Интеллектуальные способности это – » » —

Интеллектуальные способности дошкольников: особенности развития, компоненты

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? 

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два  свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

alldoshkol.ru

Интеллектуальные способности — Дом Солнца

Интеллектуальная молодость и высокий уровень развития интеллекта накладывают отпечаток на общее состояние здоровья человека, позволяя ему долго чувствовать себя молодым и выглядеть моложе своих лет.

К сожалению, у большинства людей развитие интеллекта как таковое прекращается с окончанием школы или ВУЗа и поступлением на работу. Между тем, развитие интеллекта – эта задача всей жизни. Это тот самый случай, когда остановка в росте означает неизбежную деградацию. Недостаточная интеллектуальная активность приводит к снижению уровня кровоснабжения коры головного мозга, что в свою очередь негативно влияет на состояние интеллекта, а также памяти.

Состояние памяти тесно связано с уровнем развития интеллекта. Первый сигнал о том, что интеллектуальные способности задействованы человеком не в полной мере, — это ухудшение памяти.

Как же поддержать высокий уровень развития интеллектуальных способностей?

Доказано, что развитие интеллекта и интеллектуальных способностей человека напрямую связано с количеством перерабатываемой им информации.

Работа с информацией точно так же тренирует мозг, как физическая нагрузка – тренирует мышцы. Нет более естественного и безопасного «фитнеса для мозгов», чем информация. Под воздействием потока информации высокой интенсивности происходит улучшение кровоснабжения головного мозга, образование новых нейронных связей – как следствие развитие интеллекта и, без преувеличения, выдающихся способностей.

О высоком уровне развития интеллекта свидетельствуют такие интеллектуальные способности, как креативность мышления, интуиция, умение принимать правильные решения, организаторские способности. Все это поддается развитию и улучшению.

Количество воспринимаемой информации, можно увеличивать экстенсивно, у кого есть на это время, а можно за счет увеличения скорости работы мозга с информацией, последнее является несомненно лучшей тренировкой мышления. Именно высокая скорость мышления открывает двери развития незаурядных способностей.

Современная наука предлагает методы, позволяющие увеличить поток информации, обрабатываемой мозгом в единицу времени. Одним из таких методов является Комплексная программа развития интеллекта НИИ психологии и развития способностей.

В основе Программы лежит не только повышение скоростных возможностей человека при работе с информацией, но и обучение навыкам максимально быстрого анализа и качественного усвоения изучаемого материала. Программа дает удивительные результаты. У слушателей, прошедших обучение, повышается IQ, значительно улучшается логическая и непроизвольная память, стабилизируется внимание, повышается работоспособность, развивается интуитивное и творческое мышление.

www.sunhome.ru

умственные способности — это… Что такое умственные способности?


умственные способности
умственные способности

ум, мыслительные способности, голова, рассудок, мозги, интеллект, разум

Словарь русских синонимов.

умственные способности

сущ., кол-во синонимов: 8


Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013.

.

Синонимы:
  • умственность
  • умственный

Смотреть что такое «умственные способности» в других словарях:

  • УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ — См. психология способностей …   Толковый словарь по психологии

  • Первичные умственные способности — (ПУС) – основные, фундаментальные умственные способности, которые, как предполагается, являются базовыми компонентами интеллекта. Согласно исследованию Л.Л.Терстоуна, такими способностями являются: вербальная способность, беглость речи, счётная,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПЕРВИЧНЫЕ УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ — Основные, фундаментальные умственные способности, которые, как предполагается, являются компонентами интеллекта. Этот термин происходит из исследований Л.Л. Терстоуна с использованием факторного анализа, в которых было семь таких способностей… …   Толковый словарь по психологии

  • Первичные умственные способности (primary mental abilities) — Одним из самых ранних достижений новой науки психологии яв сь объективное измерение умственных способностей. Благодаря внедрению в психологию нового метода факторного анализа, Ч. Спирмен доказал, что интеллект можно охарактеризовать как… …   Психологическая энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Способности — Способности  это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в… …   Википедия

  • Умственные образы (mental imagery) — Примерно на рубеже двух столетий У. о. часто упоминались в полемике о характере когнитивного опыта. В Германии вопрос о том, яв ся ли образы решающими для процесса мышления, вызывал в то время жаркие споры как среди психологов теоретиков, так и… …   Психологическая энциклопедия

  • СПОСОБНОСТИ — – 1. Психические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности. Потенциально С. представлены организацией морфологических структур, приспособленных для выполнения какой л. деятельности. Наиболее общая С.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ — умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • Когнитивные (познавательные) способности (cognitive abilities) — К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… …   Психологическая энциклопедия

Книги

  • Мусульманство и его будущность. Прошлое ислама, современное состояние мусульманских народов, их умственные способности, их отношения к европейской цивилизации., Крымский А.Е.. Книга представляет собой репринтное издание 1899 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее  Купить за 2252 грн (только Украина)
  • Мусульманство и его будущность. Прошлое ислама, современное состояние мусульманских народов, их умственные способности, их отношения к европейской цивилизации., Крымский А.Е.. Книга представляет собой репринтное издание 1899 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Подробнее  Купить за 2003 руб
  • Развивающие игры для собак для всех пород и возрастов. Более 75 интеллектуальных игр для собак. Увлекательный способ развить умственные способности питомца, Эрроусмит К.. Развивающие игры — это веселый способ построить прочную связь с собакой и дать ей жизненно необходимую тренировку для ума. Узнайте, как использовать творческую энергию игры и позитивные… Подробнее  Купить за 1095 руб
Другие книги по запросу «умственные способности» >>

dic.academic.ru

Типы интеллектуальных способностей, Конвергентные способности

Успешность деятельности традиционно соотносят со способностями соответствии интеллектуальную способность определяют как индивидуально своеобразную свойство личности, являющиеся условием успешности решения некоторый ного задачи (проблемы): способность раскрывать значение слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений, предлагать множество вар иантив использования заданного объекта, находить противоречие в проблемной ситуации, формулировать новый подход к изучению определенной предметной области и т.д.. Психология интеллекта ориентирована преимущественно на вы учения свойств интеллекта и описывает его с точки зрения достижения определенной цели в конкретном виде познавательной деятельноститі.

. Интеллектуальные способности — свойства. Интеллекта, что характеризуют успешность интеллектуальной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания

Согласно концепции. В. Дружинина систему общих здибностней образуют психометрический интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), креативность (способность преобраз рюваты имеющиеся знания с участием воображения и фантазии на новые идеи), научуванисть (способность приобретать знания).

Развивая эту классификацию,. М. Холодная выделяет основные аспекты функционирования интеллекта, характеризующих соответствующие типы интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности ( (креативность), научуванисть, познавательные стили. Согласно этому каждую из интеллектуальных способностей можно рассматривать как свойство интеллекта, производную относительно особенностей содержания и структуры индив идуального ментального опытду.

Конвергентные способности

Они проявляются в эффективности процесса переработки информации, прежде всего в показателях правильности и скорости поиска единственно (нормативной) ответы соответствии с ситуацией. Конвергентные. ВВИ ибности характеризуют адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуальной интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности. Эти способности представлены уровневый ими, комбинаторными, процессуальными свойствами интеллектту.

уровне свойства интеллекта как основа процессов познавательного отражения (сенсорного различения, скорости восприятия, оперирование пространственными представлениями, объема оперативной и долговременной памяти, концентрации и распределения заключенных веса, осведомленности в определенной предметной области, словарного запаса, категориально-логических способностей и т.д.) характеризуют достигнутый уровень развития познавательных психических функций (вербальных и неверб альных) уровня свойства изучают преимущественно в пределах тестологический подхода. Л-Л. Тер-стоун называл их»первичными умственными способностями», а. Дж-М. Кеттел делил на»текущий»и»кристаллический»ин лекта. Типичным примером уровневых свойств интеллекта являются особенности интеллектуальной деятельности, которые диагностируют по интеллектуальным шкалами. Векслера или. Амтхауэрльними шкалами. Векслера або. Амтхауера.

. Комбинаторные свойства интеллекта характеризуют способность к выявлению связей, соотношений и закономерностей. В широком смысле — это способность комбинировать в различных сочетаниях элементы проблемной ситуации и собственные знания

Идея о наличии продуктивных форм интеллектуальной деятельности зародилась в пределах тестологический подхода. Ч-Е. Спирмен предположил, что сущность»общего фактора интеллекта»заключается в способности. Установка вать связи между двумя известными идеями (* -? — *),. А также находить определенную идею, если известна первоначальная идея и ее отношение к тому, что пока неизвестно (* -?). По этому принципу было построено тесты вербал ьних аналогий (например,»адвокат касается клиента, как врач?»),. В частности тест»Прогрессивные матрицы»Равена, ориентированный на выявление способности находить закономерности в организации геометрических ф игусті в організації геометричних фігур.

К комбинаторных свойств интеллекта относят процессы категоризации — механизм сопоставления и связывания впечатлений, представлений и идей. Выявляют их с помощью задач, требующих от личности и умение определять основания сходства объектов, и тех, в которых она должна самостоятельно установить необходимые связи в материале (тесты на понимание текста).

. Процессуальные свойства интеллекта характеризуют элементарные процессы переработки информации, а также операции, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности. В тестологии этот тип свойств не изучали, поскольку тестовая диагностика ориентирована на оценку результатов интеллектуальной деятельности. Только благодаря исследованиям в области когнитивной психологии сформировалось представление о том, что интеллект не является статической качеством, а скорее — динамической системой переработки информацииії.

Психологи (Е. Хант,. Р. Стернберг,. Г-Ю. Айзенк) изучали элементарные информационные процессы, воплощены в конкретном показателе выполнения определенного психометрического теста. Как процессуальные свойства интеллекта розг глядалы мыслительные операции (С. Рубинштейн,. А. Брушлинский) и умственные действия (Л. Венгер,. Н. Талызина). Уровень интеллектуального развития личности связывали зисформовани-стью операций анализа, синтеза и уза гальнення в процессе решения задачи, а также основных умственных действий (перцептивных, мнемических, умственных) в связи с достижением определенной познавательной метльної мети.

Конвергентные интеллектуальные способности (уровню, комбинаторные, процессуальные свойства интеллекта) характеризуют один из аспектов интеллектуальной активности, направленной на поиск единственно правильного (нор нормативными) результата соответствии с условиями и требованиями деятельности. Показатель выполнения тестового задания определяет степень сформированности конкретной конвергентной способности (запоминать и воспроизводить ет ный объем информации, выполнять пространственные преобразования, устанавливать связи между словами, объяснять значение пословиц, осуществлять мыслительные операции или действия при решении задач и т.п.).

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *