Интериоризация: примеры механизма, этапы, применение
Интериоризацией называется переход от внешнего к внутреннему. Экстериоризация является противоположным действием. С помощью интериоризации происходит обучение человека, когда взрослые сразу рассказывают и показывают, а затем дети это повторяют, делая перенос необходимого вовнутрь.
Содержание:
- 1 Что такое интериоризация?
- 2 Механизм интериоризации
- 3 Методы изучения
- 4 Пример интериоризации в области психологии
Что такое интериоризация?
Впервые об этом понятии стало известно от французского ученого, однако, российский ученый Выготский работал над вопросом более подробно. Определение «интериоризация» является процессом, когда благодаря жизненному опыту человека формируются его психические структуры. В педагогике интериоризацией называют обучение ребенка, направленное на умение общаться с символами.
Механизм интериоризации
Ученый П. Я. Гальперин считает, что механизм интериоризации характеризуется шестью этапами:
- Для первого этапа характерной является мотивация или призыв со стороны взрослого.
- На втором этапе происходит ориентировочный момент, когда ребенок наблюдает за действием взрослого и анализирует его.
- Третий этап — материальный, когда малыш сам повторяет действия.
- На четвертом этапе ребенок уже проговаривает действия вслух.
- На пятом этапе происходит внутренняя речь, когда ребенок проговаривает действия про себя.
- Этап умственного действия отмечается уже шестым, когда весь мыслительный процесс у ребенка происходит с высокой скоростью
Наиболее часто интериоризовать приходится в процессе обучения, когда педагогу необходимо донести до ребенка новый материал и научить его выполнять различные действия в уме. Не обошел интериоризированный процесс и воспитательный момент, когда у ребенка в уме формируется понятие о нормах поведения. Во взрослом возрасте данный процесс может использоваться в отношениях начальника и подчиненного, а также стажера и его наставника.
Методы изучения
Интериоризировать можно с помощью различных методов в психологии и социологии:
- с помощью наблюдения;
- естественного эксперимента;
- тестирования;
- беседы.
К основным проблемам данного процесса относятся какие-либо отклонения в психическом и физиологическом плане и поиск объективных исследовательских методик в области психологии.
Пример интериоризации в области психологии
Очень четко отражение интериоризации можно прослеживать на примере игры ребенка с сортером. Сразу взрослый проговаривает малышу, что квадратик необходимо разместить в квадратном отверстии, а затем малыш уже начинает сам проговаривать этап игры. В дальнейшем он начинает делать это осмысленно, а в конце уже успешно подбирает фигурки, соответствующие размеру, без каких-либо раздумий.
Процесс интериоризации имеет особую ценность, так как позволяет ребенку научиться анализировать свои действия, сравнивать, а также считать. Умственные действия положительно влияют на развитие и способствуют повышению скорости действий.
В процессе интериоризации большую роль играет эмоциональное состояние обучающего. Он должен уметь управлять своими эмоциями. Научиться этому можно с помощью курса Викиум «Эмоциональный интеллект».
Интериоризация: что это в психологии
Интериоризация в психологии – это именно тот процесс, с которого начинается взаимодействие едва появившегося на свет человека с окружающим миром. Это пути его взросления и последующее постоянное взаимодействие с социумом уже взрослого индивида. Это присвоение фрагментов опыта и знаний всего человечества, применение постепенно накапливающегося собственного жизненного опыта и включение всего этого в свою внутреннюю психологию. Собственно, это и есть процесс человеческого развития. Именно интериоризация помогает человеческой психике научиться свободно оперировать образами, думать, мысленно перемещаться в прошлое или будущее и др.
СОДЕРЖАНИЕ
- Понятие интериоризации в психологии
- Основоположники метода
- Как работает интериоризация
- Связь общения и интериоризации
- Интериоризация в других дисциплинах и науках
- В социологии
- В педагогике
- В философии
Понятие интериоризации в психологии
Французское слово «interior» переводится как «внутренний». Интериоризация понимается как переход чего-либо извне вовнутрь. Это одна из составляющих деятельности человека, объединяющих психическую (внутреннюю) и физическую (внешнюю) ее стороны. Регулируют эту деятельность два взаимодополняющих процесса: интериоризация и экстериоризация. В свою очередь, экстериоризация представляет собой обратное действие – переход изнутри вовне. Из абстрактных мыслей в физическое воплощение. Например, действия по созданию какого-либо предмета по заранее выработанному плану. Экстериоризация и интериоризация невозможны одна без другой. Они сопровождают человека не только в детстве, но и на протяжении всей его жизни. Без интериоризации невозможно создать, к примеру, план возведения здания. Без экстериоризации невозможно воплотить его в жизнь.
Основоположники метода
Слово «интериоризация» впервые применил Эмиль Дюркгейм, социолог из Франции. В его понимании это понятие означает связь между внутренним и внешним миром психики человека. В то время этот термин представлял собой один из элементов социализации. Последователи Дюркгейма Пьер Жане, Жан Пиаже, Анри Валлон продолжили развивать его как психологическое понятие. Под термином стали понимать перенос во внутреннюю психику взрослеющего человека общественного мышления, сложившегося вокруг него.
Современное значение понятие интериоризации приобрело уже в советское время. Лев Семенович Выготский подразумевал под ним один из наиболее важных факторов формирования мышления и психики человека. Эту работу основательно дополнил и продолжил его последователь Петр Гальперин. Он называл процесс интериоризации «теорией поэтапного формирования умственных действий». Изначально эта теория охватывала только механизмы становления мышления у маленьких детей, трактуя термин «интериоризация» как синоним воспитания и развития. И сейчас актуальна фраза, что воспитание представляет собой интериоризацию общечеловеческих ценностей. Современная наука экстраполирует выводы, полученные при изучении этого процесса, на психосферу людей любого возраста.
Как работает интериоризация
В процессе интериоризации у маленького ребенка:
- возникает и формируется мышление;
- создается структура психики;
- образуется и развивается личностное самосознание;
- интериоризованный ребенок как личность вливается в социум, формируются навыки взаимодействия с ним.
При этом происходит замещение реальных вещей их мысленными обозначениями и символами. Ребенок учится оперировать «культурными знаками» – так Л. Выготский определял алгебраические символы, языковые формулы, географические карты, картины и др. абстрактные понятия. Происходит интериоризация ценностей. При этом прорабатываются и усваиваются выработанные окружающим ребенка социумом знания, умения, инструменты, правила и цели. Создается собственная индивидуальная внутриличностная система ценностей конкретного человека, которая в рамках социального участия взаимодействует с другими людьми, с их системами ценностей.
Механизм работы интериоризации:
- Этап мотивации предполагает формулировку задачи. Возникает к ней интерес и появляется желание ее решить. Это может быть, к примеру, разговор взрослого с ребенком о том, чем они вместе будут заниматься. Например, взрослый научит малыша считать с помощью кубиков.
- Этап ориентирования. При этом ребенку предоставляется пример того, что именно нужно делать. Малыш наблюдает и запоминает верную последовательность действий, приводящую к результату. К примеру, достать из коробки 2 кубика и потом добавить к ним еще 1, чтобы узнать счет до 3.
- Материальный этап предполагает повторение ребенком выученных действий, взаимодействие с материальными предметами, приводящее к тому же результату, как и в показанном примере. Ребенок передвигает кубики и через прямое подкрепление осваивает счет.
- Этап внешней речи. Малыш учится описывать материальные процессы словами. Ему уже не нужно видеть в реальности настоящие кубики, чтобы сосчитать до 3. Но ему все еще нужно, чтобы слова, сопровождающие счет, были произнесены.
- Этап внутренней речи не требует проговаривания вслух. Операция по подсчету воображаемых кубиков сопровождается мысленным проговариванием слов подсчета.
- Этап умственного действия происходит без какого-либо мысленного или иного произнесения фраз. Добравшись до того этапа, ребенок уже способен совершать простые действия (складывать числа и др.
Связь общения и интериоризации
Только в коммуникации, в общении возможна реализация процессов «овнутривания» внешних явлений, предметов и действий. Важнейшим орудием в них выступает речевое действие. Описанный выше пример интериоризации служит тому ярким доказательством. От понимания слов, овладения правильным их употреблением зависит успешность оперирования информацией, понимание существенных свойств вещей и явлений. Именно через слово усваивается весь опыт человечества, накопленный за время его существования. В зависимости от возраста человека выделяют 3 вида интериоризации.
- Начальная интериоризация подразумевает возникновение и становление сознания у новорожденного младенца. При этом ребенок сначала учится воспринимать и различать образы, в процессе игр и общения с родителями старается им подражать, повторяет действия людей, окружающих его. Постепенно такой способ обучения становится важной частью его психики.
- Школьная адаптация. Школа становится местом следующего вида интериоризации. Именно здесь проходит начальный этап социализации. Дети учатся смотреть на себя со стороны, взаимодействовать с ровесниками и другими людьми. При этом развивается самосознание. Присваиваются знания, которым обучается ребенок.
- Социальная адаптация. Эта разновидность применяется каждым человеком всю его жинь. Человек в любом возрасте постоянно взаимодействует с окружающими, беспрерывно учится у них чему-то новому.
В социальной адаптации по степени близости социальных контактов выделяют 3 круга:
- узкий первый круг составляют ближайшие родственники;
- в средний входят близкие друзья и дальние родственники;
- дальний состоит из соседей, коллег и знакомых.
Интериоризация в других дисциплинах и науках
В социологии
Социология изучает этот процесс как социально-психологическое явление, помогающее адаптироваться в определенном социуме, приспособиться к окружающей среде. При этом у человека вырабатываются соответствующие правила поведения, формируются нормы нравственности и морали.
3 этапа социальной интериоризации (по Выготскому):
- Индивидуализация предусматривает принятие и усвоение норм поведения, общепринятых для социума.
- Интимизация – это формирование и осознание своего собственного «я».
- Кристаллизация выявляет личные принципы, особенности характера, присущие определенной личности.
В педагогике
Этот процесс трактуется как развитие у ребенка способности оперировать отвлеченными символами. При общении с учителями (внешнее воздействие) формируются методы работы с математическими, химическими формулами и др. (внутренний процесс). При этом происходит не просто механическая передача знаний от человека к человеку, расширение его эрудиции. Во время обучения развивается психика и сознание ребенка.
В философии
По мнению философов, это практический инструмент познания бытия, который работает только при совмещении практической деятельности с теоретическими знаниями. Эту версию выдвинул советский, российский философ Д. Пивоваров.
Без интериоризации невозможно развитие и взросление человека, невозможно его существование в социуме. С ее помощью у маленького ребенка начинает развиваться сознание и мышление, формируется психика. Он учится считать и читать, думать, анализировать, сравнивать, смотреть со стороны на себя, происходит обучение и воспитание. Но важность и необходимость этого процесса не ограничиваются детским возрастом и школьными годами, его механизмы используются взрослым человеком всю его жизнь, постоянно оказывая мощное влияние на развитие его личности.
Понравилась статья? Поделись с друзьями:
Внутреннее определение и значение — Merriam-Webster
in·te·ri·or·ize in-ˈtir-ē-ə-ˌrīz
переходный глагол
: сделать интерьер
специально : сделать частью своего внутреннего существа или ментальной структуры
интериоризация
ин-ˌtir-ē-ə-rə-zā-shən
существительное
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете
Но для меня современное искусство должно быть связано с тем, как сами художники
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «интериоризировать». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1906, в значении, определенном выше
Путешественник во времени
Первое известное использование interiorize было в 1906 году
Посмотреть другие слова того же года внутреннее содержание
интериоризировать
внутренние линии
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Интерьерировать».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/interiorize. По состоянию на 11 ноября 2022 г.Copy Citation
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
отважный
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Странные привычки и причуды
- Что из следующего лучше всего описывает легко раздражающегося человека?
- кричащий раздражительный
- поверхностный общительный
Прослушайте слово и напечатайте его. Сколько вы можете получить правильно?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
TAKE THE QUIZ
определение в кембриджском словаре английского языка
Переводы interiorize
на Китайский (Традиционный)
接受,吸收(想法、觀點、信仰等)…
Подробнее
на китайском (упрощенном)
接受,吸收(想法、观点、信仰等)…
Подробнее
Нужен переводчик?
Получите быстрый бесплатный перевод!
Обзор
дизайн интерьера БЕТА
декоратор интерьеров
дизайн интерьера
дизайнер интерьера
интериоризация
интериоризированный
Межостров
вставлять
вмешался
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook. copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.copyright2}}
Авторы изображений
Пройди тест сейчас
Слово дня
супергерой
Великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsuː.pəˌhɪə.rəʊ/
НАС
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈsuː.pɚˌhɪr.oʊ/
персонаж фильма или рассказа, который обладает особой силой и использует ее, чтобы делать добрые дела и помогать другим людям
Об этом
Блог
Горячий воздух и плохая кровь (идиомы, найденные в газетах)