Иррациональный человек это какой – Что значит иррациональный человек?

Содержание

Иррациональный человек — Википедия

Иррациональный человек
англ. Irrational Man
Жанр драма
детектив
Режиссёр Вуди Аллен
Продюсер Летти Аронсон
Стивен Тененбаум
Эдвард Уолсон
Автор
сценария
Вуди Аллен
В главных
ролях
Хоакин Феникс
Эмма Стоун
Оператор Дариус Хонджи
Кинокомпания Gravier Productions
Perdido Productions
Длительность 96 мин
Сборы $ 27 391 084[1]
Страна  США
Язык английский
Год 2015
IMDb ID 3715320
Официальный сайт

«Иррациона́льный челове́к» (англ. Irrational Man) — американский детективный фильм-драма режиссёра Вуди Аллена, снятый им по собственному сценарию в 2015 году. В главных ролях — Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Паркер Поузи и Джейми Блэкли.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 В ролях
  • 3 Премьера и прокат
  • 4 Критика
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Сюжет[

ru.wikipedia.org

Рациональный человек — это… Понятие и признаки рационального человека

Рациональный человек — это личность, которая в своих действиях стремится руководствоваться исключительно разумом. Такой индивид склонен к познанию, но отличается от эмпирика, который готов проявить действие и сделать вывод на основе опыта. Рационалисты привыкли созерцать и мыслить, поэтому нередко такой тип мировоззрения проявляется среди научных сотрудников. Такого рода установка позволяет раскрыть свою ментальность для новых знаний, которые, в свою очередь, признаны дать определение тому или иному критическому вопросу владельца пытливого ума. Рациональное мышление создает многогранный коридор возможностей, позволяет взглянуть на мир и события в нем иначе, а также избавиться от предвзятого отношения к чему-либо.

Что есть рационализм в классическом его понимании?

Есть вопрос и ответ на него. Проблема и ее решение, которое можно найти при помощи разума. Нет нематериального или же не созданного для понимания в этом мире, поскольку вся Вселенная материальна. Примерно так можно описать рационализм. Это своеобразная установка для последователя, который оценивает окружающее пространство исключительно в качестве вопросов и ответов. Он пытается постигнуть происходящее, руководствуясь своим ментальным сознанием.

Также рационализм — это превалирование доводов разума над голой убежденностью. Фактически данная идея стоит у истоков философии, призванной объяснить разумному человеку то, как устроен мир. Нередко рационализм проявлял себя в натуре и поведении великих математиков и физиков, которые как раз занимаются тем, что делят и систематизируют окружающее пространство, давая возможность понять и принять его.

Суть рационализма

Рациональный человек — это вовсе не фанатик и не последователь культа. Само течение не обладает характерными чертами идеи, пригодной для формирования круга последователей. Можно сказать, что рационализм — это курс, который человек может выбрать сознательно. Правда, способен сделать это тот, кто убежден в царствовании разума над иррациональным стремлением придать той или иной вещи нематериальную и необъяснимую природу.

Не стоит наделять рациональное мышление чертами негативизма, поскольку эту не так. Сторонник этого мировоззрения не отрицает факт, но пытается найти ему объяснение с помощью разума. Рациональные и иррациональные люди — это заядлые оппоненты в дискуссии. Некоторые сторонники второго лагеря даже указывают на Канта, ошибочно полагая того рационалистом, принявшим тот факт, что существует необъяснимое. Впрочем, не стоит путать иррационалистов с обычными фанатиками.

Кем представляются рационалисты

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека — это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Что определяет рационализм?

Существует несколько ключевых факторов, определяющих принадлежность индивида к данной идее виденья мира. Рациональный человек — это исследователь, он открыт для новых идей и считает любое знание ключевой целью развития человека. В его понимании навыки и информация не могут быть плохими или хорошими, они существуют для конкретизации и уточнения мира. Те, кто пребывает в постоянной задумчивости, склонны к рационализму. С точки зрения данной идеи, мысль определяет сознание и материальное окружение, а потому является главенствующей. Рациональный человек — это личность с огромным кругозором, которая готова постигать новое вне зависимости от обстоятельств и собственного возраста.

Принципы рационализма

Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:

  • Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
  • Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
  • Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
  • «Духовное» не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
  • Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.

Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.

Основы течения

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха «Просвещения» считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Противопоставление эмпиризму

Несмотря на то что идеи рационализма и эмпиризма нельзя противопоставлять в первичном их виде, сторонники этих двух идей мировоззрения нередко вступают в конфронтацию касательно методики познания мира. Так, к примеру, рационалисты выступают за придание объекту качественной характеристики на основе лишь мыслительного процесса, тогда как эмпирик должен его потрогать, попробовать, испытать. Противопоставление мысли опыту нелогично, но все же имеет место. Непосредственно сам Лейбниц в своей работе «Монадология» отмечает:

«Мы все на три четверти эмпирики.»

Это указывает на то, что сторонники рационализма нередко являются эмпириками и наоборот.

Вклад Канта

Сторонники идей Канта наверняка осведомлены о том, что этот философ начинал в качестве рационалиста. Позднее он трансформировал классическую идею познания мира через мысль и опыт в нечто единое — трансцендентальный идеализм. В его понимании определение природы объекта с помощью разума и опыта является взаимодополняющими понятиями, служащими единственной цели — поиску знаний. Он создал определение «вещь в себе», что означает некий объект, который невозможно определить и приписать ему характеристики. Более того, такой предмет не следует изучать. Он считал, что работа разума начинается тогда, когда мысль доходит до порога известного.

Понимание мировоззрения

Стать рациональным человеком не так просто. Для этого нужно потрудиться. Итог во многом зависит от принятия индивидом мировоззрения этой категории людей. Признаки рационального человека — это вовсе не рост, вес или же тип темперамента. Важно также понять, это не культ — рационалистом может быть, например, учитель, шахтер, бизнесмен и даже уборщик, который ночью читает труды по биологии. Эти люди не стремятся получить признание, их истинный Грааль — это понимание всего сущего, бесконечное знание, характеристики всех объектов. Научится этому чрезвычайно трудно, кроме того, процесс предполагает отказ от принятых ранее истин. Рациональный человек — это тот, кто ставит под сомнение все, включая собственную осведомленность.

psychbook.ru

Как легко определить иррационального человека?

Рациональность-иррациональность не всегда легко определить, просто взглянув на человека, на его образ жизни. Творческим может быть и человек рационального типа. Нельзя утверждать, что все иррационалы непрактичны и не способны зарабатывать на жизнь, иначе это выглядит так, будто бы рационалы адекватные и серьезные люди, а иррационалы какие-то не такие, не приспособленные… хотя это совсем не так! Нет плохих и хороших социотипов, люди одного социотипа могут вести себя по-разному.

Рациональность-иррациональность отражается на том, как человек воспринимает действительность. Это иногда можно увидеть со стороны, но проще всего понять это, немного пообщавшись человеком, спросить, как он относится к той или иной ситуации.

Иррационалы обычно не строят четких планов, если что-то планируют, то легко без проблем могут от них отказаться в зависимости от сложившейся ситуации. Например, договоритесь о чем-нибудь человеком на следующую неделю, на конкретный день. А потом незадолго до этого скажите, что изменились планы, предложите что-то совсем другое. Рационала такое может вывести из себя или расстроить, скорее всего он будет очень возьмущаться или расстроится и вообще никуда не пойдёт. Всё потому что он настроился именно на это мероприятие, скажет, что всё уже запланировать, как так вообще? Для иррационалов в большинстве случаев это не будет большой проблемой, они с лёгкость подстроятся под новые условия. Также можно позвонить человеку и сказать, что через 20 минут какое-то интересное событие и предложить пойти. Иррационал, если возможно, без проблем приедет. Рационал, даже если он сидит дома на диване, может отказаться, потому что для него это слишком неожиданно и внезапно.

Если вы делает что-то с иррационалом, то у него могут постоянно возникать какие-то несистематические идеи, сначала одно, потом вдруг другое, потом третье, а первое уже не актуально… Иррационал может собраться приготовить суп, и в процессе, заметив что у него чего-то не хватает, с легкостью закончить приготовлением какого-нибудь лечо. Для него это нормально. Рационал скорее всего побежит в магазин за недостающим и вообще ничего не станет готовить, если собирался приготовить именно этот суп.

Рационал будет делать всё по пунктам, одно за другим, не обязательно по порядку, может запланировать по-своему, но если вдруг в процессе его работы вы прибежите и скажите, что половину делать уже не надо, но надо срочно сделать ещё какую-то работу, рационал будет ОЧЕНЬ НЕДОВОЛЕН. Иррационал воспримет какое достаточно легко. Дело в том, что у рационалов в таких ситуациях возникает внутренний хаос и неразбериха, иррационалы легко перестраиваются и не чувствуют сильного дискомфорта.

Иррационалы в работе, делах склонны хвататься за различные новые веяния, они не придерживаются какой-то чёткой, жёсткой идеи. Это может быть как хорошо, так и плохо. С одной стороны они больше пытаются внедрять инновации, не консервативны, с другой, могут хвататься за всё подряд, в итоге и казаться непрактичными и неорганизованными. Зависит от степени.

Иррационалы могут поехать в путешествие, особо заранее не готовившись. Они часто могут сказать: «а, решу на месте, куда сходить…. посмотрю по ситуации, когда поехать дальше и где жить». Они могут вообще не покупать сразу обратных билетов, или менять даты возвращения, будучи на месте. Если иррационала ничто не ограничивает (работа например), может сказать, что вернется 15 числа, а потом приехать 25, сказать, что «так получилось». Рационалы обычно планируют поездку заранее, где будут жить, найдут заранее карту незнакомого места, у некоторых доходит до того, что расписывают по дням, куда пойдут, хотя бы примерно. Так им спокойнее. Могут и не планировать, но в отличие от иррационалов будут испытывать некоторую тревогу и внутренний дискомфорт.

Одним словом, если человека постоянно легко куда-то внезапно вытащить, если у него часто возникают незапланированные дела (да и вообще если вы от него в принципе не слышите такие слова как «план», «планировать»), то он скорее всего иррационал. С такими, как правило, достаточно сложно договариваться задолго, часто они бывают непунктуальны, когда это имеет значение (потому что когда это не играет большого роли, непунктуальными могут быть и рационалы). Иррационалы — это более спонтанные люди, которые могут с легкостью делать несколько дел одновременно. Если это творческая профессия, то его творчество более непредсказуемо, да и в любом деле он может часто резко меня направление развития. Просто творческая профессия как таковая не показать иррационализма. Если человек пишет картины в жанре реализма, тем более пишет одну картину по 3 года… или рисует гравюры с мелкими деталями, то это как раз показатель рационализма.

У рационала всё «по полочкам», у иррационала будто рассеяно, разбросано, и он легко выбирает нужное из этой кучи (это относится ко всему: и к идеям, и к расписанию, и даже к личным вещам).

www.bolshoyvopros.ru

«Рациональность–иррациональность»

Татьяна Николаевна Прокофьева.

(Из книги «Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений»)

 

Я с детства выбрал верный путь,
Решил, чем буду заниматься.

А. Макаревич

Но иногда найдется вдруг чудак,
Этот чудак все сделает не так.

А. Макаревич

 

Классы функций

В соответствии с доминирующими функциями, Юнг разделил все психологические типы на два класса: рациональные (мыслительные и чувствующие) и иррациональные (интуитивные и ощущающие).

 

Определения

Рациональные типы – как ориентированные на разум, традиции – стремятся жить с принятым решением, иметь твердое мнение (собственное или принятое). Они не склонны его менять, обычно имеют устойчивую твердую позицию в любой ситуации. Если обстоятельства меняются, рационалам необходимо время, чтобы к ним привыкнуть, освоиться, перестроить планы, принять новое решение. Жизнь с принятым решением – логическим или этическим – вот главная черта рациональных типов. Удачное или неудачное это решение – зависит от интеллекта, воспитания и т.п., но оно должно быть принято.

Эти типы в типологии Майерс – Бриггс называют судящими или рассуждающими.

Иррациональные типы – как ориентированные на непосредственное восприятие, на свой взгляд на мир – стремятся увидеть новые возможности, уловить свои ощущения. Иногда они не спешат с принятием решения, наблюдают, собирают информацию. Если ситуация меняется, иррационалы реагируют на нее быстрее, чем рационалы, так как они более открыты для восприятия нового.

В типологии Майерс – Бриггс эти типы называют воспринимающими.

Напомним, что Аушра Аугустинавичюте еще называет эти типы шизотимами и циклотимами, согласно теории Э. Кречмера.
Действительно, у иррационалов более выражены жизненные циклы, взлеты и падения.
Жизнь рационалов обычно более ровная, планомерная, без ярко выраженных циклов.

А. Аугустинавичюте пишет об этом так:
«Почему циклотимы кажутся импульсивными, а К. Г. Юнгом назывались даже иррациональными? Потому что их движения, поступки и эмоции всегда следствие каких-то чувств, какого-то душевного состояния. Ответ на появившееся чувство комфорта, дискомфорта, спокойствия или неуверенности. Циклотимы реагируют не на поступки и эмоции, а на этими поступками вызываемые чувства. Поэтому их реакции плавные, приспособленные к ситуации, но заранее не обдуманные.
Шизотимы реагируют на эмоцию эмоцией, на поступок поступком, сразу. Реагируют разумно, обдуманно. Поэтому кажутся более строгими, решительными, «рациональными», их движения более быстрые и угловатые, эмоции более резкие и холодные.
Чувство для шизотима – следствие поступка, а не его причина… У циклотима поступки импульсивны, являются приспособлением к реальной ситуации и своим собственным чувствам.


Можно сказать, что циклотим действует, когда ему нужно выйти из какой-то ситуации, какого-то состояния, а шизотим – наоборот, когда нужно создать какое-то состояние, какое-то самочувствие. Например, циклотим готовит еду, чтобы покончить с неприятным чувством голода, а шизотим – чтобы в результате приобрести приятное чувство сытости. Интересно, что чувство голода на настроении циклотима отражается гораздо сильнее, чем на настроении шизотима: голодный шизотим может дольше спокойно ждать, чем циклотим» [3].

Рациональные склонны планировать свою жизнь, если что-то нарушает их планы, то они ощущают дискомфорт. Бывает, что рациональный уже с утра запланировал, что приготовит на ужин.
Иррациональный будет думать, что приготовить, когда захочет есть, меньше доверяет планам, бывает, что каждый день начинает новую жизнь.
Если вы хотите пригласить рационала в кино, надо его предупредить заранее, чтобы он успел настроиться, иррационалу же лучше сказать: «идем сейчас», иначе у него до похода могут несколько раз смениться планы. Если у рационала много дней до экзамена, он может распределить материал и все дни что-то учить, иррационал все равно будет учить все в последние день-два. В связи со всем сказанным, об иррационалах может сложиться впечатление как о необязательных людях, но это не так. Иррационалу несколько труднее, чем рационалу, выполнять последовательно все обязательные вещи одну за другой, но помнить о своих обязательствах и выполнять их – свойство развитого, воспитанного человека, а не типа личности. Здесь не следует путать типологические и общечеловеческие свойства.

Н. Р. Якушина сравнила иррациональные типы с иррациональными числами, которые трудно просчитать. Она отмечает [37], что рациональные в трудных ситуациях сосредоточиваются на одном, меняют не столько систему аргументации, сколько силу натиска. Иррациональные же находятся в режиме «сканирования», поиска.

Максимальный творческий подъем у иррациональных бывает, когда надо найти выход из затруднений, моральных или денежных. Это специалисты по выходу из созревшей ситуации.

Рациональные – специалисты по входу в ситуацию, для них характерна заблаговременная подготовка.

Движущая сила рациональных – разум, они чаще обдумывают, раскладывают по полчкам, а движущая сила иррациональных – впечатление, они чаще доверяют ощущениям, видению возможностей.

Рациональные типы имеют, как правило, одну цель.У них всегда имеется широкий спектр методов, которыми они добиваются поставленной цели.

Иногда несколько методов используют параллельно, изобретают и новые. Любая новая цель требует освоения в виде изобретения нескольких способов ее достижения, поэтому принимается с трудом. Для переключения на нее нужно время. Если цель достигнута или потеряла актуальность, например, забота о выросшем ребенке, а другая цель еще не ассимилирована и не обросла способами ее достичь, то может появиться чувство бессмысленности существования человек может ощутить себя ненужным, никчемным. Потеря цели вызывает растерянность.

Иррациональные типы ставят себе множество целей, легко переключаясь с одной на другую, исключая одни и включая другие. Цели классифицируются, ревизуются, меняются по разным причинам. Методы их достижения неосознанны и непосредственны. Человек старается одним методом добиться нескольких целей. Ему нравится несколько дел сделать «заодно».

Он видит и старается не упускать побочные результаты своей деятельности. Чувство беспомощности может появиться, если имеющимися средствами не удается «накрыть» основной массив имеющихся целей.

Иными словами, для рационала – если уж есть цель, так ее непременно надо достичь, для этого и методы изобретают. Рационалы чаще проявляют последовательность и целеустремленность. Для иррационала всегда есть множество целей, какой-нибудь да достигнет, «не догнал, так разогрелся». Методы изобретать ни к чему: ко всем целям сразу не изобретешь. Из-за этого иррациональные кажутся менее собранными, чем рациональные, недостаточно дисциплинированными. Но это не совсем так. Иррациональные не меньше трудятся, чем рациональные, и их труд не менее результативен. Рациональный подход к жизни ничуть не успешнее иррационального, сама по себе дисциплина – еще не гарантия успеха, необходимо и внимание к жизни во всех ее проявлениях. Каждый подход успешен по-своему. Здесь каждый выбирает для себя.

Характерно, что на вопрос, есть ли у вас мечта, рациональный с определенностью отвечает, что есть. В то время как иррациональный будет думать, вспоминать, может сказать, что их несколько, но так, чтобы «одна, но пламенная страсть», обычно не бывает.

Еще замечено, что иррационал с легкостью может читать несколько книг параллельно, или одну, но с конца.

В. В. Гуленко отмечает [39] такие особенности рационалов: равномерность в работе, движения несколько механистичные, предсказуемость реакций, закрепляются на достигнутом уровне. Рационалы более последовательны, чем иррационалы, более связно излагают мысль. А вот характерные черты иррационалов: движения более сглажены, как будто нет жесткого стержня, волнообразный внутренний ритм, естественность, пластичность, реакции зависят от эмоционального состояния. Иррационалы не фанатичны, подхватывают новые веяния, рассказывая о чем-то, могут отвлекаться на ассоциации.

Таблица 6               Различия рационалов и иррационалов

Параметры

Рациональные

Иррациональные

Планирование

Предпочитает возможность спланировать свою работу и работать по плану

Обычно лучше приспосабливается к меняющимся ситуациям, корректирует план

Принятие решений

Стремится заранее принять решение по каждому этапу. Оберегает принятое решение

Формирует промежуточные решения по ситуации. Корректирует их в процессе выполнения

Характерные поговорки, фразы

«Капля камень точит», «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца»,

«Ну, подведем итоги»

«Куй железо, пока горячо», «Оставить впредь до выяснения»,

«Там видно будет»

Образ действий

Ритмично, стабильно

В меняющемся ритме

Последовательность действий

Делает последовательно одну работу за другой

Любит делать несколько дел сразу, параллельно

Реакция на смену обстоятельств

Может не обратить внимания на обстоятельства, на которые нужно было бы отреагировать

Обращает внимание на новые обстоятельства и своевременно реагирует, если нужно

Жизненная позиция

Старается обеспечить стабильность, предсказуемое будущее

Лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности

Чтение книг

Читает книги от начала до конца, одну за другой

Может читать несколько книг параллельно

Достижение целей

Знает, как использовать традиции и правила для достижения целей

Умеет использовать меняющиеся обстоятельства для достижения целей

Отношение к целям и методам

Охотнее подбирает методы

Охотнее выбирает цели

Выбивает из колеи

Потеря цели

Недостаток средств

Гибкость

Старается придерживаться принятых взглядов

Гибко корректирует оценки по ситуации

 

Рационального угнетает ожидание случая, он предпочитает запланированные действия. Про его позицию, в крайнем случае, можно сказать: «Не мытьем, так катаньем».
Иррационального угнетает ежедневное и планомерное исполнение обязательных действий, которые совсем не обязательно ведут к удаче и при этом отвлекают внимание, мешают замечать изменения ситуации.

Непонимание может упираться даже в такое: один считает, что работать нужно непременно за письменным столом, и заставляет так же поступать другого. А тому и на коленке прекрасно пишется, стол его угнетает, лишает вдохновения. Просто каждому свое, не следует никому навязывать свои методы, иначе один другому кажется несобранным, а второй первому – занудой.

Плодотворное сотрудничество возможно, когда оба ценят, что для дела нужны одновременно и высокая восприимчивость, и последовательность в выполнении планов. При этом партнерам необходимы взаимное уважение, достаточная свобода и отсутствие давления друг на друга. Отношения между такими разными людьми будут складываться очень хорошо, когда у них есть общая цель. Их может объединять важное для обоих дело, или идея, или взаимное стремление к радостям жизни, или обеспечение благополучия и достатка,– цели могут быть разными, сколько людей, столько мнений. Здесь важно, что цель общая. Пара оказывается очень эффективной в ее достижении, так как один будет выбирать методы, ведущие к успеху, а другой постарается увидеть открывающиеся возможности.

Здесь уместно поговорить о шаблонах в воспитании и самовоспитании. Пара рациональных функций (логика – этика) ориентируется на нормы, наработанные обществом. Это необходимо для передачи опыта, накопленного в социуме. Иррациональные функции (интуиция – сенсорика) ориентированы непосредственно на мир, чтобы человек не терял связь с реальностью. Как рациональный, так и иррациональный подход необходим человечеству. Нужны и передача опыта (чтобы не повторять ошибок), и восприятие нового (для развития). Для выживания каждого биологического вида необходимы как механизм наследственности, так и механизм изменчивости. Поэтому, хотя признаки рациональность – иррациональность не являются дополняющими для конкретных людей, оба они необходимы обществу, один не может существовать без другого, это привело бы к катастрофическим последствиям.

Однако, каждый человек должен выбрать свой путь в жизни, понять, чем именно он ценен, не доверять слепо чужому опыту, не ориентироваться только на догмы учителей и воспитателей. Если провести аналогию с «Puzzle», то, конечно, собирать картинку по шаблону проще, чувствуешь себя увереннее. Но в жизни шаблон ведь всегда из прошлого. Будущее может иметь в виду совсем другой рисунок. И для нас важно не потерять себя, не упустить свои возможности и раскрыть полностью собственную индивидуальность.

 

Внешние различия рационалов и иррационалов

А. Аугустинавичюте пишет о внешних различиях этих типов: «Шизотима от циклотима в какой-то мере можно отличить по сложению и особенно по движениям. Шизотимам, если они даже набирают лишний вес, присуща какая-то сухопарость. Циклотимам и тогда, когда они худые – мягкость и закругленность линий. Особенно мягкость линий лица. Что касается движений, то у шизотимов они фиксированы. От угловатых и прыгучих до как бы скользящих. Однако в «скольжении» чувствуется скованность, оно негибкое. У циклотима движения мягкие, всегда более или менее импульсивные» [3]. То же можно сказать о мимике и об эмоциях: эмоции циклотима гораздо более импульсивны, менее управляемы, чем эмоции шизотима.

Н. Р. Якушина отмечает особенности речи рационалов и иррационалов. Рациональные говорят, словно по полочкам раскладывают, мысли излагают последовательно, слова дискретные, четкий ритм речи. Иррациональные говорят более плавно, слитно, меняют темп речи, могут перескакивать с одной мысли на другую. Среди дикторов радио и телевидения больше рационалов.

Внешние отличия рационалов и иррационалов хорошо видны на портретах:

            

Рис. 7. И. Н. Крамской. Неизвестная                                                                    Рис.8.  Э. Мане. Берта Моризо

 

Особенности совместимости рациональных и иррациональных типов

Рациональность – иррациональность не дополняющий признак. Различие по этому параметру воспринимается наиболее остро: люди этих типов отличаются друг от друга мышлением, поведением, образом жизни. Партнерам часто не хватает взаимопонимания, слишком уж разные у них способы существования на земле. В крайнем варианте про позицию иррационального можно сказать: «Судьба придет, на печке найдет». Такая позиция непонятна рациональному, он может не успеть понять, что это его судьба, быстро сориентироваться и схватить свою синюю птицу.

Плодотворное сотрудничество возможно, когда оба ценят, что для дела нужны одновременно и высокая восприимчивость, и последовательность в выполнении планов. При этом партнерам необходимы взаимное уважение, достаточная свобода и отсутствие давления друг на друга. Отношения между такими разными людьми будут складываться очень хорошо, когда у них есть общая цель. Их может объединять важное для обоих дело, или идея, или взаимное стремление к радостям жизни, или обеспечение благополучия и достатка,– цели могут быть разными, сколько людей, столько мнений. Здесь важно, что цель общая. Пара оказывается очень эффективной в ее достижении, так как один будет выбирать методы, ведущие к успеху, а другой постарается увидеть открывающиеся возможности.

Здесь уместно поговорить о шаблонах в воспитании и самовоспитании. Пара рациональных функций (логика – этика) ориентируется на нормы, наработанные обществом. Это необходимо для передачи опыта, накопленного в социуме. Иррациональные функции (интуиция – сенсорика) ориентированы непосредственно на мир, чтобы человек не терял связь с реальностью. Как рациональный, так и иррациональный подход необходим человечеству. Нужны и передача опыта (чтобы не повторять ошибок), и восприятие нового (для развития). Для выживания каждого биологического вида необходимы как механизм наследственности, так и механизм изменчивости. Поэтому, хотя признаки рациональность – иррациональность не являются дополняющими для конкретных людей, оба они необходимы обществу, один не может существовать без другого, это привело бы к катастрофическим последствиям.

Однако, каждый человек должен выбрать свой путь в жизни, понять, чем именно он ценен, не доверять слепо чужому опыту, не ориентироваться только на догмы учителей и воспитателей. Если провести аналогию с «Puzzle», то, конечно, собирать картинку по шаблону проще, чувствуешь себя увереннее. Но в жизни шаблон ведь всегда из прошлого. Будущее может иметь в виду совсем другой рисунок. И для нас важно не потерять себя, не упустить свои возможности и раскрыть полностью собственную индивидуальность.

 

Виды деятельности для рационалов и иррационалов

По рекомендациям В. В. Гуленко [25] мы составили таблицу:

Рационалам поручайте задачи

Иррационалам поручайте задачи

планомерные, регулярные, предсказуемые по срокам

разнообразные по подходам, мало предсказуемые по срокам

требующие систематичности, последовательности

содержащие элемент стихийности, требующие, смекалки, наблюдательности, гибкости

предполагающие или допускающие упорядочение

возникающие в экстремальных и кризисных ситуациях

 

Характерные понятия для признаков рациональность – иррациональность

Рациональность

Иррациональность

систематический

планомерный

решение

пунктуальный

постоянный

аккуратность

осторожность

закономерность

последовательно

импульсный

спонтанный

возможности

гибкий

динамичный

непринужденность

безмятежность

случайность

параллельно

Кроме того:

Рациональные: порядок, иерархия, подготовить, преднамеренно, неоспоримо, обдуманно, инерционность, парадигма, очевидный, организованный, вышеуказанный, как ранее говорилось, как было обещано, подытожить, предписание, зарезервировать, обремененный, преемственность, заготовка, «семь раз отмерь», консервативный, традиции, выверенный, подготовить решение, сделать вывод.

Иррациональные: авантюра, внезапно, в то же время, попутно, между делом, несмотря на, имея в виду, кроме того, спорадический, всплеск, озарение, взрывной характер, импровизация, экспромт, находчивость, воспламениться, мозговой штурм, фривольный, новаторский, генерация, образ, переменчивый.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


www.socionics.ru

Иррациональный человек — Википедия. Что такое Иррациональный человек

«Иррациона́льный челове́к» (англ. Irrational Man) — американский детективный фильм-драма режиссёра Вуди Аллена, снятый им по собственному сценарию в 2015 году. В главных ролях — Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Паркер Поузи и Джейми Блэкли.

Сюжет

Действие происходит в небольшом университетском городке, расположенном в американском штате Род-Айленд. Профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) находится в состоянии экзистенциального кризиса. Он до такой степени разочаровывается в жизни, что даже пробует играть в «русскую рулетку». Постепенно у Эйба начинают завязываться отношения со студенткой Джилл Поллард (Эмма Стоун), несмотря на то, что у неё уже есть бойфренд, которого зовут Рой (Джейми Блэкли). На какое-то время Эйбу удаётся приостановить этот роман и уговорить Джилл остаться друзьями. В этот период он оказывается в романтических отношениях со своей коллегой, преподавательницей Ритой Ричард (Паркер Поузи) — замужней женщиной, которую не устраивает её брак[2][3][4].

При этом Эйб продолжает встречаться с Джилл. Во время одной из таких встреч в ресторане они случайно подслушивают грустную историю женщины, беседующей за соседним столом со своими друзьями. Она говорит о том, что может потерять право опеки над своими детьми, поскольку её бывший муж подал в суд, а судья — хороший приятель его адвоката. И тут Эйбу приходит в голову идея в духе «Преступления и наказания» Достоевского: если удастся сделать так, чтобы эта женщина не рассталась со своими любимыми детьми, то жизнь будет лучше, а для этого надо убить судью, ведущего это дело.

Эйб начинает тщательно планировать преступление, полагая, что впоследствии будет невозможно вычислить, кто его совершил[4][5]. Однако, после совершения убийства, Джилл, сопоставив факты, понимает причастность Эйба и после обвинения полицией невиновного предлагает ему прийти с повинной. Чтобы скрыть правду, Эйб пытается устранить Джилл, но сам же и попадает в подстроенную им западню.

Все действия в фильме сопровождаются философскими рассуждениями Эйба, которые с самого начала определены им как «вербальная мастурбация».

В ролях

Эмма Стоун, Вуди Аллен и Паркер Поузи на Каннском кинофестивале 2015 года

Премьера и прокат

Мировая премьера фильма «Иррациональный человек» состоялась в рамках внеконкурсной программы Каннского кинофестиваля 16 мая 2015 года[2][6].

Прокат фильма в США начался 17 июля 2015 года[4].

Прокат фильма в России начался дистрибьютором «Централ Партнершип» 13 августа 2015 года[7].

Критика

Фильм получил смешанные отзывы кинокритиков. На сайте Rotten Tomatoes его рейтинг составляет 42 % на основе 158 рецензий, со средним баллом 5,4 из 10[8]. На Metacritic фильм имеет рейтинг 53 % на основании 43 рецензий[9].

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Человек иррациональный — Энциклопедия по экономике

Стереотипы часто делают поведение человека иррациональным, нелогичным для внешнего наблюдателя, имеющего другие стереотипы.  [c.47]
Мнение аудитора зависит от его интересов. Аудитор — человек, и у него всегда есть свои профессиональные, моральные и материальные интересы. Более того, именно потому, что аудитор человек, его интересы иногда могут приобретать иррациональный характер. Во всяком случае, профессиональные и моральные интересы требуют от аудитора полной объективности в выводах, независимости в суждениях. Напротив, материальные интересы и иррациональные мотивы могут соблазнить аудитора на выбивание слишком большого гонорара, получение подарков, каких-то иных знаков внимания со стороны заинтересованных лиц, правда, можно надеяться и на совесть аудитора. Если человек, — говорит странник у М. Е. Салтыкова-Щедрина, — сам свое прежнее непотребство восчувствовал, так навряд и палач его столь наказать может, сколько он сам себя изнурит и накажет . Однако пробуждение совести случается намного реже, чем хорошая аудиторская проверка.  [c.391]

Длинный список иррационального и аномального поведения человека в определенных специфических ситуациях не должен смутить нас уместной задачей для понимания фондовых рынков является не столько понимание данных иррациональностей, сколько изучение того, как они укрупняются и формируют сложную, долговечную, повторяющуюся и тонко организованную среду рынка. Данное расширение заставляет нас уйти от описания индивида в пользу исследования внезапно возникающих коллективных поведений. Рынок обладает массой особых качеств, защищающих его от переноса иррационального поведения индивидов на цены. В других случаях, объединение может переименовать эту иррациональность в то, что мы будем называть «спекулятивными пузырями».  [c.145]

Эмоциональные игроки хотят получить верную прибыль и отказываются от выгодных операций, связанных с неопределенностью. Они идут на рискованные игры, чтобы избежать неизбежных потерь. В природе человека заложено свойство получать прибыль быстро и оттягивать момент расплаты. Иррациональность поведения увеличивается, когда люди оказываются под давлением. Согласно доктору Шапиро «ставки с большой выплатой больше в последних двух забегах дня».  [c.147]

Для современных концепций благосостояния в общем и целом характерно отбрасывание этически ориентированного взгляда на мотивацию. Причина невосприимчивости к этике со стороны экономической теории, в частности теории благосостояния, объясняется тем, что в рамках господствующих представлений поведение человека, по крайней мере, в экономических вопросах, может быть с высокой степенью точности описано как максимизация собственного интереса. Но достаточно спорно предположение, что любое отклонение от максимизации собственного интереса является свидетельством иррациональности. И, к слову сказать, использование допущения об эгоистическом поведении резко снижает ценность прогностической экономической теории.  [c.91]

Человек в рамках воззрений немецкой исторической школы представляет собой существо, подверженное внешним влияниям и движимое одновременно и эгоистическими, и альтруистическими мотивами. На его поведение оказывают несомненное воздействие культурные ценности, и под их влиянием в области хозяйственной деятельности к собственному интересу добавляются еще два, гораздо более благородных мотива хозяйственного поведения чувство общности и чувство справедливости. Существенной характеристикой социологического человека является иррациональность поведения. Наверно, следует согласиться, что человек часто действует иррационально под влиянием страха, плохо осознанных устремлений и давления со стороны общества.  [c.146]

Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность. В XVI в. последователей практической этики кальвинизма называли методистами за создание строгого метода всего поведения, который преследовал две задачи освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния природы и мира вещей, подчинение жизни плановому стремлению постоянный самоконтроль и активное самообладание. Смысл профессио- Если категоРии призвание и профессиональной деятельности нальный долг выражают отношение человека к своему делу, то проблема смысла профессиональной деятельности порождается взаимодействием людей в обществе и в упрощенном виде может быть сформулирована как вопрос Для кого человек должен трудиться Варианты ответа 1) на благо будущих поколений 2) ради себя и своего материального благополучия 3) для других членов общества. Адам Смит  [c.53]

Бюрократическая модель организации, которая аналогична предыдущей. Ее характерная черта — рационализация поведения человека в коллективе. М. Вебер разработал эту модель с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях. Рационализация достигается за счет стандартов, однозначности, точности установок, четкой субординации.  [c.18]

Что является побудительным мотивом покупки того или иного товара Мы уже знаем, что таким мотивом является прежде всего наличие потребности, осознанной человеком нужды в чем-либо. Противоречие между имеющимся и необходимым (или кажущимся человеку необходимым) побуждает индивидуума к деятельности по устранению этого противоречия. В условиях рыночной экономики это противоречие может быть устранено посредством покупки нужного товара. Как же «заставить» человека купить такой товар, который удовлетворял бы его разумные потребности, и «отвратить» от покупки товара, удовлетворяющего иррациональные потребности -  [c.146]

Возникает возрос, является ли экономическая деятельность человека всегда логичной, рациональной и предсказуемой Как показывает практика, экономическая деятельность человека достаточно разумна иначе отсутствие рациональности, сенсорного и ментального опыта не позволили бы создать нынешний уровень экономического развития. В то же время принимаемые человеком экономические решения бывают порой иррациональны, алогичны. Причину такого поведения частично можно объяснить недостатком опыта, знаний, влиянием каких-либо негативных факторов, но многое здесь зависит и от психологических особенностей человека.  [c.106]

Иррациональность, алогичность, малая предсказуемость менеджера определяется заложенными в человеке психологическими компонентами. В то же время степень проявления данных свойств зависит от состояния социально-экономической среды, окружающей человека. К сожалению, реально проявляемые людьми иррациональность и непредсказуемость явно превышают тот уровень случайных, неожиданных действий, которые заложены природой в форме команд в наше подсознание Обретая сознание, человек повысил уровень своей непредсказуемости так, поведение человека во время войн, экономических кризисов, стихийных бедствий — яркий тому пример. Поэтому очень важно на современном этапе развития общества научиться управлять и корректировать линию своего психологического, социального и экономического поведения, т.е. формировать оптимальную модель личности менеджера.  [c.106]

Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное, поскольку без него себя не может мыслить современный человек, и в попытках управляемости и понятности окружающего мира он находит успокоение. Но иррациональное в мифе еще важнее, поскольку затрагивает в человеческой душе те «болевые» точки, которые находятся вне сознания человека, вне его рационализма.  [c.557]

Хлеб, помимо указанного, должен включить в себя еще и все то, что требуется для произрастания этого злака (плодородная земля, тепло, дожди и т.п.), бесконечность других причин и следствий, связанных не только со значимостью хлеба для человека, а также возможное влияние сегодняшнего дождя на прошлогодний урожай — обязательное иррациональное и трансцендентное содержание его сущности (см. п. 2.4.4).  [c.308]

В анкете вопросы формулировались так Если у вас есть стремление добиться успеха на работе, то чего вам лично не хватает сейчас для этого и Что в работе человека является для вас наиболее важным, чтобы считать, что его трудовая жизнь складывается успешно . Основываясь на данных табл.1.4 и 1.5, можно сказать, что в условиях иррационального развития эко-  [c.21]

Один из видов индивидуально-психологического тренинга — так называемая психодрама, основанная на повторном переживании негативных ситуаций из своего прошлого, ставших виновниками психологических травм, когда человек осознает причину своего внутреннего дискомфорта. Далее с помощью тренера устраняется вскрытая причина, и герой психодрамы проживает ту же ситуацию уже без негативных эмоций, получая удовлетворение в избавлении от иррациональных источников негатива.  [c.283]

Мозговая атака — команда, работающая над предполагаемым названием (обычно пять человек), просматривает всю собранную информацию и уточняет данные с помощью дополнительных вопросов. После этого компания проводит мозговую атаку . Во время заседаний выслушивается любая, самая иррациональная идея или проект. (Известно, что некоторые первоначально неудачные идеи в конце концов становятся лучшими.)  [c.316]

Если говорить о склонности человека к риску, то это категория чисто психологическая. Стремление избегать его порой может носить даже иррациональный характер и противоречить холодному расчету. Научные эксперименты показывают, что люди вольно или невольно обрекают себя на убыток больший, чем следовало, получая в обмен замешенное на надеждах обманчивое ощущение, что они меньше рискуют.  [c.92]

Управление как рациональный учет действующих вероятностных закономерностей вовсе не означает обоснования только цифрами и формулами. Рационально, расчетливо и обоснованно человек можно использовать даже самые иррациональные инструменты. Например, свою интуицию.  [c.101]

Тем не менее микроэкономика основывается на предположении о рациональном поведении отдельного человека. В защиту данной предпосылки выступают следующие обстоятельства. Первое — как правило, нерациональное поведение бывает многовариантным, а рациональное — однозначным. В связи с этим очевидно, что предсказывать поступки (решения, выбор) нерациональных индивидуумов очень трудно. Их поведение находится за рамками (пределами) науки, в том числе и микроэкономики. Второе — пока еще ни один из значимых выводов микроэкономической теории не был опровергнут иррациональным поведением тех или иных хозяйствующих субъектов.  [c.8]

Забота о душевном здоровье предполагает необходимую заботу и о психическом состоянии. Ухудшение психического состояния проявляется наиболее наглядно в душевном дискомфорте. Жизнь гнетет, в мыслях — пустота, бесцельность и иррациональность. Уставший и апатичный человек уходит в себя и больше не может интересоваться другими. Если такая ситуация продолжается долго, есть опасность, что психическое равновесие будет полностью потеряно. Поэтому представляется важным, чтобы расстройства в психике были выявлены уже на ранней стадии, тогда не потребуется длительного лечения.  [c.212]

В этом обшем порабощении человека участвуют реклама, средства массовой информации, государство с его политикой контроля за всеми сторонами общественной жизни. В результате наступает стирание классовых различий в образе жизни людей. Люди перестают воспринимать свою индивидуальность как на уровне личности, так и на уровне социального слоя. Иррациональность современного общества стала рациональной и перестает восприниматься людьми. Отчуждение ими больше не замечается, несвобода их больше не угнетает. Люди узнают себя в окружающих их предметах потребления, находят свою душу в своем автомобиле, стереосистеме, квартире с разными уровнями, кухонном оборудовании 2.  [c.294]

В марксистской теории часто встречается понятие иррациональной цены, под которой понимается цена блага, не являющегося результатом труда. Например, земля — естественный дар природы, но ее продают и покупают. Или труд человека, который имеет цену — заработную плату иррациональность цены труда заключается в том, что стоимость труда определяется самим трудом (масло масляное), тем не менее труд имеет цену, раз он покупается и продается. В какой степени категория иррациональной цены характерна для неоклассической школы И характерна ли вообще А может, в неоклассической теории вообще нет деления цен на иррациональные и нормальные  [c.197]

Говоря об иррациональном поведении, можно вспомнить историю о человеке, который проезжал мимо сумасшедшего дома и у него спустило колесо. Когда он выбрался из машины, чтобы поставить запасное колесо, один из обитателей этого заведения подошел к забору и стал наблюдать за ним. Автомобилист открутил гайки и аккуратно ссыпал в отвинченный колпак, который затем по-  [c.59]

В первобытнообщинной, рабовладельческой и феодальной общественно-экономич. формациях Т. п. было ограничено. При капитализме произ-во товаров приобретает всеобщий характер. Товаром становится личный фактор произ-ва — рабочая сила, способность человека к труду. В товарный оборот вовлекается всеобщее естеств. условие произ-ва и труда — земля, причём цена этого необычного товара представляется в иррациональной форме в виде капитализированной земельной ренты. Товарно-денежные отношения становятся, т. о., имманентной формой движения капитали-стич. способа ироиз-ва (см. в ст. Капитал).  [c.146]

Когда доходило до спекуляций, европейских инвесторов не приходилось уговаривать или учить. Они столетиями шли на любые безумства ради денег. Французы и англичане больше всех других питали слабость к схемам, обещающим быстрое обогащение. Как игрок в кости перед броском дает их на счастье подержать красотке, так спекулянты обеих стран прибегали к разнообразнейшим иррациональным приемам, чтобы выиграть наверняка. Спекулянт должен угадать, в каком направлении двинется американский рынок облигаций — вверх или вниз. Обычно пытающиеся угадать часами пялились на графики, изображающие прошлую динамику цен на облигации. Как и с чернильными пятнами в тесте Роршаха, необычные формы на графиках, похожие на силуэт человека, что-то такое тайно нашептывали созерцателям кривых. И тогда графолог — так они себя называли — брал линейку и карандаш и начинал чертить будущее движение цен на облигации, мечтая о том, чтобы прошлое точно повторилось в будущем. И вот чудо из чудес — на рынке быков они всегда угадывали, что рынок и дальше будет расти.  [c.113]

Выделение иррациональных мотивов в поведении предпринимателя привело среди прочего к признанию ограниченности понимания поведения человека как рационального максимизатора полезности, каким он представлен в рамках маржиналистского анализа, и дальнейшей разработке данной проблемы. Правда, она стала исследоваться в рамках таких наук, как экономическая социология и экономическая психология1.  [c.89]

Впервые понятие призвание в светском значении применил Мартин Лютер при переводе Книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова . Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для Лютера отношение к труду как призванию противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям. Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь . Однако призвание — это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке. С этой трчки зрения нет принципиальной разницы между трудом капиталиста, наемного работника, администратора, управляющего и любого другого. В определении призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии этический смысл. Призвание од-  [c.52]

Следует заметить, что все модели человеческого поведения, использованные в разнообразных учениях об экономической жизни общества, обязательно строились на представлениях о человеке как субъекте экономической жизни и его социальных качествах. Эти представления порой либо упрощались до известной модели homo e onomi us Адама Смита, где из всех человеческих качеств оставалось лишь стремление к материальной выгоде, либо чрезмерно усложнялись, как, например, в психоаналитической модели иррационального, раздираемого страстями и инстинктами индивида-одиночки. Однако если системообразующим концептом в теории социально-экономических систем остается конкретный эмпирический индивид и его поведение, то общие закономерности социального управления оказываются независимыми по отношению к содержанию и инструментальному оформлению человеческой деятельности. Что касается специфических особенностей поведения субъектов управленческой деятельности, то они определены условиями организации общественного производства, т. е. совокупностью действий элементов институциональной системы менеджмента организации.  [c.77]

При этом очень распространенным сценарием возвышения лидера является вариант Золушки. Для Америки — это путь ог чистильщика обуви в миллионеры, в советское время обязательным был процесс происхождения из низов. Нам представляется, что основным мотивом закрепления такого сценария является отнюдь не притягательность для каждого возможности повторения этой роли. Более важен элемент чудесного возвышения при этом, ведь это дается единицам из миллионов. Интересно, что психолог Отто Ранк проследил еще более иррациональный сценарий, характерный для примитивных обществ. В них лидером во времена кризиса становится иностранец, чужой «будучи чужаком, он снимает этот опасный груз с плеч сообщества, будучи иностранцем, он делает эту странную иррациональную силу более приемлемой. В то же самое время, как это было с Иисусом, Жанной д Арк и другими историческими фигурами, приняв эту власть незаконно, чужак, как священный король после истечения его срока царствования, преждевременно удаляется со сцены действия»13. В другом месте О. Ранк говорит о подобном сюжете в жизни многих народов, подчеркивая тот факт, что в своей стране герой был простым человеком, в другой он становится лидером. «Поскольку история зафиксировала подобные судьбоносные события в приходе Иисуса, еврея, ставшего основателем христианства, или Наполеона, корсиканца, который стал хозяином иностранной державы континента, мы можем признать, что мистические традиции, изобилующие такими «счастливыми историями», должны отражать некую правду»14. В этот список можно до-  [c.184]

Отличается последний транс к Абсолюту тем, что он необходимо должен быть иррациональным (чуждым разуму, а значит, не подчиняющимся закономерности), так как все всеединства мира уже учтены в понятии вселенная (а всеединство — последнее доступное разуму понятие), и дальнейшее разумное углубление понятия вселенной в расширении понимания мироздания человеком поэтому ничего не даст, а углублять (так как вселенная, как мы видим, не объемлет всего мироздания) надо, значит, углубление может быть только иррациональным, значит, последний транс должен быть еще и трансцендентным (не доступным осознанию). Такими же качествами, следовательно, обладает и результат последнего транса, а также всей редукции — Абсолют (Бог).  [c.270]

Такое философски доскональное обоснование необходимости существования Бога совершенно не обязательно для человека после божественного касания сердца (см. п. 2.6). Ему достаточно фактов из непосредственной его жизни, необъяснимых с позиции разума, чтобы поверить в существование стоящего над ним трансцендентного Нечто — Бога.0 Понять же Его даже достойный этого желания праведный человек может только с Его помощью. Причем путь к пониманию может сопровождаться жестокими испытаниями и ужасными страданиями, как, например, в случае Иова [Книга Иова из Ветхого Завета]. Бог показывает Иову иррациональность таинственных, стихийных, Божественных энергий в ответ на его требования (звучащие на выстраданной грани кощунства ( Иное богохульство угоднее Господу, чем хвала (М. Лютер))) законной справедливости и рациональной понятности Провидения [34]. И только в последние минуты агонии духа открывается высшая реальность (как было у Будды, Заратустры) — Иову открылся Господь, и все вопросы отпали сами собой, но выразить словами то, что он при этом постиг, он уже не мог (А. Мень).  [c.271]

Здесь опять хочется вернуться к оценке степени абсолютоподобностй понятия субъективное Я , обратив внимание на то, что ему (как и Абсолюту) присущи свойства трансцендентности и иррациональности. Действительно, попытка понять, с чем конкретно связано предельно достоверное для нас своею очевидной реальностью ощущение, которое мы называем Я сам (моя самость, как говорят некоторые философы), неожиданно наталкивается на непреодолимые трудности. Оказывается, что Я (так же как и Бог) везде и нигде — вот центр мистики Я (и Бога) — фундаментальная антиномия имманентности и трансцендентности Я (очевидности и непознаваемости Я). Паскаль открыл эту антиномию, не погружаясь в себя, а посредством любви тот, кто любит кого-нибудь за его красоту, любит ли он его Нет, так как оспа, не убивая самого человека, уничтожит красоту, и любовь к нему прекратится. И если меня любят за мои суждения, за мою память, любят ли меня самого Нет, ибо я могу утратить эти качества, не утратив самого себя. Где же это мое Я , если оно ни в теле, ни в душе . Таким образом, самость ( душа ) не пространственно-временной объект, она не считается тварной и в Библии Бог не сотворил ее, а вдунул в сотворенное тело, она трансцен-дентна (так как богоподобна).  [c.271]

Бог — Трансцендентное (выходящее за пределы человеческого сознания), Иррациональное (невыразимое в понятиях и суждениях) Нечто, Которому, значит, не соответствует никакая, даже примитивная аналогия, про Которое можно только сказать, что Оно -— Самое (в смысле крайней степени), в Котором как-то трансцендентно, иррационально существует Что-то, воспринимаемое человеком как Творческое (в смысле создава-тельное и в духовной и в материальной (и в любой другой ) сферах) Начало Бога, называемое в христианстве Бог-Отец.  [c.306]

В частности, такие социально-демографические параметры, как возраст и пол. С изменением возраста меняется состояние здоровья, профессионализм, мотивация, ценностные ориентации, потребности и запросы, активность, тип поведения. Полученные данные социологических опросов свидетельствуют, что в условиях иррациональной экономики молодежь демонстрирует целерациональное поведение, когда человек ставит перед собой ясную цель и использует соответствующие средства для ее достижения. Люди старшего возраста склонны к традицион-  [c.21]

Справедливости ради следует заметить, что термины логическое и нелогическое поведение , остатки и производные в дальнейшем практически не использовались в социологии, однако сам паретовский анализ данных явлений внес значительный вклад в понимание важной роли иррациональных факторов в человеческом и социальном поведении. К тому же многие замечания Парето можно прямо использовать как практическое пособие по массовой агитации и пропаганде. Один из его таких советов — извлекать выгоду из чувств, а не растрачивать энергию в тщетных попытках уничтожить их , и политик… должен быть человеком без предубеждений и при этом знать, каким образом извлекать выгоду из предубеждений других , — вызвал яростную критику со стороны К. Поппера, назвавшего данный совет великим секретом бунта против свободы .  [c.284]

Искусственное расходование экономического излишка предотвращав абсолютное перенакопление капитала, кризис сбыта в обществе в целом Но это только отсрочка, так как предотвращение этой возможной ката строфы происходит за счет усиления иррациональности всей капита листической системы, подавления прав человека и сверхэксплуатации стран третьего мира . Уже в 19S1 г., обобщая свои исследования в этом области, П. Суизи утверждает, что для современного капитализма нор мальным состоянием становится стагнация — сочетание медленной развития, растущей безработицы и хронически низкого уровня исполь зования производственных мощностей 1.  [c.306]

ЛОГИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Некоторые виды поведения называют иррациональными, или нелогичными. Однако прежде чем решить, логично ли человек поступает, нужно разобраться в том, что стоит за его поступками. Один философ сказал Девять десятых серьезнейших противоречий, возникающих в жизни, обязано своим происхожде-  [c.58]

Своего высшего развития Т. ф. достигает при капитализме, где товарно-ден. отношения выступают в качестве абс. и всеобщей формы хоз. деятельности. Т. ф. пронизывает всю систему производств, отношений бурж. общества, маскируя экономич. неравенство и эксплуатацию человека человеком. Силой, принуждающей рабочего к чрезмерному труду, представляются средства произ-ва, т. е. вещи, а не класс капиталистов, к-puii их (средства произ-ва) монополизировал как свою частную собственность. Превращение рабочей силы в товар и выплата заработной платы стирают грань между необходимым и прибавочным рабочим временем, и весь труд при капитализме представляется оплаченным. Эксплуатация наёмных рабочих в процессе произ-иа прибавочной стоимости вуалируется обменом эквивалентами менаду рабочими и капиталистами в сфере обращения. Прибыль, ссудный процент, предпринимательский доход и зем. рента, будучи продуктом эксплуатации наёмного труда, внешне выступают как порождение самих вещей прибыль как продукт средств пропз-im. процент — денег, зем. рента — земли. С наибольшей силой фетишизация капиталистич. произ-водстн. отношений проявляет себя в культе денег (см. Денежный фетишизм), выступающих в бурж. обществе всеобщей формой богатства, а также в капитале, осуществляющем движение в форме Д — Д1 и приносящем процент. Характеризуя ссудный капитал, Маркс писал, что здесь в е щ ь (деньги, товар, стоимость), как просто вещь, теперь уже является капиталом, а капитал представляется просто вещью… В // Л1 мы имеем иррациональную форму капитала, высшую степень искажения и овеществления производственных отношений (там же, т. 25, ч. 1, с. 431, 432), На основе функционирования капитала, приносящею проценты, возник и получил развитие фиктивный напитал, к-рый достиг в эпоху империализма колоссальных размеров. Движение титулов собственности (акций, облигаций п др. ценных бумаг) усиливает фетишизм капиталистич. производств, отношений.  [c.151]

В дуальных отношениях информация с сильного первого канала приходит на четвертый (слабый, безразличный к критике, но охотно принимающий помощь). Дуалы отличаются по признакам экстраверсия-интроверсия, этика — логика, сенсорика — интуиция. Но по признаку рациональность — иррациональность совпадают. Дуалы надежные партнеры в работе, в семье. В диалоге Платона Пир дается очень точное описание отношений полного дополнения, в которых партнеры с противоположными качествами уравновешивают психику друг друга Когда-то люди были не такими, как теперь… тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же, и у каждого на круглой шее два лица, глядевших в противоположные стороны. Страшные своей великой силой и мощью двуликие питали великие замыслы и посягали на власть богов . Зевс наказал гордецов, разрезав их на половинки и разбросав по всему свету. Итак, — продолжает Платон, — каждый из нас — это половинка человека рассеченного на две части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться. . В дуальных отношениях каждый чувствует себя более уверенным в своих силах жизнедеятельность наряду с комфортностью и защищенностью, характеризуется высокой эффективностью и результативностью. В таких отношениях нет споров из-за лидерства, они могут быть иерархичными или отношениями равных, но всегда приносящими удовлетворение, чувство самоценности и значимости.  [c.204]

economy-ru.info

что это такое, методики выбора, рациональность у мужчин и женщин

Рациональность — это термин, который объясняют самыми разными способами. Некоторые говорят, что это поиск уникального решения сложной проблемы, в то время как другие дают определение, означающее выбор правильного и наилучшего решения. Так что на самом деле обозначает рациональное мышление?

Значение рациональности

Определение термина «рациональность» условно делится на несколько критериев.

  1. В основном значение рациональности определяется как совокупность мыслей и действий, сопоставление внутренней картины и реальных действий человека. Простыми словами, рациональность обозначает обдуманность будущих планов и поиск простейшего пути к достижению результата.
  2. Второе значение используется для определения мудрости выбора. Если решение принято правильно, то результат будет достигнут быстро и без лишних затрат денег, моральных или физических сил. Это называют рациональным решением. Если результат был, достигнут с большими потерями, то это называют иррациональным решением.

Фактически каждое определение в каком-то смысле правильно. Рациональное мышление — это обдуманность дальнейших действий или сам результат, который был получен благодаря выбору правильного решения проблемы.

Рациональное решение люди принимают постоянно и используют для этого несколько методик.

  1. Рациональное мышление принимается исходя из положения самого человека. К нему относятся экономические, эмоциональные, психологические и социальные факторы. Совокупность всех критериев человеческой жизни позволяет выбрать наилучшее решение проблемы.
  2. Во время принятия решение люди опираются и на негативные последствия. Оптимальный вариант, можно назвать рациональным.
  3. В тех случаях, когда положительные или негативные последствия не могут быть определены, используется простая теория вероятности. Человек при этом делает выбор в пользу варианта, где шансом добиться результата больше, чем отрицательных последствий.
  4. Ещё один метод, это резкий выбор решения, который основывается на опыте жизни. Если раньше уже приходилось решать подобную проблему, человек, скорее всего, выберет похожий вариант развития событий для себя.

В некоторых кругах реализацию ценностей или выбор называют «инструментальная рационализация».

В сфере психологии и философии часто встречают термин «эпистемологическая рационализация», которая обозначает выбор решения при использовании полученных знаний в течение жизни. Своего рода эпистемология определяет связь в сознании человека между образом мира и самим миром.

Зачем нужна рациональность?

Рациональный человек на протяжении всей своей жизни старается искать оптимальные решения проблем. То есть находить варианты, которые не требуют больших денежных вложений, физических и моральных сил. Для этого он использует личный опыт, расчёты, логику и возможный конечный результат в каждом из вариантов.

Если рассматривать рациональность как качество личности, то оно проявляется во время соглашения разума с полученной информацией, принятым решением, анализом принятия подходящего варианта, построенной логической конструкцией и обоснованностью варианта.

К примеру, можно привести банкиров, которые постоянно рискуют деньгами из-за недостаточной информации о своих клиентах. При этом все их действия можно назвать обоснованным риском. Для того чтобы минимизировать денежные потери в связи с возможными рисками, банкиры используют отработанные годами методы, анализируют рынки, просчитывают потенциал своей клиентуры.

Рациональность: качество мужчин или женщин?

Рациональное мышление — это качество личности, которое можно найти как в мужчине, так и в женщине. При этом рациональность свойственна больше мужчинам, ведь у них развит разум. У женщин развит ум, который сплетается с чувствами. Именно поэтому женщины часто принимают иррациональные решения. К примеру, можно привести бескорыстную и безусловную любовь, которая относится к иррациональным решениям. У мужчин центр разума действует отдельно от чувств. Даже если решение проблемы требует, эмоциональных усилий, у мужчины сделать первый шаг больше шансом, чем у женщины.

Рациональные качества прослеживаются в женщине только в некоторых ситуациях. Новая работа, нестабильная ситуация, испуг позволяют девушке обстрагиваться от эмоций и начать думать рационально, но такое состояние проходит со стабилизацией эмоционального фона или с привыканием к новому месту работы или учёбы.

Принятие решения без логики и контроля

Иррациональное мышление, это выбор, который принимается спонтанно без использования логического заключения, анализа и сбора информации. Подобные варианты, принимает каждый человек в своей жизни. Ошибки, на которых все учатся, это и есть иррациональные решения.

А. Бек, знаменитый исследователь психологии человека, разделил мышление на три уровня, которые объясняют, почему в некоторых случаях люди мыслят иррационально.

  1. К первому уровню автор относит неконтролируемые, поверхностные и неосознанные самим человеком мысли. Это приводит к принятию неправильного решения.
  2. Второй уровень аналогичен первому, но тут речь идёт об автоматических мыслях. То есть человек принимает решение в апатичном или бессознательном состоянии.
  3. Иррациональное решение принимается в условиях низкого уровня мышления или собственной убеждённости. Принципы могут повлиять на принятие оптимального варианта.
  4. Бывают ситуации, когда все три уровня воздействуют на сознание человека, из-за чего он не анализирует свой выбор, а делает всё автоматически.

Мысли, которые ведут к принятию неправильного пути, А. Бек называл когнитивными ошибками. Например, к такому выбору могут вести ситуации, когда человек преуменьшает или преувеличивает проблему, не обладает достаточной информацией, использует личные принципы или эмоции, персонализирует проблему. Влиять на выбор могут и незначительные неудачи, которые приходили на протяжении всей жизни. В итоге хороший выбор просто выпадает из-за страха повторения неудачи.

Заключение

Рациональность — это качество, которое играет большую роль в жизни любого человека. Именно благодаря рациональному мышлению индивиды и целые коллективы принимают взвешенные решения, выбирают оптимальные варианты. Иррациональность часто доставляет дискомфорт и большие денежные, физические или моральные потери. Именно поэтому рекомендуется всегда думать, перед тем как что-то сделать, особенно если это касается случаев, когда выбор может серьёзно повлиять на жизнь.

psiho.guru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *