6. Развитие ответственности личности. Концепция локуса контроля. Интернальность как компонент личностной зрелости.
Локус контроля: а) понятие, принятое для выявления склонности человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе; б) устойчивая характеристика личности, сформированная в процессе ее социализации и характеризующая склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям.
Представление о локусе контроля в его современном понимании было введено американским психологом бихевиористской ориентации Д. Роттером. При этом предполагалось, что существует континуум, крайними точками которого выступают индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции. Остальные люди занимают промежуточные позиции между этими крайностями. В соответствии с тем, каково здесь место индивида, ему приписывается определенное значение локуса контроля.
Выделяют два его типа — иптерпалъный и экстерналъпый.
Об интернальном локусе говорят, когда человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать» — вот жизненное кредо и постулаты такой личности.
Экстернальный же — это такой локус, когда человек склонен приписывать ответственность за все внешним факторам, другим людям, судьбе или случайности, окружающей среде. В качестве других людей, на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за
успехи личности, выступают родители, учителя, а в будущем — коллеги, начальство, знакомые. В обыденных ситуациях, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.
Во многих исследованиях установлено, что интерналы увереннее в себе, спокойнее и благожелательнее, они более популярны. Существует положительная корреляция между интернальностью и наличием смысла жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели.
Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформность, меньшая популярность. Все это, конечно, естественным образом связано с их позицией зависимости от внешних обстоятельств и неспособностью управлять своими делами. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману, к совершению аморальных поступков.
Нельзя абстрагироваться и от такого обстоятельства, как изменчивость локуса контроля. Ответственность — это важная составляющая, компонент личностной зрелости. Исследования показывают, что интернальность коррелирует с социальной зрелостью и просоци-альным поведением; экстернальность — с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением. Интерналы отличаются большей терпимостью, большей целеустремленностью, самостоятельностью, меньшей агрессивностью, более благожелательным отношением к окружающим, чем экстерналы.
studfiles.net
Корнилова А.А. К вопросу изучения экстернальности-интернальности у современных студентов
Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/05/632 (дата обращения: 07.02.2019).
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание – одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
С самосознанием и мотивационно–потребностной сферой личности тесно связана особая мировоззренческая установка, называемая локусом контроля. Феноменологически она выражается приписыванием причин (ответственности) результативности собственных действий тем или иным инстанциям.
Люди, как известно, заметно различаются тем, кому они склонны приписывать ответственность за собственные действия. Самостоятельность и независимость, активность и ответственность человека в достижении своих целей особенно отчетливо проявляется в одной из фундаментальных характеристик личности, названной локусом контроля (от лат. locus – место и фр. Controle – проверка). Склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или же, наоборот, собственным усилиям и способностям психологи называют локализацией контроля или локусом контроля. Этот параметр рассматривается как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, – степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого.
Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.
Понятие локуса контроля (Locus Control) в его современном понимании (различия людей в зависимости от того, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями) было введено американским психологом Джулианом Бернардом Роттером в 60-е годы XX векав рамках теории социального научения.
Базовое понятие генерализованного ожидания в теории социального научения – интернально-экстернальный “локус контроля”, базируется на двух основных положениях:
1 Люди различаются по тому, как и где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Выделяется два полярных типа такой локализации – экстернальный и интернальный.
2 Локус контроля, характерный для определенной личности, надситуативен и универсален. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности как в случае неудач, так и в случае достижений, и это в равной степени касается различных областей социальной жизни и социального поведения.
При этом предполагалось, что существует континуум, крайними точками которого являются индивиды с ярко выраженными внешними или внутренними стратегиями атрибуции; убеждения же людей расположены на всех точках между ними, по большей части в середине. Иначе говоря, какие-то люди очень экстернальны, какие-то очень интернальны, а большинство находится между двумя крайними полюсами.
Роттер создал шкалу, на который каждый человек занимает определенное место в зависимости от того, где он локализует контроль над значимыми для себя событиями. Графически эту шкалу можно представить в виде таблицы (таб.1).
Таблица 1. – Шкала экстернальности-интернальности
Уровень субъективного контроля | ||||||||||
Шкалы | Экстернальность – Интернальность | |||||||||
Не «Я» | Мера ответственности | «Я» | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Общая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В области достижений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В области неудач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В семейных отношениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В межличностных отношениях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В отношении здоровья и болезни |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.
Людей с внешним локусом контроля, склонных объяснять последствия своих поступков влиянием обстоятельств, принято называть экстерналами, поскольку ответственность за свою деятельность они приписывают исключительно внешним условиям. Противоположный тип — интерналы. Люди этого типа считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Даже если обстоятельства неблагоприятны, интернал не станет оправдывать себя за ошибки или неудачи.
Теория социального научения рассматривает в качестве основных детерминант поведения психологическую ситуацию, ценность подкрепления и ожидания того, что данное подкрепление будет иметь место в данной ситуации. Связи этих переменных с целью прогноза поведения личности выражаются следующей формулой:
BP x, s1, ra = f[E x, s1, ra & RV a, s1]
где В- поведение, Р— возможность (вероятность), Е— ожидание, R – подкрепление, V – ценность подкрепления, S- ситуация.
Согласно этой формуле «возможность того, что поведение х будет иметь место в ситуации 1 в связи с подкреплением а, является функцией ожидания подкрепления а и ценности подкрепления а в ситуации 1».
В этом контексте локус контроля рассматривается Роттером и его последователями как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».
Существует ряд других подходов, ассимилировавших феномен локуса контроля преимущественно в рамках атрибутивных теорий. Так, большинство исследований влияния атрибутивных факторов на мотивацию и эффективность деятельности индивида проводятся на основе модели Б. Вайнера, согласно которой результат любой целенаправленной деятельности потенциально обусловлен четырьмя каузальными факторами: способностями и усилиями субъекта, удачей и трудностью задачи, локализуемыми в системе двух измерений: стабильности и локуса контроля.
В отечественной психологии проблема локуса контроля пока не стала объектом углубленной теоретической и экспериментальной проработки. Есть некоторые данные в пользу того, что феномен локуса контроля является проявлением более глобального образования – субъективной включенности личности в деятельность. Данное психическое образование является отражением в самосознании личности ее связей с мотивами и целями деятельности, переживанием субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни. Локус контроля при таком подходе функционально выступает как степень этой связи. Тем не менее сегодня еще нет достаточных данных относительно того, почему личность частично или полностью разрывает связь между собственной мотивацией и своим «Я» — таким, каким оно воспринимается и переживается.
В исследовании, целью которого являлось изучение локуса контроля у студентов, принимали участие студенты всех курсов естественно-географического факультета Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева, в количестве 168 человек, из которых 146 девушки и 22 юноши.
Данный объект для исследования – студент – был выбран неслучайно, так как ведущим видом деятельности студента является учебно-профессиональная деятельность, где он осознает себя субъектом учебно-профессиональной и будущей профессионально-производственной деятельности. Основным (интегральным) компонентом профессионального самосознания студента является такое сложное личностное образование как «Образ-Я». В связи с активным внедрением в современную систему высшего образования кредитной технологии повышается доля самостоятельной работы студента, а степень ответственности за нее, возможно, кроится в локусе контроля.
В процессе исследования нами были выявлены локусы контроля у испытуемых студентов по методике «Локус контроля Дж.Роттера». На основе обработки данных по указанной методике мы получили следующие данные.
Так как о направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим, мы делаем вывод, что из 168 испытуемых – 105 студентов – 62,5% имеют интернальный локус контроля и 63 испытуемых – 37,5%– экстернальный.
Мы проанализировали долю экстерналов и интерналов среди студентов каждого курса. Результаты процентного соотношения экстерналов и интерналов среди студентов четырех курсов представлены на Рис.1.
Из графика видно, что на 1,3 и 4 курсах около 40% студентов относятся к экстернальному локусу контроля, то есть 60 студентов из 100 считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. Но, среди студентов второго курса, в отличие от всех других курсов, можно отметить большую долю интерналов (78%). Возможно такая ситуация сложилась в связи с тем, что выборка студентов второго курса была самой малочисленной (18 студентов), поэтому и наблюдается отклонение от средней доли экстерналов и интерналов в выборках других курсов.
Следовательно, в нашей выборке наибольшее количество студентов характеризуются тем, что имеют атрибуцией ситуации чаще всего убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.
В структурировании процесса целеобразования и его стратегий ведущей мотивацией для таких студентов является поиск эго-идентичности. Вследствие большей когнитивной активности они имеют более широкие временные перспективы, охватывающие значительное множество событий как будущего, так и прошлого. При этом их поведение направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации, постановки все возрастающих по своей сложности задач. Потребность в достижении, таким образом, имеет тенденцию к повышению, связанную с увеличением значений личностной и реактивной тревожности, что является предпосылкой для возможной большей фрустрированности и меньшей стрессоустойчивости в случаях серьезных неудач. Однако в целом в реальном, внешне наблюдаемом поведении интерналы производят впечатление достаточно уверенных в себе людей, тем более что в жизни они чаще занимают более высокое общественное положение, чем экстерналы.
63 же испытуемых имеют экстернальный локус контроля, что характеризует их как личностей, которым свойственно внешне направленное защитное поведение, в качестве атрибуции ситуации они предпочитают иметь шанс на успех. В общем плане это указывает на то, что любая ситуация таким студентам желательна как внешне стимулируемая, причем в случаях успеха происходит демонстрация способностей.
Экстернал убежден, что его неудачи являются результатом невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка таким людям весьма необходимы, иначе они работают все хуже. Однако особой признательности за сочувствие от экстерналов не приходится ожидать.
Глобальные перемены, происходящие сегодня в Казахстане, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек. Период студенчества связан не только с коренной перестройкой деятельности и отношений человека, но и его интересов и общей направленности, т.е. перестройкой отношений к себе.
Локус контроля предполагает описание того, в какой степени личность ощущает себя активным субъектом собственной деятельности и своей жизни, а в какой – пассивным объектом действий других людей и обстоятельств.
Рис.1 – Доля экстерналов и интерналов среди студентов разных курсов |
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Анна Корнилова»
psychology.snauka.ru
интернальность — это… Что такое интернальность?
- интернальность
(心理学)内控倾向
Русско-китайский словарь. 2013.
- экстернальность
- Седна
Смотреть что такое «интернальность» в других словарях:
интернальность — сущ., кол во синонимов: 1 • свойство принимать ответственность на себя за свою (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
интернальность — internalumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kontrolės lokuso forma – kai kurių žmonių polinkis atsakomybę už savo gyvenimo įvykius prisiimti daugiausia sau; šių įvykių priežastimis žmogus laiko savo paties elgesį, charakterį … Sporto terminų žodynas
Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя … Психология человека: словарь терминов
экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… … Большая психологическая энциклопедия
Интернальный локус контроля (интернальность) — – приписывание индивидом причинности и ответственности, касающихся результатов какой л. деятельности, себе. Расценивая успех коллективной работы, человек может думать про себя или заявлять вслух, что ему принадлежит основная заслуга в этом, даже … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) см. Локус контроля … Педагогический словарь
Экстернальность — интернальность — [лат. externus внешний, internus внутренний] предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… … Психологический лексикон
Локус контроля — (от лат. locus место и controle проверка), теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ответственность — – 1. самоконтроль с позиций принятых в определённой культуре норм и правил. Синоним: Чувство долга; 2. контроль индивида за исполнение возложенных на него обязанностей со стороны окружающих. * * * – специфическая для зрелой личности форма… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling) — К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70 е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и… … Психологическая энциклопедия
Локус контроля — У этого термина существуют и другие значения, см. Локус (значения). Локус контроля понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом… … Википедия
russian_chinese.academic.ru
Локус контроля
Понятие «локус контроля» настолько вошло из психологии в повседневную жизнь, что смысл его существенно размывается и теряется. Локус контроля в обыденном сознании путается с такими понятиями, как ответственность, экстраверсия и интроверсия, — хотя на деле это в чем-то пересекающиеся, но разные феномены. Попробуем вспомнить и разобраться, что же такое локус контроля и каковы сферы применения этого понятия в психологии.
Теория Дж. Роттера — это теория социального научения, которую можно отнести к когнитивно-бихевиоральному направлению в психологии. Таким образом, локус контроля — это характеристика когнитивной сферы человека, иными словами, некая особенность восприятия и мышления человека.
Согласно Дж. Роттеру, локус контроля — это обобщенное (генерализованное) ожидание того, в какой мере человек контролирует подкрепления в своей жизни. В свою концепцию социального научения понятие «локус контроля» Роттер ввел с целью прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. При этом локус контроля — это всего лишь один из видов «генерализованных ожиданий» людей.
Экстернальный и интернальный локус контроляИтак, одни люди ожидают (полагают, думают, уверены), что сами контролируют подкрепления в своей жизни. Иными словами, они уверены, что получат ли они награду или наказание за свои действия, — зависит только от них самих. Такие люди проявляют интернальную позицию и условно могут быть названы интерналами.
Другие люди ожидают (полагают), что какие бы усилия они ни предпринимали, получение подкрепления от них не зависит. Накажут их или поощрят, зависит от всевозможных внешних факторов, начиная от погоды, заканчивая мнением и волей других людей. Таких людей условно можно назвать экстерналами.
Таким образом, зная, каким ожиданием (интернальным или экстернальным) обладает тот или иной человек в той или иной ситуации, мы можем прогнозировать его поведение. От интернала мы ожидаем большей усточивости, целеустремленности и независимости в конкретной ситуации, а от экстернала — большей социальной конформности, стремлением идти на контакт и искать общий язык с другими людьми.
Важно помнить, что экстернального и интернального типа личности не существует! Экстернальность-интернальность — это единая шкала с двумя полюсами. Экстернальность и интернальность — это не тип личности, это характеристика восприятия и мышления человека.
Один и тот же человек в одной ситуации может быть склонен к интернальному полюсу шкалы и считать, что вот здесь-то все зависит только от него; а в другой ситуации будет склоняться к экстернальному полюсу, полагая, что есть ряд ситуаций, над которыми он не волен. И это нормально, так и должно быть.
Что же мы имеем в сухом остатке?
- Локус контроля — это далеко не универсальная характеристика, которую можно «прикрепить» и которой можно «объяснить» любую реальность. Напротив, эта характеристика довольно узка, сфера применения ее существенно ограничена.
- Понятие «локус контроля» необходимо для того, чтобы в конкретной ситуации предсказывать поведение человека: в зависимости от того, насколько свободным (интернальным) он себя полагает в той или иной ситуации, так он и будет себя вести.
- «Локус контоля» — это характеристика когнитивных процессов человека: восприятия и мышления.
- Не существует экстернального и интернального типов личности. Один и тот же человек в одной ситуации будет проявлять экстернальную позицию, в другой — интернальную. И это правильно.
psy-resource.com
Взаимосвязь интернальности как характеристики личности и профессиональной ответственности руководителя Текст научной статьи по специальности «Психология»
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТЕРНАЛЬНОСТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
С.В. Быков
Кафедра психологии управления Самарская гуманитарная академия ул. Дыбенко, 21, Самара, Россия, 443045
В статье анализируется такая социально-психологическая характеристика личности, как интер-нальность, во взаимосвязи с профессиональной ответственностью руководителей низового звена.
Ключевые слова: интернальность, личностные характеристики, профессиональная ответственность, профессионально важные качества, руководитель.
Категория «ответственность», ее связи с профессиональной деятельностью остаются мало изученными. Целью настоящего исследования является теоретико-экспериментальное изучение содержания и структуры категории «профессиональная ответственность личности». Анализ взглядов ряда авторов на место ответственности в структуре личности свидетельствует об их существенном расхождении: эту категорию рассматривают и как черту личности, и как индивидуально-типологическую особенность, и как профессионально важное качество, и как категорию отношений [3]. Отмечается устойчивая тенденция описывать категорию ответственности через совокупность личностных качеств [5]. Анализ специальной литературы показывает, что такая личностная категория, как профессиональная ответственность, не являлась предметом специального изучения, хотя в смысловом отношении подразумевалась при рассмотрении субъект-субъектных и субъект-объектных связей в различных формах профессионального поведения [1]. В связи с этим задачей настоящего исследования явилось определение значимости этого качества (категории) в ряду других, характеризующих профессионала.
Анализ литературных данных позволил определить категорию профессиональной ответственности как свойство личности, которое отражает отношение субъекта деятельности к ее содержанию и результатам, к другим субъектам и к самому себе в процессе труда, а также его поведение в этом процессе. Характер этого отношения обусловливается необходимостью четкого и полного выполнения (соблюдения) в профессиональной деятельности предписанных требований и правил, а также готовностью дать отчет за результаты собственной деятельности [4]. Данная категория является свойством личности и раскрывается через совокупность понятий личностных черт, профессиональных качеств и интегративных свойств личности и индивида [2]. Теоретические исследования, экспертные оценки и практика свидетельствуют, что ответственность как профессиональное свойство личности входит в ядро профессионально важных качеств, обеспечивающих результативность в сложноорганизованной деятельности специалистов и руководителей, общей регуляции жизнедеятельности личности [1—3; 5]. В связи с этим важное
Быков С.В. Взаимосвязь интернальности как характеристики личности и профессиональной…
значение имеет теоретическое положение о том, что на разных стадиях развития человека формируются разные системы психологических качеств. Это положение позволяет рассматривать личность руководителя как интегральную и открытую систему, в которой происходят различные изменения и осуществляется ее развитие. Однако остается неясным вопрос о связанности этого свойства с другими деловыми качествами и личностными образованиями, влияющими на эффективность деятельности. Эффективность руководства во многом зависит от того, как личностные качества организованы в подструктуры личности руководителя, поэтому очень важен поиск ее интегральных системных образований. В соответствии со структурно-динамическим подходом личность руководителя рассматривается как целостная развивающаяся структура, включающая совокупность взаимосвязанных подструктур. Всякое личностное качество специфически связано с рядом других качеств и свойств, которые образуют подструктуры личности.
С целью выявления взаимосвязей профессиональной ответственности и взаимосвязанных с ней социально-психологических характеристик личности руководителя, в частности интернальностью, было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось с помощью опросника «Уровень субъективного контроля» Е.Ф. Бажина для определения уровня интернальности и методики «Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя» Ю.П. Платонова для выявления степени профессиональной ответственности руководителей. Исследование проведено на базе ряда фирм Тольятти и компании «Волга Телеком». В исследовании приняли участие 36 руководителей низового звена.
Средний показатель профессиональной ответственности, полученный в результате обследования руководителей с помощью метода экспертной оценки, и средние показатели общей интернальности и интернальности в шести сферах деятельности руководителей, полученные с помощью методики «Уровень субъективного контроля», представлены в табл. 1.
Таблица 1
Средний показатель профессиональной ответственности и средние показатели интернальности руководителей (в баллах)
Показатель Ср. балл
Экспертная оценка 4,9
Общая интернальность 24,9
Интернальность в области достижений 6,9
Интернальность в области неудач 6,3
Интернальность в области производственных отношений 6,1
Интернальность в области межличностных отношений 2,8
Интернальность в отношении здоровья и болезни 2,3
Интернальность в семейных отношениях 4,6
Полученные данные показывают, что средний показатель экспертной оценки профессиональной ответственности у общей выборки испытуемых равен 4,9 и находится на уровне выраженности «чуть ниже среднего». Коэффициент конкарда-ции по общей выборке изменяется в границах от 0,5 до 0,87, средний показатель коэффициента конкардации Жср = 0,68. Таким образом, можно говорить об удовле-
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, № 4
творительной степени согласованности мнений экспертов и считать данные ими оценки надежными. Полученные коэффициенты конкардации мы объясняем тем, что по роду своей деятельности эксперты взаимодействуют с испытуемыми не в абсолютно идентичных ситуациях. Фактор субъективных представлений экспертов о каждом испытуемом был сведен к минимуму с помощью процедуры формирования группы экспертов и самой организации процедуры оценки. Полученный показатель экспертной оценки профессиональной ответственности (4,9) мы объясняем тем, что, с одной стороны, деятельность руководителей низового звена организаций часто «заформализована» и для них нет необходимости проявлять профессиональную ответственность на более высоком уровне. Мы считаем, что потенциально возможность проявления профессиональной ответственности для них существует, но руководители низового звена в силу сложившихся отношений и особенностей своей личности играют роль исполнителей, перекладывая в таком случае всю «ношу» профессиональной ответственности на вышестоящих руководителей. В пользу обоих высказанных предположений говорят средние показатели интернальности руководителей (табл. 1). Средний показатель общей интернальности (24,9) также находится ближе к нижней границе среднего уровня. Это говорит о том, что эти люди не всегда видят взаимосвязи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными в ряде случае контролировать их развитие и часто полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Средние показатели интернальности в области успеха и в области неудач — 6,9 и 6,3 соответственно. Испытуемые чаще приписывают свои успехи, достижения внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей, так же как результаты отрицательных событий считают результатом невезения или действий других. Средние показатели интернальности в области производственных (6,1) и межличностных отношений (2,8) находятся на среднем уровне, т.е. мы можем заключить, что только примерно в половине случаев испытуемые считают свои действия важными для организации собственной производственной деятельности, продвижения по службе, взаимодействия в коллективе и построения межличностных отношений.
На следующем этапе исследования мы с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена выяснили взаимосвязь профессиональной ответственности и интернальности испытуемых. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Взаимосвязь профессиональной ответственности и интернальности
Показатель интернальности Экспертная оценка
Общая интернальность 0,481**
Интернальность в области достижений 0,163*
Интернальность в области неудач 0,208*
Интернальность в области производственных отношений 0,430**
Интернальность в области межличностных отношений 0,017
Интернальность в отношении здоровья и болезни 0,125
Интернальность в семейных отношениях 0,018
*р < 0,05; ** р < 0,01.
Быков С.В. Взаимосвязь интернальности как характеристики личности и профессиональной.
Полученные данные свидетельствуют, что статистически достоверными являются взаимосвязи между экспертной оценкой профессиональной ответственности и общей интернальностью (rs = 0,481, p < 0,01), интернальностью в области производственных отношений (rs = 0,430, p < 0,01), интернальностью в области достижений (rs = 0,163, p < 0,05) и неудач (rs = 0,208, p < 0,05). Таким образом, можно сделать вывод, что те руководители, которых оценивают как более профессионально ответственных, тяготеют к полюсу «интернальность» на континууме «экстернальность — интернальность». Они считают себя более способными контролировать события своей жизни, считают выполнение своих обязанностей значимым для организации и результативности их производственной деятельности, для складывающихся отношений в коллективе, своего профессионального роста. Достижение поставленных целей и задач приписывают собственным усилиям, точно так же как они склонны именно себя винить в случающихся с ними неудачах.
Полученные данные позволяют заключить, что наше теоретическое предположение верно: интернальность взаимосвязана с профессиональной ответственностью. Развивая интернальность как качество личности руководителей низового звена, мы сможем повысить уровень «психологических ресурсов» в структуре их профессиональной ответственности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бодров В.А. Современное состояние психологических исследований профессиональной деятельности // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. — С. 50—64. [Bodrov V.A. Sovremennoe sostoyanie psikhologicheskikh isledovanij professionalnoj deyatelnosni // Psikhologicheskie osnovi professionalnoj deyatelnosni: khrestomatiya / Sost. V.A. Bodrov. — M.: PER SE, Logos, 2007. — S. 50—64.]
[2] Быков С.В. Социально-психологическая регуляция ответственности личности: Авто-реф. дисс. … докт. психол. наук. — Казань, 2006. [Bykov S. V. Socualno-psikhologiche-skaya regulyatciya otvetstvennosti lichnosti: Avtoref. diss. … dokt. psikhol. nayk. — Kazan, 2006.]
[3] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnii podhod k izucheniu lichnosti i ueuo svoistv // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2006. — No 1. — S. 63—73.]
[4] Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — С. 224—225. [Kratkij psikhologicheskij slovar. — M.: Polizdat, 1985. — S. 224—225.]
[5] Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. [Muzdybaev K. Ppsikho-logiya otvetstvennosti. — L.: Nauka, 1983.]
Вестннк Py^H, cepua Псuхоnогuн u nедагогика, 2013, № 4
INTERCONNECTION OF INTERNALITY AS PERSONALITY CHARACTERISTICS AND PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF CEO
S.V. Bykov
Chair of Psychology of Management Samara Humanitarian Academy Dybenko str., 21, Samara, Russia, 443045
In the article the type of social-psychological personality characteristics as internality connected with the professional responsibility of a first-line manager is analyzed.
Key words: internality, personality characteristics, professional responsibility, important professional qualities, manager.
cyberleninka.ru
интернальность — это… Что такое интернальность?
- интернальность
Healthcare: internality
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- интернальная шкала
- интернальные
Смотреть что такое «интернальность» в других словарях:
интернальность — сущ., кол во синонимов: 1 • свойство принимать ответственность на себя за свою (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
интернальность — internalumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kontrolės lokuso forma – kai kurių žmonių polinkis atsakomybę už savo gyvenimo įvykius prisiimti daugiausia sau; šių įvykių priežastimis žmogus laiko savo paties elgesį, charakterį … Sporto terminų žodynas
Интернальность — личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя … Психология человека: словарь терминов
экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… … Большая психологическая энциклопедия
Интернальный локус контроля (интернальность) — – приписывание индивидом причинности и ответственности, касающихся результатов какой л. деятельности, себе. Расценивая успех коллективной работы, человек может думать про себя или заявлять вслух, что ему принадлежит основная заслуга в этом, даже … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Экстернальность — интернальность — (от лат. externus внешний, internus внутренний) см. Локус контроля … Педагогический словарь
Экстернальность — интернальность — [лат. externus внешний, internus внутренний] предрасположение индивида к определенной форме локуса контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением,… … Психологический лексикон
Локус контроля — (от лат. locus место и controle проверка), теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Ответственность — – 1. самоконтроль с позиций принятых в определённой культуре норм и правил. Синоним: Чувство долга; 2. контроль индивида за исполнение возложенных на него обязанностей со стороны окружающих. * * * – специфическая для зрелой личности форма… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Консультирование по вопросам досуга (leisure counseling) — К. по в. д. появилось как специализация в рамках профессии консультанта лишь в 70 е гг. вместе с собственной литературой, профессиональными журналами и практикующими специалистами. Здесь все еще недостает как независимой теорет. базы, так и… … Психологическая энциклопедия
Локус контроля — У этого термина существуют и другие значения, см. Локус (значения). Локус контроля понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом… … Википедия
universal_ru_en.academic.ru
Интенциональность — Психологос
Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.
Быть направленным — значит быть заинтересованным в рассмотрении именно этого объекта, а не другого. Следовательно в направленности на объект присутствует субьективная компонента — переживание, проживание акта созерцания.
Интенциональность в средневековой философии
Понятие интенциональности восходит к средневековой философии, первые примеры использования термина можно обнаружить у арабских философов XII и XIII веков. «Intentio» в различных значениях используется философами высокой схоластики, как «нечто отличное от себя».
Интенциональность у Брентано и Гуссерля
В современную философию понятие интенциональности ввёл Франц Брентано, предложивший его в качестве критерия различения ментальных и физических феноменов. Всякий психический акт с точки зрения Брентано направлен на нечто, что и делает его интенциональным.
Быть направленным следует понимать в модусе желательности, селективности, аспектуальности, заинтересованности в рассмотрении именно этого объекта философствования, а не другого. Следовательно в направленности на объект присутствует субьективная компонента (психология). Именно эта субъективная компонента (переживание, проживание акта созерцания) и стала основой для введения интенциональности, как категории в аналитический аппарат философии Гуссерля.
Важнейшее значение понятие интенциональности получило в феноменологии Эдмунда Гуссерля. Феноменологический анализ осуществляется Гуссерлем в терминах ноэмы и ноэзиса, то есть идеального и реального компонентов интенционального переживания.
Крупным открытием феноменологии, при непременном условии феноменологической редукции, остается интенциональность, то есть в наиболее свободном от технического истолкования смысле примат сознания о чем-то над самосознанием. Но это определение интенциональности пока еще тривиально. Строго говоря, интенциональность означает, что интенциональный акт постигается только посредством многократно идентифицируемого единства имеющегося в виду смысла: того, что Гуссерль называет «ноэмой», или интенциональным коррелятом «неоэтического» акта полагания.
Интенциональность в аналитической философии
Важное значение интенциональности придаёт и современная аналитическая философия, связывая её с теорией речевых актов (Серл, Джон).
При том, что Джон Серл написал книгу под названием «Интенциональность», как он же заявляет на первых страницах этой книги, он не следует и не следовал никаким предыдущим философским традициям в трактовке термина «интенциональность». Это привело к тому, что ничего нового к этому термину он не добавил. Термин «интенциональность» у Серла выполняет иную функцию, он фундирует его теорию речевых актов и дает ему «проездной билет» в философию сознания.
В философии сознания «интенциональность» в последнее время стала все чаще сближаться с термином «квалиа», что по своей сути опять же выражает способность сознания быть обусловленным субъективной компонентой.
www.psychologos.ru