Интроспекция это: Интроспекция — Психологос

Содержание

Интроспекция – это… Определение, основные понятия и суть метода

Интроспекция – это метод исследования в психологии, суть которого заключается в наблюдении своих собственных психических процессов. При этом наблюдение происходит без использования шаблонов, эталонов и инструментов.

Интроспекция – это метод углубленного и досконального исследования собственного сознания: образов, мыслей, переживаний, чувств, мышления.

Общая терминология

Термин «интроспекция» происходит от латинского слова introspecto, которое переводится как «смотреть внутрь». Интроспекция – это метод осознанного самонаблюдения, то есть это равнозначные понятия, и оба применяются в исследованиях психологического характера.

Метод самонаблюдения действительно очень важен, так как с его помощью можно научиться углубленно воспринимать реальный мир, и тогда перед человеком раскроется интуиция и сознание. Излишней интроспекцией обладают люди, страдающие шизофренией, у них происходит замена действительности внутренним миром.

Метод интроспекции в психологии используют для наблюдения собственных процессов, собственных мыслей, переживаний, чувств, установок, образов. Основал метод в психологии Дж. Локк.

Интроспекция – это самоанализ, при котором сам человек не стремится к самоосуждению, именно поэтому метод отличается от угрызения совести.

История

В качестве отдельного метода интроспекция была выделена в работах Рене Декарта. Он указывал на определенный характер познания своей собственной души и разума. Джон Локк разделил опыт человечества на внутренний, который касается деятельности разума, и внешний, который направлен на внешний мир.

Вильгельм Вундт соединил самонаблюдение с лабораторными методологиями, интроспекция стала основным методом исследования психологических состояний. Но в начале 20 века, в связи с появлением новых направлений в психологии, данный метод объявили ненаучным, сильно субъективным и идеалистическим.

Но, несмотря на это, интроспекция продолжала присутствовать в исследованиях психологов в виде самонаблюдения и других приемов изучения духовной жизни человека.

Интроспекция и философия

Интроспекция в философии – это способ самонаблюдения. Она помогает сознательно освободиться и определиться с чувствами, которые бушуют в человеке. Но слишком глубокое самокопание и самоанализ могут спровоцировать развитие подозрительного отношения к другим людям и ко всему миру.

Интроспекция в философии – это основа психологической методологии. Она направлена на наблюдение, познание, изучение, а не поиск положительного и отрицательного. Этим направлением занимались философы: Дж. Локка, Т. Гоббса, Дж. Милля, Дж. Беркли, Д. Юма. Они все считали сознание результатом внутреннего опыта, а наличие переживаний и чувств у человека, по их мнению, свидетельствуют о знании.

Другими словами, все, чем мы пользуемся и сознательно понимаем, является результатом нашего внутреннего мира, который формируется с рождения. Чтобы понять, почему мы обладаем теми или иными чертами, стали именно таким человеком, необходимо начать с самопознания, при этом не нужно ставить себе оценки и прибегать к критике.

Описание метода

Интроспекция очень полезна в познании человеком себя самого и своей деятельности. Этот метод практичный, он не требует дополнительных эталонов и инструментов. Его самое весомое преимущество перед другими методами заключается в том, что никто и никаким способом не может узнать человека лучше, чем он сам себя.

Метод очень хорош тем, что человек нуждается только в собственной помощи и желании. Он должен хотеть познать себя, уделить этому время.

Но у метода есть и недостатки, самые серьезные из них:

  • Необъективность – человек может преувеличивать, приукрашивать или не замечать, какие-то черты, искажая картину того, что видит в себе.
  • Субъективность – человек воспринимает свой внутренний мир таким, каким ему очень хочется его видеть, то есть может скрыть какие-то аспекты.

Взрослые люди, как считал Локка, совершают такие основные действия:

  • Познание окружающей действительности.
  • Переработка информации, полученной из этой действительности.

Дети вообще не способны осуществлять интроспекцию, так как их психика не достаточно сформирована.

Виды

Психологи различают несколько видов интроспекции:

  • Аналитическая – составление картины происходит на основе совокупности ощущений, которые образуются в ходе интроспекции. Это восприятие вещей и предметов посредством чувств.
  • Систематическая – это структурирование, осознание и понимание внутренних процессов.
  • Феноменологическая интроспекция – это описание целостности и непосредственности явлений.

Основным минусом интроспекции является то, что процессом может заниматься один человек. И даже в ходе экспериментальной интроспекции психологи не могут отслеживать, насколько правильно человек делает выводы и пользуется методом.

Именно поэтому метод помогает собрать данные, но их нельзя интерпретировать, оценивать, разделять.

Интроспекция, или наблюдение, осуществляется за простейшими процессами психики: ассоциациями, ощущениями, представлениями. Преимуществом метода является отсутствие необходимости в отчете, необходимо только самонаблюдение, которое потом будет проанализировано.

Самонаблюдение и психология

Ранее данный метод считался не только основным, но и единственным. Интроспекция в психологии – это метод самонаблюдения, изучения и анализа психических процессов. То есть это наблюдение за функционированием своей собственной психики.

Метод интроспекции в психологии имеет некоторые особенности:

  • Он может проводиться только одним человеком.
  • Самонаблюдение требует длительного упражнения в нем.
  • Сознание отображает следственно-причинную связь в психологических процессах.

В конце 19 века психология провела огромный эксперимент, в результате которого проверялись возможности самонаблюдения. Изучались не факты сознания, а лабораторные исследования, которые проводились в определенных условиях и обстоятельствах.

Самые строгие психологи усложняли свои эксперименты дополнительными требованиями. Они стремились выделить самые элементарные элементы сознания – чувства и ощущения. Со временем возникли большие трудности в экспериментах. Метод стали признавать нецелесообразным из-за субъективности. Результаты экспериментов были противоречивыми, даже у одного и того же исследователя при работе с разными испытуемыми. Кроме того, у одного и того же испытуемого результаты были разными спустя некоторое время.

Ставились под сомнения и основные положения науки психологии. В ходе экспериментов выявились такие элементы сознания, которые невозможно было разложить на чувства. Кроме того, постоянное использование метода выявило нечувственные элементы человеческого сознания, стали обнаруживаться неосознанные причины некоторых явлений.

В психологии назрел кризис. Практика применения метода и его обсуждение выявили ряд определенных недостатков, которые оказались настолько серьезными, что ученые поставили под сомнение сам метод и предмет психологии, который в то время был тесно связан с методом интроспекции.

Проблемы самонаблюдения

Данный метод не идеален, так как ощущения, восприятия, чувства одного человека отличаются от этих же элементов сознания другого человека. Кроме того, чувства и восприятие могут меняться и у одного и того же человека спустя некоторое время.

Метод интроспекции в психологии – это метод наблюдения не процессов, на которые разделено сознание, а их следов. Так как мысль, чувство и восприятие несутся стремительно, и прежде чем удается сделать выводы, они уже видоизменились.

Кроме того, проблема метода заключаются в том, что не все люди могут его использовать, например, сознание детей, душевнобольных и наркозависимых людей изучить с помощью метода невозможно.

Проблематичность метода заключается и в том, что содержание не всех сознаний можно расщепить на элементы.

Метод используется для получения первичных данных о сознании человека, без их дальнейшего интерпретирования. Наблюдение ведется за самыми простыми психическими процессами: ощущение, ассоциация, представление.

Интроспекция в настоящее время в повседневной жизни

Интроспекция подразумевает сознательное наблюдение человека за самим собой. То есть он смотрит внутрь себя, изучая, оценивая, наблюдая изменения.

Этот подход изучения себя рекомендуют древние мудрецы, которые занимались медитациями.

Человек должен познать себя, чтобы определиться с тем, какой он, какие у него желания, что его огорчает и что радует, чего он хочет от жизни. Он должен познать как положительные, так и отрицательные свои стороны.

Он должен наблюдать без оценок и осуждения. Следует наблюдать за мыслями, желаниями, стремлениями, эмоциями, поступками, страхами, комплексами.

В какой-то момент от интроспекции стали отказываться, так как люди настолько погружались в себя, что происходило раздвоение сознания. Люди стали теряться, где реальный мир, а где внутренний. Испытуемые застревали в своем внутреннем мире (во внешней жизни таких людей признают психически больными).

Вместо заключения

Тем не менее, несмотря на все минусы метода, его не исключили из психологической практики. Недостатки в этом конкретном случае возникли не из-за несовершенства метода, а из-за неправильного применения. Но многие люди отказываются от того, что им может помочь, боясь необратимых последствий.

Однако стоит заметить, что еще древние мудрецы говорили, что познание мира невозможно до тех пор, пока не познаешь себя. Кроме того, стоит констатировать тот факт, что мир нам кажется таким, каким мы его ощущаем. То есть он полностью соответствует нашим переживаниям, желаниям и настроениям.

(3) Интроспекция. Понятие сознания

(3) Интроспекция

«Интроспекция» — это специальный термин, практически не используемый в самоописаниях обычных людей. Несколько чаще встречается прилагательное «интроспективный», которое обычно используется в безобидном смысле для того, чтобы обозначать человека, слишком озабоченного теоретическими и практическими проблемам, связанными с собственным характером, способностями, недостатками и особенностями. Иногда данное слово имеет дополнительную коннотацию, что человек озабочен этими материями больше, чем следовало бы.

Как специальный термин «интроспекция» используется для обозначения некоего предполагаемого вида восприятия. Подобно тому, как человек в определенный момент может слушать флейту, вдыхать аромат вина или смотреть на водопад, он также может, как это допускалось, в некотором неоптическом смысле «рассматривать» свои текущие ментальные состояния и процессы. Ментальное состояние или процесс сознательно и внимательно изучаются, становясь, таким образом, объектами наблюдения. В то же время признается, что интроспекция в некоторых важных отношениях отличается от наблюдения с помощью органов чувств. Вещи, воспринимаемые чувствами, являются объектами, доступными восприятию любого другого, подходящим образом расположенного наблюдателя, тогда как ментальные состояния и процессы может интроспективно изучать только их обладатель. Чувственное восприятие, далее, требует Функционирования телесных органов, таких, как глаза, уши, язык, интроспекция же не предполагает функционирования никаких телесных органов.

И, наконец, чувственное восприятие всегда может оказаться ошибочным, в то время как человеческая способность наблюдения собственных ментальных процессов — по крайней мере, согласно наиболее смелым теориям такого рода — всегда совершенна. Человек может быть не обучен тому, как использовать эту способность или как различать и упорядочивать ее свидетельства, и, тем не менее, тут он гарантирован от глухоты, астигматизма, цветовой слепоты, ослепления иди ряби в глазах. Согласно подобным теориям, внутреннее восприятие является образцом безошибочного истинного восприятия, недостижимым для чувственного восприятия.

По меньшей мере в одном отношении интроспекция признается отличающейся отданных сознания: она связана с сосредоточением внимания и осуществляется от случая к случаю, тогда как осознание считается постоянным элементом всех ментальных процессов, не требующим специальных актов внимания. Более того, мы занимаемся интроспекцией, имея намерение найти ответы на какие-то проблемы, в отличие от этого мы осознаем содержание своего сознания независимо от того, хотим мы этого или нет. Любой, кто бодрствует, непрерывно осознает, а интроспекцией занимаются только те люди, которых время от времени интересуют происходящие в их сознании процессы.

Можно было бы допустить, что об интроспекции говорят только люди со специальной подготовкой; однако в таких фразах, как «он поймал себя на том, что ему хочется знать, как делается то-то и то-то» или «когда я поймал себя на том, что впадаю в панику, я сделал вот это и вот то», обычные люди выражают что-то отчасти подобное обозначаемому этим словом.

Даже если мы примем предположение (его опровержение является негативной задачей этой книги), что на самом деле существуют события этого полагаемого призрачного статуса, все равно останутся возражения против показавшегося вначале правдоподобным допущения о существовании особого вида восприятия, собственными объектами которого являются подобные события. С одной стороны, подобный акт внутреннего восприятия потребовал бы, чтобы внимание наблюдателя могло быть направлено одновременно на две вещи.

Он должен был бы, например, решить встать рано и одновременно наблюдать свой ант решения; обратить внимание на этот план своевременного вставания и обратить внимание на свое обращение внимания на этот план. Такое возражение не является, конечно, логически непреодолимым, поскольку можно указать, что некоторые люди в состоянии, например, после некоторой практики сочетать внимательное управление автомашиной с вниманием к ведущейся в салоне беседе. Тот факт, что мы говорим иногда обо «всем внимании», наводит на мысль, что внимание может делиться, хотя некоторые люди, возможно, предпочтут описывать распределение внимания между разными предметами как непрерывное осциллирование единого внимания, а не как его синхронное разделение. Однако многие из тех, кто готов поверить, что действительно может заикаться описываемой в этом духе интроспекцией, пожалуй, усомнятся в этом, когда убедятся, что для этого они должны будут концентрировать свое внимание одновременно на двух процессах. Они скорее сохранят уверенность в том, что не концентрируют внимание одновременно на двух процессах, чем в том, что способны заниматься интроспекцией.

Но даже если согласиться, что в процессе интроспекции мы имеем одновременно два фокуса внимания, все равно надо признать, что есть предел числу возможных одновременных актов внимания. Но из этого следует, что некоторые ментальные процессы непостижимы интроспективно, а именно это интроспекции над максимально возможным числом одновременных актов внимания. Тогда перед сторонниками теории интроспекции встанет вопрос, как мы обнаруживаем, что такие процессы протекают, ибо, если такое познание не может быть интроспективным, отсюда следует, что человеческое знание о собственных ментальных процессах не всегда опирается на интроспекцию. А если такое знание не всегда получается интроспективно, то можно поставить вопрос: а что если оно всегда проистекает не из интроспекции, а из других источников? В ответ на такое возражение можно было бы прибегнуть к другой форме Привилегированного Доступа, сказав, что мы знаем об этом не потому, что интроспективно изучаем свою интроспекцию, но благодаря непосредственному осознанию.

Тем, кого прибило к Харибде, и Сцилла представляется более гостеприимным прибежищем.

Когда психологи были еще не такими осторожными, какими они стали со временем, они часто утверждали, что интроспекция является главным источником эмпирической информации о работе нашего сознания. Они не слишком смущались тем, что данные интроспективных наблюдений одного психолога часто противоречили данным другого. Они обвиняли друг друга, и часто справедливо, в приписывании интроспекции данных, которые должны были бы ожидаться с точки зрения излюбленной теории того или иного психолога. До сих пор ведутся споры, которые можно было бы окончательно разрешить с помощью интроспекции, будь эти взаимосвязанные теории внутренней жизни и внутреннего восприятия истинными. Теоретики спорят, например, существуют ли Действия сознания, отличные от интеллектуальных и одновременно от выполняемых привычным и ритуальным способом? А почему бы не посмотреть и не увидеть это интроспективно? Если же сторонники этих теорий так и поступают, то почему их отчеты о подобных наблюдениях противоречат друг другу? Далее, многие теоретики, рассуждавшие о человеческом поведении, заявляли, что существуют некоторые процессы,

sui generis отвечающие определении «волении». Я же доказывал, что таких процессов нет. Почему же мы спорим об их существовании, коль этот вопрос мог бы разрешиться так же легко, как вопрос о том, пахнет ли в кладовке луком?

Есть и еще одно возражение против возможности интроспекции, выдвинутое Юмом. Существуют такие состояния сознания, которые мы не можем хладнокровно изучать, ибо сам факт, что мы находимся в таком состоянии, исключает возможность быть хладнокровным, а возможность предаваться деятельности хладнокровного изучения исключает пребывание в подобном состоянии. Никто не сможет интроспективно изучать состояние паники или ярости, поскольку бесстрастность научного наблюдения по определению несовместима с состоянием паники или ярости. Сходным образом, поскольку приступ буйного веселья не сочетается с состоянием сознания трезвого научного наблюдателя, такие состояния тоже недоступны интроспективному изучению. Подобные состояния сознания, связанные с более или менее сильным возбуждением, можно исследовать только ретроспективно.

Тем не менее, изданного ограничения не следует ничего ужасного. Мы располагаем о панике или радостном возбуждении не меньшей информацией, чем о других состояниях сознания. Если ретроспекция может дать нам требуемые данные для познания некоторых состояний сознания, то почему она не может обеспечить нас информацией относительно всех состояний сознания? Представляется, что именно на такую мысль наводит обиходное выражение «поймать себя на мысли о том, что делаешь то-то и то-то». Мы ловим себя на тон, что уже прошло. Я ловлю себя на том, что мечтаю о прогулке в горы, возможно, сразу же после того, как я начал мечтать; или я ловлю себя на том, что напеваю какую-то мелодию, только после того, как пропел несколько звуков. Непосредственно примыкающая во времени или отложенная ретроспекция является самостоятельным процессом; к ней не относятся трудности множественно разделенного внимания; она свободна от возражения, связанного с тем, что в состояниях сильного возбуждения мы не способны на хладнокровное наблюдение.

Поэтому частью того, что имеют в виду, говоря об интроспекции, является аутентичный процесс ретроспекции. Но в объектах ретроспекции нет ничего специфически призрачного. Точно так же как я могу поймать себя на мечтании, я могу поикать себя на том, что чешусь; аналогично тому, как я могу уловить себя произносящим внутренний монолог, я могу застать себя говорящим вслух.

Остается верным и важным, что мои припоминания всегда так или иначе выразимы в форме «вспоминаю, как я делаю то-то и то-то». Я вспоминаю не раскат грома, но то, как я услышал раскат грома; или я ловлю себя на том, что ругаюсь, но я не могу в том же смысле уловить ваше произнесение ругательств. Объектами моей ретроспекции являются элементы моей автобиографии. Но сколь бы они ни были личными, они вовсе не обязательно происходят только приватно или лишь в моем уме. Я могу припомнить, как я что-то видел и как я что-то воображал; мои внешние действия, равно как и мои ощущения. Я мог; сообщить результат вычисления, которое я проделал в уме, но могу также сообщить результат расчетов, которые я выполнил в тетради.

Ретроспекция несет на себе часть бремени, тяжесть которого пытались возложить на интроспекцию. Но она не может взять на себя все это бремя, особенно самую его философски драгоценную и хрупкую часть. Можно оставить в стороне то, что даже осуществленное по текущим следам припоминание подвержено испарению и искажению, и все равно, сколь бы тщательно я ни припоминал свое действие или ощущение, я все же могу ошибаться относительно его природы. Были ли вчерашние переживания, а которых я сегодня вспоминаю, подлинным сопереживанием или угрызениями совести, это не станет для меня яснее от того факта, что они сохранились в моей памяти как живые. Хроники не объясняют то, память о чем они сохраняют.

Автобиографичность ретроспекции не означает, что ока дает нам Привилегированный Доступ к особого рода фактам. Однако она действительно дает нам кассу данных, способствующих пониманию нашего поведения и характеристик сознания. Дневник является не хроникой призрачных эпизодов, а ценным источником информации относительно характера, ума и деятельности его автора.

Сила самоанализа для психического здоровья и принятия решений

«Познание себя — начало всякой мудрости», — сказал однажды Аристотель. Самоанализ — это акт обращения внутрь себя для изучения собственных сознательных мыслей и чувств. Наша занятая жизнь часто не позволяет нам находить время для самоанализа, а это означает, что мы упускаем многие личные и профессиональные преимущества, которые предлагает эта форма самоанализа. Однако есть много простых способов внедрить здоровый самоанализ в нашу повседневную жизнь.

История самонаблюдения

Практика самонаблюдения столь же древняя, как и человеческое мышление. В восточном христианстве nepsis , что по-гречески означает «трезвый самоанализ», побуждает людей наблюдать конфликты между сердцем и разумом. Pratikraman , санскрит, означающий самоанализ, практикуется джайнами, чтобы учиться на своих ошибках, а индусам рекомендуется размышлять о своей истинной природе как часть sāvdhyāya («созерцание себя»).

Около 700 г. до н.э. Храм Аполлона был построен в одном из старейших религиозных мест Древней Греции. На входе был высечен афоризм «Познай самого себя». Эта практическая мудрость была получена от верховной жрицы Дельфы, которая была самым авторитетным оракулом в классической Греции.

Совсем недавно, в эпоху Просвещения, философ Иммануил Кант возродил наш интерес к самоанализу, процессу, который он описал как освобождение и появление у людей способности «думать самостоятельно». Кант также утверждал, что именно из-за нашего самосознания и способности к рациональному мышлению люди отличаются от животных.

В современной психологии самоанализ известен как «экспериментальное самонаблюдение». Исследователи обнаружили, что люди, которые размышляют, чтобы понять прошлые события, могут улучшить и добавить смысл своей жизни. Кроме того, было показано, что этот процесс имеет множество преимуществ для решения проблем, психического здоровья и планирования будущего.

Многочисленные преимущества интроспекции

Ранние исследования интроспекции показали, что эта практика может способствовать ошибкам или неправильному восприятию. Однако исследование 1990-е годы позже оспорили это, когда было обнаружено, что размышления о себе могут способствовать самоанализу, который действительно соответствует взглядам других.

Исследование, проведенное Китом Моррисоном в 1996 году, показало, что учащиеся, которые занимались рефлексивной деятельностью, лучше осознавали себя, были более уверены в себе и чувствовали себя способными «воссоздать свою собственную самооценку».

Исследование, проведенное Синтией Робертс в 2008 году, также показало, что рефлексия может расширить кругозор, приводя к «более целостному пониманию сложных или неоднозначных ситуаций». Понимая все аспекты себя, включая личную, общественную и профессиональную личность, можно составить четкую картину своей личности в целом.

Практикуя самоанализ, вы можете получить следующие преимущества:

  • Улучшение решения проблем. Исследователи обнаружили, что «самоанализ улучшает эффективность решения проблем, иногда значительно. Несколько исследований показывают, что самонаблюдение, самоконтроль и саморефлексия играют ключевую роль в разработке стратегий решения проблем». Самоанализ можно использовать, чтобы разрушить проблемы, с которыми мы сталкиваемся, чтобы мы могли лучше понять их. Размышления о прошлом опыте могут помочь нам вспомнить похожие ситуации, в которых мы либо решили проблему, либо обнаружили, что наши попытки не увенчались успехом.
  • Улучшение психического здоровья. Потратив время на размышления об источниках стресса или распространенных причинах беспокойства, вы сможете лучше распознать, когда ваше психическое здоровье может оказаться под угрозой. Когда возникает стресс, чувство уверенности в практике самоанализа позволит вам оставаться сосредоточенным и не поддаваться негативному мыслительному циклу. Используя подход, основанный на решении, саморефлексия может помочь избежать размышлений о сложной ситуации и вместо этого использовать рефлексивную практику, чтобы попытаться понять, как преодолеть проблему или достичь цели.
  • Больше сострадания к себе. Улучшение знакомства и познания себя даст вам лучшее понимание своих мыслей, чувств и ценностей. Задавайте вопросы «что», например «что находится под моим контролем?», а не вопросы «почему», в том числе «почему я чувствую себя таким напряженным?». Подход «что» способствует саморазвитию и поиску информации, а не увеличивает чувство ограниченности, которое у вас может быть.
  • Большая способность противостоять страхам . Если вы боитесь принимать решение или браться за решение, ваш личностный и профессиональный рост может остановиться. Размышление и понимание того, откуда берутся ваши страхи, может помочь вам развеять их или противостоять им. Некоторые страхи могут быть даже родом из детства, и распознание источника и противостояние ему могут помочь вам оставить глубоко укоренившийся страх позади.
  • Расширенное планирование будущего. Практикуя самоанализ, вы можете анализировать свои личные и профессиональные достижения, чтобы планировать будущее развитие. Если что-то прошло хорошо, стремитесь сделать больше. И наоборот, в областях, которые не увенчались успехом, подумайте о корректировках, которые гарантируют, что вы не повторите одну и ту же ошибку дважды.

Говоря о лидерских ролях на рабочем месте, человек, практикующий самоанализ, продемонстрирует улучшенные профессиональные навыки. Включение такой саморефлексии в обучение лидерству может помочь специалистам более эффективно слушать, управлять изменениями и лучше разъяснять аргументы. Но вам не нужно никакого формального обучения, чтобы начать получать пользу от самоанализа.

Как практиковать продуктивный самоанализ

Изучение ваших умственных или эмоциональных процессов может привести либо к размышлениям, что отрицательно скажется на вашем психическом здоровье, либо к продуктивному самоанализу, который поможет вам принимать решения, сострадать себе и планировать будущее.

Как и в случае с большинством форм самоанализа, ваши усилия будут наиболее плодотворными, если вы найдете тихое место, где сможете исследовать свои чувства наедине и не отвлекаясь. Для тех, у кого есть семья, это может означать вставать до того, как все остальные проснутся, чтобы у вас было свободное время для себя, или найти творческие способы получить пространство, например, прогуляться в одиночестве.

Ведя дневник, вы можете лучше осознавать свои чувства, выражать в частном порядке свои чувства или потребности и чувствовать себя более уверенно, выражая то, кто вы есть или о чем мечтаете. Документирование потока сознания может принести освобождение. Поначалу ваши мысли могут казаться жестко контролируемыми, но по мере того, как вы будете писать больше, вы можете удивиться тому, какие подсознательные мысли всплывают на поверхность.

Также полезно документировать и обновлять свои цели, записывая свои намерения в дневник. Ответы на вопросы о том, кто вы есть, кем вы хотите быть, чего вы хотите от жизни и на какие ценности вы ориентируетесь, могут расширить ваше представление о себе.

Наконец, ведение дневника — отличный способ поразмышлять не только о своем настоящем, но и о прошлом. Оглядываясь назад на записи годичной давности, вы можете повысить свою уверенность в себе и самооценку, а также помочь вам заметить закономерности, которые вы хотите исследовать дальше.

Если вам не нравится долго писать, выделение времени для медитации дает прекрасную возможность провести время наедине с собой, углубившись в свои мысли. Медитируя, вы можете лучше осознать свои ценности и то, кем вы являетесь, сможете размышлять о прошлых успехах и распознавать плохие привычки, от которых вы могли бы попытаться избавиться.

Доказано, что прогулка на природе полезна тем, кто испытывает стресс или тревогу. Хотя вы можете практиковать самоанализ во время прогулки по городу, выезд на природу или хотя бы в парк — отличный способ очистить свой разум от внутреннего шума. Переключите телефон на беззвучный режим и сосредоточьтесь на естественных звуках, запахах и видах вокруг вас, занимаясь самоанализом.

Какой бы метод вы ни выбрали, чтобы максимально использовать преимущества самоанализа, важно размышлять не только о своих эмоциях, но и о своем поведении. Подумайте, какое поведение является бременем, и примите меры, чтобы отказаться от него. И наоборот, примите меры, чтобы инициировать новое, полезное поведение.

Как мы уже видели, самоанализ — древняя практика, которая может принести пользу в современной жизни. Познавая себя, можно лучше понять свои чувства, поведение и то, как нам лучше всего справляться с жизненными трудностями. Регулярно практикуя эту форму саморефлексии, можно повысить сострадание к себе, более эффективно справляться со стрессом и подумать о том, как мы можем изменить свою жизнь, чтобы стать лучшей версией себя.

Преимущества и способы применения

Обновлено 10 мая 2023 г. • чтение за 5 мин.

Поделиться Поделиться Содержание

Часто ли вы обращаетесь к книгам или подкастам, чтобы найти ответы на некоторые из ваших вопросов о том, как найти счастье или добиться успеха?

Что, если ответы находятся внутри вас?

Конечно, книги по саморазвитию и другие ресурсы могут помочь вам учиться на опыте других и дать вам ценные инструменты для преодоления трудностей.

Тем не менее, познание себя через самоанализ – это ключ к самосовершенствованию и первый шаг на пути к счастливой и полноценной жизни.

Но что такое самоанализ? Почему это важно? Как можно практиковать самоанализ?

Это именно то, что вы узнаете из этой записи в блоге.

Что такое самоанализ

Самоанализ — это процесс взгляда внутрь себя для изучения своих мыслей и эмоций и присутствия при возникающих мыслях или эмоциях.

Практика самоанализа позволяет вам размышлять о своем опыте и действиях, анализировать свое прошлое и текущее психическое состояние и лучше понимать свое внутреннее «я».

Хотя это может показаться сложным, многие из нас проходят через этот процесс каждый день, даже не осознавая этого.

Верно.

Всякий раз, когда вы останавливаетесь, чтобы поразмышлять о своих мыслях, действиях, опыте, желаниях или мотивах жизни, вы практикуете самоанализ.

Но этот термин также используется в психологии для описания более формализованного, структурированного и строгого подхода к анализу наших мыслей, эмоций и чувств.

Что такое самоанализ в психологии

Вильгельм Вундт, известный как отец экспериментальной психологии, посвятил свою жизнь изучению человеческого разума, чтобы лучше понять его внутреннюю работу. И для этого он использовал научный метод, который назвал самоанализом. Он называл это самонаблюдением за своими мыслями. Во время его экспериментов, вместо того, чтобы просить испытуемых подумать о том, что произошло в прошлом, процесс самоанализа проводился в настоящий момент.

Участникам предъявлялся стимул, такой как звук колокола, и, услышав его, они затем проверяли свои собственные мысли. И по мере прохождения процесса они сообщали о мыслях, эмоциях и ощущениях, вызванных звуком колокольчика (или другим используемым стимулом). Испытуемые должны были наблюдать за своими умственными процессами без осуждения и быть полностью прозрачными, когда сообщали о них.

Знаменитый Психолог затем сравнивал ответы всех участников, чтобы увидеть, что было похоже, а что отличалось.

Идея эксперимента Вундта по самоанализу в психологии заключалась в наблюдении за тем, как разум обрабатывает эмоции и мысли и раскрывает их значение. По его словам, изучение того, какие процессы и действия происходили, когда его испытуемые воспринимали окружающий мир, в конечном итоге позволило бы людям совладать со своими эмоциями и обрести чувство удовлетворения и цели.

Некоторые утверждали, что это исследование не было научным, поскольку просьба к испытуемым сообщать о своих мыслях посредством самонаблюдения является субъективным упражнением и не основана на наблюдаемом поведении. Тем не менее Вундт заложил отправную точку для будущего психологии как дисциплины.

Преимущества самоанализа

Позволяет выявлять негативные модели поведения

Возможно, вы постоянно откладываете выполнение своей административной работы, что негативно влияет на ваши проекты и препятствует вашему прогрессу. Или, возможно, вы продолжаете оправдывать токсичное поведение друга, которое влияет на ваше психическое здоровье.

Практика самоанализа позволяет вам определять закономерности в своей жизни и понимать, как и почему они влияют на вас. И как только вы определили негативные паттерны и установили их причины, вы можете составить план действий, чтобы прекратить их повторение.

Позволяет сосредоточиться на общей картине

Давайте представим, что вы готовитесь к сложному экзамену. Это ваше последнее задание, но оно также сложное. Вы проводили дни и ночи за учебой. Вы устали, и вам нужно еще так многому научиться перед важным днем, что вы чувствуете тревогу и разочарование. Но реальность такова, что вы не получите работу своей мечты, не сдав этот экзамен. Когда у нас нет ясности в том, почему мы делаем то, что делаем, повседневные задачи могут казаться бессмысленными и вызывать разочарование.

 

Взгляд в себя напомнит вам о ваших общих целях и сосредоточит ваше внимание на призе!

Помогает преодолеть страхи

В жизни каждого человека есть страх. Вероятность ошибок выше, когда мы спешим к цели, убирая все на своем пути.

  • Чего ты боишься больше всего?
  • Отказ?
  • Ошибка?
  • Изменить?
  • Разочаровываете своих близких?

В любом случае самоанализ позволит вам признаться себе в своих страхах и найти лучший способ их преодоления. Конечно, это займет время, и это может быть процесс проб и ошибок, но взгляд внутрь себя — единственный способ понять, что вас пугает и мешает вам достичь своих целей и жить счастливой жизнью.

Практики самоанализа

Взгляд внутрь себя позволит вам соединиться со своим внутренним существом, улучшить самоощущение и получить представление о своих чувствах и поведении. А это, в свою очередь, поможет вам строить более качественные и крепкие отношения, принимать более взвешенные решения и достигать поставленных целей в жизни.

И хотя повседневная практика самоанализа по пути в продуктовый магазин или в ожидании лифта на работе — отличное начало, некоторые техники самоанализа могут помочь вам усилить положительное влияние самоанализа на ваше самочувствие. -существование.

Задавайте себе вдохновляющие вопросы, чтобы побудить к самоанализу

Если вы чувствуете себя подавленным и не знаете, с чего начать, чтобы лучше понять свое внутреннее «я» и раскрыть свою жизненную мотивацию, вам может помочь запись заранее запланированных вопросов. Наличие заранее спланированных вопросов также позволит вам легко включить самоанализ в свою повседневную жизнь.

Вот несколько подсказок и вопросов, которые помогут начать процесс самоанализа:

  • Кто я на самом деле?
  • Что для меня важно?
  • Чего я больше всего хочу в жизни?
  • Разумно ли я использую свое время?
  • Верен ли я себе?
  • Мой любимый способ провести день — это…
  • Какой момент я никогда не забуду?
  • Какие десять вещей заставляют меня улыбаться?
  • Что я делаю для достижения своих целей?
  • Что мешает мне достичь моих целей?

Ведение дневника

Ведение дневника (особенно свободное письмо) позволяет вам выражать свои чувства и эмоции и писать о своем личном и профессиональном опыте. Как только все, что было в вашем мозгу, будет записано на бумагу, вы сможете поразмышлять над тем, что вы написали, чтобы выявить закономерности и прояснить свою жизнь.

Возможно, вы заметите, что определенные слова, люди или ситуации вызывают определенное нежелательное поведение. Мы предлагаем использовать журнальные идеи по самоанализу. Выберите один или несколько из этих вопросов, а затем позвольте себе свободно написать о них, не чувствуя давления или критики. Цель состоит в том, чтобы просто изучить то, что вы можете узнать о себе и своих методах заботы о себе.

  1. Что заставляет вас чувствовать себя сильным?
  2. Что заставляет вас чувствовать себя спокойно?
  3. Что заставляет вас чувствовать себя под контролем?
  4. Как вы побуждаете себя попробовать что-то новое?
  5. Что вы выбираете в течение недели, исходя из ваших потребностей?

Записывая, что вы испытываете и что вы чувствуете при этом, вы сможете составить план действий, чтобы лучше управлять своими эмоциями и действиями в будущем и достигать своих целей.

Медитация

Медитация — это процесс наблюдения за своими мыслями или безоценочного наблюдения за тем, что вас окружает. Вы не пытаетесь анализировать свои мысли или окружение во время медитации. Вы просто наблюдаете за ними.

Медитация требует, чтобы вы были в настоящем и были полностью вовлечены в то, что вы делаете прямо сейчас. И как таковой, это позволяет вам проводить время с самим собой, полностью осознавать свой потенциал, освобождать от негативных мыслей и чувств и разрушать ментальные барьеры.

Самоанализ — ключ к лучшему пониманию себя

Знание своей личности подразумевает более глубокое самосознание. Вы также знаете о своих взглядах и убеждениях, связях и ценностях. Мы надеемся, что эта статья поможет вам на пути к саморефлексии. Несколько минут в день для самоанализа могут привести к более счастливой, более значимой и продуктивной жизни, поэтому не забудьте включить самоанализ в свою рутину заботы о себе, используя практики, о которых мы рассказали выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *