Интерес — Психология человека
Самая обыкновенная безделица приобретает удивительный интерес, как только начинаешь скрывать её от людей.Оскар Уайльд
Когда-то я сделал очень важное для себя открытие, заметив, что когда я что-то делаю с большим интересом, то процесс идет так хорошо, так легко и производительность моего труда оказывается такой высокой, что на выходе получаются просто великолепные результаты. Одна беда, интерес к какому-то делу может сохраняться недолго, он может пропасть до того, как это дело будет завершено. И тогда для его завершения могут потребоваться другие стимулы. Именно поэтому людям требуется дисциплина, настойчивость, усидчивость, трудолюбие и просто терпение, чтобы что-то серьезное и важное сделать, ради необходимого им результата. Одним лишь интересом человека сложно мотивировать. Но если хорошенько поэкспериментировать в этом направлении, то можно добиться больших успехов в своих делах благодаря именно интересу, а не другим мотивирующим факторам, у каждого из которых есть свои недостатки. В этой статье я расскажу о тех способах, с помощью которых человек может поддерживать свой интерес к чему-то достаточно долго и таким образом делать дела не через силу, а с желанием и большим удовольствием, чтобы легко добиваться отличных результатов.
Откуда берется интерес
Давайте посмотрим, что такое интерес и откуда он берется. Интерес – это положительная эмоция, сопровождающая повышенное внимание человека к чему-либо. В одних случаях это внимание достаточно продолжительное, когда человеку что-то очень долго бывает интересно, благодаря положительной эмоции, а в других, оно быстро рассеивается, когда эмоция угасает. Можно еще сказать, что интерес – это приятная для человека сосредоточенность на чем-то, когда он не заставляет себя на чем-то сосредотачиваться, а испытывает от этого удовольствие. Откуда берется такой интерес? Я считаю, что от любопытства. А оно у нас врожденное. Я заметил и не только за собой, но и за другими людьми, с которыми работал, что если человек любознательный по своей натуре, то ему многое и часто бывает интересно. Нелюбознательные люди тоже испытывают интерес, но преимущественно к таким вещам, от которых они получают простое и доступное им удовольствие. То есть, их интерес связан с удовлетворением простых потребностей. А у людей любознательных и потому любопытных, интерес связан не только с простыми, но и с более возвышенными потребностями. Можно считать такие возвышенные потребности более интеллектуальными потребностями, в удовлетворении которых человек нуждается, когда его интеллект достаточно высок. Например, потребность в творчестве, ее ведь не каждый может испытывать. А значит и интерес к этому делу будет не у всех, а только у тех, кто в силу своего интеллектуального развития способен творить и потому хочет это делать. Давайте подумаем, а зачем нам нужно любопытство, зачем природа вообще заложила в нас эту программу? Полагаю, что этот инстинкт заложен в нас для того, чтобы мы лучше приспосабливались к этому миру, а стало быть, он способствует нашему выживанию – основной задаче человека, как и всего живого. А для этого мы должны этот мир постоянно изучать, чтобы иметь возможность влиять на протекающие в нем процессы. Согласитесь, без любопытства не было бы развития науки, а без нее не было бы нынешней цивилизации, со всеми ее благами, благодаря которым человеку очень даже хорошо живется, если сравнивать такую жизнь с жизнью в диких условиях. В каменных джунглях нам все-таки проще выжить, чем в естественных джунглях. Вот для этого нам нужен интерес, он способствует развитию человека и делает его более приспособленным к этому миру, а значит и более живучим. Поэтому, мы интересуемся всем таким, что недоступно для нас, непонятно и неизвестно нам, что кем-то от нас скрывается, ибо это кажется для нас важным, ценным, а значит и нужным для жизни.
Как вызвать интерес
Существует эмоциональный и интеллектуальный интерес. Эмоциональный интерес основан на бессознательных мыслях человека, то есть, на таких мыслях, которым он не уделяет внимания и потому не понимает их сути и смысла. А интеллектуальный интерес основан на мыслях, соответственно, осознаваемых человеком, то есть, на таких мыслях, которые находятся в рамках его внимания, и он их понимает. Так вот интерес у человека можно вызвать тем, что он способен понять и оценить. Эмоциональный интерес в нем появится в том случае, если обратить его внимание на приятные для него вещи, от которых он может получить удовольствие. А интеллектуальный интерес можно пробудить в человеке с помощью таких вещей, в которые ему захочется вникнуть, чтобы их лучше понять. К примеру, эмоциональный интерес можно вызвать, если предложить человеку свидание с красивым, интересным партнером, повлияв на его соответствующий инстинкт, или можно предложить ему вкусную еду, повлияв на другой его базовый инстинкт. Человек обязательно проявит интерес к подобным вещам и ко всем прочим, которые будут связаны с возможностью получения им того или другого удовольствия. А интеллектуальный интерес у человека можно вызвать, предложив ему, к примеру, сделать интересное и легкое дело, после которого он сможет получить много денег. Тогда он захочет узнать об этом деле побольше, больше информации захочет получить, постарается в нее вникнуть, чтобы совершить потом нужные действия. Также можно пробудить в человеке интерес к власти, популярности, прочим достижениями, имеющим значение именно для него. Чтобы к ним прийти, ему нужно будет задействовать свой интеллект, даже если ему в этом будут помогать. Конечно, можно сказать, что в обоих случаях будут задействованы эмоции и вряд ли я смогу придумать пример, в котором интерес не будет сопровождаться никакими эмоциям, а будет основан исключительно на осознаваемых человеком мыслях. Но, согласитесь, во втором примере мыслить надо больше, чем в первом, потому я и отношу его к интеллектуальному интересу. А смысл в обоих случаях одинаковый, человеку надо просто предложить что-то такое, в чем он увидит для себя какую-то пользу, что станет для него проводником к каким-то удовольствиям, достижениям, имеющим для него ценность. Причем, человек должен быть уверен в том, что он сможет получить желаемое, а не думать, что оно ему недоступно. Ибо людям неинтересно все то, что хоть и является чем-то очень хорошим, но что для них с их точки зрения недостижимо.
Как поддерживать интерес
Ну что же, предположим, мы вызывали у человека интерес к чему-то, неважно, какой именно, эмоциональный или интеллектуальный и к чему конкретно он возник, главное, что он у него появился и человек готов что-то делать, движимый этим интересом. Тогда нужно подумать о том, как поддерживать этот интерес как можно дольше, а точнее, ровно столько, сколько необходимо, пока он не добьется нужных ему результатов. Ну или вы, если речь идет о вас, должны понимать, как поддерживать в себе интерес к чему-либо до тех пор, пока он необходим, чтобы вы сделали какое-то важное для вас дело с его помощью. Для этого важно, чтобы та деятельность, которой вы с интересом занимаетесь, в чем-то оставалась для вас загадкой, которую хочется разгадать, найдя что-то новое в том, что вы уже, как вам кажется, знаете. Тогда вот этот поиск нового в уже известном будет стимулировать ваше любопытство, которое в свою очередь будет поддерживать ваш интерес к тому, что уже приелось. Подумайте, что вам может быть неизвестно в том, что вы уже знаете? Допустите такую мысль, уверяю вас, она будет верной. Во всем есть что-то неизвестное, не до конца исследованное, понятое. Ищите это новое, загадочное, неизвестное в том, чем вы занимаетесь и ваш интерес к этому делу будет сохраняться. Я для себя использую несколько иной подход. Мне всегда хочется сделать что-то, что я делаю, еще лучше, чем уже есть, я стремлюсь усовершенствовать процесс и улучшить достигнутые результаты. То есть, я стремлюсь добиться совершенного результата в некоторых делах и это позволяет мне сохранить к ним интерес. Такой вот, получается я использую перфекционизм в работе, который стимулирует во мне любопытство и поддерживает мой интерес.
Еще можно поддерживать интерес к чему-то, что уже надоело человеку, но чем нужно заниматься, если мечтать о тех результатах, к которым вы придете, когда это дело будет сделано или когда просто пройдет нужное время, нужный срок, после чего вы что-то получите в качестве награды за свою работу и свое терпение. Причем, совсем необязательно, чтобы эта мечта была правдивой. Она должна быть красивой, заманчивой, яркой, но совсем необязательно, реальной. Точнее, вы можете и не знать, насколько она реальна на самом деле, но вам надо верить, что она осуществится и это будет прекрасно. Чем красивее будут ваши мечты, тем интереснее вам будет делать свое дело, которое позволит вам их осуществить, даже если само это дело, сам процесс, никакого интереса у вас не вызывает. Я, например, поддерживал в некоторых людях мотивацию в виде интереса к какому-то делу или помогал им пережить трудные для них времена, внушая им, что впереди у них будет красивая, счастливая жизнь, будут важные победы, будет успех в разных делах, будет большое счастье. Или я логически убеждал их в этом, без сильных эмоций, просто показывая, как это произойдет. В разных случаях можно действовать по-разному, в зависимости от того, что лучше воспринимает человек, эмоциональные внушения или логические доводы. Я не знал, будет их будущее таким, каким я им его обещал или нет, да и кто может это знать наверняка, это невозможно. Но я был очень убедителен, обещая им такое будущее. И благодаря этому у людей сохранялся интерес к работе и вообще к жизни, они ни опускали рук, ни впадали в депрессию, ни метались из стороны в сторону, пытаясь заняться разными делами, но не доводя ни одно из них до конца. Это и помогло им сделать свое будущее лучше, чем то настоящее, в котором они были. Наши дела помогают нам прийти к тому, о чем мы мечтаем. Не всегда это будущее совпадало с ожиданиями людей, основанными на моих обещаниях, но оно радовало их, потому что они уходили от плохого и приходили к хорошему, благодаря во многом своим действиям, а не стечению обстоятельств. Мечта помогает двигаться к лучшей жизни, пусть даже не все наши мечты осуществляются, главное, чтобы они были. Главное здесь: переключить свое внимание с чего-то неприятного, болезненного, надоевшего на то, что будет радовать. При этом человек продолжает заниматься тем, чем он занимается или даже просто жить продолжает в ожидании чего-то хорошего, иногда и просто надо ждать, чтобы чего-то дождаться. Но ждать надо спокойно, не суетясь, чтобы ничего не испортить. Когда нет ничего интересного в настоящем и не удается его ни в чем найти, то можно мысленно отправиться в будущее. Физически человек будет находиться в настоящем времени и делать то, что он должен делать, даже если ему это не нравится. А вот мысленно он будет там, где ему хорошо и этим он поддержит свой интерес ко всему, что у него сейчас есть.
Еще, лично я люблю по мере выполнения какой-то работы, которая меня утомляет, надоедает мне и даже усыпляет меня, потому что не является интересной, периодически переключаться на что-то другое, к чему есть интерес. Такое переключение на что-то интересное позволяет мозгу проснуться и после небольшого отвлечения можно с новыми силами вернуться к прежнему делу. С одной стороны, это отвлекает от основного занятия и отнимает время, но с другой, я поддерживаю в себе таким образом бодрствующее состояние и мой мозг не засыпает, он сохраняет бдительность, что позволяет мне вдумчиво выполнять основную работу. Интереснее она от этого особо не становится, но зато я к ней совсем не теряю интерес, достаточный для того, чтобы ею заниматься. Можете попробовать такой подход, если другие не помогают.
И есть еще один, но это уже достаточно жесткий способ поддерживать интерес к чему-то, к какой-то деятельности или может к какому-то человеку. Для этого нужно провести сравнение этой деятельности с гораздо худшей деятельностью, от мысли о которой мурашки по телу бегут, после чего человеку совсем не хочется терять то, что он в настоящий момент имеет. Или, если речь идет о человеке, то можно сравнить его наличие в вашей жизни с его отсутствием в ней или с наличием вместо него другого человека, который в чем-то или во всем будет намного хуже. Другими словами, имеющееся надо сравнить с чем-то очень плохим, чтобы на фоне плохого оно стало казаться вполне себе хорошим и интересным. Уверяю вас, имеющееся часто становится гораздо интереснее в таких случаях, когда пугающие мысли и негативные эмоции помогают понять, насколько человеку станет хуже, если он это потеряет. Вот даже интерес к жизни у человека можно пробудить, если показать ему лики смерти или гораздо худшую, тяжелую, страшную жизнь, в которой много боли и страданий. Но обычно, люди начинают больше ценить жизнь и видят в ней много интересного, когда оказываются в ситуациях, в которых могут ее потерять. Это самый лучший способ и вызывать, и сохранить интерес к жизни.
Интересные люди
И давайте еще поговорим о людях, чтобы побольше раскрыть эту тему. А именно, о том, что делает их интересными и что может сделать каждого из вас интересным человеком, который привлечет к себе внимание других людей и удержит его надолго. А интересными людей делает их исключительность, а точнее, демонстрируемая исключительность, позволяющая им выделяться на фоне остальных людей. Получается, что интересный человек – это человек, который не такой, как большинство других людей. В чем-то даже он должен быть человеком-загадкой, которого нелегко полностью понять, который постоянно что-то новое говорит, делает, постоянно что-то в себе и в своей жизни меняет. Нестандартное мышление, уверенность в себе, регулярные изменения, как внешности, так и всего остального, а также выдвижением человеком смелых и амбициозных идей, все это делает его интересным.
Про материальную обеспеченность человека и его статус, из-за которых к нему также могут проявлять интерес, как к человеку выгодному, мы сейчас говорить не будем. Таких людей и нужно считать выгодными, полезными, а не интересными. Это все-таки немного разное. Я говорю сейчас именно о личностных качествах человека, благодаря которым он может вызывать к себе интерес, а все остальное, чего он сможет добиться в жизни, будет дополнением к этим качествам. Человек вообще должен быть активным, чтобы казаться интересным. Высокая активность человека – явление редкое. Большинство живут пассивной жизнью, предпочитая больше наблюдать за происходящим, нежели участвовать в нем. Поэтому, всегда нужно делать то, чего не делает большинство других людей, чтобы тебя заметили и сочти тебя интересным. Человеку надо высказывать свое мнение, необязательно именно свое собственное, оно может быть и заимствованным, но при этом устраивающим человека, с которым он полностью согласен. Главное, подавать голос и показывать всем, что ты не молчаливое большинство, у которого нет своей четкой и ясной позиции по тем или иным вопросам, а активное меньшинство, которое способно свои интересы отстаивать. Этим человек будет выделяться на фоне многих людей, потому что его слово, его мнение, его взгляды, его мысли, будут известны другим. Видите ли, в обществе много умных людей, людей, много чего знающих и понимающих, у которых можно многому научиться, которые о многом могут рассказать. Но большинство из них слишком пассивны, неразговорчивы, не уверенны в себе и в целом не активны. Они могут вести скрытый образ жизни, просто делают свое дело, увлекаются чем-то, живут в своем мирке и никуда ни во что не лезут. Им так удобно, они к такой жизни привыкли. Но такая жизнь не делает их интересными для других, кому интересен человек с его мыслями, какими бы блестящими они ни были, если он их не высказывает и не настаивает на их правильности. Надо человеку быть таким или не надо, это каждый сам для себя решает. Человек просто должен понимать, что ему надо себя показывать людям, он должен быть активным, разговорчивым, чтобы быть хотя бы заметным. Интерес к человеку начинается с того, что его сначала замечают, а потом уже пытаются узнать получше, понять его взгляды, убеждения, мысли, если он их настойчиво продвигает. Такие люди и уважением пользуются за свою настойчивость и даже за навязчивость. Потому что в таком поведении чувствуется сила.
Интересным быть выгодно, если думать практично. Потому что интересные люди, можно сказать, люди нужные. К интересным людям тянутся, их хотят видеть рядом с собой, а если они еще и угодливые, преданные, послушные, то и по карьерной лестнице они быстро поднимаются. Ведь таких людей приятно иметь под рукой, они не опасные, точнее, кажутся не опасными, исполнительные и надежные, что очень любят многие руководители, да и не только они. Даже компетентность человека не так важна, как его надежность, преданность и интересность. Поэтому, всякого рода приспособленцам полезно быть не только преданной дворняжкой, но и интересным человеком, с которым приятно поговорить и которого интересно послушать. Ведь наш интерес отражает наши эгоистические желания, к кому попало мы его не проявляем, не допуская мыслей о том, что человек интересный может быть нам полезен. Правда, не всегда ясно, чем и как он может быть полезен, но если у нас к нему есть интерес, мы хотим видеть его рядом с собой и сами к нему тянемся.
Немаловажную роль играет и оптимизм человека, его боевой настрой и веселость. Такие люди никогда не унывают, не ноют, не падают духом, они и сами всегда ищут хорошее во всем и других вдохновляют на новые достижения, своей верой в них и в лучшее. Ноющие пессимисты отталкивают от себя, даже если их пессимизм вполне обоснован. Люди хотят видеть и верить, что все будет хорошо, что бы не происходило. Поэтому, человек, который помогает им в этом, определенно становится для них более привлекательным, чем все остальное, у кого нет большого оптимизма. Это прекрасно знают политики, которые никогда не разводят нюни и уверяют всех, что все хорошо и будет еще лучше, даже если все плохо и обещает быть еще хуже. Лидерам вообще запрещено быть пессимистами, потому что любой негатив от таких людей быстро передается всем остальным, кто им подчиняется и из-за него у людей опускаются руки, они перестают трудиться, бороться и тогда действительно все становится плохо. К тому же пессимистичный лидер выглядит слабым, а таких лидеров люди не уважают и даже презирают. Поэтому у власти он долго не продержится. Оптимизм важен не только для того, чтобы и казаться, и быть интересным, но и чтобы выглядеть сильным человеком, которому никакие проблемы не страшны. К таким тянутся, таких уважают, таких ценят и даже боготворят. Людям интересно все то, что способно сделать их жизнь лучше, поэтому они и тянутся ко всеми, что олицетворяет собой силу, способную многое сделать и многое изменить. Будете оптимистичным человеком, будете выглядеть сильным, а значит и интерес к вам будет особый.
А вот ум и знания, вот это уже не совсем однозначные качества, с точки зрения их положительной оценки другими людьми. Кому-то они интересны в человеке, кто-то любит умных и знающих людей, а кого-то эти вещи отталкивают, если человек демонстрирует их таким образом, что окружающие его люди чувствуют себя рядом с ним неуютно, потому видят, что они ниже него. Для лидера это полезно, в своих лидерах люди всегда хотят видеть не просто харизматичную личность, но и сильную, умную, превосходящую других личность, им важно, чтобы такой человек был сильнее них, чтобы можно быть на него положиться, переложить ответственность за свою жизнь, довериться ему. А чтобы быть интересным человеком, необязательно для этого быть лидером, но нужно учитывать психологический комфорт окружающих тебя людей, чтобы им с тобой было удобно, чтобы они не чувствовали себя глупее тебя, чтобы им было интересно не только слушать, что ты говоришь, но и что-то рассказывать тебе. А для этого человек должен возвышать окружающих его людей, а не подавлять их своим интеллектом, авторитетом, талантами. Это порою трудно сделать, когда рядом с тобой люди, знающие и понимающие намного меньше, чем ты, особенно в какой-то области, в которой ты хорошо разбираешься. Тебя так и тянет всех поучать и поправлять. Тут надо уметь держать себя в руках и давать возможность людям высказаться и похвалить их за это, даже если они в чем-то неправы. Став хорошим слушателем, человек станет хорошим собеседником и интересной личностью. Согласитесь, приятно же находиться рядом с тем, кто, во-первых, не такой посредственный, как большинство других людей, а во-вторых, кто позволяет и тебе показать себя, как личность, кто возвышает тебя в твоих собственных глазах и еще лучше, в глазах тех, чье мнение о тебе важно для тебя. Ты будешь считать такого человека очень интересным для себя. Он не подавляет никого своими знаниями и своей активностью, не насмехается ни над кем, не унижает, чтобы таким образом возвысить себя. В общении с людьми такой человек ставит их на один уровень с собой, даже если люди чувствуют и понимают, что он все-таки выше их. Главное, чтобы чувствовалось признание и уважение к людям, они это высоко ценят со стороны действительно сильных умом и духом людей, которые могли бы легко их уничтожить, как личность, но благодаря своему благородству и мудрости, не только не делают этого, но еще и позволяют людям общаться с собой на равных. Ну как к таким не проявлять интерес, это же так редко встречается в нашей жизни. А что редко, как мы с вами знаем, то ценно!
Вот такое важное значение имеет интерес в нашей жизни. Это хорошее, полезное чувство. Потому что оно является превосходным мотиватором, способным поддерживать высокую активность человека в течение долгого времени, пока человек его испытывает. И потому, что быть интересным для людей, очень выгодно. Поэтому, своим и чужим интересом нужно управлять, чтобы оставаться эффективным в делах и привлекать к себе внимание нужных людей. И теперь вы знаете, как это делать.
Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе
Библиографическое описание:Трубинова, К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения: 23.10.2022).
Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.
Ключевые слова: познавательный интерес, эффективность педагогического процесса, интерес, учебная деятельность, процесс обучения
Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах.
В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучаемых, что в свою очередь невозможно без формирования познавательного интереса.
Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.
В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.
Модернизация современной школы должна обеспечить ученику его личностное развитие и успешность в учебной деятельности.
Один из критериев эффективности педагогического процесса — это формирование устойчивого познавательного интереса у школьников, что является одной из центральных проблем современной школы.
Социальную значимость процесса формирования познавательного интереса повышает введение новых федеральных образовательных стандартов в начальную школу.
Актуальность этой проблемы определяется обновлением содержания обучения, и учебной деятельности, а также необходимостью формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний.
Познавательный интерес самопроизвольно не возникает из потребностей, а специально формируется и развивается образовательным учреждениям, начиная с начальной школы, следовательно, нужно решать задачу формирования познавательного интереса с начальной школы, так как именно в это период выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных видах деятельности.
Сформированность у младшего школьника познавательного интереса ведет к возникновению внутренней цели деятельности самого ученика, превращая его в активный субъект учебной деятельности. И тогда время, проводимое школьником на уроке, становится не подготовкой к жизни, а собственно жизнью, осмысленной и значимой для самого ученика.
Познавательный интерес — одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. В условиях современной школы необходимость развития у школьников познавательного интереса представляется очевидной. Тем не менее, вопрос о том, каким образом возможно обеспечить наибольшее его развитие, до сих пор остается открытым. Данную проблему невозможно решить без теоретического обоснования понятия «познавательный интерес».
С позиций научно-педагогической значимости познавательный интерес — это важный фактор совершенствования процесса обучения и одновременно показатель его результативности и эффективности, так как он стимулирует самостоятельность, познавательную активность, творческий подход к изучению материала, побуждает к самообразованию. Психологи сходятся во мнении, что ядром личности как субъекта сознательной деятельности является мотивационная сфера человека и, прежде всего, его интересы и потребности.
При исследовании понятия «познавательный интерес» для начала необходимо обратиться к анализу базового понятия — «интерес».
С психологической точки зрения под интересом понимается избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес — приятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера, способностей) [5].
В учебнике психологии под редакцией И. В. Дубровиной «интерес — это потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане». Интерес может все более обогащаться в условиях формирующейся познавательной деятельности, и включать в себя новые связи и отношения материального мира. Интерес имеет эмоциональную и волевую характеристики. Интерес представляет собой интеллектуальную эмоцию и соответствующее усилие, которое связано с преодолением интеллектуальных трудностей. Интерес свойственен человеку на этапе освоения им действительности в форме знаний.
В педагогической науке по мнению Н. Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания. С. Л. Рубинштейн же под интересом понимал специфическую направленность личности, а М. А. Пастушкова полагает, что интерес связан с особым избирательным отношением человека к окружающему миру. На взгляд И. П. Подласого, интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности.
Интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важная для него, это положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности.
Таким образом, интерес это — избирательное отношение к чему-либо; определенная направленность личности; условие познавательной деятельности; эмоционально окрашенное отношение к объектам или явлениям действительности.
Сегодня под познавательным интересом преимущественно понимают «различные состояния человека, объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство».
Следовательно, можно прийти к выводу, что познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность.
Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира.
Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной.
Формирование познавательных интересов у детей в обучении может происходить по двум основным направлениям:
– отбор соответствующего содержания учебных предметов;
– собственно, организация познавательной деятельности учеников [18].
В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования прослеживаются следующие особенности познавательного интереса:
- Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о свойствах, качествах объектов и явлений действительности, в желании проникнуть в их суть, выявить имеющиеся между ними связи и отношения;
- Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Так, с одной стороны, под воздействием познавательного интереса у индивида значимо расширяется кругозор, с другой стороны, этот процесс возможен лишь через приобретение новых знаний, которые составляют основу развития познавательного интереса.
- Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения. Это в свою очередь определяет способы приобретения, хранения и применения знаний об окружающем мире;
- Чем шире кругозор человека, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связей между накопленным опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в знакомом предмете новых свойств, сторон, свойств, отношений.
Различные содержательные компоненты рассмотрены в исследованиях Г. И. Щукиной. К ним автор относит:
- Эмоциональный компонент, который проявляется во взаимодействии ребенка с другим человеком, например, в процессе оказания какой-либо помощи.
- Интеллектуальный компонент, отражается в реализации всевозможных операций мышления, таких как синтез, анализ, сравнение, обобщение.
- Регулятивный компонент, способствует развитию целенаправленной деятельности, формированию умений преодолевать трудности, сосредотачиваться, принимать верные решения, высказывать отношение к результатам творческой деятельности, учиться осуществлять рефлексию, самоконтроль.
- Творческий компонент, который отвечает за развитие умений осуществлять перенос уже усвоенных способов деятельности в новые обстоятельства, комбинировать виды деятельности, проявлять способность к творческой мыслительной деятельности [26].
В своих работах Л. И. Божович отмечает, что развитие познавательного интереса у детей происходит неодинаково. У одних он выражен очень ярко и носит «теоретическое» направление, у других детей он больше связан с практической активностью, что говорит о различном уровне познавательного отношения ребенка к действительности.
Исследования М. А. Пастушковой показывают, что до начала систематического обучения в школе содержанием познавательного интереса являются знания житейские, а не научные, но, тем не менее, это влияет на создание предпосылок для усвоения научных знаний.
Из данных детской и возрастной психологии известно, что ребенок приходит в школу, имея определенную внутреннюю готовность к обучению. Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность — учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех, которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания.
Школьная ситуация развития выступает для младшего школьника как качественно новая, что требует существенной внутренней перестройки, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять особую деятельность — учебную. В момент прихода ребенка в школу учебной деятельности как таковой еще нет, и ей предстоит сформироваться. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять.
Многие авторы отмечают, что собственно познавательный интерес к знаниям еще не свойственен младшим школьникам. Во-первых, еще сильны интересы, характерные для дошкольного возраста; во-вторых, доминирующее положение занимают социальные мотивы.
У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. Младший школьник продолжает играть в учителя, в школу. Но в игре он может часами решать, писать, петь, читать, рисовать и т. д. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным.
У младшего школьника сохраняется сильная потребность в движениях. Он не может долго сидеть неподвижно. Для него также особо характерна потребность во внешних впечатлениях. Именно она, как показывают исследования, впоследствии преобразуется в собственно познавательный интерес.
Школьника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, событий, явлений. Потребность во внешних впечатлениях — основная движущая сила развития психики младшего школьника. В начале обучения она удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему понять новые впечатления, разобраться в них. Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места.
Вместе с тем в мотивацию учения включаются различные мотивы младших школьников. Учение может иметь различный психологический смысл для ученика:
а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, т. е. в качестве «двигателя» его учебной деятельности, определяя тем самым познавательные интересы;
б) служить средством достижения других целей. Тогда мотивом, способствующим выполнению учебной деятельности, является эта другая цель. Внешняя деятельность всех учеников похожа, внутренне она очень разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами и интересами, обусловливающими деятельность, которые определяют для ребенка смысл выполняемой им деятельности.
Многие исследователи отмечают, что познавательный интерес, связанный с желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях. Тем не менее, строгой очередности возникновения этих интересов нельзя установить. Известно, что многие дети уже до школы испытывают потребность в познании окружающего мира.
В ходе обучения познавательные интересы младшего школьника постепенно претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые, другие исчезают, появляются новые.
Большое место в стимулировании познавательного интереса младшего школьника занимает оценка. Но не все дети в начале школьного обучения хорошо понимают ее объективную роль и смысл.
Отметочная мотивация как отмечали Ш. А. Амонашвили и В. И. Загвязинский и др., часто оказывает негативное влияние на познавательный интерес ребенка, что таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, не относящихся к сущности учения, влияет на развитие отрицательных черт личности.
Большинство авторов убеждены, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка.
Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы выражаются в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности.
Установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов.
Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов.
Познавательный интерес, и желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях.
Если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка.
Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования //Педагогика. — 2000. — № 2. — С. 14–16.
2. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учебник для вузов. — М.: Просвещение, 1983. — 345с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика-Пресс, 2001. — 352с.
4. Божович Л. И., Морозова Н. Г., Славина JI. C. Развитие мотивов учения у школьников. // Вопросы психологии школьника. — М.: АПН РСФСР, 1951, вып. 36. — С.29–105.
5. Выготский JI. C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1999. — 143с.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
7. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Прогресс, 2007. — 367 с.
8. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. — Ноябрьск, 2005. — 124с.
9. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. — М.: Педагогика, 1982. — 158с.
10. Кочановская Е. В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс… канд. пед. наук. — Калининград, 2000. — 197с.
11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики — М.: МГУ, 1981. — 584 с.
12. Лях Ю. А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис… канд. пед. наук. — Кемерово, 2004. — 14 с.
13. Маркова А. К. Мотивация и интерес к учению // Формирование интереса к учению у школьников /Под ред. А. К. Марковой. — М.: Педагогика, 1986. -191с.
14. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Дрофа, 2001. — 306с.
15. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. — 2008. — № 3. — С.16–20.
16. Моргун В. Ф. Мотивация разносторонней деятельности учащихся /Учителям и родителям о психологии подростка. /Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Просвещение, 1990. — С. 91–129.
17. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. -47с.
18. Найн М. В. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2004. — 25с.
19. Пастушкова М. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2009. — 17с.
20. Петровский A. B. Быть личностью. — М.: Политиздат, 1990. — 255с.
21. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальные исследования. — М.: Педагогика, 1980. — 240с.
22. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 365 с.
23. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Просвещение, 1988. — 412 с.
24. Садыкова Н. У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: Дис…. канд. пед. наук. — Воронеж, 2004. — 217 с.
25. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения: Дис…. канд. пед. наук. — Омск, 1997. — 171 c.
26. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 203с.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, интерес, учебная деятельность, окружающий мир, младший школьник, начальная школа, школьник, потребность, ребенок, познавательная деятельность.
интерес, учебная деятельность, процесс обучения, познавательный интерес, эффективность педагогического процесса
Значение интеллектуальных интересов в эссе Корнелла. — Корнельский университет
sahil123
#1
Что означает «Интеллектуальные интересы» в дополнительном эссе Корнеллского колледжа искусств и наук?
Предполагаемые специальности: физика и математика
ДаэдрикСайян
#2
В основном, то, что вас интересует «академически». Однако это не обязательно должна быть какая-то конкретная тема. Это может быть чтение книг, рисование, музыка и т. д. Вы также можете связать предполагаемые основные области со своими интеллектуальными интересами.
МОМАНДБОЙСТВО
#3
Не хочу грубить, но ваш вопрос меня беспокоит. Если вы не знаете, что означает вопрос об интеллектуальных интересах, возможно, Корнелл не для вас.
павшийхимик
#4
@sahil123
Что ж, я не уверен, что это так просто, как MOMANDTWOBOYSTOO это звучит, и я думаю, что часть того, что Корнелл хочет увидеть, это то, как вы это интерпретируете. Конечно, есть и более простая сторона. Интеллектуальные интересы явно не означают разговоры о том, как вы любите играть в бейсбол, или в монополию, или в карты. Ой, подождите, может ли игра в покер на высоком уровне считаться интеллектуальным интересом? Хммм, кроме вероятностей, есть изучение человеческого поведения на всевозможных уровнях, таких как язык тела, индикаторы неприятия риска, биологические ритмы в длинных турнирах… может быть, это все-таки не так просто. Я думаю, все согласятся, что многие аспекты оценки искусства носят интеллектуальный характер, но как насчет создания искусства? Считается ли это «интеллектуальным интересом»? Поэтому я думаю, что Корнелл, возможно, хочет, чтобы вы указали как то, как вы интерпретируете термин, так и конкретные предметы в рамках вашего определения.
МОМАНДБОЙСТВА
#5
@fallenchemist Ваш подход к бейсболу тоже может быть интеллектуальным. Возможно, вы изучаете бейсбольную статистику, чтобы разработать план игры. Я не очень разбираюсь в бейсболе, но моя точка зрения заключается в том, что все, что угодно, может представлять интеллектуальный интерес в зависимости от того, как вы к этому подходите. Поэтому вопрос довольно общий.
@sahil123 Этот вопрос от Корнелла похож на эссе, заданные другими колледжами. Что стимулирует вас интеллектуально, может быть, почему и как вы преследуете эти интересы сейчас и как вы планируете преследовать их в Корнелле. Узнайте о конкретных ресурсах Корнелла, которые помогут вам в дальнейшем изучении ваших интересов. Я предполагаю, что вы могли бы написать об одном предмете подробно или о нескольких интересах. У вас могут быть новые интересы, которыми вы хотите заняться в колледже, потому что в старшей школе их не предлагали.
Я думаю, Корнелл хочет знать, что вы умеете хорошо писать, что у вас есть интеллектуальные интересы и что вы думали о том, как вы будете заниматься ими конкретно в Корнелле. Вот как мой сын подошел к своему ответу. Он написал о своих основных академических интересах для желаемой специальности в области инженерии и второстепенной вне. Но он говорил и о других интересах и о том, где в Cirnell он сможет их реализовать. Он подошел к этому как к написанию реферата по английскому языку в средней школе, поэтому он хорошо организовал его и добавил несколько цитат известных людей, что ему, кажется, нравится делать.
Удачи в написании этого! Это не вопрос с подвохом.
блпроф
#6
Я думаю, они проверяют, есть ли у вас интеллектуальная любознательность, действительно ли вы заинтересованы в учебе, а не только что вы набрали высокие оценки и баллы за тесты. В условиях жесткой конкуренции ваши эссе — едва ли не единственное место, где можно действительно отличиться. Если вы можете заставить приемщика сказать: «Эй, я хотел бы встретиться с этим человеком. Бьюсь об заклад, с ними было бы интересно познакомиться», — вы добились успеха.
система закрыто
#7
интеллектуальный интерес? — Корнельский университет
Конфиденциальные форумы колледжейРозидейзи
#1
Чем это отличается от простого выражения заинтересованности?
‘интеллектуальная’ часть кажется трудной для понимания.
Кстати, я говорю о первом вопросе в приложении.
Кто-нибудь может объяснить, к чему этот вопрос?
спасибо.
коала717
#2
Ну, интерес может означать что-то вроде пинг-понга. Интеллектуальный интерес больше похож на любимый предмет в школе или, возможно, что-то, что вы находите интересным вне школы, но все же в некоторой степени интеллектуальное, например, Вторая мировая война или что-то в этом роде.
розовая дейзи
#3
спасибо koala717
🙂
koala717
#4
нет проблем 🙂
sparticus800
#5
или шахматы, или какая-то стратегия, или музыка в теоретическом смысле и т. д…
не бейсбол, ни кулинария, ни благотворительность
ehg6
#6
Любая стипендия, стипендия, программа последипломного образования, профессиональная школа, в которую вы подаете заявление, потребует от вас в письменной форме указать, что вы хотите изучать и как вы собираетесь использовать ресурсы этого конкретного учебного заведения для его изучения.
В данном конкретном случае Корнеллский способ узнать, действительно ли вы тщательно обдумали свое решение при подаче заявления в колледж, или вам просто понравился его рейтинг, и вы решили подать заявление.
По сей день — в настоящее время я учусь на втором курсе факультета экологии человека — я УБЕЖДЕН, что причина, по которой меня приняли в Корнелл, опередив тех, чей результат SAT на 150 баллов выше моего, заключался в моих ответах на два эссе, которые вы имеете в виду.
Я ни разу не пожалел о своем решении приехать. Держитесь, размышляйте над своими эссе и сохраняйте мотивацию.
rosiedaisy
#7
спасибо ehg6 и sparticus800
JohnC613
#8
разнообразие людей и желание понять их — можно ли считать это интеллектуальным интересом?
не могу летать_в_здесь
#9
может быть. когда я заполнил свои приложения, это было два вопроса эссе. первый попросил меня объяснить мой интеллектуальный интерес. а второй попросил меня объяснить, как школа собирается удовлетворять этот интерес. вы должны думать об этом как о способе показать им, что школа вам подходит.
norcalguy
#10
Я согласен с интерпретацией ehg6.
odyssey
#11
JohnC613, Да, вас интересует «социология»:
» Социология, научное исследование человеческого социального поведения. Изучая людей в их коллективном аспекте, социология занимается все виды групповой деятельности: экономическая, социальная, политическая и религиозная.Социологи изучают такие области, как бюрократия, сообщество, девиантное поведение, семья, общественное мнение, социальные изменения, социальная мобильность, социальная стратификация, а также такие специфические проблемы, как преступность, развод, жестокое обращение с детьми. , и зависимость от психоактивных веществ. Социология пытается определить законы, управляющие поведением человека в социальных контекстах.»
ДжонC613
#12
а как насчет моего стремления к медицинской карьере?
или как насчет интеллекта (я говорю о том, что заставляет студентов, которых я обучаю, учиться, и об искусственном интеллекте в программе-калькуляторе, которую я сделал, которая непобедима в крестиках-ноликах, и о том, как разные люди в моей математической команде решают одну и ту же математическую задачу в разных способами)
не может решить, какой из этих двух использовать
одиссея
№13
Преданность карьере в медицине не будет столь уникальной, как интерес к изучению интеллекта. Я думаю, интересно, что помимо вашего интереса к математике (о чем свидетельствует ваше участие в математической команде) вы отступили и заметили, что ученики в команде по-разному подходят к решению задач. То же самое с попыткой понять, как учатся дети, которых вы обучаете. Но главное, чтобы вы остались довольны тем, что написали.
мулу89
№14
привет, я шахматист, но мне просто интересно, шахматы — это «интеллектуальный интерес»?
CayugaRed2005
№15
Конечно… просто убедитесь, что вы связываете уроки шахмат с логикой и стратегией в целом. Шахматы широко применяются в философии, политологии и математике.
x3xkimiex3x
№16
Мне интересно, что касается интеллектуальных интересов, это обязательно должно быть что-то, чему вы научились в школе? Я люблю работать с детьми, и меня интересует их поведение и выбор и тому подобное. Но я также хотел бы помочь другим, говоря о проблемах и еще много чего. Как бы я мог использовать это. У меня возникают проблемы с формированием связных идей для использования.
Красный Каюга2005
# 17
Похоже, вы специалист по развитию человеческого потенциала.
chendrix
# 18
или поведенческая психология.
imlost
# 19
гм… может ли искусство (например, рисование/рисование/дизайн) считаться интеллектуальным интересом? Я хочу поговорить о том, как мой интерес от искусства перерос в бизнес —> маркетинг и все такое~~
Tboonepickens
#20
Я не согласен с тем, что пинг-понг и тому подобное не могут быть интеллектуальным интересом. У меня есть интеллектуальный интерес к уборке столиков в местном ресторане. Я пытаюсь найти новые и инновационные способы сделать это более эффективно, и я постоянно думаю о том, что я делаю и как я могу это улучшить.