Интерес | Понятия и категории
ИНТЕРЕС — активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо; потребности, выступающие мотивацией поведения индивида. Реализация интересов способствует повышению статуса личности, ее самооценки. Интересы всегда эмоционально окрашены и связаны с ценностным отношением человека к миру. Обычно выделяют личные и групповые интересы. Последние предполагают самые разные по размеру группы и большие социальные общности (классы, нации в том числе). Интересы социальных групп и общностей образуются на основе взаимодействия личных интересов, но не сводятся к ним…
Tags:
Психология
ИНТЕРЕС (от лат. interest — важно). Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы в форме побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не столько с результатом, сколько с процессом деятельности.
Tags:
Психология
ИНТЕРЕСОВ ВОСПИТАНИЕ. Содержание и характер интересов в процессе развития человека существенно изменяются. Интересы формируются и развиваются в процессе игровой, учебной, трудовой, общественной деятельности человека и зависят от условий обучения и воспитания. Поверхностные, случайные и неустойчивые интересы, вызываемые часто внешней занимательностью объектов, в процессе развития постепенно уступают место более глубоким, устойчивым и действенным интересом, вызываемым важными и существенными особенностями объектов.
Tags:
Педагогика
ИНТЕРЕС — одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определённом предмете. Интерес — проявление не только познавательной, но и других потребностей. Иначе говоря, интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечёт за собой тенденцию обращать внимание на объекты определённого рода, на их познание или на выполнение определённой деятельности. Интерес имеет важнейшее значение в осуществлении любой деятельности человека: является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, вызывает стремление работать в определённой области, служит одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к работе.
Tags:
Психология
Педагогика
ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ — социально-экономические категории, отражающие стремление человека к тому или иному типу и уровню жизнедеятельности. Потребности — переживаемая и осознаваемая нужда в том, что необходимо для здорового функционирования организма человека и его культурного развития. Условно потребности подразделяются на материальные, социальные и духовные, а также на истинные, разумные и мнимые, ложные, порочные. Потребности играют очень важную роль в жизни человека и общества, т. к. именно они лежат в основе мотивации той или иной деятельности.
Tags:
Экономика
Психология
ИНТЕРЕС — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности. Субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, напротив — вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике развития может превратиться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес…
Tags:
Психология
ИНТЕРЕСЫ — реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей, участвующих в них индивидов, социальных групп. Объективно и субъективно обусловлены преимуществами и привлекательностью тех или иных процессов, явлений, действий, предметов, произведений искусства, отношений между людьми, их значительностью для удовлетворения потребностей индивидов, групп людей, организаций, государств, народностей. Различают материальные (денежные, имущественные), политические, духовные, моральные (интеллектуальные, эстетические, психологические), личные (частные, семейные), коллективные, общественные, в том числе государственные, национальные, региональные, профессиональные.
Tags:
Экономика
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ [от лат. interesse — иметь значение, interesse — быть между] — потребности, объективные по своему характеру и происхождению, возникающие у различных социальных групп, коллективов, организаций и входящих в них отдельных личностей и обусловленные экономическими отношениями данного общества, экономическим положением определенных социальных общностей и объединений. Общественные интересы функционируют лишь через формы деятельности людей.Tags:
Социология
ИНТЕРЕСА ТЕОРИЯ — направление в современной западной аксиологии и этике, возникшее в 20-х гг. в рамках натурализма, близкое прагматизму. Его сторонники — Р. Перри, Д. Паркер (США), Ф. Теннант (Англия) и др.— определяют значение для человека предметов и явлений действительности (их ценность, в т. ч. и моральную) исходя не из той объективной роли, которую они выполняют в обществе, а из субъективного отношения к ним человека, его интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически — как желание, расположение, склонность, симпатия, любовь (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые людьми. Социальная обусловленность интересов способом жизнедеятельности человека, объективными законами исторического развития, в сущности, игнорируется. Это приводит к субъективистскому толкованию природы ценностей. Нравственность понимается как средство согласования и примирения частных интересов, добро — как то, что отвечает максимальной сумме индивидуальных интересов, а долг — в духе утилитаризма: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество существующих в данном обществе желаний и стремлений. Историческая цель нравственности понимается как смягчение противоречий, согласование интересов конкурентов.
Tags:
ИНТЕРЕС (лат. interest — иметь значение) — причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющая их социальное поведение. И. той или иной социальной общности ближайшим образом обусловливается ее положением в обществе, что в свою очередь зависит от экономических отношений. «Экономические отношения каждого данного общества,— писал Энгельс,— проявляются прежде всего как интересы» (Т. 18. С. 271). В отличие от потребности И. направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. В И. постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Он лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми…
Tags:
Экономика
Философия
Психология
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Откуда берется интерес и почему он угасает
Интерес побуждает к действию, дает энергию и создает условия для лучшего восприятия информации, но иногда он пропадает так же быстро, как и появляется.
Почему это происходит? Как можно поддерживать интерес в работе, обучении и межличностных отношениях? Что происходит в организме, когда человек заинтересован? Т&Р рассказывают об особенностях этой базовой эмоции, ее функциях, мимических проявлениях и о том, как сохранять интерес.Интерес как базовая эмоция
Американский психолог Кэррол Изард выделял 10 эмоций, образующих основу мотивационной системы человека: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина и интерес. Последнее считается главным мотиватором человека в работе и обучении и основным элементом творческой деятельности. Именно интерес побуждает к действию, созданию чего-либо и помогает доводить дела до конца.
Иммануил Кант отмечал, что испытывать интерес свойственно только человеку, а не животным, так эта эмоция предполагает целеобразование, волю. Социологии и психологи разграничивают эту эмоцию с понятием потребностей, которое обусловливается непосредственным отношением к предмету, в то время как интерес опосредован.
В исследовании «Интерес как эмоция, как аффект и как схема», опубликованном в книге «Интерес к математике и естествознанию», авторы отмечают несколько характеристик этой эмоции:Проявляется с рождения
Основана на подкорковых нейронных процессах
Активируется небольшим количеством специфических факторов окружающей среды
Является кратковременной
Провоцирует желание действовать целенаправленно
Создает отчетливое выражение лица
Возбуждает тело
Заинтересованный человек чувствует себя воодушевленным, у него появляется острое желание исследовать, расширить опыт, получая новую информацию. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным. Это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью.
Интерес возбуждается и поддерживается переменами и новизной
Когда человек испытывает интерес, у него повышается концентрация, тело находится в некотором напряжении, а в течение 5 секунд могут быть такие мимические проявления, как приподнятые брови, перемещение взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытый рот или поджатые губы.
В книге Изарда «Психология эмоций» упоминалось исследование, в котором наблюдали за лицами новорожденных детей. У заинтересованного ребенка уменьшалась частота сердечных сокращений. Это создает оптимальные условия для восприятия сенсорной информации, ее обработки и выработки оптимальной реакции.
Зачем нужен интерес
Биологическая функция
Сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, но являются ее источником и создают соответствующие условия. «Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней», — писал Изард.
У первобытного человека интерес, проявляющийся в расширении глаз и повороте головы в направлении к объекту, служил сигналом для соплеменников. Так индивид сообщал об опасности и другом важном событии. Только по одному взгляду вожака можно было установить местонахождение объекта, от которого могло зависеть выживание племени.
Мотивационная функция
Умеренный уровень интереса необходим для поддержания энергии и выполнения продолжительных проектов. Однако интерес все-таки является краткосрочным явлением, ученые не могут определить его среднюю продолжительность, так как на это влияет множество факторов, начиная от биологических особенностей индивида и заканчивая его эмоциональным состоянием и жизненными целями.
Для поддержания интереса необходимо постоянно привносить в саму деятельность что-то новое. Менять способы выполнения задачи, привлекать интересных людей, расширять кругозор по теме
Безусловно, интерес трудно поддерживать, если вы утомлены, поэтому необходимо позволять себе отдыхать, а в течение дня делать перерывы. Если же интерес пропадает, даже если вы стараетесь привнести что-то новое, возможно, эта деятельность, на самом деле, не соотносится с вашими желаниями и целями. Тогда их необходимо пересмотреть, зафиксировать, в какой момент пропал интерес, как часто это происходило, и сопоставить действия с целями.
Социальная функция
Австрийский психолог Альфред Адлер считал социальный интерес одной из движущих сил человеческого поведения. И особую роль он играет в коммуникации. В своей книге «Социальный интерес» автор отмечал, что именно благодаря интересу ребенок учится отличать мать от других людей, понимает расстояние между предметами, замечает их формы. Интерес к пространству побуждает детей ходить, слушать, трогать объекты окружающего мира, а впоследствии читать, смотреть картинки.
Интерес является необходимым компонентом для построения межличностных отношений. Нередко его угасание приводит к тому, что люди отдаляются друг от друга. Поэтому для поддержания интереса необходимо придумывать новые виды совместной деятельности, увлечения, путешествовать.
Познавательная функция
Интерес побуждает к познанию мира и становится необходимым компонентом обучения. Если взрослый человек, будучи более дисциплинированным, способен выполнить неинтересную ему задачу, то детей нужно постоянно завлекать, для чего и создаются различные игры.
Как уже было сказано выше, когда человек испытывает интерес, организм создает благоприятные условия для восприятия и обработки информации. Соответственно, когда интерес пропадает, обучение становится сложнее, теряется концентрация, и человек уже не получает удовольствия от процесса.
Интерактивные элементы в процессе обучения стимулируют интерес и, как следствие, повышают мотивацию
Поэтому в процессе обучения необходимо пробовать новые методы, комбинировать способы восприятия информации (слушать аудио, смотреть видео, обсуждать темы с единомышленниками). В педагогике познавательный интерес определяют как одно из социально значимых качеств, которое формируется у обучающихся в самом процессе учебной деятельности.
Эмоция интереса обеспечивает не только нормальное течение процессов восприятия, но и поддерживает состояние бодрствования. Действительно, бессонница охватывает человека не только при беспокоящем отрицательном аффекте, но и вследствие устойчивого интенсивного возбуждения. Не будь эмоции интереса, развитие мышления и формирование концептуального аппарата человека могли бы быть серьезно нарушены. Взаимосвязи между эмоцией интереса и функциями мышления и памяти настолько многообразны и тесны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны эмоции интереса угрожает развитию интеллекта почти так же, как физическое разрушение мозговой ткани. Чтобы думать, нужно переживать, нужно быть возбужденным, постоянно получать подкрепление. Пожалуй, нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без участия устойчивого интереса.
Сильван Томкинс. «Влияние на воображаемое сознание» («Affect Imagery Consciousness»)
Познавательный интерес может быть трех уровней: низкий (обучающийся находится в инертном состоянии, он не способен справиться с трудностями самостоятельно), средний (требуется постоянное стимулирование интереса со стороны педагога), высокий. В последнем случае учащийся самостоятельно стремится к получению знаний и имеет высокую мотивацию, это чаще всего происходит в том случае, когда его познавательная деятельность соотносится с истинными желаниями и целями. Этот факт стоит учитывать при формировании системы развития сотрудников в организации. Не стоит навязывать образовательные программы. В первую очередь, учащийся должен обладать внутренней мотивацией. Тогда произойдет органичное профессиональное развитие.
Для поддержания интереса в обучении необходимо:
Расширять знания об объекте
Пробовать новые способы выполнения привычных задач
Менять форматы обучения
Обмениваться опытом с единомышленниками
Комбинировать способы восприятия информации
Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.
Проценты: значение, типы и измерение
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим: — 1. Значение интереса 2. Типы интереса 3. Типы инструментов 4. Ограничение.
Значение интереса:Интерес – это субъективное отношение, побуждающее человека к выполнению определенной задачи. Это приносит удовольствие и удовлетворение. Это приводит к любопытству по отношению к интересующему объекту, увлечению привязанностью к объекту, силе воли к встрече с трудностями при выполнении интересующей задачи, определенному изменению поведения в присутствии объекта, характеризующемуся вниманием и сосредоточенностью. Различные определения интереса. Экспорт руководства делает дальнейшее объяснение интереса с точки зрения руководства.
Джонс утверждает, «Интерес — это чувство уподобления, связанное с реакцией, реальной или воображаемой, на конкретную вещь или ситуацию».
РЕКЛАМА:
Бингэм определяет: «Интерес — это склонность погружаться в опыт и продолжать его, в то время как отвращение — это склонность отворачиваться от него к чему-то другому».
Типы интересов:Джонс упоминает два различных типа интересов — внешние и внутренние. Первые представляют собой приятные эмоции, связанные с целью или целью деятельности. Это может быть слава, имя, деньги, победа или другие внешние мотивы поведения.
Но последние связаны с самой деятельностью, являясь основным и реальным влечением без какого-либо внешнего мотива. Этот внутренний интерес непрерывен и постоянен, даже если ближайшая цель достигнута. Внешний интерес умирает, как только цель достигнута.
Super и некоторые другие эксперты по руководству классифицировали интересы на:
РЕКЛАМА:
(i) выраженный интерес,
(ii) явный интерес и
(iii) измеренный интерес.
В проявленном интересе человек выражает свои личные симпатии с помощью таких предложений, как «Я люблю спорт». Хотя это первый источник познания интереса человека, на него нельзя полагаться, поскольку такие выражения, как постоянство, склонны время от времени меняться в зависимости от зрелости человека.
Проявленный интерес — это интерес, который не выражается, но наблюдается другими, пока человек занят и поглощен какой-либо деятельностью. Ньютон забыл о еде, когда занимался научными экспериментами.
Измеренный интерес — это оценка и учет интереса человека, выявленные некоторыми психологическими тестами или инвентаризацией интересов.
Зная интересы человека, мы можем больше полагаться на явный интерес и взвешенный интерес, а не на выраженный интерес. Но не всегда возможно узнать явный интерес из-за отсутствия частых ситуаций, в которых наблюдатель может наблюдать проявление. Следовательно, измеряемый интерес является обычным источником.
Типы инструментов для измерения интереса:Инструменты для измерения интереса бывают двух типов – формальные и неформальные. Формальные методы представляют собой специализированные и стандартизированные измерительные инструменты, такие как процентные кадастры, наборы процентных тестов.
Неформальные методы включают в себя собственное заявление человека, запись его действий и наблюдение родителей и учителей. Первые, т. е. неформальные методы, обычно дополняются неформальными методами.
РЕКЛАМА:
Три примечательных формальных метода, повсеместно используемых:
1. Сильный бланк профессионального интереса,
2. Список предпочтений Кудера и
3. Таким образом, график профессионального интереса.
Краткое описание каждого приведено ниже:
1. Сильный профессиональный интерес Пусто:
Профессор Стронг из Стэнфордского университета в Калифорнии разработал и стандартизировал этот контрольный список. Чек-лист содержит 400 отдельных пунктов. Его предъявляют индивидууму, и его просто просят указать, нравится ли он, не нравится или безразличен по трехбалльной шкале.
Тест показывает зрелость интересов человека, его мужественность и женственность, а также его профессиональный уровень. 400 предметов включают 100 занятий, 49 видов отдыха, 36 школьных предметов, 48 занятий и 47 особых интересов. Таким образом, он полезен как для обучения, так и для профессиональной ориентации.
2. Запись предпочтений Кудера:
Подготовлено Г. Фредериком Кудером. Этот тест охватывает более широкую область, состоящую из девяти отдельных шкал занятий, а именно. механический, вычислительный, научный, убедительный, художественный, литературный, музыкальный, социальный и канцелярский. Кудер предполагает три основных интереса, а именно. механический, литературный и художественный. Таким образом, когда перед субъектом ставится одна и та же задача с тремя связанными действиями, субъект выберет действие, которое связано с одним из трех его интересов.
Например, дается три варианта выбора одного предмета, а именно. строительство скворечника, написание статей о птицах и рисование зарисовок о птицах. Если субъект выбирает первое, его интерес механический. Представлен еще один пример.
Испытуемому предлагается выбрать занятие, которое он предпочел бы больше всего, и занятие, которое он предпочел бы наименее, из следующих трех:
(i) Посетить художественную галерею.
(ii) Поиск в библиотеке.
(iii) Посетите музей.
Тройное действие в отношении сбора: :
(i) Сбор автографов.
(ii) Собирайте монеты.
(iii) Собирать бабочек.
Для анализа и интерпретации используется подробная система оценки. Процентиль 75 или выше считается значительно высоким. Если человек выходит за пределы Р 75 в какой-либо из сфер, все занятия в этой области для него привлекательны.
3. Список профессиональных интересов Терстона:
Этот тест был разработан Терстоуном. Он провел комплексный тест для 3400 студентов колледжей, которые выразили свое Подобие (L). Безразличие (I) и неприязнь (D) к каждому из пунктов теста.
Он проанализировал результаты тестов и с помощью методов факторного анализа пришел к 8 интересующим факторам, а именно;
(i) Коммерческий интерес,
(ii) Юридический,
(iii) Спортивный,
(iv) Академический,
(v) Описательный,
(vi) Биология,
(vii) Физические науки,
(viii) Ст.
Некоторыми менее используемыми тестами интереса являются Коэффициент профессионального интереса Хепнера и Бланк интереса Лафберроу. Последний выполнен в том же дизайне, что и Strong’s Blank. Это дает одиннадцать семей вместо девяти, а именно. Художественный, Коммерческий, Строительный, Промышленный, Научный, Гуманистический, литературный, Транспозиционный, Механический и Технический. Перечень профессиональных интересов Клектона касается 9 групп занятий и содержит 630 пунктов.
Субъект должен ответить на 40 вопросов и перечислить свои интересы. Есть еще два инвентаря, которые специально подготовлены для женщин. Банк профессиональных интересов Мэнсона предназначен для женщин. Стюарт и Брейнард подготовили специальные списки типов интересов, по одной для девочек, женщин, мальчиков и мужчин. Любой тип (скажем, для девочек) содержит 20 групп по пять вопросов, не имеющих разных интересов.
Инвентарь с ограничением интереса :1. Некоторые тесты выявляют способности, а не интерес. Но интерес — это не то же самое, что способность. Таким образом, некоторые тесты не являются полностью действительными или надежными.
2. Тесты предполагают наличие у испытуемого особого интереса. Но он может выявить тот интерес, который присутствует на момент проверки, а не после. Выявленные интересы могут не оставаться постоянными. Кроме того, интересы культивируемы также. Во время тестирования конкретный интерес может не развиться полностью, но он может развиться впоследствии. Было замечено, что некоторые интересы развиваются во время призвания.
3. Описи процентов раскрывают факты на основе отчета субъекта. Точность отчета по-прежнему остается проблемой. Некоторые люди не раскрывают факты.
4. Вопросы в описях относятся к определенным видам деятельности, и не все из них ведут к четко определенным призваниям. Опять же, есть много совпадений между одним видом деятельности и другим. Профессия — это не один интерес, а сочетание видов деятельности или интересов.
5. Прогностическая сторона кадастров также была протестирована. В ходе расследования Проктор обнаружил, что они имеют 25% постоянства в школьных занятиях. Strong находит корреляцию с будущим призванием как 0,75, т. е. меньше + 1,9.0003
Несмотря на вышеуказанные ограничения, Инвентаризация интересов очень полезна для определения будущих тенденций в профессиональной жизни человека.
Главная ›› Педагогическая психология ›› Индивидуальное ›› Интерес
Психология интереса
Из Католическая энциклопедия
(лат. интерес; фр. интерес 91 6 интерес; 6). Психическое состояние, называемое интересом, привлекло большое внимание в новейшей психологической литературе. Во многом это заслуга немецкого философа Гербарта. Важное место, которое он завоевал для него в теории образования, делает его заслуживающим некоторого внимания в Католической энциклопедии. Психологи спорят о точном значении, которое следует придавать этому термину, и о точной природе психического состояния.
ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРЕСА
Интерес по-разному определяется как своего рода сознание, сопровождающее и стимулирующее внимание, приятное или болезненное чувство, направляющее внимание, приятный или болезненный аспект процесса внимания, тождественный самому вниманию. Таким образом, можно сказать, я занимаюсь тем, что меня интересует; и, опять же, интересоваться и посещать тождественно. Термин интерес используется также для обозначения постоянной умственной предрасположенности. Таким образом, у меня может быть интерес к определенным предметам, хотя они и не являются объектом моего нынешнего внимания. Как бы ни определялся интерес и описывался ли он как причина внимания, как аспект внимания или как тождественный с вниманием, его особое значение заключается в его тесной связи с умственной деятельностью внимания. Внимание можно определить как познавательную или интеллектуальную энергию, направленную на какой-либо объект. Оно по своей сути избирательно, оно концентрирует сознание на части поля ментального зрения, игнорируя при этом другие части. Внимание также носит целенаправленный характер. Он фокусирует наш ментальный взгляд, чтобы достичь более ясного и отчетливого видения. Это приводит к более глубокому и продолжительному впечатлению и, следовательно, играет жизненно важную роль как в каждом познавательном акте, так и в росте знания в целом. Английская ассоциативистская школа психологии и большинство эмпириков, рассматривая генезис знания, по-видимому, рассматривают интенсивность или частоту стимула как наиболее влиятельный фактор в процессе познания. На самом деле то, что воспринимает ум, почти полностью зависит от этого избирательного действия внимания.
Из общей массы впечатлений, вливающихся в любой момент по различным каналам чувств, только те, на которые направлено внимание, поднимаются на уровень интеллектуальной жизни или реально овладевают умом. Что это такое, будет определяться интересами. Нас интересует то, что связано с нашим прошлым опытом, особенно то, что отчасти ново, но отчасти знакомо. Приятные ощущения и болезненные ощущения — своеобразные возбудители внимания; есть и другие переживания — возможно, нейтральные сами по себе, но связанные с последними, — которые порождают страх или надежду и потому становятся интересными. Хотя наше внимание может временно привлечь какой-либо внезапный шок или неожиданное впечатление необычайной интенсивности, мы не говорим об этом как об интересном, и наше внимание вскоре ослабевает. Отдельные переживания, за исключением тех случаев, когда они могут стимулировать интеллект к стремлению сопоставить их с некоторыми предыдущими познаниями, нелегко удерживают ум. Требуются повторные усилия, чтобы удерживать внимание на незнакомой области знаний (например, на новом языке или науке). Но по мере того, как каждый последующий акт наблюдения или понимания оставляет в памяти осадок в виде идеи, готовой быть пробужденной частично подобными переживаниями в будущем, в уме постепенно выстраивается группа или система идей. составляющие наше постоянное знание предмета. Такой ряд переживаний с отложившейся таким образом в памяти группой идей делает подобные акты познания легкими и приятными в будущем. На самом деле они развивают своего рода аппетит к будущим связанным переживаниям, которые отныне усваиваются, или, говоря языком Гербарта, воспринимаются с легкостью и удовлетворением. Скрытая группа идей, содержащихся в какой-либо теме, составляет интерес в смысле постоянной диспозиции ума, в то время как чувство процесса апперцепции или ассимиляции представляет собой интерес, рассматриваемый как форма актуального сознания. Но событие причудливого или нового характера, которое нам может быть трудно понять или ассимилировать с прошлым опытом, также может очаровывать наш разум. Таким образом, странное, ужасное может пробудить, по крайней мере временно, острый, если не болезненный, интерес. Тем не менее, поскольку такие переживания могут вызывать страх или тревогу, они подпадают под общий принцип, согласно которому интерес связан с личным удовольствием или страданием.
Вообще говоря, все те вещи, которые возбуждают или поддерживают непроизвольное или спонтанное внимание, интересны, в то время как явления, на которые мы можем обратить внимание только с произвольным усилием, неинтересны. Ребенок интересуется своей едой и своей игрой, а также любыми операциями, связанными с удовольствием или болью в прошлом. Мальчик интересуется своими играми, теми упражнениями, которые он стал связывать со своим благополучием, и теми занятиями, которые уже настолько засели в уме, что новые идеи и сведения легко усваиваются и связано с тем, что было раньше. Мужчин интересуют те предметы, которые переплелись и связаны с основными занятиями их жизни.
ПЕДАГОГИКА
При таком понимании психологии интереса становится очевидным ее первостепенное значение в работе образования. Именно в его настойчивости на ценности этой умственной и моральной силы и в его систематическом рассмотрении ее в применении к делу обучения заключается главное значение Гербарта как педагога. В той мере, в какой учитель может пробудить и поддержать интерес ученика, тем больше будут легкость, быстрота и упорство умственного приобретения последнего. Следует признать, что в начале большинства отраслей знания ряд «сухих» фактов, которые сами по себе мало интересны для ребенка, обычно приходится усваивать с трудом. Спонтанное внимание ученика не будет фиксироваться и с удовлетворением придерживаться идей, изложенных на первых страницах учебника. Здесь учитель вынужден требовать усилия произвольного внимания, хотя бы и неприятного, со стороны ученика. Тем не менее он мудро сделает все возможное, чтобы сделать некоторые будущие полезности непосредственного труда понятными для учащегося, и таким образом придаст опосредованный интерес тому, что скучно и непривлекательно само по себе. Более того, поскольку длительное усилие внимания к тому, что само по себе неинтересно, утомительно, он будет сначала делать уроки по этим предметам короткими и разнообразить монотонность оживляющими и полезными сведениями, иллюстрациями, комментариями и т. п., которые даст облегчение и отдых между приступами к сути урока. На этом этапе мастер стремится быть интересным учителем; он еще не может сделать свой предмет интересным, что, однако, должно быть его конечной целью.
Но по мере того, как учащийся продвигается вперед, в его уме формируется все большая группа знаний, растущая масса идей об этой области науки, что делает появление каждой новой идеи, связанной с ней, более легким и желанным. Возникает чувство удовлетворения от того, что каждое новое вписывается в старое, усваивается или «осваивается» последним. Ученик начинает чувствовать, что идеи, которыми он уже владеет, дают ему определенную способность понимать и манипулировать предметом своего изучения. Он стал осознавать расширение этой силы с каждым расширением своего знания, и желание большего знания начинает проявляться. Здесь мы имеем апперцептивное внимание или непосредственный интерес. Чтобы вызвать этот непосредственный интерес к самому предмету, являющемуся главной целью учителя, эта цель должна определять его изложение предмета в целом, а также направлять его в ежедневном общении с учеником. Его изложение должно быть упорядоченным, логичным, с надлежащими подразделениями: более важные принципы или идеи должны быть прочно зафиксированы повторением, подразделения должны быть расположены на своих местах, а их связь с главами, к которым они относятся, должна быть ясной. Благодаря этому представления о предмете, вводимые в сознание учащегося, выстраиваются в рациональную или организованную систему. Это обеспечивает большее владение тем, что уже известно, а также большую легкость в восприятии новых знаний и, таким образом, ускоряет рост интереса. Но помимо этой упорядоченности изложения в трактовке предмета, которая может быть формальной и безжизненной, учитель должен постоянно приспосабливать свои наставления к нынешнему состоянию ума ученика. Он должен постоянно держать в поле зрения, какие идеи ученик уже усвоил. Он должен пробуждать соответствующий набор идей разумными вопросами или повторениями и возбудить аппетит любопытства, когда собирается сообщить дополнительную информацию; он должен показать связь и связать новый предмет с предыдущим знанием путем сравнения, иллюстрации и объяснения. Наконец, он должен быть готов к любой возможности обобщить и показать, как новая информация может быть применена, путем постановки подходящих упражнений или задач, которые должен решить сам ученик. Таким образом, он ведет ученика к осознанию возрастания его силы, что является одним из наиболее действенных средств воспитания активного интереса как к самому предмету, так и к соотношению его различных частей с целым.
Однако современная педагогика, особенно после Гербарта, настаивает на ценности интереса не только как средства, но и как воспитательной цели самой по себе. Для Гербартовской школы целью воспитания должно быть формирование человека «многостороннего интереса». Это должно быть достигнуто разумным развитием различных интеллектуальных, эмоциональных и нравственных способностей, то есть реализацией всего человеческого существа со всеми его способностями. Можно признать, что с некоторыми оговорками и оговорками в этом взгляде есть значительная доля истины. Достойные интересы облагораживают и обогащают человеческую жизнь как в смысле достоинства, так и счастья. Способности, умственные и физические, требуют упражнения; деятельность человека найдет выход; способности его души даны для реализации. Ceteris paribus, Хорошей проверкой образовательной ценности любой области обучения и эффективности метода, с помощью которого она преподавалась, является степень, в которой она становится постоянным интересом для ума. Упражнение наших умственных сил на предмете, который уже создал себе реальный интерес, сопровождается удовольствием. Бизнес или профессия человека, когда он работает самостоятельно на себя, должны стать и обычно становятся предметом живого интереса. Но, если его жизнь не должна быть очень узкой и скудной, у него должны быть и другие интересы. Его часы досуга требуют их. Здоровые интеллектуальные, социальные и эстетические интересы являются одними из наиболее эффективных средств для преодоления искушений питьем, азартными играми и другими унизительными формами развлечений. Давление скуки и праздности разовьет самое пагубное недовольство, если способности не найдут подходящего применения. Человек, который после ряда лет, посвященных исключительно работе по зарабатыванию денег, уходит из бизнеса, чтобы повеселиться, может найти жизнь почти невыносимой из-за отсутствия интересного занятия. Предмет, в отношении которого разум владеет организованной системой идей, необходим человеку для приятного применения его способностей, и такой интерес требует времени для своего развития.