Интолерантная личность – : | — Pandia.ru

Толерантная личность Текст научной статьи по специальности «Психология»

УДК 316.647.5; 159.9.072; 159.923; 316.612; 316.642.3; 316.643; 316.455; 315.34.7; 316.647.8

Толерантная личность 1

Гордон У. Олпорт

Слово «толерантность» может показаться каким-то слабым. Когда мы говорим, что толерантны к головной боли, своей убогой квартирке или соседу, мы, конечно, не имеем в виду, что мы все это любим, мы просто стойко переносим это, несмотря на неприязнь. Терпение к новичкам в сообществе — всего лишь побочный эффект соблюдения приличий.

Однако термин имеет и более строгое значение. Мы говорим, что толерантный человек — это тот, кто одинаково дружелюбно настроен ко всем людям без исключения. Ему безразлична раса, цвет или вероисповедание. Он не просто терпит все это, он любит людей. Мы будем рассуждать именно о таком уровне толерантности. К сожалению, в английском языке нет более подходящего названия для дружелюбного и доверительного отношения одного человека к другому вне зависимости от групповой принадлежности каждого из них. Некоторые авторы предпочитают термин «демократическая личность» или «продуктивная личность». В ряде случаев эти термины могут быть релевантными, однако для наших целей они не подходят, так как

охватывают слишком широкую область. Они не помогут нам достичь нашей цели — этнических установок. В исследованиях обычно используют два метода. Метод лонгитюдного исследования позволяет проследить развитие необъективных установок начиная с самых ранних ступеней детского развития. С помощью метода срезов можно исследовать наличные паттерны и определить, как организованы и функционируют этнические установки в целостной личности в настоящий момент. Оба эти метода подходят для исследования толерантной личности. Но, к сожалению, исследование «хороших соседей» не дает таких богатых результатов, как исследование «плохих соседей». Делинквентное поведение привлекает внимание исследователей гораздо чаще, чем законопослушное. Болезнь интересует медика гораздо сильнее, чем здоровье. Патология фанатизма, как правило, гораздо интереснее для социальной науки, чем благотворный феномен толерантности (Heath, 1945; Sorokin, 1950). Поэтому неудивительно, что о толерантности мы знаем гораздо меньше, чем о предубежденности.

Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967) американский психолог. Фактический создатель психологии личности как особой предметной области психологической науки.

1 Олпорт Г. Толерантная личность (глава из книги «Природа предубеждения») // Век толерантности: научно-публицистический вестник. — М., 2003. — Вып. 6.

Первые годы жизни

Большинство наших знаний о развитии толерантности получено в исследованиях предубежденности с применением контрольных групп. Обычная практика предполагает сравнение группы толерантных индивидов с группой интолерантных и последующее выяснение факторов, лежащих за такой дифференциацией. Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой. Их любят и принимают вне зависимости от того, что и как они делают. Наказания в таких семьях не бывают слишком суровыми или непоследовательными, и ребенок не вынужден каждую минуту подавлять свои импульсы во избежание родительского гнева. В прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается «угрожающая обстановка». Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза. В процессе самоосознавания ребенок приучается сопоставлять свою тягу к удовольствию с требованиями наличной ситуации и своим потенциалом развития. Он получает достаточно удовольствия без подавления других и чувства вины и не проецирует чувство вины на окружающих. Его ментальная и эмоциональная жизнь не расколота на сознание и бессознательное. Отношение к родителям у таких детей хорошо дифференцировано. Они воспринимают родителей настолько целостными, насколько могут, не опасаясь критики. В отличие от предубежденных детей, у них нет сочетания сознательной любви с бессознательной ненавистью. Их любящее и одновременно критичное отношение многогранно и открыто. Они принимают родителей такими, какие они есть, без страха перед их высшей властью. Высокая ментальная гибкость толерантной личности (даже в детстве) проявляется уже в том, что она не приемлет дихотомической логики. Такой человек едва ли согласится с тем, что «есть только два типа людей: сильные и слабые», или что «есть только один правильный способ делать что-либо». Он не разделяет окружающую действительность на «правильную» и «неправильную». Для него существуют оттенки серого. Он не проводит жесткой границы между гендерными ролями. Он не согласится с тем, что «девочки должны учиться только тем вещам, которые пригодятся в домашнем хозяйстве».

Во время учебы в школе и в последующие годы толерантные дети, в отличие от предубежденных, не требуют четких инструкций перед тем как приступить к выполнению задания. Они толерантны к неопределенности, и для них не обязательна определенная и структурированная ситуация. Они спокойно говорят «я не знаю» и ждут, пока сама жизнь не предложит ответ.

Устойчивость к фрустрации у таких людей относительно велика. Сталкиваясь с ограничениями, они не впадают в панику. Они чувствуют себя комфортно внутри своего эго и не испытывают потребности в экстернализации (проекции) конфликта вовне. Если все идет не так, нет необходимости обвинять других: можно нести ответственность самому, не впадая при этом в панику. Примерно так выглядят толерантные социальные установки. Несомненно, они уходят корнями в детство, в родительскую политику поощрений и наказаний, в семейную атмосферу. Однако было бы неверным не учитывать врожденные свойства темперамента, которые могут служить предпосылками формирования толерантных установок. Один студент написал:

«Сколько себя помню, я всегда любил все живое. Родители рассказывали мне, что в возрасте пяти лет я прибежал домой плача, потому что соседский мальчик “трясет природу”. Когда они выглянули в окно, оказалось, что мальчик собирает желуди. С тех пор и по сей день мне не нравится любое насилие. Я с детства научился не пялиться на хромых и слепых и помогать нуждающимся, и я думаю, что именно это помогло мне избежать формирования предубежденности по отношению к меньшинствам».

В этом случае сочетание врожденных качеств и обучения послужило формированию аффилиативного взгляда на жизнь. Подводя итог, мы отмечаем, что толерантность едва ли возникает по одной какой-то причине. Это результат многих сил, действующих в одном направлении. Чем больше таких сил (темперамент, атмосфера в семье, особое обучение со стороны родителей, разнообразный опыт, влияние школы и общества), тем более толерантной станет развивающаяся личность.

Виды толерантности

Толерантные люди различаются по тому, насколько их этнические уста-

новки бросаются в глаза. Для некоторых справедливость занимает заметное место в системе мотивации и оказывается превыше всего. Например, немецкие антифашисты. Они знали о гитлеровском расизме и сознавали свое место в борьбе с ним. Когда появилась угроза их жизни, они были вынуждены сделать свои убеждения заметными.

Некоторые люди вообще кажутся непричастными. Они с виду настолько демократичны, что для них что еврей, что нееврей, что обязанность, что свобода. Все люди равны: групповая принадлежность в большинстве случаев не имеет значения. Люди, не имеющие предубеждения против евреев, часто не могут отличить еврея от не-еврея по внешним признакам, в отличие от предубежденных людей, для которых этот вопрос имеет значение.

Можно утверждать, что толерантные люди — это те, у кого вообще нет этнических установок. Для них не важны групповые различия. Человек для них — просто человек. Однако такая благостная неосведомленность трудно достижима в нашем обществе, где человеческие отношения мыслятся в терминах касты и класса. Чем сильнее вы хотите относиться к негру просто как к человеку, тем большее значение будет иметь его раса. Социальная дискриминация придает значимость этническим установкам.

Помимо значимости установок толерантности для самого индивида необходимо остановиться на конформной толерантности и толерантности, обусловленной характером. В обществе, где этнические проблемы не поднимаются или они подчинены принципам толерантности, мы можем ожидать, что люди примут во внимание идею равенства. Такие люди исходят из групповых норм и являются конформистами. Толерантность как черта характера — позитивное личностное образование, которое так же, как и личностная предубежденность, имеет функциональную значимость в целостной личности. Толерантность как черта характера означает уважительное отношение ее носителя к людям самим по себе. Такое уважение приложимо к самым разным стилям жизни. Некоторые люди несут заряд любви и доброй воли. Другие ценят групповые различия с эстетической точки зрения и находят их интересными и стимулирующими. У третьих толерантность оказывается составной частью поли-

тического либерализма и прогрессивной философии. Для четвертых важнее всего чувство справедливости. У остальных отношение к разным группам связано с понятием интернациональной дружбы. Они сознают, что мирные отношения между представителями всех рас невозможны, пока к цветным по-разному относятся на их родине (LaFarge, 1950). Короче говоря, толерантность как черта характера вплетена в позитивный взгляд на мир.

Воинствующая и пассивная толерантность

Некоторые толерантные люди — борцы. Они ни за что не пройдут мимо нарушения чьих-либо прав. Они ин-толерантны к интолерантности. Иногда они объединяются в группы (например, Комитет Расового Равенства) и инспектируют рестораны, отели и другие общественные места на предмет расовой дискриминации. Они становятся шпионами, чтобы вывести на чистую воду агитаторов интолерант-ных профашистских организаций. Они всячески поддерживают легальные методы борьбы с расовой сегрегацией и принимают участие в деятельности соответствующих организаций. Они вступают в наиболее воинствующие реформистские объединения, их можно услышать на слушаниях и увидеть в составе пикетов, если только речь идет о гражданских правах.

Можем ли мы сказать, что такие ревнители идеи предубеждены? Иногда да, иногда нет. Среди них встречаются «расисты наоборот», которые могут ненавидеть белых южан столь же иррационально, как некоторые белые ненавидят негров. Предубежденность существует во всех тех случаях, когда есть иррациональная ненависть к группе людей, зловредность которых преувеличивается и генерализуется. С этой точки зрения некоторые реформаторы не менее предубеждены, чем те, с кем они борются.

Другие борцы, однако, способны к анализу ситуации. Если они считают, что отдельно взятая акция в специально отведенное время на особых законных основаниях может оказаться полезной для какой-нибудь группы, они обязательно ринутся в бой. Они сделают это на основании собственных реальных ценностей без стереотипизирования оппонента. Или они могут намеренно выставить напоказ свою приверженность обычаям и, рискуя подвергнуться остракизму, продемон-

стрировать дружелюбие по отношению к изгоям, опять-таки сообразуясь с реализацией своих собственных планов. К такой ситуации наша оппозиция неприменима. Сила убеждения здесь не та, что в случае предубежденности. Пытаясь провести различие между убеждениями и предубежденностью, мы можем сказать, что об убеждениях можно говорить без эмоций. Такой ответ нельзя считать удовлетворительным, хотя в нем есть доля правды. Убеждения лишены эмоций и основаны на преодолении реальных препятствий. Напротив, эмоции, стоящие за предубежденностью, размыты, генерализованы и соотнесены с нерелевантными объектами.

Либерализм и радикализм

Толерантный человек, будь он воинствующим или пассивным, склонен к либеральным политическим взглядам (корреляция около 0.5) (Adinarayaniah,1941; Adorno et al., 1950). Либерал, согласно используемой в исследованиях шкале, — это тот, кто критикует статус-кво и ждет прогрессивных социальных перемен. Радикализм в большинстве шкал представлен как крайняя степень этого же паттерна. Однако нам представляется, что существует принципиальная разница между либералом и экстремальным радикалом (например, коммунистом), противостоящим социальной системе в целом. Этнические установки радикала обычно вплетены в воинствующий протест против общества. Борьба с системой для него важнее, чем улучшение условий жизни меньшинств.

Мы допустили бы неточность, если бы сказали, что радикализм представляет собой крайнюю степень либерализма. Функциональная значимость этих двух паттернов может заметно различаться. Либерал может находиться в ладу с обществом и желать лишь большего уважения к бедным, больным или представителям меньшинств. Его цель — усовершенствование жизни. Радикал, напротив, является носителем негативистического взгляда на вещи. Он жаждет перевернуть все вверх дном, не очень заботясь о последствиях. Тот факт, что либерализм и радикализм коррелируют с этнической толерантностью, дает мощное оружие в руки фанатиков, склонных к политическому консерватизму. Основываясь на толике правды, они делают вывод, что все, кто верит в равно-

правие, — радикалы. Конгрессмен-южанин сформулировал эту мысль следующим образом: «Все знают, что главная цель коммунистов на юге — объединение рас». То есть его оппонент, сторонник мягких реформ в отношении негров на юге, — коммунист. Логика парадоксов. Это все равно что сказать: «Все люди старше 75 лет стремятся к социальной защищенности. Поэтому все, кто стремится к социальной защищенности, старше 75». Беспорядок всегда сопутствует тому, чего добивается обвинитель. Он относит реформаторов к иррелевантной категории коммунистов. В реальности очень немногие из реформаторов коммунисты.

Уровень образования

Толерантные люди более либеральны (или радикальны), чем предубежденные. Являются ли они также более образованными? Или, как может показаться, раздвоение, сверхкатегоризация, проекция и замещение являются признаками глупости? Вопрос сложный. Даже параноики бывают весьма образованными за пределами узкой области своего недуга. Предубежденные люди зачастую успешны и не выказывают признаков глупости.

Исследования детей показывают, что толерантность слабо связана с высоким интеллектом (корреляция около 0.3) (Minard, 1931; Zeligs, Hendrickson, 1933). Корреляция невысока и зависит от социальной принадлежности. Дети с более низким коэффициентом интеллекта обычно растут в семьях с низким уровнем образования и с меньшими возможностями, где вероятны невежество и предубежденность. Однако мы не можем утверждать, что существует базовая связь между толерантностью и сообразительностью, несмотря на то, что классовая принадлежность и семейное воспитание лежат в основе обоих феноменов. Мы окажемся на более или менее твердой почве, если поставим вопрос следующим образом: являются ли образованные люди более толерантными, чем необразованные? Исследование, проведенное в Южной Африке, дает утвердительный ответ на этот вопрос (Malherbe, 1946). Белых людей спрашивали, как они относятся к местным жителям. В зависимости от уровня образования ответы распределились следующим образом. За большие возможности в трудоустройстве выступают 84% выпускников уни-

верситетов и 30% людей, получивших только начальное образование. За равные возможности в получении образования — 85% выпускников университетов и 39% людей, получивших начальное образование. За расширение политических прав — соответственно, 77% и 27%. Эти данные говорят о значимом эффекте образования. Возможно, причина в том, что повышение уровня образования связано со снижением страха и беспокойства. Или в том, что образованность позволяет видеть общество в целом и понимать, что благоденствие одной группы связано с благоденствием всех остальных. Сравнительное исследование, проведенное в Америке, привело к сходным выводам, хотя они и не так выразительны. Различия между двумя вышеуказанными группами при ответах на сходные вопросы составляли 10—20%, а не 50%, как в предыдущем случае ^оиНег, 1949; Gerstein, 1947; 8атекоп, 1945). Мы обратили внимание на различие между двумя типами вопросов: одни касаются установок, другие — убеждений и знаний. Естественно, что разница в уровне знаний о меньшинствах между образованными и необразованными людьми велика. Подавляющее большинство образованных людей знает, что кровь негров ничем не отличается от крови белых, и что большинство негров тяготится своей долей. Вопросы, исследующие знания, приводят к различиям в 30—40%. Однако толерантность прямо не связана со знаниями, а установки не очень-то зависят от образования. Одно исследование показывает, как зависит уровень толерантности студентов колледжа от образования их родителей. Около четырехсот студентов прошли тест на предубежденность. По результатам все участники были разбиты на две группы — более толерантные и менее. Результаты представлены в таблице 1.

Таким образом, мы можем утверждать, что в целом образование положительно коррелирует с толерантностью, и эта связь передается следующему поколению. Однако мы не можем сказать, связано это с чувством безопасности, навыками критического мышления или большим объемом знаний. Этот результат мог бы сильно измениться, если бы учащиеся проходили специальный тренинг кросскультур-ного общения, однако их пока очень немного в программах колледжей.

Поскольку обучение — особенно специальное кросскультурное — заметно повышает уровень толерантности, мы можем утверждать, что это всегда так. Однако мы не можем согласиться с теми энтузиастами, которые заявляют, что проблемы предубежденности — это проблемы недостатка образования.

Способность к эмпатии

Эта способность, о которой мы так мало знаем, — один из важнейших аспектов толерантности. Иногда ее называют эмпатией, иногда — любовью к людям, социальной чувствительностью или немецким словом "Menschenkenntnis". Мы можем с уверенностью сказать, что толерантные люди более аккуратны в своих суждениях о других людях, чем интолерант-ные. В одном эксперименте, например, студент, набравший высокий балл по шкале авторитаризма, оказался в паре со студентом того же пола и возраста, набравшим низкий балл по этой шкале. В течение 20 минут студенты обменивались информацией о своих любимых теле- и радиопередачах и фильмах. Каждый получил впечатление о другом, как если бы они случайно где-то познакомились. Цель эксперимента, естественно не была известна испытуемым. После беседы каждый из участников в отдельной комнате должен был заполнить анкету с точки зрения другого. В эксперименте участвовали 27 пар студентов.

Полученный результат показывает, что предубежденные студенты проецируют свои установки на партнера; они заполняют тест в авторитарной манере (хотя партнер не склонен к это-му).Неавторитарные студенты, напротив, оценивают установки других более точно. Они не только улавливают авторитарность, но и более корректно отвечают на вопросы о личности другого. Короче говоря, толерантные студенты лучше понимают других людей, чем интолерантные (Scodel, Müssen, 1953).

Давайте подумаем, почему способность к эмпатии ведет к толерантности. Это не потому, что человек, лучше понимающий другого, не испытывает тревоги и опасений? Понимая другого, он уверен, что сможет избежать неприятностей, если они возникнут. Реалистичная оценка окружающего дает ему возможность избегать проблем и строить удовлетворяющие отношения. Человек, лишенный такой способности, не может полагаться на себя, общаясь с другими. Он все время в напряжении, он вынужден классифицировать незнакомцев и реагировать на них «в целом». Испытывая давление, он вынужден стереотипизировать.

Таким образом, мы можем объяснить, что такое способность к эмпатии. Вероятно, это продукт совокупности факторов (принимающая атмосфера родительского дома, чувство прекрасного, высокая социальная компетентность). Для наших целей важно отметить, что, вне зависимости от истоков, это одна из важнейших черт этнически толерантной личности.

Самосознание

Понятие самосознания кажется знакомым. Как показывают исследования, знание себя ассоциируется с толерантностью к другим. Люди, осознающие себя и критичные к себе, не склонны переносить свою вину и ответственность на других. Они знают свои возможности и ограничения.

Эту тему можно исследовать разными способами. Калифорнийские исследования толерантных и предубежденных групп показали, что эго-идеалу толерантных людей свойственны черты, которых не достает им самим; при этом предубежденные люди рисуют образ, сильно похожий на них самих. Толерантные люди, будучи более спокойными, яснее представляют себе разницу между эго-идеалом и объективной реальностью (Аёогпо,1950). Они знают себя и не удовлетворены тем, что знают. Их уро-

Таблица 1. Распределение уровня предубежденности в зависимости от уровня образования родителей

Более толерантные Менее толерантные

Оба родителя окончили колледж 60.3 39.7

Один из родителей окончил колледж 53.0 47.0

Оба родителя не получили образования 41.2 58.8

вень самосознания не позволяет им проецировать свои ограничения на других. Многие исследователи пытались изучать духовность толерантной личности. Объектами исследований становились процессы воображения, фантазии, рефлексия, творческая активность. Предубежденные люди заменяют проявления духовности эк-стернализацией конфликтов и оказываются поглощенными реальностью вместо того, чтобы впитывать ее. Толерантные люди стремятся к персональной автономии вместо поиска надежной опоры (Hartley, 1946).

Эмпатия, самосознание, духовность очень трудно подвергнуть лабораторному, а тем более клиническому исследованию. Тем более удивительно, что наше исследование оказалось удачным. Есть одно качество, успешно поддающееся исследованию, — это чувство юмора. Мы имеем все основания утверждать, что чувство юмора неразрывно связано с уровнем самосознания (Allport, 1937). Несмотря на то, что трудно точно сказать, что такое чувство юмора, в психологии существует достаточно точный инструмент для его измерения. Мы рискнем утверждать, что чувство юмора отражает меру предубежденности. Те, кто хоть раз посещал митинги и встречи с агитаторами, пропагандирующими инто-лерантные идеи, отмечали отсутствие чувства юмора. Это суждение впечатляет. В нашем описании синдрома предубежденности юмор — недостающий ингредиент; в то же время этот ингредиент всегда присутствует в синдроме толерантности. Тот, кто умеет смеяться над собой, вряд ли склонен испытывать превосходство над другими. Духовность и способность смеяться над собой — отличительные признаки толерантной личности. Самообвинение замещает проекцию вины вовне.

Толерантность к неопределенности

В этой книге мы много раз обращались к отличительным признакам когнитивной сферы предубежденной личности. Мы показали ригидность категорий, склонность к раздвоению, избирательное восприятие, упрощение воспоминаний, стремление к определенности даже в тех ситуациях, когда это невозможно. Э. Френкель-Брунсвик предложила термин «толерантность к неопределенности» (Frenkel-Brunswik, 1949). Важно не

столько название, сколько содержание, а именно: толерантный способ восприятия этнических групп, в отличие от предубежденного, — это рефлексия всех составляющих когнитивной операции.

Жизненная философия

Герои классического романа Е.М. Фостера о предубежденности, «Поездка в Индию», планируют вечеринку. Список приглашенных слишком велик. Приглашены даже несколько мусульман и индуистов. Один из англичан в ужасе произносит: «Мы должны исключить кого-то, иначе все останемся ни с чем».

Толерантные люди думают иначе. Они чувствуют себя более сильными и наполненными, когда «приглашают как можно больше разных людей». Политика исключений не для них.

В этом отрывке можно найти множество причин, в связи с которыми люди предпочитают такой стиль жизни. Кого-то глубоко трогает природа. Другие транслируют то хорошее, что испытали в детстве. У третьих высоко развиты эстетические и социальные ценности. Определенную роль играет уровень образования; нельзя забывать и о либеральных политических взглядах. Самосознание и эмпатия вносят свой вклад. В общем и целом, базовая безопасность и сила Я — это те факторы, которые противодействуют стремлению подавлять и обвинять других и поиску государственных и авторитетных гарантий личной безопасности.

Казалось бы, каждый живущий пытается постичь собственную природу, то есть учиться на ошибках. Это стремление приводит к одному из двух путей. Для предубежденного человека окружающий мир — джунгли, где всюду подстерегают опасности. Для толерантного — как раз наоборот.

Некоторые современные теории любви и ненависти утверждают, что изначально каждому человеку свойственно стремление к доверию и любви. Такое стремление формируется на основе доверительных отношений матери и ребенка, природы и творчества. Любовь — источник счастья. Зло, с которым человек сталкивается в течение жизни, подавляет стремление к любви. Неспособность преодолевать фрустрации и депривации дезинтегрирует эго (Suttie, 1935; Bigelow, 1951). Если наша точка зрения верна, развитие де-

мократической личности происходит большей частью на основе создания внутренней безопасности. Только в том случае, если жизнь человека свободна от интолерантных устремлений, или они адекватно оцениваются сильным эго, человек сможет взаимодействовать со всеми людьми без исключения.

Список литературы:

1. Adirayaniah S.P. A research in color prejudice // British Journal of Psychology. - 1941. -31. - P. 217-229.

2. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The autoritarian personality. - New York: Harper, 1950.

3. Allport G.W. Basic principles in improving human relations // Bigelow K.W. Cultural groups and human relations. - New York: Columbia University Press, 1951.

4. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation. - New York: Henry Holt, 1937.

5. Allport G.W., Kramer B.M. Some roots of prejudice // Journal of Psychology. - 1946. -22. - P. 9-39.

6. Gerstein R. Probing canadian prejudices: a preliminary objective survey // Journal of Psychology. - 1947. - 23. - P. 151-159.

7. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // Journal of Personality.

- 1949. - 18. - P. 108-143.

8. Fromm E. Man for himself. - New York: Rinehart, 1947.

9. Hartley E.L. Problems in prejudice. - New York: Kings Crown, 1946.

10. Heath. C.L. What people are: A study of normal young men. - Cambridge: Harvard University Press, 1945.

11. LaFarge J. No postponement. - New York: Harper, 1950.

12. Malherbe E.G. Race attitudes and education.

- Johannesburg, S.A.: Institute of Race Relations, 1946.

13. Minard R.D. Race attitudes of Iowa children // Studies in character. - University of Iowa.

- 1931. - 4. - No 2.

14. Samelson B. The Patterning of attitudes and beliefs regarding the american negro. -Cambridge: Radcliffe College Library, 1945.

15. Scodel A., Mussen P. Social perceptions of authoritarians and non-authoritarians // Journal of Abnormal and Social Psychology.

- 1953. - 48. - P. 181-184.

16. Sorokin P.A. Altruistic Love: A study of american “good neighbors” and Christian Saints. - Boston: Beacon Press, 1950.

17. Stouffer S.A. et al. The american soldier: Adjustment during army life. - Princeton University Press, 1949.

18. Suttie I. The origins of love and hate. -London: Kegan Paul, 1935.

19. Zeligs R., Hendrickson G. Racial attitudes of 200 sixth-grade children // Sociology and Social Research. - 1933. - 18. - P. 26-36.

cyberleninka.ru

Классный час (8 класс) по теме: Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия

Слайд 1

Толерантная и интолерантная личность: Основные черты и отличия.

Слайд 2

Материал к классному часу по толерантности Презентация выполнена Учителем биологии МБОУ «Школа № 54» г.Прокопьевска, Кемеровской области Феоктистовой О.Л.

Слайд 3

Толерантность – это Терпение; Сотрудничество, дух партнерства; Отказ от доминирования, причинения кому-либо вреда; Терпимость к чужому мнению; Признание своего равенства с другими. Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно, т.к. каждый человек в своей жизни совершает как те, так и другие поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой.

Слайд 4

Основные черты толерантной личности: Расположенность к другим людям Снисходительность Терпение Чувство юмора Чуткость Доверие Альтруизм Терпимость к различиям Умение владеть собой Доброжелательность Умение не осуждать других Гуманизм Умение слушать собеседника Любознательность Способность к сопереживанию

Слайд 6

Отличия толерантной личности от интолерантной следущие :

Слайд 7

Знание самого себя Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях обвинить окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Слайд 8

Защищенность Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится инстинктов, чувств, живет с постоянным ощущением угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

Слайд 9

Ответственность Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

Слайд 10

Потребность в определении Интолерантные люди делят мир на две части – черную и белую. Для них нет полутонов. Есть только два сорта людей – хорошие и плохие. Они делают акцент на различия между своими и чужими. Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

Слайд 12

Ориентация на себя – ориентация на других Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к внешним институтам и авторитетам, т.к. им не нужно за кого-то прятаться.

Слайд 13

Способность к эмпатии Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. Эмпатия (сопереживание) – черта толерантной личности.

Слайд 14

Чувство юмора Это важная черта толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками.

Слайд 15

Авторитаризм Для интолерантной личности важна общественная иерархия.

Слайд 16

Таким образом, существует 2 пути развития личности: Интолерантный – характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Толерантный – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Слайд 17

Рецепт счастья Возьмите чашу терпения, Влейте в неё полное сердце любви, Добавьте две горсти щедрости, Посыпьте добротой, Плесните немного юмора, Добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной Вам жизни, Предлагайте каждому, кого встретите на пути!

nsportal.ru

Статья на тему: Толерантная личность

«Толерантная личность»

 Толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Когда мы говорим о толерантной личности, мы не имеем в виду отказ от собственных взглядов, ценностных ориентаций и идеалов. Толерантность не должна сводиться к ущемлению собственных интересов, а предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой — гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. В своей работе мы стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.

На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.

Определение слова «толерантность»:

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания, и мы воспитатели, должны довести до сознания детей то, что ведь люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе. Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) русские народные подвижные игры;

4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем;

5) изучение народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников; праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с традициями народов разных стран;

7) с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;

8) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

9) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Конечно, формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.

   

Вывод: Таким образом, в своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

nsportal.ru

Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия

n=Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия. Теоретическая часть~sz=55151;pg=1;te=В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия. Вот некоторые из них. Толерантность – это~cat=~t=~!~
Толерантная и интолерантная личность:

основные черты и отличия.

Теоретическая часть

Цель: познакомить с понятием и чертами толерантной и интолерантной личности;

Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия. Вот некоторые из них. Толерантность – это:


  • сотрудничество, дух партнерства;

  • отказ от доминирования, причинение вреда кому-либо;

  • терпимость к чужим мнениям;

  • признание своего равенства с другими ит. д.

деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности. Это:

  • расположение к другим людям;

  • снисходительность;

  • терпение;

  • чувство юмора;

  • доверие;

  • альтруизм;

  • терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. д.)

  • умение владеть собой;

  • доброжелательность;

  • умение не осуждать других;

  • гуманизм;

  • умение слушать собеседника;

  • любознательность

  • способность к сопереживанию.

(перечень черт вывешивается на доске)

Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от интолерантной.

Этих отличий довольно много.

^

Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно большой разрыв между «Я – идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я - реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

2.Защищенность.

Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

3.Ответственность.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.

^

Интолерантные личности делят мир на две части: белую и черную. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими» и «чужими». Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии

^ х.

Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личной независимости больше, к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого- то прятаться.

^ .

Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях. Толернтные люди более точны в своих суждениях и адекватных оценках как толерантных, так и интолерантных собеседников.

^

Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

8. Авторитаризм.

Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные, в силу своих личных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.) Интолерантную личность утраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна.

Вывод:

Таким образом есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущение нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

^

Упражнение 1.

«Черты толерантной личности».

Цели:

- закрепить полученные знания школьников (учителей, родителей) о чертах толерантной личности;

- дать подросткам (педагогам, родителям) возможность оценить степень своей толерантности.

Инструкция:

Сначала поставьте знаки «+» напротив тех трех черт (они написаны на доске), которые у вас по вашему мнению наиболее выражены. Знак «-«, напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и знак «!»- напротив трех черт, которые на ваш взгляд наиболее характерны для толерантной личности.

Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанные на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил «!» первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается количество ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы)

Участники получают возможность:


  1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением

  2. Сравнить преставление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

. Упражнение 2

«Волшебная лавка»

Цель:

- дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения:

Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать , любознательность, способность к сопереживанию. (Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении: их перечень записан на доске)

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены как цифра «0» у него в опроснике, т.е.слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хотел быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

velikol.ru

Чем отличается толерантная личность от интолерантной — МегаЛекции

(по работам Г. Оллпорта*)

 

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках, поэтому менее удовлетворены собой. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя достоинств больше, чем недостатков, поэтому во всех проблемах склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.

3.Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют вред мне.



4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир, в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя- ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем, у толерантных. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

6. Приверженность к порядку.Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план.

Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна протекать согласно протоколу. Другие же народы постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своем стремлении при надлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях.

Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетически и этических чувств, высоких социальных ценностей.

В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, Т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях - они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора.Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другими.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших контроль и власть над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантной человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

 

Таким образом, выделяются два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представление о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

 

5. Толерантность вокруг меня

 

Цели:

- определить как проявляется нетерпимость вокруг нас в ближайшем окружении и в мировых масштабах;

- способствовать формированию навыков выхода из конфликтных ситуаций.

 

Предварительная подготовка:

Классу до начала данного урока рекомендуется разделиться на несколько групп, каждая из которых получает задание рассмотреть дома один из мировых конфликтов арабо-израильский, чеченский, иракский.

Ход занятия:

 

Часть1

 

1. Вводное слово учителя.

Жизнь в современном обществе требует от человека умения выработать собственное мнение, выражать свою позицию ясно и уверенно, различать факт и его интерпретацию, признавать и учитывать потребности и права других, толерантному отношению к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать, приходить к согласию и кооперироваться для достижения общих целей. Толерантность необходима нам ежедневно, она проявляется в отношениях дома, в школе, на улице. Взаимодействуя с окружающими, мы постоянно попадаем в сложные ситуации, в которых бесспорно не избежать конфликтов. Конфликт является неизбежным уже потому, что мы разные и не сразу можем понять друг друга, но мы должны научиться толерантно выходить из конфликта, принимать то, что другой человек непохож на нас, при этом не терять чувство собственного достоинства. Именно это чувство собственного достоинства и является той основной ценностью, которую все берегут и пытаются отстаивать в конфликте. Все пытаются заявить, что они тоже существуют на этом свете и желают поступать по-своему, а окружающий мир в чем-то мешает этому. Выйти из конфликта, не потеряв главной ценности человека – достоинства, очень сложно.

2. «Мозговой штурм».

Вспомните, когда вы чувствовали, что ваше достоинство унижают окружающие? Именно тогда возникали конфликтные ситуации. Расскажите, какие конфликты могут возникать в нашей повседневной жизни. Конфликтные ситуации записываются на доску.

Примечание: если в классе нет доверительной обстановки и ученики «закрыты», то надо быть очень осторожным, т.к. во время этого задания могут всплыть очень сложные внутриклассные конфликты, которые вряд ли удастся разрешить на уроке. В этом случае учитель может сам предложить ученикам конфликтные ситуации. Например:

  • Твой друг, подруга попросил/а у тебя одежду и порвал/а ее.
  • Твой младший брат изрисовал твои учебники ручкой.
  • Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
  • Твой учитель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал/а контрольную у соседа.
  • Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал/а его полчаса, а он так и не пришел.
  • Тебе говорят, что твоя одежда не подходит тебе по цвету (или еще по какой-то причине).
  • Твоя подруга разболтала всем, твой секрет
  • Мама не отпускает тебя гулять (на дискотеку)
  • Тебя не пускают в школы без сменной обуви, а ты ее оставил дома

 

3. Двум или трем добровольцам предлагается разыграют одну из этих ситуаций и попытаться найти выход из конфликта. Добровольцам на подготовку дается 5 минут. Они уходят в конец класса или в коридор, где продумывают сценку-представление конфликтной ситуации.

Пока они готовятся, все остальные записывают схему, как выходить достойно из конфликтной ситуации. На каком-нибудь отвлеченном конфликте.

Пример: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.

Схема выхода из ситуации:

1) Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах».

2) Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «Я почувствовал себя неудобно».

3) Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей».

4) Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».

 

4. Далее все смотрят на ситуацию, разыгранную учениками, и обсуждают, удалось ли ребятам в сценке найти достойный выход из конфликта.

- Как можно было, используя записанную нами схему, выйти из этой конфликтной ситуации?

 

5. Весь класс разбивается по парам и пытается проиграть одну из конфликтных ситуаций, написанных на доске.

Примечание: Можно дать на выбор три-четыре ситуации и посмотреть разные пути выхода из конфликта.

Далее всем классом обсуждается, как удалось выйти из этих ситуаций. Чей выход оказался наиболее удачным и почему?

 

Учитель рассказывает о схеме решений конфликтов, которой пользуются конфликтологи.

Существует несколько путей решения конфликтной ситуации:

1. Конкуренция (эгоизм) – тогда вы ставите свои интересы выше другого человека и будете с ним соревноваться. Из конфликта выйти будет довольно сложно в такой ситуации выигрывает только одна из сторон конфликта. Может в этой ситуации, это будете и вы, но в следующей раз ваш противник будет относиться к вам совершенно также как вы к нему в настоящий момент, т.е. не будет учитывать ваших интересов.

2. Приспособление (альтруизм) – вы отказывается от собственных интересов во имя выхода из конфликта, во имя «мира». Это хорошо, если при этом не пострадают ваше достоинство, ведь конфликт начался именно из-за него. Если вы после такого решения конфликта страдаете от того, что ваше чувство собственного достоинства унижено вышли ли вы из конфликта?

3. Избегание (соглашательство) – и вы и ваш партнер не решают проблемы, вы отказываетесь от своих интересов, чтобы не столкнуться в ссоре. Проблема не решается достоинство обоих осталось оскорбленным, в итоге, в конфликте обе стороны являются проигравшими

4. Компромисс – вы отказывается от части собственных интересов, для выхода из конфликтной ситуации, но и сами идете на некоторые уступки во имя интересов других людей. В этом случае в конфликте выигрывают оба и вы и ваш партнер.

5. Сотрудничество – самый лучший путь выхода из конфликта. Вы учитываете и свои интересы и интересы других, используя их для дальнейшего развития общества и саморазвития.

На схеме мы можем показать это следующим образом:

 

 

Учитель предлагает вспомнить те ситуации, которые участники обсуждали в парах и спрашивает к какому решению пришли учащиеся в своих парах.

 

Часть 2

 

1. Класс делится на группы. Каждая рассматривает один из мировых конфликтов:

- Арабо-израильский;

- Чеченский;

- Война в Ираке;

- конфликт Грузии и Северной Осетии;

Задача разработать план выход из конфликта. Чтобы это задание было выполнено хорошо, рекомендуется либо дать ученикам домашнее задание посмотреть материалы прессы о данных конфликтах, либо подготовить материалы, которыми можно пользоваться на уроке. Работу лучше организовать методом метаплана.

«Метаплан»

Учащиеся делятся на группы по 5-8 человек. Группам для работы предоставляется яркие фломастеры (маркеры) и по листу бумаги формата А0 (лист ватмана). Затем, предлагается написать на листе обсуждаемую проблему урока и разделить лист на 4 части. Учитель последовательно озвучивает вопросы, раскрывающие проблему, которые обсуждаются группой в режиме «мозгового штурма» в течение 5 - 7 минут, результаты обсуждения в виде тезисов записываются на листе в соответствующем квадрате. Вопросы должны помочь выяснить «что происходит?», «почему это происходит?», «как должно быть?» и «каким образом добиться желаемого результата?». Затем итоги работы в группах обсуждаются коллективно всеми учащимися.

 

Оформленный метаплан может выглядеть следующим образом

Чеченский конфликт

Что происходит 1. массовый террор с обеих сторон 2. … Почему это происходит 1. Политические выгоды 2. …
Имеющиеся условия (ресурсы) для улучшения ситуации 1. усталость от войны, попытки демократических выборов 2. … Предложения 1. поддержка внутричеченских политических сил, готовых к конструктивному диалогу. 2. …

 

2. Итоговая рефлексия.

Почему проявляется нетерпимость вокруг нас?

Как мы можем противостоять ей?

 

 

Итоговое занятие.

 

Цель: Подведение итогов курса «Уроки толерантности».

 

Методические рекомендации: Итоговое занятие желательно провести в неформальной обстановке, за чашкой чая. В такой атмосфере, легче будет обменяться впечатлениями от занятий. При невозможности организации неформального общения занятие может быть проведено в рамках урока.

 

Варианты итогового занятия.

 

Вариант 1. Упражнение «Вспомнить все».

Учащиеся сидят в кругу. Учитель бросает мячик любому из учеников в руки и задает ключевые вопросы по курсу. Ученик, которому бросили мяч, отвечает на вопрос, бросает мяч другому и задает вопрос по изученным темам и т.д., либо возвращает мячик учителю и тот задает вопрос следующему ученику.

Вариант 2. Упражнение «Поэма о толерантности».

Класс делится на несколько групп. Каждой группе выдается лист бумаги формата А3. Вверху листа пишется тема «Толерантность». Каждый по порядку пишет свои 2-3 рифмованные строчки по теме, загибает лист «гармошкой» и передает лист следующему. Когда группы выполнят задание, можно предложить обменяться листами между группами и продолжить работу. В заключение «поэмы» зачитываются.

Вариант 3. Упражнение «Акростих».

Класс делится на группы, каждой группе выдается лист бумаги.

На листе вертикально записывается слово толерантность, группе необходимо «расшифровать» каждую букву слова, чтобы в итоге сложилось единое представление о понятии.

Например:

Т - творчество

О - обсуждение

Л – любовь к ближнему

Е - единение
Р - радость

А - активность

Н - ненасилие

Т - терпимость

Н - надежда

О - осмысление

С - симпатия

Т - товарищество

Ь
ЛИТЕРАТУРА

Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000

Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

Бондырева С.К. Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М., 2003.

А.Н. Иоффе. Многообразие понимания толерантности. – М., ИД «Камерон»,2004

На пути к толерантному сознанию/ Отв.ред. А.Г.Асмолов. – М., 2000

Нетерпимость в России / под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. М., 1999.

Нетерпимость и враждебность в российском обществе. Рабочие материалы для учителя. Вып. 1-5. М., 2000-2001.

Первые шаги. Лондон, 1997.

Права ребенка и толерантность использование сообществ в рамках обучающего процесса: Пособие для учителя 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.

Права человека: Методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.

Преподавание прав человека в 6 – 8 классах средней школы: Книга для учителя. Т. 1. М., 2000.

Солдатова Г.У. Шайгерова Л. А. Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. М., 2000.

Толерантность – мой шаг. Информационный сборник для учащихся 8-10 классов. Ростов-на-Дону, 2002.

Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.

Уолцер М. О терпимости. М., 2000.

Уроки прав человека. Пермь, 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М., 1998.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Тренинговое занятие по формированию толерантного сознания " Толерантная личность"

Занятие «ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Цель:

- дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Разминка.

Упражнение «Превращения»

Цель:

- самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.

Процедура проведения:

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы…»,

«Если бы я был едой, то я был бы…»

«Если бы я был взрослым, то я был бы…»

Все отвечают по кругу.

Основное содержание занятия.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

- ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

- дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника.

Черты толерантной личности.

Колонка 1 Колонка 2

  1. Расположенность к другим __________ __________

  2. Снисходительность __________ __________

  3. Терпение ___________ __________

  4. Чувство юмора ___________ __________

  5. Чуткость ___________ ___________

  6. Доверие ___________ ___________

  7. Альтруизм ___________ ___________

  8. Терпимость к различиям __________ __________

  9. Умение владеть собой __________ __________

  10. Доброжелательность __________ __________

  11. Умение не осуждать других _________ __________

  12. Гуманизм ________ ___________

  13. Умение слушать _________ ____________

  14. Любознательность __________ ___________

  15. Способность к сопереживанию ________ ___________

Подготовка. Бланк опросника с колонкой 2 поставьте: «+! На большом листе прикрепляется на доску.

Процедура поведения.

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция.

Сначала в колонке 1 поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке 2 поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке 2 первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности ( сточки зрения группы).

Участники получают возможность:

- сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением;

- сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

Цель:

- ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

Процедура проведения.

Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной ( на основе работ Г. Оллпорта).

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают

о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться — важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп — не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части — черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей — плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя — ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план. Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей. В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях — они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой — важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель:

- Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения.

Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. ( Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «0» в колонке 1 опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него). Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Рефлексия занятия.

- какие качества присущи толерантной личности?

- какие качества характерны для интолерантной личности?

- каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

kopilkaurokov.ru

Толлерантность и толлерантый человек: определение и характеристика

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет толерантное отношение к людям. Вы узнаете значение данного понятия. Вам станет известно, кем является толерантная личность. Выясните, в чем ценность толерантности. Сможете узнать, какие виды данного определения существуют. Вам станет известно, чем это понятие отличается от интолерантности.

Общие сведения

Толерантностью называется правильное отношение к поведению, мировоззрению и мнению других людей. С данным определением часто сравнивают терпимость, терпеливость и принятие. Толерантный человек — это индивид, имеющий моральные и духовные качества и ценности. Пример ситуации, обратной толерантности — это случай, когда малыш пытается отстоять личные интересы, наплевав на мнение других людей, применяет силу, пытаясь решить конфликты.

Например, толерантным будет отношение к образу жизни определенного племени из Африки, с учетом отказа людей от цивилизации. Но нельзя быть терпимым к каннибализму, который у них процветает. Толерантностью называют доброжелательный настрой, направленный на определенное явление, если оно не противоречит общечеловеческой морали.

От терпимости отдельно взятого индивидуума зависит моральное развитие целого общества и его культура.

Есть приверженцы толерантности, а есть и те, кто видят в данном понятии негатив.

К положительным сторонам данного явления относят:

  • преодоление ксенофобии способствует развитию коммуникативных навыков;
  • индивид приобретает гуманность, учиться понимать других членов общества;
  • повышение личностного роста и общественного развития;
  • помогает правильно относиться к другим личностям, понимать их взгляды.

К положительным примерам относят:

  • вариант с религиозной толерантностью, например, когда христианин общается с мусульманином, собеседники выслушивают мнение каждого;
  • общение людей, имеющих различные политические взгляды, когда они не пытаются привить собеседнику собственную точку зрения, готовы признавать его правоту.

Что примечательно, чем культурнее личность, тем более высокая толерантность у нее наблюдается.

Люди, которые видят в толерантности отрицательные стороны, рассматривают следующие моменты:

  • в мире современных технологий настоящие ценности заменяются подставными;
  • индивид может держаться на расстоянии от людей, имеющих иные взгляды;
  • в настоящее время проблемы не решаются, вместо этого демонстративно декламируется лицемерие и уважение прав других культур, наций, вероисповедания;
  • разрушение традиционного уклада, подмена значения терпимости;
  • некоторые личности при помощи толерантности манипулируют человеческим сознанием;
  • грань между терпимостью и рабским терпением, которая наносит ущерб человеческой личности, очень тонка.

Негативное проявление толерантности — переселение людей из нецивилизованных стран в высокоразвитые города Европы. Они пришли с низкими ценностями, со своими взглядами. Требуют, чтобы к ним толерантно относились, при этом совершенно не воспринимают ценности и традиции страны, в которой живут.

Классификация

Расовая толерантность

Рассматривая социологический тип, выделяют определенные виды:

  • образовательный — одинаковое отношение ко всем, без учета наличия высшего образования;
  • расовый — терпимое отношение к иной расе;
  • религиозный — принятие людей, имеющих другое вероисповедание;
  • политический — нетерпимое отношение к различным политическим течениям;
  • гендерный — правильное отношение к противоположному полу;
  • терпимость по отношению к инвалидам;
  • национальный — терпимость к представителям другой национальности;
  • сексуально-ориентационный — принятие людей с нетрадиционной ориентацией, терпимое отношение к ним;
  • межклассовый — уважительное отношение ко всем без учета их финансового благосостояния.

В психологии рассматривают три вида толерантности.

  1. Условный, также называют моральным видом. Подразумевают агрессию отсроченного действия. Случай, когда индивид якобы соглашается с тем, что происходит вокруг. Однако, внутри себя ощущает сильную злость и недовольство.
  2. Естественный вид. Характерен для детей, которые могут одинаково, без предвзятости относиться к разным взрослым, в том числе и к своим родителям.
  3. Нравственный тип. Осознанное восприятие реального мира.

Человек может рассматриваться, как личность, выделяя коммуникативную толерантность, которая делится на четыре типа.

  1. Типологический. То, как индивид относится к определенным группам людей, например, к тем, кто имеет нетрадиционную ориентацию, другие политические взгляды или инвалидность.
  2. Ситуативный тип, который представляет собой отношение к определенным людям. Например, о высоком уровне толерантности свидетельствует фраза «мне так легко с ней общаться», о среднем – «иногда ее так трудно понять», о низком уровне – «она меня ужасно бесит».
  3. Профессиональный тип, который представляет собой отношение определенного индивида к людям, с кем он вынужден общаться по долгу своей службы, например, к ученикам, пациентам, коллегам, клиентам.
  4. Общий тип, который представляет собой соединение всех предыдущих видов, является коммуникативной терпимостью.

Отличия толерантности от интолерантности

На то, что рядом оказалась действительно толерантная особа, могут указывать определенные доводы.

  1. Толерантный индивидуум открыт для общения с людьми, он любознателен, может прийти на помощь. Интолерантная личность не способна переживать за других, не проявляет к ним сострадание.
  2. Умение смеяться над своими недостатками указывает на толерантную личность. Такая особа адекватно реагирует на шутки, а также на критические высказывания.
  3. Несмотря на проблемы современности, в частности терроризм, разгул преступности, толерантная особа чувствует себя защищенной в обществе. Тогда, как интолерантные люди во всем видят реальную угрозу.
  4. Толерантная личность всему дает адекватную оценку, знает свои недостатки, стремиться их исправить. Он определяет необходимость во внутренней гармонии. Интолерантная личность обвиняет в своих бедах всех окружающих, превозносит свои достижения.
  5. Толерантный индивид не будет убеждать собеседника в своей правоте, но сохранит и свое мнение. Интолерантная особа является по сути диктатором. Ей важно, чтоб другие люди подчинялись ее стремлением и понятиям.
  6. Толерантные индивидуумы не бояться брать на себя ответственность. Они ищут реальный смысл и истинные причины. Они не боятся нести ответственность за собственные поступки, а также за чужие действия.

Теперь Вы знаете, что собой представляет толерантный мужчина или женщина. Данное понятие включает в себя терпимость, уважение к человеческому достоинству, ко мнению другого индивида, сострадание, стремление к равноправию и партнерству, милосердие. Данное определение нельзя ставить на один уровень с равнодушием. Тут речь не идет о безразличном отношении к поведению другой особы, а о возможности воспринимать образ жизни другого человека, который отличается от его собственного, при этом не осуждать его.

psycho4you.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о