Искусства психология это: Психология искусства . Что такое «Психология искусства «? Понятие и определение термина «Психология искусства » – Глоссарий

Книга «Психология искусства» Выготский Л С

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии.
      Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература.
      Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Выготский Л. С.

Издательство:
АСТ
Год издания:
2019
Место издания:
Москва
Язык текста:
русский
Тип обложки:
Мягкая обложка
Формат:
76х100 1/32
Размеры в мм (ДхШхВ):
180x115x19
Вес:
235 гр.
Страниц:
480
Тираж:
5000 экз.
Код товара:
997135
Артикул:
ASE000000000844040
ISBN:
978-5-17-115680-0
В продаже с:
06. 07.2019

Дополнительная информация

Аннотация к книге «Психология искусства» Выготский Л. С.:
«Психология искусства» была написана Выготским в начале 20-х годов XX века, в разгар послереволюционных споров о дальнейшей судьбе культуры. Молодой ученый выдвинул оригинальную идею, что всякое произведение искусства представляет собой систему раздражителей, сознательно и преднамеренно используемых художниками с тем, чтобы вызвать у аудитории определенную эстетическую реакцию. Следовательно, психолог, подобно тому, как детектив выстраивает картину преступления на основе анализа показаний обвиняемого, свидетелей и потерпевшего, может так же дать объемную картину запланированной реакции аудитории на основе анализа структуры раздражителей.
Настоящее произведение искусства всегда «переплавляет» своего создателя и того, кто воспринимает это произведение, утверждает Выготский. И в этой «переплавке», которая сама по себе есть творческий акт, он видит истинный смысл и назначение искусства.
Свои идеи автор иллюстрирует и подтверждает примерами блестящего анализа столь разных по форме и содержанию произведений, как пьеса Шекспира «Гамлет», крыловские басни и рассказ И. Бунина «Легкое дыхание». Читать дальше…

Рекомендуем посмотреть

Мирс Э.

Очень важные люди. Статус и красота в мире элитных вечеринок

714 ₽

860 ₽ в магазине

Купить

Лебон Г.

Психология народов и масс

457 ₽

550 ₽ в магазине

Купить

Лебон Г.

Психология народов и масс

232 ₽

280 ₽ в магазине

Купить

Рубинштейн С. Л.

Основы общей психологии

1 137 ₽

1 370 ₽ в магазине

Купить

Франкл В. Э.

Сказать жизни «ДА! «: психолог в концлагере. 9-е издание

515 ₽

620 ₽ в магазине

Купить

Франкл В.

Подсознательный бог. Психотерапия и религия

515 ₽

620 ₽ в магазине

Купить

Франкл В.

О смысле жизни

465 ₽

560 ₽ в магазине

Купить

Савельев С. В.

Нищета мозга. 4-е издание

1 137 ₽

1 370 ₽ в магазине

Купить

Савельев С. В.

Атлас мозга человека. 2-е издание

2 888 ₽

3 480 ₽ в магазине

Купить

Бехтерев В. М.

Психика и жизнь. Внушение

232 ₽

280 ₽ в магазине

Купить

Фромм Э.

Искусство любить

257 ₽

310 ₽ в магазине

Купить

Беттельхейм Б.

Просвещенное сердце. Автономность человека в эпоху массовых обществ

789 ₽

950 ₽ в магазине

Купить

Выготский Л. С.

Мышление и речь

257 ₽

310 ₽ в магазине

Купить

Непряхин Н. Ю.

Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению

822 ₽

990 ₽ в магазине

Купить

Бехтерев В. М.

Феномены мозга

208 ₽

250 ₽ в магазине

Купить

Мак-Вильямс Н.

Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе

1 096 ₽

1 320 ₽ в магазине

Купить

Диспенза Дж.

Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели

432 ₽

520 ₽ в магазине

Купить

Бек Дж.

Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям

1 013 ₽

1 100 ₽ в магазине

Купить

Шахиджанян В. В.

Ораторское искусство для начинающих: Учимся говорить публично

473 ₽

570 ₽ в магазине

Купить

Франкл В.

Доктор и душа: логотерапия и экзистенциальный анализ

772 ₽

930 ₽ в магазине

Купить

Загрузить еще

Психология искусства

Определение 1

Психология искусства — это отрасль психологической науки, занимающаяся исследованием закономерностей процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства. Это направление так же ведет исследование особенностей психической деятельности писателей, живописцев, композиторов при создании ими своих произведений.

Понятие и особенности психологии искусства

Психология искусства предполагает определение самых общих закономерностей всех видов художественной деятельности. Она помогает раскрывать механизмы становления личности человека в качестве творца путем анализа различных форм воздействия искусств на людей.

Специфика психологического подхода к искусству, с одной стороны, предполагает рассмотрение критериев психологического теоретизирования, а с другой, определение категории искусства. Исследование произведений искусства как таковых не включено в традиционный перечень интересов психологии. Тем не менее, если обратиться к «Психологии искусства» Выготского, то можно найти анализ именно самих произведений.

Таким образом, психология искусства определяется как раздел общей психологии. Она занимается изучением процессов создания и восприятия произведений искусства, рассматривая сами произведения под ракурсом приемов и средств воздействия, объективированных в их структуре.

Психологию искусства никогда не относили в состав основных разделов или сфер психологической науки. Многие психологи до настоящего времени не воспринимают это направление серьезно. Тем не менее, последние двадцать лет интерес к психологии искусства стал увеличиваться. Ученые связывают этот процесс с ростом общего интереса к личности и области человеческого духа.

Об искусстве писали и пишут очень много. Этим занимаются философы, педагоги, психологи, искусствоведы. Эксплицитные или имплицитные теории искусства, которые рассматриваются в различных работах, являются весьма разнообразными и многочисленными.

Первые специальные исследования в области психологии искусства сразу обнаруживали междисциплинарный характер. Не любые школы и направления психологической науки считаются одинаково близкими к разработке проблемы психологии искусства. Главную роль в эстетико-психологическом анализе играют 3 направления:

  • Ассоциативная психология, которая исследует способы объединения представлений по определенным правилам;
  • Гештальтпсихология, разрабатывающая природу психики человека с точки зрения целостности;
  • Теория бессознательного.

Подходы к психологии искусства

Психология искусства — это направление, которое проводит разработку психологических вопросов художественного воспитания и эстетического развития. Специфика этого направления в отношении других дисциплин, изучающих искусство, состоит не только в ее предмете, но и в совокупности методов.

Сильная сторона психологии искусства представлена владением экспериментальной методологией и возможностями выстраивать собственные концепции, взяв за основу не только теоретические соображения и данные самонаблюдения, а также экспериментально полученные факторы. Данная дисциплина занимается изучением конкретных частных механизмов, включая тонкие индивидуальные различия восприятия и воздействия искусства.

Принято рассматривать несколько основных подходов психологии искусства к исследованиям:

  • Искусствоцентрический;
  • Теоретико-нормативный;
  • Механистический;
  • Когнитивно-аффективный;
  • Деятельностный.

В центре внимания искусствоцентрического подхода стоит само произведение искусства. Данный подход не может описывать ситуацию реального взаимодействия между произведением искусства и личностью.

Основа теоретико-нормативного подхода лежит в нормативной модели полноценного, адекватного и развитого типа эстетического восприятия. В этом подходе главным считается то, в какой мере процесс восприятия будет ближе к эталонному восприятию, которое предусмотрено теоретической моделью. Это направление способно увести исследователей от качественного анализа личного своеобразия соответствующих вариантов взаимодействия личности и произведений искусства.

Механистический подход, в основном развитый на Западе, определяет восприятие искусства в качестве результата механической работы некоторых интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личность здесь играет пассивную роль.

Когнитивно-аффективный подход связал искусство и эмоциональную сферу человека. Он гласит, что эмоции, которые «работают» в искусстве, должны отличаться от прочих эмоций тем, что они становятся сублимированными.

Над деятельностным подходом работал Д. А. Леонтьев, который определял искусство в качестве механизма трансляции смыслов. Системно-типологический подход, разработанный Н. Л. Нагибиной, рассматривает в психологии искусства на первом месте фигуру творца.

Понятие искусства

Искусство представляет собой творческое отражение или воспроизведение действительности с помощью художественных образов. Оно считается одной из форм общественного сознания, мастерством, умением, знанием или делом.

Замечание 1

Словарь Ожегова определяет искусство в качестве дела, которое требует определенного умения или мастерства. Даль рассматривал искусство как знание, уменье, развитую навыком или учением способность, мастерство, которое требует большого умения и вкуса.

Не существует объективных критериев, определяющих границу между настоящим искусством и его суррогатом. С другой стороны, специальные экспериментальные исследования отражают огромное значение общей ситуации и установки, создаваемой в отношении того или другого продукта творчества, в приписывании объекту статуса произведения искусства.

Например, одинаковый фрагмент компьютерной программы предъявляли одной группе в качестве собственно фрагмента, а другой показывали его как отрывок авангардистского стихотворения. Абсолютно разными в этом случае были характеристики фрагмента и отношение обеих групп к нему.

Искусство и психология – Arte & Lusso

И психология, и искусство – безграничные предметы, связанные и переплетенные воедино на протяжении веков. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди предаются персонализированным формам искусства или творчества?

И психология, и искусство — безграничные предметы, связанные и переплетенные воедино на протяжении веков. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди предаются персонализированным формам искусства или творчества? Когда мы смотрим на чужое искусство, что это значит и почему? Почему одни видят в абстрактном произведении лошадь, а другие — дракона? Почему одни цвета, стиль и формы производят на нас большее впечатление, чем другие? Это древние вопросы, которыми часто задаются психологи, глубоко вовлеченные в изучение человеческого разума. Ум каждого художника уникален и полностью индивидуален, как же тогда нам понимать их искусство, особенно когда каждый человек воспринимает и интерпретирует по-разному? Как и в случае с искусством и психологией, здесь нет простых ответов, но междисциплинарная область психологии искусства делает все возможное, чтобы разгадать некоторые тайны.

Психология искусства в чистом виде изучает характеристики, восприятие, познание и ментальную обработку человеком искусства и его производства. В зависимости от того, на какой стороне медали вы находитесь, на искусстве или психологии, это можно рассматривать с самых разных точек зрения. Я считаю, что ни искусство психологии никогда не будет полностью понято, да и не должно быть, есть вещи, которые лучше оставить в тайне.

Тест на чернильные пятна Роршаха

Многие люди слышали о тестах на чернильные пятна Роршаха, когда людей просят смотреть на различные чернильные пятна и описывать то, что они видят. Интересно, что они часто используются как способ выявления бессознательных мыслей, мотивов, желаний человека, а также для оценки личности и эмоционального функционирования. А 1995 опрос, проведенный Американским психологическим обществом, показал, что 82% психологов использовали тест чернильных пятен Роршаха. В одном из опросов 1995 года Американская психологическая ассоциация показала, что 82% использовали тест чернильных пятен Роршаха хотя бы изредка. Роршах был не первым, кто предположил, что интерпретация таких чернильных пятен может раскрыть скрытые аспекты чьей-то личности. Роршах опубликовал статьи, анализирующие произведения искусства психически больных, предполагая, что созданное ими искусство можно использовать, чтобы больше узнать об их личности.

Арт-терапия

В течение многих лет искусство также использовалось как форма терапии, поощряющая творчество и самовыражение. Аналитическая арт-терапия имеет корни в психоанализе, фокусируясь на терапевте и клиенте, а также на идеях, которые передаются между ними обоими посредством искусства. Психотерапевты также могут анализировать произведения искусства своих клиентов, это часто используется в терапии детей, чей язык или травма образуют барьер, который могут преодолеть рисование и искусство. Каким бы ни был метод, путешествие одинаково. Арт-терапевт и клиент путешествуют вместе, чтобы погрузиться в свои сокровенные мысли и эмоции, используя любые средства, но часто краски, бумагу, ручку или глину. Арт-терапия также может использоваться как форма выражения или как облегчение. Это помогает людям улучшить когнитивные и сенсорно-двигательные функции, креативность, самосознание, эмоциональную устойчивость, самооценку и может помочь в разрешении конфликтов и личностном росте.

Несомненно, каждому художнику нравится его работа, иначе он бы этого не делал. Искусство вытекает из души как своего рода медитация. Я считаю, что мы должны уважать искусство и наслаждаться им по-своему. Согласитесь не соглашаться с другими по поводу того, что каждый из нас видит или не видит. У каждого есть своя версия того, что составляет его любимое произведение искусства. Никакие два человека не увидят произведение искусства одинаково, каждый из нас различен и интерпретирует искусство по-своему. Мы должны просто любить и наслаждаться своим искусством, не больше и не меньше.

Написано Фионой ван Бюрен

Фиона — художница и помощник психолога в дебрях Шотландии. Она ищет вдохновение в красивых красках природы (коралловые рифы, цветы, пейзажи, животные и т. д.) и ее диких и постоянно меняющихся формах эволюции. Ее искусство акриловой жидкости позволяет ей «потерять» контроль над своей работой, отражая нашу неспособность контролировать природу. Это приводит к красивым потокам цвета и форм на холсте, отражающим желаемую среду ее мысленного взора и полностью открытым для интерпретации зрителем. Следуй за ней Акриловое искусство Фионы в Instagram и Facebook.

Арт

Ирэн Даум: Психология и искусство

Текст: Ирэн Даум | Раздел: «Искусство и наука»

Резюме: Психологические исследования уже давно касаются таких тем, как восприятие искусства, процесс художественного творчества и психологические основы творчества. Искусство играет важную роль во многих областях, таких как клиническая и прикладная психология. Текущие исследовательские вопросы в нейропсихологии связаны с механизмами оценки искусства и отношениями между произведением искусства и зрителем с точки зрения процесса, связанного с эмпатией.

Изобразительное искусство долгое время вызывало значительный интерес в психологии, биологии и смежных областях, поскольку вопросы исследований касаются восприятия и производства искусства, творчества и их применения в клинической психологии или рекламе [1] . Помимо научных конференций и публикаций, эти темы в последнее время также привлекли внимание авторов информационных бюллетеней, связанных с миром искусства (например, news.artnet.com).

Согласно Дарвину, «вкус к прекрасному» уже наблюдается у дочеловеческих видов. Для него характерно предпочтение регулярности и гармонии формы, а также наличие телесных украшений, которые служат селекционным преимуществом. Игра как самореализующаяся деятельность считается предшественником искусства у животных, формируя восприятие и контроль действий независимо от контекста реального мира [2] . Развитие очень сложных культур у людей привело к самореферентной деятельности, не связанной с основными биологическими потребностями жизни. В ранних человеческих сообществах большое количество энергии, ресурсов и технических навыков было вложено в использование украшений для улучшения внешнего вида предметов. Растущее использование инструментов было связано с повышением оценки мастерства исполнения и его отработкой до совершенства. Такое взаимодействие между развитием двигательных, когнитивных и эстетических навыков, по-видимому, лежит в основе зарождающейся оценки красивых произведений искусства 9.0045 [3] .

Что делает художников особенными?

«Der Künstler ist kein Mensch. Er ist ein Künstler, das ist etwas anderes» (Маркус Люперц) [4]

По словам известного художника, скульптора, музыканта и поэта Маркуса Люперца, художник отличается от других людей. Он/она ведет другую жизнь благодаря данному ему/ей таланту и его/ее миссии создавать искусство [5] . Считается, что генетика, ранняя поддержка и поощрение со стороны семьи и учителей, а также интенсивное стремление к художественному творчеству формируют условия, благоприятные для развития художественных навыков. Другими определяющими факторами являются личность, отношение и самооценка художника 9.0045 [6] .

Семейная история занятий искусством была описана для многих известных художников, причем отец и/или мать были художниками в случае Альбрехта Дюрера, Пабло Пикассо, Ганса Гольбейна, Джованни и Джентиле Беллини, Пауля Клее, Эдварда. Мунк и многие другие. Страсть к визуальному выражению — рисунку или живописи — часто появлялась в школьные годы вместе с более общими признаками выдающегося таланта, такими как готовность ума и быстрое понимание (подробнее см. 9).0045 [7] ). Согласно недавним исследованиям, развитие сетей человеческого мозга в значительной степени зависит от опыта, т. е. от постоянного стремления к определенным действиям и поведению [8] . Таким образом, сильная приверженность художественному производству в ранние годы, по-видимому, является важной детерминантой нейропсихологических механизмов, лежащих в основе художественного мастерства.

Среди художников высока доля левшей; известные примеры — Ганс Гольбейн, Леонардо да Винчи, Уильям Блейк, Огюст Ренуар или Каспар Давид Фридрих [9] . Леворукость встречается примерно у 10–15 % населения в целом и связана с более сильным вовлечением правого полушария мозга. Правое полушарие связано с зрительно-пространственными процессами, интуицией и образным мышлением, тогда как левое полушарие сильнее связано с языком и рациональным мышлением [10] . Преобладание правополушарной обработки может способствовать переносу внутренних образов в картины или скульптуры, что является преимуществом в творческом процессе.

Исключительный талант и креативность часто сопровождаются необычным «богемным» стилем жизни, своеобразным мышлением и навязчивой приверженностью художественному творчеству как основе самореализации. Высокий уровень эмоциональной расторможенности и склонности к риску может быть обычным явлением, наряду с нарциссическими чертами личности, характеризующимися преувеличенным чувством собственной важности, отсутствием сочувствия и интереса к другим и высокой потребностью в восхищении со стороны других. [11] [12]

Психологические проблемы сильно повлияли на жизнь многих известных артистов. Известными примерами являются Микеланджело, Уильям Блейк, Василий Кандинский и Эдвард Мунк, у которых были признаки депрессии, или современный художник Иса Гензкен, страдающий биполярным расстройством. Сообщалось о длительном злоупотреблении алкоголем Амедео Модильяни, Анри Тулуз-Лотрека, Джексона Поллока и многих других. Добавление к тяжелым наркотикам, таким как героин, т.е. в случае с Жаном-Мишелем Баския тоже не редкость. К числу причин и триггеров таких проблем относятся, помимо стрессовых жизненных событий, таких как потеря партнера, отсутствие признания и успеха в качестве профессионального художника, неуверенность в себе и неблагоприятная обратная связь со стороны публики и сверстников, которая интерпретируется как игнорирование [13] .   В последнее время требования известности в СМИ и давление жизни публичного человека создают проблемы, с которыми также может быть трудно справиться.

Известно, что неврологические расстройства, влияющие на работу мозга, сильно влияют на художественное самовыражение [14] . Картины, созданные Виллемом ДеКунингом, например, становились все более и более абстрактными в течение слабоумия. Внутренние образы формируются на основе восприятия, памяти и общих знаний о мире. Разрушение такого накопленного визуального знания может привести к освобождению от запретов в художественном выражении, ведущему к новому выразительному стилю 9.0045 [15] .

Жизненный опыт и художественное самовыражение

Что касается механизмов, лежащих в основе самого творческого процесса, художники часто сообщали о сильном внутреннем побуждении, страсти к художественному самовыражению вплоть до одержимости. Джоан Миро описал продолжающееся воздействие сенсорных стимулов, непрерывный поток впечатлений и ассоциаций, ведущий к пониманию новых значимых отношений и контекстов [16] . По мнению Миро, произведение искусства представляет собой окно во внутренний мир художника. Творческий процесс начинается в мозгу/разуме, переходит к руке, кисти и холсту, оставляя мало места для сознательной когнитивной проработки. В том же духе Георг Базелиц обрисовал, как он отдается процессу рисования, ситуация, напоминающая чувство стояния вне себя [17] . Конечный результат может даже стать неожиданностью, и, по словам Маркуса Люперца, вы не решаете, закончена ли картина — вы знаете [18] .

Известно, что решающий личный опыт в значительной степени влияет на работу художника. Искусство отражает не только такие переживания и связанные с ними внутренние состояния, но и процесс преодоления жизненных событий и травм, а также глубокое чувство понимания и озарения. По словам художника Германа-Йозефа Куна, художник рисует опыт, а не реальность. Легендарный пример — путешествие в Тунис коллег-художников Пауля Клее, Огюста Макке и Луи Муайе в 1914, что оказало глубокое влияние на их дальнейшую работу. Впечатления, декорации и архитектура привели к появлению акварелей и рисунков, отображающих новый уровень абстракции и открытие цвета как творческого инструмента [19] [20] . Путешествуя по пустыне Сахара в 1950-х годах, художник ZERO Хайнц Мак был глубоко впечатлен архаичным нетронутым ландшафтом и огромным пространством. Его опыт лег в основу серии экспериментов с воздействием света на различные материалы, такие как зеркала и серебро. Размещение объектов в пустыне оказалось важным проектом ZERO, оказавшим длительное влияние на более позднюю работу Хайнца Мака [21] .

Товарищ по ZERO художник Гюнтер Юкер описал критический период в конце Второй мировой войны, когда он был подростком. Чтобы защитить свою семью от приближающейся русской армии, он обезопасил дом, заблокировав окна и двери изнутри, заколотив куски дерева. Гвозди стали неотъемлемой частью его работ и его преобладающим средством художественного самовыражения, а рисунки и пейзажи, сформированные гвоздями, появлялись в картинах, предметах и ​​инсталляциях [22] .

Günther Uecker: Nagel , 2013, фотография Irene Daum

Помимо выражения личного жизненного опыта в своих работах, художники часто проявляют высокую восприимчивость к новаторским способам мышления в обществе, будучи способными предвидеть и понимать Zeitgeist и участвовать в его проявлении. Хорошо известными примерами политической активности художников являются экологические темы, разработанные Йозефом Бойсом и Х.А. Шульт или искусство граффити Харальда Нэгели, который наносит рисунки на общественные здания в знак протеста против нечеловеческой среды обитания.

Искусство и наука

Подробный обзор художников, имеющих опыт работы в науке, и ученых, проявляющих большой интерес к искусству, представлен в статье Питера Тепе «Связи между наукой и (визуальным) искусством» в этом выпуске. Современный обзор Питера Тепе состоит из шести глав, а предисловие к текущему выпуску w/k.

Традиционно искусство и архитектура/инженерное дело были тесно связаны. Леонардо да Винчи был одержим оценкой и пониманием пропорций и увлекался геометрией, проводя эксперименты с процессами плавления при конструировании машин. Основная идея заключалась в том, чтобы учиться у природы путем детального наблюдения, которое в конечном итоге улучшило зрительно-пространственные образы и трехмерное мышление в результате многолетнего опыта.

Научная подготовка, как известно, влияет на выбор мотивов, разработанных художником. Современный пример — работа Хьюго Богуславского, который изучал биологию в дополнение к искусству, прежде чем полностью посвятить себя работе художника. В его картинах элементы природы — листья, следы мелких животных и т. д. — собраны и сгруппированы в абстрактную композицию, часто в ярких, ненатуралистических тонах, чтобы сформировать тип новой органической обстановки, выходящей далеко за пределы природы [23]. ] .

Хьюго Богуславски: Schwarm , 2007, фотография Хьюго Богуславски

Еще один пример связи биологии и искусства — работа итальянской художницы Сильвии Стокетто. Она закончила биологию и даже продолжила свою научную работу, чтобы получить докторскую степень по биологии, прежде чем отказаться от науки и заняться изучением искусства и живописи в частности. В ее композициях часто сочетаются отдельные гиперреалистичные элементы, взятые из природы — животные, деревья и т. д. — для создания необычных новых пейзажей дикой природы и современных натюрмортов.

Silvia Stocchetto: La gru coronata , 2016, фотография Сильвии Stocchetto

После обучения в области технологий Детлев ван Равенсвай (см. темы космических технологий, основанные на точных научных знаниях, которые принесли международную известность космическому искусству. Позже он обратился к свободному искусству, а его научное образование все еще использовалось в его работах, например. в серии изображений пейзажного типа под названием «многогоризонты», в которых он переводит образы земной атмосферы, видимые с орбиты, в красочные абстрактные картины [24] .

Детлев ван Равенсвай: Multihorizonte , 2013, фотография Детлева ван Равенсвай

Растущее признание роли искусства по отношению к науке находит свое отражение во введении программ «художник-резидент» в исследовательских центрах международного значения, например, в Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве.

Восприятие и оценка искусства

Субъективная реакция на искусство многогранна и может включать интерес, радость и удовольствие, а также гнев и отвращение. На ответы влияет ряд переменных, включая содержание, фактическое настроение, опыт работы с искусством, знакомство, а также известность и рыночную стоимость художника [25] .

Особенности обработки зрительной информации, установленные психологическими исследованиями, в значительной степени влияют на выбор зрителя. Общее предпочтение регулярности, симметрии и композиционного баланса связано с легкостью восприятия, снижением напряжения и идеальным уровнем активации с точки зрения «хорошего гештальта». Правильный баланс между сложностью/возбуждением и порядком, то есть правильное сочетание знакомого и незнакомого, как правило, достигается за счет использования четких контуров, цветовых контрастов и включения элементов неожиданности. Интересно, что эмпирические исследования не всегда давали предпочтение композиции, расположенной в соответствии с золотым сечением (подробный анализ см. 9).0045 [26] ).

В среднем фигуративные картины предпочитают абстрактным. Однако оценка абстрактного искусства растет с увеличением воздействия, подтверждая предположение, что эксперты рассматривают искусство на основе когнитивных моделей, тогда как неспециалисты руководствуются знакомством и удовольствием. Этот вывод может быть связан с двумя основными режимами обработки информации: восходящая обработка отражает обработку входных данных зрительной системой в формы, цвета и узоры, тогда как нисходящая обработка зрительных входных данных в значительной степени управляется сохраненными зрительными паттернами и воспоминаниями [27] . Перемещение взгляда и внимание к важным деталям формируют целостное изображение. Произведения старых мастеров в основном представляют собой прототипы объектов и образ действительности, соответствующий сохраненным представлениям о формах. С возрастающим воздействием новых необычных входных данных в современном искусстве зрительная система развивает более тонкие уровни различения и новые категории восприятия, повышая оценку ранее незнакомых входных данных.

Перцептивная психология оставила свой след в недавних произведениях искусства, ярким примером которых являются визуальные иллюзии в математически вдохновленных работах голландского художника-графика М.К. Эшер. Его рисунки фигур и структур естественны на первый взгляд, но на второй взгляд кажутся тревожными, поскольку они нарушают сохраненные представления. Его невозможный треугольник, например, выглядит возможным в каждом отдельном углу, но невозможным в целом. Этот эффект основан на ограничениях зрительной системы, которая имеет сильную тенденцию создавать трехмерные объекты из двухмерного визуального ввода.

Художник Йозеф Альберс широко использовал физиологические эффекты цветов и их взаимодействия. Его знаменитая серия «Посвящение квадрату » исследовала хроматические взаимодействия с плоскостями цветных квадратов, вложенными друг в друга, что создает впечатление глубины и пространственных эффектов в дополнение к эффектам взаимодействия цветов. Серый цвет, например, представленный рядом с синим цветом, сливается в субъективное впечатление от одного цвета после длительного просмотра. Или желтый цвет может потерять свою яркость рядом с белым цветом.

Со стороны зрителя, вид искусства, который привлекает людей, зависит от личных качеств. Экстраверсия связана с предпочтением современного искусства, а интроверсия — с предпочтением более традиционного искусства. Нейротизм был связан с высоким уровнем эстетической чувствительности (обзор см. [28] ). Продолжительное знакомство с великим искусством может привести к сильной эмоциональной вовлеченности, а в крайних случаях — к набору психосоматических симптомов, включающих дисфункцию восприятия, тахикардию, приступы паники и потерю сознания — состояние, известное как «синдром Стендаля» 9.0045 [29] . Однако основа таких экстремальных форм культурного шока является предметом спорных дискуссий в научной литературе.

Известно, что искусство обладает непосредственным предвидящим эффектом, пробуждая интуитивное чувство прекрасного. По словам Жоана Миро, великое искусство действует подобно удару, не нуждаясь в посредничестве мысли. На второй взгляд, при сознательном размышлении, вызываются ассоциации с личными переживаниями и воспоминаниями, которые влияют на восприятие художественного произведения. Кроме того, вследствие занятий искусством могут возникнуть блуждание ума, творческие образы и дивергентное мышление.0045 [30] .

На психологическом уровне оценка искусства описывается как акт эмпатии, при котором внутренние состояния и эмоции художника вызываются у воспринимающего, что приводит к своего рода отражению, процессу внутренней симуляции. Эта идея основана на предположении, что внутренние состояния художника выражаются через произведение искусства через выбор содержания, цвета и формы, т.е. выражая радость яркими цветами и правильными формами и отрицательные эмоции темным цветом и неправильными формами [31] . Хотя это предположение может показаться слишком упрощенным, недавние исследования в области нейробиологии показывают, что содержание, изображенное на картине, например, конкретное движение действительно активирует мозговые центры, ответственные за движение у зрителя, а выражение боли активирует центры боли в мозгу зрителя, тем самым поддерживая идею эмпатических отношений между произведением искусства и зрителем [32] .

Искусство в прикладной психологии

Предпочтение и признание красоты используются в рекламе, средствах массовой информации и во многих сферах коммуникации. Товары, связанные с произведениями искусства в рекламных кампаниях, получают более благоприятные оценки потребителей и привлекают внимание к продукту и, в конечном итоге, к потреблению. Коннотации совершенства и изысканности, присущие искусству, распространяются и на продукт. Такие «эффекты художественного вливания» работают даже с предметами, не относящимися к предметам роскоши 9.0045 [33] .

Недавно искусство также было обнаружено как потенциальная движущая сила в области организационной психологии и бизнес-консалтинга [34] . Ассоциируясь с инновациями и поиском нестандартных решений, размышления об искусстве могут трансформироваться в более общую открытость новым идеям в отношении таких бизнес-задач, как управление изменениями. Чему можно научиться, занимаясь искусством, так это подвергать сомнению условия, которые считаются само собой разумеющимися, концентрируясь на необычных взглядах, рассматривая ситуации под другим углом или распознавая тонкости. Искусство учит видеть в нескольких смыслах, а также ценить качество и мастерство. Участие в искусстве может улучшить образность и креативность, а также справиться с двусмысленностью и многомерностью, тем самым способствуя открытию разнообразия вариантов во многих деловых ситуациях. Было обнаружено, что включение искусства в рабочую среду способствует общению, создает благоприятную атмосферу и в целом приводит к более высокому удовлетворению работой [35] .

Арт-терапия относится к терапевтическому использованию искусства в профессиональных отношениях, при этом искусство служит диагностическим и интервенционным инструментом и формой общения между клиентом/пациентом и терапевтом. Подходы, основанные на искусстве, применялись в контексте широкого спектра поведенческих или психических проблем, среди которых шизофрения, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и нарушения развития. Рисунок и живопись могут служить формой символической речи, их продукты имеют глубоко личное значение, отражая переживания, эмоции и внутренние образы, которые могут внести значительный вклад в переоценку [36] . Терапевтические преимущества произведений искусства во время выздоровления от болезни или в процессе решения хронических проблем со здоровьем широко признаны. Известно, что помимо тренировки двигательных функций и визуального воображения участие в создании произведений искусства улучшает настроение, когнитивные и социальные навыки и улучшает управление стрессом [37] .

Помимо практического применения и функции знака социального отличия и престижа, следует подчеркнуть, что люди просто любят искусство. Согласно Маркусу Люперцу, его самая важная роль — помочь людям развить новые идеи, стать более терпимыми, открытыми и великодушными [38] .


[1] Шустер, М. (2011) Wodurch Bilder wirken – Psychologie der Kunst. Dumont Bildverlag, Кёльн.
[2] Сарасин, П. и Соммер, М. (2010). Эволюция. Ein interdisziplinäres Handbuch. JB Metzler, Штутгарт.
[3] Сарасин, П. и Соммер, М. (2010)
[4] Сток, О. и Шрайбер, С. (2015) «Der Künstler ist kein Mensch». Интервью с Маркусом Люперцем. www.handelsblatt.com, 4.10.2015
[5] Сток, О. и Шрайбер, С. (2015)
[6] Ланге-Эйхбаум, В. и Курт, В. (1985). Джинн, Иррсинн и Рум. Die Maler und Bildhauer. Reinhardt Verlag, München, 7te, исправленное издание W. Ritter
[7] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, W. (1985)
[8] Bellebaum, C., Thoma, P. & Daum, И. (2012). Нейропсихология. VS Verlag, Wiesbaden
[9] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, W. (1985)
[10] Bellebaum et al. (2012)
[11] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, W. (1985)
[12] Viveros-Faune, C. (2015). Почему бушующая эпидемия нарциссизма в мире искусства убивает искусство. News.artnet.com, 1 декабря 2015 г.
[13] Касконе, С. (2016). Новое исследование показывает, что художники имеют общие черты с психопатами. news.artnet.com, 26 апреля 2016 г.
[14] Богуславский Дж. и Хеннеричи М.Г. (2007). Неврологические расстройства у известных артистов. Границы неврологии и неврологии, Базель.
[15] Чаттерджи, А. (2004) Нейропсихология визуального художественного производства. Neuropsychologia, 42, 1568-1583
[16] Erben, W. (1988). Джоан Миро. Менш и Верк. Taschen Verlag, Кельн.
[17] Базелиц, Г. (2011). Gesammelte Schriften und Interviews. Под редакцией Д. Гретенкорта. Hirmer Verlag, München
[18] Stock, O. & Schreiber, S. (2015)
[19] Schuster, M. (2011)
[20] Lange-Eichbaum, W. & Kurth, В. (1985)
[21] см. www.mack-kunst.com
[22] Tittel, C. (2015). Гюнтер Юкер — mit Nägeln gegen die Russen. Интервью www.welt.de 28.09.2015
[23] см. www.hugo-boguslawski.com
[24] van Ravenswaay, D. & Daum, I. (2014). Детлев ван Равенсвей – К новым горизонтам. Verlag Till Breckner, Düsseldorf
[25] Schuster, M. (2011)
[26] Schuster, M. (2011)
[27] Bellebaum et al. (2012)
[28] Шустер, М. (2011)
[29] Магерини, Г. (1989) Синдром Стендаля. Понте делле Грацие, Флоренция.
[30] Чаттерджи, А. (2014). Эстетический мозг: как мы эволюционировали, стремясь к красоте и наслаждаясь искусством. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд.
[31] Шустер, М. (2011)
[32] Чаттерджи, А. (2014)
[33] Хагтведт, Х. и Патрик, В.М. (2008). Вливание искусства: влияние изобразительного искусства на восприятие и оценку потребительских товаров. Журнал маркетинговых исследований, 45, 379-389.
[34] Бокемюль, М. и Шеффолд, Т.К. (2007). Дас Ви ам Вас. Бератунг и искусство. Frankfurter Allgemeine Buch.
[35] Бокемюль, М. и Шеффолд, Т.К. (2007)
[36] Шустер, М. (2011)
[37] Мальчиоди, К.А. (2012). Справочник по арт-терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *