Лекция №1 «Быть самим собой. Теория индивидуации Карла Густава Юнга»
Пожалуй самый выдающийся ученик Фрейда Карл Густав Юнг в свое время отошел от позиций своего учителя и создал собственную оригинальную теорию, описывающую человека в более глубоких и сущностных измерениях. Concepture публикует небольшую лекцию, посвященную теории индивидуации Юнга.
Карл Густав Юнг, создатель аналитической (глубинной) психологии, считал, что в течение всей жизни человек осуществляет процесс, который он назвал «индивидуация». Смысл индивидуации невозможно понять вне контекста теории архетипов, разработанной Юнгом. Понятие «архетип» он заимствует у религиозного мыслителя Филона Александрийского и обозначает им специфический комплекс явлений, само признание существования которых кладет начало реактулизации сакрального знания в парадигме позитивистской науки (Вслед за Юнгом эту линию продолжит Мирча Элиаде). Если аутентичное содержание понятия обладало теологическим смыслом и означало «прообразы сотворенных вещей, находящихся в Божественном Разуме», то у Юнга оно приобретает совершенно иное значение, а именно – врожденных универсальных психических форм, которые предрасполагают людей переживать и реагировать на происходящие события определенным образом. Архетипы, по Юнгу, это первичные модели, обуславливающие способ восприятия мира. Юнг выделяет 5 базовых архетипов, осознание и раскрытие которых составляет собственно процесс индивидуации: Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.
Персона – это совокупность социальных масок, которые человек использует для представления себя другим людям. Персона необходима для сокрытия истинной сущности человека с целью его приятия со стороны общества. Реализация этого архетипа первична в процессе индивидуации, поскольку человек по своей природе животное социальное. Персона играет ключевую роль в адаптации человека внутри социума, являясь способом регулирования отношений с другими людьми в повседневной жизни. Тем не менее застревание на этом архетипе, чрезмерное преувеличение его значимости может привести к тому, что человек на всю жизнь останется исключительно поверхностным существом, не имеющим никакого внутреннего измерения.
Тень является архетипом противоположным Персоне. Она включает в себя социально неприемлемые стороны личности, ее низменные негативные аспекты, импульсы и побуждения недопустимые с точки зрения морали. Реализация этого архетипа стоит на втором месте, так как для достижения гармонического целого, человеку необходимо интегрировать все части своей личности, в том числе отрицательные.
Если пара Персона/Тень характеризуют Культурное/Природное начала в человеке, то Анима/Анимус обозначают его психическую двуполость. Эти архетипы отражают половую целостность личности (андрогинность). Анима – это женственность, как энергетическое начало, в структуре психики мужчины. Анимус – это мужественность в структуре психики женщины. Наличие реализованной Анимы превращает самца в мужчину, в то время как наличие реализованного Анимуса превращает самку в женщину. Как и во всех остальных случаях раскрытия архетипов – здесь важна мера. Ее нарушение чревато появлением женоподобных мужчин и мужеподобных женщин.
Самость представляет собой вершину индивидуации личности, конечный результат всех находящихся в оппозиции архетипов. В самости их противостояние снимается и образует гармоничное единство. Поэтому Самость – это архетип целостности. Образно говоря – центр личности, вокруг которого организуются все остальные ее аспекты. Самость – это подлинное Я человека, его истинная сущность. Достижение Самости – конечная цель индивидуации и соответственно смысл человеческой жизни по Юнгу. Понятно, что прохождение всех ступеней реализации архетипов на практике – дело куда более сложное, чем теоретическое описание. Гармонизация всех составляющих личности – это не однократный акт наподобие добегания до финишной черты. Это длящаяся во времени стабильная балансировка, удерживание собранных аспектов души в состоянии целостности. Поэтому реалист Юнг считал, что подлинного равновесия достичь почти невозможно. А если возможно – то не раньше среднего возраста, поскольку интеграция архетипов требует большого жизненного опыта.
Итак, согласно Юнгу, на протяжении всей своей жизни человек проходит индивидуацию. Индивидуация в теории Юнга – это процесс развития человека как существа отличного от остальных набором своих неповторимых личностных качеств, то есть, как индивидуальности. И поскольку норма индивидуальности, как правило, идет вразрез с нормами коллектива, процесс индивидуации предполагает известную долю отчуждения человека, вставшего на путь саморазвития. В то же время, индивидуация вовсе не означает изоляции. Это переход на качественно иной уровень бытия, где человеческая жизнедеятельность осуществляется по другим законам.
В конечном счете, индивидуация – это сформулированное на языке аналитической психологии понятие, которое выражает традиционные для классических духовных практик представления о человеке не как данности, а как за-данности, чистой потенции быть тем, кем в наличный момент человек не является, но кем он при желании и должном усердии может стать.
Философ Мераб Мамардашвили говорил: «Человек есть не то, кто он есть. Человек есть то, кем он может быть». Заслуга Юнга состоит в том, что он подробно исследовал и определил конкретные этапы, механизмы и символы становления человека.
Индивидуация — Психологос
В теории К. Г. Юнга, индивидуация — спонтанный, естественный процесс движения человека к собственной Самости, процесс человеческого развития на основе интеграции сознательного и бессознательного опыта. Индивидуация потенциально она свойственна любому человеку, хотя большинство из нас ее не осознает.
В отсутствие торможений, препятствий или искажений, обусловленных тем или иным расстройством психики, индивидуация — это процесс созревания или развертывания, психический эквивалент физического процесса роста и взросления. При определенных условиях — например, в практической психотерапии — процесс этот может тем или иным образом стимулироваться, интенсифицироваться, осознаваться, переживаться и развиваться; таким образом индивиду оказывается помощь в смысле «завершения», «закругления» его «Я». Для успешного хода процесса требуется значительное аналитическое усилие, сознательная и абсолютно искренняя сосредоточенность на интрапсихическом. Благодаря активизации сферы бессознательного такое усилие частично снимает напряжение между парами противоположностей и делает возможным познание их динамической структуры. Продвигаясь по извилистым путям выведенной из состояния равновесия психической субстанции, преодолевая все новые и новые слои, процесс в конечном счете проникает в тот самый центр, который представляет собой исток и основу нашего психического бытия — в Самость.
А это — индивидуация?
В своих самых общих чертах процесс индивидуации врожден человеку и развивается по единой модели. Он делится на две взаимно независимые, контрастные и дополняющие друг друга части, которые совпадают с первой и второй половинами жизни. Задача первой половины — «инициация, посвящение во внешнюю действительность». На этом этапе процесса индивидуации, благодаря укреплению «Я», выделению основной функции и доминирующей установки и развитию соответствующей «маски» достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды. Что же касается второй половины жизни, то ее задача состоит в «посвящении во внутреннюю действительность», то есть в углубленном самопознании и познании человеческой природы, в рефлексии над теми чертами собственной природы, которые прежде оставались неосознанными или в какой-то момент сделались таковыми. Делая их достоянием сознания, индивид устанавливает внутреннюю и внешнюю связь с миром и космическим порядком.
В качестве средств, способствующих индивидуации в аналитической психологии используются синтетико–герменевтическая терапия, а также формообразующая терапия, опирающиеся на активное фантазирование и толкование сновидений. На первой стадии индивидуации происходит осознание индивидом своей тени, как архетипического образа, символизирующего все негативное, принадлежащее индивидуальному бессознательному, но до определенной поры неотделенное от Я и выступающее как те или иные угрожающие побуждения. Дальше процесс индивидуации затрагивает такие архетипические образы, принадлежащие уже коллективному бессознательному, как анима и анимус (женское и мужское начало). Эти образы являются в сущности врожденными и прорываются в сознание лишь в пограничных ситуациях. Последняя стадия индивидуации — „самость“ — характеризуется интеграцией всего сознательного и бессознательного психологического опыта. На данной стадии индивид достигает целостности и автономии. Эта стадия символизируется изображением мандалы.
Индивидуация и Я — SAP
Индивидуация и Я, Мартин Шмидт
Размышление Юнга о Самости и ее динамике индивидуации отличает аналитическую психологию Юнга от других психоаналитических школ. Он использует концепцию Самости, чтобы описать свое понимание того, кто мы есть, и концепцию индивидуации, чтобы описать процесс, с помощью которого мы можем реализовать свой потенциал, чтобы стать всем, чем мы можем быть.
Самость
Во фрейдовско-кляйнианской психоаналитической традиции самость описывается как побочный продукт развития эго. Напротив, для Юнга самость присутствует перед эго; оно первично, и из него развивается эго. Самость сохраняет свою тайну. Мы никогда не сможем полностью познать или принять его, потому что мы зависим от относительно низшего эго в своем восприятии. Возможно, эта борьба с пониманием привела к очень разному пониманию качеств личности.
Юнгианская аналитическая психология рассматривает самость как множество вещей, включая психическую структуру, процесс развития, трансцендентальный постулат, аффективный опыт и архетип. Его изображали как совокупность тела и разума, образ Бога, переживание всепоглощающих чувств, союз противоположностей и динамическую силу, которая ведет человека в его/ее путешествии по жизни. Эта последняя идея типична для Юнга, поскольку, хотя другие психоаналитики говорили о самости сходным образом, фрейдистский психоанализ по-прежнему в значительной степени рассматривает самость как структуру в уме, подобную объектной репрезентации, а не как телеологический фактор.
Индивидуация
Индивидуация описывает, как работает это агентство. Юнг видел в этом процесс самореализации, открытие и переживание смысла и цели жизни; средство, с помощью которого человек находит себя и становится тем, кто он есть на самом деле. Это зависит от взаимодействия и синтеза противоположностей, т.е.
сознательное и бессознательное, личное и коллективное, психика и сома, божественное и человеческое, жизнь и смерть. Анализ можно рассматривать как процесс индивидуации. Он не только способствует, но и ускоряет индивидуацию и создает условия в отношениях между пациентом и аналитиком, которые дают возможность для утонченных переживаний и трансформации себя, которые в противном случае могли бы не произойти. Это потому, что аналитическая ситуация позволяет обоим участникам присоединиться к поиску истины; выражать и переживать себя способами, которые часто запрещены компромиссами, сделанными на службе общественного признания в неаналитических отношениях.Концепция индивидуации является краеугольным камнем психологии Юнга. Вот некоторые характерные черты его размышлений по этой теме и некоторые возникающие вопросы.
Коллективные и личные
Юнг (1935) подчеркивал, что индивидуация требует интеграции как коллективных, так и личностных элементов. Невротическое состояние — это состояние, при котором отрицается коллективное, психотическое состояние, при котором отрицается личное, а архетипическая инфляция может подавлять эго.
Если кто-то слишком озабочен своими личными делами и статусом, он рискует слишком отождествиться со своей персоной, т.е. школьный учитель, дидактирующий дома, или аналитик, который никогда не прекращает анализировать. Такая ограниченная жизнь, сосредоточенная на недальновидных и эгоцентричных целях, отрицает ценность коллектива. Это может привести к невротическому нарциссическому отчуждению от более глубокого ощущения себя и своего места в обществе. При психозе происходит поглощенность коллективом, где увлечение внутренним миром и его процессами может привести к потере интереса к внешнему личному миру отношений и работы.
Как выразился Юнг (1935):
«Цель индивидуации — не что иное, как сбросить с себя ложные покровы личности, с одной стороны, и внушающую силу первичных образов — с другой». (пункт 269)
Две половины жизни
Fordham (1985) описал, как индивидуация начинается в младенчестве, но Юнг рассматривал ее преимущественно как развитие во второй половине жизни. В первой половине человек занимается расширением эго и «адаптацией к коллективным нормам», например, созданием личного социального статуса. Вторая половина жизни связана с примирением со смертью, поиском смысла жизни и той уникальной роли, которую каждый из нас играет в мире. Именно в перипетиях процесса индивидуации Юнг видел основные причины неврозов. У молодых невроз возникает из-за боязни участия в жизни; в старом это происходит от цепляния за устаревшее юношеское отношение и отступления от смерти.
Отношения
Самость относительна. Индивидуация зависит от отношений с другими. Юнг зашел так далеко, что сказал:
«Я — это взаимосвязь… Я существует только до тех пор, пока вы проявляетесь. Не то, что вы есть, а то, что вы делаете себя. «Я» проявляется в ваших делах, а дела всегда означают отношения». (Юнг 1935-39, стр. 73)
Однако в своей автобиографии (1961) Юнг ставит перед нами загадку, когда также заявляет, что целью индивидуации является отделение от эмоциональных отношений. Эмоциональные отношения он определяет как привязанные, потому что это отношения желания с ожиданиями других. Он рекомендует, чтобы для достижения объективности и самости нужно было отказаться от проекций, присущих эмоциональным связям с другими. В этом свете анализ можно рассматривать как разыгрывание эмоциональных отношений между аналитиком и пациентом с целью облегчения реинтроекции проекций при разрешении переноса/контрпереноса. Юнг подразумевает это, когда описывает феномен переноса как, без сомнения, один из наиболее важных синдромов в процессе индивидуации.
Состояние или процесс?
Другая область путаницы заключается в том, считал ли Юнг индивидуацию состоянием, которое может быть достигнуто, или непрерывным процессом. В «Воспоминаниях, мечтах, размышлениях» (там же, стр. 188) он заявил, что обретение мандалы как выражения себя было для него достижением высшего.
Юнг (1961, стр. 276) также загадочно указывает на «завершение» своей собственной индивидуации. Объективность, которую он испытал во сне о своей жене после ее смерти, он описал как часть «завершенной индивидуации».
Однако Юнг (1939, параграф 520) воспринимал самореализацию как нечто отличное от восточных мистических представлений о достижении нирваны или самадхи (состояние совершенства, достигаемое йогами). «Универсальное сознание», описываемое такими мистиками, он понимал как эквивалент бессознательности, где бессознательное поглотило эго-сознание. Он утверждает, что «всеобщее сознание» является противоречием в терминах, поскольку исключение и различение лежат в основе всего, что претендует на имя «сознание». Юнг признает, что йоги могут достичь замечательного состояния расширения сознания, когда субъект и объект почти полностью идентичны.
Однако он также утверждает, что индивидуация является активным текущим процессом, а не статичным состоянием, когда он провозглашает:
«Сознание должно защищать свой разум и защищать себя, и хаотичной жизни бессознательного тоже нужно дать возможность идти своим путем — столько, сколько мы можем выдержать. Это означает открытый конфликт и открытое сотрудничество одновременно. (там же, п. 288)
Индивидуацию можно рассматривать как процесс, который никогда не завершается полностью, но который может порождать опыт, который на мгновение кажется достигнутым.
Преобладание индивидуации
Насколько широко распространена индивидуация? Универсальное и обыденное или аристократическое – призвание для избранных? Конечно, это зависит от того, что мы подразумеваем под этим. Юнг называет индивидуацию бессознательным естественным спонтанным процессом, но также и относительно редким, что-то вроде:
.«испытывается только теми, кто прошел через утомительную, но необходимую работу по примирению с бессознательными компонентами личности».
(1954, пункт 430)
Он также заявил, что это пограничный феномен, который нуждается в особых условиях, чтобы стать сознательным (1935, para 431). Это тип индивидуации, отличный от описанного Фордхэмом.
Майкл Фордхэм, возможно, больше, чем любой другой постюнгианец, внес вклад в наше понимание индивидуации как процесса, который начинается в младенчестве, а не только во второй половине жизни. Полевая теория самости Фордхэма, описывающая, как самость как первичная интеграция развивается в процессе дезинтеграции и реинтеграции на протяжении всей жизни, очень полезна для нашего понимания нормального процесса созревания. Он утверждает, что этот базовый процесс индивидуации идентичен в детстве, юности и взрослой жизни (Fordham, 19).85).
Однако Юнг также говорил о чем-то другом, кроме нормального повседневного развития эго и самости. Он предсказывает:
«Линейной эволюции нет; есть только обход самого себя. Однородное развитие существует, самое большее, только вначале; позже все указывает на центр». (Юнг 1961, стр. 188)
Это важное отличие. Индивидуация требует развития эго, но не является его синонимом. Хотя процесс дезинтеграции и реинтеграции происходит на протяжении всей жизни, Юнг утверждал, что существует функциональное различие в основном процессе индивидуации в более позднем возрасте по сравнению с детством.
Он пытался подчеркнуть разницу между ранним развитием, которое в основном связано с установлением эго, и более поздней индивидуацией, которая включает в себя отказ от господства эго. Юнг жаловался, что понимание людьми процесса индивидуации часто путает приход эго в сознание с последующей идентификацией эго с Самостью:«Индивидуация есть не что иное, как эгоцентризм и аутоэротизм». (Юнг 1954, параграф 432)
Индивидуация требует, чтобы эго вступило в служение Самости, чтобы способствовать ее выражению и реализации.
Юнга критиковали за чрезмерно оптимистичный взгляд на себя и индивидуацию. Некоторые протестовали против того, что точка зрения Юнга слишком полезна и положительна, не признавая недостатков личности.
Анти-индивидуализация
Наша клиническая работа напоминает нам о том, что Самость не всегда воспринимается как доброкачественная и положительная. Это может быть саморегулирование, и все же опыт этого также может быть очень разрушительным. Эго должно быть достаточно сильным, чтобы противостоять осознанию аспектов бессознательного, которое составляет большую часть личности. Сила эго зависит от того, насколько успешно мать и ребенок создали благоприятную среду для управления тревогами, отказа от всемогущих фантазий, формирования символов, установления, скорби и восстановления объектных отношений.
Мы можем оказаться с теми, чье эго не смогло успешно справиться с этим проявлением себя. В этих случаях индивидуация искажается или застревает. Если есть экологический или конституциональный дефицит, первичное «я» может чувствовать себя атакованным извне и изнутри. Могут быть мобилизованы защиты самости, что может привести к нарциссической ложной самоорганизации. Здесь мы сталкиваемся с антииндивидуальными силами. Вместо формирования и взращивания отношений, жизненной силы индивидуации, мы видим психическое отступление в инфантильное всемогущество. В таком случае необходимо, чтобы аналитическая работа была сосредоточена на создании условий, посредством которых эго могло бы поддерживаться и способствовать его развитию.
Я и эго
В клинической практике может быть полезно думать о работе как о символе борьбы между Самостью и эго и рассматривать задачу как участие в этой индивидуализирующей/антииндивидуализирующей битве противоположностей. Эго как аналитика, так и пациента действует так, как будто хочет сохранить контроль, расширить и продвинуть себя за счет других аспектов личности. У него есть качество, которое кажется искусственным или искусственным. Самость, напротив, ощущается как сила природы, она, кажется, имеет более широкий взгляд, перспективу, которую эго не может понять, и служит высшей истине.
«Я» в своем стремлении к сознанию требует отказа от инфляции эго — нарциссического заблуждения, что эго — это «я». Хотя «Я» целенаправленно, оно может восприниматься как жестокое и разрушительное, если эго не способно способствовать его выражению. Это может привести к кризису индивидуации как у аналитика, так и у пациента.
Я и Бог
Юнг (1942а) видел эго в служении Самости – ее представителю на Земле. Самость он называл Высшей Личностью, в конечном счете непознаваемой, связанной с универсальным чувством космического единства — неудивительно, что он относился к ней как к образу Бога внутри нас. Он пошел еще дальше и описал самореализацию, рассматриваемую в религиозных или метафизических терминах, как воплощение Бога. Юнг рассматривал Бога в психологических терминах как архетип в том смысле, что в психике должно быть что-то, что резонирует с разнообразными образами Бога на протяжении всей истории. Однако он уточняет себя, говоря:
«Психология… не в состоянии делать метафизические заявления. Он может только установить, что символика психической целостности совпадает с образом Бога, но никогда не может доказать, что образ Бога есть сам Бог или что самость занимает место Бога».
(Юнг, 1951: параграф 308)
Юнг (1931) утверждает, что мы часто ошибочно принимаем эго за Самость из-за той предвзятости, которая заставляет всех нас жить за счет эго, предвзятости, которая возникает из-за переоценки сознательного ума. Эго должно страдать, чтобы позволить Атману выразить себя. Юнг видит миф о герое в действии почти во всех процессах индивидуации. Он признает, что:
«Индивидуация — это героическая и часто трагическая задача, самая трудная из всех, она включает в себя страдание, страсть эго: обычный эмпирический человек, которым мы когда-то были, обременен судьбой потерять себя в большем измерении и быть лишенным его воображаемая свобода воли. Он страдает, так сказать, от насилия, совершенного над ним со стороны «я».
(1942а, п. 233)
Он добавляет:
«Человеческая природа испытывает непреодолимый страх перед осознанием себя. Что, тем не менее, толкает нас к этому, так это самость, которая требует жертвы, принося себя в жертву нам».
(Юнг 1942, параграф 400)
Таким образом, индивидуация может быть понята как стремление Самости к сознанию.
—————————-
Каталожные номера
Фордхэм, М. (1985). Исследования в себе. Библиотека аналитической психологии,
Том 7, Лондон: Academic Press
Jung, CG (1931). Цели психотерапии. CW 16
—- (1935 г.). Отношения между Эго и Бессознательным. В: Два эссе по
аналитической психологии. КВ 7
——- (1939). Сознательное, бессознательное и индивидуация. CW 9i
——- (1942 г.). Превращение символики в массу. CW 11
——-(1942a). Психологический подход к троице. CW11
——- (1946/1954). Психология переноса. CW16
——-(1951). Айон. CW 9ii
——- (1954). О природе психики. CW 8
——-(1935-39). Заратустра Ницше: Заметки о семинаре, проведенном в 1934-1939 гг.
Эд Дж. Л. Джарретт. Издательство Принстонского университета, 1988,
——- (1961). Воспоминания, мечты, размышления. Лондон: Фонтана Пресс
Шмидт, Массачусетс (2005). «Индивидуация: найти себя в анализе, пойти на риск и пойти на жертвы», Журнал аналитической психологии, том 50, 5, 595-616.
Юнг и его Процесс Индивидуации.
Подобные начинания были в умах Фрейда, Роджерса, Адлера и других основоположников современной психологии. Каждая из этих теорий предлагает уникальный взгляд на человеческую личность.Представлен обзор мышления того, что мы сегодня называем классическими школами психологии . Все эти школы мысли или психологические теории были разработаны в первой половине 20 90–159-го 90–160-го века. У большинства этих теорий была общая парадигма, которая представляет собой многоуровневое представление о человеческом разуме.
Эта парадигма включает в себя давнее признание сознательного/подсознательного мира, работающего внутри нас. В дополнение к общей парадигме методология, используемая этими психологами, включает в себя в той или иной степени как научные исследования, так и практический опыт. Результаты объединения их теорий скорее аддитивны, чем меняют парадигму.
На этом фоне мы входим в мир швейцарского психиатра/психотерапевта Карла Юнга. Он наиболее известен своей работой в области развития аналитической психологии. Мы увидим, что концепция Индивидуации занимает центральное место в аналитической психологии Юнга. Согласно Юнгу, именно индивидуация является центральным процессом человеческого развития. Хотя индивидуация стала достоянием мира психологии, стоит отметить, что Юнг намеревался сделать ее чем-то большим. Для него оно охватывает философские, мистические и духовные области человеческого бытия.
Само слово имеет корни, восходящие к 1600-м годам, когда оно использовалось для обозначения человека как человека или индивидуума . Здесь Юнг снова применил еще один элемент классической психологической парадигмы; свобода переименовывать и переопределять в ограниченных пределах те термины, которые относятся к данной работе.
В самом широком смысле индивидуация может быть определена как достижение самоактуализации посредством процесса интеграции сознательного и бессознательного . Опять же, любое точное понимание Юнга должно исходить от него.
Юнг и Фрейд
По мере продвижения вперед между Юнгом и Фрейдом обнаруживается интересная связь. В дополнение к очевидному, их близкому соседству в то время, когда оба работали над своими проектами, примерно с 1906 года и до того, как они разорвали свои связи, включая дружбу в 1911 году, Юнг и Фрейд сотрудничали в своей работе. Влияние Фрейда можно отметить в некоторых работах Юнга.
Понимание Юнга
Если когда-либо существовал пример незавершенной работы, Юнг предоставил его. По мере развития своей работы он открывал все больше и больше тонкостей, нуждающихся в развитии. Это далеко выходит за рамки этой статьи, но любой, кто хочет узнать больше, может найти это в работах Юнга и в Интернете. Вот лишь некоторые из его ключевых идей:
Аналитическая психология, или юнгианская психология : подчеркивает первостепенное значение индивидуальной психики и личного стремления к целостности.
Юнгианские архетипы : Одной из областей юнгианской психологии, которая может показаться немного подавляющей, является использование им модели архетипов. Архетипы Юнга, основанные на многих идеях Платона, принадлежат индивидуумам, и именно их уникальный опыт, усиленный коллективным бессознательным, определяет их архетипы.
Лучшее понимание архетипов, используемых Юнгом, можно найти в следующем определении: «Архетип — это изначальная модель человека, идеальный пример или прототип, по которому копируются, копируются или подражают другие; общепризнанный всеми символ. В психологии архетип — это модель человека, личности или поведения».
Для Юнга архетипы состоят из универсальных мифических персонажей, обитающих в коллективном бессознательном людей во всем мире. Архетипы представляют фундаментальные человеческие мотивы нашего опыта по мере нашей эволюции; следовательно, они вызывают глубокие эмоции .
Область применения архетипов очень широка. Имея множество различных архетипов, Юнг полагался только на часть общего числа. Затем он разделил их на три набора, которые символизируют основные человеческие мотивы. Каждый тип имеет свой набор ценностей, смыслов и личностных черт: Эго, Душа и Я . Типы в каждом наборе имеют общий источник движущей силы, например, типы в наборе Эго стремятся выполнять планы, определенные эго.
Большинство, если не все, люди имеют несколько архетипов, играющих роль в их личностных построениях. Юнг постулировал, что каждого человека несут в себе доминантные архетипы в пределах . Именно через процесс психоанализа Юнга он поощряет самоанализ, чтобы идентифицировать их. Так происходит самореализация.
Хотя Юнг был и остается своего рода загадкой, его влияние на область психологии огромно. Если смотреть вне контекста, многие из его описаний архетипов могут вызвать улыбку на лице. Возьмем этот один из его многочисленных отчетов. Речь идет о присутствии внутри каждого из нас бессознательной дуальности, называемой Анимой и Анимусом , нашими истинными «я». Роджерс практиковался в разговорах с этими фигурами, утверждая, что каждая из них представляет определенные гендерные черты, чтобы помочь нам ориентироваться.
Юнгианский процесс
Далее следует краткий обзор юнгианского процесса достижения индивидуации. Это происходит благодаря аналитической психологии развития Юнга. Этот процесс выглядит следующим образом:
Следующим шагом в этом процессе является интеграция эго (сознания) с личным и коллективным «я».
- Эго
- Личное бессознательное
- Коллективное бессознательное
Это приводит к идентификации архетипов, которые формируют и определяют человеческий опыт. Вот некоторые из них:
Самость : Объединение индивидуального эго, личного и коллективного бессознательного
Тень : База сексуальных и жизненных инстинктов.