Индивидуальный предприниматель психология – Психология личности предпринимателя

Содержание

Психология личности предпринимателя

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

2 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

3 ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

3.1 Личностные качества, способствующие успеху в бизнесе

3.2 Личностные качества, препятствующие успеху в бизнесе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Личность каждого предпринимателя уникальна, что определяет способ организации предпринимателями бизнес-процессов. Например, один бизнесмен может часто менять направления своей предпринимательской деятельности, в то время как другой будет постоянен в своих пристрастиях и бизнес-стратегиях. Один будет честен с компаньонами и государством, другой попытается уклоняться от уплаты налогов и своих обязательств по отношению к деловым партнерам.

Личности всех предпринимателей времен царской России, нэпа и России конца XX в. будут иметь много общего внутри каждой исторической группы, но будут отличаться от личностей предпринимателей иной эпохи.

Если предприниматель проявляет высокие моральные качества: верность своему слову и взятым обязательствам, трудолюбие и ответственность, — то у него с высокой долей вероятности будут отсутствовать такие качества личности, как лень, лживость и непоследовательность.

В процессе своего развития личность может меняться. Например, в личности предпринимателя, которого неоднократно обманывали его партнеры или работники, могут со временем возникнуть такие черты, как подозрительность или агрессивность.

Таким образом, мы можем определить личность как формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом.

1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам.

В английском языке слово personality происходит от лат. persona , обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях.

Таким образом, понятие «личность» отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Г. Оллпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, обусловливающую его поведение и мышление. Другие (3. Фрейд) понимали личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (К. Г. Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Э. Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.

2. В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями.

3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты взаимосвязаны в сложную иерархическую систему.

4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

2 СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры.

Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности. Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них[1] .

Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности: так, у всех успешных предпринимателей независимо от пола и возраста отмечаются такие личностные качества как трудолюбие, настойчивость, активность и пр., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.

Наиболее важную роль в структуре личности играет ее направленность, понимаемая как совокупность устойчивых мотивов, убеждений и устремлений, ориентирующих человека на достижение относительно его жизненных целей.

Эта характеристика личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием обучения и воспитания. Она проявляется в целях, которые ставит перед собой человек, в его интересах, социальных потребностях, пристрастиях и установках, а также в его влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и т. д.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, общественная и деловая.

Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Человек с преобладанием такой направленности чаще занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В своей профессиональной деятельности он нередко игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне связи с интересами дела или других сотрудников.

Общественная направленность имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяются потребностью в общении и для него важно поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе или учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, но его больше интересует сам процесс общения, чем конечный результат работы. Нередко такие люди, несмотря на видимую повышенную активность, не только не способствуют, но даже мешают достижению цели организации, создавая ненужную суету и отвлекая других работников от их прямых обязанностей.

Деловая направленность отражает приоритет мотивов к достижению профессиональных целей, увлечение процессом деятельности, стремлением овладеть новыми навыками и умениями. Общение для человека не является самоцелью, а служит лишь средством достижения профессиональных целей.

Среди предпринимателей преобладают люди первой и третьей группы, причем, хотя вступают на путь предпринимательства чаще люди первой группы, действительно выдающихся успехов в бизнесе достигают лица с преобладанием деловой направленности.

3 ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

3.1 Личностные качества, способствующие успеху в бизнесе

Одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства — это его лидерские качества.

Лидера можно определить как наиболее авторитетную личность в данном социальном сообществе, играющую центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Предприниматель не может не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высокой цели. Он достигнет успеха в бизнесе, только если сможет убедить своих сотрудников в способности достичь такого уровня выполнения заданий, который раньше казался им недоступным. Эта способность лидера тесно связана с такими качествами, как умение создавать оптимистические планы, усиливать надежды на успех, объяснять суть инноваций, сплачивать коллектив в кризисных ситуациях и т. д. По мнению А. Менегетти, лидер — это человек, который, удовлетворяя собственный

mirznanii.com

Психология успешного предпринимателя

Психология успешного предпринимательства напрямую зависит от индивидуальных качеств характера человека. К ним, прежде всего, относятся волевые свойства, такие как выносливость, стойкость, целеустремленность и решительность. Почему не все становятся хорошими бизнесменами? Что помогает людям добиваться успеха в такой динамичной и развивающейся сфере, как бизнес? И что способствует профессиональному росту и развитию карьеры?

Стремление вверх по социальной лестнице и достижение цели во многом зависит от уровня образования и воспитания. При этом важную роль играет желание получить результат — такой, который можно назвать полностью оправдывающим приложенные усилия.

Психология человека, работающего на себя, отличается способностью мыслить и действовать в нескольких направлениях одновременно. Этой активностью обусловлен успех, которого он добивается. Наряду с этим, предпринимателю важно находить время для себя и своей семьи. И если все сферы жизни бизнесмена хорошо налажены, то его можно смело назвать состоявшейся личностью.

В чем секрет психологии успеха серьезных предпринимателей? Какие методы нужно применять в бизнесе, чтобы составлять конкуренцию и оставаться победителем? Какие личностные качества развивать и как правильно применять технику работы? Существует алгоритм действий и способов, открывающий пути к эффективной стороне бизнеса.

Психология развития самоконтроля


Умение контролировать внутренние и внешние процессы — одна из главных особенностей, которая способна привести к успеху. Человек может находиться под началом руководства и уметь вести дела так, что благодаря его контролю быстрее заключаются сделки, подписываются договора, поступают выгодные предложения. В таком случае фирма или организация процветают. Психология такого человека ясно дает понять ему, что, занимаясь бизнесом самостоятельно, можно добиться еще больших побед. Тогда происходит движение вверх по карьерной лестнице, где работник уже сам становится начальником своего бизнеса. Отсюда следует, что, для того, чтобы начать самостоятельную карьеру, важно получить ценный опыт и уметь хорошо разбираться в делах.

Психология развития внутреннего контроля играет не меньшую по значимости роль. Способность держать себя в руках, уметь предугадать ход событий, правильно преподнести себя при встрече — являются залогом хорошей репутацией в бизнесе. Контроль эмоций также является важным качеством в психологии личности будущего успешного предпринимателя.

Настойчивость и уверенность

Бизнес — изменяющаяся сфера. Из-за вовремя не проявленной инициативы очень легко упустить свой шанс. У человека, который решил связать свою жизнь с предпринимательством, нет времени на раздумья и сомнения — такова его личная психология. Страх и неуверенность практически недопустимы в этой сфере, где главное все просчитать наперед и уметь предугадать ход событий. Твердый, волевой характер — неотъемлемая часть характера человека, который решил посвятить себя бизнесу. Психология развития настойчивости и уверенности в себе представляет большую важность для того, чтобы добиваться поставленной цели, особенно в условиях кризиса или жесткой конкуренции.

Психология человека и любовь к завершенности


Сложно быть победителем, когда не развита способность доводить начатое дело до конца. Уметь завершать дела — важный навык для предпринимателя. Как добиться его развития? Важно постоянно держать конечную цель перед глазами и четко знать, какой вы хотите получить результат. Психология успеха это подтверждает. Умение не сдаваться перед любыми трудностями, постоянно находиться в поиске решения проблемы и лучших способов для достижения цели — те качества, которые помогут начинать и заканчивать дела. Человек должен всем своим существом стремиться к получению нужного эффекта в своей деятельности.

Психология глобального видения

Невозможно добиться успеха там, где существующие противоречия мешают его реализации. Например, сложности могут возникнуть в юриспруденции, бухгалтерии, экономике. Человеку, в руках которого сосредоточены все рычаги управления бизнесом, нельзя ошибиться с выбором или пожертвовать одним в пользу другого — от этого может зависеть исход всего дела. Поэтому важно уметь видеть задачу глобально, с многих сторон. Каждый опытный предприниматель знает, что при всей очевидности успеха, важно обращать большое внимание на детали — в них, обычно могут скрываться «подводные камни».

Психология развития удачного бизнеса зависит от способности учитывать возможные проблемы, уметь прогнозировать будущее и не забывать учитывать мелочи.

Психология эмоциональной стабильности

Очень важно предпринимателю не браться за несколько дел сразу, а иметь стабильность — деловую и эмоциональную. Психология человека подвержена изменениям, особенно в условиях стресса. Поэтому, важно не бросать начатое дело до конца, не менять внезапно план и стратегию при неудачах, а стараться планомерно изучать дела, грамотно управлять тактикой в случае необходимости и быть эмоционально уравновешенным.

Дело — прежде всего


Качество, которым обладают люди, посвятившие себя бизнесу — это преданность своему делу. Успешным предпринимателям, чаще всего, некогда тратить время на сон, отдых и развлечения. Дело, которым они занимаются, призвано забирать почти все свободное время. Такое жизненное кредо оправдывает успех, к которому они рано или поздно приходят. Поэтому, если вы решили стать на путь развития своего бизнеса, помните, что преданность делу превыше всего.

Забота о здоровье — залог активности и успеха

Все-таки, чтобы быть активным и полным сил для новых свершений и начинаний, необходимо обладать крепким здоровьем. Поэтому, отдавая всего себя профессиональной карьере, помните о важности правильного питания, здорового образа жизни — иначе негде будет брать ресурсы для достижения цели, чувствовать себя бодрым и полным сил. Психология человека, который много работает физически и интеллектуально, черпает силы в здоровом сне и физических упражнениях.

medaboutme.ru

как устроен образ мира предпринимателя и каким изменениям он подвержен — T&P

Вопреки расхожему мнению, психология бизнеса — это не только тренинги личностного роста, эффективного управления и повышения продаж. T&P узнали у профессора Владимира Серкина, чем образ мира предпринимателя отличается от остальных, как возникают коллективная память и мышление сотрудников и почему словосочетание «честный бизнесмен» все еще звучит для нас неестественно.

— Большая часть ваших работ посвящена проблемам общей психологии: сознанию, психосемантике, образу мира, неврозам и сценариям отложенной жизни. Какое место занимают эти темы в изучении психологии бизнеса?

— Любая прикладная отрасль психологии все равно — психология. И общепсихологические законы в психологии бизнеса действуют также как, например, в возрастной или инженерной психологии, психологии труда и во всех других. Сейчас развелось много кустарных тренингов и «тренингеров», прошедших двухнедельные курсы и копирующих их. Такие «специалисты» часто не знают и не понимают общепсихологических закономерностей взаимодействия, реальных последствий различных упражнений и групповых форм работы, нарушают профессиональную этику и иногда просто вредят и людям, и их бизнесу. Психологические изменения тонки, индивидуальны, и «штамповать» их по какой-то одной для всех методике — профанация.

Мы учим студентов действовать не слепо по одной-двум методичкам, а с понимаем их общепсихологической базы, их достоинств и недостатков, психологических процессов, происходящих в группе, во взаимодействии. Это делает магистрантов не только более успешными, но и более творческими и ответственными профессионалами. Иногда наши студенты в начале обучения не понимают этого и просят скорее методики-алгоритмы по принципу: «делай раз, делай два …». Но уже к середине первого года обучения все понимают, какие преимущества и возможности в профессии дает не узкое умение, а именно общепсихологическая фундаментальная база. Только на такой базе возможно самостоятельно конструктивно составлять и реализовывать нужные конкретной организации или клиенту проекты исследований, решения проблем, тренингов, оптимизаций, внедрения инноваций и так далее.

— Есть ли какая-то специфичность именно в психологии предпринимателя?

— Бизнес, предпринимательство — не только психологические, но и культурные, экономические, юридические и этические понятия. На семинарах мы не обходим всю их сложность. Приходится обращаться не только к знаниям, но и к языковой компетенции, интуиции, чувствованию. Например, естественно ли в русском языке звучат словосочетания «честный продавец», «честный бизнесмен», «честный пиарщик». Почему не всегда естественно и что с этим делать?

Семантическое поле понятия «честный» связано с понятиями «правда» и «честь», что в западной психологии частично утрачено. Например, в самой распространенной и известной западной методике исследования ценностей Ш. Шварца вообще нет таких ценностей. К российской выборке такая методика просто неприменима (инструкция предлагает работать с ценностями только из списка, в котором нет важнейших для нас ценностей). Словосочетания понятия «честный» с понятиями из других языков (бизнесмен, пиарщик) пока звучат для нас не слишком естественно: язык — многолетний результат коллективного мышления народа, основанный на опыте. «Неестественная» семантика словосочетания всегда говорит о настороженности и критичности общественного сознания лучше социологических показателей. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Просто таковы факты. Семантическое поле уже вполне освоенного в русском языке слова «продавец» сегодня достаточно часто включает понятия «жулик», «бессовестный», «обвешивает», «обсчитывает» и прочее. Поэтому и словосочетание «честный продавец» пока семантически противоречиво. При этом факт нужности и развитости такой профессии никто не отрицает.

Семантические упражнения-игры — лишь один из примеров, но и он показывает, как магистранты учатся быть более чувствительными к нюансам речи (индивидуальному использованию языка) клиента, заказчика, договоров, деклараций. Более глубокий и менее осознаваемый самим говорящим уровень анализа можно применить, используя, например, анализ глубинных семантических ролей, но это тема специального длинного разговора.

— Чем отличается профессиональная специфика образа мира от психосемантики профессии?

— Семантика — это учение о значениях и смыслах, а психосемантика — это психологическая составляющая значений и смыслов. Семантический слой входит в образ мира, но он не единственный. В самой распространенной модели существует ядерный слой, семантический и перцептивный. Ядерный слой — самый глубокий, наименее изменяемый, это то, что в нас формируется с раннего детства под влиянием воспитания, образования, опыта, он включает в себя ценности, смыслы, мотивы. В литературе он так и называется — целемотивационный комплекс. Затем идет достаточно подвижный семантический слой, который находится под влиянием ядерного, потому что наш опыт и ценности влияют на то, какие значения и смыслы мы придаем ситуациям и предметам. Внешний слой — перцептивный, это воспринимаемый мир. Человек тем и отличается от животного, что то, что он воспринимает, составляет малую часть его образа мира. Если для многих животных конкретная ситуация и есть весь мир, то для человека ситуация имеет временную (назад в прошлое или вперед в будущее), смысловую, и, например, космогоническую перспективы.

— Что изучает психология бизнеса, кроме проблем взаимоотношений, управления, лидерства, стратегии развития организации, которые у всех на слуху?

В психологии бизнеса есть пласт проблем — организация как «мегамашина» (термин Г.П. Щедровицкого). Здесь мы говорим не только о корпоративных традициях и «миссиях», но и коллективной памяти, коллективном мышлении и даже сознании, о «судьбе», стадиях жизни организации и ее продукции. Другой пласт проблем — системы, сети, группы (иногда — стаи) или сообщества организаций, организации на организациях (от В. Лефевра — «системы, нарисованные на системах»). Для этих пластов даже еще нет разработанной научной терминологии, ученому здесь есть над чем поработать.

В психологии давно отмечен эффект совместной деятельности: два человека, работая сообща, делают гораздо больше, чем сумма их работы по отдельности. Обычно я начинаю объяснение этого феномена студентам с такого примера: «два нормальных мужика могут быстро взять за концы длинное бревно и положить его на высокий сруб избы. А один силач (чуть сильнее каждого из мужиков) не может, даже если потратит втрое больше времени и усилий». Еще сильней такой синергетический эффект проявляется при хорошей организации работы (правильном распределении совместной деятельности) большого коллектива. Совместная деятельность предполагает совместную цель, то есть системный субъект деятельности. И такой субъект обладает системными качествами, которых нет ни у кого из входящих в коллектив людей (как вода обладает качествами, которых нет ни у водорода, ни у кислорода). Именно такие системные «судьбы», память, мышление, внимание, сознание и другие процессы, вовсе не подобные человеческим, пока называются коллективными «судьбами», мышлением, памятью и так далее. Об этом писали А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев и другие отечественные авторы. Но понятно, что все это пока антропоцентрический редукционизм (приписывание сложным сущностям человеческих качеств), так как мы имеем дело с еще не исследованными и не объясненными системными качествами организаций.

— Существует ли формулировка психологического образа мира человека, который занимается бизнесом?

— Проблема в том, что категория «образ мира» достаточно новая, она была введена в психологию в 1979 году, а тематика связи профессионального образа жизни с образом мира реально начала развиваться где-то в 2003-м.

Как писал основатель первого в СССР факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьев: «Деятельность конституирует». То есть выстраивает психическую конституцию человека. Если вы занимаетесь какой-либо деятельностью достаточно долго, хотите вы или нет, у вас появятся и профессиональные навыки, и профессиональное мировоззрение, и, увы, профессиональные деформации. К счастью, это не единственное, что у вас будет, потому что в норме человек всегда действует по нескольким направлениям.

Плохо, если человек не видит ничего, кроме своей профессиональной деятельности. У вовлеченных предпринимателей это часто бывает — он начинает воспринимать сотрудников не как людей, а только как функции. Сотрудники это чувствуют и (действие равно противодействию) отвечают тем же. В половине коллективов случается подобное. И если кто-то из сотрудников плохо выполняет свои функции, руководитель даже не ставит себе задачи разобраться в причинах. Он предпочитает заменить его другим сотрудником-функцией, но с ним тоже обязательно начнутся проблемы, поскольку он не функция, а человек.

«Действие равно противодействию» — не только третий закон Ньютона, это универсальный закон всех взаимодействий, сформулированный еще Гермесом Трисмегистом. Просто мы не всегда видим все кольцо взаимодействий (а лишь небольшую дугу проявленного). Часто, но и то не всегда, руководитель, лишь столкнувшись с «пассивным», «наплевательским», «враждебным» отношением сотрудников, понимает, что нужно обратиться к психологу-консультанту, коучу. Психолог-профессионал может помочь предпринимателю достичь цели с комфортом для себя и тех, с кем он взаимодействует: эффективно, не потеряв лицо и человеческих качеств.

Сейчас ведется работа по изучению профессиональной специфики образа мира и образа жизни у представителей разных профессий, но конкретно по образу мира предпринимателя пока работ не было, это как раз планируется на 2015/2016 учебный годы. Но уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях. Совсем упрощая, бизнес есть одно и двух целевой. В обыденном сознании считается, что первый направлен на получение прибыли, во втором к прибыли добавляется «нанесение» какой-либо пользы. В этом смысле, например, в условиях нашей страны, получение прибыли обычно — это либо ресурсы, либо перепродажа. А для того, чтобы принести пользу, нужно что-то необходимое другим (товар или услугу) произвести. «Чисто» полезные дела, например, защита окружающей среды, у нас бизнесом по семантике слова в обыденном сознании не считаются.

— Кому наносится эта польза? Потребителю, миру или себе тоже?

— Если вы имеете в виду социальное признание, самореализацию, то бизнес — не самое лучшее поле, самореализовываться лучше в творчестве, если есть какие-то способности. От человека, организующего дело и сталкивающегося с разными административными и объективными барьерами, требуются определенные деловые и волевые качества. В условиях жесткой и не всегда корректной конкуренции необходимо постоянно думать о выгоде, рентабельности и своих интересах. Чтобы быть успешным на современном российском рынке, нужна некоторая неискренность и хищность что ли, поскольку сверхчестность может сыграть на руку нечестным конкурентам. Например, вы стоите на рынке и честно говорите покупателю, что помидоры китайские и с нитратами, а через ряд ваш конкурент говорит про такие же помидоры, что они турецкие и чистые. У кого купят — понятно. Вопрос «Что нужно делать, чтобы на таком рынке не разориться?» открыт для каждого. Увы, высоконравственный человек будет вытеснен с этого рынка почти мгновенно. Нужны и коммуникативные качества, потому что, сколько я знаю предпринимателей, которые работают в одиночку, все они люди зажиточные, но никогда не поднимутся выше определенного потолка. Чтобы расти дальше, нужна команда. Да, для предпринимателя полезно и быть восприимчивым, но все должно быть в меру. Если вы слишком чувствительны, сможете ли вы жестко потребовать что-то с человека? Поэтому и существует рекомендация по возможности не вести бизнес с друзьями и родственниками именно потому, что с них вы не сможете по-настоящему спросить, и разногласия в работе перейдут в личные отношения.

— Существуют ли особенности ядерного слоя образа мира, о котором вы рассказали выше, характерные для личности предпринимателя?

— В каком-то смысле мы все предприниматели, просто бизнесмен предпринимает что-то именно для рынка. Ядерный слой изменяется только в экстремальных ситуациях, профессиональная деятельность на него влияет мало, в отличие от перцептивного слоя. Мы с моими бывшими аспирантами и студентами делали исследования по разным профессиям: учителям, преподавателям, экономистам, врачам, старателям, геологам, военнослужащим и пришли к выводу, что образ мира отличается не в ядре, а во внешних слоях — семантике и восприятии. Поэтому можно предположить, что и у бизнесмена образ мира будет отличаться от других профессий в этих слоях, а ядерный слой никакой спецификой обладать не будет. Но поскольку пока таких исследований не было, мы можем это только предположить.

— Как предпринимательство связано с неврозами отложенной жизни?

— Это понятие введено нами еще в 1997-м. Сейчас оно широко используется. Неврозы отложенной жизни (НОЖ) встречаются редко, часто случается, так называемый, сценарий отложенной жизни (СОЖ). Особенно у стартаперов. Когда человек решает организовать бизнес-проект грамотно, он составляет план и отдает себе отчет, что его реализация начнется через год (если дела пойдут очень хорошо) или через три-пять лет (что вероятнее). Весь этот период до стабильности он тратит свою энергию, время, средства, иногда все, что у него есть, на реализацию плана. Соответственно, у него нет энергии, времени и денег на хорошие взаимоотношения с окружающими, на определенный уровень жизни, отдых. Он говорит сам себе, что все это будет потом, и это нормально. Подавляющее большинство населения думает: «Получу диплом, заживу» или «Стану директором, заживу». Кроме мелких невротических явлений это ничем не чревато, но в то же время и накладывает ограничения на внешнюю свободу, потому что порой невозможно, например, высказывать свою точку зрения или с кем-то ругаться. А по законам психологии постоянное внешнее становится характеристикой внутреннего.

Каждый человек может выдержать какой-то определенный груз нерешенных (и, самое плохое, нерешаемых до «начала настоящей жизни») проблем, их число индивидуально. И когда этот груз превышает возможности, человек начинает срываться, что становится заметным для окружающих. Тогда мы говорим о НОЖ. Тем не менее, даже большинство ипотечников чувствуют себя более-менее устойчиво, хоть они и ограничены условиями (многолетним жестким цикличным сценарием) договорной жизни. Некоторые даже гордятся тем, какие они волевые люди. Но психологические изменения происходят все равно, поскольку у человека есть два типа мотивации. Внешняя — «я должен делать то, на что меня вынуждают обстоятельства», и внутренняя — «я делаю то, к чему стремлюсь». А в подобных ситуациях внешняя мотивация начинает с годами преобладать над внутренней.

— Каковы эти психологические изменения?

— Прежде всего, это самоограничение, которое становится внутренним свойством. Человек этого не замечает и считает, что все нормально. В этом смысле невроз еще не развивается. Любой невроз развивается при наличии внешнего или внутреннего непреодолимого препятствия, фрустрации важной мотивации. При СОЖ человек сам себе фрустрирует реализацию некоторых важных мотивов по схеме: «сначала добьюсь, потом заживу». Человек мог бы порешать свои проблемы, но сам себе пока не позволяет. То есть в СОЖ нормальный человек ведет себя как невротик, накапливающий проблемы. Мы видим, что многие предприниматели на каком-то этапе реализации своих стартпапов срываются, становятся дауншифтерами, устраиваются на бюджетную работу, то есть ищут стабильности, жертвуя самостоятельностью. И часто испытывают реальное облегчение, реализуя годами нерешенные мотивы (начиная с «вдоволь спокойно спать», «делать то, что хочу» и так далее). Но это те, кто создал уже себе условия. А если просто закончились внутренние ресурсы, этот срыв — невротический симптом. И это не всегда плохо. Иногда человеку лучше уйти из бизнеса и реализоваться в другой сфере.

— Может ли человек почувствовать сам предпосылки срыва?

— Большинство людей чувствуют их, но это не значит, что они могут их контролировать. Человек знает, что его энергия или терпение кончаются, но при этом не может регулировать свое поведение. Здесь схема общая: и у невротика и у обычного человека всегда много проблем, особенно, если человек активен и пытается реализовать свой проект. Что есть проект? Это изменение реальности. А любая реальность сопротивляется изменениям в лице, например, чиновников и других обстоятельств. Нормальный человек решает не все, но большинство своих проблем. То есть отличие нормального от невротика в том, что у первого проблемы не копятся, он их решает и мечтает, например, о жизни на даче, где новые проблемы (как ему пока кажется) не появляются. Невротик же не решает большинство проблем, откладывает, ищет объяснения, почему их не надо решать сейчас, дает им другие формулировки, пытается забыть. А проблемы при этом никуда не деваются, копятся. Срывы проявляются в том, что человек, например, не может поддерживать нормальные отношения с окружающими: он постоянно носит ношу, и у него нет сил на все остальное, он агрессирует или истерит, или его реакция астенична вплоть до «все бросить и заплакать».

— Значит ли это, что человек занимается чем-то не своим?

— Это очень индивидуально. Для кого-то значит, у кого-то причина — в обстоятельствах, а у кого-то — в недостатке волевых качеств, например. В настоящей психологии обобщенные рекомендации или не всегда работают, или их нужно очень тонко «настраивать и подстраивать» под конкретного человека. Личное консультирование пока ближе к искусству, чем к методическим рекомендациям.

theoryandpractice.ru

Психология предпринимательства | Альянс Свободных Предпринимателей

Предпринимательское мышление – это образ мыслей, нацеленный на конкретный, измеримый результат, то есть на повышение дохода. Это не значит, что предприниматель должен стремиться «заколачивать бабло» любой ценой.

Психология предпринимателей строится на том, чтобы помогать людям решать их проблемы и получать за это достойное вознаграждение. Это честно и экологично, как сейчас принято говорить. Бизнес, основанный на стремлении неважно какими способами заработать как можно больше, как правило, долго не живет.

В то же время предпринимателю не стоит относиться к собственному бизнесу как ко второму дому или третьему ребенку. Если создать крепкую команду, правильно выстроить бизнес-процессы и научиться передавать ответственность, то через какое-то время можно будет делегировать 99% задач другим людям.

Пример из жизни

Мария много лет работала рядовым бухгалтером в большой компании. Потом родила двоих детей, вернулась в офис и разошлась с мужем. Перед ней встала задача обеспечивать семью самостоятельно, и она попросила у начальства повышения.

В должности главного бухгалтера наша героиня стала целыми днями пропадать на работе. Денег по-прежнему хватало с трудом – и Мария решила открыть свою фирму. Первых клиентов нашла среди знакомых, потом наняла сотрудников, расширила бизнес, сняла офис и стала чувствовать себя намного лучше и свободнее, чем раньше, больше времени уделять себе и детям. А потом…

Влюбилась в человека, который жил в другой стране. Что делать? Закрывать бизнес обидно. Переезжать – надо. Марии было трудно решиться на поиск генерального директора вместо себя, но она это сделала. И теперь счастливо живет в другой стране, удаленно решая только ключевые моменты в своей компании.

Эта история кажется очень красивой и какой-то «заоблачной», не так ли? Самое интересное, что все эти этапы не так сложно пройти в реальности, как сложно пройти в собственном мироощущении. Есть единицы людей, у которых психология предпринимателя заложена с детства. Всем остальным приходится учиться, преодолевать себя, менять мышление, а вместе с ним и порядок действий.

Как начать бизнес и не прогореть?

Особенности психологии предпринимателя

1. Психологический портрет идеального предпринимателя будет включать в себя целый спектр качеств:
Нацеленность на результат. Люди, которые концентрируются на процессе, никогда не достигают успеха в предпринимательстве.

2. Гибкость мышления, умение адаптироваться. Ситуация на рынке постоянно меняется. В выигрыше остаются те, кто сумел быстро приспособиться к новым обстоятельствам.

3. Обучаемость, стремление к развитию. XXI век – время высокой конкуренции практически во всех сферах. Чтобы долго оставаться на коне, нужно постоянно учиться, строить и внедрять новые бизнес-гипотезы и идеи.

4. Логика и умение мыслить стратегически. Владелец бизнеса должен уметь видеть ситуацию в целом, выстраивать стратегии и выбирать тактики, а также вовремя их корректировать. Помочь с этим могут квалифицированные спецы, но окончательное решение всегда за создателем компании.

5. Лидерство и умение делегировать. Когда бизнесмен за все хватается сам, ничего хорошего из этого не выходит. Искать надежных людей, грамотно ставить им задачи и контролировать результат, не мешая процессу – навык, которым вам придется овладеть, если вы хотите стать успешным предпринимателем.

Психология предпринимательства и ее особенности – то, чем нельзя пренебрегать, пускаясь в свободное плавание. Некоторым удается безболезненно пережить изменение характера занятости, другим приходится усердно работать над собой и обращаться за помощью к психологам.

И то, и другое нормально, потому что мы все разные. Если психология предпринимательства и бизнеса – не то, что вы получили «с молоком матери» на этапе становления личности, нет ничего удивительного в том, что какие-то моменты будут вызывать затруднения.

Психология предпринимательства и менеджмента не нужна, чтобы работать «на дядю» по 8 часов 5 дней в неделю. Но если вы решили идти своим путем — будьте готовы к преодолению препятствий, в том числе скрытых в вас самих. И достигайте успеха вместе с нами!

Начинаете свой интернет-проект? Приглашаем на онлайн-встречу «Как собрать подписчиков и превратить их в деньги». Расскажем как создать актив в интернете который будет приносить вам стабильный доход уже через 100 дней. Регистрация здесь (клик).

Хотите узнать о трех главных иллюзиях начинающих предпринимателей? Вступайте в наш закрытый клуб и смотрите полезное видео.

union-sp.ru

Психология личности предпринимателя — часть 3

Внешним проявлением поведения таких людей будет легкая возбудимость, грубость, раздражительность, вспыльчивость и поспешность в решениях. Внутренние проявления поведения будут проявляться в беспокойстве, склонности к панике, раздражительности и капризности. Еже один «дракон», поедающий человека, — это жадность. Внешне она проявляется в эгоизме, скупости, склонности к торгашеству и зависти к чужому богатству, а на внутреннем уровне — в чувстве обделенности и ненасытности. Дж. Стивене полагает, что совсем избавиться от этих черт характера невозможно, но их можно приручить и использовать на благо себе и людям[4] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основными личностными качествами предпринимателя являются: самостоятельность; амбициозность; настойчивость; трудолюбие; стойкость. Наличие таких черт личности — одно из важнейших условий успеха.

Помимо собственно личностных качеств, предприниматель должен обладать набором специфических знаний, умений и навыков в той области, в которой он работает. Понятно, что для успешного ведения финансовых операций предпринимателю необходим хотя бы минимальный набор знаний в финансово-кредитной области и бухгалтерского учета, а человек, решивший организовать производство мебели, должен иметь минимальное техническое образование. Тем не менее, эти ограничения не являются определяющими. Часто бывало так, что предприниматель получал специальные знания и умения уже в ходе развития своего бизнеса, а на первых его этапах действовал или интуитивно, или с помощью привлеченных специалистов. Главное здесь — желание учиться и повышать свою квалификацию в целях совершенствования своего бизнеса, а такое желание относится уже к личностным качествам (любознательности, настойчивости, амбициозности).

Исследование личности предпринимателя при помощи психологических тестов не только помогает уточнить те или иные стороны его личности, но и показывает, в каком направлении ему следует работать над собой, чтобы повысить эффективность своей предпринимательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акперов И. Г., Масликова Ж. В. Психология предпринимательства. — М: Финансы и статистика, 2003.

2. Завьялова Е. К, Посохова С. Т. Психология предпринимательства: Учебное пособие. — СПб.: Изд. СПбГУ, 2004.

3. Менегетти А. Психология лидера. — М., 2001. — С. 15.

4. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

5. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Л. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2003.

6. Стивене Дж. Приручи своих драконов. — СПб.: Питер-пресс, 1996.

7. Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008.

8. Щербатых Ю. В. Психология успеха. — М.: Эксмо, 2005.

[1] Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. С. 24.

[2] Менегетти А. Психология лидера. — М., 2001. — С. 15.

[3] Щербатых Ю. В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. С. 45.

[4] Стивене Дж. Приручи своих драконов. — СПб.: Питер-пресс, 1996. С. 14.

mirznanii.com

Индивидуально–психологические особенности личности успешного предпринимателя

Реферат

Индивидуально–психологические особенности личности успешного предпринимателя

Содержание

1. Основные направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России

2. Изучение психологических особенностей личности предпринимателя

1. Основные направления исследования психологии предпринимательской деятельности в России

В последние годы ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе.

Психологи В.С. Автономов и С.М. Белозеров считают, что «предпринимательство – особый, связанный с риском вид деятельности по организации нового потенциала, прибыльного дела. Это не управление, это творческая активность в экономике, связанная со специфическими личностными качествами».

И. Бунин определяет предпринимательство как поиск, выявление и использование деловых возможностей, появляющихся в результате перемен в управленческих, маркетинговых, технологических и других подсистемах.

С.К. Рощин пишет, что предпринимательству, как особому виду деятельности, придает своеобразие набор определенных способностей и умений, не только дающих материальное благосостояние, но и накладывающих на человека серьезную ответственность. Каждый имеет право стать предпринимателем, но не каждый может.

П.Г. Щедровицкий определяет предпринимательство как «тип мышления и деятельности. Движущая сила предпринимательства, считает он, — это воля, представления и мысли. Предпринимательская деятельность складывается, когда осознается тот факт, что производство не создает новые ресурсы. Предприниматель в процессе мыследеятельности создает новые функции продукта и заполняет пустоты рынка. Для этой деятельности нужны знания и проекты, в результате чего происходит репрезентация будущего».

Отечественные исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во-первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое честолюбие. Во-вторых, стремиться к независимости. В-третьих, желать принести благо обществу. В-четвертых, удовлетворить личные потребности в лидерстве. В-пятых, проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие (по А. Маслоу, Г. Олпорту, К. Роджерсу). Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Таким образом, предприниматели – это люди самых разных социальных слоев, которых объединяет неприятие единообразия в экономике и общественно-политической среде, а также для создания успешной предпринимательской деятельности имеющие наличие капитала, социальных связей, обладание определенными личностными характеристиками и индивидуально-психологическими особенностями.

2. Изучение психологических особенностей личности предпринимателя

Предпринимательские способности – это талант особого рода. Психологический портрет отечественных предпринимателей указывает на их отличительные от других людей черты: самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к новаторству.

Исследования доктора психологических наук В. Русало дополняют личностный портрет предпринимателя такими качествами:

— выражена жажда деятельности;

— постоянное стремление к напряженному труду;

— избыток сил;

— высокая работоспособность;

— широкий круг контактов;

— высокая общительность;

— легко устанавливают новые социальные связи;

— более выражена скорость движения;

— более высокая эмоциональная стабильность;

— высокая уверенность в себе;

— менее ранимы в случае неудач в работе и общении.

Известный индийский исследователь С. Сингх, изучив личностные свойства предпринимателей, влияющие на их профессиональный рост, нарисовал следующий портрет предпринимателей:

— повышенная дисциплинированность;

— радикальность;

— эмоциональная стабильность;

— самостоятельность;

— экстраверсия;

— высокая мотивация достижений;

— более высокая эмоциональная стабильность;

— более высокая работоспособность и выносливость;

— уверенность в себе;

— более высокая готовность к переменам;

— большая старательность и пунктуальность;

— более выражено чувство соревновательности.

Согласно И. Шумпетеру, главное в личности предпринимателя – это замечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе, чтобы быть способным к выполнению предпринимательских функций, надо иметь такие черты, как острота видения, умение идти вперед в одиночку непроторенной дорогой. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.

Следующее важнейшее качество предпринимателя, по мнению И. Шумпетера, сильная воля. Она помогает преодолевать инерцию собственного мышления, а также активное и пассивное сопротивление среды: традиций, правовых и моральных норм. Вера в свои силы, оптимизм выполняют такую важную функцию: с одной стороны придают предпринимателю упорство при решении проблем, а с другой стороны, позволяют ему спокойно бросить трудную задачу, как только он убедится в ее нерешаемости, при этом самооценка предпринимателя не страдает. Это очень важно, поскольку в реальной жизни от предпринимателя требуется умение быстро пересматривать свои планы в зависимости от обстановки и не «застревать» на безнадежных проектах.

А. Чирикова в результате своих наблюдений выявила, что в большинстве случаев при принятии решений предприниматели в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет. К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность, относятся следующие:

— адекватность самооценки;

— спокойное отношение к недостаткам;

— способность быстро принимать неожиданные решения;

— умение рисковать;

— коммуникативные преимущества;

— агрессивность характера;

— интуитивные способности;

— умение работать с людьми;

— страстность;

— устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях;

— амбициозность;

— эгоизм.

Проведенный анализ психологических особенностей личности успешного предпринимателя позволяет составить портрет личности предпринимателя:

1. Успешный предприниматель обладает хорошим природным интеллектом, который дополняется высоким уровнем профессионализма.

2. Необходимая черта успешного предпринимателя – творческий характер, умелое использование конструктивных идей. Это позволяет избегать стереотипных решений и находить выход из ситуации неопределенности.

3. Успешный предприниматель обычно отличается высокой, трезвой самооценкой, что позволяет ему реалистично взвешивать свои возможности, продуктивно оценивать собственный опыт и восполнять пробелы в знаниях.

Таким образом, успешный предприниматель имеет такие качества, как склонность к действию, наличие образования, квалификации и жизненного опыта; открытость к новым перспективам, преодоление старых ограничений; инициативность, энергичность, приспособляемость к новым условиям существования, способность предвидеть, уметь составлять план; умение обеспечить выгоду, преимущество, личную заинтересованность, высокую мотивацию; умение действовать по интуиции и предвидению, отделять существенное от несущественного. Успешные предприниматели самостоятельны, независимы, умеют принимать решения в неопределенных ситуациях, склонны к риску.

Список литературы

1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 2001.

2. Акмеология. Учебник под общ. Ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2003. – 783с.

3. Акмеология, психология развития. – Уч. пособие по ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. – М.: РИЦ «Москва-Санкт-Петербург», 2003. – 473 с.

4. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. Москва – Воронеж, 1996. – 384 с.

5. Асмолов А.Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование. — Вопросы психологии. № 5, 2008.

6. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землинская Е.В. Психология управления. – Харьков: ООО «Фортуна – пресс», 1998. – 464 с.

7. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как

mirznanii.com

Психологический портрет предпринимателя

Психологический портрет предпринимателя — одна из самых обсуждаемых тем в деловой сфере. Такой интерес объясняется тем, что на подсознательном уровне человек, желающий добиться успеха, копирует тех, кто уже является авторитетом в бизнесе.

Те, кто делает первые шаги в предпринимательской деятельности, хотят знать секреты успешного человека и стремятся обладать теми же чертами характера. Для этого необходимо иметь определенный психологический портрет идеального предпринимателя.

Бизнесмены, достигшие высоких результатов в своей деятельности, обязательно экономически активны. Самостоятельность, инициатива и умение реализовывать свои идеи помогают им увеличивать свое состояние.

Именно желание заработать много денег является той силой, которая заставляет эффективно трудиться, используя и развивая свои способности. Финансовое вознаграждение — катализатор новых идей.

Любая экономическая деятельность предусматривает двусторонние отношения. Если есть продавец, значит, должен быть и покупатель, а это означает, что отличительной чертой индивидуального предпринимателя должна быть социальная активность. Чем успешнее бизнесмен, тем выше его статус в социуме.

Стать предпринимателем может практически любой человек. Российское законодательство предусматривает специальные программы поддержки, направленные на развитие малого и среднего бизнеса. Совсем другой вопрос в том, как правильно организовать предпринимательскую деятельность, чтобы добиться успеха. Часто случается так, что два человека с одинаковыми начальными возможностями начинают бизнес, но один из них становится уважаемым предпринимателем, а другой через некоторое время закрывает свое дело.

Истоки предпринимательства

Слово «предприниматель» имеет французские корни: «antreprener» — дословно означает «посредник». В средневековье антрепренерами были организаторы уличных музыкальных шоу и ответственные за строительство. Со временем так стали называться посредники между заказчиком и исполнителем. Их деятельность заключалась в выполнении договоров на поставку товаров и на выполнение каких-либо услуг. Это объясняет, почему исторически сложилось так, что предпринимательская деятельность ассоциируется с извлечением прибыли.

Исследователи считают, что слово «предприниматель» отражает суть предпринимательства, то есть говорит о том, что, чтобы получить прибыль, необходимо предпринимать, то есть совершать активные действия.

Исследования американского экономиста Йозефа Шумпетера содержат иную трактовку понятия предпринимателя. Так, в своих трудах, Йозеф Шумпетер рассматривает коммерсанта, как человека, стремящегося преобразовать идею в успешное новшество, которое будет приносить прибыль. Это означает, что на предпринимателя накладывается и роль общегосударственного масштаба: выведения экономики на новый уровень развития.

Питер Друкер, выдающийся теоретик — управленец, также считал, что предпринимательство тесно связано с созданием чего-то нового, для чего бизнесмен должен приложить все свои усилия и извлечь из этого максимальную пользу.

Получается, что с давних времен, предпринимательство характеризуется двумя основными показателями: созданием инноваций и извлечением прибыли. Причем их существование неразрывно связано друг с другом.

Потрет идеального предпринимателя

В психологии предпринимательская деятельность характеризуется определенными свойствами:

  • мобильностью и активностью экономической деятельности;
  • свободой выбора в поиске методов реализации идей;
  • применением тактических действий;
  • регенерацией новых идей;
  • высокой вероятностью неопределенности и риска;
  • постоянными угрозами потерь;
  • ответственностью.

Вышеприведенные свойства предпринимательской деятельности накладывают определенные требования к психологическому портрету бизнесмена.

Для зарисовки психологического портера предпринимателя, ученые абстрагировались от переменных и специфических черт и попытались классифицировать качества, которыми должен обладать коммерсант.

В итоге исследования, психологический портрет предпринимателя был разделен на три блока:

  1. Интеллектуальный. Характеризуется развитой интуицией и воображением, компетентностью и способностью анализировать, возможностью заглянуть в будущее.
  2. Коммуникативный. Заключает в себе высокую степень коммуникабельности, талант координатора усилий сотрудников, способность ценить чужое мнение, но не поддаваться на уговоры большинства.
  3. Мотивационно-волевой. Является двигателем всей деятельности, определяется потребностью в самореализации и признании социума, склонности к риску и желании победы, умении бороться.

Конечно, все эти качества должны быть дополнены хорошим здоровьем, высоким уровнем энергичности и верой в лучшее.

Приведенные основные черты бизнесмена отражают портрет идеального предпринимателя, а не типичного коммерсанта. Для достижения успешной деятельности необязательно присутствие всех перечисленных характеристик, достаточно наличия составляющих мотивационно-волевого блока, потому что предприниматель в первую очередь должен быть активным. Также необходимо преобладание мотива достижения успеха над всеми остальными мотивами.

Основные черты характера успешного предпринимателя

Основные черты предпринимателя, по результатам исследования психологов заключаются в следующем:

  1. Уверенность в себе. Будет полезно, если бизнесмен непросто уверен в себе, но и обладает определенной самоуверенностью, это поможет ему не полагаться на чью-то поддержку и одобрение, а соответственно быть уверенным в своих решениях и в достижении успеха.
  2. Уравновешенность. Или хладнокровие. Способность адекватно воспринимать любые, даже самые стрессовые ситуации и не поддаваться панике. Данная черта неоценимый помощник в борьбе с возникающими проблемами.
  3. Энтузиазм. Важен не только для самого предпринимателя лично, но и для коллектива, которым он управляет. Умение находить положительные стороны во всем и извлекать пользу из самых сложных ситуаций, заряжая сотрудников позитивом, является одним из ключевых навыков успешного коммерсанта.
  4. Лидерство. Харизма, которая помогает достигать успеха, когда коллектив верит в своего руководителя и готов следовать за ним и его идеями.
  5. Коммуникабельность. Умение общением добиться расположения к себе, одинаково непринужденно разговаривать с обслуживающим персоналом и с директорами крупных фирм, поможет склонять людей к своей точке зрения на ситуацию.
  6. Добросовестность. Работает на долгосрочную перспективу. Лучше сразу заслужить хорошую репутацию, которая потом будет помогать в работе, вызывая уважение партнеров, сотрудников и коллег по бизнесу.
  7. Практичность. Возможность оценить ситуацию и извлечь из нее максимум полезного — вот, что отличает успешного предпринимателя от коммерсанта, пытающегося играть в бизнес.
  8. Креативность. Именно новые идеи и творческий подход могут обеспечить быстрый скачок в развитии бизнеса.
  9. Авантюризм. «Риск — благородное дело». Без риска, ни один предприниматель не достиг успеха. Однако стоит помнить, риск всегда должен быть оправдан. Согласно исследованиям, успешный коммерсант характеризуется предпочтением умеренного риска.
  10. Целеустремленность. Пожалуй, главная черта, являющаяся первичным двигателем. Именно благодаря целеустремленности достигаются успехи. Только имея цель — можно достигнуть вершины.

Психологический портрет предпринимателя до сих пор является актуальной темой для исследования.

Успешный бизнесмен обязан быть активным, четко ставить перед собой и своими подчиненными цели и проявлять высокую настойчивость в их реализации.

Двигателем к успешной деятельности является желание приумножить свое состояние. Предприниматель должен быть уверен в себе и уметь принимать самостоятельные решения, уметь рисковать и быть творчески развитым. Отлично ладить с окружающими и уметь вести за собой.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

vseobip.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *