Интеграция это в психологии и педагогике – это в педагогике… Определение, понятие, формы, функции интеграции в педагогике. Проблема интеграции в педагогике

Содержание

Интегрированное обучение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В. В. Краевского, А. В. Петровского, Н. Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками. Г. Д. Глейзер и В. С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л. И. Новиковой и В. А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С. М. Гапеенкова и Г. Ф. Федорец. Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.

[1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход.

Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами. Он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.

Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н. М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин „интеграция“ означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии — обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» . Схожее определение даётся и в работе М. И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» . В работах Н. Н. Малофеева и Н. Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Сегодня это уже мировой процесс, в который вовлечены все высоко развитые страны. Такой подход, как отмечают исследователи, к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определённого уровня экономического, культурного и правового развития. Интеграция определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая о

ru.wikipedia.org

Интегрированное обучение — это… Что такое Интегрированное обучение?

Понятие «Интегрированное обучение» в общей педагогике

Процесс интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости . Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философия, социология, психология, педагогика и др. Проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции педагогики с другими науками . Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают

пути интеграции в содержании образования . В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец . Названными и другими учёными определены методологические основы интеграции в педагогике: философская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребёнка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития.[1] Опираясь на выделенные методологические положения, учёные выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

Понятие «Интегрированное обучение» в специальной (коррекционной) педагогике

В специальной (коррекционной) педагогике подход к интеграции глубоко своеобразен. В работе Н.М. Назаровой это понятие определяется следующим образом: «В самом общем виде применительно к специальной педагогике термин интеграция означает процесс, результат и состояние, при которых инвалиды и иные члены общества, имеющие ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и другое, не являются социально обособленными или изолированными, участвуя во всех видах и формах социальной жизни вместе и наравне с остальными. В системе образования, на всех её ступенях интеграция означает реальную, а не декларируемую возможность минимально ограничивающей альтернативы для детей, подростков, молодёжи с проблемами в развитии – обучение или в специальном образовательном учреждении, или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего вида, например, в учреждениях общего среднего образования» . Схожее определение даётся и в работе М.И. Никитиной: «Под процессом интеграции лиц с особенностями развития в коррекционной педагогике понимается процесс включения этих лиц во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования» . В работах Н.Н. Малофеева и Н.Д. Шматко процесс интеграции рассматривается следующим образом: интеграция детей с особыми образовательными потребностями в обычные образовательные учреждения. Сегодня это уже мировой процесс, в который вовлечены все высоко развитые страны. Такой подход, как отмечают исследователи, к образованию детей с особыми нуждами вызван к жизни множеством причин различного характера. Совокупность их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определённого уровня экономического, культурного и правового развития. Интеграция определяется как закономерный этап развития системы специального образования, связанный в любой стране мира, в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование. В работах об интеграции детей с отклонениями в развитии вводится такое понятие, как социально-культурная интеграция. Содержание этого понятия разработано в исследованиях Д.Л. Шамсутдиновой. «Социально-культурную интеграцию можно представить как систему взаимосвязанных мероприятий и акций, нацеленных на минимизацию или разрешение проблем, вызванных определёнными издержками в сфере реабилитации, социализации, инкультурации и т. д.» Н.М. Назарова отмечает, что термин интеграция имеет многозначные и вариативные трактовки . Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками. В отечественной специальной педагогике используется целый ряд терминов, определяющих процессы совместного обучения детей с отклонениями в развитии и нормально развивающихся. Наиболее часто употребляемый термин – интегрированное обучение. М.И. Никитина, анализируя интегрированное обучение, даёт его определение, ссылаясь на проект закона РФ «О специальном образовании»: «Под интегрированным обучением понимается «совместное обучении лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств, методов и при участии педагогов-специалистов» . Схожее определение интегрированного обучения даётся С.С. Степановым: «Интегрированное обучение аномальных детей – обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми» . Термин интегрированное обучение используется в работах ведущих учёных в области специального образования: Л.С. Волковой, А.А. Дмитриева, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, М.И. Никитиной, Л.П. Уфимцева, Н.Д. Шматко и др. Наряду с этим термином используется термин интегрированное обучение и воспитание, интегрированное образование. Однако в их содержание авторы вкладывают схожий смысл. Помимо работ, анализирующих подходы к интеграции и интегрированному обучению, написанных в рамках специального образования, имеются монографические исследования, посвящённые данному вопросу, написанные в рамках общей педагогики и социологии образования . Д.В. Шамсутдинова использует понятие социально- культурная интеграция, содержание которого перекликается с содержанием понятия интеграция, используемым в специальной педагогике. Д.В. Зайцев использует понятие, интегрированное образование, опираясь на проект закона РФ «О специальном образовании».

См. также

Ссылки

Литература

  • Словарь иностранных слов.- М., 1955.- С. 276
  • Энциклопедический социологический словарь.- М., 1995.- С. 233.
  • Краевский В.В. Методология педагогической науки.- М.,200.
  • Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.- М.,1986.
  • Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.- М.,2006.
  • Образование: Традиции и инновации в условиях современных перемен: сборник.- М.,1997.
  • Леднёв В.С. Содержание образования.-М.,1989.
  • Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.
  • Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М.: Педагогика, 1978.
  • Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения.- Л.,1990.
  • Гапеенкова С.М. Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе обучения.-Пенза,1997.
  • Назарова Н.М. Понятие интеграция в специальной педагогике//Понятийный аппарат педагогики и образования.- Екатеринбург, 1998.- Вып. 3.- С. 262.
  • Никитина М.И. Проблема интеграции детей с особенностями развития//Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей.- СПб., 1997.- Ч. 2.- С. 152.
  • Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис. в форме научного доклада … д.пед.н.- М.,1996.
  • Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции//Актуальные проблемы интегрированного обучения.- М., 2001.- С. 8 – 13.
  • Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002; Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.- С. 99.
  • Дефектология: Словарь-справочник.- М., 1996.- С. 35.
  • Шамсутдинова Д.В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями.- Казань, 2002
  • Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей инвалидов в современной России.- Саратов, 2003.

Примечания

  1. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н. В. Современная педагогическая интеграция, её характеристики/// Образование и общество. — 2009. — N 1. — С. 9-13.

dic.academic.ru

Понятие интеграции в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

ПОНЯТИЕ ИНТЕГРАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

С.В. Омельченко ФГОУСПО «ЮУПК», г. Озерск

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия интеграции в отечественной и зарубежной педагогической практике. Подчеркивается, что с момента первого упоминания до сегодняшнего дня понятие интеграции в педагогическом процессе динамично развивалось. Отмечается, что интеграция является выражением единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результат функционирования которых — формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.

Вопрос об осуществлении интеграции в педагогическом процессе возник в тот период, когда знания, собираемые и обобщаемые философией, перестали укладываться в рамки одной науки, и в результате из философии стали выделяться самостоятельные отрасли знаний. Дифференциация наук, в свою очередь, обусловила переход к раздельному преподаванию учебных дисциплин. В процессе дробления, как свидетельствует история педагогики, между знаниями нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира.

Я.А. Коменский, философ-гуманист, общественный деятель, одним из первых попытался привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, разрешить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика. Коменский призывал обогащать сознание учащегося, знакомя его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно теории эволюции Коменского, в природе, а следовательно, в обучении и воспитании не может быть скачков [3]. Он видел перспективным образование, при котором учащемуся предоставляется целостная картина мира. По словам Коменского, все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи [10].

Первую попытку обосновать необходимость интеграции в педагогическом процессе предпринял И.Ф. Гербарт. Он выделял четыре ступени в обучении: ясность, ассоциация, система и метод. Если первые две ступени направлены на приобретение знания, то две последние были призваны привести в связь то, что было усвоено ранее и составить своеобразный мостик для овладения новыми зна-

ниями. Гербарт отмечал, что «область умственной среды» проявляется в способности воспроизвести ранее усвоенные знания в связи с теми, которые усваиваются в данный момент [7].

К.Д. Ушинский, способствовавший проведению существенных преобразований в организации и содержании воспитания и обучения, дал наиболее полное психологопедагогическое обоснование дидактической значимости связей между изучаемыми предметами и явлениями. В своей книге «Человек как предмет воспитания» он выводит их из различных ассоциативных связей, отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений реального мира. В теории Ушинского идея межпредметных связей выступала как часть более общей проблемы системности обучения. Он подчеркивал, насколько важно приводить знания в систему по мере их накопления, так как связь между понятиями и их развитие в общей системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика, и к концу обучения они превращаются в целостную мировоззренческую систему [12].

Таким образом, ученые-педагоги XVII-XIX вв. представляли себе интеграцию в педагогическом процессе как необходимость, проявившуюся в желании отразить взаимосвязи реального мира в учебном процессе, соединить изучаемые предметы и явления в единую неразрывную цепь, что, в свою очередь, должно было обеспечить гармоничное развитие личности.

Практическую реализацию интеграция в обучении впервые получила в Великобритании в начале XX века, когда европейскими учеными были разработаны так называемые

«кооперированные курсы», суть которых сводилась к интеграции профессиональных знаний с практической деятельностью. Позднее эти курсы стали популярны во многих колледжах и университетах Европы и Соединенных Штатов Америки. Зарубежные специалисты считали, что кооперативное обучение, как особый вид интеграции, в целом оказало положительное влияние на педагогический процесс и представляло собой качественно новую форму подготовки специалистов, дающую возможность всестороннего развития личности и более углубленного обучения [15].

Позднее, в 20-х годах XX века, в России складывался опыт использования интеграции в целях соединения обучения с жизнью, с производственным трудом учащихся. В отечественной науке вопросами интеграции занимались такие ученые, как В.Я. Стоюнин,

Н.В. Бунаков, В.И. Водовозов, Б.Г. Ананьев и др. Они считали, что интеграция в процессе обучения предполагает осмысление системы и логики предмета и тех связей, которые существуют между отдельными темами и вопросами, а также выделили ряд преимуществ использования интеграции в учебном процессе: взаимное использование знаний; устранение дублирования материала; формирование целостной системы взглядов [6].

В этот период взгляды прогрессивных педагогов на интеграцию в учебном процессе получили свое отражение в новом подходе к построению учебных планов и программ. Этот подход получил название «комплексного подхода», целью его являлось установление взаимосвязи школы с жизнью. В комплексных программах знания, умения и навыки определялись относительно трех основных идей: природа, труд, общество. Но не была создана единая система знаний в содержании обучения, не нарушающая внутреннюю логику учебных дисциплин. Комплексные программы подверглись критике со стороны педагогов, так как, по их мнению, «чрезмерное ком-плексирование привело к полному отрицанию предметов» [5]. Однако, они полагали, что попытки применения комплексного подхода при составлении учебных планов и программ имели свой положительный эффект. В частности, ученые отмечали, что комплексный подход дал опыт «объединения знаний, умений и навыков вокруг главных идей образования. Недостатки этого опыта кроются не столько в самих идеях, сколько в их реализации» [13].

В 30-е годы XX века были предприняты попытки ввести новые программы, построение которых предполагало предметную основу. В связи с этим стояла задача определения «стержней», объединяющих разносистемные знания, то есть проблема интеграции в учебном процессе по-прежнему ставилась на одно из главных мест в определении содержания обучения, но это положение ввиду трудностей практического характера не было воплощено до середины 50-х годов.

В 50-е годы интеграция в педагогическом процессе рассматривалась с позиции системного подхода к процессу обучения. Под системным подходом ученые понимали определение взаимосвязи различных явлений, согласующихся с физиологическим и психологическим понятием о системности в работе мозга [6]. Исходя из этого, психолог Б.Г. Ананьев раскрыл взаимодействие ощущений и показал их сложную систему, которая в конечном итоге обеспечивает «целостность чувственного отражения человеком объективной действительности, единства материального мира» [1]. Под руководством Ананьева была создана «координационная сетка», где были указаны этапы развития фундаментальных научных понятий по всем программам обучения. Она помогала учителям и преподавателям использовать материал одного предмета при изучении другого.

Таким образом, ученые-педагоги связывали интеграцию с содержательным изменением процесса обучения. Они выявляли зависимости знаний от содержания, построения учебного материала, структуры урока, предпринимали попытки изменения существующих образовательных стандартов и создания новых учебных программ.

К концу XX века усилиями ученых-педагогов была создана достаточно стройная система взглядов и представлений, раскрывающих понятие интеграции в педагогическом процессе. В целом, под интеграцией понимается объединение в известных пределах, в одном учебном предмете, обобщенных знаний той или иной научной области. Это объединение предполагает взаимную согласованность содержания обучения по различным учебным дисциплинам, построение и отбор материала, которые определяются как общими целями образования, так и учетом учебно-воспитательных задач.

На сегодняшний день проблема интеграции в педагогическом процессе изучена с раз-

Основания педагогики: методология, понятия, теории

личных позиций: общетеоретический и педагогический аспекты интеграции, вопрос интеграции и дифференциации научного знания, проблема практического синтеза, а также протекание интеграционных процессов в профессиональном образовании.

Педагогический аспект интеграции нашел отражение в исследованиях B.C. Безруковой, Г.М. Доброва, В.М. Максимовой, О.М. Сичи-вицы, И.П. Яковлева и др. В частности, Яковлев, называя интеграцию ведущей тенденцией развития общества, науки и образования, указывает на большое значение выявления условий наиболее успешного протекания интеграционных процессов в образовании и на необходимость их теоретического анализа [18]. Г.М. Добров, в свою очередь, подчеркивает то обстоятельство, что насыщение науки все большим количеством знаний различного происхождения ставит перед обучением задачу принятия эффективных контрмер, дающих возможность обеспечить синтетическое восприятие этих знаний. В качестве таких мер он видит необходимость внести в процесс обучения как прикладные задачи, так и научно-теоретические проблемы; использовать в учебном процессе кибернетические машины; активно применять на всех этапах обучения методы, предусматривающие развитие навыков, способствующих самостоятельному получению знаний [4].

Большое значение для понимания природы интеграции имеют исследования, посвященные раскрытию содержания целостного обучения с точки зрения взаимодействия различных наук. Еще Н.Г. Чернышевский писал что, всемерное развитие умственных и физических способностей учащихся не может быть достигнуто, если знания одной науки будут оставаться бесплодными для других [17]. Вопрос интеграции научного знания получил наиболее полное раскрытие в работах Б.М. Кедрова, М.Г. Чепикова, Г.М. Доброва и др. Ученые рассматривали интеграцию как неотъемлемую составляющую дифференциации научного знания. В частности, Кедров указал на то, что в развитии научного знания выступают две прямо противоположные и, казалось бы, взаимоисключающие тенденции: одна состояла в раздроблении и разветвлении наук, их дифференциации, другая, напротив, в стремлении объединить разобщенные науки в общую систему научного познания, т.е. в их интеграции [8]. В интеграции Кедров видит движение, развитие научных знаний от их

замкнутого изучения к их взаимодействию, а затем и к их целостности, при которой один и тот же объект изучается одновременно с разных сторон. Чепиков, в свою очередь, характеризуя процесс интеграции, отметил, что в результате объединения различных наук, синтеза научных знаний создаются самые благоприятные условия для проникновения разума в сокровенные тайны материального мира [16].

Вопросы практической интеграции в педагогическом процессе нашли свое отражение во многих научных работах (С.М. Арефьева, С.Ю. Бурилова, В.В. Гузеев, В.А. Кленикова, В.М. Панфилова, В.Б. Синников, С.Ю. Страш-нюк и др.). Практическая интеграция подразумевает использование различных приемов, методов и путей обучения. В первую очередь, это создание интегрированных курсов, интеграции предметов и их составляющих. Предлагая различные пути реализации интеграции в педагогическом процессе, авторы работ подчеркивают их положительное влияние на процесс обучения и воспитания и выделяют ряд преимуществ: исключение дублирования материала; возможность опираться на уже полученные знания при изучении нового материала; формирование в сознании учащегося целостной картины мира, основ научных знаний и умений, и, как следствие, повышения интереса к учебе [9, 11].

На современном этапе также большое внимание уделяется вопросу применения интеграции в образовательном процессе средних и высших учебных заведений. Различные работы (И.Б. Богатова, В.Г. Иванов, О.В. Козлова, Е.М. Стрижевская и др.) показывают, что взаимосвязь между учебными дисциплинами является средством реализации единства общего, политехнического и профессионального образования. В частности, Богатова указывает на большое значение выявления условий наиболее успешного протекания интеграционных процессов в профессиональном образовании, а также влияния последних на повышение эффективности подготовки специалистов [2]. По мнению другого автора — Стрижевской, интеграционные подходы в обучении позволят увязать личностные и профессиональные устремления студентов; помочь им в формировании самооценки и обеспечить повышение качества подготовки специалистов [14].

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что на сегодняшний день сложилась определенная система взглядов и подходов в определении понятия интеграции в педагоги-

ческом процессе, раскрывающая различные аспекты его содержания. В целом, в педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений. Всестороннее изучение интеграции подтвердило ее значимость и положительное влияние на педагогический процесс, выразившиеся в стремлении развития современной личности, обладающей системным мышлением, способностью к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, а также приобретению новых знаний и умений.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Теория ощущений / Б.Г. Ананьев. — Л.: Издательство ЛГУ, 1961.

— 446 с.

2. Богатова, И.Б. Интеграцш учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения в средних профессиональных учебных заведениях): дис. … канд. пед. наук / И.Б. Богатова. — Тольятти: ТГУ, 2004. -205 с.

3. Джуринский, А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. — М.: Гуманитарное издание центр «ВЛАДОС», 1999. — 432 с.

4. Добров, Г.М. Наука о науке /ДМ. Добров. — Киев: Наукова думка, 1969. — 301 с.

5. Зверев, Д.И. Взаимная связь учебных предметов /Д.И. Зверев. — М.: Знание, 1977.

— 64 с.

6. Иванов, В.Г. Междисциплинарная интеграция общего и специально-технического образования в средней профессиональной школе (на примере изучения физики и специальнотехнических дисциплин): дис. … канд. пед. наук /В.Г. Иванов. — Уфа: БГПУ, 1999. -182 с.

7. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. по-

собие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.; под ред. З.И. Вастьевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432 с.

8. Кедров, В. М. Классификация наук: прогноз К. Маркса о науке будущего / В.М. Кедров. -М.: Мысль, 1985. -543 с.

9. Кленикова, В.А. Интегрированная система обучения как средство подготовки студентов к исследовательской деятельности: дис. … канд. пед. наук/В.А. Кленикова. -М.: МГИУ, 2003. -150 с.

10. Коменский, А.Я. Избранные сочинения / А.Я. Коменский. — М.: Учпедиздат, 1955. -287 с.

11. Панфилова, В.М. Политехнические основы проектирования интегративного содержания специальных дисциплин: дис. … канд. пед. наук / В.М. Панфилова. — Казань: КПИ, 1993.-201 с.

12. Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушин-ский. Корф: биографические повествования / сост.-ред. Н.Ф. Болдырева. — Челябинск: Урал, 1997. — 542 с.

13. Савельева, Л.В. Межпредметные связи в средних техпрофучилищах строительного профиля /Л.В. Савельева. — М.: Высш. шк., 1984.-72 с.

14. Стрижевская, Е.М. Интегрированная система обучения в техническом вузе как основа повышения качества подготовки специалистов: дис. … канд. пед. наук / Е.М. Стрижевская. -М.: ИОО, 2002. -137с.

15. Хохлов, Н.Г. Интегрированная система обучения в высшей школе за рубежом / Н.Г. Хохлов. -М.: МАСИ, 1990. -Ill с.

16. Четкое, М.Г. Интеграция наук / М.Г. Чепиков. — М.: Мысль, 1988. -135 с.

17. Чернышевский, Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Н.Г. Чернышевский. -М.: Педагогика, 1983. — 336 с.

18. Яковлев, ИП. Интеграция высшей школы с наукой и производством / И. П. Яковлев. -Л.: ЛГУ, 1987. — 128 с.

cyberleninka.ru

Цели, формы и виды интеграции в педагогике

Цели, формы и виды интеграции в педагогике

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Внимание! Zaochnik не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются в рамках законодательства РФ.

Мы помогаем студентам с дипломными, курсовыми, контрольными Узнать стоимость

Термин “интеграция” появился в педагогике в 80-х годах прошлого столетия на этапе бурного развития взаимопроникающих процессов в разнообразных сферах социальной жизни. К этому времени понятие интеграции основательно закрепилось в научной и философской литературе.

Исторические предпосылки

Проблема интеграции активно обсуждалась в кругу педагогов с давнего времени. Эта категория представляет собой продукт сложных диалектических трансформаций научного сознания, впитывающего в себя культурные достижения и опыт развития отечественного образования.

Американский ученый Дж. Дьюи, а также советские ученые Шацкий и Рубинштейн в 20-х годах попытались создать образовательную систему на интегрированной, проблемно-комплексной основе. В России новое направление получило практическую реализацию и вошло в историю педагогики под наименованием трудовой школы. Главный принцип организации обучения заключался в “методе жизненных комплексов”. Комплексный подход предусматривал интеграцию знаний из различных предметных областей вокруг одной общей проблемы. Таким образом, состоялся первый практический опыт проведения учебного процесса на межпредметной основе. Однако в 1931-м году данный эксперимент закрыли и подвергли резкой критике.

Замечание 1

В соответствии с убеждениями идеологов новой школы, предметоцентризм и комплексность считались 2-мя взаимно исключающими друг друга дидактическими принципами. Традиционная школа выступала частью старого мира и должна была разделить его судьбу. Трудовая школа по сути

zaochnik.com

что это такое, вертикальная, системная, горизонтальная, в педагогике

Современное общество требует новых подходов к процессу обучения подрастающего поколения. Интеграция в педагогике – основной путь для решения проблем успешной реализации бывших школьников в окружающем мире. Поэтому важно знать, что она собой представляет.

Интеграция есть объединение нескольких идей, точек зрения, сфер деятельности и т.д. в одно целое. В педагогической науке данное понятие играет особую роль.

Большинство учёных и практикующих педагогов сходятся в том, что для осуществления продуктивной деятельности и интеллектуального развития, для воспитания и социализации школьников необходимо проводить комплексную интеграцию на всех образовательных уровнях.

Педагогическая интеграция – сложное, многоуровневое понятие, включающее различные подходы.

По-мнению В.С.Безруковой, определение в педагогике может происходить на разных основаниях:

  • как «высшая форма взаимосвязи» с нерасторжимостью различных компонентов, новые объективность, структура и функции объектов, вступающих в связь;
  • как «высшая форма выражения единства» всех составляющих, которые определяют содержание образования;
  • как создание крупных педагогических единиц за счёт объединения взаимосвязанных компонентов учебно-воспитательного процесса.

Точного определения пока что нет, хотя в практической деятельности существуют понятия, связанные с данным словом. Разные учёные стараются трактовать его в зависимости от собственной позиции.

Например, О.Г.Гилязова считает, что педагогическая интеграция есть «система органически связанных дисциплин, построенная по аналогии с окружающим миром». Н.С.Сердюкова говорит, что данное понятие – это «процесс сближения и связи наук, представляющий высокую форму дифференциации на качественно новой ступени обучения».

 

В определении педагогической интеграции почти все учёные основываются на ее процессуальных характеристиках.

Таким образом, она может быть определена, как многокомпонентная, хорошо структурированная, целесообразно организованная связь всех элементов образовательной системы, которая в результате должна привести к саморазвитию обучающегося.

В процессе педагогического взаимодействия ребёнок должен научиться воспринимать окружающий его мир как единое целое. Ему необходимо освоить способы осознания связи между явлениями и предметами, чтобы нарисовать общую картину. Кроме того, он должен обладать умением видеть предмет с разных сторон.

Эффективная познавательная деятельность ребёнка возможна при определённых условиях, которые возникают на разных уровнях интеграции.

Внутрипредметная

Внутрипредметная интеграция происходит в системе знаний по одной школьной дисциплине. Разрозненные понятия, факты, правила и т.д., касающиеся одной области знания, объединяются в стройную систему.

В процессе преподавания учитель объединяет учебный материал в крупные блоки, что позволяет изменить структурное содержание предмета. Таким образом, ученик получает возможность получить полную информацию о предмете, а педагог может сделать обучение более ёмким.

Данный уровень интеграции предполагает создание спиральной структуры изложения учебного материала, огранизованного по принципу концентричности. То есть, процесс познания происходит двумя путями: от общего к частному или наоборот.

При этом новые знания вводят порциально, постепенно, расширяя и углубляя имеющийся круг представлений по конкретному предмету.

В практике традиционного преподавания присутствует дробность и разрозненность знаний, что снижает продуктивность учебной деятельности обучающегося.

Ещё Л.Н.Толстой говорил о том, что стремление учителей к «размельчению материала без меры» мешает детям воспринимать знания как нечто живое и сложное, лишает их интереса к самому процессу познания.

Современное преподавание требует, чтобы учитель пошёл по пути «укрупнения знаний». В этом ему может помочь технология УДЕ, которая предполагает:

  1. Одновременное изучение родственных тем и разделов.
  2. Обобщение заданий и упражнений:
  • самостоятельные действия на основе сравнения и обобщения, индукции и аналогии;
  • работа с деформированным материалом;
  • составление схем, графических формул, таблиц и т.п.;
  • наглядно-образные представления – самостоятельный подбор и выполнение картинок, рисунков, иллюстративных изображений;
  • создание перспективы знаний и их применения.

Межпредметная

Межпредметная интеграция проявляется в умении использовать ЗУН по одному предмету при изучении другого. При этом ученик получает возможность овладевать знаниями в комплексе, воспринимать общенаучные понятия, категории, явления и подходы целостно.

Построение учебного процесса и структурирование содержания учебного материала на данном уровне интеграции может осуществляться несколькими путями.

Подход

Основные особенности

Формы

Горизонтальная
Установление межпредметных связей на основе одинаковых научных знаний во избежание повторов и для экономии учебного времени.
  • фактические,
  • понятийные,
  • конкретные.
  • акцентирование,
  • создание образов, символов,
  • проблемно-поисковая ситуация,
  • творческое упражнение
Вертикальная
Установление межпредметных связей, чтобы формировать различные объединённые типы мышления (гуманитарно-экологическое, физико-математическое, др.) и создания целостной картины мира.
Интегрированный урок (занятие)
1. Эпизодическое использование материала из других областей знания.
  1. Особая структура и методика проведения.
  2. Сочетаемость предметов.
  • лекции,
  • экскурсии,
  • исследования,
  • проекты,
  • наблюдения (самостоятельные и в группе)
Интегрированный курс
Блочная структура учебного материала, способствующая развитию комплексного мышления и целостности восприятия.

 

Системная

Системная (межсистемная) интеграция предполагает объединение знаний, содержащихся в различных образовательных областях.

Она возникает в результате активного развития государства, установления новых социальных взаимосвязей, формирования общества нового типа. Школа уже не является центром жизни и деятельности ребёнка.

Чтобы осуществлять комплексное воздействие на формирование и развитие ребёнка в современных условиях, разрабатывается многоуровневая модель взаимодействия, связанная с различными этапами взросления подрастающего поколения.

  1. Интеграция дошкольного и начального школьного образования. Изучение первоначальных понятий и явлений основных образовательных областей в ДОУ позволяет учителю начальной школы организовывать дальнейшее обучение на более высоком уровне и углублённой основе. При этом появляется возможность по развитию особых способностей детей.
  2. Объединение внутришкольных ступеней обучения позволяет педагогам осуществлять комплексную образовательную деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся и выпускать человека с устойчивыми знаниями, умениями и социальными навыками.
  3. Слияние дополнительного и общего образования даёт возможность выявить творческих и одарённых личностей и определить направленность их деятельности.
  4. Слияние специального и общего образования – современная государственная стратегия, предполагающая вовлечение во взаимодействие детей с различными возможностями здоровья. Основной принцип её заключается в гуманизации общества, в формировании умения воспринимать людей с ОВЗ как равных себе.
  5. Объединение науки и образования – высшая ступень в образовании. Выпускник школы, имеющий определённый багаж знаний должен пополнить и расширить их с научной и практической точки зрения, чтобы успешно реализоваться в жизни. Стремительно развивающееся произвоство, внедрение новых подходов и создание новых технологий не терпит недоучек.

Таким образом, человек от рождения до полного взросления проходит все этапы педагогической интеграции. Уровень его успешности и карьерный рост показывают, насколько эффективно осуществлялась его деятельность на этом пути.

Видео: Новые образовательные стандарты

gopsy.ru

Интеграция в педагогике

Исторические предпосылки

Понятие интеграции появилось в педагогике в $80$-х годах прошлого века на этапе бурного развития взаимопроникающих процессов в различных сферах социальной жизни. К этому периоду времени данное понятие прочно закрепилось в научной и философской литературе.

Проблема интеграции обсуждалась педагогами давно и активно. Данная категория в педагогике является продуктом сложных диалектических трансформаций научного сознания, впитавшего в себя достижения культуры и опыт развития отечественного образования.

Практические попытки создать систему образования на интегрированной, проблемно-комплексной основе были сделаны Дж.Дьюи в США, а также Штацким и Рубинштейном в $20$-х годах в Советском Союзе. В нашей стране новое направление получило в нашей стране практическую реализацию и стало частью истории педагогики под названием трудовой школы. Основной принцип организации обучения в ней заключался в «методе жизненных комплексов». Комплексный метод подразумевал интеграцию знаний из разных предметных областей вокруг одной общей проблемы. Это был первый практический опыт проведения учебного процесса на межпредметной основе. Но уже в $1931$ году этот эксперимент закрывают и подвергают резкой критике.

Замечание 1

Согласно убеждениям идеологов новой школы, предметоцентризм и комплексность считались двумя взаимоисключающими друг друга дидактическими принципами. Традиционная школа представлялась частью старого мира и была призвана разделить его судьбу. Трудовая школа фактически оказалась вне педагогических традиций. Из выдающегося новаторского движения, которое было призвано вывести существующее образование на качественно новый уровень, она превратилась в средство его разрушения.

После $1931$ года процесс обучения проходит на предметной традиционной основе. Интеграция все больше оттесняется во внеклассную работу, где знания из различных областей знаний стихийно взаимопроникали и объединялись в детском творчестве.

С $1958$ года начинается новый виток интеграции – этап межпредметных связей. В это время они с точки зрения укрепления отношений между профессионально-техническими и предметными знаниями. В 70-е годы в центре внимания педагогов оказывается перспектива формирования и развития отношений между учебными дисциплинами. Педагогика этого периода отказалась от противопоставления предметоцентризма и интеграции между предметами.

Принцип межпредметности стремится к организации целостного учебного процесса, но, не отрицая предметоцентризм, а базируясь на нем. Межпредметность представляет собой средство развития предметности, стремление перевести образование на качественно новый уровень и сохранить положительное из прежнего. Рассмотрение межпредметности как принципа дидактики меняет характер педагогического мышления: явление преобразовалось в основание, производное стало производящим, а средство причиной. Противоречие между формой и новым содержанием привело к смене формы, при этом в $80$-х годах понятие межпредметных связей уступило место понятию интеграции. В $90$-х годах прошлого века движение по созданию интегрированных курсов достигло апогея.

Психолого-педагогическая основа интегрирования

Замечание 2

Человеческая природа интегральная в своей сущности, интегральность в человеке заложена изначально. Соответственно, интеграция является естественным способом познания себя и окружающего мира.

Абстрактное мышление у старшеклассников преобладает. Высшей степенью развития мышления в данном возрасте является мышление теоретическое. Интегрирование формирует целостную картину мира, учит видеть все явления в их взаимосвязи и противоречивости одновременно. При этом личность, охватывающая больший круг разнообразных явлений, подступает ближе к истине, но параллельно, увеличивая область непознанного.

Педагог при интеграции на уроке различных предметов, должен обязательно учитывать противоречия заключенные в сущности познания и для преодоления стандартов мышления опираться в своей практике на константное и вариативное, случайное и закономерное, интуитивное и ясное, находить меру их взаимодействия. Обобщенные знания об окружающем мире дают возможность правильно в нем ориентироваться.

Цели интеграции

Замечание 3

При реализации принципа интеграции в образовании цель заключается в том, чтобы не только показать области соприкосновения учебных дисциплин, но и через их органическую связь дать представление о единстве окружающего мира.

Результатом интегрированного обучения является развитие творческого мышления обучающихся детей.

Социальное значение интеграции заключается в овладении совокупными знаниями, избавляющих детей от однородности развития.

Формы интеграции

Современное образование предусматривает преподавание интегрированных курсов, в частности естествознания и элективных курсов.

Самой распространенной формой реализации интеграции являются интегрированные уроки, которые проводятся разными учителями предметниками, но по общей программе интеграции.

Классификация интеграции

Возможные виды интеграции:

  • горизонтальная интеграция, которая заключается в объединении подобного материала в различных учебных предметах;
  • вертикальная интеграция, которая заключается в объединении в одном предмете материала, тематически повторяющегося в разные годы обучения на различном уровне сложности.

spravochnick.ru

Понятие и виды интеграции в образовании. Интеграция в образовании

Можно часто услышать о том, что существует такая проблема, как интеграция в образовании. Это что такое? Как она влияет на нашу жизнь? Что в перспективе она может принести нам?

Общая информация

Интеграция в образовании – это не мода, а необходимость для подготовки качественных специалистов для любой сферы человеческой деятельности. Ещё Владимир Иванович Вернадский говорил о том, что рост количества и качества знаний будет способствовать стиранию границ между различными направлениями науки. И люди в последующем будут специализироваться на конкретных проблемах. Технология интеграции в образовании предусматривает объединение отдельных частей науки в целостный комплекс. Причем это не просто механическое соединение различных знаний, а применение подхода, при котором они являются взаимосвязанными, и при решении определённых проблем человек может действовать систематически. Понятие интеграции в образовании довольно расплывчато. Это связано с разнообразием видов. Так, интеграция может классифицироваться по направлениям, методам, способам, уровням и приёмам.

Зачем это нужно

Давайте сконцентрируемся на результате подобной политики. Интеграция в образовании – это механизм, который направлен на развитие творческого мышления у людей. Он направлен на то, чтобы ускорять интенсификацию, систематизировать учебно-познавательную деятельность и овладевать грамотой культуры. Социальная интеграция в образовании направлена не только на то, чтобы объединить различные направления науки и показать точки соприкосновения, но и на то, чтобы дать представление людям о том, что мир вокруг нас является целостным. Этому немало способствует и то, что подобный подход применяется и по отношению к различным дисциплинам. Таким образом, учащиеся обучаются видению всей окружающей среды как единого целого. Если отклониться от такого направления развития, то интеграция превращается в поверхностную констатацию наличия межпредметных связей.

Какие есть преимущества

Здесь большую роль играют виды интеграции в образовании. Так, если рассматривать на примере структуры, то следует отметить, что такая компоновка может быть только горизонтальной. То есть первоначально объединяется сходный материал нескольких учебных предметов. Потом он передаётся учителю, который и излагает информацию. При этом следует позаботиться о том, чтобы имеющиеся данные были предоставлены в различных условиях. Это позволит судить об эффективности используемой структуры. Вторым по важности эффектом после получения полноценного представления о современном мире является ускорение обучающего процесса. Это даёт значительный выигрыш во времени.

Структура

Можно выделить несколько ступеней интеграции, которые горизонтально объединяются в более крупные базисы. У различных авторов можно встретить небольшие различия, но предлагаем ознакомиться со следующим способом деления:
  1. Тематическая интеграция. В данном случае два или три учебных предмета занимаются тем, что раскрывают одну тему. Можно встретить альтернативное описание, которое утверждает, что это иллюстративно-описательный уровень. Но необходимо понимать, что это просто синонимические понятия.
  2. Проблемная интеграция. В этом случае понимают, что одной проблемой занимаются разные предметы.
  3. Концептуальная интеграция. В данном случае подразумевается, что рассмотрение ведётся несколькими предметами с применением всех их методов и средств.
  4. Теоретическая интеграция. В данном случае рассматривается взаимопроникновение разных теорий.
  5. Диалектическая интеграция. В этом случае понимается использование принципов и понятий, которые относятся к различным областям знаний. В качестве альтернативы можно встретить толкование предоставления мира как целостной картины.

Разнообразие

На практике всё не так легко, как в теории. Существуют различные науки, у которых разные предметы, они смотрят на мир с отличимых позиций и применяют множество средств. Поэтому интеграция в образовании – это нелегкое дело. Всем этим должны заниматься опытные люди. Также и предоставлять знания ученикам должны хорошие специалисты. И тут возникает главная проблема интеграции в образовании – нехватка необходимых кадров. Не стоит говорить того, что молодые поколения педагогов не всегда обладают достаточно высоким уровнем образования. Человек, который проводит интеграцию различных предметов, должен учитывать существующие противоречия. Пока что интеграция в профессиональном образовании не может похвастаться чем-то существенным. Но всё же несколько примеров привести можно.

Вот как можно соединить информационные технологии и искусство? В этом помогут уроки компьютерной графики! Наблюдается также подобная интеграция в специальном образовании. Задача учителя в данном случае – научить людей мыслить собственными категориями, чтобы они умели сопоставлять конкретные явления и обобщенные выводы. Немалую роль в этом играет умение взглянуть на что-то под необычным углом. Согласитесь, пример с компьютерной графикой был неожиданностью?

Результат

Давайте представим, что нами проводится интеграция в школьном образовании. Вот на такой результат мы можем быть нацелены:

  1. Знания должны быть системными.
  2. Развитие познавательных интересов.
  3. Формирование убеждения и развитие личности.
  4. Умение обобщать имеющуюся информацию.

Различные подходы

Существует несколько видений, как всё должно быть. Нами будет рассмотрено несколько вариантов организации интеграции в образовании. Причем внимание будет уделено как отечественным, так и зарубежным разработкам. Следует отметить, что видения динамически развивались и принимали разные формы и содержание. Поэтому они довольно сильно разнятся между собой. Интеграция в данном случае подразумевается как единство целей, содержания и принципов. Конечный результат этих изменений – это сформировать у людей новые целостные системы умений и знаний. Вопрос интеграции в образовании, кстати, был впервые поднят ещё во времена, когда из философии начали выделяться отдельные дисциплины. Благодаря дифференциации и возникла проблема объединения для получения знаний. Ведь при разделении на отдельные дисциплины нарушается естественная связь между явлениями и предметами. Вот это и решает интеграция в образовании.

Первая попытка

Впервые обосновать необходимость интеграции решился И.Ф. Гербарт. Им было выделено четыре уровня в обучении:

  1. Ясность.
  2. Ассоциация.
  3. Система.
  4. Метод.

Первые два уровня направлены на то, чтобы получать знания. Тогда как остальные должны установить связь между ними и открыть путь для получения новой информации. Необходимо, чтобы человек мог устанавливать взаимозависимость знаний и на основании имеющегося опыта получать новые данные.

Отечественные наработки

Нельзя обойти вниманием Я.А. Коменского, общественного деятеля и философа-гуманиста, который был в числе первых людей, что решили построить систему на основании объективных закономерностей в вопросах обучения и воспитания. Им предлагалось обогащение сознания человека и знакомство его с явлениями и предметами таким образом, чтобы он мог чувственно воспринимать мир. Это всё проработано в теории эволюции Коменского. Она отстаивает положение, согласно которому, скачки не свойственны человеку, и он развивается постепенно. Согласно Коменскому, перспективное образование — это то, в котором указываются взаимные связи всего в мире.

Также можно привести и наработки К.Д. Ушинского. Нельзя не отметить роль этого человека в психолого-педагогическом обосновании дидактического значения связей между изучаемыми явлениями и предметами. Он поспособствовал существенному преобразованию организации в вопросах воспитания и обучения людей. С его наработками можно ознакомиться, прочитав книгу «Человек как предмет воспитания». В ней наличие межпредметных связей рассматривается как часть единой проблемы всей системы обучения. Там рассмотрены особенности приведения знаний в мировоззренческую систему по мере их накопления, связь между понятиями, действия и их результат, а также рекомендации относительно расширения и углубления познаний ученика. Всё это направлено на то, чтобы в конечном итоге сформировать мировоззренческую систему.

Реализация на практике

Нечто отдалённо похожее впервые было применено в Великобритании в начале 20-го века. Тогда были созданы специальные кооперативные курсы, задача которых сводилась к тому, чтобы интегрировать профессиональные знания и практическую деятельность. Первый опыт на территории России был получен в 20-х годах прошлого века. В отечественной педагогике большое внимание этому уделили такие ученые, как Н.В. Бунаков, В.Я. Стоюнин, Б.Г. Ананьев, В.И. Водовозов и много других. Именно на этот момент времени припадает формирование педагогики Советского Союза. Закладывались основы школы: осмысление системы и логики предмета вместе со связями. Знания должны взаимно использоваться, следует устранить дублирующий материал, формировать целостную систему взглядов – всё это было заложено именно тогда. Прогрессивные взгляды педагогов были отражены в новом подходе относительно построения учебных программ и планов. Его важной составляющей являлось установление взаимосвязей жизни и школы. Благодаря широкому охвату, данному методу действия было дано имя комплексного подхода. Следует отметить ещё и значение для педагогики и 30-х и 50-х годов прошлого столетия. Но это уже выходит за рамки статьи, поэтому мы рассматривать это не будем.

Современный этап

Сейчас, как известно, очень любят реформировать образование, поэтому сказать, что оно является таковым же, как и в советский период, нельзя. Хотя вопросу интеграции всё же уделяется довольно большое внимание. Правда, это относится только к средним и высшим учебным заведениям. Так, по принятым стандартам достигается единство общего, профессионального и политехнического образования. Интеграционные подходы позволяют увязывать профессиональные и личностные устремления учащихся, чтобы помочь им в формировании и при подготовке специалистов. Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что хотя современное положение дел и не является идеальным, оно всё же позволяет нам обеспечивать подготовку людей, готовых жить и трудиться в обществе и на его благо. Наиболее важным является создание целостной системы знаний и взглядов на мир, чтобы человек мог сам определять свои интересы, добиваться их реализации и при этом работать на благо общества. В этом и играет свою большую роль интеграция в образовании.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *