Интроекция в психологии: Что такое интроекция? — Блог Викиум

Содержание

Что такое интроекция? — Блог Викиум

Достаточно часто людьми управляет интроекция. Так в психологии называют взгляды, которые были навязаны человеку извне и воспринимаются как собственные.

Что такое интроекция?

Если говорить о буквальном восприятии, то интроекцией является вбирание внутрь. Интроект подразумевает информацию, которую индивид принял, при этом у него не было возможности ее осмыслить и переварить.

Понятие интроекции часто используют в гештальт-психологии, когда происходит описание процесса с принятием чужого мнения без разбора. Часто интроекцию можно наблюдать у детей, которым родители в детстве дают наставления относительно того, как нужно одеваться и вести себя. К основным интроекцированным идеям можно отнести:

  • отношение себя к веганам или сыроедам;
  • постоянное сдерживание чувств и эмоций;
  • необходимость обедать не позднее 12, а завтракать только в 8 утра;
  • мужчины не должны плакать и проявлять свои эмоции;
  • задача мужчины — работа, женщины — воспитание детей;
  • женщины не должны вести бизнес.

На чем основана интроекция?

Интроекция в психологии изучается уже достаточно долго. Автором данного понятия стал психотерапевт Шандор Ференци. Процесс интроекции можно объяснить работой подсознания человека, где центром выступает «Сверх-Я», а также «Я» и «Оно». «Сверх-Я» отвечает за то, как человек воспринимает добро и зло, а также обозначает моральные установки индивида.

«Сверх-Я» начинает свой путь еще в процессе воспитания и тесно связано с интроекцией. С помощью данного явления человек чувствует себя защищенным и способным действовать.

Интроектами являются стереотипы мышления, которые человек использует как собственные мысли. Нередко человек прекрасно понимает, что его мышление зависит от стереотипов. Особенностью интроектов является то, что они способны защищать человека от необдуманных действий.

Достоинства и недостатки интроекции

Интроекция является психологическим явлением, которое имеет определенные достоинства и недостатки. К плюсам интроекции можно отнести:

  • формирование человеком собственного мнения;
  • понимание и восприятие себя членом социума;
  • наличие совести, чести и привязанности.

Несмотря на перечисленные плюсы, интроекция имеет и качества, которые способны разрушить личность, вызвать психологический дискомфорт и даже психический недуг, например, шизофрению или раздвоение личности. Кроме того, интроекция может спровоцировать неуверенность в себе и неудовлетворенность собой.

Часто именно интроекция является причиной суицидов. Также она приводит к ощущению глубокой депрессии.

Нельзя однозначно сказать, что интроекция является хорошим или плохим явлением. С одной стороны, именно благодаря интроекции человек является тем, кто есть. С другой же стороны отсутствие каких-либо предписаний относительно жизни сделали бы ее легче.

Чтобы существование человека было максимально комфортным, ему просто необходимо осознать личные интроекции и поведение. Если самостоятельно человек это сделать не может, тогда следует обратиться к специалисту. Однако сначала полезно пройти курс Викиум «Эмоциональный интеллект».

Читайте нас в Telegram — wikium

Интроекция это (в психологии)

Интроекция — это заимствованное слово, которое образовано от двух латинских корней: intro — «внутрь» и jacio — «бросаю, кладу». Означает данное слово, соответственно, бессознательную защитную реакцию организма.

Эта реакция основана на том, что чужие поступки, мысли, идеи и установки («интроекты») человек воспринимает, словно свои собственные. Получается, что данное психологическое явление оказывается, по сути своей, простейшей и доступной даже маленькому ребёнку формой самоидентификации.

На чём основана интроекция

Интроекция в психологии – это явление, которое впервые было широко исследовано в начале двадцатого века, а сам термин был предложен знаменитым психотерапевтом и психоаналитиком из Швейцарии Шандором Ференци.

Данный процесс можно объяснить активностью в подсознании человека различных центров, которые подробно описывали Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Одним из этих центров выступает «Сверх-Я» («Супер-Эго»), наряду с «Я» и «Оно». Супер-Эго отвечает за моральные, а также религиозные установки индивида, создаёт критерии, по которым можно отличить добро от зла, и формирует моральные запреты.

Интроекция — не болезнь и не диагноз, тем не менее у связанных с ней психологических проблем бывают самые настоящие симптомы, о которых речь пойдёт позже.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Сверх-Я закладывается в процессе воспитания и тесно связано с процессом интроекции. Без данного психологического процесса невозможен личностный рост, тем не менее он может достаточно сильно осложнить человеческую жизнь.

Интроекция помогает человеку не чувствовать себя беззащитным и ничтожным, каким он, в сущности, является перед лицом вечности.

Интроекты – чужие установки, принятые человеком на себя, можно сказать, впитанные с молоком матери, — проявляют себя в речи следующим образом:

  • «Настоящий мужчина должен…»
  • «Приличной девочке следует…»
  • «Говорить плохие слова нельзя, потому что нельзя…»

Этот список далеко не полон, и всегда можно назвать два-три других примера, подчас ещё более забавных. Впрочем, при ближайшем рассмотрении они сразу перестают казаться смешными, поскольку нередко приводят к трагическим для человека последствиям или просто к тотальному недовольству собой и отсутствию успеха в жизни.

Получается, что интроекты — это стереотипные суждения, которые индивид примеряет на себя в полной уверенности, что эти мысли и установки являются, несомненно, его собственными. Человек обычно не осознаёт, что находится в плену шаблонных, зачастую устаревших правил. Отсутствие критического мышления выступает важным признаком прогрессирующего психического недуга.

Как правило, интроекты неконтролируемы и в силу этого своего свойства могут значительно осложнять жизнь человека. Впрочем, порой они даже действительно оказываются достаточно полезными, защищая человека от потенциально опасных, неловких или социально неприемлемых ситуаций или поступков.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Что такое стереотип?

В таких случаях интроекцию можно сравнить с внутренним кодексом чести, с совестью или с обострённым чувством справедливости, которое кажется человеку врождённым, хотя таковым не является.

Зигмунд Фрейд не делал различия между интроекцией и идентификацией (сознательным уподоблением себя группе людей по какому-либо признаку). По мнению великого психиатра, интроекция является одной из главнейших первопричин «эдипова комплекса» (глубокой влюблённости маленького мальчика в собственную мать).

Если кратко, то суть этого комплекса заключается в том, что двух-трёхлетний ребёнок, фактически беззащитный перед волей сильного и страшного отца, начинает себя с ним отождествлять. Поэтому маленький мальчик и мечтает поскорее вырасти и «стать, как папа», а жениться, разумеется, на своей матери (на практике — на молодой женщине, максимально его мать напоминающей внешне и психологически).

Это интроекция в чистом виде — защитная психологическая реакция детской психики на нечто непонятное, даже, возможно, страшное, потенциально угрожающее комфортному существованию.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Именно Зигмунд Фрейд был первым, кто выделил интроекцию в отдельный психологический процесс. Психотерапевт назвал данный бессознательный механизм «идентификацией с агрессором».

Рекомендуем: Рефлексия — это

Часто у людей, которые попали в тяжёлую жизненную ситуацию, на интроекцию накладывается «стокгольмский синдром». Увы, этот синдром не помогает решить, а только ещё больше усугубляет ситуацию, приближая её к трагической развязке.

Тем не менее интроекция является неотъемлемым этапом взросления подрастающего человека.

Известно, что интроекция часто становится причиной суицида — у человека порой нет возможности осуществить то, что ему предписывают интроекты. Тогда он ощущает себя глубоко несчастным и может даже покончить с собой.

Интроекция также провоцирует механизмы горевания и рефлексии, а также состояние депрессии. Находясь во власти данных процессов, человек может строить подсознательные фантазии, разрушительно сказывающиеся на его личности.

Не единожды в человеческой истории идеалы, свои или заимствованные (что, в принципе, одно и то же, ибо человека формирует общество), становились причинами гибели людей. Но стоит ли в этом винить интроекцию?

Будет огромной ошибкой утверждать, что интроекция однозначно вредна и несёт лишь деструктивное начало. Напротив, мы являемся теми, кто мы есть, лишь благодаря вышеуказанному психологическому феномену. С другой стороны, не имей мы подобных чётких и строгих предписаний, негласно регламентирующих нашу жизнь, существовать в социуме было бы намного более комфортно.

Для удобного и спокойного существования человеку необходимо осознать свои поведенческие стереотипы, паттерны и интроекты. Это поможет сделать квалифицированный психолог.

Только осознав и прочувствовав свои ценностные установки и интроекты, человек сможет жить счастливой полной жизнью и спокойно наслаждаться красотой окружающего мира. Автор: Ирина Шумилова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Интроекция | Мир Психологии

ИНТРОЕКЦИЯ

Интроекция (англ. introjection) — присвоение человеком внешних норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными, не «перевариваются» им. При Интроекции человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности, он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда. В случае, когда человек «проглотил» предлагаемые ему извне ценности, нормы и т.п., он оказывается не способен отнестись к ним критически и, в результате, при изменении внешней ситуации, направляет свою энергию не на изменение неадекватных интроектов, а наоборот, на их поддержку и защиту.

Еще одним следствием И. является то, что человек становится не способен различить, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал, другие. Избавление от интроектов — достаточно сложный процесс, в первую очередь потому, что у каждого человека есть долгая история интроецирования, являющегося в нашем обществе общепринятым способом воспитания и образования (социализации). Однако если человек становится способен развить в себе ощущения «Я» и четко отделить его от «Ты» или «Другие», если он научается не «проглатывать» предлагаемую информацию, а перерабатывать и присваивать ее уже в видоизмененном виде (и то и др. можно достичь, напр., через психотерапевтическую работу), он оказывается способен избавиться от чрезмерной власти интроектов. См. Гештальт-терапия, Зеркальное Я. (А.А. Корнеев)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Интроекция (интро + лат. jасio — бросать) — в психиатрии — отождествление себя с образом другого человека (например, отца, идеального героя и т.п.). Термин используется психоаналитиками для объяснения механизмов невроза. По C. Jung, Интроекция является процессом ассимиляции, тогда как проекция — процессом диссимиляции.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Интроекция — отождествление себя с образом другого человека.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Интроекция

  1. Вообще – процесс, посредством которого аспекты внешнего мира поглощаются «Я» или включаются в него, затем внутреннее представление принимает на себя психологические функции внешних объектов.
  2. Специальное значение – (в психоанализе) процесс, когда родительские фигуры являются внешними объектами и интроекциями (как они называются) являются ценности родителей; считается, что этот процесс ведет к формированию суперэго.
  3. Изменение направленного протекания процессов 1 и 2, процесс проецирования собственных характеристик на неодушевленные объекты; см. анимизм.

предметная область термина

ИНТРОЕКЦИЯ (АССИМИЛЯЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ) — адаптивный психологический механизм принятия индивидуумом взглядов, идей, мотивов, установок окружающих людей, что способствует согласованности во взаимодействиях с окружающими, повышает чувство «СОБСТВЕННОЙ СИЛЫ», внутренней устойчивости и самоуважения.

ИНТРОЕКЦИЯ (INTROJECT) — примитивная форма идентификации, в ходе которой черты других индивидов некритически используются для построения собственного «Я»

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Психологические защиты.

ИНТРОЕКЦИЯ

Поговорим о защитных механизмах, как способах прерывания контакта? Давайте сегодня разберем такой тип защиты, как Интроекция. Читайте с легкостью и ради любопытсва. И помните: не все, что вы слышите или видите, относится непосредственно к вам. Интроекция – это полное и /или бесконтрольное принятие организмом приходящего извне. Термин введен Фрицем Перлзом и Полом Гудманом. Граница контакта смещена внутрь субъекта, то есть происходит вторжение в него внешнего мира. Интроецироваться может информация, отношение, пища (в этом случае она заглатывается без пережевывания), физическое или любое другое воздействие внешней среды. Интроект – то, что воспринято посредством интроекции. Интроектами могут быть ценности, смыслы, потребности, установки и прочее. Интроекция основана на доверии или вере в сочетании с неспособностью или нежеланием критического осмысления или адекватного сопротивления нежелательного вторжения. Интроекция возникает очень естественно с самого начала жизнедеятельности организма. Интроекция бывает обусловлена зависимостью от внешних объектов, условий или обстоятельств. Младенец зависим от мамы, он полностью принимает материнское тепло, молоко и прочее. Обучение в значительной мере основано на интроецировании. С возрастом развивается критичность восприятия, и доля интроектов при получении информации снижается. В свою очередь, интроекты способствуют сохранению зависимости от их источника. Родительские ценности, правила, взгляды и т.п. со временем, как правило, становятся чертами характера и определяют дальнейшую судьбу человека. Все, что человек усвоил посредством внушения, является интроектом. Интроецируя, человек передает ответственность за свои взгляды, переживания, поступки и прочее, внешним объектам (внешний локус контроля). Например: родителям, друзьям, обстоятельствам, Богу, государству и т.д. Зачастую это происходит на бессознательном уровне. Тогда человек принимает интроекты за собственные взгляды, потребности, чувства и прочее. С точки зрения границы контакта интроекция – это отступление, при котором интроецирующий как бы отступает, отдавая часть территории собственного психического пространства. Практически любой человек ожидает, что мир соответствует его собственным представлениям, в том числе и интроекциям. Несоответствие реального мира ожиданиям может приводить к неудачам, порождать дискомфорт и недовольство, а порой даже чувство безысходности и отчаяния. В итоге в крайних случаях может сформироваться депрессивное состояние или, наоборот, стремление изменить окружающий мир, привести его в соответствие со своими представлениями. Терапия интроекции направлена на осознание интроектов как таковых, различение в себе исконно своего и заимствованного, с осознанием своих чувств и потребностей независимо от того, соответствуют ли они тому, что должно быть. Телесные проявления: отвисшая челюсть или приоткрытый рот, широко раскрытые глаза, открытое лицо, голова выдвинута вперед, тело наклонено вперед, поза открытая. Творческий потенциал: обучение посредством подражания или идентификации, использование ролевых моделей, наставничество и т.п. Как видите, от интроекции, как от психологической защиты, есть не только вред, но и значительная польза!

#гештальт #психологическиезащиты #интроекция

5.4.2. Интроекция . Психология в кино [litres]

– Вася, пора домой!

– Мама, я что, замерз?

– Нет, ты кушать хочешь!

НАРОДНЫЙ АНЕКДОТ

Интроекция – это невротический механизм, при котором человек принимает внешние нормы, правила, установки, способы действия и мышления, не подвергая их критике; подменяет собственные потребности чужими. Как видно на рис. 5.3, при интроекции уровень энергии и жизненного возбуждения низок, поскольку жизнь строится в соответствии не со своими потребностями, а с внешними нормами и правилами. В некотором смысле это не контакт, а имитация контакта, а на более глобальном уровне – имитация подлинной жизни.

Биологический и психологический рост человека происходит за счет постоянного взаимообмена со средой: мы что-то берем из окружающего мира и что-то постоянно отдаем. Причем в норме мы либо принимаем, либо отвергаем то, что мир нам предлагает. Для здорового роста нам необходимо фильтровать, перерабатывать все, что мы получаем из окружающей среды. Только так полезное будет усвоено и вовлечено в процесс роста и развития.

Например, если речь идет о пище, то нам нужно разжевать (раздробить, деструктурировать) ее для лучшего усвоения и процесс переваривания продолжится в желудке. Это позволит расщепить пищу на микроэлементы, которые станут частью нашего организма, обеспечивая его полноценную работу и рост. Если же мы глотаем пищу без пережевывания, то она воспринимается организмом как инородная и начинает отравлять нас изнутри. Более того, если мы привыкаем неразборчиво заглатывать куски еды на бегу, то со временем мы не просто теряем ощущение вкуса, но и начинаем разрушать себя и свое здоровье.

То же самое происходит на психологическом уровне. Для того чтобы человек личностно развивался, ему необходимо тщательно переваривать и выборочно усваивать всю информацию, установки, этические нормы и ценности, которые предлагает ему общество. Если же этого не происходит, если человек «заглатывает» общественные нормы целиком, то он настолько засоряет себя чужими «надо», «можно» / «нельзя», «положено» / «не положено», что все больше отчуждается от себя и окончательно теряет чувствительность к собственным желаниям и потребностям.

Интроекция – это «заглатывание» внешних правил, норм и установок целиком, без пережевывания и переваривания.

Если обратиться к циклу контакта, то в этом случае прерывание происходит на фазе идентификации потребности. Вместо того чтобы услышать себя, свое «хочу» и распознать собственные цели, человек проглатывает чужие установки (интроекты), подменяя ими свои истинные потребности.

Интроекты легко «вычислить» – они содержат в себе долженствования, слова и фразы «всегда» и «никогда», «не положено», «все так делают», «нельзя», «надо», «только так и не иначе», «нормально», «не нормально» и пр.

Интроекты бывают полезными, так как любой ребенок развивается, впитывая в себя правила и установки, среди которых есть действительно нужные: «Всегда мой руки перед едой», «Дорогу переходи только на зеленый», «Нужно чистить зубы дважды в день», «Не играй с огнем», «Всегда выключай утюг перед выходом из дома». Наше обучение и социализация строятся на впитывании, интроецировании норм и правил. Если нужно вызубрить перед экзаменом скучный материал, то интроекция в этом случае очень уместна – можно проглотить его целиком, не разбираясь в деталях и не усваивая.

Все становится чуть менее однозначным, когда речь идет об установках, касающихся социального взаимодействия: «Взрослых надо слушаться», «Не спорь со старшими», «Учитель плохого не посоветует». И все становится совсем неоднозначным с интроектами, которые могут иметь далеко идущие печальные последствия, но которые тем не менее повсеместно распространены в нашей культуре: «Мальчики / воспитанные девочки не плачут», «Злиться нехорошо», «Будь как все», «Не высовывайся», «Не ной», «Стыдно быть выскочкой», «Есть такое слово “надо”», «А ты через “не хочу”», «Никогда никому не рассказывай о своих проблемах», «Не выноси сор из избы», «Жаловаться стыдно», «Хорошие девочки такие короткие юбки не носят / не красятся / не смеются так громко / подставьте любое утверждение», «Настоящий мужчина должен…» и пр.

Всеми этими интроектами родители пичкают своих детей не со зла, просто с их помощью легче сделать ребенка удобным и управляемым. Казалось бы, что здесь страшного? А проблема в том, что эти установки ребенок впитывает как аксиомы, которые не подлежат критике и переосмыслению, и под аксиомы «подгоняет» свое поведение, помещает себя в прокрустово ложе родительских интроектов.

В результате во взрослом возрасте женщина, столкнувшись с насилием, замыкается в своей травме, потому что «жаловаться стыдно», да еще и чувствует себя виновной и грязной, потому что носила короткую юбку, была при макияже и громко смеялась в тот вечер. Мужчины в стрессовых ситуациях не жалуются и не плачут, потому что «не положено», в итоге пьют, страдают вспышками неконтролируемой ярости и вовсе умирают раньше женщин от инфарктов. Дети и подростки, ставшие жертвой педофила, молчат, потому что «взрослых надо слушаться», «они плохого не посоветуют» и «добра желают». Жена не уходит от мужа-абьюзера, потому что «бьет – значит, любит», и терпит побои, потому что «злиться нехорошо». Человек с творческими наклонностями прозябает на офисной работе, потому что «высовываться стыдно» и нужно «быть как все».

Мы уже даже не помним ни сами эти фразы, ни тем более то, кем и в каком контексте они были сказаны, – мы просто неосознанно отказываемся от своих истинных желаний и потребностей в попытках жить «правильно» и «как положено».

Предлагаю вам на минутку задуматься и попытаться вычленить некие аксиоматичные концепты, которые влияют на вашу жизнь. Что это может быть? Вот некоторые из тех, которые я очень часто встречаю в своей психотерапевтической практике: «Мужчинам только одно надо»; «Женщинам нужны только деньги»; «Первой(му) проявлять инициативу стыдно»; «Жениться нужно до 30»; «Жениться нужно, когда нагулялся»; «Жизнь без детей не имеет смысла»; «Если у человека нет семьи, значит, с ним что-то не так»; «Бездетная женщина – это стыдно»; «Карьера и дети несовместимы»; «Нельзя злиться»; «Завидовать нехорошо»; «Не смейся много – плакать будешь»; «Не плачь и не раскисай»; «Нельзя говорить про маму плохое»; «Я – последняя буква в алфавите»; «Мало ли чего я хочу»; «Хочется – перехочется»; «Проявлять слабость стыдно»; «Улыбнись – и все пройдет»; «Надо быть позитивным» – и еще масса противоречащих друг другу предписаний. Особенно сильны стереотипы относительно того, какими должны быть «настоящая женщина» и «настоящий мужчина», как «правильно» распоряжаться своей жизнью, а также запреты на проявление чувств и искреннее предъявление себя.

Чем больше долженствований и правил поведения впитал в себя ребенок, тем больше он разучился слушать собственные «хочу» и «нуждаюсь» и тем более автоматическим становится его поведение. Вырастая, он не делает выбор, а действует так, как «надо», «положено» или «должен». А зачем надо, почему положено и кому должен, чаще всего не задумывается.

У человека, «заваленного» интроектами, очень ригидные, не гибкие границы – в его поведении нет вариативности и выбора, а есть только автоматическое следование правилам, пусть и нелогичным.

Представьте себе типичный диалог в регистратуре государственной поликлиники:

– Наденьте бахилы!

– У меня с собой сменная обувь.

– Не положено!

– Почему не положено? Кем не положено? Я же чистую обувь принес!

– Бахилы наденьте! Со своим не положено.

– Да в чем логика? Бахилы нужны, чтобы не наследить. Я именно для этого чистую обувь принес.

– Ты что, самый умный?! Не положено, кому сказала!

Но самая частая форма проявления интроекции – вопросы «А что мне делать?» или «Как мне правильно поступить?».

Проблема заключается не в интроектах как таковых, а в том, когда сам процесс интроецирования становится ведущим способом контакта человека с миром.

В таком случае человек отчужден от своих истинных потребностей и не способен совершать собственный выбор и принимать собственные решения. Он привык, чтобы окружающий мир давал ему готовые формулы, по которым нужно жить. Он запрашивает советы и ищет готовые решения. Ему свойственно полевое поведение, при котором активность человека провоцируется и управляется внешними факторами, стимулами поля (в противоположность волевому поведению, при котором деятельность запускается внутренними интенциями, и человек активно преобразует окружающую среду).

Фриц Перлз называл интроецирующего невротика «беззубым сосунком» – тем, кто не способен задействовать собственные зубы, чтобы кусать и пережевывать окружающий мир, а хочет целиком заглатывать правила, по которым «надо» жить.

Перлз много говорил о важности агрессии как жизненно необходимой функции организма. В нашем обществе агрессия считается словом ругательным, однако ее истинный, биологический смысл заключается в том, что именно агрессия позволяет нам менять окружающий мир и удовлетворять свои потребности.

Так, младенец пьет материнское молоко, и этот период является этапом его полной зависимости от мира в лице матери. Но в какой-то момент у него начинают расти зубы – и он становится способен пережевывать и поглощать твердую пищу. Процесс пережевывания – это акт агрессии в чистом виде: человек разрушает, раздробляет, деконструирует пищу на мельчайшие элементы, которые могут быть усвоены организмом. Дентальная агрессия (начало кусания и жевания) ознаменовывает первый сепарационный период малыша – полное слияние с матерью сменяется следующей стадией, на которой ребенок способен к качественно иному контакту с окружающим миром.

Таким образом, агрессия – жизненно важная функция человека. Она позволяет преодолевать препятствия (деконструировать элементы окружающей среды), отстаивать границы, активно пережевывать то, что предлагает окружающий мир, выбирая подходящее и отвергая ненужное. Агрессия – движущая сила на пути реализации истинных потребностей.

Интроекция – это «беззубый» процесс. Человек не задействует свою агрессию, чтобы пережевывать (критически оценивать, анализировать, переосмыслять, выбирать) элементы окружающей среды, а проглатывает их целиком. В итоге непереработанные элементы, внешние правила и убеждения, чужие голоса настолько захламляют его изнутри, что во всем этом он все меньше распознает собственное «Я», вообще теряет вкус к жизни и уж подавно – вкус собственных желаний.

Вот что сам Перлз писал об интроекции:

…В основе лежит то, что человек хочет «пить» свою среду – обрести легкое и полное слияние без возбуждения (что является для него болезненным усилием), контакта, разрушения и усвоения. Это бутылочный сосунок, отказывающийся принимать твердую пищу и жевать ее. Это относится как к бифштексу на его тарелке, так и к более широким проблемам его жизненной ситуации. Он хочет, чтобы решения приходили к нему в жидкой форме, готовыми, чтобы ему оставалось только выпить и проглотить[30].

Энергия всегда рождается вместе с потребностью, и чем больше человек продвигается на пути реализации своих «хочу», тем больше растет уровень его энергии – в этом смысл цикла контакта. Тот, кто живет так, как он хочет, полон сил и жизненных соков. Тот, кто живет в соответствии с внешними «надо», «положено», «правильно», существует на низком уровне энергии.

В интроектах энергии нет. Подавление агрессии лишает нас витальности и часто лежит в основе депрессии.

Интроекция – наиболее распространенный невротический механизм, встречающийся в кино. В классических сценарных структурах герой в начале пути – это интроецирующий невротик, а «зов к приключению» в итоге оборачивается обретением себя. Внешние цели героя – это лишь повод отправиться в путешествие, в котором становится возможным удовлетворение его собственных потребностей.

Яркий пример – главный герой «Бойцовского клуба». Он настолько подавил свою жизненную агрессию, что следовал исключительно внешним ценностям, беззубо заглатывая установки «правильной» и «хорошей» жизни, которые транслируются из каждого утюга. Но жизнь в соответствии с чужими правилами не приносит ему никакого удовольствия. Это типичный «сосунок», управляемый обществом. Он давно разучился понимать, чего хочет, утратил вкус к жизни, энергию и давно уже находится в депрессии. Само слово «депрессия» происходит от лат. deprimo – давить, подавить. В попытках найти себя, хоть немного оживить свою чувствительность и как-то встряхнуться герой ходит по психологическим группам.

Цитаты из фильма филигранно точно характеризуют такой способ жизни:

‹…› Если вы это читаете, значит, это предупреждение для вас. Каждое прочтенное вами бесполезное слово отнимает секунду вашей жизни. Вам что, больше делать нечего? Ваша жизнь настолько пуста, что вы действительно не в состоянии найти себе занятие поинтереснее? Или власти настолько поразили вас своим уважением и доверием ко всем, кому ни попадя? Вы читаете все, что должны прочитать? Вы думаете обо всем, о чем должны думать? Покупаете все, что преподносится как необходимое вам? Выходите из своей квартиры. Познакомьтесь с человеком противоположного пола. Прекращайте скупать вещи и онанировать. Бросайте свою работу. Развяжите драку. Докажите, что вы живы. Если вы не заявите права на свою человечность, то станете цифрами в статистических отчетах. Я вас предупредил. ‹…›

‹…› Мы ходим на работу, которую ненавидим, чтобы купить барахло, которое нам не нужно. Мы работаем в дерьме, чтобы купить дерьмо. ‹…›

‹…› Я листал каталоги, задаваясь вопросом: какой сервиз может служить характеристикой моей личности? ‹…›

‹…› Ты – это не твоя работа. Ты – это не сколько денег у тебя в банке. Ты – это не машина, которую ты водишь. Ты – это не содержимое твоего кошелька. Ты – это не ключи от машины. Ты – это поющее и танцующее дерьмо, центр этого мира… ‹…›

И самая, на мой взгляд, гениальная:

Если не знаешь, чего хочешь, умрешь в куче того, чего не хотел.

Человек, который отказывается от собственного выбора и не принимает решений, а обслуживает чужие потребности и действует по чужим правилам, находит того, чьи интересы он будет обслуживать. Такие отношения принято называть модным словом «созависимость».

Типичный пример – жены алкоголиков/наркоманов, которые обслуживают зависимость своих мужей вместо того, чтобы заботиться о себе.

Механизм интроекции лежит в основе любой зависимости – алкогольной, наркотической, пищевой, игровой, зависимости в отношениях. Механика этого процесса проста: на стадии преконтакта, когда возникают разные ощущения и переживания, начинают расти энергия и возбуждение, из которых вот-вот проявится потребность.

Но человека, который плохо распознает свои чувства и не научен следовать собственным желаниям, происходящее пугает. Любое переживание, чувство, любое возбуждение организма сопровождается тревогой. С ним что-то происходит, для него это что-то очень невнятное, и он испытывает острую нужду сбросить это напряжение, спастись от тревоги, не дожидаясь, во что все это выльется. Это смутное тревожащее ощущение зависимые называют «тягой». И именно в этой точке они стремятся интроецировать, впустить в себя некий универсальный внешний объект, который немедленно снимет напряжение. Это может быть спиртное, наркотик, пирожное, сигарета или взаимодействие с человеком, который является объектом зависимости.

Зависимый человек выбирает один универсальный внешний способ сбросить напряжение. Он не умеет выдерживать рост собственного возбуждения и напряжения своих переживаний и стремится как можно быстрее соскочить, поглотив что-то из окружающей среды. Таким образом один объект зависимости заменяет ему все многообразие отношений с внешним миром.

Созависимостью в классическом смысле принято называть способы поведения и построения отношений, которые формируются у всех членов семьи, если в ней есть зависимый от психоактивных веществ (алкоголик, наркоман), игроман и т. д. В таких семьях настроение, состояние, поведение ее членов напрямую зависит от употребления зависимым дозы. Например, жена алкоголика контролирует мужа, выливает всю выпивку, прячет денежные заначки, чтобы предотвратить употребление им алкоголя. Он все равно находит способ напиться, и она чаще всего «помогает» ему пьяному, например затаскивает в дом, раздевает, моет, укладывает в постель, убирает за ним непорядок.

Наутро жена, естественно, скандалит, ставит ультиматумы, которые никогда не выполняются. Потом начинает снова прятать заначки, выливать запасы алкоголя – и все по кругу. Это циклическое поведение только поддерживает зависимость, поскольку жена, сама того не замечая, тоже становится зависимой от пьянства мужа. Вместо того чтобы концентрироваться на своих интересах, своей жизни, своих потребностях и целях, всю энергию она направляет на обслуживание алкоголизма мужа. Забыв о себе, она интроецирует его потребности, состояния, настроения и желания – его жизнь. В то время как алкоголизм – это целиком и полностью ответственность ее супруга, и только он сам может прервать порочный круг употребления, если решится на реабилитацию.

В описанном выше примере созависимой семьи ярко проявляется одна из частных форм интроекции – это роль спасателя, который делает «причинение пользы» другим людям целью своей жизни. Он настолько не умеет распознавать свои потребности, что может жить, только обслуживая чужие. Его жизнь – вечная жертва, о которой зачастую его никто и не просит. Причем такой человек «не злится», старается «мыслить позитивно», уступает, все прощает, проглатывает обиды и многое терпит… до поры до времени.

Яркий пример – Грейс, главная героиня «Догвилля» Ларса фон Триера. Найдя пристанище в маленьком городке, она начинает оказывать жителям помощь, в которой «по-настоящему нет необходимости». В пылу «причинения пользы» Грейс шаг за шагом впадает в полное подчинение, и вот уже милые жители городка по-садистски используют ее. Из Спасателя она превращается в Жертву[31]. Это типичные роли в созависимых отношениях. Настоящая драма начинается там, где Жертва превращается в Преследователя. Так называемый «треугольник Карпмана» (Жертва – Преследователь – Спасатель) описывает смену ролей в созависимых отношениях и встречается во многих фильмах. Так, Грейс из «Догвилля» в ходе сюжета из Спасателя превращается в Жертву горожан, а затем – в Преследователя, яростно сметающего городок с лица земли.

Отказ от собственной агрессии – это лишь верхушка айсберга. Если конструктивная агрессия, которая направлена на рост и развитие, подавляется, то она, накапливаясь, трансформируется в деструктивные, разрушительные формы. Вот что об этом говорил сам Перлз:

Но если эти биологические деятельности не служат росту как инициатива, выбор, преодоление препятствий, захват объекта и его разрушение в целях усвоения, тогда избыточная энергия находит выход как неуместная агрессия: деспотичность, раздражительность, садизм, жажда власти, суицид, убийство и их массовый эквивалент – война! Тогда организм не развивается в постоянном творческом приспособлении к среде, при котором «Я» – это система исполнительных функций, занятых ориентированием и манипулированием. Вместо этого организм обременен таким «Я», которое есть беспорядочный набор неусвоенных интроектов: способов поведения и качеств, взятых у «авторитетов», которые оно не способно переварить, отношений, которые это «Я» не «откусило» и не «пережевало», знаний, которые не понимаются, сосательных фиксаций, которые оно не способно растворить, отвращения, от которого оно не в состоянии избавиться[32].

Именно это произошло с героем «Бойцовского клуба»: он подавил свою витальную агрессию, метафорически лишил себя зубов. Но подавленная энергия не исчезает бесследно – и она нашла выход в Тайлере Дердене, агрессивной субличности героя, бунтующей и разрушающей все вокруг. Финальная сцена, в которой герой вместе с Марлой стоят у окна, а за ним взрываются небоскребы, – это квинтэссенция накапливаемой агрессии, нашедшей выход в ярости, сметающей все на своем пути.

Кстати, в «Бойцовском клубе» также часто затрагивается тема тошноты, отвращения. Именно отвращение – то чувство, которое приходится подавить, чтобы глотать все без разбору. Отвращение – верный друг организма, поскольку оно помогает нам различать, что будет питательно для нас, а что не подходит и даже может быть отравляющим. Это работает и на физиологическом, и на психологическом уровнях (точнее, разделение на психологический и физиологический уровни некорректно, поскольку организм един и целостен). Если я чувствую тошноту – значит, я впустила в себя что-то неполезное, от чего хорошо бы избавиться; это сигнал того, что окружающий мир в данный момент моей жизни чем-то меня отравляет. И если я способна это чувствовать, значит, я достаточно чувствительна к себе и могу изменить ситуацию. Если я подавляю чувство отвращения, то автоматически лишаюсь и аппетита. Это справедливо по отношению не только к еде, но и к жизни в целом.

Отвращение в «Бойцовском клубе» – сигнал того, что герой возвращается к жизни. Поразительно, но за историей патологического расщепления стоит история возрождения героя, пробуждения его жизненной энергии.

Тут я не могу не упомянуть, что «Бойцовский клуб» неспроста настолько филигранен и психологически достоверен и не случайно он стал культовым, затронув сердца миллионов зрителей во всем мире. Дело в том, что автор этой истории, Чак Паланик, посещал множество психотерапевтических групп. По его собственным признаниям, именно там он черпает материал для своего творчества, вникая в лабиринты человеческой психики. Этот метод нельзя назвать этичным, но он точно добавил психологической глубины во все, что пишет Паланик.

Неудавшуюся арку трансформации из интроецирующего невротика пытается пройти Лестер Бернем – главный герой «Красоты по-американски». Он выстроил «хорошую», «правильную» по внешним меркам жизнь, однако к своим 42 годам так и не познал себя, свои подлинные желания. Он живет на низком уровне энергии, с ощущением скуки и пустоты, совершенно утратив аппетит к жизни. Однако его трагедия в том, что вместо честного переживания кризиса и определения своих подлинных потребностей он просто сменяет объект зависимости – с зависимости от внешних норм и правил переключаясь на Анджелу, подругу его дочери.

Лестер становится просто одержим ею – так, будто в этом внешнем объекте (а она для него не что иное, как объект зависимости) сосредоточились вся страсть, энергия и краски жизни, от которых он отказался, интроецируя способы «правильной» жизни обычного американца. Анджела – проекция энергии и витальности героя (механизму проекции посвящен следующий параграф). Поскольку он проецирует собственную энергию вовне вместо того, чтобы обнаружить ее внутри себя, он все дальше и дальше разрушает свою жизнь. Лестер пускается во все тяжкие и, не сумев обнаружить источник своей подлинной витальности во внешнем мире, погибает в финале.

Герой сериала «Во все тяжкие» Уолтер Уайт проходит арку трансформации из интроецирующего невротика и «сосунка», живущего «правильной» жизнью, в агрессивного, «зубастого», уверенного в себе крутого героя, диктующего миру свои правила.

На этом же механизме построена арка Уэсли, главного героя картины «Особо опасен» и еще огромного количества фильмов.

Преодоление интроекции – это наиболее распространенный драматический сюжет. История о том, как забитый, ведомый, подчиняющийся общественным правилам, неуверенный в себе невротик в ходе сюжета «отращивает зубы», преодолевает оковы своего невроза и начинает активно взаимодействовать со средой, добиваясь своих личных целей, – сюжет, обреченный на успех (само собой, при должном качестве его реализации). Эта трансформация неизменно будет привлекать зрителей всего мира, поскольку в ней каждый может узнать себя, свои ограничения и барьеры, соприкоснуться со своим собственным жизненным драйвом, похороненным под горами внешних «надо» и «правильно», и, возможно, в результате даже рискнуть чуть больше быть собой.

Этот сюжет очень актуален и для российской действительности. В прошлой главе я писала о том, как после слитой «мы-идентичности» сталинской эпохи, в период «оттепели», появился герой со своим «Я». Это был очень тонкий и важный момент, когда ненадолго показалось, что советскому народу вроде бы дали шанс на самоидентификацию, самоопределение.

«Прометеевский» герой 1960-х с горящими глазами, только-только «вылупившийся» из слияния, начал задаваться вопросами: «Куда я иду?», «Чего я хочу?» И упомянутая ранее прекрасная метафорическая сцена из «Заставы Ильича» давала надежду, что герой проснется, нащупает собственный путь, обнаружит свои подлинные потребности. Напомню, в этой сцене на вопрос Сергея своему погибшему на фронте отцу: «Как мне жить?» – тот отвечает: «Как я могу тебе советовать?» По сути, Сергей (образ советской молодежи времен «оттепели») запрашивает интроект – он еще неуверенно стоит на своих ногах, недостаточно повзрослел, и ему проще проглотить чужой совет, чем искать собственный путь. Но отец (образ предыдущего поколения) отказывает в интроекте, он делает лучшее, что может сделать для своего 23-летнего сына, – освобождает его, дарит ему право самому выбирать жизненный путь, совершать собственные ошибки, чтобы в итоге прийти к подлинной жизни.

И именно реакция на эту сцену со стороны Хрущева разоблачила все «благие» намерения советской власти – нельзя давать советскому человеку выходить из зависимости! И в новой, переделанной сцене отец дает-таки сыну нужный интроект: «Я тебе завещаю Родину, и моя совесть до конца чиста перед тобой».

То есть на глубинном психологическом уровне происходит следующее: людям дают выйти из слияния, это больше не слитая «народная масса», в ней появляются отдельные «Я». Но эти «Я» должны обслуживать интересы Родины, интроецировать ее потребности, задвинув свои собственные куда подальше. Условно, если обратиться к циклу контакта, то наш «герой», преодолев конфлюэнцию, рванул было к полноте жизни, но его быстро осадили, не дав продвигаться дальше интроекции того образа жизни, который удобен Партии. На этой низкой энергии он и продолжает дальше свою (а точнее, не совсем «свою») жизнь: пламенный взгляд героя-шестидесятника тускнеет в 1970-е, и мы видим на экране интроецирующего невротика, который кочует из фильма в фильм.

Народная память жива и по сей день: как уже упоминалось в главе 4, пассивный герой часто встречается в современных российских фильмах. Он как будто раз и навсегда отказался от попыток жить по собственным правилам, а если в некоторых фильмах и пытается, то с ним в сюжете происходит примерно то же, что и с нашим «прометеевским» героем.

Нам очень нужны успешные ролевые модели – фильмы, в которых «сосунок» отращивает зубы и начинает реализовывать свои подлинные потребности.

Что такое интроекция в психологии? Примеры интроекции?

Одним из первых учёных,который подробно остановился на изучении интроекции как психологическом механизме, был Шандор Ференци. В его понимании интроекция — это включение во внутренний мир человека объектов внешнего мира. Механизмом присоединения он считает аутоэротический. То есть изначально человек может любить только себя, но в случае любви к какому то внешнему объекту он просто включает его в «пространство» своего Я. И интроекция является чертой как больных, так и здоровых.

Учёные Тайсон дополнили по интроекцию понятием интроекта, как чувственно-мысленное представлении у человека, возникшее на основе интроекции. Является частью социализации личности и формирует его «родителя» или «супер-эго».

По Мак-Вильямсу, интроекция есть неосознанная форма идентификации, то есть взятое из среды человек полностью ассоциирует с собой и то, что он присвоил считает идущим изнутри. Так делают дети в раннем возрасте, когда без «цензуры», не критически впитывают установки родителей.

Фрейд полагал что интроекция есть механизм искривляющий восприятия мира. И являются частью защитных механизмов личности.

Юнг использовал вместо понятия интроекции понятие ассимиляции. Также указывая, что интроекция встраивание внешнего объекта внутрь В случае ассимиляции идёт слипание, уподобление объекта субъекту. В случае, когда проекция направлена вовне идёт процесс диссимиляции. То есть объекту приписывается какой либо признак или смысл, который «изымается» из внутреннего пространства личности. И человек начинает воспринимать эти содержания как нечто внешнее по отношению к себе.

В гештальтпсихологии Фрица Перлза интроекция это процесс разновидности сопротивления, когда по каким либо причинам внешняя мысль, установка, оценка «заглатывается» целиком. В таком виде процесс становится частью невроза человека. Здоровый человек по его мнению должен «разжевать» всё, что собирается вносить вовнутрь. После этого человек в состоянии легко отделить негодные часть от годных и ассимилировать только ту часть, которая является действительно необходима человеку.

Интроекция всегда есть часть обучения личности и механизм его идентификации человека. Может быть в разной степени сознательной и от этого в разной степени подконтрольной человеку. Может как облегчать жизнь, так и усложнять.

Самым распространённым примером интроекции может быть такой. Одинокая мама с неудавшейся личной жизнью регулярно, эмоционально проговаривает фразу, «все мужчины негодяи, надо только одного. Секс на раз и всё». Если по каким либо причинам данное высказывание вошло в «резонанс» с дочерью, то есть большая доля вероятности, что данный интроект примется без проверки и будет создавать негатив при попытке завязать отношения.

Елена Друма, психолог, автор курсов для женщин

Сегодня поговорим про психологическое явление, которое присуще каждому человеку.

Интроекция — это защитный механизм психики, процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается, как приходящее изнутри.

В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими. Маленькие дети вбирают в себя всевозможные позиции, аффекты и формы поведения значимых в их жизни людей. Если говорить простыми словами, человек выдает чьи-то мысли и желания за свои.

Самые распространенные интроекции

  • Женщина должна быть хорошей хозяйкой
  • Хорошие девочки имеют маленький сексуальный опыт
  • Хорошие люди не бывают богатыми
  • Вы должны быть сильной
  • Все мужчины изменяют и т.д.

И у каждого в голове живут свои интроекции, потому что всех нас воспитывали люди, которые так или иначе рассказывали, кем мы должны стать, когда повзрослеем, как следует себя вести, с кем дружить и так далее.

Чем опасны интроекции

  1. Вы не можете отделить свое от чужого
  2. Вы не понимаете, кто вы и чего хотите
  3. Как следствие, всю жизнь разрываетесь между «хочу» и «должна»
  4. Чужое мнение важнее собственного
  5. Страх осуждения
  6. Вырабатывается комплекс хорошей девочки, дабы не обидеть маму/папу/бабушку.

А теперь подумайте и напишите, с какими своими интроекциями вы сталкиваетесь каждый день и как вам с ними жить?

Чтобы было честно, я начну первая:

  • Женщина должна быть независимой (так учила мама). Эта интроекция мне не совсем подходит. Я прекрасно себя чувствую рядом с сильным и властным мужчиной. Но периодически стремлюсь к независимости.
  • Воспитанные люди не ругаются матом. Хочу и буду, так что на х*р эту интроекцию
  • Хорошие люди должны помогать всем, кто в этом нуждаются. Любимая интроекция, полученная от папы. Она мешает мне в жизни, так как чужие интересы часто ставлю выше своих. Мне эта установка не подходит. Работаю над ее устранением.
  • Женской дружбы не бывает. Пока еще не решила, подходит она мне или нет.

P.S. Ваша очередь. Чему учила мама?

(PDF) Introjection

Восток были поглощены, включены в Западную Европу во время колониальной экспансии (Fuss, 1994). «Идентификация»,

Диана Фасс (1994) предполагает, что это своего рода психическая геополитика, «имперский процесс, форма насилия, при которой присвоение

Другой низвергается и ассимилируется в царскую область Самости» (стр. 23). ). Конечно, имперские метафоры Фрейда не помогают развеять этот аргумент (см., Например, Freud, 1923, pp.55-56; для дальнейшего чтения по психоанализу и

см. Khanna, 2003; см. также Brickman, 2003 для превосходного постколониального прочтения Фрейда). Здесь мы можем присоединиться к Фуссу, утверждая, что выстраивание психоаналитических концепций для политической критики может быть эффективным и острым, но

без тщательной генеалогической работы наряду с этим неизбежно повторит эффекты не вспоминаемого прошлого концепции, до

разыграть эту историю в ее развертывании.

Ссылки

Абрахам Н. и Торок М. (1994). ,. (Н. Рэнд, ред. И пер.). Чикаго, Иллинойс: Чикаго Оболочка и ядро ​​Том. 1

University Press. №

Брикман, К. (2003). . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Колумбийское аборигенное население разума: раса и примитивность в психоанализе

University Press.

Батлер Дж. (1997). Стэнфорд, Калифорния: Stanford University Press. Психическая жизнь власти: теории в подчинении.

Анг, Д., И Хан, С. (2003). Диалог на расовой почве. В Д. Л. Энг и Д. Казанджян (ред.) Потеря меланхолии: политика

(стр. 342-371). Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Калифорнийский университет Press. Mourning

Ferenczi, S. (1955). Об определении интроекции. В М. Балинте (ред.), Заключительный вклад в проблемы и методы

(стр. 316-318). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги. (Оригинальная работа опубликована в 1912 г.) Психоанализ

Ferenczi, S.(1909/1956). Интроекция и. В, (стр. 30-79). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Дувр. Перенос секса в психоанализе

Фортер, Г. (2007). Против меланхолии: современная теория: Фицджеральда и политика скорби. Великий Гэтсби

незаконченное горе. В P. Rae (Ed.), (Pp. 239-259). Льюисбург, Пенсильвания: Bucknell University Press, Модернизм и траур

Freud, S. (1930). Цивилизация и ее недовольство. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного

XXI.Лондон, Великобритания: Hogarth. Психологические работы Зигмунда Фрейда

Freud, S. (1926). Запреты, симптомы и беспокойство. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного

XX (стр. 77-172). Лондон, Великобритания: Hogarth Press. Психологические работы Зигмунда Фрейда

Freud, S. (1925). Отрицание. XIX (стр. 235-239). Стандартное издание полных психологических работ Зигмунда Фрейда, №

Лондон, Великобритания: Hogarth Press.

Фрейд, С. (1923).Эго и идентификатор. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного психологического собрания

, XIX (стр. 12-66). Лондон, Великобритания: Hogarth Press. Of Sigmund Freud

Freud, S. (1921). Групповая психология и анализ эго. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание

, XIIX (стр. 69-143). Лондон, Великобритания: Hogarth Press. Полные психологические работы Зигмунда Фрейда

Freud, S. (1920). Вне . В J. Strachey (Ed.& Trans.), Принцип удовольствия Стандартное издание полного комплекта

XIIX (стр. 7-64). Лондон, Великобритания: Hogarth Press. Психологические труды Зигмунда Фрейда, №

Freud, S. (1917). Траур и. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Melancholia Standard edition полного

, XIV (стр. 243-258). Лондон, Великобритания: Hogarth Press. Психологические работы Зигмунда Фрейда

Freud, S. (1915). и их превратности. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Instincts Стандартное издание полного

XIV (стр. 109-140). Лондон, Великобритания: Hogarth Press. Психологические работы Зигмунда Фрейда, №

Freud, S. (1909). Анализ фобии у пятилетнего мальчика. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание

X (стр. 3-147). Лондон, Великобритания: Hogarth Press. Полные психологические работы Зигмунда Фрейда, №

Fuss, D. (1994). Внутренние колонии. и политика идентификации. , 2-3, 20-42.Франц Фанон Диакритика 24 ()

Гилрой П. (2001). Объединение политики и постколониальной меланхолии »(2–3, 151–167. Теория, культура и общество, 8)

Ханна Р. (2003). . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. Темные континенты: Психоанализ и колониализм

Кляйн, М. (1960). Ранние стадии Эдипова конфликта и становления. В (стр. Super-ego Психоанализ детей

179-209). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Grove Press. (Оригинальная работа опубликована в 1932 г.).

,

Лейн, К. (1997). Свидетельство другого: неудавшееся искупление Авраама и Торока призраками. , 27 (4). 3-29. Diacritics

Laplanche, J., & Pontalis, J. B. (1973). Лондон, Великобритания: Хогарт, язык психоанализа.

Mitscherlich, A., & Mitscherlich. М. (1975). . Б. Р. Плачек Неспособность оплакивать: принципы коллективного поведения

(Пер.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Grove Press.

Скрибнер, К. (2003). . Кембридж, Массачусетс и Лондон: Press.Реквием по коммунизму MIT

Интроекция Определение Психология

Оставьте свои комментарии?

Что такое ВВЕДЕНИЕ? определение Психология…

6 часов назад Психология Определение из ВВЕДЕНИЕ : 1. Психоаналитическая теория — это процесс интернализации внешнего объекта и его качеств в психику

Веб-сайт: Psychologydictionary.org