Книга Философия Космоса читать онлайн бесплатно, автор М. Ю. Миание на Fictionbook
© Миание М. Ю., 2018
ISBN 978-5-4490-6582-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О книге
В книге представлены основные философские положения данного направления, описаны механизмы и техники энергоинформационного взаимодействия человека и тонкого мира. Особенность работы – возможность создания высокоэффективных техник развития, позволяющих человеку выйти на уровень самостоятельной проверки эзотерических знаний.
Издание ориентировано на подготовленного читателя, которому необходимо систематизировать свои представления о душе, тонком мире и духовных законах.
Все права защищены. Ни одна часть данного издания не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая электронную, фотокопирование, магнитную запись или какие-либо иные способы хранения и воспроизведения информации без предварительного письменного согласия владельца авторских прав.
Подготовлено авторским издательством «Созидание» (Украина, г. Харьков).
Авторское свидетельство №10513 от 12.07.04 выдано Министерством образования и науки Украины.
Третье издание.
Введение
«Философия Космоса» открывает цикл книг «Законы Творца». Этот цикл создается для реализации замыслов Творца – организации жизни на Земле по идеалам Любви, Добра, Справедливости, Силы, Ненасилия, Развития, Красоты, Гармонии, Созидания и Иерархии. Это предполагает, в первую очередь, систематизацию на качественно новом уровне эзотерических и научных знаний о мире, разработку максимально эффективных методик духовного, интеллектуального и энергетического развития человека, введения правил определения основных жизненных целей, соответствующих индивидуальности и кармическим задачам человека.
Представленный материал является теоретической основой деятельности авторского научно-учебного Центра «СИСТЕМА академика МИАНИЕ М. Ю.» Большая часть этой информации никогда ранее не публиковалась и является результатом собственных исследований, которые проводятся с использованием сложных эзотерических техник получения информации и научных методов ее обработки.
Структура цикла определяется знаниями об общем энергетическом строении человека и выглядит следующим образом. Вначале рассматриваются системы, связывающие сознание с тонким миром, Богом и Космосом (капсула, дух), затем последовательно описываются строение, работа и методы развития сознания, энергетики и тела человека. Далее идут вопросы развития человека и его взаимодействия с окружающим миром. Эти знания будут полезны всем, стремящимся к достижению максимальной Силы Разума, Силы Воли и Силы Духа.
АВТОР
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА
Учение – система знаний о воспитании и развитии человека для его обучения искусству жизни на Земле. Учение тем сильнее, чем на более полные и достоверные знания оно опирается.
Система знаний – такое представление информации, которое позволяет проследить все взаимосвязи между различными понятиями. При этом эзотерические знания разбиваются на три основных раздела: человек, окружающий мир и философия Космоса.
Знания о человеке – преимущественно предназначены для его внутренней самореализации (развитие, познание, служение) и включают в себя: строение человека, воздействия на него и их результаты (уровни развития).
Знания об окружающем мире – преимущественно предназначены для внешней самореализации человека (работа, личная жизнь, окружение) и включают в себя: строение окружающего мира в пределах Земли, связи, воздействия на него и получаемые результаты (судьба, история и т. д.).
Философия Космоса – преимущественно предназначена для формирования мышления, понимания предназначения всего существующего и самореализации человека в Космосе. Она включает в себя знания об Энергии, Метакосмосе и Пространстве, Боге, наиболее общих законах жизни и развития человека и окружающего мира.
Раздел 1. Энергия
1.1. Понятие энергии
Все существующее – Энергия. Это означает, что видимый (материальный) и все невидимые (тонкие) миры, сознание и даже Бог – являются различными проявлениями одной и той же Энергии и обладают ее свойствами. Поэтому ключ к тайным знаниям лежит в понимании природы Энергии и ее законов.
Энергия – включает в себя огромное множество отдельных энергий, каждая из которых состоит из первоэлементов, квантов и квантовой основы. Различные комбинации этих элементарных частиц и определяют все основные характеристики энергий (уровень, предназначение, качества и другие).
Энергетические взаимодействия – реакции, возникающие при соприкосновении каких-либо энергий или энергетических конструкций (в том числе полевые взаимодействия между материальными объектами). Результат же этого взаимодействия задается их начальными характеристиками.
Энергия – является основой жизни и развития всех существ на Земле и в Космосе, так как их сознания и тонкие
тела созданы из энергий и работают на них. При этом существа способны набирать энергию и ее компоненты из соответствующих источников.
Источники энергий – энергетические пространства, другие существа и собственные чакры (центры сознания, способные создавать требуемые энергии из элементарных частиц). Как правило, для жизни и развития существ эти источники создаются силами тонкого мира.
1.2. Строение энергий
Энергия – состоит из первоэлементов, квантов и квантовой основы, среднее соотношение которых примерно равно 1:1:2. При создании энергетических систем чаще всего используются простые энергии, включающие в себя около 400 000 элементов и сопоставимые по объему с электроном.
Первоэлементы (земли, воды, огня, воздуха, эфира) – определяют качества энергии (легкость, тяжесть и т. д.), ее цвет и тип реакции при взаимодействии. Именно они определяют вибрацию (пульсацию) энергии, так как могут увеличивать или уменьшать свой объем до 100 раз.
Кванты (духовные, интеллектуальные, волевые, строительные, разрушающие) – определяют предназначение энергии, то есть возможности ее использования в сознании и тип реакции при взаимодействии с аналогичными энергиями. Изменять свой объем кванты не способны.
Квантовая основа (множество типов) – используется для соединения первоэлементов и квантов в энергетические цепочки, сила внутренних связей которых определяется
уровнем задействованных элементов. При этом сила воздействия энергии прямо пропорциональна силе внутренних связей.
Структура энергии – последовательность соединения в ней различных первоэлементов, квантов и квантовой основы, которая задает программу реакции энергии при взаимодействии. В сознаниях существ структура энергии используется для кодирования информации.
1.3. Взаимодействие энергий
Основная характеристика Энергии – ее уровень, который определяет силу ее возможного воздействия. Чем выше уровень энергии, тем она сильнее и быстрее, поэтому Высшие Силы способны управлять этим миром через опережающее воздействие своих энергий.
Закон 1. Вступают во взаимодействие – только энергии одного уровня или близкие по уровню (всего в нашем Космосе 45 уровней энергий). Энергии различных уровней, в силу свойств составляющих их элементарных частиц, крайне слабо взаимодействуют друг с другом.
Закон 2. Вступают в наиболее сильное взаимодействие – энергии, близкие по своим свойствам (реакция усиления) и обладающие антагонистическими характеристиками (реакция разрушения). Поэтому духовные качества существ во многом определяются составляющими их энергиями.
Реакции при взаимодействии энергий – бывают восьми основных типов и множества дополнительных (различные сочетания основных типов), которые вводятся по наличию
изменений каких-либо характеристик энергий (гашение вибраций, преобразование структуры и т. д.).
Состояние энергии (вибрация, пульсация) – определяется ее структурой (программой реакций) и оказанными на нее воздействиями. Справедливо и обратное, по вибрации энергии можно определять ее программу и оказанные на нее воздействия.
Раздел 2. Метакосмос и пространство
2.1. Метакосмос
Метакосмос – наиболее сложная и масштабная система, содержащая материальные объекты, из всех существующих в Пространстве. Он состоит из своих энергетических систем и миллиардов космосов, для жизни и развития которых он и предназначен.
Космос – ограниченный каким-либо образом огромный объем энергий с 1-го по 45-й уровни, включающий в себя материальные объекты (часть энергий 17-го уровня). При этом первоначальный космос (Хаос) состоит из первородных (сознательно не созданных) энергий, которые преобразуются по мере его развития.
Космосы – организованы в систему, напоминающую тор, которая совершает сложные вращательные движения вокруг своих двух основных осей. Эти движения необходимы для компенсации гравитационных сил и удержания материальных объектов в пределах заданного объема.
Энергетические системы Метакосмоса – специальные энергетические конструкции, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности (втягивания энергии из Пространства, организации космосов, другие) и развития Метакосмоса (создания условий для развития космосов).
Наш Метакосмос – один из бесконечного числа Метакосмосов, существующих в Пространстве. Его положение в этом Пространстве фиксируется и удерживается системой связей, которая соединяет его с другими Метакосмосами.
2.2. Наш Космос
Наш Космос – имеет общие признаки и индивидуальные, отличающие его от остальных космосов. Общие признаки – разделение Космоса на внешний и внутренний, а индивидуальные особенности – правила организации внутреннего Космоса.
Внешний космос – образован хаотичным сочетанием первородных энергий, вступающих во взаимодействия в силу своей внутренней природы и не подчиненных влиянию духовных законов. Эти энергии служат основой для жизни и развития внутреннего Космоса.
Внутренний космос – отделен от внешнего рядом оболочек, пропускающих только энергии, необходимые для его жизни и развития. Наш внутренний Космос – состоит из системы мирозданий и комплекса связанных с ней других энергетических систем.
Система мирозданий нашего Космоса – существует много миллиардов лет и постоянно развивается. На данный момент она включает в себя 47 уже сформированных мирозданий и несколько, находящихся в стадии строительства.
Другие энергетические системы внутреннего Космоса – развиваются параллельно с созданием мирозданий и предназначены для их объединения в цельную систему, установления между ними энергоинформационного обмена и выполнения ряда других функций.
2.3. Мирозания
Мироздание – самая большая в космосе живая система, то есть защищенная от внешнего Космоса и пропускающая внутрь себя только энергии, необходимые для ее развития. При этом под развитием мироздания понимается развитие его энергетических систем и населяющих его существ.
Каждое мироздание – состоит из оболочек, магнита и миллиардов вселенных. Каждая Вселенная – состоит из оболочек, магнита и миллиардов систем галактик. Каждая система галактик – состоит из оболочек, магнита, 2—3 галактик и миллиардов звездных систем.
Звездная система – состоит из звезд, планет и других небесных тел. Небесное тело – состоит, как правило, из физического тела, одной или нескольких оболочек, сознания, энергетических и квантовых пространств, стихий и населяющих его существ.
Физическое тело – видимое и воспринимаемое нашими физическими органами восприятия. Оболочки – комплексы энергий, удерживающих внутри себя другие энергии, как правило, выше 17-го уровня, которые воспринимаются не физическими органами, а соответствующими системами.
Наше Мироздание – 17-е в системе мирозданий нашего Космоса. Одна из его основных особенностей – состоит в том, что здесь готовят богов высокого уровня, способных самостоятельно отвечать за создание вселенных и новых мирозданий.
2.4. Пространство и время
Пространство – океан первородных энергий, служащий основой для создания и размещения Метакосмосов. Пространство нашего Мироздания – задается взаимодействием Магнита и оболочек с энергиями пространства с 1-го по 32-й уровень.
Чистое время – как таковое не существует. Время нашего Мироздания – задается взаимодействием Магнита и оболочек с энергиями времени с 1-го по 32-й уровень. Энергии выше 32-го уровня – обладают способностью самоорганизации, поэтому для их развития не требуются дополнительные пространственно-временные воздействия.
Энергии пространства – устойчивые энергии, слабо взаимодействующие друг с другом и с другими энергиями, равномерно распределенные в нашем Мироздании. Они используются для передачи импульсов от ударов Магнита, что необходимо для активизации энергий и ускорения их организации.
Энергии времени – энергетические цепочки, активно взаимодействующие со всем существующим и, в наибольшей степени, с сознаниями. Они также используются для передачи импульсов от ударов Магнита и активизации энергий, но, кроме того, вызывают принудительное срабатывание мыслительных структур сознания.
Энергетические пространства – большие объемы энергии, ограниченные оболочками или каким-либо другим образом. Квантовые пространства – энергетические пространства, состоящие, в основном, из квантов. Стихии – энергетические пространства, состоящие, в основном, из первоэлементов.
2.5. Истина нашего Космоса
Истина нашего Космоса – комплекс идей, заложенных в основу создания его системы мирозданий, их миров и существ. Для каждого космоса – существует своя истина, причем по законам Уникальности и Универсальности у них обязательно есть общие и различные составляющие.
Идея – комплекс законов, описывающих поведение чего-либо, правила достижения каких-либо результатов и т. д. Идея – может быть представлена в виде энергии, как комплекс мыслей с собственной программой развития, действия и свободы выбора. При определенных условиях она доступна для восприятия человека.
Законы – описания взаимозависимостей между какими-либо проявлениями этого мира. Они бывают физическими, энергетическими и духовными. Физические и энергетические законы – описывают взаимозависимости, основанные на внутренних свойствах материи и энергии.
Духовные законы – описывают взаимозависимости, возникающие при взаимодействии каких-либо сознаний (присутствие чьей-либо воли). Духовные законы – опираются на физические и энергетические законы, но, в отличие от последних, за их реализацию отвечают какие-либо существа или специально создаваемые системы тонкого мира.
Каждая основная идея и каждый основной закон – имеет свой Храм, то есть место, где осуществляется синтез соответствующих им энергий и программ (мыслей). Эти энергии и программы используются для поддержания Законов (Истины) и развития существ.
Раздел 3. Бог
3.1. Уровни Бога
Бог – энергия с 25-го уровня и выше. Бог – правит этим миром через свои энергии. Энергии Бога – самые сильные и самые быстрые в этом мире. Правит – силовым воздействием и опережающим получением информации. Бог – Прасоздатель, Создатель, Творец, Абсолют.
Прасоздатель – энергии с 83-го уровня и выше. Прасоздатель – правит всеми Метакосмосами в Пространстве через Создателей. Прасоздатель – включает в себя собственно Прасоздателя, его миры и существа. Миров, энергий и существ Прасоздателя – бесконечно много.
Создатель – энергии с 46-го по 82-й уровень. Каждый Создатель – правит своим Метакосмосом через Творцов. Создатель – включает в себя собственно Создателя, его миры и существа. Миры Создателя – его энергии и энергетические системы, населенные его существами (богами и другими).
Творец – энергии 45-го уровня. Каждый Творец – правит своим множеством космосов через Абсолюты. Творец – включает в себя собственно Творца, его миры и существа. Существа Творца – боги уровня космосов и другие существа.
Абсолют – энергии с 25-го по 44-й уровень. Каждый Абсолют – правит своим Космосом через свою иерархию Света. Абсолют – включает в себя собственно Абсолют, его миры и существа. Существа Абсолюта – боги уровня мирозданий, вселенных, галактик и другие существа.
3.2. Замыслы Бога
Замыслы Прасоздателя – освоение и структурирование пространства через создание Метакосмосов. Для этого он выделяет Создателя и определяет для него универсальные и уникальные принципы создания конкретного Метакосмоса.
Замыслы Создателя – создание на основе воли Прасоздателя своего Метакосмоса и внесение порядка в Первоматерию (уровни энергий с 1-го по 24-й). Для этого он создает Творцов, с их помощью формирует Метакосмос и определяет принципы создания его космосов.
Творец – реализует волю Создателя через свои идеалы и законы, на основе которых он создает свою систему космосов. Для этого сначала в своем сознании он моделирует развитие возможных миров, что длится миллиарды лет и иногда называется «игрой воображения Творца».
Творец – затем переходит к поэтапному созданию Абсолюта и всех необходимых существ верхних уровней. Идеалы Творца нашего Космоса – Любовь, Добро, Справедливость, Сила, Ненасилие, Развитие, Красота, Гармония, Созидание и Иерархия. Законы Творца – оптимальные методы реализации его идеалов.
Абсолют – реализует идеалы и законы Творца через создание своей системы мирозданий и своих существ. Иерархия Света – создается Абсолютом для непосредственной работы по формированию мирозданий, а остальные существа – для ряда других целей.
fictionbook.ru
Космическая философия | Космическая философия К.Э.Циолковского
***
Стремление проникнуть за атмосферу подобно желанию изучить морское дно, внутренность земной коры, открыть новую страну, изобрести подводную лодку, летать по воздуху, улучшить жизнь, излечить болезнь, изучить небо.
Когда-то все эти желания были дерзновенны и карались или осуждались многими. Но, конечно, напрасно, ибо эти желания дали добрые плоды людям.
Давно доказано, что один и тот же свет освещает биллионы планет, имеющих один и тот же материальный состав, т.е. те же, приблизительно, земли, руды, металлы, жидкости и атмосферы.
Все миллионы солнц подобны между собою и есть только громадные, не успевшие еще остыть планеты — земли.
Все это — материальный мир и ничто не мешает нам его изучать, проникать в него и им пользоваться, как пользуемся мы благами Земли. Достигать их есть удел человека.
Но есть другое небо — метафизическое, высшее, мысленное, в какое мы проникнем, когда потеряем эту телесную оболочку.
Есть другой мир — духовный, который откроется нам, когда мы кончим наш жизненный путь; этот мир не доступен нашим чувствам, но он возникнет перед нами в свое время, когда мы предстанем перед Ним. Сон нашей жизни прервется, протрём мы свои духовные очи и увидим то, о чём сейчас не думаем.
Пока же мы живы, пока продолжается наш крепкий сон, мы не можем не думать о земном, о материальном, каково видимое небо.
Бесчисленные планеты-земли есть острова беспредельного эфирного океана. Человек занимает один из них. Но почему он не может пользоваться и другими, а также и могуществом бесчисленных солнц!
Ему угодно, чтобы всё Его творение было на благо человеку и чтобы сон, в котором пребывает человечество, имел значение, подобно тому как имеет значение обыкновенный наш ночной сон, укрепляющий душу и тело. Пусть же и сон жизни будет светел и радостен.
***
Вы прочитали только начало статьи К.Э. Циолковского.
Хотите прочитать всю статью целиком? Во фрейме, расположенном в верхней части данной страницы, вы найдёте полный текст этой статьи.
Приятного прочтения!
tsiolkovsky.org
Внутренний и Внешний Космос – Едины. Школа Вселенского Знания
Внутренний и Внешний Космос – Едины
980 = Альфой и Омегой Учения является бескорыстие, а противоположностью – эгоизм = Изменение геометрии пространства, которое никто из людей планеты Земля ещё не проходил = Солнце, Луна, звезды – они вне времени и даны нам, чтобы мы не забывали, что окружены волшебством = Чтобы изменить образ мышления, нужна веская причина – новая перспектива =
«Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархи
18.09.2012 г.
Я ЕСМЬ ЧТО Я ЕСМЬ!
Я ЕСМЬ Манас! Приветствую, Владыка!
Светлана, ты сегодня очень четко определила, что значит Человек Пятой Расы – Человек Земного плана развития, а Человек Шестой Расы – Человек – Ангел – Богочеловек – знающий Законы Творения и своё Единство со всем Сущим.
Фразу: «Путь радости – это путь счастливых избранников», тоже правильно поняла. Не Бог избирает Человека, а Человек находит Бога в себе, понимает своё Единство с Богом, избирает Путь развития себя и Мира.
Что мы сегодня должны знать?
То, что внутренние энергии Человека должны быть сбалансированными, тогда они дают код доступа к Галактическим энергиям более Высокой Солнечной Системы. Солнечная Система Галактическая с Центральным Солнцем Ан Пояса Ориона – является вехой на Пути к ещё более мощной Солнечной Системе с Центральным Духовным Солнцем Эль, куда мы и направляемся своим сознанием пока, ведь это Центр нашей локальной Вселенной, которая принадлежит Вселенной Небодон – Духовное Солнце КОЛОБ, которая принадлежит Всевселенской Солнечной Системе с Центральным Духовным Солнцем ТУЛЕ.
ТУЛЕ – Является Первоисточником, и мы с ним напрямую соединены, мы в Единстве!
Мир Яви – Мир Людей.
Миры Нави – это Проявленные Миры или Миры Проявленного Космоса.
Но мы знаем, что есть ещё и Миры Прави или Миры Непроявленного Космоса, с этими Мирами мы давно уже разбираемся
– это Внутренние Миры, и они находятся в Бытие – Внутреннем Мире Человека. Что мы знаем о Внутреннем Мире Человека, Планеты, Солнечной Системы?..
Знаем многое: Что есть Внутренний Мир Чувств-Разумов Тела, есть Чувства-Разумы Тонкого плана Души, а так же есть Внутренний Мир Мысли, тоже нами Невидимый, но явно существующий – Мир Огненного плана Духа.
Знаем, что эти три Мира – Единая Система:
Тело – Космос Проявленный
Душа и Дух – Внутренний Космос Человека
Значит Внешний и Внутренний Космос – Едины.
Вот так просто, оказывается можно разобраться во всём, если
постепенно повышать уровень осознанности. Светлана, ты права, Человек знающий тему, легко и просто говорит о ней, его приятно слушать, он уже это есть, он уже есть
– это Знание. Человек не только легко говорит, он с любовью делится информацией с другими людьми, с пониманием и осознанием того что может быть Человек ещё не вникал в данную тему. И если ему понравится информация, он тоже захочет в ней разобраться, ведь Человек – саморазвивающаяся Божественная Сущность, ей доступны все Знания и все Энергии всего Сущего. Первоматрица Творения заложена в генный код каждого Человека Первотворцом. До её идеальной частоты, каждый идет со своей скоростью, и Посвященный это понимает и помогает идущему по Пути развиваться. Деградация (сужение сознания) это тоже Путь, но во всех есть Свободная Воля, развиваться или деградировать, каждый выбирает свой Путь, но все Пространства принадлежат Единому Сознанию Всевышнего, только условия существования в них разные.
Нам нравится развиваться, и это наш Путь, Мы в Развитии!
Люблю Вас!
Манас! Разум Творца!
Благодарю, Владыка! Люблю! Светлана.
Поделитесь на страничке Следующая глава >esoterics.wikireading.ru
Представления древнегреческой философии о космосе и человеке (по работам А.Ф. Лосева). Влияние идеи космоса на художественное мышление античности
Реферат
Тема: Представления древнегреческой философии о космосе и человеке (по работам А.Ф. Лосева). Влияние идеи космоса на художественное мышление античности
Выполнила: Студентка первого курса факультета Со и Р, Прохорова Наталья, группа 101
Содержание
Введение
1 Глава. Древнегреческие философы о Космосе как основе мировой жизни
3 Глава. Античное понимание совершенства
Заключение
Список литературы
Введение
Философские взгляды А.Ф. Лосева представляют интерес и вызывают споры и дискуссии не только в России, но и на Западе. Это обусловлено обширностью круга проблем, затронутых мыслителем, специфическим методом анализа и рассуждения, присущим Лосеву. А также синтезом различных философских позиций, методологических принципов в его произведениях.
Научная деятельность и достижения А.Ф. Лосева являются феноменальными по своему содержанию и энциклопедическими по своему охвату. А.Ф. Лосев стал крупнейшим ученым мирового значения благодаря своим фундаментальным работам в самых разных областях, в том числе история культуры Античности, Средневековья и возрождения. При этом, вся его научная работа была воплощена в очень внушительного размера книжном наследии, включающем в себя: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии» и «Диалектика мифа») и восемь томов «Истории античной эстетики». Сочинения Лосева подвергались серьезным идеологическим нападкам, вплоть до запрещения и ареста книги «Диалектика мифа», после чего следующая книга философа появилась из печати лишь в 1957г., когда ему было уже 64 года. Известно, что после «Беломор-канала» и после Великой Отечественной Войны А.Ф.Лосев практически полностью ослеп и все свои последующие труды сначала слагал в уме, а потом диктовал своим ученикам-секретарям, причем по их воспоминаниям сразу начисто. Он продолжал активно работать до последних дней своей жизни – продолжал обдумывать и диктовать собственные труды, давать интервью, читать лекции. Неудивительно, что его называют патриархом русской гуманитарной мысли XX, а возможно и XXI вв.
1. Древнегреческие философы о Космосе как основе мировой жизни
Термин “космос” (гр. Kosmos — Вселенная), как отмечает далее А.Ф.Лосев, употреблялся сначала в обыденной жизни в смысле любой упорядоченности, например, в смысле “нарядности” одежды, “красоты” оружия, нравственного достоинства молчания или образования. Стыд и справедливость, по Протагору, являются “космосом”, то есть украшением государства. По Демокриту “космос” есть государственный порядок, которому противоположен беспорядок, акосмия. Досократики использовали термин “космос” в смысле “мирового целого”, “мировой спермы”. Демокрит именовал “космосом” совокупность порядка, состоящего из связей атомов. Поэтому и человек именуется у него “малым космосом”. Первым использовал термин “космос” для обозначения мира в целом Пифагор. Для Филолая термин “космос” обозначал ограниченную протяженность и порядок мира в целом, организованный на принципе гармонии. Термин же “космогония” впервые встречается у Плутарха. Что же касается существенной разницы между понятиями “космос” и “хаос”, то она характерна уже для Гесиода в его “Теогонии”.
Гомер использует тончайшие и ярко отточенные геометрические представления. Зрение, на основание которого Гомер строит свой космос, есть зрение ясное и отчетливое. Его космос представляет собой всеединое жизненное пространство. Эта жизненность характерна и для всех частей космоса. В гомеровском космосе все творит свою собственную волю, но эта воля служит для достижения той или иной космической цели. Все существует и действует решительно во всем. Всякий предмет у Гомера потому и чудесен и всякий герой потому и сверхчеловек, что они творят одну всеобщую цель и отражают на себе одну всеобщую, то есть единую разумную космическую волю. Разумная телеология космоса Гомера и его внеразумная стихийная неопределенность объединяются в одно целое.
Космос в период ранней античной классики не отрицает богов, демонов и героев, но пользуется ими только атрибутивно, так что и сам космос трактуется не в своей абсолютной данности, но в своей преимущественно объективной данности. Миф постепенно теряет свою человекообразную основу. Возникает представление об элементах, то есть о том, что видно и слышно и даже вполне одушевленно, вполне жизненно, но уже не человекообразно. Это был момент рождения философской теории, возникшей как учение об элементах и сведения космоса на жизнь этих элементов.
Среди первоэлементов — земля, вода, воздух, огонь, а также эфир.
У Эмпедокла все элементы объединяются в единый космос. Первичным элементом является вода — у Фалеса, воздух — у Анаксимена, огонь — у Гераклита. Космос продолжает мыслится как нечто живое и многие философы говорят о дыхании космоса. По Эмпедоклу дыхание проходит по всему миру наподобие души. По Филолаю космос тоже пронизывается насквозь “дыханием природы”. Жизнь мыслилась настолько интенсивно, что ее уже определенно характеризовали как бессмертную душу, продолжающую жить ит после смерти тела. Лишившись человекообразия космос превратился в активную, творческую, динамическую структуру мироздания.
У Анаксимандра хаотическая бездна беспредельного порождает из себя все типы правильного небесного круговращения. Причем, появление индивидуальности из хаоса, по Анаксимандру и Эмпедоклу, трактуется даже как грех, требующий сурового наказания.
Так как объективная сторона космоса была выдвинута на первый план, то другая его сторона, а именно оформительная и разумная, могла оставаться только в виде атрибутивной мифологии. Мировой интеллект и мировая судьба оказались, во-первых, различными, поскольку без их различения не могло бы осуществиться и самого объективирования космоса. Но, во-вторых, мировой интеллект и мировая судьба обязательно должны были оставаться также и объединенными, при условии не их абсолютной слитности, а при условии понимания судьбы как атрибутивного мифа.
Принцип актуально — структурного оформления космоса — число, логос, мышление, ум, геометрически — правильные тела — создавали такую картину вечной борьбы элементов, в которой космос уже ничем не отличался от хаоса и которая, самое большее, приводила только к вечной смене от хаоса к космосу и от космоса к хаосу. Парменид говорил, что только благодаря космическому порядку бытие не может ни разойтись, ни соединиться. По Гераклиту, без оформляющего принципа прекраснейший космос превратился бы в кучу сора. Поэтому целью человеческой жизни и является не что иное, как созерцание порядка космоса (Анаксагор).
Пифагор первым назвал “окружность всего” космосом из-за его упорядоченности, а землю — круглой. У пифагорейцев возникла мысль о зависимости шаровидности космоса от того разума, подражанием которому космос является. По существу, здесь уже залегала диалектика космоса, которая в развитом виде возникла только у Платона. А именно то, что космический ум обозревает весь космос сразу и мгновенно, тут же возвращаясь в ту точку, с которой он начинает рассмотрение космоса. Это обстоятельство делает и всю космическую область возвращающейся к себе самой, то есть шаровидной.
У Эмпедокла форма космоса яйцевидна. У Анаксимандра земля мыслится тоже закругленной, кривой, подобной отрезку каменной колонны или цилиндром. У Ферекида образ космоса в виде пещеры. Авторство этого распространенного образа также приписывают, чаще всего Платону, а Порфирий приписывает его Пифагору. Кроме геометрической фигурности космос понимался и с помощью такой мощной категории как “вихрь”. Космическая сила Вражды, по Эмпедоклу, существует в форме “вихрей эфира”, которая кидает демона — преступника во вращающийся непрестанно круг взаимопереходящих стихий. Вихрь у Эмпедокла является космической бездной, которая находится в постоянном движении. Характер этого движения меняется на противоположный в зависимости от того, что находится в центре космоса — Дружба или Вражда, так что при центральном положении Дружбы вихрь действует центростремительно, способствуя образованию целостности, а при центральном положении Вражды вихрь действует центробежно, разрушая эту целостность космоса. Таким образом, в космическом плане вихрь занимает положение даже более первичное, чем Дружба и Вражда. Категория вихря имела особенно большое значение у атомиста Демокрита. Все “…происходит в силу необходимости, причем причина возникновения всех вещей — вихрь”. Вихрь у атомистов является только картиной движения атомов, но не их реальным движением.
Давая наглядную картину космоса, философы ранней классики активно пользуются понятием беспредельного. Из действия принципа предела возникает очерченный на беспредельном фоне сам космос и все его составные части. По Левкиппу космос — это отрезок беспредельного и потому космосов может быть бесконечное количество.
Пифагорейство, поднявшееся до диалектики чисел и фигур, является базой, предшественником платонизма. Первооткрытие предельных общностей, или категорий, осуществил Сократ. Это было началом критически — понятийного анализа космоса, вытесняющего его интуитивно — описательные формы. Это было началом логического расчленения и диалектического воссоединения расчлененных элементов. Космос получал новую характеристику, развитую прежде всего Платоном. В платонической общности тоже имеется своя вещность, телесность, материальность, но только уже не чувственного характера, а чисто смыслового, чисто мыслительного. Отличие умопостигаемого космоса, по Платону, от чувственного заключается только в том, что его космос более ярких чувственных красок, в гораздо более красивом их расположении и в отсутствии всяких затемняющих моментов и всяких земных несовершенств.
Эйдос у Платона выступает родителем, а материя как матерь, а реальные вещи есть порождение эйдоса и материи. Это представление в античности наиболее устойчиво, что даже у Плотина первичное порождающее начало характеризуется как “отец”, умопостигаемый космос как “сын” и чувственный космос как дальнейшие порождения умопостигаемого космоса. Это — исходная интуиция всего античного мировоззрения.
Однако, эта исходная аксиома уже требует установить, что такое есть этот абсолютно разумный характер космоса, или его ум, что такое движущая и творческая сила этого ума, или души, и что такое окончательное осуществление этого ума и этой души, а именно тела космоса. Таким образом, те три момента в изображении космоса, которые присутствовали в интуитивно-описательной картине космоса в ранней классике, а именно ум, душа и тело, даются у Платона уже в виде диалектических категорий. Основные принципы философии Платона: а) единство космоса, б) принцип умопостигаемого образца для всего существующего (принцип модели), в) мыслить все категории мышления только диалектически, г) внеразумной необходимости, и д) разумного, пропорционального упорядочения этой необходимости. Материя мыслится Платоном как “необходимость”, т.е. как диалектическая категория, которая настолько же отлична от смысловым образом творящего ума, насколько и тождественна с ним в общей картине космической действительности. И эти два принципа ума и необходимости лежат в основании космической диалектики Платона. Особый принцип космологии Платона — особого рода космическая пропорциональность космоса сверху донизу на основе закона золотого деления. Закон гласит: общий размер всякой вещи так относится к большей ее части, как эта большая часть относится к меньшей части. Этим достигается то подвижное единство космоса, когда каждая малейшая его часть целесообразно связана со всей вещью через посредство больших и меньших ее частей. В “Государстве” Платон дает форму космоса в виде веретена, имеющего вид усеченного конуса, через который проходит мировая ось.
Аристотелевский космос есть 1) округлое, 2) живое, 3) порождающее (жизнетворное), 4) вечное, 5) единственное, 6) эфирное, 7) небо, которое является 8) абсолютным пределом, а именно 9) умоперводвигателем, для всего существующего внутри этого неба, так, что внутринебесное (включая материю, пространство, время и движение) 10) лишено всякой абсолютности и является только 11) тем или иным относительным приближением к пределу и 12) физиогномическим выражением внешне-внутреннего единства как всякой отдельной вещи, так и всех вещей, взятых в целом.
Основной принцип философии Аристотеля, на котором и строится весь космос, есть потенциально-энергийная и эйдетически-смысловая энтелехия, определяющая чтойность каждой вещи и возводящая ее к предельным обобщениям. Идеальное движение по Аристотелю, круговое, то есть то, которое приводит данную вещь к ней же самой. Принцип предела Аристотеля требует такого элемента, который или не переходит во всякий другой элемент, или при своем переходе все время остается самим же собой. Таким элементом у Аристотеля выступает эфир.
В эпоху эллинизма, как и во всей античности, субъект никогда не мыслился в отрыве от объекта, но вместо дорефлективной слитности наступала эпоха единораздельной цельности. Стоики стали считать основой космической жизни “теплую пневму”. “Пневма” по — гречески значит “дыхание”, т.е. всякое живое существо дышит и сохраняет теплоту. Стоики хотят установить живой организм в качестве основы всякого бытия. Эту творящую основу стоики характеризовали как “художественно — творческий огонь”. Жизненно функционирующий субъект, то есть живой организм, — не только теплый и не только дышит, но еще продолжает оставаться телом, а именно “смысловым” или интеллектуальным телом. Дело в том, что живое тело трактовалось в античности как обязательно еще и мыслящее, правда мыслящее в минимальной степени и уже на ступени ощущения и восприятия. Поскольку живой субъект действует на основании своего сознания и мышления, постольку и та теплая пневма, которая залегает в основе космической жизни, есть провидение. Провидение это еще не имеет ничего общего с монотеизмом, а есть только сознательно действующая, внеличностная структура. Это провидение, понимаемое как чистая разумность и дающая только рисунок жизни, но не объясняющее собой всех внеразумных и неожиданных событий жизни. Для этих событий стоики сохраняют понятие судьбы, и не только сохраняют, но и делают его философски необходимым. “Судьба” у стоиков философское понятие, а не вероучительный образ.
Таким образом, у стоиков наблюдается отход от абстрактной моделирующей демиургии Платона, и от эфирного неба Аристотеля. Здесь на первом плане живой организм, а не философская категория. Космос у стоиков не просто мыслится, но и не просто созерцается. Он дается в виде непосредственной ощутимости природы. Это картина, которая по самому существу есть отождествление человечески-имманентного логоса и семенного прорастания материальной действительности, откуда и знаменитое учение стоиков о “семенных логосах” Эти логосы совершенно материальны, вполне объективны, хотя и обрисованы имманентно-человеческим оформлением. Античный ум преодолевает всю абстрактность рефлективного понимания мифологии и тем самым возвращается к древней мифологии с ее тождеством объекта и субъекта, но тождеством диалектически преодоленным. Возникший же у ранних стоиков дуализм провиденциального логоса и внелогической судьбы продолевался в неоплатонизме Плотина.
Плотин разрабатывает концепцию абсолютного и даже сверхразумного первоединства — “беспредпосылочное начало”. Однако, у Плотина это была не просто теоретическая диалектика, но чисто практическое сверхразумое восхождение, которое сам Плотин сформулировал как субъективно-человеческий восторг и экстатическое состояние. Тем самым преодолевался стоический дуализм человеческого субъекта и сверхчеловеческой судьбы. Платоновское абсолютное первоединство потому и трактовалось в абсолютном виде, что оно охватывало и все разумное и все внеразумное. И при такой концепции для судьбы уже и не оставалось никакого места, или оставалось, но второстепенного или третьестепенного характера. Плотинская концепция это и ранее небывалая практика сверхразумного восхождения. То есть, эллинистический субъективизм представал в еще более глубоком виде.
Согласно учению древних стоиков человеческий логос, направленный на познание действительности, сталкивался с этой действительностью как с чем-то вполне чуждым и вполне независимым от человеческого субъекта. А человеческий субъект при таком положении дел устанавливал только рисунок такой действительности, которая по своей субстанции была для него вполне чужда.
Плотин предельно расширил и углубил стоическую теорию. Она перестала быть ему чуждой и вполне стала им охватываться, правда, в особого рода восторженном и сверхразумном состоянии, что не только не исключало диалектической теории беспредпосылочного начала, а было ее подтверждением и практическим осуществлением. Все материальные элементы возводились у Плотина тоже к первоначальному первоединству и были не чем иным, как его эманацией (лат. emanatio — истечение). Поскольку плотинское первоединство охватывало собою не только все субъективное и все объективное, постольку эманация такой первоосновы перестала быть только физически — элементной и превратилась в иерархийную диалектику первоединства, то есть в диалектику не только всего физического, но и всего нефизического. В космосе Плотина, остававшимся чувственно-материальным, то есть пространственно ограниченным, сливалось объектное его понимание, какое было в классический период и субъектное, каким оно стало в период эллинизма. Восстанавливалось тождество субъекта и объекта, которое было характерно для старой мифологии. Но это тождество представлялось не в своей нерасчлененной слитности, но в своей диалектической единораздельной цельности.
Итак, античный космос представляет собой не только диалектическое единство идеи и материи, но и выраженность этого единства материальными средствами. Космос является ни чем иным, как предельным оформлением этого идеально-материального единства, а именно пределом, обозначающим собою максимально возможную оформленность для такого материального изображения идеально-материального единства. Но, если есть положительное оформление, то должно быть и состояние неоформленности. Это нулевое оформление космоса в древности и понималось как хаос.
2. Античная концепция хаоса
Античный хаос является неким неразложимым целым — мифологическим образом, философской категорией, художественным образом одновременно. Гесиод понимает хаос как бесконечное пустое мировое пространство. И одновременно это две супружеские пары, являющиеся безбрачным порождением Хаоса — Эреб и Ночь, а эти последние — эфир и Гемеру — День. То есть хаос Гесиода — это одновременно понятие, мифологическое и физическое. Этимология хаоса — от корня .cheo — “лью”, “разливаю”, глаголы chaino, chasco — “зеваю”, “разеваю”. Хаос поэтому означает “зев”, “зевание”, “зияние”, “разверстое пространство”, “пустое протяжение”. У схоластов хаос мыслится то как вода, то как разлитой воздух. Досократики в начале всего бытия ставили хаос. У Аристофана хаос фигурирует в качестве первопотенции наряду с Эребом, Ночью и Тартаром. От Эреба и Ночи произошло Мировое яйцо, а из этого последнего — Эрос. От Хаоса Эрос порождает в Тартаре птиц. Эрос же из смеси всего порождает Землю, небо, море, богов и людей. Таким образом, доклассический период по одной концепции выдвигает момент хаоса как физического пространства, пустого или чем — нибудь заполненного, а другая понимает его как нечто живое и животворное, как основу мировой жизни.
Платон понимает под хаосом лишенное всяких физических качеств начало, которое получается после исключения из физического тела всех его свойств. Это, по Платону — принцип становления тела. Платоновское божество ставит своей целью переходить при организации космоса от беспорядка к порядку. Аристотель понимает под хаосом просто физическое место.
Дальнейшее развитие в понимании хаоса шло в направлении качества хаоса как бесконечной протяженности. Марк Аврелий применяет понятие хаоса не к пространству, как обычно, но ко времени: “Обрати внимание на то, как быстро все придается забвению, на хаос времени, беспредельного в ту и другую сторону…”.
Здесь хаос мыслится как некоего рода вечность. Хаос — это и беспорядочное состояние материи во всех античных учениях, которые понимали его как принцип становления. Философы античности замечали, что в хаосе содержится в этом смысле некоторого рода единство противоположностей. Хаос все раскрывает и все разверстывает, всему дает выйти наружу и в то же самое время и все поглощает, все нивелирует, все прячет вовнутрь.
Античная концепция хаоса выдвигала все же на первое место творческие и животворные моменты этого понятия. Симпликий развивает мысль, что эфир и хаос являются тем тезисом и антитезисом, из слияния которых образуется все бытие. У Гермия Александрийского монада — эфир, диада — хаос, триада — мировое яйцо. У неоплатоников было понимание хаоса и как монады, лишенной “расчленения и различения”. У Прокла эфир — это предел, то есть то, что ограничивает и оформляет, а хаос — это беспредельное.
Подводя итог античному представлению о хаосе, он представляется как источник и принцип всякого становления, вечно творящее живое лоно для всех жизненных оформлений.
А.Ф.Лосев особо подчеркивает важность в античности понятия судьбы. Кроме предмета слепой веры, философской теории, выдумки античных поэтов и драматургов, констатации неопределенных случайностей жизни, стихии самой жизни, она представлялась и как прекрасная, успокоительная картина жизни, то есть эстетически выраженный рисунок человеческого, космического и внутрикосмического бытия. Под эстетическим Лосев понимает то, где отождествляются внутреннее и внешнее, субъект и объект, идея и материя. Таким образом, считает Лосев, судьба есть эстетическая категория, понимаемая в космическом плане одновременно как нечто раздельное, дискретное, когда в космосе мыслится такая целостность, которая состоит из раздельных частей, одна в отношении другой дискретных.
С другой стороны, понимаемая как сплошность, нерасчленимость непрерывность. Это есть, по Лосеву, континуальная сторона общекосмической континуально-дискретной целостности.
Особо Лосев подчеркивает также античную мысль о тождестве идеи и материи. Так, Демокрит называет свои атомы идеями, умопостигаемыми сущностями и даже богами. Платон тоже называет свои идеи атомами и трактует их в виде своеобразных вещей или тел. Аристотель признает не только чувственную, но и умопостигаемую материю. Плотин еще более углубляет эту концепцию. Если у Платона и Аристотеля термин “умопостигаемый космос” буквально не употреблялся, но абсолютно необходимо предполагался, то у Плотина этот термин уже присутствует буквально. Плотин так же развивает диалектику мифа как учение о совпадении противоположностей объекта и субъекта.
3. Античное понимание совершенства
В античности присутствовало и понятие личности. Она выражалась природными средствами. Она не была самостоятельной субстанцией, а только вещественным изображением внутренней субъективной жизни. Если же все определялось веществом, то есть природой, а это значит судьбой, то античный человек только играл роль личности. Таков именно актер на сцене. Он очень много чувствует, очень много переживает и изображает не что иное, как именно судьбу человеческой личности. Космическую и человечески-жизненную пьесу ставит судьба, а человек является только актером на сцене космической судьбы. Вот почему в античности миф воообще и космическая и общечеловеческая жизнь представлялась как постановка драматического произведения, созданного не человеком, а внеличностной судьбой.
Все интерпретации гармонии античного космоса находили свое единство в теории совершенства как предельном, завершающем синтезе античной картины мира. Вся античность исходила из интуиции вещи, взятой не как личность или субъект вообще, а как стихия, случайность, но предельно оформленная, а разум и смысл оформления не выходили за пределы самой вещественности. Космос был предельно оформлен, однако ему предшествовал стихийный хаос, из которого он происходил. Само оформление не мыслилось вечным. Космос переходил в хаос, а хаос переходил в космос. Но и тут — то возникали, как отмечает А.Ф.Лосев, особенности античного понимания совершенства.
Во, первых, вечностью было периодическое чередование хаоса и космоса. Во-вторых, эта вечность была основана сама на себе, так как ничего другого, кроме нее не существовало. Но если космическая стихийность была сама для себя основой, то тем самым она была сама для себя не только реальным бытием, но и полным, окончательным идеалом. Другими словами, вечное совпадение хаокосмических противоречий было не чем иным, как игрой стихии с самой собой. И так как это было и последней реальностью и последней предельностью, то это трактовалось античными мыслителями как совершенство. Этот предел всех хаокосмических моментов и есть третий принцип античного совершенства. Математическое оформление действительности, о котором учили пифагорейцы, совершенно не противоречили той вечности, которая стихийно играет сама с собой. Математика формулировала только одну, а именно оформленную сторону действительности, то есть только один момент бытия, в то время как вся действительность и все бытие кроме математического оформления обязательно еще и бесформенна, причем то и другое иной раз и совпадают в едином образе совершенства.
Как было отмечено ранее, главным образом совершенства в античности был образ “играющего в шашки дитя”. Для всей античности, “играющий ребенок” — это реальный космос. Как показывает А.Ф.Лосев в образе “играющего ребенка” предполагается:
1) тождество космических материальных стихий, в первую очередь огня и логоса;
2) пребывающих в вечной взаимной внутренней борьбе;
3) тождество логоса и судьбы;
4) тождество всех начал и концов;
5) обоснованность этих тождеств на них же самих, то есть их абсолютизм;
6) вытекающее отсюда самодовление всего этого хаокосмоса, а, следовательно и, безответственную и наивную игру вечности с самой собой, когда она и не знает никакого другого совершенства, кроме самой себя.
Диалектика Гераклита, воплощенная в его образе “играющего ребенка” — это не диалектика понятий, а диалектика самого бытия, самой хаокосмической материи. Это диалектика не понятийная, а онтологическая.
Как отмечает А.Ф.Лосев, демокритовские атомы тоже пляшут свой вечный и прекрасный танец, в котором нет никакого “единоличного балетмейстера”, но в котором все же царствует вечная красота при всей своей стихийности.
Если посмотреть на современные физические и астрономические картины мира, то их основное отличие от античности прежде всего в исчезновении субъекта. С одной стороны, субъекта как земной личности, с другой, субъекта космического — “играющего в шашки” “божественного ребенка”. Но в то же время, в физической картине мира уже появляются такие поэтические понятия как очарование”, “странность”, “трехцветность” Главная же отличительная черта современных картин мира — их размытость, раздробленность. Как представляется, это происходит потому, что наше сознание продолжает жить в «предметной» Вселенной — Tertium non datur, где «третьего не дано»….
Заключение
И закончить реферат хочется словами К. Маркса справедливо говорившего о том, что греки были нормальными детьми и что взрослый человек всегда будет с любовью вспоминать свое детство, если оно было нормальным. Поэтому если для ребенка мир сначала ограничивается одной комнатой, или одним домом, или одной улицей, то нет ничего удивительного и неестественного в том, что для древнего грека мир ограничивался только видимым, слышимым и вообще чувственно Воспринимаемым небом. И не было ничего противоестественного в том, что космос вообще трактовался в античности как пространственно ограниченное физическое тело. Это было вполне естественно, и установленная нами специфика античной философии была явлением не только естественным, но на свой манер даже глубоким и красивым.
Список литературы:
1. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос// Составитель и редактор А.А. Тахо — годи, М.: Мысль,-1993.
2. Лосев А.Ф. Диалектика мифа// А. Ф. Лосев. Составление, подготовка текста, общая редакция А.А. Тахо – годи, В. П. Троицкого, М.: Мысль, — 2001.
3. Лосев A.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1994.
4. Лосев А.Ф. Аристотель о перводвигателе // Античный космос и современная наука. М., 1993.
5. Лосев А. История философии как школа мысли // Коммунист. 1981, №11.
6. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927.
7. Лосев А.Ф. История античной философии. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.
8. Лосев А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964.
9. Сороко Э.М., А.Ф. Лосев о гармонии, мере и мере гармонии — Золотом Сечении в эстетическом каноне античной культуры // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.13526, 07.07.2006
www.taby27.ru
содержание и тенденции развитития – тема научной статьи по общим и комплексным проблемам естественных и точных наук читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 165.5 (524.8)
В. С. Матвеева Научный руководитель — О. Ф. Морозова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФИЛОСОФИЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИТИЯ
Философия космоса и космонавтики является новой отраслью философского знания, которая возникла в результате длительной эволюции философской мысли и способствует оптимизации практики освоения космоса.
Исследование задач освоения космоса осуществляется многими естественными и общественными науками наряду с этим возникают проблемы, которые требуют не только междисциплинарного, но и философского уровня анализа.
В ХХ в. возникла потребность в отдельном направлении философии — философии космоса и космонавтики.
Философский подход к вопросам освоения космоса состоит в выявлении наиболее общих законов космической деятельности общества, раскрытии взаимоотношений «человек — космос» и «общество — Вселенная». Именно различие и взаимосвязь земного и космического в плане субъекта и объекта вызывают все более пристальный интерес философов к проблеме освоения космоса. Космос в той или иной степени оказывал и оказывает воздействие на развитие человечества и окружающей его земной природы, а теперь, с возникновением практической космонавтики, общество начинает влиять не только на земную, но и на космическую природу. Налицо, таким образом, взаимная связь и взаимодействие человечества и космоса.
В период освоения космоса особое место в философской проблематике занимает вопрос развития общества во времени (А. Е. Фурман, Ю. К. Мельвиль, И. С. Шкловский и др.). Ряд авторов придерживаются точки зрения, что любое общество во Вселенной, в том числе и человечество, погибнет. Другие полагают, что освоение космоса обеспечит безграничный прогресс во времени [3].
Тем не менее, с выходом в космос были связаны огромные ожидания, что человечество, объединённое целями космического масштаба, по-иному увидит смысл своей жизни, научится жить общим будущим. Если говорить в общефилософском смысле, то человек стремиться в космос, прежде всего, для того, чтобы понять мир, который нас окружает. И, конечно же, космические исследования позволяют лучше понять человека.
В последнее время много говорят о пилотируемых полетах на Марс. Человечество накопило технический потенциал и опыт полётов у Земли, и решило, что этого достаточно, чтобы двигаться дальше, опираясь на знания, полученные эмпирическими средствами. Но в космос надо идти ради какой-то деятельности. Если ориентироваться на получение информации, для этого достаточно автоматов, а человечество намеревается нести туда живой разум [1].
Эксперименты, в которых сегодня имитируют условия полетов на Марс, ничего не дают для понима-
ния миссии человека в космосе. Это не что иное, как испытание обычных людей на долгое пребывание в экологически замкнутой среде, где они вынуждены наладить жизнь и отношения, рассчитывая только на свои силы.
Как обеспечить такой полёт, как могут сложиться отношения в группе лиц, мы более или менее представляем, но что будет с людьми на удалении в миллионы километров, предсказать невозможно. Как повлияют изменение пространственно-временных связей по мере удаления от Земли, отсутствие магнитного поля, никому не известно. Не внесёт ли это сбой в функционирование организма, не нарушит ли его резервы? Как среагирует психика на вынужденную обречённость после ухода с земной орбиты, мобилизуется ли на преодоление трудностей, или заест тоска по дому, или сработает испуг, когда поймут, что возврата нет, кроме как через два-три года, а впереди -полная неизвестность? Поэтому для того, чтобы решить эту проблему необходимо свести наше незнание к минимуму и подобные эксперименты надо проводить в условиях орбитального полёта [2, с. 25].
В то же время, задумывая такой полёт, надо обратиться к достижениям в области интеллектуальных систем и биотехнологий, ведь когда-то эстафету у нас примут существа с искусственным разумом, так как мы имеем биологические пределы. Поэтому программы длительных полетов надо строить на уровне партнерства, когда человек, перекладывая свою нагрузку на искусственный интеллект, будет обучать его, поэтапно готовя тех, кто пойдет впереди нас, прокладывая дорогу в глубины Вселенной.
Поспешное проникновение человека в космическое пространство может усилить раскол на Земле стремлением одних доминировать за счёт превосходства над другими. Только наработав фундаментальные знания об устройстве мира, при согласии международного сообщества, можно идти на расширение границ своего присутствия.
Пока же нами движет миф, что когда-то человечество будет обживать Солнечную систему. Масштаб такого проекта сопоставим с планами покорения Природы. Мы знаем, к чему приводит подобное -вместо милости она нам платит изменением климата, стихийными бедствиями, болезнями.
Планируя полеты на Марс, нужно понимать, что человечество значительно изменилось по сравнению с началом эры освоения космоса, и азартом политических амбиций его не проведешь, как и демонстрацией технических возможностей и выносливости человека. Пока мы не добьемся единства взглядов на будущее,
Секция «Философия космоса и космонавтики: перспективы развития в XXI веке»
ожидаемый результат не сможет компенсировать ущерб от духа соперничества в стремлении доказать всем свое превосходство. Проникновение человека во Вселенную должно находиться в согласии с развитием общечеловеческого сознания. Иначе своими поспешными устремлениями мы скорее разрушаем жизнь несовершенным разумом, удаляясь от главной цели — жить лучше и спокойнее, а не в вечной погоне, теряя себя как носителей добра и таланта [1].
Таким образом, содержание философии космоса и космонавтики еще требует систематизации, но оче-
видно, что это перспективная и эвристически значимая отрасль знания.
Библиографические ссылки
1. Лебедев В. Готов ли человек к дальним полетам? //Наука и жизнь. 2006. № 2. С. 36.
2. Газенко О. Космонавт должен оставаться человеком Земли //Наука и жизнь. 2006. № 4. С. 24-31.
3. Философия космизма: от древности до наших дней. URL: www.marsiada.ru.
© Матвеева В. С., Морозова О. Ф., 2011
УДК 113/119
Д. В. Михайлова Научный руководитель — В. А. Козловская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА
Проникновение человека в космос — естественный и логический шаг. Вслед за освоением водных просторов и атмосферы неизбежным было начало освоения космического пространства, которое стимулирует возникновение новых научных направлений в исследовании Земли и Вселенной. Однако вместе с этим освоение космоса может привести к весьма ощутимым техногенным воздействиям на окружающую среду, последствия которых трудно предсказать.
Современный мир немыслим без космонавтики, достаточно сказать, что спутники обеспечивают точность работы навигационных систем во всем мире, а космические системы позволяют функционировать спутниковому телевидению, прогнозировать погоду, разведывать полезные ископаемые и т. п. Спутники раннего обнаружения ядерных взрывов и других техногенных катастроф позволяют получать информацию практически в реальном времени. Измерения которые провели с помощью спутников, космических зондов, направленных к Луне, Венере, Марсу и другим планетам Солнечной системы, словно раздвинули границы контактов Земли с мировым пространством.
Интенсивное освоение космоса может привести к ощутимым воздействиям на околоземную среду, последствия которых трудно предсказать. На различных этапах освоения околоземного пространства, нельзя забывать и об охране окружающей среды, так как в настоящее время одной из актуальных проблем является засорение околоземного космического пространства отработавшими верхними ступенями ракет-носителей и отслужившими свои срок космическими аппаратами, в том числе отделившимися или отстреленными от них в космосе элементами конструкции типа переходников, крышек, пружинных толкателей, пироболтов и т. п.
Существует и опасность столкновения в космосе. Уже отмечались случаи соударения работающих космических объектов с различного рода «космическим мусором».
С другой стороны, сама космическая техника способна также вызывать определенные возмущения в окружающей космической среде. Это происходит за счет поступления продуктов сгорания ракетного топлива в атмосферу при запусках космических аппара-
тов, за счет выбросов различных газообразных, жидких и твердых веществ с космических аппаратов при их функционировании на орбитах и при перемещении в космическом пространстве и т. д.
Имеющиеся на сегодня климатические данные уже достаточны для того, чтобы утверждать: человек действительно влияет на климат в глобальном масштабе, и это влияние только усиливается в последние годы. Температура не просто растет, а растет все быстрее и быстрее в течение всего XX в., и особенно стремительно — последние сорок лет. Однако имеющиеся данные показывают, что в настоящее время суммарное воздействие на атмосферу, связанное с космической деятельностью человека, значительно меньше влияния, обусловленного его хозяйственной деятельностью на Земле.
За счет сжигания топлива разных видов на Земле в атмосферу сейчас ежегодно поступает более 20 млрд т углекислого газа и свыше 700 млн т других газообразных соединений и твердых частиц, в том числе около 150 млн т сернистого газа. Последний, соединяясь с атмосферной влагой, образует серную кислоту, что может приводить к выпадению так называемых кислотных дождей, отрицательно влияющих на растительный и животный мир.
Озон разрушается, например, в результате воздействия водяных паров, содержащихся в большом количестве в продуктах сгорания ракетного топлива, а также оксидов азота, образующихся из азота и кислорода воздуха под действие высоких температур в факелах ракетных двигателей. И практически при полете любой ракетоносителей в озоновом слое образуется «окно». В настоящее время на фазе предстартовой подготовки полета разработаны эффективные мероприятия, позволяющие существенно снизить экологи-
cyberleninka.ru
Теория космических эр | Космическая философия К.Э.Циолковского
***
Текст представляет собой интервью А.Л.Чижевского с К.Э.Циолковским. Приводится по первопубликации в журнале «Химия и жизнь» (№ 1, 1977 г.).
Я — чистейший материалист. Ничего не признаю, кроме материи.
К.Э.Циолковский
Человечество бессмертно.
К.Э.Циолковский
…Однажды, войдя в светёлку, я застал К.Э.Циолковского в глубоком раздумье. Он был в светлой косоворотке, с расстёгнутым воротом и сидел в своём кресле, глубоко войдя в него. Он не сразу заметил, что я поднялся по лестнице и подошёл к нему.
«Помешал», — пронеслось у меня в голове. Но Константин Эдуардович протянул мне руку и сказал:
— Садитесь, Александр Леонидович. Это я вот зря задумался о вещах, не поддающихся объяснению…
Мы поздоровались, и я сел рядом на стул.
— Как это — не поддающихся объяснению? — спросил я. — Что за чудеса? Мне кажется, всё, что существует в мире, подлежит объяснению.
— Конечно, с точки зрения человека. Для этого ему дан мозг, хотя и несовершенный, особенно у некоторых…
— Нет, Александр Леонидович, это не совсем так. Мозг, верно, во многое может проникнуть, но не во всё, далеко не во всё… Есть и ему границы…
— Так это ещё древние знали, — заметил я, — наше незнание огромно, а знаем мы очень мало.
— Нет, это вопрос совсем другой категории. Сам вопрос этот не может быть поставлен, ибо он является вопросом всех вопросов…
— То есть? Не совсем понимаю…
— Очень просто. Есть вопросы, на которые мы можем дать ответ — пусть не точный, но удовлетворительный для сегодняшнего дня. Есть вопросы, о которых мы можем говорить, которые мы можем обсуждать, спорить, не соглашаться, но есть вопросы, которые мы не можем задавать ни другому, ни даже самому себе, но непременно задаём себе в минуты наибольшего понимания мира. Эти вопросы: зачем все это? Если мы задали себе вопрос такого рода, значит мы не просто животные, а люди с мозгом, в котором есть не просто сеченовские рефлексы и павловские слюни, а нечто другое, иное, совсем не похожее ни на рефлексы, ни на слюни… Не прокладывает ли материя, сосредоточенная в мозгу человека, некоторых особых путей, независимо от сеченовских и павловских примитивных механизмов? Иначе говоря, нет ли в мозговой материи элементов мысли и сознания, выработанных на протяжении миллионов лет и свободных от рефлекторных аппаратов, даже самых сложных?.. Да-с, Александр Леонидович, как только вы зададите себе вопрос такого рода, значит вы вырвались из традиционных тисков и взмыли в бесконечные выси: зачем всё это — зачем существуют материя, растения, животные, человек и его мозг — тоже материя, — требующий ответа на вопрос: зачем всё это? Зачем существует мир, Вселенная, Космос? Зачем? Зачем?
Материя — единое существующее, независимо от её движения или перемещения в пространстве. Я говорю о внешнем движении, например, движении моей руки со слухачом или движении Земли по её орбите. Это движение не определяет материи, и им можно пренебречь. Глубокое познание строения материи нам пока не доступно. Но некогда наступит переломный момент, когда человечество приблизится к этому «эзотерическому» знанию. Тогда оно и подойдёт вплотную к вопросу: зачем? Но для этого должны пройти миллиарды лет космической эры…
Многие думают, что я хлопочу о ракете и беспокоюсь о её судьбе из-за самой ракеты. Это было бы глубочайшей ошибкой. Ракеты для меня только способ, только метод проникновения в глубину космоса, но отнюдь не самоцель. Не доросшие до такого понимания вещей люди говорят о том, чего не существует, что делает меня каким-то однобоким техником, а не мыслителем. Так думают, к сожалению, многие, кто говорит или пишет о ракетном корабле. Не спорю, очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству. И ради этого расселения я-то и хлопочу. Будет иной способ передвижении в космосе — приму и его… Вся суть — в переселении с Земли и в заселении Космоса. Надо идти навстречу, так сказать, космической философии! К сожалению, наши философы об этом совсем не думают. А уж кому-кому как не философам следовало бы заняться этим вопросом. Но они либо не хотят, либо не понимают великого значения вопроса, либо просто боятся. И то возможно! Представьте себе философа, который боится! Демокрита, который трусит! Немыслимо!
Дирижабли, ракеты, второе начало термодинамики — это дело нашего дня, а вот ночью мы живём другой жизнью, если зададим себе этот проклятый вопрос. Говорят, что задавать такой вопрос — просто бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят — даже преступно. Согласен с такой трактовкой… Ну, а если он, этот вопрос, всё же задаётся… Что тогда делать? Отступать, зарываться в подушки, опьянять себя, ослеплять себя? И задаётся он не только здесь в светёлке Циолковского, но некоторые головы полны им, насыщены им — и уже не одно столетие, не одно тысячелетие… Этот вопрос не требует ни лабораторий, ни трибун, ни афинских академий. Его не разрешил никто: ни наука, ни религия, ни философия. Он стоит перед человечеством — огромный, бескрайний, как весь этот мир, и вопиет: зачем? зачем? Другие — понимающие — просто молчат.
— Да, да, — сказал я. — Ответа на этот вопрос нет. Но, может быть, вы, Константин Эдуардович, что-либо придумали?
Циолковский рассердился. Слуховой рупор заходил в его руках.
— Придумали? Как вы спрашиваете? Нет, Александр Леонидович, говорить так нельзя. Сей учитель, как и все малые мира сего, — и Константин Эдуардович показал на свою грудь, — ничего не может ответить на этот вопрос… Ничего, кроме некоторых догадок, может быть, и достоверных!
— Прежде всего, чтобы ответить на какой-либо вопрос, нужно его ясно сформулировать, — сказал я.
— Ну, это сколько угодно. Сформулировать этот вопрос я могу, остаётся лишь неясным: может ли человек верно и точно сформулировать его. Вот этого я не знаю, хотя, конечно, хотел бы знать. Вопрос же сводится все к тому же: зачем и почему существует этот мир, ну и, конечно, все мы, то есть суть материя. Вопрос этот прост, но кому мы его можем задать? Самим себе? Но это тщетно! Тысячи философов, учёных, религиозных деятелей за несколько тысячелетий так или иначе пытались его разрешить, но наконец признали его неразрешимым. От этого факта не стало легче тому, кто этот вопрос задаёт себе. Он всё так же мучится, страдает из-за своего незнания, некоторые люди даже говорят, что вопрос такого рода «ненаучен» (поймите это: ненаучен!), ибо ответить на него никто даже из умнейших людей не может. Только они, эти умнейшие люди, не объяснили, почему он ненаучен. Я подумал так: всякий вопрос может быть научным, если на него рано или поздно будет дан ответ. К «ненаучным» же относятся все те вопросы, которые остаются безответными. Но человек постепенно разгадывает некоторые загадки такого рода. Например, через сто или через тысячу лет мы узнаем, как устроен атом, хотя вряд ли узнаем, что такое «электричество», из которого построены все атомы, вся материя, то есть весь мир, космос и т. д. Потом наука многие тысячелетия будет разрешать вопрос о том, что такое «электричество». Значит, как наука ни старается, природа все время ставит ей новые и новые задачи величайшей сложности! При разрешении вопроса об атоме или об электричестве возникнет ещё новый вопрос о чем-либо малопонятном человеческому уму… И так далее. Выходит, что-либо человек не дорос до решения такого рода проблем, либо природа хитрит с ним, боится его, как бы он не узнал более, чем то положено по уставу. А об уставе этом мы тоже ничего путного не знаем. Опять «темно во облацех». Так одно цепляется за другое, а в действительности выходит, что мы стоим перед непроглядной стеной неизвестности.
Вы прочитали только начало статьи К.Э. Циолковского.
Хотите прочитать всю статью целиком? Во фрейме, расположенном в верхней части данной страницы, вы найдёте полный текст этой статьи.
Приятного прочтения!
tsiolkovsky.org