Рационалы и иррационалы в соционике
Различия в принципах мышления, основанные на разных способах восприятия информации и принятия решений, делят людей на рационалов и иррационалов. Рационалы приняв решение, перестают воспринимать вновь поступающую по проблеме информацию, а иррационалы продолжают воспринимать эту информацию и корректируют решение на основе новых данных. Рационалы при этом опираются на сознательную часть психики, а иррационалы на подсознательную.
Рационалы, чтобы достичь цели должны представить себе весь необходимый путь последовательно. Они четко следуют намеченному пути, не отклоняясь от него. Поэтому они не обращают внимания на альтернативные пути. Если что-то нарушает их намеченный путь и заставляет менять их планы, это ставит рационалов в тупик. Зачастую у них даже нет самой цели, а только четкая последовательность действий.
Рационалы, основываясь на предыдущем опыте, стараются совершать «правильные» с их точки зрения поступки. Это пунктуальные, дисциплинированные люди, поступающие разумно. (Само слово Рациональность произошло от латинского ratio — разум). В MBTI вместо «рациональности» употребляют термин Judging — рассудительность и обозначают буквой J
В соционике к рациональным относятся следующие типы личности:
Иррационалы мыслят по другому. Они легко действуют вопреки своему опыту и принятым правилам (другими словами- вопреки разуму, или Иррационально). Для них главное видеть цель, а пути достижения цели могут меняться в процессе. Причем целей может быть несколько. Если что-то мешает достижению цели, рационалы с легкостью применяют альтернативные способы ее достижения. Иррационал даже может поменять саму цель, если увидит другую, более важную по его мнению.
Иррационалы не видят большого смысла в подробных планах, зная что все может поменяться. К тому же все свое время они считают свободным, пока на это время ничего не запланировано. Поэтому любые планы уменьшают количество их свободного времени.
Многие иррационалы возразят, что они-то точно планируют заранее. Но это скорее не планирование, а постановка целей. Они намечают (и даже могут записывать чтобы не забыть) сделать то-то и то-то, но почти никогда не планируют последовательность выполнения намеченного. Кроме того, в жизни люди могут поступать и планомерно, и спонтанно: однако только что-то одно является для них более естественным и удобным.
В MBTI вместо «иррациональности» употребляют термин Perceiving — восприятие (как вы помните, они продолжают воспринимать новую информацию) и обозначают буквой P
К иррациональным типам личности относятся:
Рационалы стабильны во всем, они редко меняют политические взгляды, профессию, у них даже настроение меняется не так часто как у иррационалов.
Иррационалы всегда готовы к изменениям в обществе, они не любят четкие рамки и ограничения их свободы. Поэтому если что-то начинает их ограничивать они стараются что-то поменять, чтобы получить больше свободы действий. Это касается и политики и профессии и личной жизни. Настроение и работоспособность их может меняться волнообразно в зависимости от обстоятельств. Для них норма отложить намеченное на потом, если у них плохое настроение.
Ярким примером иррационала является Алиса из сказки «Алиса в Стране Чудес»: она непредсказуема, очень любопытна, никогда не знает, что будет делать в следующий момент, быстро ориентируется в любой новой обстановке.
Хороший пример рационала это Мальвина из «Золотого ключика»: у нее все по правилам, она и сама строго их выполняет, и любит, чтобы им следовали другие. Рационал-Мальвина последовательна в своих поступках и требованиях, совсем не любит перемены, и не может привыкнуть к новому.
Рациональность vs иррациональность — Будущее на vc.ru
В экономической науке долгое время принято было считать, что человек — рациональное существо, а под рациональностью подразумевалось принятие решения на основе комплексного и обстоятельного анализа рынка и выбора товара или услуги с целью максимизации собственной полезности.
97 просмотров
Согласно этой концепции, например, при поступлении в университет индивид должен будет решить оптимизационную задачу: сравнить все возможные университеты, направления подготовки, специальности, преподавательский состав, цены за обучение и т. д., то есть учесть все аспекты рынка образовательных услуг. После этого абитуриент может остановиться на одном университете, который максимально ему подходит. Причем экономический человек любой выбор должен сопровождать таким глубинным анализом.
Такой человек обладает мыслительными способностями Мэрилин вос Савант (занесена в Книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого высокого в мире IQ) , терабайтами памяти, силой воли тибетского монаха, никогда не ошибается и всегда принимает рациональные решения!
Вы узнали себя в этих сравнениях?
Вот и современные экономисты тоже. Они стали задаваться вопросом, ведут ли себя так люди и чем больше экономисты анализировали поведения человека, тем более отдаленной от практики казалась модель рационального поведения, а с годами эта модель стала всего лишь гипотетической.
Заметьте, рациональный и иррациональный человек функционируют в условиях свободы выбора, только второй при этом выбирает на частичном анализе информации и вместо максимизации полезности следует модели удовлетворительности.
- Первая причина такого принятия решения – наши когнитивные ограничения. Можем ли мы обрабатывать такой объем информации постоянно?
- Вторая — временные ограничения. Сколько времени мы захотим тратить на принятие рациональных решений? Не захотим ли мы ускорить процесс принятия решения?
- Ну и наконец, третья причина — несовершенство информации. Есть ли у нас доступ ко всей необходимой информации для принятия рационального решения?
Модель ограниченной рациональности в свое время проиллюстрирован опросом Times. Опрос был основан на «Конкурсе красоты» по Дж. Кейнсу.
Читателям предлагается загадать число от нуля до ста так, чтобы оно было максимально близко к 2/3 от среднего загадываемого всеми участниками числа.
Давайте рассуждать. Если каждый выберет случайное число от 0 до 100, то среднее арифметическое, предположим, будет равно 50, а 2/3 от среднего – 33. Но мы помним, что нам надо быть на шаг впереди всех. Поэтому мы 33 умножаем на 2/3, получаем 22. Копнем еще глубже и умножим это число еще раз на 2/3. А сколько этапов рассуждения нужно провести?
В мире, где все агенты считаются рациональными в том смысле, что они будут формировать ожидания о догадках других игроков и могут выполнить столько степеней дедукции, сколько нужно, все должны загадывать ноль.
Однако по результатам такого, большинство респондентов не доводят число до 0, а останавливаются на втором или третьем этапе итеративных рассуждений.
Вот в этой части для экономистов открылось новое поле для исследований. Если мы не анализируем всю информацию при принятии решения, на что именно мы обращаем внимание? Как формируются критерии выбора у человека? Можно ли направить человека к правильному решению, ничего ему не запрещая?
Подталкивание (nudges) — это любой аспект процесса принятия решения, который побуждает людей изменять свое поведение определенным образом, не внося никаких ограничений в возможности выбора
Ричард Талер, лауреата премии по экономике памяти Альфреда Нобеля.
Способы подталкивания стали предметом исследования Р. Талера, лауреата премии по экономике памяти Альфреда Нобеля. Подталкивание (nudges) – это способ заставить нас обратить внимание на важную информацию. Согласно Талеру и Санстейну, «это любой аспект процесса принятия решения, который побуждает людей изменять свое поведение определенным образом, не внося никаких ограничений в возможности выбора».
Налоги, субсидии, законы, прямой запрет – это не подталкивание. А вот предупреждение можно с легкостью отнести к подталкиванию. На пачке сигарет написано «Курение вредит вашему здоровью». Вам никто не запрещает это делать, но подталкивает вас избавиться от вредной привычки.
На первом этапе развития, так называемый Nudging 1.0, методы подталкивания в основном касались использования поведенческих данных для влияния на отдельные решения: подтолкнуть людей к донорству или вакцинированию. Nudging 2.0 делает акцент на более долгосрочном изменении решений, влияет на повседневную жизнь, на ежедневные решения, подталкивая людей к здоровому образу жизни, питанию, сбережениям и рациональному расходованию.
Важно понимать, что подтолкнуть потребителя можно как к полезным, так и к вредным решениям. Как и с любым инструментом, зависит от того, кем и с какими целями nudge используется
Ханифа Тыркба
Экономический факультет РУДН
Рациональная иррациональность: обзор концепции рациональности в традиционной экономике и исламской экономике title={Рациональная иррациональность: обзор концепции рациональности в традиционной экономике и исламской экономике}, автор={Мухаммад Хасим Ибну Аббас}, год = {2020} }
- М. Аббас
- Опубликовано 24 апреля 2020 г.
- Экономика
При анализе экономических явлений, происходящих в обществе, экономисты всегда используют предположения. Рациональность является наиболее важным допущением и становится главным шагом в анализе явления. Люди в принятии решений считаются рациональными. Проблемы возникают, когда рациональные человеческие измерения экономики классического поколения эгоистичны и склонны к эгоизму. В этой статье обсуждается, как предположение о рациональности обсуждается среди трех основных потоков…
Просмотр через Publisher
syekhnurjati.ac.id
Зависимость ставок исламских банков от обычных ставок в двойной банковской системе: компромисс между религиозными и экономическими основами
Рациональность в экономической теории: критическая оценка
- Сайед Омар Сайед Акил
Экономика
- 1989
Экономика
экономическое поведение человека приводит к нехватке средств, достижение целей которых обусловлено их экономическим поведением. Точнее, для того, чтобы предоставить упрощенную модель человеческого поведения и обеспечить предсказуемый паттерн…
Поведенческий подход к праву и экономике
- Кристин Джоллс, К. Санстейн, Р. Талер
Экономика
- 1998
Экономический анализ права обычно исходит из неоклассических предпосылок экономического права. Но эмпирические данные дают много оснований сомневаться в этих предположениях; люди проявляют ограниченную рациональность,…
Недовольство исламской экономической моралью
- Т. Куран
Экономика
- 1996
Исламская экономика, посвященная реструктуризации экономической мысли и практики на основе фундаментальных исламских учений, подвергалась широкой критике за непоследовательность,…
Homo Economicus и Homo Islamicus Пределы экономического разума 1
- Даромир Рудницкий
Экономика
- 2011
В этой статье рассматриваются некоторые характеристики усилий, направленных на то, чтобы сделать ислам совместимым с капитализмом. Он спрашивает, какие ограничения, если таковые имеются, существуют для расширения экономической рациональности, характерной для…
Новое определение исламской экономики как новой экономической парадигмы
- Неджати Айдын
Экономика
- 2013
Более поздняя литература по исламской экономике в основном посвящена исламским финансовым инструментам и институтам. Может создаться впечатление, что основное различие между традиционным и исламским…
Melacak Teori Rasionalitas Ekonomi berbasis Исламская этика
- Али Амин Исфандиар
Социология
- 2015
В статье обсуждается рациональность с точки зрения языка и его охвата, рациональность с точки зрения имманентности и трансцендентности. Темой исследования являются отношения…
Исламская экономика: все еще в поисках идентичности
- А. К. Магомеди
Экономика
- 2013
исламской экономики и финансов. В этой статье я прослеживаю истоки и рождение этой зарождающейся науки, изучающей…
Рациональность и автономия с точки зрения Просвещения и ислама
- Шарлин Тан
Образование
- 2014
Рациональность и автономия являются основополагающими концепциями в англоязычных или «западных» странах периода Просвещения. По сравнению с «западными» идеологиями незападные…
Теория рационального выбора: к психологической, социальной и материальной контекстуализации поведения человека при выборе
- Т. Бернс, Э. Рошковска
Экономика
- 2016
RCT и его концептуальные и эмпирические…
Включение ограниченной рациональности в экономику
- М. Рабин
Экономика
- 2013
Harstad and Selten (этот форум) подняли интересные вопросы и связаны оптимизационными моделями относительно относительной модели — модели рациональности в развитии экономики. Эта статья основана на…
Иррациональность рациональности
Иррациональность рациональностиИ5. Иррациональность рациональности
По словам Джорджа Ритцера, рационализация перерастает контроля. Он называет рационализацией экономики сфере «Макдональдизация» — игра на Огромный успех и популярность McDonalds Ресторанная франшиза.
Макдональдизация — это «процесс, посредством которого принципы ресторана быстрого питания начинают доминировать все больше и больше секторов американского общества, а также остальные мира» (1993: 1). Ритцер критикует во многом из работ Макса Вебера относительно формальных рациональность и применяет ее к экономическим изменениям, которые ведет нас в двадцать первый век. Он описывает формальное рациональность как «поиск людьми оптимальных средств определенной цели, [которая] определяется правилами, положениями и более крупные социальные структуры» (1993: 19). Социальный механизм, с помощью которого такая формальная рациональность должна осуществляться выходит бюрократия. «Вебер рассматривал бюрократию как парадигмальный случай формальной рациональности» (1993: 20). Ритцер также описывает прецеденты, созданные в экономике, которые привели к к макдональдизации. Во-первых, он упоминает склонность к научный менеджмент.
Научное управление создано [в рубеже веков] Фредерика У. Тейлора и его идеи сыграли ключевую роль в формировании рабочего мира на протяжении ХХ века. Тейлор разработал ряд принципов, призванных рационализировать работу и наняты рядом крупных организаций (например, Bethlehem Steel) для реализации этих идей. Работодатели обнаружил, что когда рабочие следовали методам Тейлора, они работали гораздо больше
оперативно , каждый выполнили те же шаги (то есть их работа показала предсказуемость ), и они произвели гораздо больше, в то время как их жалованье было увеличиваться лишь незначительно ( вычислимость ) (1993:24).
Эти элементы эффективности, предсказуемости и вычислимость являются ключевыми понятиями в обсуждении рационализация. Во-вторых, Ритцер описывает сборочную линию и ту роль, которую сыграла автомобильная промышленность манипулирование технологией для увеличения элементов описанная выше рационализация. Отсюда и примеры становятся все более и более многочисленными, начиная от серийно выпускаемых домов Левиттауна в полностью закрытые торговые центры, которые укреплять вид «франшизизма», который Сеть McDonald’s прославилась. Ритцер намерен указать из того, что «макдональдизация не происходила в исторической вакуум; у него были важные предшественники [которые] способствовали некоторые из структурных основ, необходимых для сетей быстрого питания рестораны процветать. Хотя ресторан быстрого питания принимает элементы своих предшественников, он также представляет собой качественный скачок в процессе рационализации». Как мы увидим, это также, кажется, представляет собой квантовый скачок в процесс иррационализация (1993: 34).
Рационализация может рассматриваться как парадоксальная по своей сути. «Обоснование» рационализации, его а априорным предположением является то, что повышенная эффективность, предсказуемость и расчетливость сродни увеличению способность человека манипулировать окружающей средой, приспосабливаться, победить хаотические элементы жизни, чтобы получить качество жизни, которое можно считать «лучшим» чем в предыдущие разы.
Это эмпирическая экономическая реализация представления о том, что «социальные изменения «нормальны» «( ср. р. 6). Это попытка увеличить уровень жизни тех граждан общественный порядок, которые соглашаются капитулировать перед рациональные системы.
Однако «уровень жизни» стал определяется не качественно, а как количество : дохода, валового национального продукта, рост и падение процентных ставок. стандарт жизнь измеряется числовым жестом, а не испытал как реальный обстоятельство. Как мы оцениваем наш «прогресс» в будущее основан на представлении количественного роста, а не качественного счастья. Это просто предполагается, что рост производства позволит нам отмахиваться от опасностей и противоречий непредсказуемая природная среда; на самом деле есть необходимость пересмотреть это предположение. Это парадокс рациональность: она неизбежно ведет к иррациональности. » бюрократия, — пишет Ритцер, — это дегуманизирующая место, где можно работать и где обслуживаться. Главный причина, по которой мы считаем макдональдизацию иррациональной, и в конечном счете неразумным, является то, что он имеет тенденцию становиться дегуманизирующую систему, которая может стать антигуманной или даже губительна для человека».
Окончательное доказательство иррациональности рациональности лежит в конце Второй мировой войны: предприняты рациональные системы построить идеальную утопию для человечества привели, по иронии судьбы, к нашей способности развивать технологию атомная бомба, которая приведет к окончательному вымиранию гомо возможно сапиенс. Уильям Ширер (1959) пишет в предисловие к его истории нацистской Германии,
Адольф Гитлер, вероятно, последний из великие авантюристы-завоеватели в традициях Александр, Цезарь и Наполеон и Третий Рейх последней из империй, вступивших на путь, пройденный ранее Францией, Римом и Македонией. Занавес был по крайней мере, внезапное изобретение водородной бомбы, баллистической ракеты и ракеты, которые могут быть нацелены на Луну.
В наш новый век ужасающих, смертоносных гаджеты, которые так быстро вытеснили старые, первая большая агрессивная война, если она произойдет, будет запущенный самоубийцами, маленькими безумцами, нажимающими на электронный кнопка. Такая война не продлится долго и никогда не будет Следуйте за ним. Не будет завоевателей и завоеваний, а только обугленные кости мертвецов на необитаемом планета (xii).
Действительно разрушительно! Наше стремление к преимуществам, которые приходят с новыми технологиями, основанными на научных принципы кажутся неразрывно связанными с глубинами пороки, от которых страдает современное общество, в том числе угроза их собственная кончина.
Однако доведение иррациональности рациональности до менее апокалиптического уровня, следует понимать, что рост рационализированных систем оказывает заметное влияние на нашу повседневной жизни как производителей, так и потребителей. Ритцер (1993) определяет бесчеловечный аспект фаст-фуда. рестораны в отношениях между клиентами и сотрудниками («Природа ресторана быстрого питания превращает клиентов и контакт работника с мимолетными отношениями»), в простом и повторяющемся характере работ («Сказал Работники Burger King, Любая дрессированная обезьяна может сделать это job») и в гастрономическом опыте потребителя («Закусочная сводится к своего рода перекрученному автомату которого заставляют спешить с едой»). Учитывая скорость на котором модель макдональдизации принимается деловой мир, такая тенденция в деградации отношения между людьми и другими людьми, а также между людей и их работу, тревожит. Индивидуация, которая сопровождает рационализацию — это процесс изоляции путем какие люди в нашем обществе оказываются отделенными от друг друга невидимыми барьерами обычаев и культуры, которые направлять наши отношения в направлении, которое не способствует к честному и значимому человеческому обмену.
Вездесущность некоторых культурных символов, таких как Золотые арки McDonalds, приводит к бессознательному состоянию ума, который ускользает от восприятия изменения или изменения в объем пространства, окружающего человека. «Следующая реклама появилась 17 сентября, 1991 г., в Washington Post (и The New York Times ): Где еще на высоте 35 000 футов вы можете получить Вот такая еда в Макдональдсе½» (Ритцер, 1993: 6). Рационализация и сопутствующее соответствие в архитектура как физического присутствия, скажем, Ресторан McDonald’s и, что, возможно, более важно, нефизическое присутствие (т. е. описанный выше бихевиоризм как стиль обслуживания) действуют как ластик на наше восприятие к нашему движению во времени и пространстве. Из-за предсказуемые, рассчитанные и контролируемые показатели рационализировать бизнес, мы можем вырваться из цепей хаоса что сковывало наших предков; Тем не менее, мы делаем этот побег только для того, чтобы столкнуться с еще большей угрозой для нашего эмансипации как личностей и исторических акторов — Возникновение массового общества. Арендт пишет, что
с появлением массового общества, сфера социального, наконец, после нескольких столетий развития, достигла точки, когда она охватывает и контролирует всех членов данного сообщества в равной степени и с равной силой. Но общество уравнивает всех обстоятельств, и победа равенства в современном мира есть лишь политическое и юридическое признание тот факт, что общество завоевало общественную сферу, и что различие и отличие стали частными дела личности.
Это современное равенство, основанное на конформизм присущ обществу и возможен только потому, что поведение заменил действие в качестве основного способа человеческого отношение , во всех отношениях отличается от равенство в древности, и особенно в греческом города-государстваОбщественное царство, другими словами, зарезервировано для индивидуальности; это было единственное место, где мужчины могли показать, кто они на самом деле и неизменно.
Это тот же конформизм, предположение, что мужчины ведут себя и не действуют по отношению к друг друга, что лежит в основе современной науки экономической науки [той самой науки, которая руководит бизнесмены в своих действиях], рождение которых совпало с подъем общества и который вместе с его главой технический инструмент, статистика, стала частью социальных наук совершенство.
Печальная правда о бихевиоризме и справедливость его «законов» заключается в том, что чем больше есть люди, тем более вероятно, что они будут вести себя и тем менее вероятно, что они будут терпеть отсутствие поведения. Статистически это проявится в выравнивании флуктуация [регрессия к среднему]. В действительности дела будет иметь все меньше и меньше шансов остановить поток поведение, а события будут все больше и больше терять свою значение, то есть их способность освещать историческое время. Статистическая однородность ни в коем случае не безобидный научный идеал; это уже не секрет политический идеал общества, полностью погруженного в рутина повседневной жизни, находится в мире с научное мировоззрение, заложенное в самом его существовании (1959: 41-42; мой акцент).
Именно это поведенческое единообразие, поощряемое сегодняшняя корпоративная культура, которая, кажется, изолирует людей в узко приватизированные выражения их собственных ценности и убеждения. Этот бихевиоризм скрывает от глаз наличие отражения (на основе прошлых исторических событий) и душит существование воображения (основанного на будущем исторические возможности), а не соединять людей в подлинная, созерцательная мода. Это, весьма примечательно, та же господствующая корпоративная культура, способствующая этому бихевиоризм (через рационализацию), оправдывающий огромное экономическое неравенство между людьми, говоря, что они являются результатом меритократических процедур (например, Гильберт заработал его огромная компенсация). Однако такое обоснование не может быть действительным, учитывая следующий аргумент: «Совершенство», по словам Арендт, «само по себе имеет всегда относились к публичной сфере, где можно было excel, мог отличиться от всех остальных. Каждый деятельность, осуществляемая на публике, никогда не может достичь совершенства. совпали в уединении; для совершенства, по определению, всегда требуется присутствие других, и это присутствие нуждается в формальности своих сверстников, это не может быть случайное, фамильярное присутствие своих равных или низшие» (1959: 48-49). Существование этой публики однако область, в которой может существовать совершенство, была захвачена новым модусом социальной реальности. Иррациональные процессы рационализации привели к появлению в современных обществах того, что Арендт называет «социальной сферой». » явление конформизма характерно для этого современного развития» (Арендт: 1959, 40).
И именно в этой социальной сфере современные капиталисты (т.е. те, кто утверждает, что они накопили все, что они могут безопасно владеть в силу своих превосходных характера) помогли создать, используя современную экономическую науку как их гид. Посылка о том, что большое богатство оправдывается тот факт, что богатые зарабатывали себе на жизнь, плох, ибо «социальная сфера сделала превосходство анонимным, подчеркивал прогресс человечества, а не достижения мужчин, и изменили содержание общественного царство до неузнаваемости» (Арендт: 1959: 49).