Иррациональность в психологии: Иррациональность — Психологос

Содержание

Иррациональность — это в психологии… Определение и значение

  • 28 Ноября, 2018
  • Психология конфликта
  • Светлана Семак

Только внутренний анализ позволяет познавать и совершенствовать собственное «Я». Личность бывает рациональной или иррациональной. Понять свой внутренний мир чаще удается интуитивной личности, которая больше склонна к восприятию феноменов и состояний, чем логических аргументов.

Иррациональность — это в психологии термин, обозначающий непоследовательность и необъективность. Личность, мыслящая таким способом, опирается на интуицию и приходит к нестандартным, иногда полностью абсурдным умозаключениям. Иррациональность означает, что у человека отсутствует критическое мышление.

Иррациональность — это в психологии. Разные подходы

Термин «рациональная психология» впервые ввел в науку Христиан Вольф. Он подразумевал под этим понятием строго определенные взаимосвязи внутри человеческой души. Сама психология изучает то, как человек воспринимает мир, как мыслит и чувствует, и по каким канонам выстраивает свои внутренние концепции существования.

А иррациональность, что это такое в психологии? Психолог А. Эллис описывал иррациональное мышление как сверхпретенциозность. То есть стремление к самообожествлению, отказ принимать свои человеческие рамки, принимать возможность ошибок и несовершенств вокруг себя и в самом себе. Другой психолог — А. Бек неразумное мышление называл просто когнитивными ошибками. К. Юнг считал, что иррациональны те, кто имеет «доступ» к архетипам, и могут творить на основании этих архетипических образов.

Подходов в психологии, на самом деле, очень много. Из сказанного можно установить то, что в психологии иррациональность — это определение мышления, строящегося на основе иллюзорных представлений.

Рациональность и иррациональность. В чем отличия?

Мы часто говорим о ком-то — «он иррациональный». Что значит это понятие? Рациональность означает согласованность с разумом, обоснованность. От лат. ratio — это разум. Тогда как irrationalis — неразумное, основанное не на доводах, а на общих представлениях.

Чтобы понять разницу между разумным и неразумным, приведем признаки обоих принципов мышления.

Признаки рационального суждения:

  1. Подтверждение логических выводов опытом.
  2. Уравновешенность эмоций. Рациональные мысли никогда не вызывают «бурю эмоций» в душе личности.
  3. Нет абсолютизации явлений. Рациональная личность знает, что все события и явления значат ровно столько, сколько ценности вкладываем мы в них сами.
  4. Эффективность.

Теперь перечислим признаки иррационального.

  1. Категоричность суждения — «я не смогу жить, если…».
  2. Необъективность. Никакими фактами нельзя доказать иррациональную мысль.
  3. Наличие бурных истерик, слезы.
  4. Неэффективность. Такие мысли никак не помогают продвигаться вперед к позитивной цели.

Теперь понятно, как мыслят иррациональные личности. Кто необъективен, непредсказуем и не может отделять главное от второстепенного из-за своей эмоциональности при решении насущных вопросов, тот иррациональный. Что это значит? Это значит, что человек имеет, скорее всего, эмоционально-образное мышление с детства. И профессию нужно выбирать такой личности творческую, связанную с эмоциональными состояниями, а не фактами.

Но бывает, причиной такого мышления служат негативные установки. Такие программы служат только деструктивности, и их нужно корректировать с помощью психотерапевта.

Познание реальности. Концепции

В психологии рассматривается 3 формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Умея делать рациональные выводы, человек во многом облегчает себе жизнь. Люди, которые руководствуются иррациональностью, принимают мир на основе интуиции.

Концепции реальности могут строиться на логичных объективных суждениях, но также могут быть совершенно необъективными, то есть нерациональными. Необъективные мыслительные конструкции нужно прорабатывать в течение жизни, иначе они могут мешать нормально развиваться личности, провоцировать необоснованную тревогу.

Какие это убеждения?

  • «Я никогда не был уверенным в себе, и не буду».
  • «Я должен доказать нечто».
  • «Меня должны одобрить, в противном случае я ничего не стою».

Иррациональная личность — тот, кто привык мыслить иррационально и принимать ощущения, как объективную данность, а логические доводы, как нечто несерьезное.

Недомысленный и нечеткий образ, о котором рассуждают, — тоже иррациональность. Это определение и значение в психологии такого мышления рассмотрим позже.

Иррациональность притязаний

Иррациональность притязаний в психологии — это неразумный подход к реальности в плане ожиданий от других людей. Предположив, что другие люди что-то должны нам, мы заранее обрекаем себя на разочарование.

Такие ожидания называются иррациональными, поскольку они не основаны ни на какой объективной договоренности. Ожидать чего-то можно только после обоюдной договоренности, когда двое взрослых людей четко определяют обязанности и права друг друга. А также необъективны сверх ожидания от самого себя.

Значение рациональности

В чем польза разумного мышления? В том, что человек способен оптимизировать все свои ресурсы — ментальные, материальные, и душевные — и решить без стресса стоящую перед ним проблему. И, напротив, тот человек, который не может взглянуть на ситуацию объективно, будет испытывать значительный стресс и не сможет видеть ясно решение стоящей перед ним задачи.

Значение иррациональности

Иррациональность делает человека уязвимым, но он сам не осознает своих заблуждений.

Негативные последствия такого мышления многообразны:

  • нарушается восприятие внешнего материального мира;
  • нет приспособляемости, гибкости;
  • снижается мотивация к действию;
  • развивается страх перед общением с вышестоящими людьми, а также необоснованный страх общественного порицания;
  • снижается эффективность в профессиональной деятельности;
  • развиваются тревоги и депрессии.

Заметим, что вообще мыслить о своих эмоциях бесполезно. Поэтому иррациональность — это в психологии негативное состояние.

Установки с детства. Список

Бо́льшую часть нерациональных установок мы приобретаем в детстве. Так как ум ребенка еще не способен критически мыслить, он воспринимает все суждения взрослых как чистую истину. Во взрослом возрасте каждый человек должен пересмотреть свои взгляды, и понять, какие убеждения его личные, а какие навеяны родителями и воспитателями. Те установки, которые были полезны в детстве и отрочестве, но вредят уже во взрослом возрасте, надо убирать. Они тоже иррациональны. Это значит, что каждая установка, которую мы можем осознать, должна быть подвергнута критическому разбору.

Вот список популярных убеждений, приносящих индивидууму страдания:

  • должен, но не смог;
  • должен был лучше;
  • они (он) мне должны;
  • если я не справлюсь, будет катастрофа;
  • я неудачник по жизни;
  • я никому не нужен.
  • и др.

Все эти умонастроения не имеют логического обоснования. Они попросту бесполезны и их нужно «удалять» из разума, как вирусные программы с компьютера.

Предневрозное состояние. Роль установок

Опасность иррационального восприятия и неразумного способа мыслить в развитии глубоких и длительно протекающих неврозов. Негативные установки и постоянная тревога приводят к предневрозному состоянию. Когда нервная система индивида устает от непонятных сигналов тревоги, она испытывает функциональную перегрузку. Но сделать со своим состоянием человек ничего не может, так как не осознает своих негативных и необъективных установок.

Рациональность в этом отношении полезнее, чем иррациональность. В психологии это значение довольно серьезное. Помочь свершить переход на рациональное мышление — это основная задача психоаналитика, который работает с таким пациентом.

Категории нерационального мышления

Психология рассматривает несколько категорий мыслей, мешающих адекватному восприятию действительности.

  • Сверхобобщения.
  • Преувеличение.
  • Катастрофизация.
  • Чтение чужих мыслей.

Необходимо следить за собственными мыслями. И как только в голове появляются мысли наподобие: «всегда», «никогда впредь», «они знают, что я», или «они должны» и другое в таком духе, нужно сразу останавливаться и искать положительные моменты.

Как научиться мыслить рационально?

Иногда иррациональность поведения мешает жить и устанавливать контакты с людьми. Поэтому крайне важно научится работать со своими иррациональными установками. Нужно постепенно заменять их рациональными и двигаться вперед.

Иррациональность — что это такое в психологии? Напомним, это склонность мыслить и действовать необъективно. А чтобы научиться в нужное время, в нужном месте действовать логично, соответственно требованиям рациональности, придется тренироваться.

Есть 3 способа изменить свой способ мышления.

  1. Научиться перед принятием решения задавать себе вопросы: «почему я так думаю?»; второй вопрос — «действительно ли это моя мысль, а не навеянная мне мамой (бабушкой)?» Чтобы провести такой анализ нужно уединиться в спокойном месте и успокоить внутреннюю тревожность.
  2. Подмена иррациональной мысли. Придется закрепить у себя новую привычку — критически осмысливать свои страхи. И когда человек начинает снова укорять себя, скажем, за низкую мотивацию, следует подумать — «Наверное, я слишком много от себя требую. Мотивация 365 дней в году высокой быть не может.
  3. Ведение дневника, в котором каждая «странная» мысль должна быть проанализирована. Необходимо параллельно создавать мысли, которые делают вас уравновешенными и уверенными в себе. И постепенно заменять позитивными установками негативные. Это эффективный способ, но занимает продолжительное время.

Проблема в том, что поменять свое мышления самостоятельно трудно. Это требует терпения, стойкости и дисциплинированности. Главное — быть уверенным, что проведенная работа над собой должна принести хорошие результаты.

Вывод

Иррациональность — что это в психологии? Это понятие полностью противоположное рациональности. Яркое образное мышление, присущее художникам и поэтам, — нерациональное по определению. Оно основано на эмоциях и впечатлениях. С его помощью можно создать произведение, и оно позитивно. Негативны те установки, которые категоричны и мешают действовать.

Те категоричные установки, которые с детства в нашей голове, должны подлежать коррекции, и многие из них полному удалению.

Похожие статьи

Психология конфликта

Что делать, когда все бесит и раздражает? Причины, методы стабилизации эмоционального состояния

Психология конфликта

Ненависть — это… Определение понятия, виды, причины

Психология конфликта

Что делать, если мама бесит? Сложности отношений в семье, способы решения проблемы, полезные советы

Психология конфликта

Как не поддаваться на провокации? Стратегии поведения в конфликтной ситуации

Психология мышления

Как развить креативность при помощи разных методов.

Тренировка творческого мышления

Препараты

BPA Free: что это такое, расшифровка, значение, состав и применение

1.5. Иррациональная психология

Под иррациональной психологией понимается круг психологических знаний, недоступных объяснению научными, и вообще рациональными методами.

Традиционно научному знанию противопоставляется религиозное знание. Наука и религия – два принципиально разных пути познания внутреннего душевного мира человека. Религиозное познание души основано на вере и сопереживании. Термином “религиозная психология” может быть обозначен круг психологических знаний, накопленных за многовековую историю в разных верованиях, религиях и философско-религиозных учениях: язычество, буддизм, христианство, ислам. В силу сложности и неоднозначности психического мира, многие явления не находят рационального объяснения в научной психологии, поэтому в них остается только верить.

Более того, религиозно-психологические знания не нуждаются в объяснении, иррациональность, необъяснимость – их характерная черта.

К иррациональной психологии относятся эзотерические знания, опирающиеся на некоторое тайное знание, недоступное для большинства людей. “Эзотерическое знание” буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных.

К эзотерическому познанию относятся астрология, йога, нумерология, хиромантия, а также мистические, философские подходы к человеку, реализуемые в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера.

Таинство методов их получения, отсутствие возможности рационального объяснения на основе научных принципов характерны для такого познания. Способы доказательства истинности таких знаний специфичны, иррациональны, недоступны систематическому и логическому обоснованию.

Критерием достоверности эзотерических знаний для посвященных является их соответствие постулатам тайного знания и внутренняя убежденность в их истинности. Принципы логичности и эмпиричности, на которые опирается научная психология, здесь не используются. Для людей, непосвященных в тайное знание, главный критерий истинности этих психологических знаний — вера и опыт переживания соответствующих состояний знания.

Особенностью этих знаний является их целостность, взаимосвязанность.

Они всегда предполагают опору на особое иррациональное мировоззрение. Без принятия этого целостного мировоззрения как жизненной позиции, как утверждается, невозможно понять способы их получения. Туманность изложения и неопределенность выводов позволяют таким знаниям быть достаточно правдоподобными и доступными для конкретизации на многие частные случаи жизни. Наглядный пример тому – предсказания Нострадамуса, прогнозы астрологов, цыганские гадания. Именно по этой причине они часто сбываются.

Привлекательность эзотерическим знаниям придает их практичность. Они, как правило, содержат советы и рекомендации по определенным жизненным ситуациям (встречи, разлуки, дальняя дорога, казенный дом и т. п.). И потому несмотря ни на что интерес к ним велик, поскольку устроены так люди, что желают знать свое будущее и получить совет более компетентного специалиста. От специалистов по эзотерической психологии люди чаще всего ждут чуда и готовы в него поверить.

К иррациональному типу психологических знаний может быть причислена и трансперсональная психология Станислава Грофа. Предметом ее изучения являются “мистические переживания”, “космическое сознание”, т.е. особые форму духовного опыта. В центре внимания трансперсональной психологии (т.е. “психологии за пределами личности”) – так называемые измененные состояния сознания. Согласно идеям представителей этого направления в психологии проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания ведет к выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Фантастичность представлений, описываемых Грофом, делает их очень привлекательными, но достоверность этих знаний не имеет рациональных объяснений и может быть принята только на веру.

Опыт ощущений и переживаний измененных состояний сознания предлагается в качестве критерия истины. В этом трансперсональная психология очень похожа на религиозное сознание.

К иррациональной психологии могут быть отнесены также и многие знания, полученные в парапсихологии. Парапсихология занимается изучением экстрасенсорного познания, ясновидения, телепатии, предвидения. Отсутствие убедительных эмпирических фактов, которые могли бы быть основанием для объяснения и доказательства достоверности этих знаний, не позволяют относиться к ним с доверием. Трудно выяснить, что имеет большее значение в парапсихологических опытах: особые экстрасенсорные способности или просто “ловкость рук”. Многие парапсихологические факты не удовлетворяют научным критериям проверки.

Поэтому на протяжении многих десятилетий парапсихология не признавалась академическими психологами как заслуживающая внимания, и даже упоминания; ей просто отказывали в праве называться наукой.

Сообщество парапсихологов было изолировано от сообщества психологов. В последние два-три десятилетия эта ситуация стала заметно меняться (Годфруа, 1996; Гиттельсон, 1997; Рицль, 1999). Сегодня число ученых, принципиально отрицающих реальность парапсихологических явлений не так велико, а материалы парапсихологических исследований стали даже попадать в академические курсы психологии (цит. по Леонтьев, 1995, с. 170-172).

Научная проверка достоверности эзотерических психологических знаний также могла бы существенно дополнить наши знания о психическом мире человека. В частности, как показал профессор В.Н. Дружинин, в гороскопах может содержаться важная психологическая информация (В.Н. Дружинин, 1995). Идеи, содержащиеся в работах А. Бейли, Е. Блаватской, Р. Штайнера, рассматривается порой в качестве важного направления психологии и психотерапии (Спиркина, 1994, с.127).

Однако представители эзотерической психологии не склонны к экспериментальной или любой другой опытной проверке своих знаний. Они предлагают просто верить тому, что они очень убеждающе и, порой очень убедительно рассказывают. И убедительность речи, образов, используемые такими учителями, черпает учеников на психологические курсы другого рода. На них Учитель учит тайным знаниям, которыми он владеет, в то время как при изучении научной и практической психологии учащиеся учатся знаниям под руководством преподавателя (учителя).

Вывод: особенности знаний иррациональной психологии

Невозможность использования научных методов

Опора на тайное знание

Отсутствие рационального объяснения

Недоступность для логического обоснования

Вера и опыт переживания как критерий истинности

Целостность

Неопределенность выводов

Практичность

Иррациональность | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Чтобы узнать об иррациональности чисел, см. иррациональное число.

Иррациональность говорит или действует без учета рациональности. Обычно уничижительный термин используется для описания мышления и действий, управляемых эмоциями, которые являются или кажутся менее полезными или логичными, чем рациональные альтернативы. Существует явная тенденция рассматривать наши собственные мысли, слова и действия как рациональные, а тех, кто с ними не согласен, — как иррациональных.

Типы поведения, которые часто описываются как иррациональные, включают:

  • причуды и мода
  • поведение толпы
  • обида или гнев на ситуацию, которая еще не произошла
  • нереальные ожидания
  • вера в логические заблуждения
  • стать жертвой мошенничества с доверием
  • вера в сверхъестественное без доказательств
  • пузыри фондового рынка
  • типа, вызванные психическим заболеванием, в том числе зацикливание на навязчивых идеях или отыгрывание компульсий, вызванных обсессивно-компульсивным расстройством, или зацикливание на депрессивном психическом состоянии, вызванном большим депрессивным расстройством.

Содержание

  • 1 Почему возникает иррациональное поведение?
  • 2 См. также
  • 3 Каталожные номера
  • 4 Внешние ссылки

Почему возникает иррациональное поведение?

Изучение иррационального поведения представляет интерес для таких областей, как психология, когнитивная наука, экономика, теория игр и эволюционная психология, а также представляет практический интерес для специалистов по рекламе и продаже.

Теории иррационального поведения включают:

  • действительные интересы людей отличаются от того, что они считают своими интересами
  • механизмы, развившиеся для обеспечения оптимального поведения в нормальных условиях, приводят к иррациональному поведению в ненормальных условиях
  • интересы людей управляются эмоциональными механизмами, а «рациональность» как таковая понятие бессмысленное
  • кажущиеся иррациональными решения на самом деле оптимальны, но принимаются неосознанно на основе «скрытых» интересов, не известных сознанию
  • Некоторые люди оказываются в таком состоянии, живя «двойной» жизнью. Они пытаются надеть одну «маску» для одной группы людей и другую для другой группы людей. Многие запутаются в том, кто они на самом деле или кем они хотят стать.

Факторы, влияющие на рациональное поведение, включают:

  • стресс, который, в свою очередь, может быть эмоциональным или физическим
  • введение новой или уникальной ситуации

Этот раздел является заглушкой. Вы можете помочь, расширив это.

См. также

  • поведенческая экономика
  • смерть фаната

Ссылки

  • Стюарт Сазерленд, Н. С. Сазерленд. Иррациональность: почему мы думаем неправильно . ISBN 0813521505

Внешние ссылки

  • Крейг Р. М. Маккензи. Рациональные модели как теории, а не стандарты поведения. ТЕНДЕНЦИИ в когнитивных науках Том 7 № 9 Сентябрь 2003 г.
  • REBT-CBT NET-Интернет-руководство по терапии рационально-эмоционального поведения

[[enWP|Иррациональность}}

Границы | Здравый ум, иррациональное поведение?

Джонатан Сент-Б. Т. Эванс в своей увлекательной статье «Рациональность и иллюзия выбора» (Evans, 2014) утверждает, что ошибочные ответы на вопросы, поставленные в исследованиях рассуждений и принятия решений (RDM), не следует рассматривать как иррациональным , точно так же, как ошибки в других областях познания не рассматриваются как иррациональные. Он приписывает неправильное использование термина отчасти использованию нормативных моделей, заимствованных из экономики или математики, но даже в большей степени допущению RDM о сознательной, контролируемой рациональности. Наше намерение состоит в том, чтобы ответить на основные принципы аргумента Эванса и вместо этого предположить, что правильно приписывать ошибки RDM иррациональности.

Эванс (2014 г.); Эванс (параграф 12) пишет: «Как мы можем одновременно предполагать рациональность и затем из ошибок делать вывод о иррациональности? Исследователи ни в одной другой области когнитивной психологии не делают этого, вместо этого делая выводы о когнитивных ограничениях из ошибок». Таким образом, неточность восприятия описывается на языке иллюзии восприятия; неоптимальная производительность памяти — забывание или искажение. Однако в экспериментальных задачах, общих для RDM, термин «рациональный» относится конкретно к нормативным предписаниям для оптимальной работы. Работа, которая систематически нарушает эти предписания, даже если результаты постоянно не соответствуют стандартам или даже отрицательны, помечается как «иррациональная». См., например, Ариели (2008).

Далее, Эванс (2014, абзац 5) говорит: «В большей части когнитивной психологии практически не ведется дискуссий о том, что считать ошибкой. Сигнал присутствует или нет и, следовательно, обнаруживается или нет по мнению участников…» Язык Эванса безошибочно заимствован из теории обнаружения сигналов (SDT) (Tanner and Swets, 1954), и поучительно исследовать SDT дальше. В SDT ошибки — это не случайные ошибки или невнимательность. Вместо этого они являются систематическим результатом стратегии решения проблем (основанной на формальной нормативной модели), которая не может обеспечить безошибочную работу. Хотя это не оптимизировано, как в SDT, многие ошибки в RDM происходят из-за того, что люди, которые обращают внимание, мотивированы, образованы и не скомпрометированы каким-либо иным образом когнитивно, систематически нарушают нормативные предписания для поведения (например, эффект кадрирования или игнорирование базовой скорости). Используя стандартные словарные определения, слово «иррациональный» подходит ко многим типам ошибок в области RDM, но, возможно, не в других когнитивных областях. Забывчивость, например, не является недостатком рассуждений, логики или здравого суждения; но опять же, формальных, нормативных правил запоминания не существует. Однако большая часть исследований в области RDM наблюдает за поведением, когда оптимальные нормативные предписания доступны, но участники либо игнорируют их, либо злоупотребляют ими.

В дополнение к своему тезису Эванс ссылается на свою теорию старого/нового разума, теоретические движущие силы которой (инструментальное обучение, гипотетическое мышление и их конфликты) сами по себе не характеризуются как рациональные или иррациональные. Подразумевается, что эта и подобные теории (Stanovich, 2011) устраняют необходимость использования термина «иррациональность». Но нет необходимости в том, чтобы движущие силы теории напоминали предсказанные ошибки выполнения, так же как теория памяти не обязательно должна иметь в качестве теоретического движущего фактора механизм, который забывает. Кроме того, это новый компонент разума гипотетического мышления, уникально человеческий, с точки зрения Эвана, к которому применяются нормативные принципы рассуждения и логики, тем самым смягчая опасения Эвана о том, что только люди-животные характеризуются использованием различия между рациональным и иррациональным.

Не все ошибки в домене RDM должным образом помечены как иррациональные. Часто они возникают в результате ограничений когнитивных способностей, таких как ограниченная рабочая память, концентрация внимания и конкуренция между стимулом и реакцией. Ограничения возможностей, вероятно, ответственны за срыв аспектов силлогистических рассуждений, например, и иногда приводят к использованию эвристик, которые могут работать, по крайней мере, удовлетворительно, например, когда люди предполагают, что в знакомых городах много населения (Goldstein and Gigerenzer, 2002). Тем не менее, даже когда оптимальные стратегии доступны и не являются когнитивно обременительными, люди придерживаются субоптимальных стратегий, которые постоянно приводят к систематическим ошибкам, как это наблюдается, например, в эффекте фрейма и заблуждении азартной игры.

Хотя это и не совсем ясно, центральный тезис Эванса состоит в том, что характеристика субоптимальной работы RDM как «иррациональной» является специфически уничижительной , в отличие от таких характеристик в других когнитивных областях. Что касается ошибок в других когнитивных задачах, он пишет (Evans, 2014, параграф 3): « человек ни в коем случае не может быть привлечен к ответственности и осужден как иррациональный». Называть людей забывчивыми не оскорбительно, но навешивать на них ярлык иррациональных кажется недобрым. Эванс утверждает, что источником уничижительного ярлыка «иррациональный» является широко распространенное, но ошибочное убеждение, что сознательное «я» отвечает за наши действия, и что вера в такого рода «свободную волю» (наша резюмирующая фраза для описания Эвана) вызывается в области RDM, особенно в принятии решений, но не в таких областях, как память или восприятие. Что неудобно для его утверждения, мы не находим доказательств того, что исследователи в RDM используют или подразумевают такую ​​свободную волю в своих теоретических объяснениях. Более того, стратегическая основа мышления, называемая иррациональной, обычно понимается как находящаяся за пределами сознательного понимания.

Если «иррациональный» является уничижительным, то исследователи РДМ должны найти для него другое название, как в случае с людьми с когнитивными нарушениями, которых теперь называют «когнитивно отсталыми», но которых раньше называли «слабоумными». К несчастью для уничижительного аргумента, неясно, является ли ярлык «иррациональный» столь же оскорбительным, учитывая его использование в контексте характеристики систематических показателей , которые могут быть достаточными, но не оптимальными, и явно не делят людей на категории, в которых некоторые из них рациональны, а другие иррациональны. В области RDM иррациональна стратегия, а не человек, но винить стратегию не в том, чтобы «осудить» человека.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

Ариели, Д. (2008). Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, формирующие наши решения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper-Collins.

Эванс, JSBT (2014). Рациональность и иллюзия выбора. Перед. Психол . 5:104. doi: 10.3389/fpsyg.2014.00104

Полный текст CrossRef

Goldstein, D.G., and Gigerenzer, G. (2002). Модели экологической рациональности: эвристика распознавания. Психолог. Версия . 109, 75–90. doi: 10.1037/0033-295X.109.1.75

Pubmed Abstract | Опубликован полный текст | Полный текст CrossRef

Станович, К. Э. (2011). Рациональность и рефлексивный разум . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Таннер, В. П., и Светс, Дж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *