ИНТЕГРАЦИЯ — Аналитическая психология — Психология и социология
- ИНТЕГРАЦИЯ
-
(Integration) — процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.Юнг использовал этот термин трояко:1) как описание (или даже диагноз) психологической ситуации индивида. Она подразумевает обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени и динамики взаимодействий между функциями и установками сознания. Диагностически интеграция обратна диссоциации;2) как подпроцесс индивидуации (интеграция создает основу для индивидуации). Как следствие интеграция может привести к чувству целостности в результате соединения воедино различных аспектов личности;3) как стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (описанные в п. 1) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения) (КСАП, с. 67).Психическая интеграция служит организации полноголичностного осуществления, подгоняя отдельные части индивидуальности друг к другу так, чтобы в итоге получить единую личность. Интеграция — это существенный шаг на пути индивидуации и самоосуществления (Selbstverwirklichung). Когда разные аспекты личности существуют независимо друг от друга, это может привести к диссоциации (разъединению и болезненному расщеплению) индивидуальности. Способность интегрироваться является выражением здорового и нормального эго. В особенности при терапии неврозов интеграция отделившихся и вытесненных содержаний является важнейшим процессом.В сочинениях Юнга понятие «интеграция» имеет основополагающее значение в следующих двух областях: во-первых, при столкновении (Auseinandersetzimg) с «тенью» и, во-вторых, в области многослойных взаимоотношений (Interaktion) между сознанием и бессознательным. Часто Юнг говорит об интеграции тени, т. е. темной стороны личности. В то время как многие люди проецируют свою тень на других людей или на «общество», невроз, скорее всего, ведет к тому, чтобы осуществить интеграцию таких сил. Исходя из этого, Юнг охарактеризовал интеграцию бессознательных содержаний как «основную операцию» в аналитической терапии.
Аналитическая психология. 2012
Словари → Психология и социология → Аналитическая психологияСмотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИНТЕГРАЦИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
slovar.cc
ИНТЕГРАЦИЯ — это… Что такое ИНТЕГРАЦИЯ?
ИНТЕГРАЦИЯ — культурная состояние внутр. целостности культуры и согласованности между разл. ее элементами, а также процесс, рез том к рого является такое взаимосогласование. Термин “И.к.”, используемый преимущественно в амер. культурной… … Энциклопедия культурологии
Интеграция
ИНТЕГРАЦИЯ — (лат.). Соединение в одно целое того, что раньше существовало в рассеянном виде, вслед за чем наступает дифференциация, т. е. постепенное увеличение различия между первоначально однородными частями. Из интеграции, сопровождаемой дифференциациею… … Словарь иностранных слов русского языка
ИНТЕГРАЦИЯ — (от лат. integer целый) объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами,… … Экономический словарь
ИНТЕГРАЦИЯ — (лат. integratio восстановление, восполнение, от integer целый), сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы И. могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы в этом… … Философская энциклопедия
интеграция — и, ж. intégration f. <, лат. integratio. 1. Объединение в целое каких л. частей. БАС 1. Процесс интеграции и дисинтграции. ОЗ 1873 2 2 232. Как сильны и те устои , на которых раньше совершилась интеграция <общины>. ОЗ 1878 5 1 120. 2.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ИНТЕГРАЦИЯ — (латинское integratio восстановление, восполнение, от integer целый), понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцируемых частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию (например, интеграция в науке … Современная энциклопедия
интеграция — интегрирование, объединение, соединение, слияние; слитие Словарь русских синонимов. интеграция см. объединение 3 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ИНТЕГРАЦИЯ — (integration) Объединение двух или более компаний под одним контролем в целях взаимной выгоды, уменьшения конкуренции, снижения издержек за счет сокращения накладных расходов, обеспечения большей доли рынка, объединения технических или финансовых … Финансовый словарь
Интеграция — (integration) См. Экономическая интеграция … Экономико-математический словарь
Интеграция — объединение. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
analiticheskaya_psichologiya.academic.ru
Интеграция психическая — это… Что такое Интеграция психическая?
- Интеграция психическая
-
Целостное функционирование различных психических процессов.
Толковый словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук. 1995.
- Инсульт
- Интеллект
Смотреть что такое «Интеграция психическая» в других словарях:
Интеграция психическая — функционирование психики как единого, скоординированного целого (то есть без признаков расщепления, диссоциации, автономизации отдельных элементов психического). Природа психической интеграции, согласно некоторым гипотезам, в основном,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
интеграция психическая-Объединение различных психических процессов в одно структурное целое. — … Большой медицинский словарь
ИНТЕГРАЦИЯ — (Integration) процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.Юнг использовал этот термин… … Словарь по аналитической психологии
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) — Под нервно психической устойчивостью понимается способность человека регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно смысловых аспектов. Основными элементами… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
ЦЕЛОСТНОСТЬ Я — – психическая интеграция жизненного опыта, упорядочивающая переживания человека и придающая ему смысл жизни. Представление о целостности Я составляет важную часть ряда психоаналитических исследований. Так, в выдвинутой Э. Эриксоном (1902–1994) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ — – психическая организация переживаний человека, способствующая формированию внутреннего образа других людей. Представление о персонификации было важной частью межличностной теории Г.С. Салливана (1892–1949), в соответствии с которой… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ — Развитие современной научной психотерапии осуществляется на основе различных теоретических подходов, анализе и обобщении результатов эмпирических исследований клинических, психофизиологических, психологических, социально психологических и других… … Психотерапевтическая энциклопедия
Кокаин — Кокаин … Википедия
Сага о Форкосиганах — Vorkosigan Saga Автор: Лоис Макмастер Буджолд Язык оригинала: английский «Сага о Форкосиганах» (Майлз Форкосиган Нейсмит и его вселенная) цикл фантастических романов и повестей НФ, созданный Лоис Ма … Википедия
Индия — (на языке хинди Бхарат) официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… … Большая советская энциклопедия
psychiatry.academic.ru
Психологическая энциклопедия — значение слова Интеграция
(Integration) — процесс, с помощью которого части соединяются в целое; на личностном уровне состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое.Юнг использовал этот термин трояко:1) как описание (или даже диагноз) психологической ситуации индивида. Она подразумевает обследование взаимодействия сознания и бессознательного, мужской и женской составляющей личности, различных пар противоположностей, позиции эго относительно тени и динамики взаимодействий между функциями и установками сознания. Диагностически интеграция обратна диссоциации;2) как подпроцесс индивидуации (интеграция создает основу для индивидуации). Как следствие интеграция может привести к чувству целостности в результате соединения воедино различных аспектов личности;3) как стадию развития, типичную для второй половины жизни, когда различные взаимодействия (описанные в п. 1) достигают определенного равновесия (или, правильнее, оптимального уровня конфликта и напряжения) (КСАП, с. 67).Психическая интеграция служит организации полноголичностного осуществления, подгоняя отдельные части индивидуальности друг к другу так, чтобы в итоге получить единую личность. — это существенный шаг на пути индивидуации и самоосуществления (Selbstverwirklichung). Когда разные аспекты личности существуют независимо друг от друга, это может привести к диссоциации (разъединению и болезненному расщеплению) индивидуальности. Способность интегрироваться является выражением здорового и нормального эго. В особенности при терапии неврозов интеграция отделившихся и вытесненных содержаний является важнейшим процессом.В сочинениях Юнга понятие «интеграция» имеет основополагающее значение в следующих двух областях: во-первых, при столкновении (Auseinandersetzimg) с «тенью» и, во-вторых, в области многослойных взаимоотношений (Interaktion) между сознанием и бессознательным. Часто Юнг говорит об интеграции тени, т. е. темной стороны личности. В то время как многие люди проецируют свою тень на других людей или на «общество», невроз, скорее всего, ведет к тому, чтобы осуществить интеграцию таких сил. Исходя из этого, Юнг охарактеризовал интеграцию бессознательных содержаний как «основную операцию» в аналитической терапии.
Смотреть значение Интеграция в других словарях
Интеграция — интеграции, ж. (латин. integratio) (книжн.). 1. Действие по глаг. интегрировать (мат.). 2. Объединение в целое каких-н. частей или элементов в процессе развития (науч.).
Толковый словарь Ушакова
Интеграция Ж. — 1. Объединение в единое целое отдельных частей (противоп.: дезинтеграция).
Толковый словарь Ефремовой
Интеграция — [тэ], -и; ж.
1. Матем. = Интегри́рование.
2. Книжн. Объединение в одно целое каких-л. частей. Экономическая и. развитых стран.
◁ Интеграцио́нный, -ая, -ое (2 зн.). И-ые процессы.
Толковый словарь Кузнецова
Интеграция — — в геополитике означает многообраз ные формы объединения нескольких пространственных секторов. может осуществляться как на основе военной экспансии, так и мирным……..
Политический словарь
Интеграция Политическая — (от лат. integratio — восстановление, восполнение целого) — объединение, слияние политических сил в рамках государственных или межгосударственных структур, политических……..
Политический словарь
Меридианальная Интеграция — — (интеграция по оси Север-Юг) связывание отдельных пространственных секторов в единое целое по меридиану (также долготная интеграция ). Позитивна в случае уверенного……..
Политический словарь
Политическая Интеграция — (POLITICAL INTEGRATION) — процесс, посредством которого две или более политические единицы усиливают между собой контакты по взаимному сотрудничеству. В качестве желательного……..
Политический словарь
Широтная Интеграция — — (интеграция по параллелям) наиболее уязвимый и сложный момент связывания подконтрольных центру геополитических пространств. Должна осуществляться максимально мирными……..
Политический словарь
Валютная Интеграция — — обусловленный объективными факторами
процесс создания, при активном содействии государств-участников, региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно……..
Экономический словарь
Горизонтальная Интеграция — объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними «по горизонтали», с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию……..
Экономический словарь
Диагональная Интеграция — —
действия предприятия, направленные на долгосрочное
сближение стратегических интересов с другим
предприятием, не оперирующем в том же сегменте рынка и……..
Экономический словарь
Интеграция — объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия,
развитие связей между ними. Экономическая
интеграция имеет
место как на уровне национальных……..
Экономический словарь
Интеграция В Сфере Образования — — средство и условие достижения целостности; выражение объективной тенденции к интернационализации экономики, науки и культуры и стремление народов к взаимному сближению……..
Экономический словарь
Интеграция Валютная — создание региональных межгосударственных зон, в пределах которых обеспечивается установленное соотношение курсов валют, совместное регулирование валютных взаимоотношений……..
Экономический словарь
Интеграция Вертикальная — слияние компаний, специализирующихся на изготовлении изделий или компонентов, необходимых для производства конечного продукта.
Экономический словарь
Интеграция Горизонтальная — слияние компаний, имеющих технологическую общность и выпускающих однородную продукцию.
Экономический словарь
Интеграция Круговая — слияние компаний, работающих на одном рынке, но впрямую не конкурирующих между собой.
Экономический словарь
Интеграция Прогрессивная — интеграция в
маркетинге, при которой
компания стремится получить в подчинение или
поставить под жесткий
контроль другие фирмы-
конкуренты.
Экономический словарь
Интеграция Регрессивная — интеграция в ходе
маркетинга, при которой
компания стремится подчинить и контролировать своих поставщиков.
Экономический словарь
Интеграция, Вертикальная — В страховых операциях: как правило, объединение различных уровней деловых операций под общим управлением или контролем (например, при объединении производства и розничной……..
Экономический словарь
Международная Экономическая Интеграция — —
процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный
комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями
Экономический словарь
Обратная (нисходящая) Интеграция — — одна из форм вертикальной интеграции, состоящая в передаче поставок исходных материалов под управление покупателя этих материалов, причем поставляемые материалы……..
Экономический словарь
Педагогическая Интеграция — —
процесс и результат создания и функционирования относительно автономной и целостной системы, выполняющей специфические функции в образовательном процессе
Экономический словарь
Прогрессивная Интеграция — — интеграция в маркетинг, при которой компания стремится получить в подчинение или поставить под жесткий контроль другие фирмы-конкуренты.
Экономический словарь
Прямая (восходящая) Интеграция — — переход в собственность и под управление данной фирмы последующей стадии коммерческого цикла, например оптовой или розничной торговли продукцией этой фирмы.
Экономический словарь
Финансовая Интеграция — процесс гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетной классификации, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля со стороны центральных……..
Экономический словарь
Integration (интеграция) — Объединение двух или более компаний под одним контролем в целях взаимной выгоды, уменьшения конкуренции, снижения издержек за счет сокращения накладных расходов, обеспечения……..
Экономический словарь
Валютная Интеграция — — объективно обусловленный процесс создания (при активном содействии государств-участников) региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное……..
Юридический словарь
Вертикальная Интеграция — — производственное и организационное объединение, слияние, кооперация, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении единого……..
Юридический словарь
Горизонтальная Интеграция — — объединение предприятий, налаживание тесного взаимодействия между ними по горизонтали, с учетом совместной деятельности предприятий, выпускающих однородную продукцию……..
Юридический словарь
Посмотреть еще слова :
slovariki.org
Интегративная психология
Интегративная психология
Интегративная психология – парадигма психологии
Это общий текст о Интегративной психологии. Если вам нужна информация о учебных курсах и тренингах по теме Интегративная психология в Екатеринбурге, пройдите на страницы программ:
Современная ситуация в психологии характеризуется противостоянием множества школ, направлений, новых методологических и психотехнических подходов к пониманию предмета, методов и задач древней науки психологии.
Вне сомнения, само обсуждение предмета психологии, как показывает опыт, является во многом бездарным и неблагодарным занятием.
Мы можем вычленить пять базовых парадигм в понимании предмета психологии:
1. физиологическая,
2. психоаналитическая,
3. бихевиористическая,
4. экзистенциально-гуманистическая,
5. трансперсональная.
Остановимся на них подробнее.
Началом психологии была психология физиологическая, а первым предметом психологии – физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировано с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины. Более того, первые матрицы объективного психологического исследования были физиологическими и медицинскими.
Как известно, основателем научной психологии принято считать В. Вундта, открывшего в 1879 г. первую экспериментальную психологическую лабораторию. Можно с уверенностью утверждать, что первые эксперименты в психологии были больше психофизиологическими, чем психологическими. Не зря первоначально термин психофизиология использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы регистрации сенсорных, моторных, вегетативных реакций.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что первым предметом психологии является психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий и первые эксперименты с данным предметом (Г. Т. Фехнер) посвящены измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей, порогов восприятия и построению психофизических шкал.
Дальнейшее ее развитие было настолько успешным, что она охватила все возможные феномены свойства, состояния и процессы психического – психофизиология организации движений, активности, произвольных действий, внимания, памяти и обучения; речи и мышления; мотивации и эмоций; сна, психофизиология стресса; психофизиология функциональных состояний, дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий и т. д.
Вторая волна и второй шаг в развитии предмета психологии принадлежит психоанализу, основанному австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX – в начале XX веков.
Психоанализ – первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личность и попыталась объяснить ее динамику. Фрейд не только вычленил личность в качестве предмета психологического исследования и терапии, но и впервые предпринял попытку раскрыть ее в:
- динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил),
- энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе)
- структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”) аспектах.
Три принципиальных тезиса, которые показывают пионерский характер психоанализа как второй волны развития психологии:
А) Новый предмет. Основная задача психоанализа состоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново. Это приводит к эффекту катарсиса. Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным – а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю – такова задача психоанализа как психологического метода.
Б) Новое отношение к предмету .Если в физиологической психологии мы имеем дело с человеком как объектом исследования, управления, терапии, лечения, манипуляции, то в психоанализе мы уже видим «живого другого», партнера по взаимодействию, который имеет свой голос и свободен в решении, выборе – вплоть до принятия или неприятия психотерапевтической аналитической игры.
В) новые психологические методы взаимодействия с предметом. В этом аспекте мы можем зафиксировать появление новых и сущностно психологических методов взаимодействия с предметом: ассоциативный метод, анализ снов и толкование сновидений, анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни.
Третья волна психологии – это бихевиоризм, направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Как известно, Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой, лишь, когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии – поведение.
Вне сомнения, возникновение любого направления и «новой волны» психологии стимулируется социальным заказом, инициируется неким «зовом жизни», потребностями социального пространства. В этом смысле психоанализ является ответом на появление личности, разотождествленной с общиной и впервые вкусившей одиночество и автономность в принятии решений и невротическую ответственность за свой выбор и судьбу.
Что касается третьей волны, то становление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Существовавший социально-экономический контекст мог лишь приветствовать такое представление о человеке, согласно которому поведение принимает те или иные формы соответственно возникающей ситуации. Практическое приложение этой теории – введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными, в том числе социальными системами, не заставило себя ждать.
Это было изначально здоровое учение, ориентированное на успех, эффективность поведения и активности в сложных социальных ситуациях без странных и непонятных химер сознания, осознания, переживания, страдания и прочего.
В качестве предмета психологии в бихевиоризме фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями и сами средовые стимульные факторы. Таким образом, предмет психологии расширился до таких феноменов как научение, действие, социализация, социальные детерминанты поведения и т. д. Психология перестала быть индивидуальной. Ее предмет расширился до социально-средовых факторов и в некотором приближении при помощи этих факторов она реализовала свою научную программу – научиться управлять поведением.
Четвертая волна психологии – экзистенциально-гуманистическое направление связано еще с одним расширением предмета психологии – нравственность и экзистенциальные проблемы бытия в мире.
Вторая мировая война показала главный урок – недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение – необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.
Психология наконец сфокусировала свое внимание на тех вопросах, которые были естественно вплетены в общинный стиль жизни и ответы на которые были приоритетными для этико-нравственного компонента религии и духовных традиций. Психология поставила в качестве исследовательского предмета проблемы : времени, жизни и смерти, свободы, ответственности и выбора, общения, любви и одиночества, смысла и бессмысленности существования, поиска смысла существования, нравственные нормы и ценностные системы личности, сострадание, содействие, соучастие, помощь и поддержка, гуманизм.
Вслед за этическими ценностями мировых религий и духовных традиций Востока, мистических учений философии и эзотерики Европы, в 50-е годы психология возвратила человека как главную ценность и мерило всех вещей и признало главным предметом личность как сложную уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, но открытую возможность самоактуализации.
В некотором смысле далеко ушли от некоторых религиозно-этических учений, разработав представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье, и выделив в качестве предмета психологии высшие ценности, самоактуализацию личности, творчество, любовь, свободу, ответственность, автономию, психическое здоровье, этику межличностной коммуникации.
Главным является клиент со своими мотивами и целями, который не приспособляется к среде, не стремится к конформному поведению, но взращивает свое конструктивное начало. Психолог при этом больше является мудрым наставником, в круг священных обязанностей учителя перед своим учеником, основная функция которого в создании теплой эмоциональной атмосферы, эффективной поддерживающей среды, где ему легче организовать свой внутренний, «феноменальный» мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл своего существования.
Предельным выражением широты предмета психологии вне сомнения является пятая волна – трансперсональная психология.
Пятая волна психологии выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувство самотождественности выходит за пределы индивидуальной или личной самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.
Таким образом, пятую волну мы можем обозначить как психологическое учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т. д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять.
Пять колец расширения предмета психологии как годовые кольца Дерева Жизни привели к ее предельной взрослости, и пять ветвей с огромным количеством веточек и листочек поражают воображение своей силой и реализованностью.
Может сложиться впечатление, что это исторические этапы развития предмета психологии и что психология достигла своего гуманистического и трансперсонального апогея.
На самом деле все выглядит по-другому. Все направления существуют и сосуществуют прямо сейчас одновременно. И это сосуществование не мирное и эмпатичное. В общем случае можно обнаружить, что психология любого уровня будет принимать и признавать потенциальную возможность существования всех тех уровней, которые находятся над ее собственным, но отрицать существование всех тех уровней, которые находятся под ним, провозглашая эти более глубокие уровни патологическими, иллюзорными или же вообще несуществующими.
Интегративная психология, теоретической и методологической разработкой которой занимаются в последние 25 лет, предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии.
Современная ситуация в психологии напоминает строительство Вавилонской башни. Психологи, наполнившись намерением достичь и постичь душу и дух, в конце концов, начали разговаривать на разных языках и вся энергия, направленная ввысь к Великому Предмету психологии, ушла на глупые ссоры и исследование кирпичей, пыли и праха.
Можно сказать, что существуют пять базовых моделей психологии со своими принципами, методологией, предметом и пятью магическими кристаллами, пятью линзами, через которые воспринимают психологи каждого клана психическую реальность совершенно своеобразно.
Усилия интегративной психологии направлены на то, чтобы наладить взаимодействие этих «линз», магических кристаллов с целью сформировать, сконструировать совершенный объектив, адекватно отражающий психическую реальность.
Интегративная психология предполагает максимальное использование возможностей диалога с представителями всех пяти направлений психологии, позволяющего расширить представления о подходах и исследовательских методологиях, применяемых к изучению психической реальности.
Этот диалог предполагает включение механизмов идентификации, эмпатии и рефлексии как условий понимания представителей всех пяти волн психологии и налаживания продуктивного взаимодействия между ними, подчиненное общей цели, – углублению представлений о сути психического, нахождения путей и способов сотрудничества.
Вместо того чтобы рассматривать физиологическую психологию, психоанализ, бихевиоризм, экзистенциально-гуманистическую и трансперсональную психологии как подходы конкурирующие, мы можем рассматривать их как взаимодополняющие пути получения новых открытий о человеке, каждый из которых потенциально информативен для другого.
Стратегия интегративной психологии – постижение природы человека через сопровождаемое критической рефлексией интегрирование, синтез различных традиций, подходов, логик, диагностического и психотехнического инструментария, при сохранении их автономии в последующем развитии. Суть ее заключается в многоплоскостном, многомерном, многоуровневом, разновекторном анализе, создающем возможность качественно иного исследования, предполагающего включение в плоскость анализа аспектов множественности, диалогичности, многомерности психического феномена.
Интегративная психология не претендует на монополию истины со всеми вытекающими последствиями, а предлагает свободное оперирование многомерным знанием, связанным с наиболее продуктивно работающими в проблемной области традициями и их диагностическим, психотехническим инструментарием.
Интегративная методология предполагает привлечение к анализу находок и достижений тех психологических, философских, психодуховных традиций и подходов, которые наиболее продуктивно работают в конкретной феноменальной области психологии.
Интегративная психология предлагает механизмы развития психологического знания, в качестве которых выдвигаются: взаимодействие между всеми волнами психологии, интегративный диалог альтернативных подходов, традиций, школ и критическое рефлексивное позиционирование.
or-sun.ru
Интегральная психология — это… Что такое Интегральная психология?
Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Интегральная психология — общий подход к психологии[источник не указан 559 дней], который стремится объединять в себе истины различных психологических теорий на том основании, что большинство из них прекрасно объясняют свою специфическую сферу и ни одна из таких теорий не может претендовать на истину, если не будет обращать внимания на открытия из других областей. Интегральная психология, среди прочего, включает в себя открытия психологии развития (в частности, важную роль на развитие области оказали работы Жана Пиаже) и эволюционной психологии, глубинной психологии и когнитивных наук, трансперсональной психологии и мистических учений Востока и Запада.
Общие сведения
Интегральные мыслители: |
Интегральные области:
|
Авторы, оказавшие влияние: |
Интегральные организации:
|
Согласно Кену Уилберу, одному из основных сторонников и разработчиков интегральной психологии, для подлинной интегральной теории в психологии неприемлем редукционизм в какой-либо форме (то есть упрощение какого-то феномена до одного лишь своего аспекта: например, при рассмотрении мистических переживаний сосредотачиваться только на нейрофизиологических механизмах, а остальные аспекты отвергать, или же, наоборот, говорить, что важна только одна интерпретация самого опыта и т. д.). При этом в интегральной психологии рассматриваются не только западные психологические модели, затрагивающие доличностные и личностные стороны психологии, но и восточные, которые имеют многовековую методологию интерпретации, классификации и достижения так называемых надличностных уровней развития.
Концепция интегральной психологии развилась из работ различных мыслителей Запада и Востока. Термин «интегральная психология» впервые был описан в 1940-х годах Индрой Сеном, учеником индийского мистика Шри Ауробиндо, основавшего школу интегральной йоги. По мысли Сена, этот термин предназначался для описания психологических наблюдений Ауробиндо. Однако книга с соответствующим названием («Интегральная психология: психологическая система Шри Ауробиндо», Integral Psychology: The Psychological System of Sri Aurobindo) была опубликована Международным центром образования Шри Ауробиндо только в 1986 году.
В 1970-х годах дальнейшему развитию интегральной психологии начал способствовать Харидас Чаудхури, постулировавший в качестве её основы триаду принципов уникальности, взаимосвязанности и трансценденции, соответствующих личностной, межличностной и надличностной сферам человеческого опыта. Наиболее современные работы, посвящённые интегральной психологии, разрабатываются в основном в рамках интегрального подхода Кена Уилбера, основанного на методологии «всесекторной, всеуровневой» модели (AQAL). В 1977 издаётся его первая работа под названием «Спектр сознания», в которой предпринимается попытка представить интегральный подход к психологии. В 1997 году в журнале «Journal of Consciousness Studies» была опубликована статья Кена Уилбера «Интегральная теория сознания»; в ней Уилбер перечисляет двенадцать областей психологии, которые способны внести вклад в создание интегральной модели сознания, а в 1999 году увидела свет его монография «Интегральная психология», являющаяся сжатым изложением планирующегося в будущем объёмного труда по интегральной психологии, над которым Уилбер работает с 1992 года. В 2010 год А. В. Уит была разработана Новая интегральная картография сознания, которая вмещала в себя исследования З. Фрейда, К. Г. Юнга, К. Уилбера, С. Грофа и д.р.
Библиография
- Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ISBN 5-17-021067-1
- Уилбер К. Проект Атман: Трансперсональный взгляд на человеческое развитие. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ISBN 5-17-021069-8
- Уилбер К. Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. ISBN 5-17-018322-4
- Wilber, Ken. Waves, Streams, States and Self: Further Considerations for an Integral Theory of Consciousness // Journal of Consciousness Studies. — Imprint Academic, 2000. — Vol. 7. — Part 11/12. Pp. 145—176.
- Wilber, Ken. An Integral Theory of Consciousness // Journal of Consciousness Studies, 4 (1), February 1997, pp. 71-92.
- Wilber, Ken. The Spectrum of Consciousness, 1977, anniv. ed. 1993: ISBN 0-8356-0695-3
- Sen, Indra (1986) Integral Psychology: The Psychological System of Sri Aurobindo, Pondicherry, India: Sri Aurobindo Ashram Trust
- Chaudhuri, Haridas. (1977). The Evolution of Integral Consciousness. Wheaton, Illinois: Quest Books. 1989 paperback reprint: ISBN 0-8356-0494-2
Ссылки
- Кен Уилбер, «Волны, потоки, состояния и самость: Дальнейшее рассмотрение интегральной теории сознания» (2000; перевод с английского — 2007)
- Кен Уилбер, «Интегральная теория сознания» (1997; перевод с английского — 2007)
- Кен Уилбер, «Безграничное» («Никаких границ» в переводе В. Данченко)
- Кен Уилбер, «Эффективный синтез транзакционного анализа и гештальттерапии» (1978; перевод с английского — 2007)
- Кен Уилбер, «Интеграция Тени» — глава из книги «Спектр сознания» (1973; перевод с английского — 2007)
- Кен Уилбер, «О сильном эго» — отрывок из книги «Пол, экология, духовность» (2000; перевод с английского — 2007)
- Фрэнк Полетти, «Гласные Платона: влияние алфавита на эволюцию сознания» (2002; перевод с английского — 2007)
- Алексей Уит, Уровни сознания. Новая интегральная картография человеческого сознания (2010)
dic.academic.ru
Интеграция собственного Я — Pro-Psixology.ru
Как уже упоминалось, интеграция может обозначать как слияние двух внешних восприятий людей в виде разных частей объекта вне себя самого, так и внутреннюю интеграцию отдельных частей самого себя. Так же, как ребенок воспринимает свою мать в виде двух отдельных объектов (добрую и злую), он воспринимает и себя самого как две отдельные личности. Если родитель проявляет любовь, внимание и поощряет ребенка, тот воспринимает себя как «хорошего», то есть любимого, ценного и достойного заботы и ласки. И наоборот, если мать не оправдывает ожидания ребенка, он ощущает себя «плохим», то есть ненужным, ненавистным и неважным для нее. Внутренняя интеграция становится возможной, когда ребенок начинает ощущать себя единой личностью, независимо от реакции родителя. Эта важная веха в развитии называется «константность самости», и она не может быть достигнута, пока не установилась константность объекта. Ребенок, достигший константной самости, будет чувствовать себя спокойно, даже если в данный момент мама злится на него.
Интеграция собственного Я представляет собой нечто большее, чем простое слияние хорошего и плохого Я в одно целое. Существуют более тонкие нюансы самосознания, которые требуют признания себя частью цельной личности — те части, каких родители, возможно, не одобрят. Приведенный выше пример Александра Портного из романа Филиппа Рота является хорошей иллюстрацией сложности интегрирования собственной сексуальности, когда довлеющая властная мать постоянно отвергает этот аспект своего ребенка как несуществующий. Успешно интегрированное Я способно видеть и принимать все части себя связанными и функционирующими как единое целое. Слишком жесткие родители вынуждают детей скрывать некоторые части своей личности, которые неприятны родителям. Одним из обычно отвергаемых аспектов детской личности является гнев, и родители часто отказываются признавать, что для проявления гнева у ребенка есть причины, в то время как повод сердиться у него на самом деле существует. В некоторых особо запущенных случаях, когда ребенка жестоко наказывают за проявления гнева, он полностью подавляет собственное осознание этого состояния. Вопиющий пример недостаточной интеграции собственного Я встретился мне в истории болезни пациента, страдавшего практически полным распадом структуры Эго. Этот случай, подобно истории Фреды и Греты, недифференцированных сестер-близнецов, особенно убедительно доказывает значение этих Эго-процессов в формировании экстремальных случаев психопатологий. Следующий пример не показателен с точки зрения роли недостаточной интеграции в расстройствах характера, поскольку имеет гораздо более тяжелые последствия, но в качестве иллюстрации переживания такого чрезвычайного состояния представляет определенный интерес: Он больше не мог сказать наверняка, из каких частей своих родителей он состоял, и каждая часть принадлежала к разной национальности: его отец был англичанином, мать — наполовину немкой, наполовину полькой, в настоящее время проживающей в Англии. Каждая «часть» имела особые, свойственные только ей одной, характеристики. Его отец — профессор, кроме того, он был и потомственным военным, но в то же время был пацифистом; он принадлежал к высшему и низшему социальному классу, был консерватором и социалистом и т.п. Он стал считать свою мать еврейкой. Каждой «части» он присвоил национальность: одна «часть» его была прусской, очень суровой, другая «часть» была английской, еще одна -польской и т.д. Одно время он хотел стать евреем, но позже расхотел. Восхищаясь ими поначалу, потом их критиковал (Rey, 1979: 458).
Этот пример иллюстрирует внутренний опыт личности, неспособной интегрировать все свои части и достичь осознания собственного Я. Недостаточная согласованность внутри Эго-структуры приводит к неспособности связать воедино несопоставимые части личности. Слабо интегрированное Эго оставляет своего несчастного хозяина на пороге хаоса. Это еще одна из «основных» причин (как оказывается, таких «основных» причин, вносящих свой вклад в возникновение расстройств личности во взрослом возрасте, можно насчитать больше десятка), приводящих к тому, что ребенок, воспитанию которого не уделялось должного внимания, превращается в запутавшегося, блуждающего в хаосе собственной психики взрослого, легко поддающегося влиянию других людей. Слабо интегрированная личность имеет до того противоречивые представления о себе самой и о других людях, что теряет уверенность в собственном восприятии, своих чувствах и мнениях. Она легко становится жертвой людей, которые — как ей кажется, очень убедительно — навязывают ей другую версию реальности, потому что она совершенно не уверена в своих собственных переменчивых и хаотических воззрениях. Недостаток интеграции играет большую роль при любом столкновении мнений. Особенно это касается сценария насилия, где доминирующая личность принуждает подчиненного партнера принять его искаженное представление о реальности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
pro-psixology.ru