Автобиография – путь к уверенности и успеху. Психология.
На консультацию пришла женщина 36 лет. Подавлена, рассказывает о неуверенности в себе. Я попросила ее написать автобиографию по годам, делая акценты на важных событиях. Женщина пропала на пару месяцев. Вернулась с написанной биографией.
Исследуя ее повествование, начинаю рассказывать о ней.
На меня смотрят округлившиеся глаза и женщина восклицает:
– Это, что я?!
Спрашиваю:
– Ну, это Вы прожили?
– Я.
– Значит Вы – это Вы.
– А я забыла, что я такая…
Встретила ее через пару лет – цветущая, уверенность непоколебима.
А всего-то человек узнал себя и поменял к себе отношение. Осознал себя через собственное изложение, изменил мнение о себе. И это мнение не придумано, оно как бы естественно рождено. Как факт, потому что со страниц автобиографии на тебя смотрит неповторимость, которая многое знает и умеет, но почему-то забыла об этом.
Человек настолько не знает и не понимает себя, настолько думает «клочками», что приходит к психологу послушать о себе, собрать полную картинку.
Вообще, нужно менять «самооценку» на «самоотношение». Перестать себя оценивать – это освободиться от стремления к исключительности и идеальности. Если самооценку поменять на самоотношение, человек перестает дергаться не только от собственных оценок, но и от оценок окружающих. Он понимает: кто он, на что способен и поэтому становится уверенным в себе. Не в других, не в удаче – в себе.
Самооценка мешает наслаждаться даже реальными достижениями. Это такая прорва, вечно недовольная, указка к идеалу, часто несуществующему. И человек не себя реализует, себя настоящего, а стремится реализовать нечто идеальное, часто навязанное.
Если меняется мнение о себе, меняется многое, по законам системы. И в системе «ЧЕЛОВЕК» даже малое положительное изменение ведет к изменению всей системы.
- – мы понимаем, кто мы, откуда и зачем;
- – исследуем личные мифы;
- – исследуем сильные качества, наши опоры;
- – находим ведущий конфликт;
- – исследуем психосемантику;
- – освобождаем себя от невысказанного, потаенного, блокированного;
- – пишущий биографию – эксперт своей жизни;
- – в биографии просматривается «связность» событий, получается целостная картина, которая больше не тревожит, а вдохновляет;
- – с помощью биографии можно исследовать, корректировать, терапевтировать и составлять дальнейший план жизненного развития;
- – в биографии изучается характер, мотивы, находятся истоки талантов;
- – биография помогает найти смыслы, понять себя, добраться до самости.
Многим маленьким человекам не везет с родительской любовью. Вместо «Ты умный и красивый», он получает «Дурачок, невезучий, уйди, не мешай». И мы, маленькие, без критики принимаем все, что говорят нам наши любимые, сильные родители. Мы им верим.
«Ты – неуклюжий» – ребенок принял это как данность, вырос и живет с мифом «неуклюжий». И делает все возможное и невозможное, чтобы БЫТЬ неуклюжим.
Неуверенность происходит из-за незнания себя, своей индивидуальности. Находя и осознавая индивидуальность, мы идем своей дорогой и перестаем бездарно копировать других. Индивидуальность – это такой способ делать, применяя себя (свои способности), который приносит нечто ценное в мир, в общество, для других.
Если мы не знаем своих сильных качеств, своего характера, своего таланта, то все это ищем вовне, пытаясь наполнить себя не собой, а кем-то и чем-то. И когда кому-то надоедает быть наполнителем нас – они исчезают. Мы не можем смириться со своей пустотой и страдаем.
Неуверенность – частая замаскированная причина многих жизненных неудач: мы не можем полностью себе довериться. Как можно довериться тому, кого не знаешь? Из-за неуверенности мы смотрим на других и ждем одобрения, не можем сами планировать и достигать. Мы вообще не можем ставить свои цели, потому что – ну кто мы? Никто. Какие цели у никого? Никакие.Не зная себя, своих смыслов, получается, что мы исключены из собственной жизни.
В биографии находится основное противоречие или тормоза, которые не дают нам развиваться и жить так, как хочется. Задача – сняться с тормоза. А это возможно, исследовав жизненную историю: как человек научился быть в проблеме и зачем она ему?
Важно как, какими словами человек выражает себя и описывает то, что с ним происходит. Что он считает важным в описании, а что малозначительным.
Описывая свою историю, мы освобождаемся от невысказанного. Это дает колоссальный прилив сил. Невысказанность, неуслышанность часто приводит к ощущению небытия.
Каждый – хозяин и эксперт своей жизни. Психолог лишь задает сильные вопросы, которые помогают эту экспертность раскрыть. Мы начинаем видеть себя со стороны, понимаем, что все ответы и решения уже есть в нас.
Читая собственную биографию, человек будто смотрит фильм о себе, видит всю историю своего становления. Он начинает лучше понимать настоящее и эффективнее планировать будущее. Учится ставить адекватные цели и достигать их.
Нобелевский лауреат Э. Шредингер говорит о том, что сохранение жизни – это повышение меры упорядоченности. Другими словами, жизнь – это отрицательный хаос, это ПОРЯДОК. Написание автобиографии – это возможность организации жизненной истории, ее упорядочивания, собирания фактов о себе и связывания их в целое.
Из практики. Напротив сидит мужчина, пять лет назад писавший свою биографию. Тогда – сутулый, в дырявом свитере, улыбающийся так, будто за улыбку его будут бить. Сейчас – спокойный и уверенный, есть семья, профессия, аккуратный (кстати, изменил миф «ты – неряха»), полон сил и планов.
В. Франкл: «Личность раскрывается в своей биографии. Она открывает себя, свою уникальную сущность только биографическому объяснению, не поддаваясь прямому анализу».
Человек, понимая, что он неповторим в своем проявлении, вдохновляется на поступки и, совершая их, нравится себе все больше и больше.
Кириллова Любовь Станиславовна,
клинический психолог
Центр проективной диагностики и консультирования «ReFORMA» проводит исследование. Для участия в исследовательском проекте нужно:
– написать автобиографию по годам, подробно описывая все, что для вас важно и то, что кажется неважным;
– писать, не корректируя, не подбирая слов, писать, как пишется.
В заключении ответить на вопросы:
- Что Вам дало написание автобиографии?
- Что Вы поняли о себе?
- Ваши планы на будущее?
Участие в проекте бесплатное. В качестве бонуса – обратная связь (на что обратить внимание, указание на точку приложения сил и формула личности).
Биографии направлять на reforma.k@ya.ru
5 1 голос
Рейтинг статьи
Помогите проекту — поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂
Психосинтетическая автобиография — Психологос
Цель написания автобиографии
Главная цель заключается в выявлении того, как повлияло и до сих пор влияет наше прошлое на настоящее. Это помогает выйти за рамки сложившегося под влиянием обстоятельств стереотипа поведения, который уже не отвечает вашим потребностям. Здесь первостепенное значение имеет простое перечисление событий ради них самих, а не «автобиография» внутренних процессов, изучение тех условий, ситуаций и людей, которые оказали влияние на нашу жизнь, а также путей нашего взаимодействия с ними. Для предоставления информации специалистам, которые будут работать с вашей автобиографией, необходимо кратко указать такие чисто формальные данные, как дата и место рождения, национальность, социально-экономический статус семьи, где вы воспитывались, число братьев и сестер, ваше место в семье, социальное окружение и естественные условия, в которых вы проживали. Попытайтесь указать влияние этих факторов на ваше развитие. Включая в автобиографию чисто внешние данные, укажите, какое воздействие, по вашему мнению, они оказали на вас как на личность.
Манера изложения
Обычно пути изложения автобиографии варьируют от человека к человеку. Некоторые люди используют хронологический подход, рассматривая год за годом. Другие начинают с тех событий, которые кажутся им наиболее заслуживающими внимания. Каждый из этих подходов может принести пользу и оказаться эффективным. Иногда наилучший результат приносит их сочетание, то есть сначала описание основных моментов в хронологическом порядке, а затем их рассмотрение в зависимости от желания. Хронологический перечень служит здесь в качестве справочного указателя, не дающего пропустить что-то главное. Желательно, чтобы запись велась в свободной и наиболее простой форме, даже если это повлечет за собой нарушение грамматических правил и повлияет на стиль. Самое важное — отразить поток мыслей, а не форму этого отражения. Запись должна как бы фиксировать «поток сознания», где будут выделены какие-то главные моменты и темы, а не являться отражением попытки классифицировать данные по какой-то предопределенной схеме.
Попытайтесь описать свою жизнь честно и беспристрастно, не выбрасывая ничего, что, по вашему мнению, может представить вас в невыгодном свете. Необходимо отметить все, чего вы стыдитесь, а также указать ваши слабые места и болезненные точки. Попытка дать наиболее честное и объективное описание поможет вам вжиться в него и использовать его самым конструктивным образом.
Если вы вдруг обнаружите, что написанная автобиография очень объемна и запутана, то желательно поработать над ней еще какое-то время с целью создания более сокращенного и упорядоченного варианта. Это позволит, во-первых, более отчетливо увидеть проблемы, во-вторых, иметь в распоряжении руководство, определяющее направление психосинтеза. Очень подробный вариант помогает излить накопившееся, выразить себя. Он больше подходит для личного пользования. Краткое изложение может стать основой для работы в контакте с другими людьми, а также упорядочивает мысли и конкретизирует их.
Описание этапов развития
Каким человеком вы были в различные периоды жизни? Изменились ли вы? Воспринимают ли вас окружающие таким, каким вы представляетесь себе? Какие маски вы носите в обществе? Меняетесь ли вы каким-то образом, если хотите понравиться окружающим или защитить себя от них?
Постарайтесь проиллюстрировать все положения с помощью рисунков.
Как вы разрешили психологическую проблему тождественности своему полу? Какие чувства вы испытывали в связи с тем, что вы женщина или мужчина, изменились ли ваши взгляды на этот счет? Что вам нравится или не нравится в вашей половой принадлежности? Представьте себе, что вы лицо противоположного пола: каковы, по вашему мнению, преимущества и недостатки?
К каким моделям вы возвращались в жизни несколько раз? Бывали ли случаи стереотипного конфликтного поведения, которое неоднократно повторялось в самых различных ситуациях? Извлекали ли вы какие-то уроки из вашего жизненного опыта?
Частные вопросы
Каково ваше самое раннее воспоминание (то, насколько оно реально или вымышленно, не имеет значения)? Опишите любой из детских снов, который вы видели несколько раз.
Укажите любое травматическое событие, например болезнь, несчастный случай, смерть, разлуку, насилие, сексуальные проблемы и т. д. Как это повлияло на вас?
Модель и смысл жизни
Какую разновидность архетипической модели отражает описываемая вами жизнь? Напишите мифическое произведение или сказку, повествующую о вашей жизни. Нарисуйте портреты главных персонажей, изображенных в архетипиче-ской форме. Какие названия или подписи вы бы хотели использовать в сочетании с рисунками? Принимаете ли вы ваш жизненный опыт или отвергаете его? Каковы, по вашему мнению, глубинный смысл и цель вашей жизни?
Как написать статью по психоавтобиографии
Энн Пайберн Крейг
Психоавтобиография отличается от стандартной автобиографии тем, что вы будете анализировать, как вы стали тем, кто вы есть сегодня, в рамках психологической теории. К тому времени, когда вы закончите, вы будете лучше понимать роль нарративного повествования в психологии и вашей собственной жизни. У разных преподавателей разные ожидания от психоавтобиографической статьи; Убедитесь, что вы понимаете, чего хочет ваш инструктор.
Ваше знакомство
Психоавтобиография должна начинаться с описания того, кем вы являетесь сейчас. Будьте максимально объективны в описании своих сильных и слабых сторон. Он должен отвечать на вопрос: если бы кто-то встретил вас сегодня впервые, кого бы он встретил? Во введении также должны быть указаны и кратко описаны психологические теории, которые вы будете применять, такие как психоаналитические, поведенческие или гуманистические.
Организуйте свою историю
Выберите основу, на основе которой вы будете организовывать свою историю. Тематический подход организован вокруг аспекта вашей жизни, такого как ваша сексуальность или духовный опыт, и он рассматривает другие переживания через призму этой темы. Хронологическая структура — это расширенная временная шкала вашего общего опыта. Или вы можете построить историю в соответствии с определенной психологической теорией или теориями. Как только у вас появится организующая структура, у вас будет более четкое представление о том, что включить, а что исключить.
Основное повествование
Психоавтобиография включает в себя обзор жизненных обстоятельств, которые часто считаются важными факторами в формировании личности. В этом разделе будут описаны ваши родители и их брак, ваши братья и сестры, город, в котором вы выросли, и роль вашей семьи в обществе. Он углубляется в вашу образовательную и социальную жизнь вне семьи, романтические и сексуальные встречи, духовный опыт и ранние рабочие места. Думайте об этом как о фоне или контексте, который должен быть на месте, прежде чем вы сосредоточитесь на конкретных деталях.
Ключевой опыт
Пересмотрите свое описание себя и своей истории и подумайте, какие события в наибольшей степени ответственны за описанные вами черты. Вы можете быть защитником аутсайдеров, потому что ваш родитель был таким или потому что у вас есть яркие воспоминания о том, как над вами издевались. Вы можете быть пунктуальны, потому что вам внушили, что это важно, или потому, что чье-то опоздание негативно повлияло на вашу жизнь. Подробно расскажите об этом опыте, установив связь между ним и человеком, которым вы являетесь сегодня.
Теоретическая основа
Объясните, как опыт и вытекающие из него черты вписываются в соответствующую теорию психологии. Вы можете поверить, что пережили эдипальную травму. Возможно, вас поддержали или лишили помощи в навигации по этапам развития Эриксона. Повторяющийся опыт мог определенным образом обусловить ваше поведение. Продемонстрируйте свое понимание теории, которую вы применяете, и используйте конкретные примеры, чтобы проиллюстрировать, как то, что произошло с вами, и кем вы были, когда это произошло, пересекается способами, которые поддерживают или противоречат этой теории.
Завершить
Пересмотреть «Кто я?» раздел, который вы написали во введении. Кратко опишите, каким образом истории, которые вы выбрали для включения, создали личность, которую вы описали. Приведите его в актуальное состояние, поразмышляв над опытом написания психоавтобиографического эссе.
Автобиографические повествования (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Автобиографические повествования Определение
Автобиографические повествования — это истории, которые люди помнят (и часто рассказывают) о событиях своей жизни. Некоторые автобиографические рассказы относятся к воспоминаниям о важных личных событиях, таких как «моё первое свидание» или «день, когда умер мой отец». Другие могут показаться тривиальными, как воспоминание о вчерашнем завтраке. Многие психологи изучают, насколько точны воспоминания о личных событиях. Они задают такие вопросы: Насколько верна память? Является ли история искажением того, что произошло на самом деле? Других психологов интересует, что автобиографические рассказы говорят о самопонимании человека или о социальной жизни и социальных отношениях в целом. Их вопросы включают следующие: Что конкретное воспоминание означает для человека, который его помнит? Как люди используют автобиографические нарративы в повседневной жизни?
Что мы помним?
Память людей о личных событиях не похожа на видеозапись, которую можно просто воспроизвести. Во-первых, люди в конце концов забывают большинство событий, которые с ними происходят. Попытайтесь вспомнить, что вы ели на обед 1 июня 2005 года. Или что вы носили накануне. Ясно, что у мозга есть более важные дела, чем вспоминать каждое когда-либо произошедшее событие. Во-вторых, подробности тех событий, которые люди действительно вспоминают, даже если они вспоминают их живо, часто оказываются неточными и спутанными, тем более что эти события уходят в далекое прошлое. В то же время исследования показывают, что, хотя люди часто делают ошибки, вспоминая детали важных личных событий давнего прошлого, их рассказы удивительно точно передают общую суть этих событий. Люди лучше запоминают общую картину, чем мелкие факты.
Многие психологи рассматривают автобиографическую память как активный и творческий процесс. Люди создают воспоминания, (а) обращая внимание на определенные особенности события, которое нужно запомнить, (б) сохраняя информацию об этом событии в соответствии с лично значимыми категориями и прошлым опытом, (в) извлекая информацию о событии способами, которые помогают решать социальные проблемы. или удовлетворить ситуационные требования, и (d) перевод воспоминаний о событии в связный рассказ. На что люди обращают внимание, как они хранят автобиографическую информацию, что они в конечном итоге извлекают из своей памяти и как все это рассказывается другим людям, — все это зависит от множества различных факторов в жизни человека и в социальном мире, включая, в частности, цели человека. Например, человек, чья жизненная цель — стать врачом, может создать особенно яркие личные воспоминания о взаимодействии с врачами и медсестрами в детстве, о положительном опыте изучения биологии и медицинских наук, а также об эпизодах помощи другим людям. Автобиографические нарративы представляют собой готовый источник эпизодической информации, к которой люди могут обращаться при принятии важных решений о будущем.
Развитие и функции автобиографических повествований
Большинство людей практически ничего не могут вспомнить в возрасте до 2 лет. Автобиографическая память начинает проявляться на третьем-четвертом году жизни, когда у маленьких детей начинают формироваться простые воспоминания о событиях, которые с ними происходили.
Родители, братья, сестры и учителя часто оказывают значительную помощь в развитии ранней автобиографической памяти. Они попросят маленьких детей вспомнить недавние события (вчерашнюю поездку в парк, вечеринку по случаю дня рождения Сары) и предложат им рассказать об этом событии в виде истории. К 5 годам большинство детей могут рассказывать связные истории о событиях своей жизни с указанием обстановки, персонажей, сюжета и ощущения начала, середины и конца. По мере прохождения детьми начальной школы их автобиографические воспоминания становятся более сложными и нюансированными.В подростковом и юношеском возрасте люди начинают организовывать воспоминания о конкретных личных событиях в более масштабные жизненные истории. Эти интернализированные и развивающиеся жизненные истории могут служить выражением нарративной идентичности. Другими словами, жизненные истории людей — их автобиографическое понимание своей жизни в целом — помогают придать их жизни смысл и направление, объясняя в форме истории, как, по их мнению, они пришли к тому, кем они являются сегодня, и где, по их мнению, их жизнь может измениться.
Люди часто делятся своими историями важных личных событий с друзьями и знакомыми. Таким образом, личное повествование часто способствует межличностной близости. Родители часто рассказывают детям истории из своего прошлого, учителя часто используют автобиографические рассказы, чтобы способствовать обучению в классе, а многие взрослые рассматривают личные рассказы как эффективное средство социализации и преподнесения нравственных уроков молодым людям.