Интонация: типы интонационных конструкций — МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ ДЛЯ ВСЕХ
Еленой Андреевной Брызгуновой было выделено 7 типов интонационных конструкций в русском языке.
ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту. Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.
ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.
ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.
ИК-4 — это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.
ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части — повышение тона.
ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.
ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.
http://www.philol.msu.ru/~fonetica/index1.htm
Помогут материалы сайта филологического факультета:http://www.philol.msu.ru/~fonetica/index
Неполное предложение без вопросительного слова, но БЕЗ сопоставительного союза тоже может произноситься с ИК — 4. ИК-4 характеризуется повышением тона в конце высказывания. Интонационный рисунок выглядит примерно следующим образом: —\ __ / —. Характерный тип высказываний — в официальной речи, требование, волеизъявление.
> Сравнивая ИК-3 и ИК-4, не очень уловила разницу, когда конструкция использована в примерах в учебнике Битехтиной «Русский язык как иностранный: фонетика» и почему «Неси тарелки, ложки и вилки» — ИК — 3 и «Мы изучаем лексику, фонетику, морфологию и синтаксис» — ИК — 4
В целом обе эти фразы могут быть произнесены с одинаковой интонацией. ИК-3 характерна для перечисления в нейтральном, бытовом стиле речи, а ИК-4 в официально-деловой обстановке. Поэтому и примеры различаются содержательно: в первом случае речь идёт о тарелках, ложках и вилках (бытовой язык), а во втором — лексике, фонетике, морфологии и синтаксисе (академический язык).
Об интонационных конструкциях можно почитать также на сайте филологического факультета:http://www.philol.msu.ru/~fonetica/index
Задания на отработку интонации, интонационных конструкций есть в пособиях Е.А. Брызгуновой «Практическая фонетика и интонация русского языка» и И.В. Одинцовой «Звуки. Ритмика. Интонация».
Иногда получаю такие комментарии о системе интонационных конструкций в русском языке:
— зачем столько внимания уделять ИК?
Прежде всего этого знания полезные для вас как преподавателя. Ни в коем случае не нужно лишний раз грузить студентов этой информацией, только на аспектных занятиях или 5 — 10 минут от урока при фонетической разминки. Эта информация становится очень актуальной, когда вы работаете с представителями тоновых языков (китайского, корейского, японского), им нужно ставить и интонацию.
— А тут какие-то тона, высчитывание заударных слогов, предударных.
Для русской фонетики очень важно понятие заударных и предударных слогов, прежде всего в связи с явлением редукции. Для иностранцев, особенно нефилологов и элементарного уровня, достаточно понятия ударных и безударных слогов при объяснении редукции русских гласных.
— Хотела бы высказаться о типах интонаций.
Не знаю, смогу ли использовать эту новую информацию.
Не очень практично и довольно скучно.
— мы не отдаем себе отчета во многих моментах касаемо русского (ни в каких?;), но я бы и не стала объяснять интонацию этими ужасными интонационными конструкциями! Потому что уж что-то, а интонация придет сама, только слушай иностранную речь как можно больше и пытайся подражать.
Потому что, руку на отсечение даю, даже зная все эти пять ИК со всеми их подтипами, ну не прочитает обычный японец/китаец правильно предложение, написанное на бумаге. А вот повторить за преподавателем — запросто. Повторит потом еще 20, 30, 40 раз — вот и запомнил)
— Насчёт интонации вы ошибаетесь. Ошибки в интонации — наиболее устойчивые черты иностранного акцента. Даже практически в совершенстве овладев грамматикой, иностранец может неправильно интонировать.
Хотя бы какое-то представление об интонационных конструкциях преподавателю РКИ точно не помешает.
— Стоит ли давать ученикам теоретические понятия, типа ИК-1, ИК-4, или же лучше использовать понятия «интонация перечисления», «интонация общего вопроса» (если группу составляют ученики с нелингвистическим образованием)?
Нет, такие теоретические понятия вводить не обязательно. При отработке интонации вообще можно ограничиться только имитацией.
Сказка об интонационных конструкциях помогает понять общий принцип интонационных конструкций на простых примерах.
«В учебнике русского языка для иностранцев жили семь интонаций. ИК-1 всё знала, утверждала, называла: «Это гараж. Это наш подъезд».
ИК-2 считала себя очень важной. Во-первых, она всё время старалась обратить на себя внимание и ко всем обращалась: «Послушайте! Внимание!» Была категорична, требовательна: «Отойдите! Не мешайте!» При этом она все время задавала вопросы с вопросительными словами: «Что? Где? Когда?»
ИК-3 тоже была любознательна. Она тоже задавала вопросы, но другие, без вопросительных слов: «Это гараж? Это ваш подъезд?» Вообще у неё был мягкий характер. Если ИК-2 была требовательна, то ИК-3 была очень вежлива: «Извините, пожалуйста!»
А ИК-4? Она любила появляться вместо ИК-3 в официальной речи. Всех поучала. Даже вопросы ИК-4 задавала официальным тоном! «Ваша фамилия? Ваше имя?» ИК-3 спрашивала: «Дважды два четыре?» а ИК-4 : «Дважды два четыре?»
ИК-5 была самой восторженной. «Как хорошо!» — любила говорить она.
ИК-6 тоже восхищалась, но более сдержанно: «Как хорошо! Погода сегодня!» Она часто стремилась быть немногословной. Ей не хватало уверенности в себе, она сомневалась, переспрашивала: «Что вы сказали?» Кроме того, ИК-6 обладала неважной памятью и часто с трудом что-нибудь вспоминала: «Куда я положила ключи?»
Весело, радостно было ИК друг с другом. И жили бы все дружно, не зная хлопот, если бы не ИК-7. У неё был ужасный характер, она вечно была недовольна, постоянно всё отрицала: «Какие вы отличники! Какой это обед!» Правда, иногда ей становилось стыдно за своё поведение. Тогда она, наоборот, принималась утверждать! «Да! Хорошо!» И делала это не спокойно, а эмоционально, экспрессивно.
(Сказка перепечатана из учебника Е.Л. Бархударовой и Ф.И.Панкова По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2007)
Виды предложений по интонации / Справочник :: Бингоскул
Что такое интонация?
Интонация одна из важных характеристик предложения. Само слово заимствованное. Оно пришло к нам из других языков, в частности из латинского, от глагола «intonare» — что означает «громко произносить»
В разговоре мы произносим фразы по-разному: громко или тихо, спокойно или взволнованно, голосом, выделяя, разные слова. Такое звуковое оформление и есть интонация.
Основные элементы интонации
Нашу речь обогащают разнообразные элементы, делая ее выразительной, эмоциональной, насыщенной.
- Мелодика речи (повышение и понижение голоса)
- Логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова)
- Пауза (временная остановка речи)
- Темп (скорость речи)
- Тон (звуковая окраска, придающая речи эмоциональные оттенки)
Эти элементы усиливают воздействие речи на слушателя. Без них наша речь была бы безжизненной, серой, невыразительной.
Интонация предложения
Интонация предложения – это мелодическое и голосовое его оформление. Каждый вид предложения отличается своей интонацией. Восходяще — нисходящая интонация характерна для повествовательных предложений. В вопросительном предложении интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей в зависимости от места логического ударения. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.
Интонация выполняет и синтаксическую функцию: указывает к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование.
О синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.
Виды предложений по интонации
По силе выраженного чувства, по эмоциональной окраске различают два вида предложений:
Как определить вид предложения по интонации?
Интонация – второй из критериев, который нужно указать, давая характеристику предложению.
Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции и чувства говорящего (восторг, радость, удивление, испуг, обида и др.) Тогда они произносятся с особой интонацией восклицания. В конце такого предложения ставится восклицательный знак. Это значит, что предложение восклицательное.
Примеры:
«Ах, милый край!»
«Полевая Россия! Довольно волочиться сохой по полям!»
«Но люблю тебя, родина кроткая! А за что-разгадать не могу!»
Если же предложение произносится нейтральным, спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций, это предложение невосклицательное. В конце такого предложения ставится точка, вопросительный знак или многоточие.
Примеры:
«Тихо струится река серебристая в царстве вечернем зеленой весны».
«Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль..»
«Небо ли такое белое или солью выцвела вода?»
По интонации восклицательными бывают:
- повествовательные,
- вопросительные
- побудительные предложения.
В предложении восклицательном повествовательном в конце ставится только восклицательный знак:
«Нет! Мы больше не слуги тебе!»
В предложении восклицательном вопросительном в конце необходимо поставить вопросительный и восклицательный знаки (в такой последовательности):
«Ты всегда грубишь взрослым?!»
Один восклицательный знак ставится в конце побудительных предложений:
«Ну, говори, сестра!»
Смотри также: Виды предложений по цели высказывания
Стресс | лингвистика | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Britannica Beyond
Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Мем | Определение, значение, история и факты
Grumpy Cat
Просмотреть все медиа
- Похожие темы:
- коллективное поведение невербальная коммуникация имитация
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое мем?
Мем — это единица культурной информации, распространяемая путем подражания.
Каково происхождение термина мем ?
Термин мем был введен в 1976 году британским биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом. Он рассматривал мемы как культурную параллель биологических генов и считал, что они контролируют собственное воспроизводство.
Как создаются мемы?
Процесс передачи мемов осуществляется преимущественно посредством вербальной, визуальной или электронной коммуникации, начиная от книг и разговоров и заканчивая телевидением, электронной почтой и Интернетом.
Как мемы повлияли на общество?
Было показано, что интернет-мемы обладают огромной культурной и социальной силой благодаря их повсеместному распространению. Например, успешная криптовалюта Dogecoin изначально создавалась как шутка на основе мема «Doge».
мем , единица культурной информации, распространяемой путем подражания. Термин мем (от греческого mimema , что означает «подражать») был введен в 1976 году британским биологом-эволюционистом Ричардом Докинзом в его работе «Эгоистичный ген ».
Докинз понимал мемы как культурную параллель биологическим генам и считал их, подобно «эгоистичным» генам, контролирующими собственное воспроизводство и, таким образом, служащими своим целям. Понимаемые в этих терминах, мемы несут информацию, воспроизводятся и передаются от одного человека к другому, и они обладают способностью развиваться, случайным образом мутировать и подвергаться естественному отбору, с воздействием или без воздействия на приспособленность человека (воспроизводство и выживание). Однако концепция мема остается в значительной степени теоретической. Это также противоречиво, учитывая понятие эгоизма и применение этой концепции к эволюции культур, которые легли в основу области меметики.
Внутри культуры мемы могут принимать различные формы, такие как идея, навык, поведение, фраза или определенный стиль. Репликация и передача мема происходит, когда один человек копирует единицу культурной информации, состоящую из мема, у другого человека. Процесс передачи осуществляется в основном посредством вербальной, визуальной или электронной коммуникации, начиная от книг и разговоров и заканчивая телевидением, электронной почтой или Интернетом. Те мемы, которые наиболее успешно копируются и передаются, становятся наиболее распространенными в культуре.
Исследование взаимосвязи между культурной эволюцией, культурной передачей и имитацией привело к появлению интригующих теорий о мемах. Например, возникли различные идеи о природе мемов, например, о том, являются ли они полезными, нейтральными или вредными. Мемы можно интерпретировать как вредные по своей сути, поскольку, по мнению некоторых ученых, мемы являются паразитами или вирусами разума; после ассимиляции человеческим разумом их главной целью становится их собственное воспроизведение, при этом люди практически не контролируют их. Некоторые мемы, однако, безобидны или полезны, но могут стать опасными, потому что после того, как они были посеяны в человеческом сознании, они поддаются неправильному использованию или злоупотреблению. Например, хотя мемы, связанные с религиозными или политическими идеями, могут принести пользу людям, которые их несут, те же самые мемы, будучи навязаны людям, чьи религиозные или политические мемы отличаются, могут причинить вред, например, через утрату религиозных традиций или социальных или политическая стабильность.
В начале 21 века интернет-мемы, или мемы, возникающие в культуре Интернета, приобрели популярность, что вызвало новый интерес к концепции мемов. Интернет-мемы распространяются от человека к человеку путем имитации, как правило, по электронной почте, в социальных сетях и на различных типах веб-сайтов. Они часто принимают форму изображений, видео или других средств массовой информации, содержащих культурную информацию, которые не мутируют случайным образом, а были преднамеренно изменены отдельными людьми. Их преднамеренное изменение, однако, нарушает первоначальную концепцию мемов Докинза, и по этой причине, несмотря на их принципиальное сходство с другими типами мемов, интернет-мемы рассматриваются Докинзом и некоторыми другими учеными как иное представление концепции мема.