Интервью в психологии виды – Метод интервью — Википедия

Интервьюирование: особенности и виды интервью

Интервьюирование – это также разновидность опросного метода. При интервьюировании бланк интервью заполняет не сам респондент, а интервьюер, само же интервью напоминает беседу, хотя позиции интервьюируемого и интервьюера не симметричные. Под интервью понимается непосредственное устное общение с респондентом, основанное на социально-психологическом взаимодействии. Специфика интервью заключается в следующем. Во-первых, высока роль интервьюера: человека, проводящего беседу, что повышает требования к его подготовке, а во-вторых, высока степень контроля над условиями получения информации, в которых находится респондент.

Из специфики метода вытекают его достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

а) возможность получения глубинной информации;

б) ситуация интервью (похожа на беседу), потому способствует возникновению непринужденной обстановки, гибкости общения, что повышает искренность ответов;

в) возможность вести наблюдение за реакциями отвечающего, и в случае необходимости, можно корректировать вопросы, ход беседы;

г) личный контакт способствует полноте реализации замыслов и, в частности, получения ответов на все вопросы;

д) вербальный характер устраняет проблему неправильного восприятия вопросов.

Наряду с преимуществами данный метод имеет и недостатки:

а) трудность организации встречи, подготовки беседы, а также поиск психологического контакта с каждым респондентом;

б) значительные материальные и временные затраты на проведение интервью;

в) может возникать всякий раз проблема анонимности;

г) трудность при оформлении ответов респондентов (запись ответов).

Существуют разнообразные техники проведения интервью. Они различаются по степени стандартизации, то есть жесткости форм проведения беседы. Формализованное (или стандартизованное) интервью очень напоминает ответы на вопросы анкеты, только интервьюер читает вопросы и сам заполняет ответы, полученные от респондента в беседе, в вопроснике. В

неформализованных интервью вместо жестко сформулированных вопросов и вариантов ответов на них, есть только направления, темы, по которым проводится беседа. Конечно, такой тип интервью требует от интервьюера высокой квалификации и опыта, а содержание интервью записывается на магнитофон или диктофон. К числу неформализованных интервью можно отнести: – глубинное – когда исследователь определяет круг проблем, сохраняя свободу в способе ведения беседы. Данный вид интервью может затрагивать обширный круг вопросов, используется на стадии разведки, когда исследователь слабо представляет границы проблемной ситуации, когда нет гипотез. Свободное интервью, заключается в длительной беседе (до 3 часов) без строгой разработки вопросов и тем более вариантов ответов, но до начала беседы у исследователя есть некоторые предположения (гипотезы), а значит, он имеет представления, какого рода информацию должен собрать. Различают
фокусированное
интервью или кратковременное, оно отличается тем, что четко определена тема или проблема, по которой проводится данная беседа, а также есть перечень строго необходимых и возможных вопросов.

Разновидностью интервьюирования является так называемый телефонный опрос. Беседа проводится с респондентов по телефону, обычно оно не должно превышать 5-10 минут, количество вопросов строго ограничено. Недостатком телефонного интервью является возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон, а достоинством – быстрота получения информации.

В проведении интервью встречаются четыре основные проблемы:

  • время и место проведения интервью;
  • ведение беседы;
  • оформление (запись) беседы;
  • подготовка интервьюеров.

Место и время проведения беседы определяется спецификой предмета исследования: вопросы, связанные с проблемами быта, семьи – выясняются в домашних условиях (по месту жительства), производственные – по месту работы. При выборе времени проведения следует учитывать ритм работы респондента.

Ведение беседы или техника интервьюирования включает ряд приемов: – настраивание респондента на искренние ответы; – ослабление напряжения; – ведение беседы по определенному плану; – устранение защиты респондента; – побуждение к откровенности; – умение продолжить (возобновить) прерванную беседу.

Если проводится стандартизованное интервью, то следует уделить внимание и инструменту – вопроснику. Качественный вопросник – это документ, в котором сформулированы и сгруппированы вопросы. В вопроснике помимо вопросов и ответов следует указать: имя интервьюера, тему интервью, место проведения беседы, отношение респондента и длительность беседы, некоторые характеристики о респонденте. Сам вопросник выполняет две основные функции: – реализация замысла исследователя, темы и предмета исследования, а также вопросник помогает интервьюеру получить необходимую информацию от респондента. Но отделять вопросник от интервью не стоит, это два аспекта одного метода – интервьюирования. Выделяют пути составления вопросника. В стандартизованном интервью вопросы и ответы формулируются в соответствии с практикой анкетного опроса. В глубинном, свободном интервью – в зависимости от правил построения беседы, аналогично практике повседневного речевого общения.

Способ регистрации данных беседы зависит от вида интервью, так, в глубинном и свободном лучше применить дословную запись (магнитофон или диктофон), в стандартизованном интервью – интервьюер кодирует (отмечает) ответы респондента в специальном бланке, вопроснике.

Серьезной проблемой в данном методе является подготовка интервьюеров, так как от этого зависит качество полученной информации, а также просто возможность ее получения. Классический вариант состоит из следующих этапов: а) в газете публикуется информация о том, что требуются интервьюеры для проведения опроса; б) пришедшим по объявлению предлагается заполнить заявление, где отбираются те, кто не допустил грамматических ошибок; в) отобранным можно предложить анкету на коммуникативность или другим способом проверить умение общаться; г) далее с оставшимися проводится инструктаж по поводу целей исследования, условий заполнения анкеты, а также возможно обучение по проведению беседы: правила кодировки, использования аппаратуры и т.д. После этого интервьюеров допускают к работе, но предусмотрен обязательный контроль за их деятельностью. Добросовестные премируются, из них формируется постоянный штат интервьюеров, плохо работающие – увольняются.

Можно выделить следующие требования к интервьюеру:

  • соблюдение точности выборки;
  • установление контакта с респондентом;
  • обеспечение стандартной ситуации интервью;
  • адаптация вопросника к особенностям респондента;
  • точная регистрация полученных ответов;
  • знание темы, целей интервью, а также особенностей среды респондента;
  • внешний вид, темп и четкость речи, индивидуальные качества.

Таким образом, интервью является одним из распространенных методов получения социальной информации, оно обладает рядом преимуществ: информация, полученная с помощью беседы, является более полной, глубокой и определенной, так как пропуски ответов практически исключены, а также при необходимости можно корректировать ход беседы.

students-library.com

Интервью. Виды интервью

Слово интервью имеет два значения: метод и жанр. Между тем получение сведений посредством интервью может не ставить целью создание произведения определенного жанра. Всякая беседа предполагает обмен мнениями, положения собеседников при этом равнозначно. Интервью же — это не обмен мнениями, а получение информации от одного лица — опрашиваемого. В отличие от беседы, роли участников интервью совершенно различны: опрашиваемый выступает как объект исследования, другой — как субъект. Следовательно, — журналист нацелен на получение информации, поэтому обмен мнениями в интервью чаще всего недопустим. Интервью иногда объявляют ненадежным инструментом ввиду двойной субъективности получаемых сведений: субъективности их источника и субъективности воспринимающего их интервьюера.

Виды интервью

Хотя мы и рассматриваем общие для всех интервью законы, надо иметь в виду, что существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

Например, можно говорить о двух разных способах общения — прямом, непосредственном контакте с собеседником и опосредованном. Почти во всех классических интервью это происходит синхронно, т.е. в одно и то же время и при непосредственном контакте журналиста и собеседника — пространственном, визуальном, вербальном.

Существует возможность и опосредованного общения, причем формы и комбинации опосредованности могут быть разными. Например, интервью по телефону, при котором разговор может быть синхронным, но при этом отсутствует визуальный контакт. Правда, современные технологии позволяют брать интервью с помощью спутниковой связи, когда собеседники могут находиться в разных городах, даже частях света, при этом имея и визуальный контакт. Другой вариант опосредованного интервью — письменная форма с возможностью отложенного ответа — практикуется нечасто и, как правило, с очень важными персонами. А вот за интервью с помощью различных служб Интернета (электронная почта, чаты, телеконференции), надо полагать, большое будущее. Такое общение, опосредованное компьютерными и телефонными проводами, протекает в письменной форме. Ответная реакция может осуществляться как в режиме отложенного ответа, так и в режиме он-лайн, а хорошие каналы связи потенциально позволяют установить как голосовой, так и видеоконтакт с респондентом.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

Информационное интервью — наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения катастрофы национального значения телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить силу взрыва и предполагаемое количество жертв, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения. «Вы действительно видели, как взорвался самолет?» — спрашивает журналист у свидетеля авиакатастрофы. При этом в кадре нужен не праздный, случайно оказавшийся недалеко от места съемки и подчиненный общему эмоциональному возбуждению зевака, готовый отвечать перед камерой на любые вопросы.

К выезду на интервью по событийному поводу обычно из-за недостатка времени готовятся редко. Поэтому, формулируя вопросы, журналист при исследовании ситуации и ее причинно-следственных связей чаще полагается на свою наблюдательность.

Оказавшись со съемочной бригадой на месте пожара, журналист замечает, что шланги для тушения тянутся не к ближайшему пожарному крану, а почти через весь квартал. Он задает вопрос руководителю пожарной команды: «Почему не используется ближайший кран?». Выясняется не только его неисправность, но и то, что в таком же состоянии находится почти половина пожарных вентилей в городе. Так, рядом с событием, связанным с тушением пожара, возникает проблемный сюжет о пожарной службе города.

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

Есть еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант — vox pop. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то не собираетесь ли бросить курить?». А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, унесшего жизни нескольких людей, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп.

Журналисты этот вид интервью нередко ошибочно именуют социологическим опросом, потому что в нем присутствует элемент метода конкретных социологических исследований — фиксированный, четкий вопрос для большого числа респондентов. Однако в нем отсутствует главное требование к социологическим изысканиям — репрезентативность, т.е. представленность различных социальных групп, и, следовательно, по результатам таких опросов нельзя делать серьезных, претендующих на научную точность выводов.

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с так называемыми «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Такое креативное интервью чаще называют беседой, диалогом. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало.


students-library.com

Основные виды интервью

Поделиться статьёй:

Пожалуй, самым эффективным способом для журналиста узнать необходимую информацию, является интервью. Но проведение интервью, будь то беседа с целью публикации в газете, или же интервью в прямом эфире, требует подготовки репортера или ведущего ток-шоу.

Для того чтобы подробно изучить приемы и методы проведения интервью, необходимо пройти курсы журналистики, или вовсе получить профессиональное образование в специализированном ВУЗе. Но для начала давайте разберемся, какие же основные виды интервью в любом виде журналистики на сегодня являются наиболее известными и популярными в кругах «акул пера и микрофона».

Какой именно из вариантов проведения беседы использовать, журналист понимает тогда, когда четко продумывает и осознает цели своего интервью, изучает своего собеседника – и с человеческой, и с профессиональной стороны. Основные типы интервью, рассмотрим немного подробнее.

Тип первый. Информационное

По мнению преподавателей ВУЗов и курсов журналистики, этот вид интервью является самым оперативным и динамичным. Так как ввиду неимоверных жизненных темпов, мы не всегда имеем в распоряжении много времени, такой инструмент современной журналистики применяется довольно часто.

Тип второй. Оперативное

Это тоже самое информационное интервью, только еще более динамичное. Краткие высказывания и  цитаты специалистов, экспертов, мнения знаменитых людей. Подготовка журналиста в данном случае должна быть очень хорошей, ведь успеть в считанные временные промежутки узнать именно то, что будет интересно зрителю, читателю, слушателю – признак мастерства!

Тип третий. Блиц

Яркий пример блиц-опроса – интервью на улице. Прохожим задается один и тот же вопрос, а потом в выводах журналиста резюмируется итог. Не стоит путать с социологическим опросом, ведь охватить все соц. слои во время блиц-опросов – довольно непросто.

Тип четвертый. Расследование

Хотите вывести собеседника на чистую воду? Тогда к интервью-расследованию придется тщательно и долго готовиться. Ведь этот вид журналистики требует от специалиста настоящих качеств любопытного охотника. Этот тип не ограничен строгими временными рамками, как, например, оперативное интервью, однако также требует собранности и внимания журналиста.

Тип пятый. Портрет

Есть интересный герой – есть повод для портретного интервью. Здесь большое значение имеет подготовка журналиста. Ему необходимо подробно и досконально изучить биографию своего героя, если это интервью о профессии собеседника, то о ней также не помешает узнать поподробнее, чтобы не казаться некомпетентным. Также портретное интервью делится на подвиды – событийное, юбилейное, портретное… Но более подробно об этом Вы узнаете на специальных курсах для журналистов и тех, кто собирается ими стать.

Поделиться статьёй:

videoforme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *