Психологический тренинг для детей – Психологические игры для детей (Татьяна Образцова)

Содержание

Психологический игровой тренинг для детей младшего школьного возраста: «Игры в кругу друзей»

КОУ ВО «Елань – Коленовский ЦППМСП»

Служба психолого-педагогической медико-социальной помощи детям,

нуждающимся в государственной защите, и семьям «Гармония»

Психологический игровой тренинг

для детей младшего школьного возраста:

«Игры в кругу друзей»

Педагог-Психолог: Волина Ю.В.

2018 г.

Тренинг – один из популярнейших и эффективных методов достижения результата, использующийся в практической психологии. Он основан на применении ряда психокоррекционных и психотерапевтических приемов.

 

Психологический игровой тренинг

для детей младшего школьного возраста:

«Игры в кругу друзей» помогает развить навыки:

Цель тренинга: с помощью психологических упражнений проработать основные внутренние проблемы детей младшего школьного возраста и научить в будущем справляться с ними самостоятельно. Снять напряжение, психологические зажимы, развивать навыки общения, речь, учить рассказывать о себе.

Количество участников: 18 чел.

Время: 1час, 20 мин.

 

В психологический тренинг для детей 7-9 лет включены:

  • актерские техники;

  • упражнения на релаксацию;

  • различные диагностические методики;

  • арт-терапия;

  • сюжетно-ролевые игры.

Они помогут смоделировать различные ситуации и обыграть возможные варианты поведения.

Оборудование: микрофон (для улучшения сосредоточения внимания на говорящем), картинка «Барометр», нарисованная полянка на ватмане (для рефлексии), мыльные пузыри.

Размещение: дети садятся на стулья, образуя круг. В кругу остается место для свободного движения.

 Вступление (2-3 мин.):

Дорогие ребята я рада вас видеть на психологическом, игровом тренинге «Игры в кругу друзей». Как вы догадались по названию, сегодня мы будем играть, и выполнять различные упражнения и задания. Давайте знакомиться, меня зовут Волина Юлия Викторовна, я педагог-психолог и ведущая сегодняшнего мероприятия.

Как меня зовут, вы теперь знаете, а теперь я хочу узнать, как зовут вас. Я попрошу присутствующих здесь взрослых подписать ваши бейджики и помочь прикрепить их на вашу одежду.

Хочу, что бы вы все сегодня были активными, добрыми, позитивными, при этом внимательно слушали меня и друг, друга (право говорить будет иметь только тот ребенок, в чей руке оказывается импровизированный микрофон).

Итак, мы начинаем, и для начала я предлагаю измерить ваше сегодняшнее настроение:

«Барометр настроения» (2 мин.)

Для начала ведущий игры должен показать детям настоящий барометр (или картинку) и рассказать, что это такое и для чего его используют. После этого ребята должны с помощью рук «измерить» свое настроение. Например, плотно сжатые ладони обозначат плохое настроение, а широко разведенные руки – хорошее.

 

«Что я люблю делать» (15 мин.)

Эта игра позволяет детям узнать друг о друге что-нибудь новое. Один из участников должен при помощи жестов и движений «рассказать» детям о любом занятии, которое ему нравится: чтение, рисование, танцы. Остальные внимательно смотрят и стараются угадать, какое занятие имеется в виду. После того, как показывающий участник заканчивает свой «рассказ», все начинают угадывать. Нужно обязательно сказать в конце, догадался ли кто-нибудь из ребят. Далее идет выступать следующий игрок.

В следующей игре мы проверим, хорошо ли вы запомнили, чем любят заниматься ребята.

«Мне нравится…» (15 мин.)

Ребята встают в круг. Начинающий игру должен повернуться к сидящему слева и начать говорить с фразы: «Коля (Миша, Соня и так далее), мне нравится…» Дальше идет любой комплимент участнику: «…твои глаза / как ты рисуешь / как ты танцуешь». И так по кругу, пока не дойдет до начинавшего.

Тренинг-игра  «Дракоша, кусающий свой хвостик» (2 мин.)

Эта игра помогает детям избавиться от имеющихся страхов, снять напряженность и невротические состояния.

На время проведения игры включается веселая музыка. Дети, выстроившись цепочкой друг за другом и держась за плечи впереди стоящего товарища, изображают туловище дракона. Стоящий первым малыш, который являет собой голову чудовища, старается поймать «хвостик» – последнего в цепочке ребенка, задача которого – ловко увернуться.

Тренинг-игра «Я твой друг» (15 мин.)

Очень хорошее упражнение – оно помогает развитию чувства эмпатии – умения сопереживать, дружить, помогать, а также учит групповой работе.

В ходе игры дети знакомятся с неким героем (например, это может быть игрушечный попугай), попавшим в беду и нуждающемся в помощи. Предложив ребятам встать в круг, ведущий может рассказать, как к ним в класс залетел попугай: «Наверно, он нечаянно выбрался из клетки, не знает, как вернуться к хозяевам, ему страшно и одиноко». Детям, предлагается попугай-игрушка, с которым они должны подружиться, погладить его, ласково поговорить, дать ему понять: его никто не обидит, ему помогут, он среди друзей.

Тренинг-игра «Какая ты, Клякса?» (18 мин.)

Игра содержит элементы художественного творчества и помогает снимать агрессию и страхи.

Детям предлагается, с помощью постановки кляксы на бумаге поработать над развитием своего воображения.

Для этого упражнения нужна-то всего лишь бумага да гуашевые краски. Ребенок выбирает себе краску, какую он хочет. (по такому выбору будет сделано заключение о психоэмоциональном состоянии ребенка: выбор мрачных красок говорит о его подавленности).

А потом, набрав ее на кисточку, надо намазать на подготовленную бумагу (лист уже согнут на две половинки, есть подписи 1, 2 часть). Если лист сложить пополам, так чтобы пятно краски отпечаталось на другой половине бумаги, получится некое изображение. Можно предложить детям пофантазировать: что или кого они видят в полученной «композиции», страшное оно или смешное, злое или доброе?

«Мыльные пузыри» (2 мин.) Игровое упражнение на выработку диафрагмального дыхания у детей. Создание позитивного настроя.

Разноцветные шары!

Полетели во дворы!

С чего радость у детей?

Да от мыльных…

Ответ: Пузырей

Ведущий вызывает одного ребенка угадавшего загадку первым. Побуждает ребенка выдувать мыльные пузыри через колечко. Ребенок пускает пузыри (делает медленный продолжительный выдох), а остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

Психологическое упражнение на самоконтроль (1 мин.)

Очень важное психологическое упражнение для детей, которое учит их сдерживать негативные эмоции. Школьникам необходимо почаще напоминать о том, что когда они злятся, а тем более хотят ударить кого-то, необходимо сделать паузу, несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть, а потом встать прямо, закрыть глазки, посчитать до десяти и, улыбнувшись, открыть глаза. Злоба и раздражение боятся спокойствия и улыбки.

Важно подчеркивать, что когда дети научатся управлять своими эмоциями, их можно будет считать по-настоящему взрослыми, достойными учениками.

«Доброе тепло» (2 мин.)

Дети становятся в круг и берут друг друга за руки. Это игровое упражнение заключается в том, чтобы передавать друг другу душевное «тепло». Делается это с помощью несильного рукопожатия. Первый игрок передает игроку справа, тот – другому, и так, пока цепочка не завершится на том, кто начал. Сначала игра ведется с открытыми глазами, а потом, с началом второго круга, ребята закрывают глаза. Звучит приятная музыка.

РЕФЛЕКСИЯ

Ну, что ж ребята вы большие молодцы, наша с вами игра подходит к концу.

Я прошу вас подойти к столу выбрать стикер и приклеить на нашу приготовленную полянку для игр, цветочек будет характеризовать ваше настроение после нашего сегодняшнего тренинга как отличное, хорошее, а тучка как плохое. 

(2 мин.)

Подведение итогов. (1 мин.) Награждение участников игрового тренинга (медальки).

multiurok.ru

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Психологический тренинг.

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Мы все разные, мы все удивительные».

                                                           Составила: педагог-психолог

                                                                         Филиппова Юлия Геннадьевна

Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.

Задачи:

 -позитивно настроить детей на совместную работу в группе;

— способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;

— формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;

— способствовать снятию мышечного напряжения.

Оборудование: «волшебная коробочка», предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти», Смайлики веселого настроения, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый радостный без воды.

Ход занятия:

1 этап. Организационный.

Ритуал приветствия. Приветствие: «Здравствуй, друг! »

Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:

Здравствуй, друг! (здороваются за руку)

Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)

Где ты был? (теребят друг друга за ушко)

Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

Ты пришел! (разводят руки в сторону)

Хорошо! (обнимаются)

Психолог:  Чтобы наша встреча прошла интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением. Назовите причину, почему у человека может быть замечательное настроение. (Дети высказывают предположения).

Упражнение «Настроение в кармашке». Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:

Утром рано, поутру, в детский садик я иду.

И в кармашке я с собой настроение несу.

Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка.

(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти»)

Упражнение «Градусник настроения».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Ведущий: Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, — это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!

2 этап. Мотивационный.

Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения». Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.

Упражнение «Чемодан».

Цель: развитие навыков общения.

Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.

3 этап. Практический.

Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала: маленькие, большие, круглые, квадратные – разные. Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, нас и наши действия.

Упражнение «Зеркала».

Цель: развитие наблюдательности и невербальных средств общения

Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!

Динамическая пауза «Сороконожка».

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, идет змейкой. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Психолог: Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо — лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.

Игра «Сосуд слез».

Психолог:Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез». В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.

Давайте совершим маленькое чудо: освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости».

Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали», затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли, и наполним сосуд «слезами радости». (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад) .

Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.

Игра «Ледышки и веснушки». Этюд на физическое (мышечное) расслабление.

Психолог: Вам надо поделиться на две команды – одна команда «ледышек», а вторая команда «веснушек»! Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно – запомните членов своей команды. По моей команде «Начали!» все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате кружась. Когда я хлопну в ладоши два раза – замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек». Молодцы!

4 этап. Рефлексивный.

Психолог:Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.

Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения».

Какое у вас сейчас настроение?

Что вам сегодня больше всего понравилось? Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу) .

Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания! »Спасибо всем!

nsportal.ru

План-конспект занятия (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Психологический тренинг для воспитателей

Психологический тренинг для воспитателей.

Оптимизация общения воспитателя и ребёнка.

        Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

Задачи тренинга:

  1. Выработать эмоционально-положительное отношение к ребенку.
  2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.
  3. Выработать эмоциональное принятие  дошкольников.
  4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

Материалы и оборудование: бумага, ручки, музыка для релаксации, раздаточный материал: «12 противоречий», «Притча «Два ангела»,  «7 Воспитательских позиций», «Экстренное вмешательство»,  проектор со слайдом «Список вопросов для самоанализа».

Методы работы:

-построение модели профессиональной  ситуации;

-ролевая игра;

-релаксационная техника;

-разминочные упражнения;

-визуализация;

-психогимнастика;

-проективные методики;

-самоанализ;

-игры.

Ход занятия.

Вводная часть

  1. Приветствие и разогрев.

Упражнение «Чего я жду, что хочу приобрести, мои чувства»

Упражнение «Говорящие руки»

Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу (можно разделить участников, раздав им по половине разрезанной картинке). Ведущий даёт команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образовавшимся парам:

-поздороваться с помощью рук.

-побороться руками.

-помириться руками.

-выразить поддержку с помощью рук.

-пожалеть руками.

-выразить радость.

-пожелать удачи.

-попрощаться руками.

-утешить друг друга.

-сыграть в ладушки.

-потягать за уши друг друга.

-пощекотать друг друга.

-присесть, держась за руки.

2. Основная часть.

Вводное слово ведущего.

Притча.

«Воспитатель — тот же садовник

 Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое — прохладную тень; одно любит берег ручья, другое — высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое — на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.»

Успешная профессиональная деятельность педагогов связана со степенью развития таких профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия (рефлексия в педагогике – это умение выделять способы  собственных действий, корректировать и изменять их для нахождения оптимальных), эмпатия, позитивная установка по отношению к детям. В детском саду возникают различные проблемные ситуации, которые сводятся к 12 противоречиям (разд. мат-л).

Цель нашей работы сегодня поработать над противоречиями в области отношений воспитателя к детям. Чаще всего это проявляется в избирательном отношении воспитателя к ребенку. Дети весьма чувствительны к проявлению избирательности и переживают недополучение положительного отношения со стороны воспитателя как несправедливость. Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у воспитателя дети, а может быть и их родители. Овладеть этими отношениями — означает для воспитателя подняться на самый высокий уровень саморегуляции своего поведения, эмоционального состояния, эмпатии (умение видеть и понимать чувства другого человека).

Упражнение «Встреча»  (муз. сопровождение).

Цель:  активизация у членов группы детских воспоминаний, развития  эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить  себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира).

        Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а ведущий встает перед ними. После  успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», — психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

        Далее он говорит: «Представьте, что в  настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире.  Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

        А теперь  вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите,  как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный  для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

        После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.

        После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

Построение модели профессиональной ситуации.

Цель: найти наиболее эффективные способы взаимодействия с детьми; показать важность слов, интонации, личность воспитателя в налаживании позитивного общения с детьми.

 Для проигрывания психолог предлагает группе проблему.

        В детский сад была переведена девочка из другого сада. Девочка очень сообразительная, но очень беспокойная, не могла сидеть на занятии: через 5-10 минут ей становилось скучно, она начинала мешать детям и  воспитателю, могла   встать из-за стола  и гулять по группе без  разрешения, называла воспитательницу на «ты». В развитии Оля  отставала от своих сверстников, но воспитательница не желала с этим мириться. Мать Оли страдала хроническим алкоголизмом и воспитательница негативно относилась как к матери, переносила свой негатив  к девочке (была лишена родительских  прав, так как болела хроническим алкоголизмом, поэтому Оля жила с бабушкой).

        Рабочий день начался как обычно. И вдруг все услышали, как воспитательница  закричала: « Девочка сейчас погибнет!» Другие  воспитатели выбежали из  групп и увидели такую картину: Оля висит на руках  между  лестницами и кричит: « Сейчас  упаду, а тебя  и  заведующую посадят в тюрьму!» (и еще девочка  кричала что-то непонятное). Воспитательница, не отрываясь, смотрела  на Олю  и  кричала на девочку, требуя, чтобы  та немедленно выбралась обратно на лестничную площадку.

        Группа садится амфитеатром, и  на  импровизированной сцене один из воспитателей  играет  девочку, а  другой — ее  воспитательницу.

        После проигрывания  начинается общее обсуждение. Члены группы  вспоминают  из  своей  практики  аналогичные  случаи. Воспитатели  описывают, как  они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с воспитанниками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

        При  обсуждении  «Что нужно делать» в проигранной ситуации, группа приходит к выводу, что ни в коем случае воспитатель не имел права  переходить на крик, она  должна была разговаривать с девочкой как можно более спокойным голосом. При этом  не столько важны сами слова, обращенные к девочке, сколько интонация, с которой они  произнесены. Так же при решении конфликта существенную роль играет личность воспитателя и сложившееся у девочки мнение о ней.

 Упражнение «Приветствие».

Цель: показать важность эмоций, интонации в речи педагога во взаимодействии с детьми.

Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Упражнение «Произнесите текст: «Зайку бросила хозяйка…»  — разминка.

1. Шепотом.

 2. С максимальной громкостью. 

3. Волнообразно. 

4. Как будто вы страшно замерзли.

 5. Как будто у вас во рту горячая картошка.

 6. Как маленькая девочка.

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие «чарма» — мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» — жесткий, властный, подавляющий тон.

Упражнение «Подкрепление».

Цель: проиллюстрировать значимость безоговорочно положительного отношения к ребёнку.

Процедура: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция задумать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое активному участнику необходимо будет его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах.
Во-первых, ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.
Во-вторых, группе дается задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов
и т.д.).
Приглашается активный участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.
По окончании упражнения проходит групповое обсуждение, в котором возможность высказаться первыми («выпустить пар») предоставляется активным участникам.

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя в своей роли?
Какие чувства вызвала у вас реакция группы?
Как вы чувствуете себя сейчас?
Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Идеи, выносимые на обсуждение:

-Безусловно положительное приятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
-Психологическая поддержка — это способ выражения приятия.
С выданным за несколько минут шквалом отрицательного подкрепления первый игрок справился, так как понимал, что это — игра. Ребенку такое количество негативных оценок выдается порциями и растягивается на весь период пребывания в детском саду (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, других ресурсов, которые помогли бы ему справиться с переживаниями, таким образом у ребенка может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику.
Даже положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить ребенка, а в том, чтобы почувствовать, когда эта похвала и поддержка особенно необходимы ребенку. Принимать ребёнка необходимо безусловно, несмотря на его какие-то недостатки либо другое негативное отношение к нему.

Иллюстрируемый способ общения: ПРИЯТИЕ. (предложение почитать притчу «Два ангела» — разд. мат-л).

Упражнение «Несимпатичный воспитанник».

Цель: развитие чувства эмпатии, снижение негативных эмоций по отношению к воспитаннику, который не нравится.

«Подумайте сейчас о ком-нибудь из воспитанников, кто вам не очень симпатичен. А теперь постарайтесь найти в его характере, поведении не менее 5-6 положительных качеств и запишите их. Представьте, что у него случилось несчастье. Опишите свои добрые проявления по отношению к этому воспитаннику, свои чувства, поступки.

Упражнение «Любящий взгляд»  – разминка

Цель: развитие чувства эмпатии.

Участнику предлагается выйти за дверь или отвернуться. Остальные участники договариваются, кто будет смотреть  любящим взглядом. Участник за дверью заходит и отгадывает, кто смотрит на него любящим взглядом.

Рисунок «Моя группа в образе растения».

(авторская модификация методики «Мой ребёнок в образе растения И.Шевцовой)

Это упражнение – модификация упражнения «Мой ребёнок в образе растения», относится к проективной арт — терапии. Отличие от теста заключается в том, что при выполнении упражнения  человек сам делает выводы, интерпретирует нарисованное.  Через изображение ребенка в образе растения с большой  вероятностью можно судить о субъективных особенностях восприятия и воспитания ребенка, группы. Упражнение вызывает у педагогов большой интерес – возможность исследовать  свой тип взаимодействия с детьми в группе, методику, свои цели, задачи, мотивацию работы с детьми, влияние педагогического опыта, наличие или отсутствие способности быть воспитателем.

Цель: Исследование особенностей восприятия воспитателем  своих  детей, неосознаваемых чувств и установок на педагогическое взаимодействие и воспитание. Способствовать оздоровлению детско-воспитательских отношений.

Материалы: все необходимое для рисования: бумага, карандаши, мелки.

Длительность: 15-20 минут.

Вопросы для обсуждения:

-Что нового я узнала о своем восприятии детей в группе?

— Как это отражается на моем поведении и воспитании?

Упражнение «Самоанализ».

Цель: самоанализ своего стиля поведения, общения в детском саду.

Профессионально значимой задачей является развитие саморегуляции действий, поступков, состояний, самоизменения педагога. Одним из приёмов является самоанализ.

Самоанализ — самостоятельное применение логических приемов (разложение, соединение), посредством которых личность рассматривает себя как объект самоизучения. При этом происходит обследование и оценка личности и ее деятельности в целом, и соответствующих компонентов в частности. Самоанализ может быть использован в ситуации нарушения взаимоотношений, неуверенности, осознания собственной неправоты и др. Так, анализ эмоционального состояния позволит более глубоко осознать его, найти возможности его изменения, «смягчения», переключения на более конструктивное.

Педагогам предлагается самостоятельно (мысленно) зачитывать вопросы на экране и тут же отвечать (вопросы подаются по одному).  Последней фразой на экране является вывод.

-Что я чувствую по отношению к ребёнку, который мне несимпатичен?

-Что мне в нём не нравится?

— Возлагаю ли я на кого-то ответственность за свои чувства?

 -Поможет ли делу, если я расскажу кому-либо о том, что чувствую?

-Что я хочу изменить?

-Виновен ли ребёнок в том, что он мне несимпатичен? В чём?

-Что может чувствовать ребёнок?

-Кто мудрее, умнее, должен быть адекватнее?

— Избавился ли я от желания наказывать детей?

— Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (выразить свои чувства на бумаге, поделиться сомнениями с кем-либо и др.)

-Я мудрый человек, я – педагог, я садовник, который хочет вырастить хорошее растение, я  регулирую свои эмоции и поведение.

 Самоанализ деятельности и общения с детьми создает предпосылки для конструктивного разрешения возникающих проблем, определяет круг задач саморазвития на дальнейшую перспективу.

Сложности при работе с людьми, детьми неизбежны, особенно в наше время, когда конфликт стал практически нормой общения. В детском саду, как и в любом другом месте, где сталкиваются интересы многих людей, стать участником спора очень легко. Но золотое правило от психологов: вас никто не сможет вовлечь в конфликт, если вы сами этого не пожелаете. 

Упражнение «Посещение зоопарка»

Цель: релаксация, отдых после напряжённого тренинга.

Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий встаёт позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1.В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

2.Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

3.приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

4.Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

5.Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6.Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

7.Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8.Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9.А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10.Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).

11.А сейчас колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12.Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить руки на плечи; почувствовать дыхание партнёра, затем убрать руки и поменяться местами).

3. Завершение.

Ведущий:

Завершая наше занятие, я  хочу предложить вам упражнение, вернее, игру с собой – «Я заслуживаю….». Счастье редко даётся человеку «большим куском».  В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и воспитанниках, которые иногда огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу: «Я заслуживаю…», вспомните всё то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например, «Я заслуживаю, что мой сын вовремя и сам выполнил домашнее задание», «Я заслуживаю, моя дочь мне сегодня позвонила», и т.п. вспомните не менее пяти событий.

Задание на дом: каждый вечер перед сном вспомните не менее 20-ти хороших событий дня, начиная фразой «Я заслуживаю…». Это необходимо делать в течение 3-х недель. Чтобы не забыть, напишите эту фразу на  листе бумаги и повесьте возле кровати, это будет напоминать ваше домашнее задание. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Рефлексия. «Что я приобрела».

Заключительное слово ведущего.

Сила  педагога  в  любви к  детям, желании  им  добра, признании и уважении личности воспитанника, в способствовании  свободному развитию  и совершенствованию его душевного мира. Воспитатель сам должен быть  постоянно развивающейся  и совершенствующейся  личностью, ибо личность воспитывается личностью.

Психолог  желает   воспитателям  успехов в  работе и  приятного общения с детьми.

Литература.

1.Журнал «Школьный психолог», 2006г, №13, «Давайте жить дружно!» Коррекционно-развивающая программа для педагогов.

2. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987

Е.В. Красная В.Н. Панфёров Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе детского сада.

3.Способы саморегуляции педагогов дошкольного образования в профессиональной деятельности.Сазонова Н.П.Барнаульский государственный педагогический университет, Барнаул [email protected]

4.Тренинг педагогической осознанности – интернет-ресурс

5.Авидон  И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. — М.: Речь, 2010.- 256 с.

6.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М.: Издательство «Ось-89», 2000.-224 с.

7.Trepsy.net-психологические упражнения для тренингов.

8.Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: Аркти, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

12 противоречий

Разнообразие проблемных ситуаций, которые встречаются в детском саду, можно свести к двенадцати типичным противоречиям.

Противоречие, связанное с отставанием в развитии способностей ребенка. Например, ребенок не усваивает элементарные количественные представления, или не умеет должным образом рисовать, или рассеян, неусидчив, неловок — в общем, что-то у него не получается в той или иной деятельности. Это — противоречие между уровнем развития ребенка (его возможностями) и предъявленными к его возрасту требованиями на занятиях в детском саду или дома. При этом требования соответствуют возрастным возможностям вообще, но не соответствуют возможностям конкретного ребенка. Налицо отставание в развитии. Решение такого рода проблем возможно посредством индивидуальной работы с таким ребенком по специально для него разработанной программе. Помощь в этом воспитателю может оказать методист-психолог при разработке индивидуальной программы обучения и родители — при реализации этой программы.

Другое противоречие проявляется в поступках детей, не соответствующих нормам и правилам общественного поведения. Например, ребенок унес из детского сада игрушку, или лжет воспитателю, или ушел с прогулки домой, или мешает другим, или не здоровается и не прощается и т. п. Это противоречие свидетельствует о несформированности морального и нравственного сознания ребенка. Сложность решения таких ситуаций в том, что ребенку еще и не доступно понимание общественных норм поведения, смысл запретов на совершаемые им поступки. Эти проблемы выводят деятельность воспитателя в круг межличностных социально-психологических отношений.

Следующий класс противоречий связан с адаптационным поведением ребенка. Например, ребенок не хочет идти в группу или, наоборот, уходить из детского сада. Противоречие, определяющее суть таких ситуаций, лежит в глубинах нервно-психических свойств ребенка. Оно связано с подвижностью  — инертностью нервных процессов, что предопределяет переключение ребенка с одних стереотипов и форм жизнедеятельности на другие. Это свойство психики заметно заявляет о себе на фоне резких различий в условиях детского сада и дома. В таких случаях от воспитателя и родителей требуется особая терпимость и такт в отношении с ребенком, а также согласованность требований семьи и детского сада. Эта проблема не только ребенка, но и взаимодействия воспитателей и родителей.

Противоречие по линии отношений ребенка с другими детьми. Например, ребенок старается быть в центре внимания, или отказывается от роли ведущего, или не хочет играть с детьми, жалуется на других, конфликтует с детьми, проявляет эгоизм и т. п. Причины таких ситуаций кроются во взаимоотношениях «я — они», где отсутствует чувство «мы». Формирование такого чувства требует мотивационной включенности каждого ребенка в совместную жизнедеятельность детей.

В ряде проблемных ситуаций проявилось противоречие, проистекающее из восприятия ребенком отношений к нему. Например, обида на воспитателя, отмщение за наказание, жалоба на воспитателя, плаксивость или стремление к похвале за все деяния. Психологическое содержание таких ситуаций заключено в переживании чувства собственного достоинства. В данном случае противоречие пролегает по линии самооценки ребенка и оценки его со стороны. Ребенок реагирует на несовпадение этих оценок, стремясь сохранить самоуважение. В контексте этого противоречия формируется чувство социальной справедливости. Выход из такого противоречия лежит на путях психоанализа и коррекции отношения воспитателя к ребенку.

В детском саду проблемными становятся отношения детей к воспитателю. Дети очень часто относятся к воспитателю ревниво. Например, ребенок не отходит от воспитателя, просится на руки и т. п. Воспитатель в глазах ребенка является его защитником. Воспитатель должен отвечать этой роли для всех детей, что сделать не так-то просто, но совершенно необходимо.

Еще один класс противоречий обнаруживается в отношении ребенка к себе. В контексте отношения к себе у ребенка может происходить снижение самооценки, что является сигналом к зарождению комплекса неполноценности. Проистекает это из неудачных действий и поступков ребенка, которые вызывают неодобрительную реакцию окружающих. Это может происходить случайно. Например, ребенок упал в результате неловкого движения, что вызвало всеобщий смех. После этого ребенок будет стесняться совершить подобное действие. Противоречия в такой ситуации находятся в сфере групповых отношений. Воспитатель должен блокировать такую реакцию.

Существуют противоречия в отношении детей к элементарным трудовым обязанностям. Например, ребенок не хочет дежурить по столовой или убирать вещи и игрушки и т. п. Проблема скрывается в противоречивой мотивации ребенка, в его ситуативных увлечениях, желаниях, интересах. Они на данный момент не совпадают с целями и задачами воспитательной программы. Воспитателю в этом случае необходимо искать неординарные решения. Для этого, может быть, потребуется отклониться от плана педагогических мероприятий. В таких случаях начинать нужно с создания положительной мотивации на предполагаемую деятельность. Без этого невозможно добиться положительного результата.

Обнаружились противоречия, связанные с отношением к животным. Например, ребенок не хочет ухаживать за животными или бьет их и т. п. В основе такого поведения лежат психологические установки на животных и природу, которые сформировались, скорее всего, в семье. Переделка отрицательных установок потребует от воспитателя не одного дня усилий.

Подобное разрушительное отношение ребенок может проявлять к вещам. Например, ребенок ломает игрушки. В одних случаях ребенком может двигать познавательный интерес, в других — отрицательная установка на вещи, в третьих — желание заявить о себе в силу возникшей социально-психологической депривации его личности.

Существуют проблемные ситуации, связанные с отношением ребенка к еде. Эта проблема может иметь и медико-физиологический аспект, и социально-психологический. Первый решается специальным медицинским обследованием. Второй является следствием различий семейного образа жизни и режима детского сада.

Последний класс противоречий пролегает в области отношений воспитателя к детям. Чаще всего это проявляется в избирательном отношении воспитателя к ребенку. Дети весьма чувствительны к проявлению избирательности и переживают недополучение положительного отношения со стороны воспитателя как несправедливость. Такая ситуация проистекает из эмоций и чувств, которые вызывают у воспитателя дети. Овладеть этими отношениями — означает для воспитателя подняться на самый высокий уровень саморегуляции своего поведения.

7 воспитательских позиций

Шесть из них не обеспечивают полноценного развития способностей, седьмая, адекватная, воспитательская позиция приводит к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Все позиции представлены через образы, что позволит читателю лучше понять каждую из них, а также способы, которыми осуществляются воздействия на ребенка.

Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не выказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем заданий, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина — благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т .д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения. Позиция воспитателя — Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, тем самым ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала и с волком поговорила и бабушкин адрес дала. Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется.

Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки — предъявление своего натурально-ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель — Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия. Позиция воспитателя — Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку», т.е. перенимают друг у друга как «компетентность», так и «некомпетентность»; как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8 — 9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития. Воспитатель — Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности. Знаменитый фонвизинский недоросль, воспитанный мамашей-наседкой, заявлял: «Зачем мне география, когда есть извозчики».

Снежная королева обучает как складывать из кусочков льда разные затейливые фигуры («ледяные головоломки»). Для Кая «…эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Так ему казалось потому, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала». Поцелуи Снежной королевы превратили сердце Кая в кусок льда. «Ледяное сердце» Кая — символ запрета на осмысленную жизнь, любовь, созидательную деятельность. Цель Снежной королевы — власть над миром, и в частности над Каем. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную человеческую деятельность формальной системой операций. Она обучает двигаться в формальном пространстве подобно тому, как движутся одинаковые и правильные куски льда любимого Снежной королевой ледяного озера, которое она называет «зеркалом разума — самым совершенным зеркалом в мире».

Воспитатель, занимающий позицию Снежной Королевы, обучает такому же движению, т.е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С ругой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т е. она знает детей как бы «изнутри». Воспитатель — Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель — развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов. Мери Поппинс обучает по своей программе, превращая ее при этом в программу ребенка.

ПРИТЧА О ДВУХ АНГЕЛАХ

        Однажды на земле путешествовали два ангела: старый и молодой. В один из вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в сарае.

        Там было холодно, темно и сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему всё-таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой-то шум.

        Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывал дыру в стене. Молодой ангел был удивлён, он несколько раз предлагал старому ангелу бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получил упорный отказ.

Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:

 —  Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошёлся с нами?

 — Не всё является тем, чем кажется, — ответил его спутник.

        На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушёл в сарай.

        Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова – единственная кормилица и надежда семьи.

        Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому:

         — Почему ты не поможешь бедному человеку? – сказал он. – В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошёлся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью?

        На что старый ангел ответил:

         — Не всё является тем, чем кажется!

        Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим.

         — Не всё является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. – в прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад – и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил её, отдав корову.

        Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Всё зависит от того, как ты на это смотришь.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях ребенка

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

• полное игнорирование;

• выражение понимания чувств ребенка;

• переключение внимания, предложение какого-нибудь задания;

• позитивное обозначение поведения. (Ты злишься, потому, что ты устал)

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

4. Обсуждение проступка после того, как ситуация разрешится и все успокоятся

5. Сохранение положительной репутации ребенка.

6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

nsportal.ru

Психологические игры и упражнения для детей

Психологическая игра для детей  «Если  нравится  тебе, то  делай  так!»

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей  «Я  бросаю  тебе  мяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен  достойно ответить.

Психологическая игра для детей  «Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

-Нет такого человека, чтобы век без греха

-Всякая неправда – грех

-От судьбы не уйдешь

-Риск – благородное дело

-Денег наживешь – без нужды проживешь

-Когда деньги говорят – правда молчит

-И с умом воровать – беды не избежать

-Раз украл — навек вором стал

-Кто сильнее – тот и прав

-С кем поведешься — от того и наберешься

-Умная ложь лучше глупой правды

-Убежал – прав, а попался — виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями  «продаю»  и  «покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»  написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей  «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение  «Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей  «БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих. Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки. Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей  «МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди. Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре. Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей  «ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее. Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма. При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

 Психологическая игра для детей  «ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного. После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет. Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей  «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее). Например, на первую табуретку — 3 конфеты, на вторую — 2, на третью — 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня «Подвигай попой». И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет. Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей  «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка — 1 особь, прищепки — много. Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами. Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

 


< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Профилактика тревожных состояний»

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Снятие телесных зажимов.
  • Сближение участников группы.
  • Формирование  положительного отношения к сверстнику.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи звуков природы или спокойной приятной музыки, ватман, краски и кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие «Котята»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Дети садятся на ковёр. Педагог предлагает всем превратиться в маленьких котят. Каждый ребёнок называет кличку котёнка и описывает какой он.  После превращения, педагог предлагает картину раннего утра, когда солнышко заглядывает в окошко и будит котят. Котята ещё спят, свернувшись клубочком. Затем котята просыпаются, тянуться, чтобы размяться после сна. Затем умываются язычком, чтобы быть чистенькими. И идут мягко, неслышно на своих лапках. Затем жалобно зовут маму, чтобы она их покормила. Пришла мама и напоила их молочком, и они довольные замурлыкали.

Игра «Мыльный пузырь»

Цель: развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Описание игры: Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой!
Оставайся такой,
Да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем педагог говорит: «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

Игра «Внутри мыльного пузыря»

Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие воображения.

Примечание: Упражнение сопровождается приятной тихой музыкой или записью звуков природы.

Психолог говорит:

– Вы любите путешествовать? Кто из вас уже совершал путешествие?.. Сейчас вы отправитесь в удивительное путешествие.
– У нас есть большой мыльный пузырь, давайте отправимся в путешествие на нём? Аккуратно зайдём внутрь нашего пузыря и  расположимся подобнее. Давайте закроем глаза. Наше путешествие начинается. Мы поднимаемся всё выше и выше над землёй. Вот мы видим, как мимо нас пролетела красивая, разноцветная волшебная птица. Если посмотрим вниз, то увидим большие поля. Люди, работающие на поле, замечают нас и машут нам руками в знак приветствия. Помашите им в ответ. Мы видим удивительные синие реки и  густой лес с высокими соснами и дубами. На полянке резвятся зверушки. Какие? А вот недалеко и наш детский сад. Мыльный пузырь начинает потихоньку снижаться, и вскоре мы приземляемся. Откройте глаза и оглянитесь. Мы вновь в нашей комнате. Как вы чувствуете себя после полёта?

Рисунок «Наше путешествие»

Психолог, разложив на столе ватман с нарисованным пузырём, предлагает детям дорисовать то, что они заметили во время путешествия.
Дети выполняют задание.
По окончании работы участники обсуждают получившейся рисунок.

Игра «Шарики и магнит»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.

Описание игры: Дети свободно двигаются по комнате. Затем психолог говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в деревянные шарики! И каждый раз, когда они сталкиваются, вы должны сказать: «Тук!». Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в резиновые шарики!» Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум!»

Психолог: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в железные шарики!» – дети бегают, при столкновении говоря «Дон!». Затем ведущий называет одного из детей «магнитом» (первый раз в качестве «магнита» может быть и сам психолог). Увидев «магнит» все «шарики» устремляются к нему. Магнит медленно передвигается, дети следуют за ним. Психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в бумажные шарики!» Дети отпускают «магнит и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю вас в детей!»

Игра  «Змейка»

Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Выбирают водящего (первый раз, это может быть психолог, при повторном проведении игры каждый раз нужно выбирать ведущего из группы детей), он становится во главе «змейки», которую образуют игроки стоящие лицом   в одну сторону. Водящий идёт по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку», постепенно увеличивая скорость. Его цель – заставить играющих  расцепить руки.

Комментарий: оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения и согласовывать свои действия.

Игра «Командир»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения, слухового восприятия.

Описание игры:  дети выстраиваются в ряд ,психолог выбирает командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, периметру комнаты и т.д)

Заключение. Прощание

Все дети встают в круг.
Психолог просит детей рассказать о своих чувствах и ощущениях.
Психолог говорит:
– На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Давайте же друг другу улыбнёмся  и скажем спасибо.

Список литературы:

  1. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
  2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М., 1996.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  5. Хэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

urok.1sept.ru

Материал (старшая группа) на тему: Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста

Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста «Профилактика тревожных состояний»

 

Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Снятие телесных зажимов.
  • Сближение участников группы.
  • Формирование  положительного отношения к сверстнику.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи звуков природы или спокойной приятной музыки, ватман, краски и кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие «Котята»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Дети садятся на ковёр. Педагог предлагает всем превратиться в маленьких котят. Каждый ребёнок называет кличку котёнка и описывает какой он.  После превращения, педагог предлагает картину раннего утра, когда солнышко заглядывает в окошко и будит котят. Котята ещё спят, свернувшись клубочком. Затем котята просыпаются, тянуться, чтобы размяться после сна. Затем умываются язычком, чтобы быть чистенькими. И идут мягко, неслышно на своих лапках. Затем жалобно зовут маму, чтобы она их покормила. Пришла мама и напоила их молочком, и они довольные замурлыкали.

Игра «Мыльный пузырь»

Цель: развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Описание игры: Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой!
Оставайся такой,
Да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем педагог говорит: «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

Игра «Внутри мыльного пузыря»

Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие воображения.

Примечание: Упражнение сопровождается приятной тихой музыкой или записью звуков природы.

Психолог говорит:

– Вы любите путешествовать? Кто из вас уже совершал путешествие?.. Сейчас вы отправитесь в удивительное путешествие.
– У нас есть большой мыльный пузырь, давайте отправимся в путешествие на нём? Аккуратно зайдём внутрь нашего пузыря и  расположимся подобнее. Давайте закроем глаза. Наше путешествие начинается. Мы поднимаемся всё выше и выше над землёй. Вот мы видим, как мимо нас пролетела красивая, разноцветная волшебная птица. Если посмотрим вниз, то увидим большие поля. Люди, работающие на поле, замечают нас и машут нам руками в знак приветствия. Помашите им в ответ. Мы видим удивительные синие реки и  густой лес с высокими соснами и дубами. На полянке резвятся зверушки. Какие? А вот недалеко и наш детский сад. Мыльный пузырь начинает потихоньку снижаться, и вскоре мы приземляемся. Откройте глаза и оглянитесь. Мы вновь в нашей комнате. Как вы чувствуете себя после полёта?

Рисунок «Наше путешествие»

Психолог, разложив на столе ватман с нарисованным пузырём, предлагает детям дорисовать то, что они заметили во время путешествия.
Дети выполняют задание.
По окончании работы участники обсуждают получившейся рисунок.

Игра «Шарики и магнит»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.

Описание игры: Дети свободно двигаются по комнате. Затем психолог говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в деревянные шарики! И каждый раз, когда они сталкиваются, вы должны сказать: «Тук!». Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в резиновые шарики!» Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум!»

Психолог: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в железные шарики!» – дети бегают, при столкновении говоря «Дон!». Затем ведущий называет одного из детей «магнитом» (первый раз в качестве «магнита» может быть и сам психолог). Увидев «магнит» все «шарики» устремляются к нему. Магнит медленно передвигается, дети следуют за ним. Психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в бумажные шарики!» Дети отпускают «магнит и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю вас в детей!»

Игра  «Змейка»

Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Выбирают водящего (первый раз, это может быть психолог, при повторном проведении игры каждый раз нужно выбирать ведущего из группы детей), он становится во главе «змейки», которую образуют игроки стоящие лицом   в одну сторону. Водящий идёт по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку», постепенно увеличивая скорость. Его цель – заставить играющих  расцепить руки.

Комментарий: оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения и согласовывать свои действия.

Игра «Командир»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения, слухового восприятия.

Описание игры:  дети выстраиваются в ряд ,психолог выбирает командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, периметру комнаты и т.д)

Заключение. Прощание

Все дети встают в круг.
Психолог просит детей рассказать о своих чувствах и ощущениях.
Психолог говорит:
– На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Давайте же друг другу улыбнёмся  и скажем спасибо.

Список литературы:

  1. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
  2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М., 1996.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  5. Хэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.

 

nsportal.ru

Психологические тренинги для детей-дошкольников, школьников, подростков

Трудно поспорить с тем фактом, что проблему легче предотвратить, чем решить. Еще в детстве видно каким растет ребенок, в чем его потребности, к чему он тянется и какие недостатки следует искоренить. Если родители видят, что ребенок постоянно ссорится с детьми на площадке, если в детском садике для него утренник- настоящий стресс, если даже родители не понимают речь своего ребенка, то стоит не просто задуматься, а принять конкретные меры и обратиться за помощью к специалистам. Если во время не справиться с первыми «звоночками», то можно не успеть опомниться как к подростковому возрасту у него уже будет «букет» комплексов и низкая самооценка.

Тренинги для дошкольников

К счастью существуют психологические тренинги для детей 5 лет. Занятия на них проходят в игровой форме, в малочисленных группах, в дружелюбной манере и с максимальным вниманием к каждому ребенку. Деткам предлагаются упражнения на развитие самых разных способностей.

Оставьте заявку

Запишитесь на первое занятие новой группы прямо сейчас,
пока есть места (все группы до 15 человек).
Дата ближайшего открытого урока 22 октября

К примеру, на повышение самооценки и импровизацию:

  • «Будем знакомы»! Педагог держит в руках игрушку, а каждый ребенок, подходя к ней, должен поздороваться с ней и представить себя, используя применительно к своему имени ласкательную форму. Например, «Здравствуй, мышонок, а меня зовут Алешенька»!
  • Затем педагог по тренингу лапками мышонка гладит «Алешеньку», используя похвалу: «хороший Алешенька», «ласковый Алешенька», «красивый Алешенька». Можно приучить и детей к проявлению ласки и доброжелательности и предложить друг друга гладить лапками мышонка и говорить комплименты.
  • Для развития пластики, сценического движения, раскованности и импровизации можно поиграть в игру «Замри». Педагог предлагает детям прыгать как лягушки, ползать как змеи, подкрадываться как кошки, а по его команде замирать в характерной для зверя позе. Самым маленьким педагог сам демонстрирует движения зверей, а дети подражают ему, параллельно расширяя свой кругозор и, внимательно присматриваясь к деталям образа.

Тренинг для младших школьников

Социально-психологический тренинг для детей младшего возраста направлен на развитие коммуникативных навыков. К примеру, дети могут поиграть на тренинге в «Интервью». Один из детей может выступать в роли именинника, президента, многодетного родителя, учителя года, а другие должны задавать ему различные вопросы: «Какое самое важное событие произошло с вами в этом году», «Что вы хотели бы получить в подарок на день рождения», «Ваше любимое блюдо», «Чего не хватает в вашей жизни»? С помощью данной игры дети учатся задавать вопросы, выслушивать собеседника, мыслить и фантазировать, раскрепощаются. Можно поиграть в игру «Волшебная подушка», цель которой понять желания окружающих, осознать схожесть или различие друг от друга, научиться уважению чужих интересов и чувств. Психологический тренинг для детей 10 лет поможет детям поверить в себя, раскрыть свой творческий потенциал, научиться работать в команде, не бояться общаться и научиться отстаивать свое мнение.  

Общение для подростков

Подростки тоже любят играть и чаще всего в командные игры. Хорошо помогает понять процесс рождения симпатии и хороших отношений игра «Симпатия». Одному из участников следует в течении пары минут сделать презентацию для группы. Это может быть рассказ о себе, анекдот, демонстрация фокуса, танца, пение или другого умения и таланта. После выступления группа анонимно его оценивает по 5 бальной шкале. На листике следует коротко написать, что понравилось в выступлении, а что нет.

Проанализировав эти ответы, участники осознают с чем связаны симпатии и антипатии, как выстраивать свое поведение в обществе. Данный тренинг улучшает навыки самопрезентации, тренирует сообразительность и улучшает способность к импровизации.

Выбранная вами театральная студия для малышей должна в первую очередь нравится вашему ребенку, а не отвечать вашим высоким критериям содержания и количества преподаваемого в ней теоретического материала.

www.teatr-benefis.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *