грамотность
SDOH также вносят свой вклад в широкое неравенство и несправедливость в отношении здоровья. Например, люди, у которых нет доступа к продуктовым магазинам со здоровой пищей, с меньшей вероятностью будут правильно питаться. Это повышает риск таких заболеваний, как болезни сердца, диабет и ожирение, и даже снижает продолжительность жизни по сравнению с людьми, которые имеют доступ к здоровой пище.
Простая пропаганда здорового образа жизни не устранит эти и другие различия в состоянии здоровья. Вместо этого организации общественного здравоохранения и их партнеры в таких секторах, как образование, транспорт и жилье, должны принять меры для улучшения условий жизни людей.
Вот почему Healthy People 2030 уделяет повышенное внимание SDOH.
Как Healthy People 2030 решает вопросы SDOH?
Одна из 5 всеобъемлющих целей Healthy People 2030 конкретно связана с SDOH: «Создать социальную, физическую и экономическую среду, способствующую раскрытию всего потенциала здоровья и благополучия для всех».
В соответствии с этой целью Healthy People 2030 включает в себя множество задач, связанных с SDOH. Эти цели подчеркивают важность «предшествующих» факторов — обычно не связанных с оказанием медицинской помощи — в улучшении здоровья и сокращении неравенства в отношении здоровья.
Над этими задачами работало более дюжины рабочих групп, состоящих из профильных экспертов с разным опытом и областями знаний. Одна из этих групп, Рабочая группа по социальным детерминантам здоровья, занимается исключительно SDOH.
Изучение исследований, связанных с SDOH
Социальные детерминанты здоровья так или иначе влияют почти на всех. Наши обзоры литературы представляют собой снимок последних исследований, связанных с конкретным SDOH.
Ознакомьтесь с обзорами литературы SDOH
Узнайте о других усилиях по решению проблемы SDOH
В Соединенных Штатах люди и организации на местном, государственном, территориальном, племенном и национальном уровнях прилагают все усилия для улучшения здоровья и сокращения неравенства в отношении здоровья путем решения СДОН.