Интроверсия — Экстраверсия по Юнгу
Четкое описание, что такое экстраверт (экстраверсия) и интроверт (интроверсия) у Карла Юнга отсутствует. Карл Юнг писал об этом скорее как поэт — образами и метафорами, не сводимыми к четким формулировкам и критериям, в связи с чем в работах разных авторов существуют разные толкования того, что имел в виду Карл Густав Юнг.
Согласно одному из толкований, основным критерием, различающим экстравертов и интровертов Юнг ставит направление движения либидо. Согласно К.Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо (жизненной энергии) человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни, операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений. Экстраверт направлен на растрачивание собственной энергии, движение её по направлению к окружающим объектам, интроверт — на накопление, движение энергии во внутренний мир.
Экстраверт по Юнгу — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.
Экстраверты «заряжаются» энергией от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Они — расточители энергии. Длительные периоды бездействия, внутреннего созерцания, или одиночества, или общения только с одним человеком лишают их ощущения смысла жизни. Тем не менее экстравертам необходимо дополнять время, которое они проводят в действии, интервалами просто бытия, иначе они потеряются в круговерти лихорадочной деятельности. Экстраверты могут многое предложить нашему обществу: они легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах, обожают толпу и действие.
Экстраверты подобны солнечным батареям. Для них состояние одиночества или нахождение внутри подобно пребыванию под тяжелыми, плотными облаками. Солнечным батареям для подзарядки нужно солнце — экстравертам для этого нужно быть на людях.
Экстраверт может быть превосходным тамадой, организатором (часто на общественных началах), чиновником, управляющим людьми, артистом или конферансье.С течением времени Юнг существенно пересмотрел взгляды на экстраверсию-интроверсию. Во-первых, он выделил ряд самостоятельных факторов (психологических функций), которые он ранее включал в состав экстраверсии-интроверсии: мышление, чувство (переживание), ощущение, интуиция. Во-вторых, начиная со своей программной работы «Психологические типы» (1920) он говорил не об экстравертах и интровертах, а об экстраверсии или интроверсии доминантной функции. То есть он писал, что в психике индивида человека может доминировать одна из функций — экстравертированное или интровертированное мышление, чувство, ощущение, интуиция, при этом в психике находилось место и для других функций, которые играли вспомогательную роль или вытеснялись в бессознательное.
Далее — достоверные ссылки из некоторых работ Карла Юнга.
«Психологическая теория типов»
«Моя профессия уже давно заставила меня принимать в расчет своеобразие индивидов, а то особое обстоятельство, что в течение многих лет — я не знаю скольких — я должен был лечить супругов и делать мужчину и женщину взаимоприемлемыми, еще больше подчеркивает необходимость установить определенные средние истины. Сколько раз мне приходилось говорить: «Видите ли, ваша жена — очень активная натура и от нее действительно нельзя ожидать, чтобы все ее существование заключалось лишь в домашнем хозяйстве». Это уже является типизацией, и этим выражена своего рода статистическая истина. Существуют активные и пассивные натуры. Однако эта прописная истина меня не удовлетворяла. Следующая моя попытка состояла в предположении, что существует нечто вроде задумывающихся и незадумывающихся натур, ибо я видел, что многие натуры, кажущиеся на первый взгляд пассивными, на самом деле не столько пассивны, сколько предусмотрительны. Они сначала обдумывают ситуацию — потом действуют, а так как для них это обычный образ действия, то они упускают случаи, где необходимо непосредственное действие без раздумий, и, таким образом, складывается мнение об их пассивности. Незадумывающимися всегда казались мне те, кто без раздумий прыгает обеими ногами в ситуацию, чтобы потом уж только сообразить, что они, похоже, угодили в болото.
Таким образом, их, пожалуй, можно было бы охарактеризовать как незадумывающихся, что надлежащим образом проявлялось в активности; предусмотрительность же других в ряде случаев является в конечном счете весьма важной активностью и весьма ответственным действием в сравнении с необдуманной мимолетной вспышкой одной лишь деловитости. Однако очень скоро я обнаружил, что нерешительность отнюдь не всегда вызывается предусмотрительностью, а, скорее, действие не всегда необдуманно. Нерешительность первого столь же часто основывается на свойственной ему боязливости или, по крайней мере, на чем-то вроде обычного отступления перед слишком сложной задачей, а непосредственная активность второго часто обусловливается большим доверием к объекту, чем к себе. Это наблюдение побуждает меня сформулировать типизацию следующим образом: существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая, по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный.«Психологическая типология»
Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого, впрочем, разбора и в конечном итоге присутствием ощущения огромной важности быть рядом с кем-то избранным, а следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно, жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высококоллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму.
Действительный субъект, экстраверт как субъективное существо, является — насколько это возможно — погруженным в темноту. Он прячет свое субъективное начало от самого себя под покровом бессознательного. Нежелание подчинять свои собственные мотивы и побуждения критическому осмыслению выражено очень явственно. У него нет секретов, он не может хранить их долго, поскольку всем делится с другими. Если же нечто не могущее быть упомянутым коснется его, такой человек предпочтет это забыть. Избегается все, от чего может потускнеть парад оптимизма и позитивизма. О чем бы он ни думал, чего ни делал или ни намеревался сделать, подается убедительно и тепло.
Психическая жизнь данного личностного типа разыгрывается, так сказать, за пределами его самого, в окружающей среде. Он живет в других и через других — любые размышления о себе приводят его в содрогание. Прячущиеся там опасности лучше всего преодолеваются шумом. Если у него и имеется «комплекс», он находит прибежище в социальном кружении, суматохе и позволяет по нескольку раз на дню быть уверяемым, что все в порядке. В том случае, если он не слишком вмешивается в чужие дела, не слишком напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом любой общины.
В этой короткой статье я вынужден довольствоваться беглым очерком. Я просто намерен дать читателю некоторую идею того, что собой представляет экстраверсия, нечто, что он может привести в соответствие со своим собственным знанием о человеческой природе. Я сознательно начал с описания экстраверсии, поскольку данная установка знакома каждому, — экстраверт не только живет в этой установке, но и всячески демонстрирует ее перед своими товарищами из принципа. Кроме того, такая установка согласуется с определенными общепризнанными идеалами и моральными устоями.
Интроверсия, с другой стороны, направленная не на объект, а на субъекта и не ориентированная объектом, поддается наблюдению не так легко. Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая во взаимосвязь с ними, и проявляет отчетливое негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем гуще толпа, тем сильнее нарастает его сопротивление. По крайней мере, он не «с ней» и не испытывает любви к сборищам энтузиастов. Его нельзя отнести к разряду общительного человека. То, что он делает, он делает своим собственным образом, загораживаясь от влияний со стороны. Такой человек имеет обыкновение выглядеть неловким, неуклюжим, зачастую нарочито сдержанным, и так уж водится, что либо по причине некоторой бесцеремонности манеры, или же из-за своей мрачной недоступности, или чего-либо совершенного некстати он невольно наносит людям обиду.
Свои лучшие качества он приберегает для самого себя и вообще делает все возможное, чтобы умолчать о них. Он легко делается недоверчивым, своевольным, часто страдает от неполноценности своих чувств и по этой причине является также завистливым. Его способность постигать объект осуществляется не благодаря страху, а по причине того, что объект кажется ему негативным, требующим к себе внимания, непреодолимым или даже угрожающим. Поэтому он подозревает всех во «всех смертных грехах», все время боится оказаться в дураках, так что обычно оказывается очень обидчивым и раздражительным. Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что в конце концов сам же предпочитает делать что-то, чем отсиживаться внутри. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия.Для него любые размышления и раздумья о самом себе — сущее удовольствие. Его собственный мир — безопасная гавань, заботливо опекаемый и огороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Лучшим является своя собственная компания. В своем мире он чувствует себя как дома, и любые изменения в нем производит только он сам. Его лучшая работа совершается с привлечением своих собственных возможностей, по собственной инициативе и собственным путем. Если он и преуспевает после длительной и изнурительной борьбы по усвоению чего-либо чуждого ему, то способен добиться прекрасных результатов. Толпа, большинство взглядов и мнений, общественная молва, общий энтузиазм никогда не убедят его ни в чем, а, скорее, заставят укрыться еще глубже в своей скорлупе.
Его взаимоотношения с другими людьми делаются теплее только в условиях гарантированной безопасности, когда он может отложить в сторону свое защитное недоверие. Поскольку такое происходит с ним нечасто, то соответственно число его друзей и знакомых очень ограничено. Так что психическая жизнь данного типа целиком разыгрывается внутри. И если там и возникают трудности и конфликты, то все двери и окна оказываются плотно закрытыми. Интроверт замыкается в себе вместе со своими комплексами, пока не заканчивает в полной изоляции.
Несмотря на все эти особенности, интроверт ни в коем случае не является социальной потерей. Его уход в себя не представляет окончательного самоотречения от мира, но являет поиск успокоения, в котором уединение дает ему возможность сделать свой вклад в жизнь сообщества. Данный тип личности оказывается жертвой многочисленных недоразумений — не из-за несправедливости, а потому что он сам вызывает их. Он не может быть также свободен от обвинений в получении тайного удовольствия от мистификации, ведь подобное недоразумение приносит ему определенное удовлетворение, поскольку подтверждает его пессимистическую точку зрения. Из всего этого нетрудно понять, почему его обвиняют в холодности, гордыне, упрямстве, эгоизме, самодовольстве и тщеславии, капризности и почему его постоянно увещевают, что преданность общественным интересам, общительность, невозмутимая изысканность и самоотверженное доверие могущественной власти являются истинными добродетелями и свидетельствуют о здоровой и энергичной жизни.
Интроверт вполне достаточно понимает и признает существование вышеназванных добродетелей и допускает, что где-то, возможно, — только не в кругу его знакомых — и существуют прекрасные одухотворенные люди, которые наслаждаются неразбавленным обладанием этими идеальными качествами. Но самокритика и осознание своих собственных мотивов довольно быстро выводят его из заблуждения относительно его способности к таким добродетелям, а недоверчивый острый взгляд, обостренный беспокойством, позволяет ему постоянно обнаруживать у своих сотоварищей и сограждан ослиные уши, торчащие из-под львиной гривы. И мир, и люди являются для него возмутителями спокойствия и источником опасности, не доставляя ему соответствующего стандарта, по которому он мог бы в конечном итоге ориентироваться. Единственно, что является для него неоспоримо верным, — это его субъективный мир, который — как иногда, в моменты социальных галлюцинаций ему представляется, — является объективным. Таких людей весьма легко было бы обвинить в наихудшем виде субъективизма и в нездоровом индивидуализме, пребывай мы вне всяких сомнений по поводу существования только одного объективного мира. Но такая правда, если она и существует, аксиомой не является — это всего-навсего половина правды, другая же ее половина состоит в том, что мир также пребывает и в том виде, в каком он видится людям, и в конечном счете индивиду. Никакого мира попросту не существует и вовсе без проницательного, узнающего о нем субъекта. Последнее, сколь бы малым и незаметным оно ни представлялось, всегда является другим устоем, поддерживающим весь мост феноменального мира. Влечение к субъекту поэтому обладает той же самой валидностью, что и влечение к так называемому объективному миру, поскольку мир этот базируется на самой психической реальности. Но одновременно это и реальность со своими собственными специфическими законами, не относящимися по своей природе к производным, вторичным.
Две установки, экстраверсия и интроверсия, являются противоположными формами, которые дали знать о себе не в меньшей степени и в истории человеческой мысли. Проблемы, поднятые ими, были в значительной степени предвидены Фридрихом Шиллером и лежат в основе его Писем об эстетическом воспитании. Но так как понятие бессознательного было ему еще не известно, то Шиллер не смог добиться удовлетворительного решения. Но, кроме того, и философы, оснащенные гораздо лучше в плане более глубокого продвижения в данном вопросе, не пожелали подчинить свою мыслительную функцию основательной психологической критике и поэтому остались в стороне от подобных дискуссий. Должно быть, однако, ясно, что внутренняя полярность такой установки оказывает очень сильное влияние на собственную точку зрения философа.
Для экстраверта объект интересен и привлекателен априори, так же как субъект или психическая реальность для интроверта. Поэтому мы могли бы использовать выражение «нуминальный акцент» для данного факта, под которым я подразумеваю то, что для экстраверта качество положительного смысла, важности и ценности закреплено прежде всего за объектом, так что объект играет господствующую, определяющую и решающую роль во всех психических процессах с самого начала, точно так же как это делает субъект для интроверта.
Подробнее См.→
«Психологические типы»
В моей практической врачебной практике с нервнобольными я уже давно заметил, что помимо многих индивидуальных различий человеческой психики существует также типическое развитие, и прежде всего два резко различных типа, названных мной типом интроверсии и типом экстраверсии.
Каждый человек обладает обоими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Несмотря на различие формулировок, всегда замечается общее в основном понимании, а именно движение интереса по направлению к объекту в одном случае и движение интереса от объекта к субъекту и к его собственным психическим процессам в другом случае. В первом случае объект действует на тенденции субъекта как магнит, он притягивает их и в значительной мере обусловливает субъект; он даже настолько отчуждает субъект от него самого, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и в конечном счете решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является в известной мере абсолютным предопределением и особым смыслом жизни судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. Можно сказать, что получается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъект. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, который хочет притянуть к себе объект.
Наиболее обще интровертированную точку зрения можно было бы обозначить как такую, которая при всех обстоятельствах старается личность и субъективное психологическое явление поставить выше объекта и объективного явления или по крайней мере утвердить их по отношению к объекту. Эта установка придает поэтому большую ценность субъекту, чем объекту. Соответственно этому объект всегда находится на более низком уровне ценности, он имеет второстепенное значение, он иногда является только внешним объективным знаком субъективного содержания, как бы воплощением идеи, причем, однако, существенным является именно идея; либо же он является предметом эмоции, причем, однако, самое главное — это эмоциональное переживание, а не объект в его реальной индивидуальности. Экстравертированная точка зрения, наоборот, ставит субъект ниже объекта, причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект пользуется всегда второстепенным значением, субъективное явление кажется иногда только мешающим и ненужным придатком к объективно происходящему. Ясно, что психология, исходящая из этих противоположных точек зрения, должна распасться на две совершенно различные ориентировки. Одна рассматривает все под углом зрения своего понимания, а другая — под углом зрения объективно происходящего.
Эти противоположные установки являются прежде всего только противоположными механизмами: диастолическое движение по направлению к объекту и восприятие объекта, систолическое концентрирование и отделение энергии от воспринятого объекта. Каждый человек обладает обоими механизмами, как выражением своего природного жизненного ритма, который Гёте, конечно, не случайно обозначил физиологическими понятиями, характеризующими деятельность сердца. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должны была бы соответствовать нормальному течению жизни. Сложные внешние условия, при которых мы живем, и, быть может, еще более сложные условия нашего индивидуального психического предрасположения редко, однако, допускают совершенно не нарушенное течение психической деятельности. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой, так как он необходимо принадлежит к психической деятельности жизни. Поэтому никогда не может существовать чистый тип в том смысле, что он полностью владеет одним механизмом при полной атрофии другого. Типическая установка всегда означает только относительный перевес одного механизма.
Экстраверты и интроверты по теории К.Г. Юнга
Для того чтобы лучше понять суть соционики, иногда может оказаться полезным обратиться к ее истокам — теории швейцарского психиатра Карла Густава Юнга.
В этой статье я познакомлю Вас с записями, которые делала в процессе чтения книги К. Г.Юнга «Психологические типы» по признакам «экстраверсия – интроверсия».
Это может помочь Вам немного подробнее изучить признаки «экстраверсия-интроверсия» и рассмотреть их применительно к себе.
Навыки общения у экстравертов и интровертов
По моим наблюдениям, интроверты более склонны к замкнутости, чем экстраверты, но не по причине того, что они не умеют общаться. Интроверсия заставляет человека погружаться на большую глубину (мыслей, чувств и переживаний). Интроверту требуется больше времени, чтобы обработать информацию, которая поступает извне. Именно для этого интроверт периодически уходит в себя.
Однако тут существует один подводный камень. Дело в том, что чем больше человек занимается чем-либо, тем больше он обычно приобретает в этом навыков. Если интровертированный человек постоянно мало общается, не проявляет инициативы, избегает активного участия в решении конфликтов и предпочитает не брать на себя ответственность, то его коммуникативные способности будут действительно снижены независимо от того, этик он или логик.
Однако вернемся к Юнгу. Итак, Юнг считал, что интроверт:
• Заботится о том, как оградить себя от чрезмерной власти объекта. Уводит либидо от объекта.
• Ему свойственна замкнутость, пугливость. Его труднее «распознать».
• Самые важные решения интроверт принимает на основе субъективных (собственных) воззрений.
• Параллельно с опорой на объективные данные у него возникает еще один процесс мышления – субъективный. Причем этого процесса невозможно избежать. Он вмешивается в процесс мышления интроверта и отрывает его от конкретных данных. Проще говоря, когда интроверт направляет свое внимание на объекты внешнего мира, то у него возникает собственное отношение (мнение, чувства) к этому объекту, и это чувство очень сильно отвлекает его от объекта как такового, он углубляется в свои мысли и переживания.
Экстраверта Юнг видел так:
• Он ориентирует свою субъективную установку по объекту.
• Открыт, обходителен, приветлив, обладает «доступным характером».
• Сам влияет на мир и, со своей стороны, воспринимает влияние мира на себя.
• Склонен « растрачиваться, распространяться, внедряться во все».
• Поддерживает множество отношений.
• Самые важные решения в своей жизни принимает, опираясь на объективные обстоятельства. Мыслит, действует и чувствует соответственно объективным установкам и требованиям. Объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное воззрение.
• Безусловный фактор для него всегда находится во внешнем мире. Борьба внутреннего и внешнего заканчивается в пользу второго.
• Часто моральные законы экстраверта совпадают с соответствующими требованиями общества.
• Плохо чувствует субъективные потребности (например, потребности тела).
• Способен так вовлечься в объект, что теряет самого себя.
К чему склонны экстраверты и интроверты при неблагоприятных обстоятельствах
Юнг считал, что экстраверты и интроверты склонны к разным по своей сути неврозам. Эти неврозы возникают в случае неблагоприятной психологической атмосферы.
Итак, экстраверт при неблагоприятных обстоятельствах и некорректном воспитании склонен к истерии. Истерия имеет следующие проявления:
• Подражание
• Делание себя интересным, чтобы вызвать впечатление у окружающих
• Внушаемость
• Фантазийность, лживость
• Телесные расстройства (психосоматика) заставляют экстраверты интровертироваться, увеличивается склонность к фантазированию
Интроверт при неблагоприятных обстоятельствах склонен к психастении.
• Излишняя сенситивность (чувствительность)
• Большая истощаемость, хроническое утомление
• Боязнь объектов (трусость, невозможность отстаивать свое мнение)
• Излишняя подозрительность к объекту (объект опасен, обладает магической силой)
Напомню, что только в случае если все признаки сочетаются и мешают жизни индивида, мы можем говорить о патологии. Отдельные характеристики могут быть в той или иной степени присущи абсолютно здоровым людям.
Интроверсия и экстраверсия в юнгианской типологии
Опыт того, что не все функционируют одинаково, был основой для многочисленных систем типологии . С самых ранних времен предпринимались попытки классифицировать индивидуальные установки и модели поведения, чтобы объяснить различия между людьми.
Самая древняя система типологии, известная нам, разработана восточными астрологами. Они классифицировали характер с точки зрения четырех треугольников, соответствующих четырем элементам — воде, воздуху, земле и огню. Воздушный тригон в гороскопе, например, состоит из трех воздушных знаков зодиака: Водолей, Близнецы, Весы; огненный тригон состоит из Овна, Льва и Стрельца. Согласно этому древнему взгляду, тот, кто рождается под этими знаками, разделяет их воздушную или огненную природу и имеет соответствующий темперамент и судьбу; аналогично для водного и земного знаков. Эта система сохранилась в измененной форме в современной астрологии.
С этой древней космологической схемой тесно связана физиологическая типология греческой медицины, в соответствии с которой люди классифицировались как флегматики, сангвиники, холерики или меланхолики на основе обозначений выделений тела (флегма, кровь, желтая желчь и черная желчь). Эти описания до сих пор широко используются в лингвистике, хотя с медицинской точки зрения они уже давно вытеснены.
Собственная модель типологии Юнга выросла из обширного исторического обзора вопроса о типах в литературе, мифологии, эстетике, философии и психопатологии. В предисловии к Psychological Types , , в котором содержится его научное исследование и подробное изложение его выводов, он пишет:
Эта книга является плодом почти двадцатилетней работы в области практической психологии. Оно постепенно росло в моих мыслях, складываясь из бесчисленных впечатлений и опытов психиатра при лечении нервных болезней, из общения с мужчинами и женщинами всех социальных слоев, из моих личных отношений как с друзьями, так и с врагами, и, наконец, из критики моих собственных психологических особенностей. – Карл Юнг, 9 лет.0011 Психологические типы, CW 6, с. xi.
Обзор интровертности и экстраверсии Мир.
С этой точки зрения Юнг различает восемь типологических групп: две личностные установки — интроверсия и экстраверсия — и четыре функции или режима ориентации — мышление , ощущение , интуиция и чувство — каждая из которых может действовать интровертно или экстравертно.
Хотя термины «интроверсия» и «экстраверсия» стали нарицательными, их значение часто понимают неправильно; четыре функции не так широко известны и еще менее понятны.
Интроверсия и экстраверсия — психологические способы адаптации. При интроверсии движение энергии направлено во внутренний мир. При экстраверсии интерес направлен к внешнему миру. В одном случае субъект (внутренняя реальность), а в другом объект (вещи и другие люди, внешняя реальность) имеет первостепенное значение.
Интроверсия, , как пишет Юнг, «обычно характеризуется нерешительной, задумчивой, замкнутой натурой, которая держится сама с собой, уклоняется от объектов [и] всегда немного обороняется». – [CW 7, пар. 62]
И наоборот, экстраверсия « обычно характеризуется общительным, искренним и уступчивым характером, который легко приспосабливается к данной ситуации, быстро формирует привязанности и, отбросив любые возможные опасения, часто с небрежной уверенностью отваживается вступить в неизвестные ситуации». – [Там же]
При экстравертной установке внешние факторы являются преобладающей движущей силой суждений, восприятий, чувств, влияет на и действия. Это резко контрастирует с психологической природой интроверсии, где главной мотивацией являются внутренние или субъективные факторы.
Экстраверты любят путешествовать, знакомиться с новыми людьми, видеть новые места. Они типичные авантюристы, жизнерадостные, открытые и дружелюбные. Интроверт по своей сути консервативен, предпочитая знакомую домашнюю обстановку, интимные времена с несколькими близкими друзьями. Для экстраверта интроверт — это тупица, баловень, скучный и предсказуемый. И наоборот, интроверт, склонный к большей самодостаточности, чем экстраверт, может охарактеризовать последнего как непостоянного, поверхностного бездельника.
На практике невозможно продемонстрировать интровертное и экстравертное отношение изолированно. Является ли человек тем или иным, становится очевидным только в связи с одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою особую область знаний.
© из типов личности Дэрила Шарпа, воспроизведено с любезного разрешения автора.
Еще несколько замечаний об интроверсии и экстраверсии
«Каждый человек обладает обоими механизмами, как экстраверсией, так и интроверсией, и только относительное преобладание того или другого определяет тип». – КО 6, пар. 4
«Внешние обстоятельства и внутреннее расположение часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают или препятствуют другому. Один механизм будет естественным образом преобладать, и если это состояние каким-либо образом станет хроническим, будет произведен тип типа ; то есть привычная установка, при которой постоянно преобладает один механизм, хотя другой никогда не может быть полностью подавлен, так как он составляет неотъемлемую часть психической экономии». – CW6, пар. 6
Юнг объясняет, что это относительное преобладание одного механизма или отношения, определяющего тип, а не полное отсутствие одной части этого естественного жизненного ритма.
Юнг также предостерегает, что для того, чтобы прийти к чему-то полезному, нам необходимо также учитывать основные психологические функции мышления, чувства, ощущения и интуиции в сочетании с интроверсией и экстраверсией. В противном случае мы имеем дело с классификацией, которая все еще является чрезвычайно общей и подвержена многим дальнейшим различиям.
В «Предисловии к аргентинскому изданию» в 1934 Юнг предупредил, что «любая типологическая терминология, поверхностно подобранная… не служит никакой другой цели, кроме как совершенно бесполезное желание навешивать ярлыки». Он рекомендовал более глубокое изучение этого предмета, в частности чтение глав II и V его тома о психологических типах [CW6].
Связь между теорией Юнга, невротизмом Большой пятерки и творчеством
Доктор А.Дж. Drenth
Если бы вы попросили обычного человека дать определение терминам «интроверт» и «экстраверт», вы могли бы услышать что-то вроде «Интроверты застенчивы и замкнуты в себе» и «Экстраверты — социальные бабочки». Хотя эти концепции, безусловно, полезны и часто верны, Карл Юнг придерживался другого и, на мой взгляд, довольно интересного взгляда на различия между интровертами и экстравертами.
Интроверсия, по Юнгу, предполагает направление интереса и внимания внутрь, тогда как экстраверсия влечет за собой ориентацию вовне. Более того, целью взгляда интроверта является я или субъект, тогда как внешние объекты или люди привлекают внимание экстравертов. Таким образом, интроверты Юнга характерно интроспективны — настроены на свой внутренний мир, тогда как экстраверты могут рассматриваться как экстроспективно — обращены к внешнему. Таким образом, мы можем ожидать, что интроверты проявят больше самосознания, а экстраверты будут лучше осведомлены о том, что происходит с другими и внешним миром.
Несколько позже в своем теоретическом развитии Юнг пришел к выводу, что все интроверты настроены на разные вещи. Одни обращали больше внимания на свои мысли (T), другие на свои чувства (F), третьи на свои ощущения (S), а третьи на свою интуицию (N). Таким образом, он предложил четыре типа интровертов, каждый из которых использует разные функции (Ti, Fi, Si, Ni), а также четыре типа экстравертов (Te, Fe, Se, Ne). Теория Юнга о восьми функциях и по сей день остается источником восхищения для энтузиастов личности.
Если мы переключимся на таксономию личности Большой пятерки, мы столкнемся с совершенно другим взглядом на интроверсию и экстраверсию. Там мы не находим обсуждения интровертов, направляющих свое внимание внутрь себя, не говоря уже о восьми функциях. Согласно «большой пятерке», экстраверты просто более сердечны, общительны и напористы, в то время как люди с низким уровнем экстраверсии (то есть интроверты) социально замкнуты и замкнуты.
Таким образом, у юнгианцев может возникнуть соблазн сделать вывод, что «Большая пятерка» мало что может им предложить, поскольку многое из того, что интересно в интроверсии и экстраверсии — внутренняя и внешняя ориентация, функции и т. д., — кажется, упущено. Но если мы захотим присмотреться и копнуть немного глубже, мы обнаружим, что то, что кажется отсутствующим в «Большой пятерке», во многих случаях просто отнесено к другой категории, в данном случае к 9. 0075 Невротизм домен. А поскольку интроверты обычно имеют более высокие баллы по невротизму, понимание невротизма может помочь нам лучше понять, как концепции Юнга связаны с Большой пятеркой.
Связь невротизма Большой пятерки и самоанализа
Нейротизм включает в себя склонность испытывать негативное настроение, мысли и эмоции, а также повышенную изменчивость эмоционального ландшафта. Ключевой поведенческой особенностью невротизма является уход в себя , который подпитывается чувством тревоги, депрессии или неуверенности в себе. У людей с высоким уровнем невротизма (часто интровертов) эти тревожные чувства могут усугубляться в социальных ситуациях, побуждая их уйти в себя и искать уединения. Напротив, экстраверты с низким невротизмом склонны воспринимать социальные ситуации как заряжающие энергией, а не угрожающие или истощающие.
Но что происходит, когда интроверты уединяются? Как они могут развлечь себя или найти цель? Один из вариантов для них — заглянуть внутрь себя — заняться самоанализом. Это может включать размышления о том, чем они отличаются от других, чем они увлечены, потенциальными путями для самосовершенствования и т. д. Таким образом, мы можем видеть, как негативные эмоции, связанные с невротизмом, могут в конечном итоге привести к склонности к самоанализу:
Отрицательные эмоции → уход в себя → самоанализКонечно, самоанализ — не единственный выбор для одиноких или невротических людей, особенно с появлением смартфонов и Интернета. Но на протяжении большей части истории человечества это был удобный вариант для тех, кто проводил много времени в одиночестве. Более того, те, кто овладевает самоанализом, в конце концов обнаруживают, что они могут делать это практически где угодно, что делает их менее зависимыми от физического отчуждения как единственного средства побега.
В этом свете мы можем лучше понять идею Юнга об интровертах, склонных к самоанализу. А именно, те, кто часто ищет уединения, чтобы смягчить неприятные чувства, похоже, с большей вероятностью разовьют внутреннюю ориентацию.
Во многих исследованиях Большой пятерки подразумевается, что невротизм по своей природе дисфункционален и, следовательно, нежелателен. Но если наш вышеприведенный анализ верен, это также означает, что сам по себе интроспекция нездорова. И некоторые исследователи действительно предположили, что по крайней мере один тип самоанализа, блуждание ума , имеет тенденцию порождать негативные мысли и чувства. По словам исследователя счастья Мэтта Киллингсворта:
Когда наши мысли блуждают, мы часто думаем о неприятных вещах: о своих заботах, тревогах, сожалениях… Мы обнаружили, что люди гораздо менее счастливы, когда их мысли блуждают, чем когда их нет. , что прискорбно, учитывая, что мы делаем это так часто.
Основываясь на работе Киллингсворта и других, некоторые исследователи в настоящее время утверждают, что блуждание ума, которое также называют «самогенерируемой мыслью», является основной движущей силой невротизма. С этой точки зрения, дело не только в негативных эмоциях, вдохновляющих отстранение и самоанализ, но и в том, что сам интроспекция вызывает негативные эмоции. Существует цикл обратной связи между негативными эмоциями и сознанием, тяготеющим к негативным мыслям и беспокойствам:
Это помогает объяснить, почему интроверты, предположительно более склонные к интроспективному блужданию ума, как правило, имеют более высокие баллы по нейротизму и более низкие по шкале счастья, чем их экстраверты. аналоги.
Несмотря на связь между интроверсией и невротизмом, Юнг поставил интровертов и экстравертов в равные условия, считая, что у каждого из них есть свои сильные стороны. К счастью, некоторые исследователи придерживаются той же линии рассуждений и изучают потенциальные преимущества невротизма, в том числе определенные творческие преимущества, которые мы сейчас обсудим.
Творчество: потенциальный плюс невротизма?
В своей статье «Слишком много думая: самогенерируемая мысль как двигатель невротизма» Адам Перкинс и его коллеги утверждают, что при всех своих недостатках невротизм не лишен и достоинств. Статья начинается с определения корня невротизма как «тенденции к самопорождению негативных мыслей и чувств». Далее исследователи предполагают, что, хотя внимание к собственным мыслям не всегда приятно, это может улучшить способность к творческому решению проблем:
Вполне вероятно, что люди с высокими баллами по невротизму должны в среднем более творчески решать проблемы, чем люди с низкими баллами, потому что они склонны концентрироваться на проблемах в большей степени, чем люди с низкими баллами… Ключевой особенностью творческого мышления является способность для создания решений проблем, которые отличаются от традиционного способа решения проблемы.
Далее:
Способность думать не только в текущей ситуации объясняет уязвимость невротиков к негативным мыслям и чувствам явно абстрактного характера.
Принимая во внимание наше предыдущее обсуждение, есть основания полагать, что и интроверты, и невротические экстраверты будут более склонны развлекать мысли и чувства «за пределами текущей ситуации». Эта склонность, по мнению авторов, может давать определенные преимущества в отношении творческого или исследовательского решения проблем. В подтверждение этой идеи они ссылаются на исследования, показывающие, что депрессивные состояния могут облегчить анализ сложных проблем.
Тем не менее, исследования также показали связь между экстраверсией и творчеством. Как обсуждалось в моем недавнем посте «Взлеты и падения творческого типа личности», гипоманиакальные состояния (например, эйфория, мчащиеся мысли) связаны как с творчеством, так и с экстраверсией. Таким образом, может случиться так, что приподнятое и подавленное настроение, испытываемое творческими типами (и людьми с более высоким уровнем невротизма), соответственно способствует различным аспектам творчества.
В частности, спады (чаще переживаемые интровертами) могут привести к конвергентному пониманию после продолжительной работы над проблемой. Максимумы (более частые среди экстравертов) кажутся более благоприятными для дивергентного творчества , как это видно на сеансах мозгового штурма или импровизации. А поскольку творческие невротики часто колеблются между приподнятым и подавленным настроением, они могут проявлять обоих типов креативности.