Инертность мышления: 17. Инертность мышления. Клиническая психология

Как преодолеть инертность мышления?

Инертность мышления — это привычная схема мышления.

Человек привыкает ходить и ездить по одной и той же дороге.

**********
ИНЕРТНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ — это свойство сознания не является ни положительным, ни отрицательным, если рассматривать его вне конкретно-исторической обстановки. Но в реальной жизни поступки оцениваются по тому, как они соотносятся с требованиями общества.
В психологическом смысле
И. — это сопротивление изменениям убеждений, взглядов, мнений, проистекающее из способности мозга длительное время удерживать в памяти информацию, полезность которой многократно подтверждается практической деятельностью человека.

Например, стойкость в борьбе за свои убеждения тоже основана на инертности мышления как свойстве мозга. Такая инертность, как известно, оценивается положительно, если убеждения, удерживаемые благодаря ей, созвучны потребностям общества.

Но если развитие общества создает новую социально-экономическую ситуацию, в которой прежние взгляды и убеждения более не отражают действительного положения вещей, то тогда инертность оказывает сопротивление назревшей видимости перестройки мышления человека, его психологии.

,,,,,,,

1) Изменить себя, свое отношение к проблеме и ситуации.

Если есть проблема, то прежде всего нужно всегда менять себя.
Тренинги, чтение, общение, креативные идеи.
Как только у вас появится внутри новая энергетика, вы способны зажечь, увлечь и найти нестандартные решения ситуации.

2) Проверить Инертность мышления у сотрудников.
Не все инертные, нкотрые просто спят или спрятались под маски, пытаясь сохранить свое рабочее место.

Расшевелить их есть различные способы, вплоть до увольнения.

Но предварительно дается всем задание на работе.

И тема: Найти от 10 до 20 конструктивных идей на решение определенной темы.
и письменно их высказать.

3)Есть разные тесты, чтобы проверить Инертность мышления.

Вот ссылка:
Как проверить инертность мышления

Сначала как в школе, определить, а кто же обладает такой инертностью в мышлеии.

4) отправить кого-то на тренинг или пригласить психолога на предприятие
вот типа такого тренинга.

инертность мышления

5)проверить сотрудников на их способность мыслить по категориям:

психолгия мышления

6) Помнить:

Мозг изнашивается тогда, когда его не используют…

7)Столкнувшись с проблемой, человек начинает поиск решения с наиболее привычного для него направления – идет по накатанной дороге. Это и есть инерция мышления. Ее нужно побеждать в себе – и использовать «в других».

Известна басня про слепых и слона. Один, наткнувшись на ногу слона, заявляет: «слон – это тумба». Другой, держась за хобот, уверен, что «слон – это змея». И так далее.
А вот реальная бизнес-ситуация. Когда фирма терпит убытки, то психолог видит проблему в отсутствии корпоративной культуры («даешь нематериальную мотивацию!»). Программист считает, что все беды от устаревшего софта («и еще надо бы апгрейдить сервак»…). Маркетолог заявляет, что необходим «узнаваемый брэнд». Дизайнер – что фирменные цвета «режут глаз». Пиарщик требует провести пресс-конференцию («про нас напишут в газетах, и клиент валом повалит»).

Каждый смотрит со своей колокольни и пытается делать то, что у него хорошо получается. Взглянуть на проблему шире мешает инерция мышления.

Об инерции мышления мы уже писали. Вкратце напомним: столкнувшись с проблемой, человек начинает поиск решения с наиболее привычного для него направления – идет по накатанной дороге.
Почему так происходит?
Дело в том, что задача человека как биологической системы – самосохранение, в том числе и сохранение «душевного равновесия». Любая нерешенная проблема, что-то непонятное порождает дискомфорт. «Как можно скорее вернуть равновесие!» – приказывает инстинкт. Это значит – как можно скорее найти решение; при этом запускаются подсознательные механизмы, мозг как бы роется в картотеке, подбирая подходящий шаблон. Шаблон найден – равновесие восстановлено.

Как мы писали (см. «Мозг атакует и выигрывает», The Chief N2 (17), 2003), в обыденных ситуациях это даже хорошо. Человеку не нужно думать над тем, как он ходит, ест, чистит зубы…
Инерцией мышления умело пользуются в своих целях психологи, рекламисты, пиарщики, актеры, художники, разведчики. Например…

стираем стеротип

Успехов!

Тут разное, с разных сайтов)

Инерция мышления — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

Под понятием инерции мышления в психологии подразумевается нежелание пересматривать какие-либо представления и убеждения. Было проведено множество психологических исследований, которые подтвердили, что инертность мышления негативно воздействует на речь учащегося. Ребенок может с большим трудом находить нужные слова, а уже усвоенные словосочетания постоянно повторяются.

Инерция мышления приводит к тому, что школьник готов применять свои знания даже в том случае, если это противоречит очевидному. Он будет продолжать настаивать на своем, ведь он так учил. Однако иногда происходит и наоборот, когда инертному уму тяжело понять очевидную вещь.

Каждый школьник в процессе обучения может испытывать определенные трудности перехода к новому материалу. Негласной особенностью инертного человека является то, что ему будет тяжело понять суть темы, даже если она является более простой, чем старая. Еще одним наблюдением специалистов в области психологии является восприятие инерционным умом обратной задачи. Им удалось выяснить, что ум такого человека нормально воспринимает обратную задачу, если она не имеет никакой связи с прямой, но если обратная задача предоставлялась следом за прямой, то большинство учеников не могли справиться с заданием.

Не стоит впадать в панику и зацикливаться на мысли, что с этим ничего нельзя сделать. В ходе исследований психологи пришли к выводу, что преодолеть инертность можно благодаря систематическим упражнениям и специальным тренировкам. К торможению умственной активности приводят монотонные упражнения. Чтобы добиться обратного результата, необходимо выбрать различные способы работы, переключаясь с одного на другой. Это поможет школьнику научиться справляться с необычными задачами и проявлять гибкость.

Как добиться развития гибкости ума у школьника в домашних условиях? Можно начать с проверки домашнего задания. К примеру, те дети, которые отличаются инертностью мышления привыкли просто заучивать материал, не разбираясь в самой сути вопроса. Необходимо научить ребенка излагать прочитанный текст своими словами, а не судорожно вспоминать, какое слово за каким было написано в книге.

Еще одним способом борьбы с инерцией является применение старых знаний в новых ситуациях. Если ребенок просто зазубрил что-то и не может это связать с новыми знаниями, то старые знания считаются бесполезными. Не менее полезным при развитии гибкости ума является и помощь родителей ребенку в решении задач. Важным моментом является то, что необходимо не просто решать задачу с ребенком, а искать разнообразные пути ее решения, оценивая и сравнивая все предложенные варианты.

Еще одним прекрасным вариантом развития гибкости ума являются внешкольные занятия, к примеру, шахматы или шашки, заставляющие голову работать. Инертность мышления — не приговор. Чтобы активизировать умственную работу, необходимо просто начать действовать. В этом помогут тренажеры Викиум.

Когнитивная инерция на рабочем месте. ПРИМЕЧАНИЕ. Высказанные здесь мнения… | by piyush sagar mishra

Photo via istock. com/Macie J Noskowski

ПРИМЕЧАНИЕ. Высказанные здесь взгляды принадлежат авторам и не отражают точку зрения нынешних или предыдущих работодателей автора.

Моим первым наставником на работе был 30-летний мужчина, женатый, заядлый курильщик, очень начитанный, участник дебатов, фанат джаза и определенный INTP — больше Декрата, чем Юнга. В 2011 году, прежде чем он ушел из организация (подробнее об этом здесь), он позвал меня и еще нескольких ребят на ужин, приготовил всем нам напиток Diamondback и рассказал нам кое-что интересное о Chartreuse. Я спросил его, узнал бы он так много о Шартрезе, если бы не выпивка, которую ему всегда приходилось пить в будние дни. Он ответил: «Не будьте так предвзяты, предполагая, что я знаю это из-за выпивки… Я знаю это, потому что слышал об этом в песне Тома Уэйтса (конец статьи) «Пока не закончатся деньги» из его 1980-х, Сердечный приступ и Вайн ». Затем он рассказал мне о Чарли Мангере, прочитал несколько абзацев из «Модели моей жизни» Герберта Саймона, а затем нарисовал то, что он назвал «матрицей дураков-гениев», на которую в литературе ссылаются по-разному. Вот как это выглядит —

Возможно, вы видели его ранее в другой форме, но если вы заметите квадрант и на мгновение задумаетесь о людях, которых встречаете на работе (и в жизни), он начинает выглядеть так. много смысла. От сварливого босса, которого вы всегда ненавидели, потому что вы чувствуете, что он ничего не знает, до ребенка в вашей команде, которого вы всегда считали гением, но недооценивали себя, люди начинают превращаться в точки на этом 2×2.

Каждая точка удерживается нитями когнитивной инерции, удерживаемыми вами и окружающими вас людьми. Когнитивная инерция в ее простейшей форме — это склонность убеждений или наборов убеждений сохраняться после того, как они сформировались. В показанном квадранте «знание вещей/незнание вещей» в основном оценивается окружающими вас людьми, тогда как «думать, что вы что-то знаете/не думать, что вы что-то знаете» основано на ваших собственных убеждениях. Интересные вещи начинают происходить, когда вы держите обе нити. Поскольку эти две гравитационные линии обычно ведут к общественному восприятию и прагматике того, как вы растете/должны расти в своей карьере, на них легко строятся предубеждения на рабочем месте.

Люди в квадранте А — это те, кто руководствуется перфекционизмом, очень конкурентоспособен и вдохновляет окружающих. От парня с верхнего этажа, который всегда был для вас источником вдохновения, до эксперта в предметной области, который заплатил несколько штук, чтобы заработать своих мастеров, эти парни хороши. Иногда высокомерный. Крайне неприятно, когда речь идет о конкурентном бенчмаркинге. Как сказал Тоба Бета — «Самоуверенность предшествует беспечности», эти люди могут иногда попасть в ловушку особенно злой приманки, где они склонны касаться пропасти эгоцентрических предубеждений, омрачаться иллюзией внешних факторов и влиять на окружающих людей. таинственными способами.

«Абсурд — это экстаз интеллектуализма».
Крисс Джами , Саломея: В каждом дюйме В каждой миле

В квадранте Б есть люди, которые либо слишком скромны, либо слишком тупо погружены в пессимизм. В большинстве случаев такие внутренние аспекты приводят к непопулярности и прокрастинации, что приводит к очень низкой самооценке. Когнитивная инерция играет более важную роль в этом квадранте, из-за чего людям чрезвычайно трудно выйти из ситуации. Если остаться без наставничества, этот квадрант может перейти в квадрант С из-за противоречивой субъективности их способностей, которая заставит их перестать что-то знать. Однако, поскольку границы недоверия и самоуверенности действительно пересекаются (бессистемно читайте здесь), раннее наставничество может быть здесь большим благом.

Квадрант C интересен тем, что существует очень сильное взаимодействие этого сегмента с квадрантом A. Поскольку люди в квадранте A сильны как в декларативных, так и в процедурных знаниях, их оплот метапознания помогает им быстро анализировать, что они знают, а что нет. Итак, они очень быстро приходят к принятию своего невежества, учатся и возвращаются в квадрант А. Медоеды. Однако в этом квадранте также есть скрытый сегмент, который поддерживает сильную динамику с квадрантом D — люди, которые думали, что они что-то знают, но были подтолкнуты кем-то, кто сказал им, что они ничего не знают. Такие границы легко могут простираться до наивного цинизма. Таким образом, во многих случаях, с точки зрения третьего лица, этот квадрант кажется очень поляризованным — либо сильно диссидентным, текущим против инерции, либо очень сильно движущимся против нее, к квадранту А. Принятие невежества определяет этот сегмент, но вторичная сегментация между хорошими и плохими парнями определяется как «хочу что-то знать/не хочу что-то знать», что выходит за рамки явного представления этого квадранта.

И, наконец, у нас есть квадрант D. Люди, на существование которых вы всегда надеялись, не существуют. Запятнанные миром иллюзии контроля и демонстрирующие большую, чем обычно, ошибочность планирования, они неизменно забавляют нас на работе. Если эти люди становятся популярными на работе, их ненавидят. И чаще всего они становятся вашим боссом. Филдс сказал: «Если вы не можете ослепить их блеском, озадачьте их чушью», и они знают это наизусть. Когда этих людей подталкивает реальность, некоторые склонны игнорировать ее, потому что их слишком сильно притягивает когнитивная инерция. Но, если они изменятся и избавятся от предубеждений, они могут спуститься в квадрант С, что может быть хорошо, если они затем будут руководствоваться принципом «Хочу что-то узнать» и перейдут в квадрант А. Но, если они не переместятся и попадают в квадрант С, тогда их уверенность падает, они перестраховываются, им требуется больше времени для выполнения задач, и они довольно неохотно предпринимают действия, пока их не направят извне. То, как долго человек находится в этом квадранте, обычно определяет, насколько быстро он может измениться. Или даже, должен ли человек измениться.

Возвращаясь к шартрезу, в книге Практичный стюард отеля говорится, что зеленый шартрез содержит «корицу, мускатный орех, мелиссу лимонную, сушеные верхушки цветов иссопа, мяту перечную, тимьян, костмари, цветки арники, генепи и корни дягиля. Типичный напиток монахов. Так что хватайте себе немного шартреза, как это было в «Великом Гэтсби», залезайте в свое одеяло метапознания и рисуйте людей точками. Кроме того, ура Тому Уэйтсу и первому наставнику — «Остроконечный человек прямо в середине июля, качается со стропил в своем новеньком галстуке, он сказал, что я не могу вернуться в тот гостиничный номер, все они нужно кричать, но я останусь с деткой, пока не закончатся деньги, так что пока, детка, детка, пока»

Прорваться сквозь инерцию «нет», чтобы стать более креативным

Знаете ли вы одно из наиболее распространенных и согласованных определений творчества в литературе и практике?

Источник: Pexels

Решение проблем новыми и полезными способами

(Пуччио, Манс и Мердок, 2011).

Это определение креативности надежное, верное и обеспечивает хорошую основу для исследований. Тем не менее, творчество считается высшей формой умственного функционирования (Krathwohl, 2002; Torrance and Safter, 19).90) и многое другое.

Когда мы осмеливаемся придумывать, предлагать и искать новые решения, мы вырываем себя из человеческой склонности к одинаковости; мы думаем за пределами предполагаемых предположений; и мы распыляем ограничения.

Креативное мышление — это трансформационное мышление.

Когда мы мыслим творчески, мы трансформируем предположения и ограничения в новые идеи. Мы переходим от нисходящего гравитационного притяжения соответствия к наполненному свободой измерению возможностного мышления (Craft, Cremin, Burnard, & Chappell, 2007).

«Решение проблем новыми и полезными способами», хотя и правильное, не отражает всей глубины того, что значит мыслить творчески. Но следующее расширенное определение креативности делает это:

Творчество — это преодоление инерции нет путем поиска и нахождения новых возможностей.

Инерция «нет» — это новая фраза, которую сразу узнает большинство людей. Мы все испытали инерцию «нет» в своей жизни.

На самом базовом уровне инерция «нет» заставляет нас продолжать сидеть на диване, когда у нас есть другие дела.

Инерция «нет» — это наша склонность сохранять все как есть, даже если оно находится в упадке.

Инерция не сопротивляется всему новому и необычному и ведет к скуке, страху, апатии и бездействию.

Как преодолеть инерцию «нет»

Итак, если инерция «нет» — это жизненный факт, как мы можем преодолеть ее, чтобы искать и находить новые возможности?

Все сводится к базовым компонентам творческого мышления.

Креативное мышление состоит из двух типов мышления: дивергентного (идеального, визионерского) и конвергентного (оценочного, аналитического). Нам нужно использовать оба типа мышления в разное время.

Тем не менее люди тяготеют к конвергентному мышлению. Конвергентное мышление необходимо и помогает нам ладить с другими, развивать культуру, анализировать и принимать правильные решения. Однако если мы используем только конвергентное мышление, у нас не будет ни новых идей, ни новых мыслей, и мы застрянем.

Инерция «нет» — результат дисбаланса мышления, когда доминирует конвергентное мышление.

Чтобы прорваться сквозь инерцию «нет», большинству из нас необходимо восстановить баланс, тренируя мышцы дивергентного мышления.

Как тренировать дивергентное мышление

Есть много способов практиковать дивергентное мышление, но для начала нужно помнить только одно: найдите для этого время.

Найдите время для дивергентного мышления.

Слишком часто мы хватаемся за самую горячую идею и сразу бросаемся ее воплощать. Но чтобы практиковать дивергентное мышление, нам нужно найти время для множества возможностей.

В следующий раз, когда вам нужно решить проблему, микро или макро, сделайте паузу. Возьмите лист бумаги, откройте заметки на телефоне или подойдите к доске.

Дайте себе пять минут или час, чтобы придумать несколько идей для решения проблемы. Перестань быть таким серьезным и получай удовольствие от этого. Записывайте все, что приходит вам в голову, и позвольте себе включать идеи, которые кажутся совершенно нелепыми. Напишите как можно больше идей; С 15 до 20 — хорошее место для начала.

При этом вообще не используйте конвергентное мышление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *