Интериоризация это определение в психологии: что это простыми словами, примеры, виды

интериоризация | это… Что такое интериоризация?

   ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (с. 282) (от франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии — в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.

   В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления.

В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

   Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное. Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые. Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин.

Для Пиаже интериоризация — явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.

   Любопытно, что в современных англоязыгчных психологических словарях нет термина интериоризация, самым близким по значению и звучанию является понятие интврнализация, которое используется и в психоанализе. Для психоаналитиков интериоризация — это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты. В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р.Шафер, У.Мейснер, Г.Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.

   Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание

(синоним интериоризации), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

   Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

   А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид

присваивает достижения предшествующих поколений.

   В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интвриоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка — это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

   Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

   Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.

   Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.

   Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

   Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея

деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

   Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.

   Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин интериоризации. По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

   Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план — не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации. Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий.

Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием.

   Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.

   Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин интериоризация, он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.

   Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С. Л.Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней психической деятельности из внешней материальной. Он считал, что интериоризация — не «механизм», а лишь результат, характеристика .направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов — в качестве компонента внешнего практического действия — к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

   По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.

   Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальныйматериализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.


5. Понятие интериоризации в отечественной и зарубежной психологии

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. interiorisation, от лат. interior – внутренний) – переход извне внутрь. В психологию понятие интериоризации вошло после работ представителей французской социологической школы (Дюркгейм и др.), где оно связывалось с понятием социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.)

Понятие интериоризции

Общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы (сделай то, возьми это). Потом человек стал обращать слова приказы на самого себя (говорит «встань» и встает). Сначала был процесс интерпсихологический, т.е. межличностный, коллективный. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Превращение интерпсихических отношений в интрапсихические – процесс интериоризации, т.е средства-знаки (зарубки, узелки) превратились во внутренние (образы, элемент внутренней речи). Интериоризация (по Выготскому) — это переход ВПФ из внешнего социального плана к внутреннему индивидуальному плану её существования. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить — яркий пример процесса интериоризации.

Стадии интериоризации (3 стадии интериоризации в онтогенезе)

1. взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;

2. ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3. ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Пример: Л.С. Выготский проводил опыты в виде игры с детьми 3-4 лет. Исследование произвольного внимания (когда предмет сам не бросается в глаза). Перед ребенком ставили чашки с крышками, на которые были наклеены прямоугольники, которые различались оттенками серого цвета: светло- и темно-серые. Прямоугольники и различия цвета были не очень заметны. В одну чашку помещали орех и просили детей отгадать, где он. Орех всегда находился в чашке темно-серого цвета. Если цвет был ярко-красный, то это был бы опыт на изучение НПФ. Ребенок то отгадывает, то проигрывает. Но условной связи нет, он не может выделить сигнальный признак. Затем экспериментатор на глазах у ребенка кладет орех в чашку и указывает на темно-серое пятно. После этого ребенок начинает выигрывать. Т.е. взрослый направил внимание ребенка на нужный предмет и затем ребенок сам стал направлять свое внимание на решающий признак. Здесь использовался знак – указательный палец экспериментатора. И ребенок сформулировал правило: надо смотреть на пятнышки и выбирать то, которое темное. Т.е. произошла интериоризация, знак превратился из внешней формы во внутреннюю.

Интериоризация в психоанализе.

Интериоризация – синоним интроекции (переход из внешнего плана во внутренний).

Психоаналитическая теория объектных отношений строится на предположении о том, что значимые объекты, их характеристики и отношения к ним интроецируются в психику человека, влияют на формирование и развитие его личности.

По сути, такой подход основан на идее детерминации внутреннего внешним. Все, что касается данного вопроса, далеко не однозначно, однако служит каркасом многих психологических теорий. Важнейшее понятие здесь — интериоризация — формирование структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. В психоанализе интериоризация (или интернализация) — это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры.

В психоаналитическом подходе существуют несколько иные термины, обозначающие переход из внешнего плана во внутренний и наоборот, — интроекция и проекция. В сравнении с понятием интериоризации Выготского и его гранями стадии процесса интроекции на различных этапах развития разработаны и исследованы более подробно в психоанализе.

В рамках психоанализа возникла и развивается теория объектных отношений, в основе которой лежат представления о процессах интериоризации-экстериоризации, являющиеся во многом структурообразующими личности. В настоящее время эта теория имеет широкое практическое применение в качестве объяснительного принципа для основных психоаналитических феноменов. Развиваясь, теория впитывает в себя новые тенденции в психологии и психоанализе, становится более многогранной и открытой.

В основе теории объектных отношений личности лежат представления Фрейда о структуре психики, которая состоит из трех основных элементов, различных по своим функциям. Ид, наиболее тесно связанное с телом, представляет собой резервуар инстинктов и, таким образом, служит источником энергии для всех видов психической деятельности. Ид выступает в качестве динамической матрицы, порождающей другие системы — Эго и Супер-Эго. Ид представляет собой бессознательное личности, наиболее примитивные элементарные пробуждения, которые носят «диктаторский» характер и не знают ни компромисса, ни примирения. Эго есть переводчик, посредник между различными частями психики и внешним миром.

Супер-Эго — интернализованный представитель наиболее важных для личности объектов — родителей, внутренний реликт самых ранних и самых сильных эмоциональных связей. Это система морали, сознательной и бессознательной (Фрейд, 1991).

Согласно модели Фрейда, Эго — «поверхностная часть Ид». Позиция Эго определяет его функции посредника между внутренними и внешними событиями. Это значит, что оно должно узнавать, осваивать объекты внешнего мира, т.е. воспринимать их, а также оценивать их способность удовлетворять потребности Ид.

Такая избирательность Эго связана с функциями проекции и интроекции. Когда Эго принимает в себя внешние стимулы, делает их своей частью, оно их интроецирует. Когда Эго эти стимулы отвергает, оно их проецирует, поскольку решение о «вредности» последних принимается после пробной интроекции; снимая внутреннее напряжение, Эго проецирует часть себя.

Интернализация | Психология Вики | Фэндом

в: Личностные процессы, Социальная психология

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

В социальных науках, таких как психология и социология, интернализировать что-то означает включить это что-то (или представление этого чего-то) в свое «я», где рассматриваемое «я» может принимать различные формы, такие как например, лицо, организация или общество. Интернализованное «что-то» также может принимать различные формы, например, включая отношения, концепции, стандарты, ценности и нормы поведения. Это часть процесса социализации и механизм личностного роста на индивидуальном уровне и культурного развития на уровне группы.

Интернализация противоположна экстернализации.

Содержание

  • 1 В психоаналитической теории
  • 2 В психологии развития
  • 3 В социальной психологии
  • 4 См. также
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Дальнейшее чтение

В психоаналитической теории[]

Во фрейдистской психологии интернализация — это одно из понятий психологического процесса интроекции, психологического защитного механизма. Родственными понятиями являются идентификация и включение. В психоаналитической теории интернализация представляет собой процесс, включающий формирование Супер-Эго. [1] Многие теоретики считают, что интернализированные ценности поведения, реализуемые в ходе ранней социализации, являются ключевыми факторами в прогнозировании будущего нравственного характера ребенка. Теория самоопределения [2] предлагает мотивационный континуум от внешней к внутренней мотивации и автономной саморегуляции. Некоторые исследования показывают, что нравственное «я» ребенка начинает формироваться примерно в возрасте трех лет. [3] Эти ранние годы социализации могут быть основой нравственного развития в более позднем детстве. Сторонники этой теории предполагают, что дети, чье представление о себе является «хорошим и нравственным», как правило, имеют траекторию развития в сторону просоциального поведения и мало признаков антиобщественного поведения.

В психологии развития[]

В психологии развития интернализация – это процесс, посредством которого социальные взаимодействия становятся частью психических функций ребенка, т. е. после опыта взаимодействия с другим человеком ребенок впоследствии переживает такое же взаимодействие внутри себя и делает это частью его/ее понимания взаимодействия с другими в целом. По мере того, как ребенок снова и снова переживает подобные взаимодействия, он постепенно учится понимать их и думать о них на более высоких, абстрактных уровнях. Лев Выготский предположил, что психические функции, такие как понятия, язык, произвольное внимание и память, являются культурными инструментами, приобретаемыми в ходе социальных взаимодействий.

В одном исследовании развития детей, [4] , исследователи изучили два ключевых аспекта ранней совести – усвоение правил поведения и эмпатические аффекты по отношению к другим – как факторы, которые могут предсказать будущее социальное, адаптивное и компетентное поведение. Данные были собраны из лонгитюдного исследования детей из семей с двумя родителями в возрасте 25, 38, 52, 67 и 80 месяцев. Интернализация детьми правил каждого родителя и сочувствие к симулированному дистрессу каждого родителя наблюдались в 25, 38 и 52 месяца. Родители и учителя оценили их адаптивное, компетентное, просоциальное поведение и антисоциальное поведение в 80 месяцев. Исследователи обнаружили, что, во-первых, как история раннего усвоения ребенком родительских правил, так и история его или ее эмпатии предсказывали компетентное и адаптивное функционирование детей в возрасте 80 месяцев по оценке родителей и учителей. Во-вторых, дети с более сильным опытом интернализации родительских правил в возрасте от 25 до 52 месяцев воспринимали себя более нравственными в возрасте 67 месяцев. В-третьих, дети, которые демонстрировали более сильную интернализацию в возрасте от 25 до 52 месяцев, стали считать себя более нравственными и «хорошими». Это самовосприятие, в свою очередь, предсказало, как родители и учителя оценят их компетентное и адаптивное функционирование в возрасте 80 месяцев.

Для Выготского когнитивное развитие включает активную интериоризацию процессов решения проблем, моделируемых родителями, учителями и т. д. в среде ребенка. [5]

В более общем смысле «интернализация» — это долгосрочный процесс консолидации и включения влияния других в наши собственные убеждения, отношения и ценности, когда речь идет о моральном поведении.

При изменении морального поведения говорят, что человек «усваивается», когда новый набор убеждений, взглядов и ценностей заменяет желаемое поведение или делает его привычным. Например, такая интернализация может иметь место после религиозного обращения.

Интернализация также часто связана с обучением, например изучением сложных идей или навыков. Таким образом, ребенка, который учится говорить, можно охарактеризовать как усвоение правил грамматики. [6] . Таким образом, понятие интернализации также находит применение в образовании, обучении и обучении, а также в бизнесе и управленческом мышлении.

В социальной психологии[]

Основная статья: Интернализация (социология)

См. также[]

  • Интроекция
  • Локус контроля
  • Постоянство объекта
  • Объектные отношения
  • Развитие личности
  • Психотерапевтические процессы
  • Социальное влияние

Ссылки[]

  1. ↑ Corsini, R. (1999). Словарь психологии, США: Тейлор и Фрэнсис.
  2. ↑ Деси, Э. Л. и Райан, Р. М. (1985). Внутренняя мотивация и самоопределение в поведении человека. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press.
  3. ↑ Эмде, Р. Н., Биринген, З., Клайман, Р. Б. и Оппенгейм, Д. (1991). Моральное Я младенчества: аффективное ядро ​​​​и процедурные знания. Обзор развития, 11, 251–270.
  4. ↑ Кочанска Г., Кениг Дж., Барри Р., Ким С. и Юн Дж. (2010). Детская совесть в раннем и дошкольном возрасте, нравственное Я и грамотная, адаптивная траектория развития. Психология развития. Том. 46, № 5, 1320-1332.
  5. ↑ Гросс, Р. (2009) Психология: наука о разуме и поведении. 5-е изд. Лондон: Ходдер Арнольд
  6. ↑ Ребер, А.С. и Ребер Э.С. (2001). Словарь психологии, 3-е изд. Лондон: Пингвин.

Дополнительная литература[]

  • Мейснер, В. В. (1981), Интернализация в психоанализе , International Universities Press, Нью-Йорк.
  • Уоллис, К.С. и Дж.Л. Поултон (2001), Интернализация: происхождение и построение внутренней реальности , Open University Press, Букингем и Филадельфия.
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов).

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ определение | Кембриджский словарь английского языка

Точно так же процесс под названием « интернализация » помогает спортсменам следовать хорошо аргументированным рекомендациям.

Из Атлантики