Лекция 2. Развитие психики и сознания
Мозг и сознание
Развитие психики в животном мире.
Происхождение сознания в человеческом обществе.
Сознание и самосознание как высшая форма психического отражения.
Согласно теории отражения психическая деятельность является функцией мозга. Психика — это системное качество, проявляющееся в идеальном (объективном) отражении окружающего мира. Исходя из такого понимания психики, выделяются две функции психики — отражательная и регулирующая. О психическом отражении можно говорить тогда, когда окружающий человека мир предстает перед ним как мир, воспринятый им. Психическая регуляция представляет собой установление отношений между носителем психики и окружающей действительностью, которое выступает в форме ответной реакции на отраженный раздражитель.
Отечественный физиолог И.
Отечественный психолог А. Р. Лурия [12] на основе своих исследований предложил теорию вертикальной регуляции мозга, объясняющей особенности функционирования психики. Он выделил три блока мозга. Первый из них называется энергетическим блоком, или блоком тонуса. Он расположен в глубине мозга, в пределах верхних отделов мозгового ствола, а также охватывает такие отделы, как средний, задний мозг, гипоталамус, таламус и ретикулярную формацию.
Процессы, происходящие в нервных клетках этого блока, обеспечивают потоки возбуждения, что приводит к состоянию бодрствования организма. Если приток импульсов возбуждения исчезает, человек впадает в полусонное состояние, а затем в сон. Итак, первый блок обеспечивает энергетическое питание мозга и организма в целом.Второй блок человеческого мозга расположен в задних отделах больших полушарий (затылочная область, теменные и височные отделы). Это блок приема, переработки и хранения информации, доходящей до человека из внешнего мира. Разные отделы головного мозга выполняют здесь определенные функции. Затылочная область отвечает за зрительную работу, теменная — за осязательно-двигательную, а височная — за слуховестибулярную деятельность.
Третий блок мозга расположен в его передних отделах, включает в себя лобные доли. Это блок программирования, регуляции и контроля человеческой деятельности. Работа этого блока дает возможность человеку формировать и сохранять свои намерения, создавать программы действий, отслеживать и регулировать их протекание, а также контролировать их выполнение.
Впервые роль лобных долей была отмечена учеными после происшествия со старшим мастером бригады дорожников-строителей Гейджем. Он получил травму головы ломом, который прошел через левую щеку и вышел около темени. Оказались повреждены лобные доли. В течение часа Гейдж пребывал в оглушенном состоянии, после чего был доставлен к хирургу, где ему оказали помощь. Оправившись от травмы, Гейдж прожил еще 12 лет. Все это время он оставался дееспособной личностью. Вместе с тем у него наблюдались личностные изменения. До несчастного случая он был тактичным, уравновешенным человеком, после него стал невыдержанным, грубым, упрямым и нерешительным. В связи с этим большинство исследователей считают, что наиболее заметными последствиями повреждения лобных долей является изменение личности.
Функциональная организация мозга человека отличается некоторыми особенностями. Речь идет о том, что правые и левые полушария человека выполняют различные функции. Это было выявлено в 1960 г. в лаборатории Роджера Сперри, в которой была проведена операция, получившая название «расщепление мозга» и заключающаяся в разъединении волокон мозолистого тела, связывающего два полушария. В результате была обнаружена так называемая функциональная асимметрия мозга, позволяющая выяснить, какие функции выполняют левые и правые полушария в отдельности.
В лабораторных клинических условиях проводились эксперименты, в которых больным на одну половину головы накладывались электроды, что приводило к угнетению мозговой деятельности одного из полушарий. В результате человек существовал только с одним бодрствующим полушарием. Таким образом, у исследователей появилась возможность понять, за какие психические функции отвечает каждое полушарие. Основными функциями левого полушария головного мозга являются речь, чтение, счет. Функции правого полушария- оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и распознавание сложных объектов (человеческих лиц), продуцирование сновидений.
Таким образом, левое полушарие головного мозга является базой логического мышления, а правое полушарие — база образного, интуитивного мышления. У большинства людей проявляется полушарное доминирование, когда деятельность одного из полушарий оказывается ведущей и определяет мышление и поведение человека. Уровень проявления полушарного доминирования может быть различным — от скрытого до явного. В функциональной организации мозга человека и животных наблюдаются существенные различия. В то время как у человека одно из полушарий является доминирующим, у животных оба полушария равноценны.
Для того, чтобы понять специфику психики человека, необходимо дать ответы на вопросы: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Как развивалась и усложнялась психика?
В истории естествознания существовали различные попытки объяснить возникновение психики в природе. Среди них можно назвать теорию «панпсихизма», согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория «биопсихизма» приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория «антропопсихизма». Согласно ей психика существует. только у человека, а животные, как и растения, «только живые автоматы». Теория «нейропсихизма» относила психику только к существам, обладающим нервной системой. Все перечисленные точки зрения относятся скорее к дискуссионным гипотезам, чем к хорошо разработанным теориям.
Однако среди множества гипотез существует такая, которая получила наибольшее развитие и признание. Это гипотеза А. Н. Леонтьева о происхождении психики. Согласно ей критерием появления психики у живых организмов является наличие чувствительности — способности реагировать на жизненно незначимые раздражители окружающей среды (звук, запах и т.п.), которые сигнализируют о жизненно важных раздражителях (пище, опасности и т.п.). Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. На основании того, что такая способность наблюдается практически у всех животных и отсутствует у растений, А.
Н. Леонтьев говорит о наличии психики именно в животном мире [10].В ходе экспериментальной проверки своей гипотезы А. Н. Леонтьев пришел к выводу о том, что развитие психики у животных проходит ряд этапов.
Первая стадия развития психики в животном мире называется сенсорной или стадией элементарной чувствительности. На этом этапе животные реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, и их поведение определяется врожденными инстинктами (питания, размножения, самосохранения и т.п.). К таким животным относятся многие простейшие (например, инфузория-туфелька, эвглена зеленая, кольчатые черви и т.п.).
Вторая стадия развития психики у животных получила название стадии перцептивной психики или предметного восприятия. Представители этой стадии отражают внешнюю действительность уже не в виде отдельных ощущений, а в виде целостных образов предметов, обладают способностью к обучению, демонстрируют индивидуально приобретенные навыки поведения.
Третья стадия была обозначена А. Н. Леонтьевым как стадия интеллекта. Этот этап характеризуется наличием у животных способности к отражению межпредметных связей, ситуации в целом. В результате такие животные умеют, например, обходить препятствия, находить способы решения задач, требующих предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия многих хищников, но в особенности — человекообразных обезьян и дельфинов. И все-таки интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.
Психика человека — это более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Особенности психики человека возникли в процессе антропогенеза и культурной истории человечества и были непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный (общественный) путь развития. Главным событием в ходе этого процесса явилось возникновение сознания. Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Это положение получило наибольшую конкретно-психологическую разработку в работах таких отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.
Таким образом, по мнению А. Н. Леонтьева, овладение человеком смысловых значений языка, наряду с коллективным трудом, сыграло основную роль в формировании человеческого сознания [10].
Л. С. Выготский, исследуя механизмы формирования высших психических функций (мышления, сознания, самосознания), отмечал, что развитие сознания в человеческом обществе осуществлялось в ходе социального взаимодействия между людьми. Научное решение проблемы развития психики человека Л. С. Выготский изложил в концепции, которую назвал культурно-исторической теорией психики человека. В этой теории он анализирует причины принципиального отличия психики человека от животных. По его мнению, оно состоит в том, что человек научился овладевать природой с помощью орудий труда. Это наложило существенный отпечаток на развитие психики человека: он научился овладевать собственными психическими функциями, управлять собой. Для этого он также использовал орудия, но особые, психологические. В качестве таких орудий выступают знаки или знаковые средства, которые имеют культурное происхождение. Наиболее типичной системой знаков является человеческая речь. Таким образом, рассматривая проблему формирования сознания в человеческом обществе, Л. С. Выготский отмечает, что решающая роль принадлежит слову [3].
Итак, сознание представляет собой особенность человеческой психики, связанную с познавательной деятельностью руки как органа труда, и речью, развивающейся на основе труда. Именно деятельность и общение детерминируют структуру сознания. В психологическом плане сознание выступает прежде всего как процесс осознания человеком окружающего мира и самого себя. Сознание и самосознание присущи только человеку, но далеко не во всяком состоянии: оно отсутствует у новорожденного, у некоторых категорий душевнобольных и, как правило, у спящих людей. Сознание и самосознание представляют собой активную, деятельную, преобразовательную силу, которая дает человеку способность произвольного управления своим поведением. При помощи сознания человек не только пассивно отражает окружающую действительность, но и изменяет мир.
Вопросы для самостоятельной подготовки
Адаптивная роль психики в эволюции животных.
Основные особенности психики животных.
Гипотезы о происхождении сознания.
Качественные особенности психики человека.
Основные характеристики феномена «сознания».
Рекомендуемая литература
Выготский Л. С. Собрание сочинений.: В 6т. -М., 1983.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. -М» 1996.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведений 2 т. — М., 1983.
Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы: В 2т.-М, 1970.
Немов Р. С. Психология. — М., 1995. — Т. 1.
Петровский А. В. Введение в психологию. — М, 1995.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии. — М, 1994.
Психология: Словарь/Под общей ред. А. В. Петровского. -М., 1990.
Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М, 1973.
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947.
Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для ВУЗов. -М.: Школа-Пресс, 1995.
Лекции ИСУ ФАВТ — Психология
ГлавнаяПсихология и педагогикаВозникновение и развитие психики. Сознание и бессознательное
Психика — это
отражениепредметов и явлений
объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Это особое отражение, оно отличается от физического и биологического.
В результате отражения у человека создается субъективный образ объективной действительности, т.е. внутренний мир.
Особенности психики:
Психика возникает, развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности человека и оказывает обратное влияние на деятельность человека.
, человек на основе личного опыта учитывает различные обстоятельства, планирует и проектирует свои отношения с окружающей средой.
Психика оказывает влияние на всю жизнь человека. Человеку не безразлично, что и как отражать. Так, отражая ту или иную часть действительности, человек испытывает на себе ее воздействие, так или иначе к ней относится. Т.е. в организме в зависимости от силы и содержания воздействия происходят различные изменения: человек краснеет или бледнеет, человеку тяжело дышать и т.п.
Психика — отражение причинно-следственных связей и отношений. Благодаря этому свойству, человек познает не только то, что было, но и что есть, что будет. Т.е. он может планировать свою деятельность.
Психика человека в отличие от психики животных представляет собой осознанное познание.
В психике человека переплетаются сознание и бессознательное.
Развитие психики в животном мире протекало по законам биологии, на основе изменчивости видов, наследственности и естественного отбора. И было связано с такими видами поведения, как инстинкты, навыки и элементарные интеллектуальные действия. Психика животных, даже в высших ее проявлениях качественно отличается от психики человека.
Новый этап в развитии психики человека это сознание. Сознание — это высший уровень развития психики. Его становление обусловлено социальными условиями, связано с общественно-трудовой деятельностью человека.
Сознание можно представить как внутреннюю модель внешней среды и собственного мира человека в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Эта модель помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.
Сознание есть результат обучения, общения и трудовой деятельности человека в социальной среде. В этом смысле сознание есть общественный продукт.
В зоне ясного сознания находиться незначительная часть сигналов одновременно поступающих из внешней среды и от внутренних органов и система. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Большая часть сигналов человеком не осознается, хотя они также используются организмом для регулирования некоторых процессов на подсознательном уровне. В принципе, каждый из этих сигналов может стать осознанным, если выразить конкретное воздействие словами — вербализовать.
Совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом, называется бессознательным. К бессознательному относят:
- сновидения,
- ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями (субсенсорные реакции).
- движения, которые в прошлом были сознательными, но благодаря частому повторению автоматизировались и стали неосознаваемыми,
- некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели,
- некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека (бред, галлюцинации и т.д).
Кроме понятия бессознательного, широко используется термин «подсознательное» — те представления, желания, действия, устремления, воздействия, которые ушли из сознания, но потенциально могут снова осознаваться.
Фрейд считал, что бессознательное — это то, что подавляется сознание, то против чего сознания человека выдвигает мощные барьеры.
Нельзя приравнивать бессознательное в психике человека к психике животных. Бессознательное — это такое же исключительно человеческое проявление, как сознание, оно определяется общественными условиями существования человека.
Чтобы лучше понять суть сознания, следует остановиться на его психологических характеристиках.
1. Сознание — это совокупность знаний. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, — это знание» (К.Маркс).Поэтому в структура сознания входят познавательные процессы (мышление, восприятие, память, внимание, речь) Нарушение, расстройство, не говоря о полном распаде любого из психических процессов неизбежно становится расстройством сознания.
2. Сознание — это различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обращать психическую деятельность на исследование самого себя. Человек может сознательно оценивать свои поступки и себя самого в целом. Животные не могут отделить себя от окружающего мира.
3. Сознание — целеполагающая деятельность. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Эта функции обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельность человека. Сознание человека обеспечивает предварительное мысленно построение схемы действии и предвидение их результатов. Целеполагающая деятельность непосредственно осуществляется благодаря наличию у человека воли.
4. Включение в состав сознания определенного отношения. «Мое отношение к моей среде есть моей сознание». В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям. Это богатый мир чувств, эмоций, которые отражают сложные объективные и субъективные отношения, в которые вовлечен каждый человек.
Следует подчеркнуть особо значение речи для формирования и проявления всех указанных функций и свойств сознания. Только благодаря овладению речью становится возможным усвоение человеком знаний, системы отношений, происходит формирование его воли и способности к целеполагающей деятельности, появляется возможность разделения объекта и субъекта.
Таким образом, все психологические характеристики сознания человека определяются развитием речи. Будучи усвоен конкретным человеком язык (в форме речи) становится его реальным сознанием.
К свойствам сознания относят познание, переживание, рефлексию.
Познание — процесс отражения в сознании человека действительности, в результате которого люди приобретают знания, усваивают понятия, осознают окружающий мир. Процесс познания обеспечивает обобщенное отражение объективного мира и является необходимым атрибутом сознания.
Рефлексия — осознание индивидом того, как его воспринимают другие люди, — усложняет процесс общения людей между собой очевидно, что явление рефлексии невозможно без разделения на «Я» от «не-Я», т.е. рефлексия невозможна без одной из существенных характеристик.
Возникновение сознания и его роль в развитии человека
. 2003 Октябрь; 1001: 104-33.
doi: 10.1196/анналы.1279.007.
Майкл Льюис 1
принадлежность
- 1 Институт изучения детского развития, Медицинская школа Роберта Вуда Джонсона, Нью-Брансуик, Нью-Джерси 08903, США. [email protected]
- PMID: 14625358
- DOI: 10.1196/анналы.1279.007
Майкл Льюис. Энн Н.Ю. Академия наук. 2003 Октябрь
. 2003 Октябрь; 1001: 104-33.
дои: 10.1196/Анналы.1279.007.
Автор
Майкл Льюис 1
принадлежность
- 1 Институт изучения детского развития, Медицинская школа Роберта Вуда Джонсона, Нью-Брансуик, Нью-Джерси 08903, США. [email protected]
- PMID: 14625358
- DOI: 10.1196/анналы.1279.007
Абстрактный
В этой статье я говорю о нескольких проблемах, связанных с самостью и сознанием. Я делаю это с точки зрения развития, поскольку такая точка зрения может обеспечить основу, помогающую понять сознание, наблюдаемое у взрослого человека. Вкратце, два процесса, которые я назову механизмом самости и ментальным состоянием представления обо мне, развиваются в течение первых двух лет жизни ребенка. Более того, и, может быть, не менее важным является тот факт, что развитие сознания (представление о себе) обеспечивает основу для развития социального и эмоционального развития ребенка и является первым шагом в развитии у ребенка других психических состояний, обеспечивающих основа теории сознания. Сначала я исследую, что такое «я» и чем оно не является; затем я представлю модель развития, которая обеспечивает способ измерения раннего представления обо мне или сознании. Показав, как измерить это психическое состояние, я покажу, как оно влияет на развитие теории психики, а также на эмоциональную и социальную жизнь ребенка. Наконец, я обращусь к возникновению явного и имплицитного сознания.
Похожие статьи
Происхождение и использование самосознания или мысленного представления меня.
Льюис М. Льюис М. Сознательное Познание. 2011 март; 20(1):120-9. doi: 10.1016/j.concog.2010.11.002. Epub 2010 14 декабря. Сознательное Познание. 2011. PMID: 21159524 Обзор.
Развитие человека IX: модель целостности человека, его сознания и коллективного сознания.
Вентегодт С., Хермансен Т.Д., Фленсборг-Мадсен Т., Ральд Э., Нильсен М.Л., Меррик Дж. Вентегодт С. и соавт. Журнал «Научный мир». 2006 14 ноября; 6: 1454-9. doi: 10.1100/tsw.2006.258. Журнал «Научный мир». 2006. PMID: 17115085 Бесплатная статья ЧВК.
[Приобретены диски. Корковый механизм, ответственный за возникновение и развитие социального бытия.
Йожеф К. Йожеф К. Нейропсихофармакол Хунг. 2007 окт; 9(3): 151-66. Нейропсихофармакол Хунг. 2007. PMID: 18399034 Обзор. Венгерский.
Латентность и способность размышлять о психических состояниях.
Джемерин Дж.М. Джемерин Дж. М. Психоанальное исследование ребенка. 2004;59:211-39. doi: 10.1080/00797308.2004.11800739. Психоанальное исследование ребенка. 2004. PMID: 16240613
Младенческая интерсубъективность: исследования, теория и клиническое применение.
Тревартен С., Эйткен К.Дж. Тревартен С. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2001 Январь; 42 (1): 3-48. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11205623 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Иллюзия enfacement при расстройствах аутистического спектра: как межличностная мультисенсорная стимуляция влияет на распознавание лица.
Делторт Н., Свенсен Дж., Бувар М., Казалетс Дж. Р., Аместой А. Делторт Н. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 3 ноября; 13:946066. doi: 10.3389/fpsyt.2022.946066. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36405905 Бесплатная статья ЧВК.
Лонгитюдное исследование формирующегося «Я» в возрасте от 9 месяцев до 4 лет.
Кристен-Антонов С., Содиан Б., Перст Х., Ликата М. Кристен-Антонов С. и др. Фронт Псих. 2015 10 июня; 6:789. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00789. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 26113834 Бесплатная статья ЧВК.
Кумулятивный биомедицинский риск и социальное познание на втором году жизни: прогнозирование и сдерживание чутким воспитанием.
Уэйд М. , Мэдиган С., Акбари Э., Дженкинс Дж.М. Уэйд М. и др. Фронт Псих. 2015 1 апреля; 6:354. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00354. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 25883576 Бесплатная статья ЧВК.
Другое во мне: межличностная мультисенсорная стимуляция изменяет мысленное представление о себе.
Таджадура-Хименес А., Грел С., Цакирис М. Таджадура-Хименес А. и соавт. ПЛОС Один. 2012;7(7):e40682. doi: 10.1371/journal.pone.0040682. Epub 2012 13 июля. ПЛОС Один. 2012. PMID: 22866177 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.
Самопрезентация у детей с расстройствами аутистического спектра и без них.
Кармоди Д.П., Льюис М. Кармоди Д.П. и др. Детская психиатрия Хум Дев. 2012 г. , апрель; 43 (2): 227–37. doi: 10.1007/s10578-011-0261-2. Детская психиатрия Хум Дев. 2012. PMID: 22011811
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Развитие сознания (обзор книги)
Автор : Сассо, Джампаоло (перевод Дженнифер Коттам)
Издатель : Карнак
Отзыв от : Сара Казалин, том XXIX, № 4, осень 2009 г., стр. 49-52 Он утверждает, что «знание нейрофизиологии мозговой интеграции неизбежно и требует внимательного изучения, потому что оно проливает свет на важные аспекты психоаналитической концепции развития…» (с. 239).)».
Сассо не первый автор, который освещает развитие детей с биопсихосоциальной точки зрения. Различные исследователи уже подчеркивали тот факт, что на развитие психики влияет взаимодействие между нейробиологической предрасположенностью младенца и межличностными переживаниями. с социальной средой (например, Fonagy, Gergely, Jurist & Target, 2002; Schore, 1994; Siegel, 1999). Однако Сассо является первым автором, который попытался связать «чистую» психоаналитическую теорию Фрейда, а также более новые психоаналитические перспективы. , к неврологическим выводам.
Хотя результаты неврологических исследований могут показаться далекими от того, что клиницисты делают в своей повседневной практике, нейробиология — это область, в которой знания о развитии ребенка активно растут. По этой причине она должна быть реализована в науке детских психологов. Книга Сассо также полезна для психоаналитиков, работающих со взрослыми, потому что он связывает нейробиологические открытия в области детского развития с важными психотерапевтическими концепциями. Что Сассо ясно подчеркивает в своей книге, так это то, что психоанализ не может работать изолированно от сегодняшних нейропсихологических знаний о мозге. Его цель явно состоит в том, чтобы очертить новую психологическую основу для практикующих психиатров.
В десяти главах рассматриваются вопросы психоанализа, нейронауки и развития младенцев. В следующих абзацах я подытожу и критически обсужу самые важные темы, которые до меня дошли.
Неврология и психоанализ
Сассо уделяет много внимания проекту Фрейда по научной психологии (1895), который сам Фрейд называл «Психологией для неврологов», с одной стороны, и недавним достижениям в этой области. нейробиологии с другой. Он пытается показать, что нейробиология подтверждает и пересматривает многие теоретические идеи Фрейда, например, его представления об подражательной функции восприятия; но современная неврология также опровергает некоторые из его идей, например концепцию сновидений как реализации желания. Он прекрасно резюмирует это, говоря, что «нейронаука предполагает, что Проект не является ни полностью нереалистичным, ни ошибочным (стр. 23)». Современные теории развития ребенка Поведение младенца, как показывают современные исследования, явно отличается от того, как оно представлялось в классическом психоанализе, в котором основными понятиями являются зависимость от первичных потребностей и отдача энергии в интерции. цитирует важных психоаналитических исследователей, таких как Боулби, который был первым психоаналитическим исследователем, подчеркнувшим врожденную предрасположенность ребенка к отношениям с объектом Фрейд действительно признавал важность матери в первые годы жизни ребенка, но игнорировал аспект отношений : «объект» матери рассматривался как средство удовлетворения потребностей ребенка. подчёркивает, что целью либидо является не удовольствие, как утверждал Фрейд, а объект как таковой, как утверждал Боубли. В то время как Фрейд сосредоточился на аутоэротической функции влечений, теория отношений предполагает, что влечения соответствуют внутренней активности, которая предрасположена к объекту в отношениях. Соответственно, важность раннего взаимодействия матери и младенца для нейрофизиологического развития пронизана всей книгой. Кроме того, акцент делается на активном ребенке, ищущем стимулы, в отличие от пассивного ребенка, который только получает информацию, а также на сильной способности ребенка к саморегуляции.
Хотя он, очевидно, ссылается на такие важные психоаналитические концепции, как «социальная приспособленность» (Emde, 1983), «не существует такой вещи, как ребенок» или «достаточно хорошая мать» (Винникотт, …), «альфа- и бета-элементы и альфа-функции» (Бион), он, к сожалению, не называет их явно. Более четкое обсуждение этих концепций было бы полезно для интеграции различных подходов, испробованных в постфрейдистских и более новых психоаналитических моделях, с современными представлениями о развитии ребенка.
Новая модель развития мозга
Сформулировав новую модель развития мозга , в которой он использует точку зрения микроуровня на развитие младенцев и взаимодействие матери и младенца, Сассо выполняет очень амбициозную, но трудную задачу, чтобы связать различные психоаналитические теории. с новыми моделями развития ребенка. Поскольку эта модель составляет основную часть этой книги, я рассмотрю ее подробно.
В его модели ретикулума мозг является структурным (вертикальная организация) и динамическим (церебральный ретикулум имеет собственную внутреннюю динамику, способную взаимодействовать с окружающей средой). Это то, чего не хватает во взглядах Фрейда. Эти динамические свойства, которых еще нет в мышлении Фрейда, являются необходимыми условиями для объяснения ранней нервной активности с рождения. Сассо указывает на ствол мозга как на активатор эндогенной динамики: его называют субъектный полюс «s» (который в Проекте Фрейд назвал эго). При рождении человеческий мозг не полностью развит, поэтому для созревания требуется взаимодействие между младенцем и окружающей средой. Следовательно, базальные (эндогенные) паттерны активации, возникающие в стволе мозга, должны регулироваться матерью, называемой объектным полюсом «о» (объект), которая действует как внешний регулятор этих внутренних побуждений ребенка. . Мозг определяется как система из «s-o» путей на нескольких разных уровнях, постоянно интегрируя полюс субъекта с полюсом объекта (подробнее об этом далее).
Сассо связывает это с предметно-реляционным развитием ребенка. Объясняя эволюцию репрезентации объекта во время взаимодействия матери и младенца, Сассо утверждает, что влечения нельзя рассматривать без объекта, потому что они взаимодействуют сразу после рождения с реальными свойствами объекта. На ранней стадии жизни объект не имеет полных объектных характеристик. Протообъектные свойства относятся к первой информации от матери, которая может быть закодирована младенцем, а именно через тактильные и обонятельно-вкусовые (подкорковые) каналы. Сначала возникает напряжение, исходящее от предмета (тактильная стимуляция), а также обусловленное внутренним напряжением вследствие соматического возбуждения у ребенка. Затем, посредством нескольких процессов «s-o», которые подробно обсуждает Сассо, реальная и более сложная объектная информация матери кодируется (на корковом уровне). Собранный вместе, объект первоначально развивается из конфигурации эндогенных и экзогенных протообъектных элементов, чтобы включать в себя все большее количество экзогенных объектных элементов. Сассо утверждает, что эта трансформация, безусловно, является наиболее важным процессом нервного созревания.
Но что активирует эти пути «s-o»? Как мать регулирует внутренние состояния ребенка? И, таким образом, как именно развивается объектное представление? Сассо объясняет на неврологическом уровне, что, начиная с пренатального периода, через проективных (П) и интроективных (I) процессов между полюсом субъекта и полюсом объекта информация идет в двух направлениях: от внутреннего к внешнему и обратно (таким образом , «П-процессы»). Кожа (тактильная стимуляция) действует как первая среда, в которой может происходить сложное взаимодействие матери и ребенка. Даже на этой очень ранней стадии можно заметить, что эти активации чередуются с определенной системностью, а именно синхронизацией между матерью и ребенком. Это означает, что в оптимальном взаимодействии материнской интроективной модуляции удается уравновесить проективные эндогенные модальности ребенка. Другими словами, материнская «динамика П-И» модулирует «процессы П-И» ребенка таким образом, что существует идеальный баланс между свойствами П-И. Постепенно репрезентативная система развивается: внешний объект (мать) интериоризируется и становится внутренним свойством ретикулума. Таким образом, ребенок становится все более способным намеренно овладевать своими собственными паттернами, интроецируя хорошую регуляцию, которая становится стабильной частью P-I динамики ретикулума. Сассо показывает, что для этого развития ребенок должен научиться отличать свою собственную интенциональность от интенциональности матери, как только начинается синтез П-И.
Чтобы полностью понять процесс представления объектов, Сассо более подробно объясняет вертикальную организацию мозга. Первичными путями являются пути сенсомоторной интеграции, тактильной и висцеральной чувствительности. На этом уровне сенсорные и перцептивные пути внешней информации еще бедны репрезентативными элементами и существует некоторая начальная индифферентность между полюсом субъекта и полюсом объекта в ретикулуме (фузионная). Постепенно происходит процесс дифференцировки и интеграции между подкорковыми и корковыми областями. Сначала эндогенная протообъектная проекция еще заметна на самом нижнем уровне (основной ретикулум), затем постепенно в верхнем элементе (вторичном ретикулуме) происходит интроекция объектной репрезентации. Это называется вертикальным путем. В совокупности проективные модальности низших уровней интегрируются с интроективными модальностями высшего уровня.
Сассо связывает эту вертикальную интеграцию с бессознательными процессами , которые воспроизводятся в переносе в психотерапии, и проводит различие между бессознательными воспоминаниями, не вызванными вытеснением, и содержанием памяти, являющимся результатом защиты, которая фактически вытесняет содержание памяти. В последнем случае он обсуждает основные защитные механизмы как активность-пассивность, амбивалентность, обращение, расщепление и смещение через ассоциативную сложность вторичной сети и их связь с основной сетью. В этом отношении он подчеркивает «тяжелую работу субъекта-полюса… по поддержанию стабильной ассоциативной динамики, формирующейся из множественных, потенциально контрастирующих интроекций (стр. 187)» из разных ретикул.
Патогенные классы
Наряду с объяснением оптимального взаимодействия автор формулирует «генеративное дерево патогенных классов», которое обеспечивает структуру, в которую он помещает основные психоаналитические концепции, разработанные в течение прошлого века, такие как как «аутистическая фаза» (Малер), «параноидно-шизоидная позиция» (Кляйн), «ложное Я» и «переходный объект» (Винникотт), «причудливые объекты» (Бион). С одной стороны, он подробно описывает, что происходит, если присутствие матери недостаточно для регуляции внутренних состояний ребенка. В этой параноидно-шизоидной позиции присутствует множество проективных протообъектных свойств эндогенного происхождения и рекурсивность между сильными проекциями и слабыми интроекциями. Их следует рассматривать не как предрасположенность ребенка, а как результат взаимодействия, для которого характерна проективная идентификация как компенсация отсутствия матери (недостаточная интроекция). Психопатология, такая как шизофрения и пограничные состояния, связана с этим типом процесса. С другой стороны, он иллюстрирует, что происходит в отношениях, если у матери очень активные отношения с ребенком. В этом случае к эндогенным характеристикам добавляются интроективные, что приводит к уязвимости к респираторным заболеваниям, пищевым расстройствам, оральным зависимостям, раздвоению личности, истерическим и мазохистическим проявлениям. Также подробно обсуждается класс аутистического развития с тремя возможными аутистическими динамиками, которые развиваются по-разному.
Влияние психотерапии на развитие речи
Многие объекты (реальные или воображаемые) могут быть закодированы во вторичной сети. Однако все они зависят от конкретного объекта, который интроецируется, начиная с основного ретикулума, на первых этапах созревания. Поскольку развитие мозга зависит от первичных паттернов, уже ставших устойчивыми при интеграции, модифицировать ассоциативную структуру вторичных ретикул сложно. Язык, используемый в психотерапии, модифицирует эту динамику: вербальное взаимодействие может привести к эффективным изменениям в ассоциативной структуре ретикул, что соответствует тому, во что верил Фрейд. Но как это можно объяснить? Сассо показывает, как язык влияет на нервное созревание в детстве. В этой части «происхождения языка» Сассо подробно обсуждает важность латерализации мозга, лингвистического созревания и ассоциативной динамики, а также сознательных и бессознательных психических процессов. Короче говоря, он утверждает, что языковой (третичный) ретикулум управляется динамикой «s-o» вторичного ретикула и постоянно взаимодействует с ним. Также здесь центральное значение имеет циклический процесс между проекциями и интроекциями. Сознание развивается через сеть связей, которые основной ретикулум имеет с избыточными ретикулами. Слова вносят более конкретный вклад в сознание. Слова, даже когда они развились на корковом уровне, остаются укорененными в начальной интеграционной динамике. Следовательно, определенное слово, например «мать» (с. 206), может представлять разные значения для разных людей из-за разной динамики И-П в результате разных значений отношений, установленных в процессе развития для человека. Это действительно своеобразный процесс. Поскольку слова соответствуют целому ряду по существу преимущественно динамических паттернов, их можно видоизменять в ходе вербального общения. Это действительно самая интересная часть, а именно связь между общением матери и ребенка и общением терапевта и пациента.
Сассо помогает нам понять, как происходит ментальная интеграция посредством слов между пациентом и аналитиком. Вербальное взаимодействие между пациентом и аналитиком вызывает синтонизацию (см. синхронизацию) интроективно-проективной динамики, создаваемой словами в реципрокной мозговой сети. Именно тональная модуляция — через языково-тональный канал — может значительно видоизменить идентификационное значение. Я не уверен, имеет ли Сассо в виду то, что Фонаги назвал «маркировкой аффекта» (Fonagy et al., 2002), а именно мимикой, голосом и жестикуляцией — «маркировкой» — отображением, которое проявляют воспитатели, реагируя на своих младенцев. Тем не менее Сассо прекрасно показывает, как язык может вызвать в терапевтических отношениях новую регуляцию самой базовой мозговой динамики. Как потенциальный реляционный объект, аналитик спонтанно стимулирует ретикулум пациента, чтобы реактивировать его в проективно-интроективной динамике. Сассо также объясняет, как в этом свете мы можем понять процессы переноса-контрпереноса и динамического отождествления. Через вербальные и невербальные аспекты коммуникации аналитик пытается понять, что означает определенное слово для пациента, и постепенно делится этим с пациентом. Таким образом он пытается реконструировать для пациента истинное значение его психических процессов, на которые все еще сильно влияют защитные процессы.
Дальнейшая дифференциация самости — в соответствии с ранней интеграцией самости — происходит по мере того, как вторичная ретикула изменяет функцию и становится третичной лингвистической ретикулой. В совокупности в психотерапии сознательное понимание трансформируется в изменение бессознательных процессов. Таким образом, могут происходить изменения на неврологическом уровне.
У меня есть несколько вопросов о клиническом подходе Сассо. Каким образом эта точка зрения соответствует теории «ментализованной аффективности» (Fonagy et al., 2002), которая уже оказала большое влияние на психоаналитическую терапию? Он обсуждает психотерапевтические концепции в целом, но не уточняет, для какой патологии такой подход принес бы наибольшую пользу. Возможно, несколько клинических примеров могли бы проиллюстрировать это более ясно.
Final Reflection
Книга очень теоретическая и трудная для чтения из-за сложных схем и сокращений, а также большого количества нейропсихологических терминов, не обязательно общеупотребительных. В девятой главе «Развитие ребенка и интеграция психоанализа и нейронауки» дано ясное и долгожданное изложение важной гипотезы модели мозга, изложенной в этой книге. Я был поражен очень высоким уровнем интеграции и сложности книги. Теории Дамасио, Эдельмана и Тонони составляют модель Сассо, поскольку они сосредоточены на важности ствола мозга для развития ребенка. Кроме того, динамика PI соответствует как эволюции модели Фрейда, так и теории Клейна и Биона, а также более современным теориям развития ребенка. Более того, Сассо связывает с ней теорию привязанности, а также теории Балинта, Розенфельда и Блатта и Бласса. Таким образом, он явно хотел показать, насколько полезным может быть тщательное изучение динамики P-I.
Сассо, однако, фокусируется главным образом на нейрофизиологических процессах, лежащих в основе эмоционального возбуждения, но не обсуждает важные аспекты регуляции эмоций, такие как механизмы социальной обратной связи и выраженность аффекта (например, Fonagy et al. , 2002), процессы внимания (например, Rothbart , 1989) или положительные эмоции (например, Emde, 1991). Кроме того, как уже упоминалось, Сассо не всегда явно упоминает теории или концепции, которые он хочет интегрировать в свою модель, что затрудняет чтение книги. Например, когда он обсуждает очень важный процесс «синтонизации», он не приводит таких основных понятий, как «настройка аффекта» (Stern, 19).85), «совпадение» (Tronick, Cohn & Shea, 1985) или «выраженность аффекта» (Fonagy et al., 1992).
Сассо справедливо указал на важность транзакционных моделей, в которых факторы матери (например, психопатология) и ребенка (например, темперамент) взаимодействуют для прогнозирования исхода ребенка. Подводя итог, эта книга ясно показывает, что ребенка нельзя рассматривать вне диады мать—младенец, поскольку существует, цитируя Монику Ланьядо и Дидье Узеля в предисловии к книге, «интерсубъективное взаимодействие, которое постепенно становится внутриличностным». субъективный опыт (стр. 6)».
Ссылки
Emde, RN (1991). Положительные эмоции для психоаналитической теории: сюрпризы от исследований в младенчестве и новые направления. В Т. Шапиро и Р. Эмде (редакторы), Аффект: психоаналитические перспективы (стр. 5-44). Мэдисон: Издательство международных университетов.
Фонаги П., Гергели Г., Юрист Э. и Таргет М. (2002). Влияет на регуляцию, ментализацию и саморазвитие . Нью-Йорк: Другая пресса.
Ротбарт, М. К. (1989).
Шор, А. Н. (1994). Аффектная регуляция и происхождение самости: нейробиология эмоционального развития . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Сигел, Д. Дж. (1999). Развивающийся разум в направлении нейробиологии межличностного опыта . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Стерн, Д. (1985). Межличностный мир младенца. Взгляд из психоанализа и психологии развития . Лондон: Книги Карнака.
Троник, Э., Кон, Дж., и Ши, Э. (1985). Передача аффекта между матерями и младенцами. В T. Brazelton & M. Yogman (Eds.), Аффективное развитие в младенчестве: Vol. 5. (стр. 11-25). Вестпорт, Коннектикут, США: Ablex Printing
Copyright
© APA Div. 39 (Психоанализ). Все права защищены. Поэтому читатели должны применять к произведениям в этом электронном архиве те же принципы добросовестного использования, что и к опубликованным печатным архивам. Эти работы можно читать в Интернете, загружать для личного или образовательного использования или URL-адрес документа (с этого сервера), включенный в другой электронный документ. Никакое другое распространение или зеркалирование текстов не допускается. Сами тексты не могут быть опубликованы в коммерческих целях (в печатной или электронной форме), отредактированы или иным образом изменены без разрешения Отдела психоанализа. Все другие интересы и права на произведения, включая, помимо прочего, право давать или отказывать в разрешении на дальнейшее воспроизведение произведений, право на использование материалов из произведений в последующих произведениях и право на повторное распространение произведений с помощью электронных средств.