Интроспективный метод основывается на: интроспекция | это… Что такое интроспекция?

Интроспективная психология

18.08.2012

Интроспективная психология первые применялась для решения задач в институте В. Вундта — метод интроспекции, или экспериментального самонаблюдения. Испытуемыми были психологически компетентные люди, которые могли намного лучше, чем обычный испытуемый, описать связь, например, между образом и тем чувством, которое он вызывает. Если учесть, что предметом психологии считалось только сознание, то соединение интроспекции с экспериментом выглядит исторически вполне понятным.

В. Вундт известен своим фундаментальным 10-томным трудом «Психология народов», который основывается на исследовании религиозных представлений, мифов, обрядов, языка. Тут может возникнуть вопрос: при чем здесь поэлементное членение сознания и метод интроспекции? Оказывается, интроспекция — это метод естественно-научной экспериментальной психологии. Наряду с этим существует еще психология как наука о духе, о высших психических процессах.

Тут нужны другие методы.

Впервые высшие психические процессы методом систематической интроспекции изучал О. Кюльпе (1862—1915), ученик В. Вундта, основатель Вюрцбургской школы психологии. Речь идет об исследовании мышления и воли. Мыслительный процесс побуждался тем, что экспериментатор задавал испытуемому вопрос или предлагал ему задачу, которые содержали в себе значительную степень трудности. После завершения мыслительного процесса испытуемый по требованию экспериментатора рассказывал, как он думал, какие чувства испытывал, затем отвечал на вопросы, уточняющие результаты ретроспективного самонаблюдения. Протокол исследования сопоставлялся с другими анало-гичными документами в целях выявления общих характеристик решений.

Вюрцбургская школа констатировала относительную независимость мышления от ассоциативных процессов и акцентировала внимание специалистов на безобразности, ненаглядности, чисто духовном характере мыслительного процесса. Так, представитель данной школы Н. Ах (1871 — 1946) показал, что процесс мышления определяется поставленной перед испытуемым задачей, что в мышлении имеется детерминирующая тенденция, которая управляет возникновением тех или иных ассоциаций.

Интроспективная психология подвергалась критике со стороны других направлений психологии за игнорирование неосознаваемых форм психической активности, за отрешенность исследовательских процедур от жизни, за субъективизм, производный от метода самонаблюдения. Однако это направление сыграло пионерскую роль в деле превращения психологии в самостоятельную науку.

Ключевые слова: Наука

Источник: Штейнмец А.Э., Общая психология

Материалы по теме

Становление социологии как науки

Ритерман Т.П., Социология

Краткая характеристика специальных отраслей психологии

Основные понятия общей психологии

Старовойтенко Е. Б. Современная психология / Науч. ред. : В. Д. Шадриков. М. : Академический…

Методы современной психологии

Карпов А.В., Общая психология

Основные уровни и формы научного познания

Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с….

Методология социальной психологии

Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии

Научная проблема и психология

Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко…

Объект и предмет психологии

Милорадова Н.Г., Психология и педагогика

Тест по психологии: Метод интроспекции и проблема самонаблюдения — пройти тест онлайн — игра — вопросы с ответами

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Какой метод на протяжении длительного времени был единственным методом психологии?

Опросы

Моделирование

Метод интроспекции

2. 

Как звучит одно из главных утверждений интроспективной психологии? 

Процессы сознания «закрыты» для внешнего наблюдения

Сознание управляет телом

Сознание позволяет человеку преодолевать временные ограничения 

3. 

Кто был идеологом метода интроспекции и развивал тезис Декарта о непосредственном постижении мысли?

Джон Локк

Дэвид Гартли

Дэвид Юм

4. 

Как Джон Локк определял понятие «рефлексия»? 

Как «состояние ума, проявляющее свою изменчивость в процессе наблюдения за ним»

Как «способность человека наблюдать за своими переживаниями»

Как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность»

5.

 

Что по мнению Джона Локка предполагает рефлексия?

Отсутствие посторонних мыслей

Достаточную зрелость субъекта

Состояние абсолютного покоя

6. 

Над кем, по мнению Локка, учёный может проводить психологические исследования? 

Только над хорошо знакомыми ему людьми

Только над самим собой

Над любым человеком

7. 

Что такое «сенсуализм»?

Принцип в теории познания, согласно которому чувственный опыт — единственный источник познания

Неосознанные психические действия

Направление внимания на свои ощущения и переживания

8. 

Какой принцип предполагает, в целях научного познания, разложение всех сложных явлений на элементы?

Дуализм

Сенсуализм

Автоматизм

9.

 

С каким направлением связаны имена Д. Юма и Д. Гартли?

Сенсуализм

Ассоциативное направление

Психоанализ

10. 

В чем видел причину психических явлений Дэвид Гартли?

В вибрации, которая возникает в мозге и нервах

В неправильном взаимодействии души и тела

Во внешнем воздействии изменчивой окружающей среды

11. 

Что понимает Дэвид Юм под ассоциацией?

Явление, строго подчинённое физическим законам

Вибрацию, которая возникает в мозге и нервах

Некое притяжение представлений, устанавливающее между ними внешние механические связи

12. 

К чему скептически относился Юм?

К рефлексии Локка

К вибрациям Гартли

К автоматизму 

13.

 

Что, по мнению Юма, является единственным способом получить информацию о психическом?

Рефлексия

Опыт (впечатления и «идеи» — копии впечатлений)

Лабораторные исследования

14. 

К чему привело широкое распространение метода интроспекции?

К стремительному развитию психологии

К серьезному откату назад

К кризису в развитии психологии

15. 

Почему в период господства интроспективной психологии интерес общественности к этой науке в целом упал?

Психологические знания не находили своего практического применения

Психологи не обладали достаточным авторитетом

Знания, полученные в результате исследований казались общественности богохульством 

16. 

К появлению какого направления психологии привело бессилие «психологии сознания?

Позитивная психология

Когнитивная психология

Бихевиоризм

17.

 

Чем отличается отношение к самонаблюдению в современной психологии от мировоззрений представителей интроспективной психологии?

Современная психология считает, что сознание имеет двойственную природу

В современной психологии полагается, что сознание — это единый процесс

Существенных отличий нет 

Проверить посмотреть правильные ответы рестарт

Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.


Психология: 2

Психология: 2 Центр Жака Маритена: Психология / Майкл Махер, С.Дж.

ГЛАВА II.

МЕТОД ПСИХОЛОГИИ.

Психология наука. — При описании психологии как науки о человеческом разуме или душе подразумеваются три условия — первое , что психология имеет определенный предмет, природу и деятельность мыслящего субъекта; во-вторых , что у него есть эффективный метод; , в-третьих, , что оно охватывает систематизированную совокупность общих истин или, другими словами, что оно охватывает ряд фактов в их отношении к их всеобщим причинам. В первой главе мы стремились четко обозначить область нашей науки; в настоящем мы предлагаем описать его метод, указывая основные инструменты исследования, которые нам открыты; остальная часть работы будет посвящена удовлетворению третьего существенного требования.

Субъективный или интроспективный метод. — Предметом эмпирической психологии является сознание . Теперь состояния сознания можно наблюдать только посредством интроспекции — то есть путем обращения ума в самого себя. Следовательно, эта способность внутреннего наблюдения должна быть нашим главным инструментом в изучении ума. Его вынесение должно быть первым, а также последним призывом в каждом деле. психологическая проблема. Психические состояния могут быть восприняты только собственным сознанием каждого человека. Их реальность состоит в этом понимании — их esse — это percipi . Поэтому попытка определить их природу или происхождение на основании информации, полученной из любого другого источника, очевидно абсурдна.

Однако необходимо проявлять величайшую осторожность, чтобы точно подмечать все аспекты представленных нам явлений и обнаруживать те многочисленные ненавязчивые различия в характере психических явлений, которые могут указывать на глубокое расхождение в природе их источника. Неразумный наблюдатель, впечатленный большей интенсивностью чувственных состояний, может, таким образом, легко проигнорировать более тонкую деятельность нашей высшей рациональной жизни и, таким образом, сформировать представление о разуме, в котором отсутствуют наиболее важные черты. {1}

Тем не менее, хотя наши ментальные состояния носят мимолетный характер и наслаждаются лишь преходящим существованием, тем не менее следует настаивать на том, что они являются такими же реальными фактами, как и любые другие во вселенной. Ощущение, интеллектуальное суждение или воля обладают такой же реальностью, как нервный ток, химический раствор или прохождение Венеры; и хотя самый закоренелый скептик не может подвергнуть сомнению существования состояний сознания, изобретательные и проницательные мыслители снова и снова отказывали нам во всякой уверенности в отношении материальных объектов.

Этот способ исследования психических явлений посредством внутреннего наблюдения называется 9.0010 Субъективный или Интроспективный Метод.

Объективный метод. — Однако самоанализ должен быть дополнен другими направлениями исследований, если мы хотим сделать наши выводы как можно более достоверными и широко применимыми. Обращение к этим дополнительным средствам информации составляет то, что называется Объективным Методом исследования, поскольку они составляют часть внешнего мира и постигаются только посредством внешних чувств. Но свидетельство, полученное таким образом, имеет по существу второстепенную или дополнительную ценность, и его главное назначение состоит в предположении или подтверждении. Основными формами объективного исследования являются следующие:

1. Другие разумы. — Результаты наблюдений других людей за собственным разумом, насколько эти результаты могут быть извлечены из устного описания и сопоставлены с результатами нашего собственного индивидуального опыта.

2. Язык. — Продукты человеческого разума, воплощенные в языке, могут предоставить ценную информацию. Нашими главными ресурсами здесь являются сравнительная филология и изучение различных литератур. Язык был удачно назван кристаллизовавшейся или окаменевшей мыслью, и при умелом обращении с ним можно открыть множество интересных тайн прошлой ментальной истории. Таким образом, богатый и разнообразный словарный запас Профессор Макс Мюллер утверждает, что таганский диалект, содержащий более 30 000 слов, является огромным унаследованным богатством, далеко превосходящим потребности нынешнего поколения, чтобы указать на деградацию этой расы из прежнего состояния значительного умственного развития, а не на постепенная эволюция от более низкого и менее интеллектуального состояния. {2} Точно так же наличие в различных языках слов, обозначающих определенные моральные идеи, может служить важным свидетельством в спорных интерпретациях сознания.

3. Исторический или генетический метод. — Тщательное изучение человеческого разума, проявляющегося в разные периоды жизни и на разных ступенях цивилизации, может пролить свет на законы, управляющие развитием умственных способностей, и на условия, которые привели к возникновению различные обычаи, чувства и способы мышления. Исторические исследования нравов, религий и социальных институтов различных народов могут оказаться здесь очень плодотворными.

4. Психология животных. — Изучение инстинктов, привычек и другой психической деятельности низших животных, если оно проводится в трезвом и рассудительном духе, может оказать значительную помощь в некоторых вопросах. Эта сфера исследования, сгруппированная с только что упомянутой, представляет собой иногда довольно сомнительно достойный титул Сравнительная психология . Однако антропоморфная склонность человека проецировать свои собственные мысли и чувства на других существ делает этот научный инструмент особенно уязвимым для злоупотреблений. Тем не менее, при соблюдении надлежащих мер предосторожности, это может помочь нам материально. С его помощью мы можем успешно применять великие индуктивные методы разности и вычетов. Низшие животные обладают определенными способностями, общими с человеком, но им недостает других, и, следовательно, путем тщательного изучения их действий мы можем различить, какая часть поведения человека обязательно обусловлена ​​различными способностями.

5. Физиология. — Наука Физиология также является ценной информацией. Интимный характер отношений между разумом и организмом, столь сильно подчеркнутый в аристотелевской и схоластической философии, рассматривающей душу как форму тела, с каждым днем ​​получает все больше разъяснений с развитием биологической науки. При исследовании чувственных операций, развития воображения и памяти, формирования привычек и передачи наследственных склонностей очевидна польза знания физической основы этих явлений; но так как все психические процессы, даже самые чисто духовные акты интеллекта и воли, вероятно, сопровождаются или обусловливаются мозговыми изменениями, то нельзя уделять слишком много труда изучению конституции, строения и работы организма. При этом необходимо соблюдать осторожность четко различать два порядка фактов. Психическое состояние и его физиологическое сопровождение или состояние разделены, как говорит профессор Тиндаль, «непреодолимой пропастью». Следовательно, недостаточно открыто признать один или два раза, как признает большинство авторов сенсистской школы, что нервные и психические события разделены различием, превосходящим все другие различия, а затем забыть или заставить читателя забыть. , жизненный характер этой разницы. Психические состояния должны трактоваться и описываться повсюду таким образом, чтобы в уме учащегося не возникало смешения между двумя видами феноменов, и он не должен вводить себя в заблуждение, предполагая, что сознательный процесс был окончательно объяснен, когда его физическое корреляции, или когда вся операция описана туманным физиологическим языком.

6. Патология: Психиатрия. — Рука об руку с физиологией идет патология, дополнительная наука об органических заболеваниях; и возможности, открывающиеся в исследованиях, связанных с этой отраслью знания, для наблюдения за умственной деятельностью в изолированном или ненормальном состоянии, иногда проливают свет на неясные вопросы. Сомнамбулизм, иллюзии, галлюцинации и различные формы помешательства обнаруживают в исключительных условиях особые психические функции и нередко подсказывают или подтверждают объяснение особых психических операций. Точно так же изучение людей, лишенных различных органов чувств, может способствовать научному анализу нормального восприятия и открытию того, как многое связано с различными факультетами. Но и здесь требуется суждение, и мы должны остерегаться придавать слишком большое значение неправильным и исключительным случаям. Эмоциональный интерес, возбуждаемый ненормальными явлениями, может легко привести нас к преувеличению их философского значения и Забвению о том, что в конце концов подлинным предметом нашей науки является мужская ванна в полном объеме . Реальность этой опасности становится очевидной, когда мы обнаруживаем, что психологи основывают свои теории о природе души или ее познавательных операций не на наблюдениях за деятельностью нормального здорового ума, а на сомнительных догадках относительно каких-то темных явлений. плохо понимаемые формы умственной аберрации, которые появляются, возможно, один раз среди ста тысяч человеческих существ.

7. Экспериментальная психология: Психофизика: Психометрия. — Тесно связаны с физиологической психологией некоторые методы исследования , называемые иногда Экспериментальная психология . Строго говоря, всякий раз, когда мы преднамеренно проявляем или заставляем другого проявлять какую-либо форму умственной деятельности, чтобы наблюдать за ней, мы проводим «психологический эксперимент». Но термин «экспериментальная психология» обычно ограничивается более сложными методами модификации психических операций с целью их изучения. Недавно были изобретены различные остроумные средства для оценки силы и точности воображения, памяти и некоторых органов чувств; и многочисленные «психологические лаборатории» были построены для проведения этих исследований в Германии, Америке и других странах. Условия психометрия и психофизика более конкретно используются для обозначения различных методов, используемых для измерения продолжительности простых психических процессов, а также отношения между интенсивностью ощущений и их раздражителями. Мы еще вернемся к этой теме.

Эти методы не новы. — Здесь мы подробно перечислили различные источники, из которых наша наука черпает свои материалы, но, хотя только в последнее время вошло в обычай так подробно классифицировать их, все они, кроме последнего, использовались писателями. по философии разума со времен Платона и Аристотеля. Некоторые недавние авторы время от времени верят, что эти методы индуктивного исследования являются результатом современных открытий и что с их помощью были достигнуты или в ближайшем будущем будут достигнуты удивительные успехи неопределенного характера в нашем познании природы. разума. Однако сравнительно краткое изучение великого труда Аристотеля о душе и его дополнительных трактатов по специальным психологическим вопросам покажет, насколько полно он оценивал ценность этих расширенных полей информации. {3}

Рациональная психология: метод. — Метод, применяемый в рациональной психологии, будет в основном выводным. Из истин, установленных в предыдущей части нашей работы о жизни души, мы сделаем выводы о ее внутреннем строении; от характера деятельности мы будем рассуждать о природе деятеля, от степени совершенства действия мы будем рассуждать до степени совершенства причины.

Атаки на психологию. — Область, только что отведенная психологии, вызывает возражения со стороны писателей самых разных школ в этой стране, поэтому было бы неплохо добавить несколько дополнительных замечаний в защиту нашей позиции. Противников мы можем разделить на три класса. Некоторые отрицают возможность существования науки рациональной или феноменальной психологии. Другие, допуская существование подлинной науки о явлениях духа, отрицают возможность какого-либо реального знания о природе или существовании души. Другие, опять же, признавая вместе с этим вторым классом ценность эмпирической психологии, исключают из ее рассмотрения различные вопросы, как, например, свобода воли и происхождение интеллектуальных идей, на том основании, что это метафизические или философские проблемы, которые надлежит решить. лечится в другом месте. Что касается этой последней точки зрения, расхождение с нами может заключаться главным образом в методе и классификации. При условии, что эти вопросы удовлетворительно обсуждаются в какой-либо области философии, не представляется существенным, какой отдел выбрать. Мы можем, однако, указать, что психология, философия разума, по-видимому, более четко обязана решать эти проблемы, чем любая другая наука; и, во-вторых, как мы уже говорили, любая попытка адекватного рассмотрения ментальных феноменов неизбежно повлечет за собой определенный философский взгляд на природу наших способностей.

Единственный достаточный ответ писателям второго класса — отрицающим возможность рациональной науки о душе — состоит в том, чтобы разработать систематизированный свод определенных истин относительно ее природы и отношений, существующих между ней и телом. Этого мы постараемся достичь во второй книге настоящего тома. Что работа, претендующая на звание трактата по психологии, должна сделать нечто подобное попытка кажется настолько очевидной, что трудно понять, почему эта обязанность так повсеместно игнорируется в английских руководствах. Влияние Локка и национальная неприязнь к метафизической аргументации во многом способствовали этому, но, вероятно, авторитет шотландской школы имел еще большее значение. Ибо именно Рид и Стюарт были наиболее заинтересованы в удовлетворительном изложении свидетельств, касающихся существования и характера человеческой души, естественно, искали надлежащего подтверждения предмета. К сожалению, идолопоклонство перед эмпирическими фактами и презрение к дедуктивным рассуждениям достигли апогея в школе здравого смысла. Как следствие, преклонение перед бэконовским методом в его наиболее преувеличенно порочной форме причинило то зло в науке о духе, которое оно, несомненно, произвело бы, если бы ему так же верно следовали, в изучении внешней природы. {4} Таким образом, мы находим, что в то время как в Германии и других континентальных странах ментальную философию рассматривали с целью решения самых интересных и важных проблем, которые могут занимать человеческий дух, британские психологи стремились преобразовать свои науку в простую естественную историю психических явлений. Всякая попытка всестороннего рассмотрения нашей психической деятельности клеймит как неправомерное введение философских проблем, и мы, наконец, достигли той стадии, когда даже такой чисто психологический вопрос, как свобода воли, подлежит жесткому бойкоту на основании его связь с дискредитировавшей себя наукой метафизикой.

Возражения против самоанализа. — Что касается третьего класса противников — тех, кто отрицает возможность подлинной науки даже о феноменальной психологии, — поскольку они нападают на основы, на которых зиждется вся наша работа, мы здесь изложим и кратко ответим на их главные доводы. Ведущий представителями этого взгляда были Конт во Франции и доктор Модсли дома. Оба учат, что психология является лишь вспомогательным отделом биологии и что ее следует изучать исключительно или главным образом объективными методами. Доктор Модсли подробно излагает доводы против психологии в первой части своей работы, Физиология разума . Но в этом, как и в других философских вопросах, этот энергичный писатель, по-видимому, не придерживается очень ясных и последовательных мнений даже на протяжении всего тома.

1. Он настаивает на том, что психология как отдельная независимая наука, построенная на интроспекции, невозможна, ибо интроспекция сама по себе невозможна. для наблюдения». ( Физиология разума , с. 17.)

Это утверждение мы оспариваем и в поддержку нашего взгляда апеллируем к внутреннему опыту каждого человека. Во-первых , что касается различных способов нашей чувственной жизни, ощущений, восприятий, влечений, удовольствий и страданий, наша единственная трудность состоит в том, чтобы понять, как вообще могло быть написано такое утверждение, что внимание к ним вызывает их немедленное уничтожение. Жизнь можно было бы без особого труда сделать счастливой, если бы наши неприятные состояния и переживания исчезали, когда мы обращались к ним; но, к сожалению, холод, голод, жажда, болезни, мышечное напряжение и зубная боль не являются такими услужливыми посетителями. Действия зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания, безусловно, могут быть изучены как в реальном воздействии на их объекты, так и в том виде, в каком они воспроизводятся в воображении. Во-вторых , то, что мы можем обращать внимание на наши высшие формы умственной деятельности и исследовать их, также несомненно. Эмоции, желания, представления об отношениях, рассуждения могут изучаться как параллельно в их прямом ходе {5} , так и после вспоминается по памяти. В любом случае это в равной степени связано с самосознательной силой ума и подразумевает в нас более высокий порядок умственной деятельности, чем тот, который связан с простыми чувственными аффектами. Нашим единственным доказательством этого, как и всякого другого психологического факта, должно быть обращение к собственному сознанию каждого человека.

2. Опять же, максима «индуктивной философии состоит в том, что наблюдение должно начинаться с простых примеров, поднимаясь от них шаг за шагом посредством соответствующих обобщений» (Модсли, стр. 19). Более того, поскольку наука универсальна, психолог должен быть способен созерцать множество образцов, демонстрирующих объект его исследований на различных стадиях его развития. Но интроспекция представляет для исследования только один предмет, и тот самый редкий и исключительный, «сложное самосознание образованного белого человека». Следовательно, даже если бы интроспекция была возможна, ее избавления были бы лишены того свойства всеобщности, которое необходимо для всякой подлинной науки. На это мы можем, во-первых, ответить, что даже если бы несколько анатомов ограничились изучением одного человеческого организма, они все же смогли бы составить набор результатов, содержащих значительную степень согласия. Во-вторых, сравнение наблюдений психологов, обращение к общему опыту и несколько описанных нами объективных методов, которые применялись с самого рождения психологии полностью разрушили силу предполагаемой трудности.

3. Аналогичное возражение выдвигается против необходимого ограничения интроспективного наблюдения одним наблюдателем, «свидетелем, чьи показания не могут быть получены никем, кроме него самого, и чья правдивость, следовательно, не может быть проверена. .. Наблюдаемое и наблюдатель един, и вряд ли наблюдатель в таком случае будет беспристрастен к чувствам наблюдаемого и будет строго подчиняться правилам точного наблюдения». ( id. ) Ответ на последнее возражение в значительной степени применим и здесь. Далее, (а) психолог, подобно физиологу и любому другому научному исследователю, должен стремиться отбросить предрассудки и подходить к своему предмету беспристрастно. б) Он должен, как и они, проявлять осторожность и усердие. И (в) он должен проверять свои результаты сравнением с результатами других наблюдателей и изучением других умов с помощью различных дополнительных методов.

4. Доктор Модсли также утверждает, что возможности самоанализа очень ограничены. а) «Сознание, которое даже не говорит нам, что у нас есть мозг, безусловно, неспособно дать какой-либо отчет о существенных материальных условиях нашей психической жизни». (стр. 21.) (б) Сама ментальная жизнь также в значительной степени находится за пределами досягаемости интроспекции. «Это истина, которую нельзя слишком отчетливо усвоить, что сознание не соразмерно разуму». (стр. 25). Что касается первой части трудности, то, быть может, физиологу можно было бы несправедливо возразить, что метод внешнего наблюдения, на котором основана его наука, ничего не может сказать нам о психических состояниях, глубоко влияющих на многих людей. физические процессы. Опуская это, однако, достаточно напомнить, что сознательные состояния и умственная деятельность являются реальными фактами, отличающимися по своему характеру от всех физических событий, чтобы дать им такое же право претендовать на то, чтобы образовать адекватную материю для самостоятельной науки, как это делает физиология. отделить от химии или механики. Наконец, изучение физических условий сознательных процессов является законным источником полезной дополнительной информации. информация, как мы уже указывали ранее, полностью признавалась со времен Аристотеля; но, к сожалению, из-за крайне отсталого до сих пор состояния науки физиологии вообще, и особенно в том отделе, который имеет дело с физическими основами душевной жизни, она может дать очень мало надежной информации, сколько-нибудь значимой.

5. Доктор Модсли также утверждает, что иллюзии и галлюцинации душевнобольных кажутся им такими же ясными и очевидными утверждениями сознания, как и интроспективные наблюдения психолога. Поэтому последние ненадежны. Это возражение тривиально. К сожалению, среди исследователей как души, так и тела возможно сумасшествие, но в конечном счете наука не пострадает от таких несчастий.

6. Наконец, в качестве общего доказательства бесполезности субъективной психологии утверждается, что «нет согласия между теми, кто приобрел способность к самоанализу». ( ид. ) Это возражение основано на смешении двух совершенно разных вопросов: о характере психических состояний, о которых психологи говорят, что они осознают, и о гипотезах или объяснениях, которые они выдвигают для объяснения этих состояний. Что касается первого, то здесь имеется очень большое общее согласие, это обнаружит любой, кто заглянет в психологическую литературу даже самых противоположных школ. С другой стороны, широкое и многообразное расхождение в теориях, выдвинутых для объяснения происхождения и природы психической жизни, недвусмысленно демонстрирует история философии с момента отказа от великого схоластического течения мысли. Но это не вина интроспекции, так же как противоречивые взгляды на источник солнечного тепла не являются отражением надежности телескопа.

Реальные трудности. — Мы так долго рассматривали возражения д-ра Модсли не потому, что мы придаем большое значение его работе, а потому, что обсуждение его аргументов помогает прояснить для учащегося фактические трудности и ограничения Интроспективы. Метод. Ибо надо признать что внутреннее наблюдение часто бывает непростым. Психические состояния, в отличие от объектов физической науки, неустойчивы и постоянно меняются. Они не независимы от сопутствующих состояний. Хотя это неправда, что все интроспекции должны быть ретроспективными, однако более сильные формы психического возбуждения могут быть адекватно изучены только посредством воспоминания. И подражание непосредственному наблюдению за единичным экземпляром с его неизбежными особенностями может быть сопряжено с серьезным риском. Предвзятость и интеллектуальные предубеждения могут бессознательно мешать правильной оценке фактов, и само наше знакомство с нашими психическими состояниями увеличивает труд точного наблюдения. Тем не менее эти препятствия к самонаблюдению могут быть преодолены (а) усердием и вниманием, (б) навыком, приобретаемым практикой размышления, (в) усердием в повторении наших наблюдений в различных условиях и употреблением памяти для последующего изучения состояний, которые не могут быть хорошо изучены во время происходящего; (d) честное усилие быть непредубежденным и беспристрастным в наблюдении фактов и быть начеку против более впечатляющих особенностей воображения и чувственных состояний; наконец, путем (д) наиболее полного использования различных дополнительных объективных методов для проверки и подтверждения результатов прямого самонаблюдения.

Чтения. — О противоположности в природе между психологией и объективными науками, ср. Философских и теогических эссе д-ра Мартино , «Церебральная психология», стр. 245-253. О различных методах см. Пеш, Institutiones Psych. §§ 25-30; Доктор Гутберлет, Die Psychologie (Мюнстер), стр. 1-15; и Ф. Марк Болдуин, Sense and Intellect , стр. 20-32. О возражениях против возможности психологии см. Пещ, иб. §§ 31-34. О необходимости последовательной теории рациональной психологии даже для полного представления о физиологических условиях психической деятельности см. Physiological Psychology профессора Лэдда, стр. 585, 586; см. также «Разум» и «Психология» автора в Католической энциклопедии .


{1} Справедливость этого замечания поразительно иллюстрируется историей Ментальной Философии в нашей стране тем, как относительная деятельность ума — его способность постигать универсальные отношения — игнорировалась или неверно истолковывалась всеми приверженцами сенсаций. школа от Хартли до доктора Бейна. Работы Стирлинга, Грина, Брэдли и других мыслителей гегелевского направления оказали в последние годы благотворное влияние на повторное открытие этой интеллектуальной способности, которая занимала столь видное место в психологической системе ведущих философов-схоластов. .

{2} См. «Дикарь», , девятнадцатый век, , январь 2885 г., с. 120. Профессор Макс Мюллер очень убедительно доказывает, что «великолепные руины диалектов, будь то огнеземельцев, могавков или готтентотов, говорят нам о мыслителях, с которыми в настоящее время никто не может сравниться». На таганском языке говорят аборигены Терра-дель-Фуэго, раса, которую Дарвин считал самой низшей и наименее развитой семьей из когда-либо найденных человеческих существ.

{3} М. Сен-Илер ясно показал, насколько точными были взгляды основателя перипатетической школы на использование индуктивных методов в психологии. (ср. Psychologie d’Aristote , стр. lii. — lxv.)

{4} О реакции на чисто бэконовское учение о методе в последнее время см. Jevons’ Principles of Science , Vol. II. в. ХХIII. Он замечает, что «ее ценность можно оценить исторически по тому факту, что ей не следовал ни один из великих мастеров науки». (стр. 134.)

{5} Г-н Салли, который защищает интроспективный метод, все же кажется, что непосредственное сопутствующее рассмотрение настоящее ментальных состояний невозможно, что мы можем правильно сказать, что наблюдаем только последние состояния, и что на самом деле «всякая интроспекция есть ретроспекция» Иллюзии , с. 190 и Очерки психологии , с. 5.) Этот принцип является необходимым выводом из сенсуалистской теории психической жизни, но логическая позиция для последователя этой школы — это позиция, принятая д-ром Модсли, а не хромающее и непоследовательное учение мистера Салли. Для ума, не наделенного никакими действиями, существенно более высокими, чем действия чувственного порядка, равно невозможны как самоанализ, так и самоанализ. Но то, что человеческий разум способен одновременно наблюдать свои собственные нормальные состояния, становится очевидным для любого, кто попытается это сделать. На самом деле это изречение г-на Салли, обратное изречению, которое выражает истину: «Всякая ретроспекция включает в себя интроспекцию в настоящем», ибо исследуется настоящее представление прошлого состояния, и только тогда, когда оно действительно присутствует в уме, оно может быть реальным. предмет наблюдения. Но если мы можем обратить внимание на настоящее состояние, которое оказывается образом прошлого состояния, то, конечно же, ничто не может помешать нам обратить внимание на состояние, которое не является таким представлением. Следовательно, мы можем одновременно изучать те психические процессы, которые мы осознаем. Одним словом, как Милль убеждает Конта, «все, что мы непосредственно осознаем, мы можем непосредственно наблюдать». ( Огюст Конт и позитивизм , с. 64.)

<< ======= >>

Определение интроспективы в психологии.

(прилагательное)

Исследование собственного восприятия и сенсорного опыта; созерцательный или задумчивый о себе.

  • Ранние фреймворки: структурализм и функционализм

    • Как и у Вундта, основным инструментом, который Титченер использовал для определения различных компонентов сознания, был самоанализ .
    • Однако, в отличие от метода интроспекции Вундта, у Титченера были очень строгие правила для описания интроспективного анализа.
    • Его зависимость от самоанализа , несмотря на жесткие правила Титченера, подверглась критике за отсутствие надежности.
    • Критики утверждали, что самоанализ невозможен и что самоанализ может дать разные результаты в зависимости от субъекта.
    • Опора структурализма на самоанализ в конце концов оказалась ненаучной.
  • Ранние корни психологии

    • Этот подход до сих пор используется в современных нейробиологических исследованиях; однако многие ученые критикуют использование самоанализа за отсутствие объективности.
    • Как и Вундт, Титченер использовал самоанализ, чтобы попытаться определить различные компоненты сознания; однако в его методе использовались очень строгие правила для сообщения о интроспективный анализ.
    • Его зависимость от самоанализа , несмотря на жесткие правила Титченера, подверглась критике за отсутствие надежности.
    • Критики утверждали, что самоанализ невозможен и что самоанализ может дать разные результаты в зависимости от субъекта.
    • Опора структурализма на самоанализ в конце концов оказалась ненаучной.
  • Когнитивное развитие в подростковом возрасте

    • Метапознание имеет отношение к социальному познанию и приводит к усилению самоанализа , самосознания и интеллектуализации.
    • Способность к самоанализу может привести к двум формам эгоцентризма или самофокусировки у подростков, которые приводят к двум различным проблемам мышления: воображаемая аудитория (когда подросток считает, что все его слушают) и личная небылица (которая вызывает у подростков ощущение, что с ними никогда не может случиться ничего вредного).
  • История познания

    • Вундт считал, что научная психология должна сосредоточиться на самоанализе , или анализе содержания собственного разума и опыта.
  • Когнитивная психология

    • Он допускает использование научного метода и обычно отвергает самоанализ как действительный метод исследования, в отличие от феноменологических методов, таких как психоанализ Фрейда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *