Иррациональные знания это: Иррациональное знание это

Иррациональное познание — что это такое?

В своей жизни мы привыкли руководствоваться какими-то основополагающими принципами, построенными на логических суждениях и умозаключениях. Каждое наше действие провоцируется сопутствующими мыслительными процессами. Мы осуществляем каждый свой шаг благодаря заранее посетившей нас мысли, которая, в свою очередь, послужила сигналом к тому, чтобы мы начали действовать. Это закон природы, физиологическая составляющая человеческого организма, благодаря которой мы, собственно говоря, и существуем. Сложно себе представить нормальное общество, которое действовало бы бездумно, будучи лишенным разума. Однако есть все же в философии человеческого развития один аспект, который, так или иначе, влияет на человеческое восприятие мира и взаимосвязи его составляющих не через систему рационального познания. Иррациональный способ мышления – вот что заводит в тупик всех тех, кто опровергает значимость инстинктивной составляющей и признает здравомыслие единственным целесообразным направлением в познании. Вот о чем действительно любопытно узнать интересные факты.

Рационализм и иррационализм

Прежде чем рассмотреть сущность понятия иррационализма, выделить формы иррационального познания и виды, которые присущи данному направлению изучения действительности, необходимо уразуметь смысл того определения, антагонистом которого является иррационализм. Имеется в виду, что очень важно для полной картины обладать представлением о том, вопреки чему существует иррациональность.

Понятие «рационализм» происходит от латинского ratio, что в переводе на русский означает «разум». Изначально он появился в философии как учение, в основе которого лежит разумный подход к восприятию всего мирского и всего того, с чем сопряжена человеческая жизнь. Проще говоря, идея рационализма направлена на то, что все происходящее в жизни человека базируется исключительно на разумной оценке, разумном анализе и разумной деятельности каждого индивида. Яркими представителями рационального познания в философии стали Лейбниц, Спиноза, Гегель, Декарт.

Вопреки убеждениям этих и многих других приверженцев рационалистических взглядов, представителями, так сказать, оппозиционного движения стали Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор, Дильтей, Хайдеггер, Бергсон и многие другие, которые были глубоко убеждены в обратном. Они предполагали, что роль разума в познании слишком преувеличена, и что на самом деле основополагающие аспекты отведены иррациональной, чувственной форме познания мира. Рациональное же познание, как процесс, направленный на приобретение знаний о конкретных явлениях и предметах посредством разума и рассудка, отодвигается философией иррационализма на задний план.

Две диаметрально разные концепции на сегодняшний день успешно существуют и продолжают существовать в системе философского познания. У них, как и у любых других противоположных позиций, есть общие аспекты, а также факторы, которые их радикально отличают друг от друга.

Сходство и отличие

Итак, рациональное и иррациональное в научном познании определяется рядом факторов, многие из которых отличны между собой. Но существует одно единое, что эти противоборствующие позиции объединяет. Это объект ориентирования. И та и другая философия предусматривает, так или иначе, изучение предметов, явлений, действий в окружающем человека мире. Иными словами, главное сходство рационального и иррационального в познании кратко можно охарактеризовать единой целью – возможностью познавать этот мир со всеми существующими в нем взаимосвязями и взаимозависимостями.

В чем же заключаются отличительные особенности двух этих позиций?

  • Рационалисты убеждены, что познание человеком окружающих явлений базируется на разуме и опыте. Они обращают свое внимание на факты и логику, а не страсть, эмоции, инстинкт, как это присуще иррационалистам.
  • Рационализму свойственна приверженность научному знанию. Его сторонники допускают мысль о том, что бытие во всех его проявлениях никогда не получит своего рационального исчерпывающего объяснения. Однако при этом они не отменяют необходимость изучения, изменения его в целях улучшения качества жизни людей, естественно, с применением методов науки. В то время как иррационализм эти научные методы отодвигает на второй план, выдвигая на первые места значимость судьбы, влияние предсказаний, пророчеств и кармических предписаний.
  • Рационалисты отказываются признавать истинными сведения, которые были получены неизвестным или необъяснимым путем. В то время как иррационалисты допускают получение знаний, которые основаны не на доступных логическому объяснению фактах, а на инстинктивном или интуитивном уровне.
  • Рационализму присуще допущение критической оценки тех аспектов в познании, которые могут быть подвержены сомнениям. Имеется в виду, что все выдвинутые теории, основанные на разумных предположениях, могут подлежать опровержению. В части иррационализма такие вопросы не возникают вообще, поскольку они основываются не на научных обоснованиях, а значит, опровергнуть и аргументировать это опровержение не представляется возможным.

Примеры

Для наглядного понимания смысла этой философской теории необходимо рассмотреть пример иррационального познания. Точнее, здесь правильнее будет сказать – пример иррационального мышления.

Предположим, что бытует убеждение, якобы всегда есть единственное верное решение любой проблемы, и его необходимо отыскать, иначе катастрофа неизбежна. Считается, что это убеждение – иррационально. Почему? Потому что не существует одного идеального решения, ведь тогда бы воображаемый итог неудачного поиска идеального выхода из ситуации был бы нереалистичен и мог бы спровоцировать тревогу или панику, что уже само собой наталкивает на принятие неверного решения.

В подобной ситуации рациональным выводом стал бы поиск разных возможных решений такой проблемы, при котором было бы найдено несколько версий возможного исхода событий. Из этих нескольких вариаций можно было бы выбрать наиболее подходящую. Здесь тоже явно просматривается отличие одной концепции от другой.

Если привести более приземленный, не философский пример метода иррационального познания, то можно объяснить его смысл на банальном обучении езде на велосипеде. Вот, допустим, когда вы учитесь ездить на двухколесном транспорте, вы ведь не прибегаете к логической цепочке и не строите уйму взаимосвязанных и взаимозависимых заключений. Это происходит как бы на подсознательном уровне.

Иными словами, иррациональный способ размышлять, равно как и познавать мир, связан с интуитивными, так сказать, машинальными техниками освоения окружающих возможностей. Сюда также можно отнести преувеличения, сверхобобщения, чтение мыслей и прочие подобные невербальные и нелогические способы познания.

Сущность

Так какова же сущность иррационального познания в философии и науке вообще в принципе? Что собой являет этот метод расширения кругозора и освоения мирского бытия?

В самом широком смысле понятия это познание окружающего мира без использования логических умозаключений, аналитических цепочек и интеллектуального вмешательства. Иными словами, познание на уровне явления считается иррациональным в том случае, если оно опирается на интуитивное восприятие, так называемое наитие, на переживания, собственное мироощущение и сигналы внутреннего центра. Такое изучение природных взаимосвязей и явлений всячески исключает необходимость вмешательства рациональных суждений и логических умозаключений. Иррациональное познание мира находится за пределами человеческих размышлений и направлено на постижение явлений, которые соприкасаются с сознанием, но пребывают за гранью ума.

Все иррациональное неподвластно уразумению и не поддается разумному осмыслению, оно не соизмеримо ни с какими понятиями рационального. Его отождествляют с интеллектуальной интуицией. Рациональное и иррациональное в познании – как научном, так и философском – отождествляется со знанием и верой, соответственно. В более узком значении это наука и религия как два института изучения человеческой жизни в круговороте явлений и предметов. Их противостояние берет истоки из древней истории, когда религиозные верования возвышались над пониманием всего научно обоснованного и, напротив, научные исследования опровергали существование всего религиозного. Однако тот факт, что эти две философии тесно переплетаются между собой, неоспорим.

Виды

Как и любой аспект научного или философского понимания конкретной отрасли исследования, внелогичное изучение мира подразделяется на разновидности. Виды иррационального познания представлены несколькими человеческими способностями, которые нельзя аргументировать с точки зрения научно-обоснованной теории или доказать, как некий факт. Это нечто эмпиричное, нечто, что существует за гранью умственного понимания – собственно, как и все иррациональное.

Что же это за разновидности?

Интуиция

Это действующий инструмент познания, который противопоставлен рациональному, понятийному мышлению. В науке он определяется как составляющая психологического элемента существующих рабочих методов познания. С точки зрения психологии, при рассмотрении интуиции как явления возникает субъективная иллюзия конкретности и синтетичности данного понятия, которое более, так сказать, вещественно, нежели дискурсивное абстрактное мышление. Но на самом деле это лишь видимость, поскольку психологически интуиция обосновывается осознанием бессознательно протекающих мыслительных процессов: человек очень много думает о какой-то проблеме, тем самым бессознательно подталкивая себя к тому, что он знает, как она в итоге развернется. И, можно сказать, предугадав результат, считает, что он почувствовал это на уровне интуиции – как же тут опровергать ее неоспоримую значимость?

Сегодня очень многие люди рассматривают интуицию в ключе некой сверхспособности, развитой у кого-то чуть больше, а у кого-то чуть меньше. Вы, наверное, не раз слышали о таком понятии, как «женская интуиция». Вокруг женского чутья и удивительной способности предчувствовать какое-либо событие ходит немало споров. Не исключено даже то, что вы нередко ощущали значимость данного феномена на себе: почувствовав какую-то тревогу за близкого, вы говорите себе: «Интуиция мне подсказывает, что с ним что-то не так…» В действительности на подсознательном уровне вы просто достаточно долгий период времени размышляли об этом человеке, и в большинстве случаев знали или были уведомлены о том, что ему в какой-то мере по каким-то причинам реально может угрожать опасность. Теоретически обосновать данное явление, применяя логические умозаключения, на данный момент окончательно и полно пока никому не удалось.

Человеческое наитие нередко связывают с другими элементами иррационального познания. Интуиция и творчество – шагающие рука об руку две способности человека, которые имеют прочную взаимосвязь и взаимозависимость. Поскольку творчество представлено продуктом биосоциального эволюционного преображения человека, оно также являет собой необычайную и фактически не поддающуюся анализу возможность обработки новой информации. Равно как и интуиция.

Удивительно и то, что, будучи явлением, протекающим на подсознательном или бессознательном уровне и не подчиненным существующим правилам, на уровне результата творчество может быть совмещено с деятельностью рациональной. Иными словами, творчество не противопоставлено рационализму – здесь одно дополняет другое. Заниматься творчеством – означает обладать способностями к выработке конкретных приемов, получению новых знаний, овладению навыков, познанию чего-то нового, неизвестного. Это ли не познание?

И все же, в отличие от интуиции, ничего таинственного в творчестве нет. Ведь оно подлежит научному исследованию и обоснованию. Такого рода деятельность проецируется мозгом, как бы там ни было. В то время как интуиция возникает на уровне неконтролируемого действия, ощущения, беспокойного взволнованного чувства. Вот перед вами стоит выбор: поставить на красное или на черное. Вы ведь выбираете одну или другую позицию не потому, что можете это логически обосновать. Это просто ваш выбор. И выбор этот сделан интуитивно.

Озарение

Это еще одна категория иррационального. Иррациональное познание – интуиция, медитация, инстинктивное восприятие, внутреннее ощущение – все это включает в себя много различных аспектов, которые логически необъяснимы. Будучи само по себе формой познания, наряду с чувственным и рациональным, все иррациональное фактически познается на уровне инстинктов. И озарение – не исключение.

Под термином «озарение» именно в ключе иррационального мышления подразумевается некий интеллектуальный всплеск, догадка, идея, посетившая мозг в определенный промежуток времени и возникшая совершенно внезапно. Разумеется, что данный феномен рассматривается в контексте изучения какого-либо вопроса, то есть озарение приходит во время осознания сути проблемы, но не во время анализа. То есть сама по себе данная категория не обосновывает именно процесс понимания человеком того или иного аспекта, а конкретно описывает его.

Чтобы стало более понятно, о чем идет речь, можно проследить за активацией данного явления на примере. Наверняка у каждого из нас часто бывали ситуации, когда в силу загруженности или усталости или еще каких-либо сопутствующих причин во время выполнения своих обычных должностных обязанностей мы наталкивались на какую-то проблематику и входили в ступор. Вроде бы материал весь привычный, все просто и понятно, но дать объяснение конкретному действию и найти решение вы не можете. Спутанные мысли развязываются вмиг и проясняются в момент озарения – внезапно дошедшей до вас истины, которая полностью устраняет загвоздку в работе. Контролировать процесс, как и в случае с интуицией, вы не можете. Озарение либо приходит, либо нет. Вот еще одна отличительная черта иррационального – оно далеко не всегда поддается возможности управления этими способностями.

Инсайт

Это форма иррационального познания, которая тождественна озарению, но дополняется сильной эмоциональной вспышкой. То есть это момент, когда голову человека посещает светлая мысль, и сопровождается это действо ярким проявлением эмоции. По поводу данного явления ходит много споров: одни психологи утверждают, что явление надуманно и его, по сути, не существует. Другие доказывают обратное и всячески отстаивают идею реального существования данного феномена. Аргументируют они это тем, что инсайт – это третья ступень в теории умозаключительного разрешения существующей проблематики, в то время как первый – это знакомство с трудным вопросом, а второй – это подключение мыслительного процесса к поиску ответа на поставленный вопрос.

Предчувствие

Эта форма иррационального познания плотно контактирует с интуицией, поскольку в самом прямом своем смысле ее значение определяется интуитивным прогнозированием наступления какого-то события или происхождения какого-либо действия. У каждого оно проявляется по-разному, но не обращать на него внимания многие не рискуют. Ведь это своеобразный сигнал организма, сигнал внутреннего центра ощущений, что вот-вот что-то произойдет. И это что-то может нести в себе как положительный, так и отрицательный посыл.

Предчувствие может сыграть и решающую роль в знакомстве с новым человеком. Нередко бывает так, что при встрече с незнакомцем нас охватывает необъяснимое ощущение нежелания продолжать ознакомительную беседу. Как объяснить данное явление? Ведь человек для нас – совершенно новое лицо, потенциально неизведанная и непрочитанная книга. Мы о нем ничего не знаем, а неприязнь уже присутствует. Это происходит на подсознательном уровне, мы инстинктивно предчувствуем, что общение с ним может не увенчаться успехом, нам хочется оттолкнуть данный субъект своих опасений как можно дальше от себя. Разве это можно объяснить логически? Нет. Это иррациональная категория человеческих способностей и ощущений.

Ясновидение

Вообще рассматриваемая форма освоения законов природы и человеческих взаимоотношений в мире является одной из частых тематик курсовых и дипломных работ в вузах, а также нередкой идеей для написания изложений в школе или тематических эссе. Рациональное и иррациональное познание в философии человеческого бытия занимает одну из важнейших ступеней изучения психологии и самого процесса освоения окружающего мира. Поэтому структура и разновидности иррационализма как формы познания не менее интересны к изучению. Особенно много противоречий вызывает такая категория иррационального познания, как ясновидение. Что это такое? Откуда взялось данное определение? Почему оно имеет место среди важнейших аксиом и глобальных философских вопросов современности?

Эзотерический словарь раскрывает смысл ясновидения в ключе способности видеть те образы, объекты и явления, которые не под силу простому человеку, не обладающему данной способностью, и которые недоступны к восприятию в обычном ракурсе чувствительности. С точки зрения иррационализма как теории в философии, это разновидность человеческих возможностей познавать этот мир сквозь призму интуитивного восприятия происходящего в ключе повышенной чувствительности инстинктивного чутья. Это внутреннее видение человека, информация к которому приходит символами, образами, знаками. Расшифровать увиденное может только сам ясновидящий.

Психологи утверждают, что начальная стадия развития ясновидения присуща практически каждому человеку. То есть, по сути, каждый из нас может развивать это чувство сильнее и обширнее. Однако те образы, сигналы, видения, которые приходят к людям, зачастую сводятся на нет и игнорируются ими, поскольку этот посыл среди тысячи инстинктивных и интуитивных ощущений просто растрачивается и улетучивается. Та же категория людей, у которых подобное чутье развито гораздо более сильно, видят больше.

До сих пор принципы ясновидения не имеют научного обоснования и аргументационной подоплеки. Поэтому очень многие не верят в медиумов и экстрасенсов. Однако отрицать тот факт, что проявления ясновидения встречаются сегодня сплошь и везде, невозможно. Просто кто-то их рассматривает как одно из собственных «кажущихся» видений, а кто-то расценивает это как «дар божий».

Яснослышание

Категория познания, которая ввиду своей необоснованности считается чуть ли не абсурдной, все же имеет место в цепи иррациональных явлений. Сродни ясновидению, яснослышание проявляется тоже в образах и сигналах, но их человек с такими удивительными способностями не видит, а слышит. Споры, развернувшиеся вокруг яснослышания, в большинстве своем сводятся к психическому расстройству, при котором человек начинает слышать голоса. Нередко такие проявления отождествляют с шизофренией. Но сама по себе теория «слышащих» необъяснимое людей до конца не опровергнута.

Психометрия

Еще одно удивительное явление в восприятии всего иррационального. Чувственное и рациональное познание, в отличие от иррационализма, имеют конкретную подоплеку. Рационализму свойственно основываться на умозаключениях и рассуждениях. Чувственное познание опирается на зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. А иррациональное – понятие, ведомое инстинктами и интуицией. Оно не объясняется логически. Равно как и сложно доказать значение психометрии в жизни человека.

Психометрия как способность считывать информацию с любого объекта или предмета уникальным образом открывает возможность выяснить, что происходило с этими объектами и предметами когда-то давно или недавно – ранее. Здесь не обошлось без астральных записей и особенностей информационного поля. Иными словами, психометрия является как бы подвидом ясновидения, поскольку это направление иррационального познания позволяет человеку, гладя на предмет или притрагиваясь к нему, рассказать о том, что с ним было несколькими мгновениями (периодами) ранее.

Сегодня психометрия применима в криминалистике, экспертном искусстве, реконструкционных работах исторических и археологических объектов, но это лишь на уровне допустимого. Ни одно общепризнанное государство не допускает обращение следственных мероприятий, предусмотренных уголовным кодексом, к способностям ясновидящих. Но на уровне телевизионных передач и резонансных преступлений, стихийных бедствий, а также катастроф и крушений умения медиумов и экстрасенсов, применяющих основы психометрии в своей работе, используются довольно часто.

Восприятие во сне

Многочисленные исследования помогли установить тот факт, что сон – как режим отдыха мозга – признан таковым необоснованно. Было доказано, что в таком состоянии периодически изменяется давление, учащается дыхание, пульс становится частым и аритмичным, а гормональная активность увеличивается в разы. Нередко параметры спящего человека достигают уровня этих же показателей в состоянии бодрствования, а то и превышают его. Такие всплески во сне именуются рэм-фазой – фазой сновидений. Примечательно и то, что именно в этот момент, в момент повышенной активности мозга, он практически полностью перестраивается и отстраняется от внешнего мира, обрабатывая информацию и сортируя ее исключительно в пределах внутренней мозговой деятельности. В эти минуты человек видит сны. И сны эти нередко бывают пророческими, реалистичными, предсказательными.

Можно вести массу дискуссий на тему того, что все это в жизни не применимо и никакого значимого смысла для общества оно не несет за недостаточностью научных обоснований. Но как же тогда объяснить тот факт, что Менделееву приснилась его таблица химических элементов во сне? Разве не несет она сегодня огромное значение для общества тем, что поясняет и описывает взаимосвязи и взаимозависимость всех существующих химических соединений, известных человеку?

Как считаете лично вы: несет ли в себе иррациональное познание столь же большое значение, сколь обоснованное рациональное и значимое чувственное?

Рациональные, иррациональные, неявные и мнимые знания

Познание мира человеком является познанием истин, руководствуясь которыми человек улучшает условия своего существования и приближается к совершенству согласно замысла Божьего. Осуществление этой цели будет настолько успешным, насколько наши знания соответствуют истине, и мера этого соответствия является оценкой наших знаний. Понятно, что всегда какая-то их часть действительности не соответствует.

Познание истины было бы невозможным, если бы человек не верил в свои знания, но оно было бы также невозможным, если бы человек иногда не утрачивал в них веру. Однако вера, как состояние человеческой психики подвержена шатаниям под влияние фактов внутреннего и внешнего существования, особенно у критически мыслящих людей. В силу этого обстоятельства познание мира было бы вообще невозможным, если бы человек не верил в непоколебимую истину определенных знаний и среди них имеются такие, которые не могут быть приобретены в процессе самого познания мира. Эти знания или идеи называются врожденными и к ним относятся аксиомы математики, положения логики, моральные ценности и под. Они свойственны человеку от рождения, но проявляются с началом чувственного познания мира и развиваются далее с течением времени.

Очевидно врожденные знания современного человека существенно отличаются от его далеких предков, поэтому можно предполагать, что они наследуются от родителей обогащенные их собственным жизненным опытом.

Сначала врожденные знания существуют в форме предположений и нуждаются в проверке эмпирическим методом. В процессе такой проверки человек может осознать, что его предположения не подтверждаются и тогда врожденные знания превращаются в мнимые, в то время как подтвержденные переходят в разряд рациональных. И мнимые, и рациональные знания постоянно обогащаются в процессе познания и жизнедеятельности и при этом воображаемые идеи могут быть питательной средой для формирования рациональнх идей. Рациональная, научная мысль развивалась путем построения гипотез, которые решали проблемы, возникавшие перед человеком, и существовали некоторое время, заменяясь на новые только тогда, когда какие-то проблемы не могли быть решены предыдущей гипотезой. При этом новая гипотеза должна была по крайней мере так же хорошо решать проблемы, как и старая, и, кроме того, она должна выводить предположения, которые не могла обеспечить предыдущая.

(Popper Karl. 2000, 35). Так благодаря подобному рациональному мышлению развилась такие науки как математика, астрономия, агрономия, география, а из предположений, которые не подвергались проверке практикой – мифология, разнообразные верования и магия, то есть мнимые. Правда, человек, особенно на заре своего развития не разделял рациональные и мнимые знания, поэтому магия может использовать рациональные методы, элемент фантазии всегда присутствует и в рациональных науках, даже в такой точной, как математика – Пифагор и его ученики, например, считали, что отдельные числа имеют свои особые магические свойства. Эта привычка дополнять собственной фантазией недостаток знаний у человека осталась до сих пор. В этом, вероятно, какая-то польза, но было бы неплохо, если бы человек четко осознавал, где у нее кончаются рацаональные знания и где начинаются фантазии.

На границе между рациональными и мнимыми знаниями имеются знания неявные, к которым люди приходят особым путем и которые не могут быть переданы другим лишь средствами языка.

Реально эти знания отражаются в навыках, внутренней культуре человека. Например, это может быть умение плавать, хорошо стрелять из лука, что достигается практикой, тренировкой. Объем неявных знаний постоянно увеличивается вместе с усложнением образа жизни.

Поскольку объем знаний растет несравненно более быстрым темпом, чем тот, которым идет духовное развитие человечества, Бокль сделал вывод, что последнее определяется главным образом развитием разума. (Бокль, 1863, Ч.1, 134 – 135). Такой взгляд был вполне в духе 19-го века, когда многим казалось, «что проблемы как индивидов, так и обществ можно было бы решать, если бы только силам разума и добродетели удалось преодолеть невежество и злобность» ( Берлин Исайя , 1994, 64). В двадцатом веке ученые стали не только более скептическими, но и оценили необходимость структуризации мыслей. Говоря о моральном развитии, Бокль не разделял развитие нравственности человека от развития моральных норм, а к умственному развитию относит только накопление знаний человечеством и усвоение их отдельным человеком, хотя надо было иметь в виду и развитие мышления (усвоения законов логики, методов исследований) и возможно развитие умственных способностей человека.

Все вышеизложенное – это чисто гипотетические рассуждения, потому что у нас нет надежного метода для создания более-менее точного представления о самых началах духовного развития человека. Определенный материал дают исследования архаических племен Южной Америки, Австралии, Океании, которые в силу разных причин по словам Леви-Стросса «развивались так медленно, что сохранили до сих пор лучшую часть их первоначальной свежести, или же наоборот, их эволюционный, преждевременно прерванный цикл оставил их в полной инертности «(

Леви-Стросс , 1997, 99). Но первобытные народы, которые еще существуют или недавно существовали на Земле, уже стоят на достаточно высоком уровне развития и имеют четкую организацию своих обществ и устоявшиеся магические верования. Каким путем они к этому пришли, представить можно лишь с определенной вероятностью. Выше мы говорили о предположении, на основании которых развились первобытные верования. Такая гипотеза может быть подтверждена следующим фактом:

в диалекте винту в Калифорнии имеется пять глагольных наклонений, выражающих то, откуда получено знание о действии: путем зрительного восприятия, тактильных ощущений, путем индуктивного вывода, размышлений или, наконец, получено из уст других людей. Все пять наклонений относятся к грамматической категории знания, которая противопоставляется категории предположения, выражающейся посредством других форм. (

Леві-Строс, 1997, 169).

Конечно, необязательно, чтобы у всех первобытных языках были пять подобных наклонений, но именно противопоставление выдумок реальным знанием может быть общей психологической чертой большинства первобытных народов. На определенном психологическом эффекте, который проявляется в том, что человек верит своим собственным измышлениям, возникли и первобытные верования. Даже в наше время мы можем наблюдать это явление, особенно среди малообразованных людей. Леви-Стросс приводит примеры из жизни туземцев, которые убедительно показывают, что в определенных случаях человек может поверить даже собственной сознательной лжи, если ей поверят другие (Леві-Строс, 1997, 159-168). Путем фантазий человек строит себе картину окружающего мира и в соответствии с ней формирует рамки своего поведения. И если даже эта картина является фальшивой, она выполняет определенные психологические функции. Картина не может быть совершенно фальшивой или полностью правдивой, но достаточной для обеспечения человеческой жизни (

Fromm Erich, 1986, 133).

К тому же есть мышление, отличное от европейского. «Для нас, глубоко серьезных людей, убеждение вместе с тем предполагает и искренность. Но искренность не имеет особенного значения у восточных народов, не очень привычных к тонкостям критического ума… Для восточного человека фактическая правда имеет весьма мало значения; он все видит сквозь призму своих предрассудков, интересов, страстей». Так пишет Реннан, и его обобщения хотя и далеко идущие, но не безосновательны (Реннан Ернест, 1991, 105). Собственно, у европейцев мышление отличается наибольшей рациональностью. В частности, это достаточно отчетливо проявляется в такой древней сферы общественных отношений как право. Не мешая на то, что в Азии сборники законов появились значительно раньше, чем в античной Европе (например, кодекс Хаммурапи был зафиксирован в начале второго тысячелетия до Р.

Х.), рациональная теория права со строгими юридическими схемами была создана в Риме. Даже в музыке европейцы проявили свой рационализм. Еще Пифагор обнаружил, что высота тона струны обратно пропорциональна ее длине и обнаружил закон гармоничного звучания струн различной длины с соотношением 6: 4: 3, что и стало в дальнейшем основой развития европейской музыки с ее хроматизм и контрапунктом.

Але існують ще ірраціональні знання, які відрізняється як від раціональних, так і від уявних. Ці знання приходять до свідомості окремих надчутливих людей мимоволі у формі ідей в момент “осяяння” (хоча за осяяння людина може сприйняти і власну фантазію) або цілеспрямованої концентрації зусиль на отримання знання з-поза меж навколишнього світу. Решта людей сприймає такі знання лише на віру. Осяяння нерідко приходять до творчих людей, в тому числі раціонально мислячих. Отож до пізнання світу людина йде різними шляхами, і якщо у Європі перевага надається раціональним методам, то в Азії – ірраціональним.

Еріх Янч образно тлумачить європейський спосіб пізнання як спробу запхати увесь світ у голову і там його досліджувати, а азійський – як спробу висунути голову у світ і так його (і потойбічний світ теж!) розглядати. Вчений вважає обидва шляхи можуть забезпечувати пізнання світу (Jantsch Erich, 47).

Иррациональным, точнее, интуитивным путем человек пришел к пониманию существования высших сил непостижимой природы, влияние которых он испытал в самом начале своего развития. Как говорил еще Рене Декарт, идея Бога, которую мы имеем, имеет свою причину, и эти причина есть ничто иное как Божество (

Бокль , Ч.2, 100). Существует много способов доказательства существования Бога, но каждый из них не является достаточно убедительным. Теперь каждый в признании существования Бога выбирает свой собственный путь – путь разума, путь веры или сложный путь синтеза первого и второго. Но первобытный человек пришлел к пониманию существования божества не путем логических рассуждений, ибо мышление его не было развито в достаточной степени, а каким-то интуитивным способом, дополненным фантазиями, которые объясняли происхождение мира и человека. Забегая вперед, предположим, что развитие религий от первобытных верований идет ступенчато за счет «озарения» отдельных пророков, которые способны почувствовать Божье откровение и трактовать его в меру своих знаний и интеллекта. Потребность в людях, которые могли авторитетно объяснить природные и атмосферные явления, происхождение мира и человека, существовала в каждом человеческом коллективе, поэтому один из его членов должен брать на себя роль «пророка». Не каждому из них удавалось поддерживать свой авторитет, но кто мог это сделать, становился лидером, который определял нормы поведения и взаимоотношения между членами коллектива.

Общественная организация первобытных народов формировалась чисто эмпирически по принципу выживания сильнейшего. При этом, как утверждает Леви-Стросс, первобытный народ «может проявить такой дух изобретательства и постижения, который значительно опережает достижения цивилизованных народов», поэтому его нельзя считать отсталым или недоразвитым ( Леви-Стросс , 1997, 98). Конечно, это не означает, что общие уровни развития цивилизованного и первобытного народа можно считать хотя бы приблизительно того же порядка. Человеческая цивилизация предполагает гармоничное развитие во всех сферах общественной жизни.

Мануэль Перес Отеро, Существует ли эпистемологически иррациональное знание?

Дополнительные параметры загрузки

Мануэль Перес Отеро

Я представляю эпистемологическую загадку о перцептивном знании и его связи с оценкой вероятностей. Он включает в себя случаи, касающиеся данного субъекта S и пропозиции P в определенном контексте, где очевидно: S обладает перцептивным знанием P; эпистемическое обоснование, которое S имеет для веры в Не-P, намного больше, чем ее эпистемическое оправдание для веры в P. Если бы эти два тезиса были верны, то следующий очень правдоподобный эпистемологический принцип был бы несостоятельным: если S знает P, то эпистемическое обоснование, которое S имеет для веры Не-Р не больше, чем ее эпистемическое обоснование веры в П. Я предлагаю решение загадки, которое совместимо с основными интуитивными представлениями и тезисами ортодоксального байесовского учения.

Цитировать Простой текст БибТекс Форматированный текст Зотеро EndNote Менеджер ссылок РефВоркс

Параметры Отметить как дубликат Найдите его в Scholar Запросить удаление из индекса Лист регистраций изменений

Править

PhilArchive

    Загрузить копию этой работы Бумаги в настоящее время заархивированы: 76 442

Внешние ссылки

Настройте учетную запись с вашей принадлежностью для доступа к ресурсам через прокси-сервер вашего университета

Через вашу библиотеку

  • Войдите / зарегистрируйтесь и настройте свой преобразователь OpenURL
  • Настройте собственный преобразователь

Свидетельства восприятия и новый догматизм. Рам Нета — 2004 — Философские исследования 119 (9-2): 214.

Вес фактов: загадка о восприятии, причинах и размышлениях. Андреа Джананти — 2019 — Ratio 32 (2):104-113.

Эпистемический элитизм и другие умы. Элайджа Чуднофф — 2018 — Философия и феноменологические исследования (2): 276-298.

Обоснование восприятия: ложные причины и ошибочные добродетели. Christoph9 Kelp & Harmen8 Ghijsen — 2016 — In C. Mi, M. Slote & E. Sosa (eds.), Моральные и интеллектуальные добродетели в западной и китайской философии . Рутледж.

Нарциссическая эпистемология. Стивен Кейд Хетерингтон — 1987 — Диссертация, Университет Питтсбурга

Индуктивный вывод и эпистемическое обоснование. Роберт А. Эпперсон — 1996 — Диссертация, Университет Рочестера

Макдауэлл, Геттье и двусторонний отчет о перцептивном знании. Адриан Эйвери Арчер — неизвестно

Расширенная рациональность: эпистемология петли. Анналиса Колива — 2015 — Лондон, Англия: Пэлгрейв-Макмиллан.

Знание и нормативность. Клейтон Литтлджон — 2018 — В книге Маркоса Валариса и Стивена Хетерингтона (ред. ), Знания в современной философии . Издательство Блумсбери.

Загадка обоснования восприятия: сознательный опыт, убеждения высшего порядка и надежные процессы. Хармен Гийсен — 2016 — Швейцария: Springer.

Истинная вера на краю пропасти: поиск универсального эпистемологического обоснования. Сэм Теллман — неизвестно

Эпистемический интернализм и обоснование свидетельствами. Джонатан Эгеланд — 2020 — Эпистема 17 (4): 458-474.

Степень эпистемологического обоснования и ошибка соединения. Томодзи Сёгэндзи — 2012 — Synthese 184 (1):29-48.

Раздвоенная концепция перцептивного знания: новое решение основной проблемы эпистемологического дизъюнктивизма. Кеган Шоу — 2019- Синтез 196 (7):2871-2884.

Когнитивная проницаемость восприятия и эпистемическое обоснование. Христос Георгакакис и Лука Моретти — 2019 — Интернет-энциклопедия философии .

Добавлено в ПП
06. 07.2019

Загрузки
14 (#733,752)

6 месяцев
1 (#454,876)

Исторический график загрузок

Как увеличить количество загрузок?

Иррационализм | философия | Британика

Артур Шопенгауэр

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эдуард фон Хартманн
Похожие темы:
рационализм философия Дионисийский

См. весь связанный контент →

иррационализм , философское движение 19-го и начала 20-го веков, которое претендовало на обогащение понимания человеческой жизни, расширяя ее за пределы рационального до более полных измерений. Укорененный либо в метафизике, либо в осознании уникальности человеческого опыта, иррационализм подчеркивал аспекты инстинкта, чувства и воли, противоречащие разуму.

Иррационалисты существовали и до 19 века. В древнегреческой культуре, которую обычно оценивают как рационалистическую, дионисийское (т. е. инстинктивное) течение можно усмотреть в произведениях поэта Пиндара, драматургов и даже таких философов, как Пифагор и Эмпедокл, и Платона. В философии раннего Нового времени — даже во времена господства картезианского рационализма — Блез Паскаль обратился от разума к августинской вере, убежденный, что «у сердца есть свои доводы», неизвестные разуму как таковому.

Еще из «Британники»

Западная философия: XIX век

Основная волна иррационализма, как и литературного романтизма — сама форма иррационализма — последовала за эпохой разума и явилась реакцией на нее. Иррационализм нашел в жизни духа и в истории человечества многое, с чем нельзя было справиться рациональными методами науки. Под влиянием Чарльза Дарвина, а затем Зигмунда Фрейда иррационализм начал исследовать биологические и подсознательные корни опыта. Прагматизм, экзистенциализм и витализм (или «философия жизни») возникли как выражения этого расширенного взгляда на человеческую жизнь и мышление.

Для Артура Шопенгауэра, типичного иррационалиста XIX века, волюнтаризм выражал сущность реальности — слепую, бесцельную волю, пронизывающую все сущее. Таким образом, если разум является продуктом немого биологического процесса, естественно заключить, как это сделали прагматики, что он развился как инструмент для практического приспособления, а не как орган для рационального проникновения в метафизику. Таким образом, Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс утверждали, что идеи следует оценивать не с точки зрения логики, а с точки зрения их практических результатов при проверке действием.

Иррационализм также выражается в историцизме и релятивизме Вильгельма Дильтея, который считал, что все знания обусловлены частной исторической перспективой, и поэтому подчеркивал важность Geisteswissenschaften (гуманитарных наук). Иоганн Георг Хаманн, отвергнув предположения, искал истину в чувствах, вере и опыте, сделав личные убеждения своим высшим критерием. Фридрих Генрих Якоби превозносил уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальным знаниям и ощущениям.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, обратились к интуиционизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был отвергнут; он просто утратил свою руководящую роль, поскольку личные инсайты не поддаются проверке. В своем аспекте витализма философия Бергсона — так же, как и философия Фридриха Ницше — была иррационалистической, утверждая, что инстинктивное или дионисийское побуждение лежит в основе существования. Ницше рассматривал моральные кодексы как мифы, ложь и мошенничество, созданные для маскировки сил, действующих под поверхностью, чтобы влиять на мысли и поведение. Для него Бог мертв, и люди вольны формулировать новые ценности. Людвиг Клагес расширил жизненную философию в Германии, настаивая на том, что иррациональные источники человеческой жизни являются «естественными», и им следует следовать в преднамеренной попытке искоренить случайную причину; а Освальд Шпенглер распространил его на историю, которую он интуитивно рассматривал как иррациональный процесс органического роста и распада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *