Интонации виды – Какой бывает ИНТОНАЦИЯ — Карта слов и выражений русского языка

Виды интонации. Компоненты интонации

Любого человека характеризует своя манера произносить слова и предложения, свой тембр голоса. Но это на первый взгляд для несведущего в тонкостях этого дела человека. Но музыкантов и лингвистов не проведёшь! Это люди с тонким обострённым слухом.

Интонация для профессионала-лингвиста

Для работающего с языком ритм и строй речи имеет огромное значение. Это определяется долей повышения голоса или его понижения. А это зависит от того, чего хочет говорящий. Если ему нужно задать вопрос, он так выстроит свою интонационную позицию, чтобы собеседнику было понятно, что именно интересует в заданном вопросе. При помощи логического ударения вопрошающий выделяет голосом нужное слово. Люди выражают в своей речи самые разные эмоции, выражая это интонацией восклицания. В тех моментах, когда встретившиеся друг с другом товарищи просто рассказывают о тех или иных событиях, они пользуются повествовательной интонацией.

  • Семантическая, выражающаяся в цели и смысле, в соответствии с которыми строится высказывание.
  • Синтаксическая выстраивает предложение в чёткой структуре.
  • Экспрессивная свидетельствует об эмоциях человека.
  • Эвфоническая используется в стихотворениях и влияет на фонетическое благозвучие.

Музыкальная интонация

В музыке к интонации предъявляются особые требования. Распевность и напевность, напряжение голоса и осмысленность того, о чём поёт солист. Но в музыке есть ещё один очень похожий термин — «интонирование». Он означает совершенно другое: фальшивое пение или абсолютно верное исполнение по нотам произведения.

Акцентирование на фразах, что указано целью высказывания.

Определение интонации на письме с помощью деления на смысловые части текста, расстановки знаков выделения и разделения.

Не всегда к интонации было такое пристальное внимание. Исходя из исторических сведений, в интонации ранее рассматривался всегда центр всей конструкции, который выражался в главном ударном слоге.

Выстраивая любое выступление, оратор вынужден пользоваться всеми видами интонационного воздействия на слушателя. Чтобы завоевать аудиторию, докладчик должен плавно вести рассказ, повествуя, понижая или изредка повышая голос. Иногда, для того, чтобы привлечь ослабленное внимание, следует использовать вопросы, обращённые к слушателям. Без эмоциональной восклицательной интонации речь выступающего человека будет скучной и невыразительной. Поэтому интонационным разнообразием должен владеть в совершенстве тот, кому нужно часто выступать перед зрителями. Это люди творческих профессий, дипломаты и учителя.

Интонация — ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр — слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.

Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации — это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Темп речи — это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп — торжественной.

Паузы — это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.

Фонетика современного русского языка, 2010.

Устная речь характеризуется наличием разнообразных эмоционально-интонационных оттенков. С их помощью можно одному и тому же выражению добавить различных значений: удивления, издевки, вопроса, утверждения и других вариантов. На письме все это передать намного сложнее, но возможно с помощью знаков препинания, которые отражают основные элементы интонации.

Понятие об интонировании

Без интонации кажется скучной, сухой и безжизненной. Только с помощью переливов голоса можно сделать любое повествование живым и экспрессивным. Поэтому интонацией называют ритмико-мелодичную сторону процесса говорения.

Более узкое значение интонации подразумевает колебания голосового тона, что в общих чертах отождествляется с мелодикой устной речи. Более широкое понимание расширяет понятие мелодики, дополняя его паузами, темпом и другими составляющими речевого потока, вплоть до тембра голоса и его ритма. Есть и менее привычные и очевидные основные элементы интонации. Ударение относится к ним как нельзя лучше. При этом речь идет не только о словесном, но и о логическом его варианте. Выделение в речевом потоке одного слова существенно изменяет всю тональность предложения.

Мелодика как основа интонации

Чтобы понять, в чем различие смысловой нагрузки одной и той же фразы, но в разных нужно посмотреть на ее мелодику. Именно с нее начинаются основные элементы интонации.

Для начала отметим, что мелодика организовывает воедино одну фразу. Но также с ее помощью выполняется смысловое различение. Одни и те же высказывания обретают новых оттенков в зависимости от того, как проявляет себя мелодика.

Рассмотрим это на конкретном примере: «Сидеть!» произнесенное с резкой и громкой интонацией, делающей выделенное ударение на гласный, показывает категорический приказ. «Сиде-е-еть?!» — выражает вопрос и возмущение за счет прот

www.kalinark.ru

Урок 16: Интонация

Урок 16: Интонация

Интонация – это изменение основного тона, интенсивности и длительности звучащего предложения, которое способствует членению потока речи на отдельные отрезки – синтагмы, и имеющиее кроме синтаксического значения также эмоциональное значение. При помощи интонации говорящий выражает свои чувства, пожелания, волеизъявления и т.п.

Обычно под интонацией понимают целый ряд средств организаций звучащей речи, это прежде всего мелодика, динамика (сила) звучения отдельных слов, темп речи, тембр речи и паузы. Все они существуют в своей совокупности и единстве, и таким образом, в целом, интонация относится к суперсегментмым элементам, имеющим отношение или к целому предложению, или к его отрезкам – синтагмам.

Интонация индивидуальна, у каждого говорящего свой средний тон речи, который в зависимости от ситуации может или повышаться или понижаться, но в общем в языке имеются общие закономерности при применении интонации, которые позволяют выделить основные

интонационные конструкции (ИК). В современном русском языке как правило выделяется семь основных интонационных конструкций.

Каждый тип ИК имеет свой интонационный центр (ИЦ), т.е. слог, на который падает основное синтагментное или фразовое ударение, на этом слоге мелодия предложения или понижается или повышается, в некоторых случаях может произойти и довольно сложное комбинированное движение мелодии от понижения к повышению и наоборот. Кроме того, как правило, выделяется и, так называемая, предцентровая часть, произносимая обычно на среднем тоне говорящего и, так нызываемая, постцентровая часть

, которая в зависимости от ситуации может произноситься или с постепенно нисходящей мелодией, или, наоборот, на более высоком тоне, чем предцентровая часть.

Например: предложение с нейтральной интонацией ИК-1:

— произносится с ИЦ на слоге –го — с нисходящей мелодией, предцентровая часть сегодня хорошая по- произносится на среднем тоне, а постцентровая –да на низком тоне. То же самое предложение мы можем произнести как вопрос с ИК-3:

— произносится с ИЦ на слоге –ро — сначала с резким повышением тона и с резким понижением в постцентровой части.

То же самое предложение мы можем произнести и как эмоциональное восклицание с положительной оценкой с ИК-6:

— произносится с ИЦ тоже на слоге –ро-, но с резким повышением мелодии и постцентровая часть остается на высоком тоне.

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. Каждый тип ИК способен различать значение предложений с одинаковой синтаксической конструкцией и лексическим составом:

    Напр.:

    У нас сегодня зан1ятия. (Нейтральное предложение с ИК-1.)

    У нас сег2одня занятия! ( ИК-2 подчеркивает, что занятия сегодня, а не завтра.)

    У нас сегодня зан3ятия? (Вопрос с ИК-3.)

    К2ак он умеет плавать? (Вопрос с ИК-2.)

    К5ак он умеет пл5авать! (Восклицание с нейтральной оценкой ИК-5.)

    Как он умеет пл6авать! (Очень хорошо, с положительной оценкой ИК-6.)

    К7ак он умеет плавать! (Очень плохо, с отрицательной оценкой ИК-7.)

  2. Один и тот же тип ИК может восприниматься по разному в зависимости от синтаксической конструкции и лексического состава предложения.

    Так, например, самая широкоупотребляемая ИК — это ИК-2, она может выражать:

    • вопрос: К2ак тебя зовут?

    • просьбу: Д2ай мне, пожалуйста, попить.

    • приказ: Закр2ойте дверь!

    • противопоставление: Меня зовут 2Аня. (А не Катя.)

  3. Использование той или иной ИК может быть чисто индивидуальным, зависит от стиля речи говорящего.

    Так, например, мы можем сказать:

    • в разговорной речи: Москв3а – наша стол1ица.

    • в официальной речи: Москв4а – столица Русской Федер1ации.

    • в нейтральном стиле: Закр2ой, пожалуйста, окно! (ИК-2)

    • в более эмоциональном высказывании: Ну закр3ой, наконец, окно! ( ИК-3)

Так что, на приведенных нами выше примерах, видно, что изучение интонаций русского языка иностранцами очень сложно. Поэтому, следует поступать постепенно, сначала мы объясним разные типы русских ИК и примеры их самого частого применения, а потом постепенно будем добавлять разные реализации ИК, которые служат средством для выражения добавочных смысловых и эмоциональных оттенков.

Упражнение 16.1

Послушайте Сказку о русской интонации, внимательно следите за интонацией.

(Сказка перепечатана из учебника Е.Л. Бархударовой и Ф.И.Панкова По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2007)

В учебнике русского языка для иностранцев жили семь интонаций. ИК-1 всё знала, утверждала, называла: «Это гараж. Это наш подъезд».

ИК-2 считала себя очень важной. Во-первых, она всё время старалась обратить на себя внимание и ко всем обращалась: «Послушайте! Внимание!» Была категорична, требовательна: «Отойдите! Не мешайте!» При этом она все время задавала вопросы с вопросительными словами: «Что? Где? Когда?»

ИК-3 тоже была любознательна. Она тоже задавала вопросы, но другие, без вопросительных слов: «Это гараж? Это ваш подъезд?» Вообще у неё был мягкий характер. Если ИК-2 была требовательна, то ИК-3 была очень вежлива: «Извините, пожалуйста!»

А ИК-4? Она любила появляться вместо ИК-3 в официальной речи. Всех поучала. Даже вопросы ИК-4 задавала официальным тоном! «Ваша фамилия? Ваше имя?» ИК-3 спрашивала: «Дважды два четыре?» а ИК-4 : «Дважды два четыре?»

ИК-5 была самой восторженной. «Как хорошо!» — любила говорить она.

ИК-6 тоже восхищалась, но более сдержанно: «Как хорошо! Погода сегодня!» Она часто стремилась быть немногословной. Ей не хватало уверенности в себе, она сомневалась, переспрашивала: «Что вы сказали?» Кроме того, ИК-6 обладала неважной памятью и часто с трудом что-нибудь вспоминала: «Куда я положила ключи?»

Весело, радостно было ИК друг с другом. И жили бы все дружно, не зная хлопот, если бы не ИК-7. У неё был ужасный характер, она вечно была недовольна, постоянно всё отрицала: «Какие вы отличники! Какой это обед!» Правда, иногда ей становилось стыдно за своё поведение. Тогда она, наоборот, принималась утверждать! «Да! Хорошо!» И делала это не спокойно, а эмоционально, экспрессивно.

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

is.muni.cz

Интонация в музыке — это что такое? Определение, виды

Одно из ключевых понятий в музыке — это интонация. Данная статья поможет разобраться в сути этого явления.

Какие бывают интонации в музыке?

Этот термин можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. На данный момент существует три основных формулировки, отвечающие на вопрос «что такое интонация в музыке?». В широком смысле слова так называется единство фактуры произведения и тех оттенков смысла, которыми она наделена.

В этом значении данный термин впервые стал рассматриваться в учении советского музыковеда Бориса Асафьева. Для того чтобы наиболее доходчиво объяснить суть данного значения слова, следует обратиться к одноимённому явлению в области лингвистики. В разговоре именно по интонации человек может определить смысл и общее настроение речи говорящего, даже не разобрав конкретных слов или не понимая незнакомого или малознакомого иностранного языка. Подобное явление существует и в музыке. Например, интервал кварта чаще всего ассоциируется у людей с напряженным, призывным звучанием. А мотив, основанный на таких созвучиях, больше всего подходит для произведений в жанре марша или для гимнов.

Связь речи и музыки

Ещё отец Галилео Галилея, который был лютнистом, призывал своих коллег обращать внимание на связь мелодий с речевыми интонациями. На подобном сходстве основаны многие произведения русских классических композиторов. Они часто обращались к использованию этого приема, особенно в своём оперном творчестве. Среди мастеров, которым наиболее ярко удавалось использовать речевые интонации в ариях можно назвать таких, как Петр Чайковский и Модест Мусоргский.

В то время как композиторы итальянской оперы чаще всего пренебрегали данными приемами, уделяя больше внимания мелодичности музыки и виртуозности.

Отец Галилея был также участником Кружка подобного нашей «Могучей кучке». Члены этого объединения специализировались на написании опер, арии в которых основывались на особенностях разговорной речи.

Духовная музыка

Другое значение слова «интонация» связано с григорианской традицией пения. В средневековье в католической церкви при исполнении псалмов и других песнопений мелодия сначала исполнялась одним человеком, так называемым запевалой, после чего её подхватывал весь хор. Фрагмент, который исполнялся сольно, имел название «Интонация». В православной традиции существовала подобная система, которая носила название знаменного пения.

Изобразительные интонации в музыке

С помощью интонации можно передать не только характеристики речи и ее эмоциональный посыл. Еще она является универсальным средством для музыкальной изобразительности. Можно сказать, что с помощью интонации музыка общается со слушателями. Яркий пример использования различных ее видов для создания образов можно найти в сказке Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк». В этом произведении именно при помощи интонации композитор создает образ кошки с вкрадчивыми движениями и птицы, полет которой легок и стремителен. По-разному используется это средство и в каждом конкретном стиле. Так, интонации, характерные для эпохи барокко, отличаются от тех, которые часто употреблялись в романтической музыке и в классических симфониях. Рассматриваемое в этой статье понятие является комплексным. Оно основано на взаимосвязи таких явлений, как лад, ритм и тональность.

В чём разница?

Следует сказать несколько слов и о речевой интонации, которая так близка по своим характеристикам музыкальной. Если человеку приходится слышать разговор иностранцев, то он, несмотря на незнание их языка, всё же может уловить некоторые подробности их разговора. Например, можно сразу же понять отношение этих людей друг к другу: благосклонное или неблагосклонное, а также иногда возможно разобрать, являются ли отдельные фразы утверждениями или вопросами. Однако это сделать удастся не всегда, так как особенности речи в разных языках могут отличаться друг от друга. Например, в разговоре русских людей вопрос сопровождается постепенно повышающейся к концу фразы интонацией. В английском данная конструкция может звучать довольно ровно. Немцы же, наоборот, чаще всего понижают интонацию в вопросительных предложениях.

Здесь можно провести параллель с музыкой. Точно так же, как и речь, песни разных народов и инструментальные произведения отличаются по своему интонационному составу. Различаются между собой и композиции, созданные в разные эпохи. Музыка наших дней, безусловно, отличается от произведений в стиле барокко, созданных Иоганном Себастьяном Бахом. Существуют даже отдельные пособия, направленные на изучение современного подхода к этой проблеме. Особо тщательному анализу подвергается электронная музыка с ее интонационным составом.

Интонация в узком смысле слова

В предыдущих главах упоминалось, что существуют различные виды интонаций в музыке. Но до сих пор шла речь об этом термине в широком смысле слова. В более узком значении интонация в музыке — это фрагмент мелодии, состоящий порою из двух-трех нот.

Можно сказать, что эта единица подобна фонеме или лексеме в лингвистике. Так можно ответить, если просят дать краткое определение, что такое интонация в музыке. Однако ее графическая фиксация до сих пор не осуществлена, так как этого нельзя сделать с помощью традиционной нотной записи.

Теория Бориса Асафьева

Поэтому говорить о составлении словаря музыкальных интонаций или попевок, как их называл Борис Асафьев, в данный момент нельзя. К тому же границы их гораздо более размыты, чем границы лексемы или морфемы. Смысловое значение каждой такой единицы тоже не поддается четкому определению. Тем не менее Борис Асафьев советовал уделять большое внимание связи речевых и музыкальных интонаций при изучении сольфеджио. Он говорил, что гораздо легче усваивать на слух звучание отдельных интервалов и аккордов, если находить аналоги в речи.

Также этот учёный утверждал, что мелодия является главенствующей силой музыкальной интонации в широком ее смысле. В этом его учение совпадает с точкой зрения композиторов эпохи классицизма, которые называли мелодию королевой музыки. Борис Асафьев является автором целого ряда книг по теме «Интонация», которые до сих пор считаются главными трудами в этой области. В дальнейшем данная тема была разработана многими теоретиками, которые касались в своих трудах как интонационного языка в целом, так и затрагивали творчество отдельных композиторов. Ученые второй половины XX века обычно причисляли к главным составляющим этого феномена кроме мелодии ещё и тембр.

Другая интонация

Есть ещё и третий вариант ответа на вопрос «что такое интонация в музыке?». Определение будет представлено ниже.

Также этот термин употребляется в значении точности звуковысотной организации музыкальной ткани при исполнении произведения. Именно эту интонацию в музыке подразумевают, когда говорят о чистоте пения или игры на инструментах, а также о точности настройки. Здесь, в отличие от подобного явления в области языка, речь идёт об особых звуках — о музыкальных их видах. То есть о таких, которые имеют определённую высоту. Воспроизведение певцом музыкальных звуков называется интонированием. Здесь подразумевается сам процесс.

Когда медведь на ухо наступил

Интонация в музыке (чистая, фальшивая или «плавающая») — умение передавать мелодию с определённой четкостью. С данным термином часто встречаются ученики школ искусств и студенты высших и средне-профессиональных учебных заведений соответствующего профиля на занятиях по сольфеджио. Чаще всего именно интонацию проверяют при поступлении детей в музыкальную школу. Иногда человека, у которого недостаточно развит этот навык, ошибочно обвиняют в отсутствии слуха.

Если при поступлении в музыкальную школу ребёнок не может пропеть определенную мелодию, заданную преподавателем, то, возможно, у него не сформированы именно интонационные навыки, а не отсутствует слух. Поэтому такая проверка музыкальности у детей не совсем логична. Лучше всего тестировать ребенка на способности к данному виду занятий следующим образом. Нужно сыграть на фортепиано какую-либо несложную музыкальную фразу, а затем попросить его подобрать ее на инструменте. В данном случае будет проверяться именно слух будущего ученика, а не интонирование.

fb.ru

Что такое интонация? Виды интонации

  

Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер
Что такое интонация? Виды интонации
Что такое интонация? Виды интонации

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т. е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т. д.) и ритм.

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т. д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо — вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр – слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при — дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Интенсивность – это сила голоса. Силой голоса выражается эмоциональное состояние говорящего: испуг, радость, горе и т. д. Чувство испуга, радости обычно выражается сильным голосом, а горестное чувство – слабым.

Темп речи – это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп – торжественной.

Паузы – это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я. Н., Смоленская Т. М.

Фонетика современного русского языка, 2010.

Краткий пересказ

soshinenie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о