Интроспективная психология: ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | это… Что такое ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

ТолкованиеПеревод

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

        одно из ведущих направлений в психологии кон. 19 — нач. 20 вв., положившее в основу психологич. исследования метод самонаблюдения (интроспекции). Гл. представители — Вундт и Титченер. В развитой ими концепции «аналитич. интроспекции» собственно самонаблюдение как наблюдение, осуществляемое в условиях психологич. эксперимента и удовлетворяющее осн. принципам науч. метода, было противопоставлено «внутр. восприятию», протекающему в естеств. условиях (Вундт, 1888). С др. стороны, самонаблюдению, проходящему при наивной, обыденной установке наблюдателя, противопоставлялось наблюдение при особой «психологич.

» установке («интроспекция» в узком смысле, Титченер, 1912), позволяющей непосредственно постигать само переживание в его психологич. реальности. При этом в силу сенсуализма и атомизма вундтовско-титченеровской концепции психологически реальным признавалось только то, что могло быть описано в терминах осн. элементов сознания (ощущения, представления, чувства) и их атрибутов (качества, интенсивности и т. д.). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер).

        Кризис «аналитич. интроспекции» наметился уже после работ вюрцбургской школы. Но коренному пересмотру её положения подверглись в гештальтпсихо-логии. Возникла необходимость заменить расчленяющую «аналитич.» установку наблюдателя на естественную, «феноменологическую», предполагающую свободное и непредвзятое описание характера переживаемого во всей полноте и конкретности способов, которыми оно обнаруживает себя наблюдателю.

Как самостоят. направление И. п. перестала существовать к нач. 20-х гг. 20 в.

        Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762; см. также лит. к ст. Самонаблюдение.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ

(от лат. introspecto – гляжу внутрь, всматриваюсь) – в широком смысле всякая психологич. теория, считающая сознание совокупностью феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения. Истоки этого воззрения восходят к Августину; подробно обосновали его Декарт и Локк, к-рые, однако, пытались соединить концепцию И. п. с детерминистич. представлениями о поведении. Эти представления полностью были отвергнуты Беркли, Юмом и Т.

Брауном, чья доктрина И. п. была субъективно-идеалистической. И. п. считает сознание противостоящим внешней реальности как по своей сущности, так и по особой непосредств. познаваемости. Одним из вариантов И. п. является учение о «внутреннем опыте», согласно к-рому психич. явления познаются принципиально иным способом, чем материальные.

И. п. – господствующая доктрина бурж. философии и психологии. Попытки отдельных бурж. философов (напр., Конта) подвергнуть ее критике свелись к отрицанию ценности самонаблюдения, но не коснулись ее основы – идеалистич. представления о сознании. Несостоятельность И. п. вскрыл марксизм. Глубокая критика И. п. содержится в трудах Сеченова.

На рубеже 20 в. субъективизм И. п. обнажается до предела. Психологи-идеалисты различных школ всячески стремятся изощрить субъективный метод, доходя в этом стремлении до требования изучать психич. факты в их «чистой культуре», исключив из них какой бы то ни было намек на объекты внешнего мира (Титченер).

Лит. см. при ст. Самонаблюдение.

М. Ярошевский. Душанбе.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

  • ИНТЕРПОЛЯЦИЯ
  • ИНТУИТИВИЗМ

Полезное


Интроспективная психология | Мир Психологии

Войти Зарегистрироваться

ИНТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Интроспективная психология (англ. introspective psychology) — общее название для ряда психологических концепций, авторы которых считали интроспекцию главным или даже единственным средством познания явлений сознания, недоступных, по их мнению, объективному исследованию и «открытых» непосредственно только субъекту этого сознания. С этой т.зр. «чужое» сознание оказывается недоступным прямому исследованию, и при его реконструкции применяется метод умозаключения по аналогии: внешние реакции др. индивидов человек трактует по аналогии с внешними выражениями явлений его собственного сознания. Т. о., чтобы судить о душевном состоянии др. человека, необходимо самому пережить подобное состояние. Психика животных, душевнобольных, людей иной культуры понимается, следовательно, по аналогии с собственным сознанием (ср.
Антропоморфизм
).

Истоки Интроспективная психология прослеживаются в работах Р. Декарта и Дж. Локка. К Интроспективная психология относят школу В. Вундта, структурную психологию Э.Б. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, концепцию Вюрцбургской школы, частично Гештальт-психологию (особенно в ранний период ее развития, когда Гештальт-психологи проводили исследования восприятия методом феноменологического самонаблюдения). В рос. психологии горячими защитниками методов И. п. были К.Д. Кавелин, Л. М. Лопатин, А.И. Введенский, Г.И. Челпанов и др.

Представители Интроспективная психология, критикуя друг друга за разное понимание процедур интроспекции, в целом сохраняли понимание сознания как «совокупности сознаваемых нами состояний» (Вундт). Интроспективная психология была подвергнута критике во многих психологических школах конца XIX — нач. XXв. Напр., в школе Л.С. Выготского критиковались антиисторизм и антигенетизм И. п., а также отождествление ею «явления» и «сущности» в сознании (т.е. «непосредственных» переживаний и не лежащих на «поверхности» законов психической жизни): если бы законы душевной жизни прямо и непосредственно были бы открыты субъекту сознания, не нужна была бы и наука о сознании. Как отдельное направление Интроспективная психология в настоящее время не существует. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Интроспективная психология (от лат. introspecto — гляжу внутрь, всматриваюсь) — ряд направлений в психологии, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания.

Истоки Интроспективная психология восходят к учению Р. Декарта — Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, а именно, путем внутреннего созерцания, или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания. В период формирования психологии как самостоятельной науки этот метод стал руководящим для немецкого психолога В. Вундта и его школы, соединивших интроспекцию (см.

Самонаблюдение), под к-рой имелось в виду внутреннее восприятие субъектом осознаваемых им психических процессов, с экспериментальным методом (см. Эксперимент). При этом предполагалось, что ненадежность обычного («ненаучного») самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у к-рых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о к-рых они сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены.
На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии — образы памяти и простейшие чувства. Эти «атомы» чувственной «ткани» сознания изучались с точки зрения их качества, интенсивности и др. Наиболее последовательно и прямолинейно отстаивал такой подход американский психолог Э.Б. Титченер (см. Структурная психология).

Другой вариант Интроспективная психология представлен немецким философом Ф. Брентано и его последователями (К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльпе), которые усматривали задачу психологии в том, чтобы непредвзято реконструировать переживаемое индивидом во всей полноте и конкретности. Эта установка повлияла на программу Вюрцбургской школы, к-рая, не ограничивая интроспекцию отчетом о непосредственных раздражителях, соединила ее с ретроспекцией — последующим воспроизведением того, что прежде испытывалось субъектом при решении им интеллектуальных задач. Против Вундта выступила также Гештальтпсихология, подвергшая критике «атомизм» его схемы и использовавшая свидетельства сознания для доказательства целостности психического образа.

Интроспективная психология, выдвигая субъективный метод как единственное средство изучения психической реальности (в отличие от физической), отождествила эту реальность с данными самонаблюдения, вследствие чего сознание оказалось противопоставленным остальному миру и по своей сущности, и по познаваемости. Интроспективная психология была подвергнута острой критике сторонниками бихевиоризма и психоанализа.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Интроспективная психология — см. Психология интроспективная.

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

  • Другие

 

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!

  • Интроспективная психология

Самоанализ, психология — Routledge Encyclopedia of Philosophy

Доступ к полному содержанию доступен только для членов учреждений, купивших доступ. Если вы принадлежите к такому учреждению, войдите в систему или узнайте больше о том, как сделать заказ.


Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Содержание

  • Резюме статьи
  • содержимое заблокировано

    1

    Что такое самоанализ?

  • содержание заблокировано

    2

    Процесс самоанализа

  • контент заблокирован

    3

    Вызов Конта

  • содержание заблокировано

    4

    Эпистемический статус и научная роль

  • содержимое заблокировано

    Библиография

ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ

|

Тематический

  • К
  • Фон Экхардт, Барбара

DOI

10.4324/9780415249126-W019-2

Версии

  • содержимое заблокировано

    версия 2

  • контент разблокирован

    версия 1

Опубликовано

2017

DOI: 10. 4324/9780415249126-W019-2
Версия: v2,  Опубликовано в Интернете:
2017 г. Получено 8 июня 2023 г. с https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/introspection-psychology-of/v-2.


Самоанализ — это процесс непосредственного изучения собственных сознательных психических состояний и процессов. Начиная с семнадцатого века, существуют значительные разногласия по поводу масштабов, природы и эпистемологического статуса интроспекции. Декарт считал, что все наши психические состояния подлежат самонаблюдению; что достаточно иметь ментальное состояние, чтобы осознавать его; и что, когда мы интроспективно наблюдаем, мы не можем ошибаться в том, что мы интроспективно наблюдаем. Каждая из этих точек зрения оспаривалась. Психология девятнадцатого века в значительной степени полагалась на интроспекцию, но, за исключением важных работ по психофизике и восприятию, сейчас она представляет в первую очередь исторический интерес. Недавно Нисбетт и Уилсон утверждали, что, когда люди пытаются описать процессы, опосредующие воздействие стимула на реакцию, они делают это не на основе интроспекции, а, скорее, на основе имплицитного здравого смысла. теория». Эрикссон и Саймон разработали модель механизмов, с помощью которых генерируются «интроспективные» отчеты, и использовали эту модель для определения условий, при которых такие отчеты надежны.

Поделиться

Загрузка контента

Нам не удалось загрузить контент

Печать

Ссылка на эту статью:
Фон Экхардт, Барбара. Самоанализ, психология, 2017, doi:10.4324/9780415249126-W019-2. Философская энциклопедия Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/introspection-psychology-of/v-2.
Copyright © 1998-2023 Рутледж.

Связанные статьи

  • Брентано, Франц Клеменс (1838–1819 гг.)17) Текстор, Марк
  • Граф, Исидор-Огюст-Мари-Франсуа-Ксавье (1798–1857) Пикеринг, Мэри
  • Сознание Лорманд, Эрик
  • Декарт, Рене (1596–1650) Гарбер, Дэниел
  • Эмпиризм Алстон, Уильям П.
  • Фрейд, Зигмунд (1856–1939) Хопкинс, Джеймс
  • Хьюм, Дэвид (1711–1776) Гаррет, Дон
  • Самоанализ, эпистемология Корнблит, Хилари
  • Кант, Иммануил (1724–1804) Гайер, Пол
  • Знание по знакомству и описанию Фумертон, Ричард
  • Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646–1716) Гарбер, Дэниел
  • Локк, Джон (1632–1704) Ансти, Питер
  • Милль, Джон Стюарт (1806–1873 гг. ) Скорупски, Джон
  • Разум, вычислительные теории Блок, Нед; Рей, Жорж
  • Восприятие Мартин, М.Г.Ф.
  • Психология, теории Wetherick, N.E.
  • квалиа Левин, Джанет
  • Шопенгауэр, Артур (1788–1860) Джанавей, Кристофер
  • Чувственные данные Галлуа, Андре
  • Бессознательные психические состояния Рей, Жорж
  • Вундт, Вильгельм (1832–1920) Брокмайер, Йенс

  • фейсбук
  • твиттер

© 2023 Informa UK Limited, компания Informa Group

Editorial: The Challenges and Opportunities of Introspection in Psychology: Theory and Method

С момента зарождения психологии как академической дисциплины ученые широко использовали исследование от первого лица (или интроспективное исследование): оно применяется при разработке теории и формулировка гипотезы; он пронизывает стадию сбора данных; и это влияет на процесс интерпретации данных и развития теории. Во всех этих случаях опыт, понимание, точка зрения или ожидания ученых влияют на их научную практику. Иногда это происходит более явным образом; иногда, однако, это может также проявляться в более неявных формах и, в свою очередь, может окрашивать и даже искажать исследовательский процесс.

Таким образом, эта повсеместно применяемая импровизированная или наивная форма самоанализа может стать бременем для исследовательского процесса, и поэтому мы сочли важным поднять этот вопрос более широко. Мы не только стремились привлечь внимание к широко практикуемой, часто непродуманной и, следовательно, проблематичной форме исследования от первого лица; скорее, мы также надеялись продвигать методы, которые могли бы систематически развивать и продвигать эту практику, чтобы она могла стать формой исследования, которая могла бы дополнять другие формы исследования от третьего лица. Это и было методологической целью нашей темы исследования.

Другая, теоретическая цель состояла в том, чтобы исследовать более тонкие аспекты психологических явлений, к которым трудно получить доступ с точки зрения третьего лица. Многие такие феномены имеют характеристики от первого лица или даже изначально имеют первичную природу от первого лица (например, самость, квалиа сознания или эмпирический аспект болезни), и кажется неадекватным пытаться исследовать эти темы, пока обходя то, что может обнаружить исследование от первого лица. Исследования от первого и третьего лица следует рассматривать не как конкурирующие подходы, а как обеспечивающие взаимодополняющие пути доступа в плюралистической исследовательской культуре.

Чтобы собрать воедино имеющийся опыт и изучить современные подходы к тому, что, по общему признанию, все еще является нишевой темой, часто даже омраченной пресловутым скептицизмом и аподиктическим неприятием, мы составили текущую тему исследования. Из конкурсного отбора шесть статей были успешно проанализированы, и далее мы приводим краткий обзор, чтобы сориентировать читателя в этих статьях.

В своей статье В лаборатории проблемы? Вендт высказывает оговорки в отношении общепринятой практики сведения исследований по решению проблем к лабораторным условиям, поскольку это не отражает эмпирических аспектов многих реальных ситуаций решения проблем. Вендт предлагает феноменологически ориентированное понимание и определение того, что такое проблема, и предлагает набор эмпирических стратегий, которые следует учитывать в пересмотренном подходе. К ним относятся использование менее интрузивных методов расследования; и включение «атмосферных» характеристик экспериментальной установки, например, посредством рассмотрения произведений искусства.

В своем вкладе Феноменология привычек: объединение исследований памяти от первого лица и нейропсихологических исследований памяти Тьюис исследует возможность объединения исследований возможностей телесной памяти от первого лица с методами исследования от третьего лица, которые обычно используются в нейропсихологии. Начав с понятия привычек, он анализирует феноменологическую и воплощенную работу привычных способностей памяти, чтобы показать, что наряду с ригидными и стереотипными привычками существуют также гибкие и адаптивные, открытые контролю внимания и доступные с точки зрения первого лица. . В последней части статьи он обрисовывает в общих чертах, как метод феноменологии с предварительной нагрузкой, разработанный Шоном Галлахером, может способствовать изучению этого типа привычной телесной памяти также с помощью нейрофизиологических методов.

В своей статье Актуальность объяснительных подходов от первого лица для понимания психопатологических явлений. Роль феноменологии , Шмидт опирается на гуссерлианскую концепцию генетической феноменологии для освещения различных психопатологических явлений. Он указывает на важность дополнения биологических/редукционистских описаний психиатрических состояний феноменологическими, поскольку многие эмпирические аспекты психических расстройств имеют коррелирующие симптомы, которые нельзя сразу проследить до первичного физиологического дефицита. Он указывает на то, что феноменологические исследования необходимо использовать для систематизации психопатологических переживаний, а не для их понимания в обход физиологии.

В своей статье Феноменология Гуссерля как разновидность интроспекции Гутланд вводит феноменологию как форму интроспекции и дает обзор феноменологического подхода Гуссерля. Он рассматривает проблемы интроспективного исследования и указывает на меры предосторожности, которые Гуссерль ввел, чтобы защитить феноменологическую интроспекцию от этих проблем. Один из них — систематическая проверка и сведение счетов к тем аспектам, которые полностью совместимы с тем, что человек переживает. Другой — исследование различных (воображаемых) реализаций явления и попытка идентифицировать пронизывающие их закономерности — подход, который Гуссерль назвал эйдетическими вариациями. Гутланд обсуждает значение этих аспектов, а также помещает отчет Гуссерля в более широкий философский контекст.

В своей статье Слияние восприятия и мышления в феноменологии сознания Вагеман концентрирует внимание на том явлении, что подобные динамические паттерны разделения и интеграции появляются в истории человеческого сознания, а также в элементарных психических процессах. На этом фоне — и подкрепленный репрезентативными примерами — он дополняет стандартный подход к восприятию и мышлению как внешне измеримым процессам систематическими наблюдениями от первого лица, вдохновленными «Феноменологией структуры» Штайнера и Витценмана. В контексте произвольных инверсий восприятия это позволяет автору проследить воспринимающее и мыслительное действие до диахронической структуры разделения и интеграции ментальных микрожестов и связать это с историческим развитием психологии.

В своей статье Первичный внутренний опыт и описательная выборка опыта: значение для психологии Лесли-Карр и Хиви определяют первичный внутренний опыт как опыт, который спонтанен и еще не окрашен интерпретацией. Такие переживания теоретически важны, поскольку позволяют ненавязчиво оценить сиюминутное психологическое состояние. Авторы вводят описательную выборку опыта как метод исследования этих спонтанно доступных состояний и освещают, как этот метод может помочь раскрыть грани психологического функционирования, которые трудно получить с помощью других методов.

В совокупности Тема исследования имеет значение как для фундаментальных исследований, так и для прикладной (клинической) практики и предоставит читателю обзор проблем и возможностей самонаблюдения, а также способов их решения и/или использования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *