Индивидуальная психология основные положения: Основные положения индивидуальной психологии

Основные положения индивидуальной психологии

29.05.2012

Природа человека в концепции А. Адлера
• Человек — это единый и самосогласующийся организм; individuum (лат.) — неделимое. Ни одно проявление жизненной активности человека нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью, в целом.
• Жизнь человека — это непрерывное движение к росту и развитию в направлении личностно значимых целей. Жизненные цели человека определяют его судьбу.
• Поведение человека — это не только результат влияния наследственности и среды, но и влияние творческой силы, которая делает человека архитектором своей жизни.
• Индивид не может рассматриваться вне общества, а его поведение — вне социального контекста. У каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес, т.е. врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
• Поведение человека определяется его представлениями о себе и об окружающем мире, т.

е. «схемой апперцепции».
• Поведение человека мотивируется недостижимыми целями или фикциями.

Адлер о комплексе неполноценности и стремлении к превосходству
• Каждый человек переживает чувство неполноценности в детстве, когда он зависит от родителей. Это чувство побуждает человека бороться за превосходство над окружающими, стремиться к совершенству. Такие побуждения являются основной мотивационной силой в жизни человека (начиная с 5-летнего возраста).
• Развитию комплекса неполноценности в детстве также способствуют неполноценность органов, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей.
• Чрезмерное ощущение неполноценности приводит к формированию у человека комплекса неполноценности, т.е. преувеличенному чувству собственной слабости и несостоятельности.
• Комплекс неполноценности порождает стремление к его гиперкомпенсации и, как следствие, порождает комплекс превосходства (преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности).


• Стремление к превосходству, являясь общечеловеческой чертой, может иметь как конструктивное (например, общественный лидер), так и деструктивное (например, главарь банды) направление. Если первое соотносится с благополучием других людей, то второе — эгоистично, и реализуется за счет других людей.

Адлер о стиле жизни
• Форма реализации стремления к превосходству определяет стиль жизни человека, т.е. индивидуальный способ достижения жизненных целей.
• Жизненная цель носит защитный характер и служит мостом между безрадостным настоящим и многообещающим будущим. Сформировавшись в детском возрасте, жизненная цель полностью не осознается. Жизненная цель определяет черты характера человека.
• По определению Адлера, существуют три конструктивные жизненные цели: работа, дружба и любовь.

Адлер о типах личности
• В зависимости от степени выраженности ориентации на социальный интерес и социальную активность в жизни человека выделяются следующие типы личности:
Управляющий тип присущ самоуверенным и напористым людям с незначительным социальным интересом. Они решают свои проблемы преимущественно в антисоциальной, враждебной манере.

Берущий тип характеризуется паразитической установкой к внешнему миру; ему присущ низкий социальный интерес и средняя активность.

Избегающий тип характерен для людей, больше опасающихся неудачи, чем стремящихся к успеху (бегство от решения жизненных задач). Социальный интерес и активность у них низкие.

— Социально-полезный тип характеризуется высоким социальным интересом и активностью, является воплощением зрелости. Люди этого типа проявляют заботу о других и заинтересованы в общении с ними.

• Сочетание таких качеств, как высокий социальный интерес и низкая активность, невозможно.

Адлер о социальном интересе
• Социальный интерес носит врожденный характер, однако, требует развития, которое происходит благодаря социальному окружению, и, прежде всего, семьи.
• Здоровая любовь матери способствует развитию социального интереса, а предпочтение мужа детям — нет.
• Позитивная установка отца по отношению к жене, работе, обществу и детям также способствует развитию у детей социального интереса, а эмоциональная отстраненность и авторитаризм — нет.
• Степень социального интереса у человека является показателем его психического здоровья. Люди с низким социальным интересом отличаются эгоцентризмом, поглощенностью своими интересами, самозащитой.

Адлер о творческой силе человека (или самости)
• Творческая сила человека определяет его стиль жизни и жизненные цели, поэтому каждый человек свободен и ответственен за свою судьбу.

• Творческая сила имеет врожденный характер и развивается в детские годы.
• Творческая сила человека — это результат долгой эволюции.
• Творческая сила влияет на все психические процессы человека (восприятие, память, воображение, фантазию и мечты).

Адлер о фикционном финализме
• Фикционный финализм — это концепция о том, что поведение человека подчинено намеченным им в жизни целям (фикциям).
• В основе этих целей лежат убеждения, справедливые для субъекта, но их объективность и реализуемость для других людей относительны. Например: «Я должен стать богатым», «На небесах мне воздастся за добрые дела», «Главное — добиться власти и денег».
• Фиктивная цель объясняет смысл поступков человека и историю его жизни.

Адлер о влиянии позиции ребенка на стиль его жизни
• Первенец (старший ребенок) в семье: лишаясь привилегированного положения в семье с рождением младшего ребенка, осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности; стремится к власти и лидерству.
• Современные исследования подтверждают, что среди государственных деятелей — большинство первенцев, в т.ч. среди президентов США и членов Конгресса США.
• У единственного ребенка в семье формируется зависимость и эгоцентризм; в зрелости он будет переживать, что уже не находится в центре внимания; ему свойственны трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
• Современные эмпирические исследования не подтверждают этого тезиса: единственный ребенок в семье так же контактен, просоциален и эмоционально устойчив, как и другие дети.
• Второй (средний) ребенок, соревнуясь с первым братом, вырастает соперничающим и честолюбивым, ставит перед собой непомерно высокие цели.


• Последний (самый младший) ребенок — это «баловень» семьи, но он зависим от старших детей. Эта зависимость от старших может стать высокой, а, с другой стороны, у ребенка может сформироваться стремление к независимости, что приведет к возникновению у него внутреннего конфликта. Современные исследования показали, что алкоголизмом чаще страдают те, кто был младшим в семье.

Ключевые слова: Индивидуальность, Адлер

Источник: Абдурахманов Р.А., История психологии

Материалы по теме

Как стать индивидуальностью?

Винсент Ружиэйро, Мышление.

Ресурсы преодоления индивидуальных кризисов

Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб…

Индивидуальный стиль деятельности работника

. ..

Индивидуальные различия в памяти

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Aналитическая индивидуальная психокоррекция Aдлера

Осипова А.А., Общая психокоррекция

Соотношение понятия личность с понятиями человек, индивид, индивидуальность

Индивидуальные особенности воображения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

Психоанализ Альфреда Адлера

Деркача А.А., Социальная психология

12. Основные положения теории а. Адлера

Индивидуальная психология – А. Адлер. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья.

Опять «чем социальнее индивид, тем полноценнее личность» + идея изначального комплекса неполноценности (прямо-таки первородный грех).

Да и вообще – вся теория личности Адлера не имеет даже эмпирической базы, т.е. абсолютно спекулятивна. Достаточно его базового положения о том, что уникальный стиль жизни субъекта к 5-6 годам полностью сформирован.

Альфред Адлер ввёл своё понятие личности, а именно: в ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности [1].

10 исходных полжений теории Адлерa

1. Вслед за Сматсом она предполагает холистическое, а не редукционистское понимание каждого конкретного человека. Все его органы и функции рассматриваются с точки зрения обслуживания потребностей человека как целостной системы.

2. Поведение людей не предопределено, они не являются жертвами своего прошлого, своей наследственности или своей окружающей среды. Люди имеют выбор и делают его. Теория учит личной ответственности.

3. Все поведение является целенаправленным и лучше всего может быть понято на основе целевых стремлений или тенденций конкретного человека или на основе его неповторимой траектории движения (к цели). Личность всегда находится в процессе становления. По замыслу, это движение к цели способствует изменению положения человека с «минуса на плюс».

4. Поскольку люди могут выбирать, они рассматриваются как проактивные, а не только как реактивные существа. Они способны осознавать события, оценивать их и делать соответствующие выводы.

5. Люди не просто приспосабливаются к своему окружению, событиям или стимулам. Они могут создавать и частично или полностью изменять эти стимулы — объективно или субъективно.

6. Люди воспринимают мир субъективно, поэтому, чтобы понять конкретного человека «мы должны быть способны видеть его глазами и слышать его ушами» (А. Адлер).

7. Адлерианская психология — это социальная психология. Все поведение должно пониматься в рамках социальной среды. Люди изменяют свое положение, как это описывалось в ранней гештальт-психологии, в феноменальном поле. Адлерианскую психологию часто характеризуют как теорию поля.

8. Адлер представил миру психологию ценностей. Наивысшая ценность — идеальная ценность для людей — заключается в социальном интересе, который многими понимается как переформулирование на языке психологии таких религиозных заповедей, как «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Не отделяй себя от народа своего». Многое в мыслях и практике Адлера относится к нормам чел. общежития. Адлер был предшественником современного экзистенциализма, т. к. придавал особое значение таким понятиям, как выбор, личная ответственность и смысл жизни.

9. Адлерианскую психологию можно охарактеризовать как идиографическую психологию. Номотетические описания могут использоваться в целях обучения, однако всякий раз, когда Адлер позволял себе такие формулировки, он предостерегал своих учеников: «Впрочем, все может быть совсем иначе».

10. Психология Адлера — скорее психология пользования, чем психология владения. Она функциональна, динамична. Адлерианцы, кроме как в эвристических целях, не прибегают к категоризации. Диагностическая номенклатура не слишком созвучна адлерианской практике.

Project MUSE — The Fundamental Views of Individual Psychology

Представляя International Journal of Individual Psychology в США и Великобритании, кажется уместным описать базовую структуру индивидуальной психологии, чтобы показать вклад этого науки к современной психологии и психиатрии. Я не хочу здесь вдаваться в подробности. Эти подробности можно найти в статьях авторов этого журнала. Это только научная основа, которую я хочу объяснить очень кратко.

Сырьем, с которым работает индивидуальный психолог, является: отношение индивидуума к проблемам внешнего мира. Индивидуальный психолог должен наблюдать, как конкретный человек относится к внешнему миру. Этот внешний мир включает в себя собственное тело человека, его телесные функции и функции его разума. Он не относится к внешнему миру предопределенным образом, как это часто предполагается. Он всегда относится к себе в соответствии со своей собственной интерпретацией самого себя и своей настоящей проблемы. Его пределы — это не только общечеловеческие пределы, но и пределы, которые он поставил себе. Ни наследственность, ни окружающая среда не определяют его отношения к внешнему миру. Наследственность лишь наделяет его определенными способностями. Окружение лишь производит на него определенные впечатления. Эти способности и впечатления, а также то, как он их «переживает», то есть интерпретация, которую он делает из этих переживаний, являются кирпичиками, которые он использует в своем собственном «творческом» способе построения своего отношения к жизни. Именно его индивидуальный способ использования этих кирпичей — или, другими словами, его отношение к жизни — определяет его отношение к внешнему миру.

Он сталкивается с проблемами, которые полностью отличаются от проблем его предков. Он видит все проблемы с точки зрения, которая является его собственным творением. Он видит среду, которая его обучает, со своей собственной созданной им перспективой и соответственно меняет ее влияние на него в лучшую или худшую сторону. В жизни есть задача, от которой не может уклониться ни один человек. Это решение большого количества проблем. Эти проблемы не случайны. Я разделил их для ясности на три части: проблемы поведения по отношению к другим; проблемы занятости; и проблемы любви. То, как человек относится к этим трем проблемам и их подразделениям, — вот его ответ на жизненные проблемы. [End Page 185]

Жизнь (и все психические проявления как часть жизни) всегда движется к «преодолению», к совершенству, к превосходству, к успеху. Вы не можете обучить или подготовить живое существо к поражению. Но то, что индивид думает или чувствует как успех (т. е. как приемлемую для него цель), это его личное дело. На своем опыте я обнаружил, что каждый человек по-своему понимает и относится к тому, что составляет успех. Следовательно, человек не может быть типизирован или классифицирован. Я полагаю, что именно из-за скупости языка многие ученые пришли к ошибочным выводам, веря в типы, сущности, расовые качества и т. д. Индивидуальная психология признает, как и другие психологии, что каждого человека следует изучать в свете его собственных специфических особенностей. разработка. Чтобы представить человека понятным языком, требуется обширный обзор всех его граней, подробные требования которого очевидны в следующих статьях. Однако слишком часто психологи отворачиваются от этого признания и выбирают более легкие, но бесплодные пути классификации. Это искушение, которому в практической работе мы никогда не должны поддаваться. Только в учебных целях — чтобы осветить широкое поле — я обозначаю здесь четыре различных типа, чтобы временно классифицировать отношение и поведение людей к внешним проблемам.

Таким образом, мы находим людей, чей подход к реальности показывает, с раннего детства и на протяжении всей их жизни, более или менее доминирующее или «господствующее» отношение. Такое отношение проявляется во всех их отношениях. Второй тип — безусловно, самый распространенный — всего ожидает от других и опирается на других. Я бы назвал это типом «получения». Третий тип склонен чувствовать себя успешным, избегая решения проблем. Вместо того, чтобы бороться с проблемой, человек…

Часто задаваемые вопросы об основных принципах классической адлерианской психологии

Где бы мы ни находились, новые связи неизбежны и необходимы. Ни один человек не является островом; всегда есть потребность где-то принадлежать. Отношения, которые у нас есть, помогают нам получать то, что нам нужно.

 Люди по своей природе социальные существа. Нам приятно общаться с людьми и нравиться им. Если нас судят за то, что мы сделали, мы склонны работать над тем, чтобы изменить себя. Затем мы начинаем придираться к некоторым вещам. Однако, что нам действительно нужно, так это осознавать общую картину. Социальные взаимодействия и саморефлексия помогают нам стать лучшей версией самих себя. Это убеждения Альфреда Адлера.

Источник: pexels.com

Классическая психология Адлера считает, что у каждого из нас есть цель, которую мы хотим достичь. Однако, стремясь к этой цели, мы должны размышлять о каждой части себя. Адлерианская психология фокусируется на каждом аспекте для полного понимания себя.

Более того, психология Адлера считает, что мы можем добиться большего только в том случае, если у нас будут хорошие отношения с обществом. Вместе с этими осознаниями возникает форма гармонии. Мы осознаем влияние общества на нас и наше влияние на общество. Это взаимные отношения. Если мы останемся хорошими, все будет хорошо, и с нами будут обращаться так же, как мы вели себя.

В конце концов, все это поможет нам достичь того, чего мы хотим в жизни. Гармоничное общество и личность могут бросить вызов всему, что встречается на их пути.

Для краткого ознакомления с классическим адлерианским подходом и его сравнения с другими психологическими теориями прочтите ответы на часто задаваемые вопросы ниже:

Что такое адлерианские методы?

Существует несколько методов Адлера, которые терапевты используют, чтобы стимулировать изменения.

Адлерианские техники включают

  1. Жизненные задачи
  2. Интерпретация
  3. Немедленность
  4. Поощрение
  5. Действовать как будто
  6. Поймать себя
  7. Ага Ответы
  8. Как избежать дегтярного младенца
  9. Задать вопрос
  10. Плевок в суп клиента
  11. Назначение домашнего задания

Что такое теория индивидуальной психологии Адлера?

Эта теория утверждает, что каждый человек имеет уникальную личность, набор целей и образ жизни. Теория Адлера гласит, что потребность чувствовать себя принадлежащим мотивирует выбор человека. В теории индивидуальной психологии Адлера человек никогда не отделен от общества.

Каковы 3 защитные тенденции Адлера?

Три защитные тенденции Адлера — это оправдания, агрессия и замкнутость.

Первая распространенная склонность к защите — это оправдания. Это когда человек будет использовать утверждения «Да, но» или «Если бы только». Эти утверждения защищают низкую самооценку. Это обманывает других, заставляя их думать, что человек, использующий их, лучше.

Второй — агрессия. Здесь человек защищает свое завышенное чувство собственного достоинства, делая заявления против других. Иногда они даже делают замечания против самого себя.

Третья защитная тенденция — отстранение. При этом человек убегает от жизненных проблем. Вместо того, чтобы встретиться с ними лицом к лицу, они изолируют себя. Это происходит посредством различных действий. Иногда они сами создают препятствия.

Теория Адлера — природа или воспитание?

Теория Адлера — это нечто среднее между природой и воспитанием. Сторонники теории Адлера считают, что ни природа, ни воспитание не влияют на поведение человека. Вместо этого человек откликается и на природу, и на воспитание. Это, в свою очередь, формирует их и их жизнь.

Что такое вопрос в терапии Адлера?

Вопрос в адлерианской терапии — это техника, определяющая физиологическую или психологическую проблему человека. Он спрашивает: «Что изменилось бы, если бы вы были здоровы?»

Какова цель терапии Адлера?

Цель адлерианской терапии — помочь людям чувствовать себя комфортно в сообществе. Эта терапия направлена ​​на преодоление комплекса неполноценности человека. Он также стремится устранить тревогу или дискомфорт, которые приходят с ним.

Что такое теория Хорни?

Теория Карен Хорни утверждает, что невротическое поведение — это реакция человека на то, чтобы сделать жизнь более терпимой. Другими словами, это способ справиться с трудными ситуациями, когда наши потребности не удовлетворяются.

Некоторые из этих потребностей включают:

  1. Потребность в привязанности и одобрении
  2. Потребность партнера
  3. Потребность в контроле
  4. Потребность в совершенстве

Если человек не удовлетворяет эти невротические потребности, он будет вести себя, используя различные стратегии выживания.

Каковы основные компоненты теории Юнга?

Три основных компонента человеческой психики — это эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. В его теории эго — это сознательный разум. Это позволяет нам действовать в соответствии с нашими основными побуждениями, но при этом формировать моральные и идеальные стандарты. Между тем личное бессознательное хранит воспоминания — как подавленные, так и нет. Наконец, коллективное бессознательное — это совокупность знаний и опыта. Юнг предполагает, что все люди унаследовали его.

Какова цель индивидуальной психологической терапии?

Индивидуальная психологическая терапия направлена ​​на то, чтобы помочь человеку осознать и изменить свою ошибочную логику. Благодаря этому они могут установить здоровые, полезные цели в жизни.

Источник: pexels.com

Что такое вымышленный финализм?

Вымышленный финализм относится к бессознательным целям и идеалам человека. Эти цели формируются в детстве, но каждый человек сохраняет их по мере взросления. Обычно эти цели существуют, чтобы компенсировать чувство неполноценности.

Что было уникальным в ранней терапии Адлера?

Лечение детей на глазах у зрителей было исключительной чертой ранней адлерианской терапии. В эту аудиторию входят родители, учителя и медицинские работники. Он считал, что это поможет научить их тому, что их проблемы также являются проблемами общества. В свою очередь, это заставит их почувствовать, что они принадлежат к сообществу, которое так же заинтересовано.

Почему Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией?

Адлер назвал свою теорию таковой, потому что она утверждает, что каждый человек имеет отличительную индивидуальность. Он считал, что человек может делать выбор, исходя из потребности принадлежать к обществу. Этот выбор в целом и есть то, что отличает человека от другого.

Адлер гуманист?

Поскольку теории Адлера в основном касаются самооценки человека, Адлер гуманист. Гуманистический подход рассматривает человека. Он фокусируется на том, как каждый из них проявляет уникальный творческий подход к преодолению жизненных препятствий.

Почему люди стремятся к превосходству?

Согласно теории Адлера, люди стремятся к превосходству, чтобы восполнить недостаток. Все, чего им не хватает, может либо проистекать, либо вызывать чувство слабости или неполноценности.

Что такое мужской протест?

Несмотря на свое название, мужской протест относится к женскому поведению. Когда женщина осознает свое подчиненное положение, она проявляет мужские протесты или утверждения. Таким образом, она настаивает на том, чтобы с ней «обращались как с мужчиной».

Заключение

Согласно классической адлерианской психологии, нам необходимо иметь хорошие отношения с другими людьми и обществом. Это поможет нам достичь любой мечты, к которой мы стремимся. Это также может дать вам душевное спокойствие. Однако формировать связи не так просто и никогда не будет, особенно если вы чувствуете себя одиноким в такой огромной группе.

У каждого в жизни бывают проблемы. Большинству легко справиться с этим, но некоторые борются с этим. В любом случае, это не пример сильного и слабого, а скорее наличие системы поддержки или ее отсутствие. Знание того, что всегда будет кто-то, кто подхватит вас, когда вы упадете, может быть утешительным. Невозможно не иметь системы поддержки.

Источник: pexels.com

Многие люди долгое время борются с одиночеством. Оно поглощает их, и тогда становится сложно найти выход и справиться со своей проблемой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *